Economy and management ín branches and fíelds of actmty
Ёш
Малинин С. В. Malinin S. V.
кандидат экономических кандидат экономических начальник отдела
наук, доцент, ведущий наук, заместитель центра организации
научный сотрудник, заведующего сектором, труда и проектирования
ООО «НИИ Транснефть», ООО «НИИ Транснефть», экономических нормативов, г. Москва, г. Москва, ОАО «РЖД»,
Российская Федерация Российская Федерация г. Москва,
Российская Федерация
УДК 331.103.3
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ НОРМАТИВОВ ЧИСЛЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА В КОМПАНИЯХ ХОЛДИНГОВОГО ТИПА
Рассмотрены основные подходы к разработке норм труда для управленческого персонала организаций в современных экономических условиях. Определены проблемные области процесса разработки норм труда для компаний, имеющих многоуровневую структуру управления. Представлен опыт разработки нормативов численности специалистов управленческого персонала в компаниях холдингового типа.
На примере одного из крупнейших промышленных холдингов исследована деятельность экономистов на различных уровнях управления, предложены методические подходы к разработке детализированных и укрупненных нормативов численности, обоснованы соответствующие методы разработки и обоснования норм.
На основе детального анализа форм сбора информации, исследования форм статистической и оперативной отчетности, заполняемых экономистами, определены основные финансовые и экономические показатели, характеризующие деятельность предприятий и оказывающие влияние на численность управленческого персонала, установлены перечни выполняемых работ, а также входящие в их состав операции. Проведен расчет показателей трудозатрат с использованием методов математической статистики, а также данных, полученных при помощи фотографии рабочего времени и хронометражных исследований. Приведен пример разработки нормативной таблицы с обоснованием необходимого количества граф, интервальных значений влияющих показателей, а также границ интервалов.
Ключевые слова: норма труда, методы нормирования труда, процесс измерения, норматив численности персонала, управление численностью персонала.
EXPERIENCE IN DEVELOPMENT OF STANDARTS FOR THE MANAGEMENT STAFF RATIO IN HOLDING COMPANIES
The article considers the basic approaches to the development of labor standards for the management staff of organizations in the current economic conditions. The areas of concern of the development process of labor standards for companies with a multi-tire management struc-
Бахтизина А. Р. Bakhtizina A. R.
Милехин П. Б. Milehin P. B.
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
ture are identified. The experience of developing the standards for the number of specialists in management staff in holding companies is reviewed.
The article includes a case study that explores the work of economists at various levels of management of one of the major industrial holdings; methodological approaches to the development of detailed and consolidated standards of staff ratio are proposed; the appropriate methods of developing and justifying the norms are substantiated.
Based on a detailed analysis of the forms of data collection, on the study of statistical and operational reporting forms filled by economists, the key financial and economic indicators which characterize the activities of enterprises and influence the management staff ratio, are determined. The production lists are established, as well as the operations included in them. The calculation of labor costs using the methods of mathematical statistics, as well as data obtained with the help of photographs of working hours and timing studies was carried out. An example of the development of a prescriptive table with justification of the necessary number of cells, interval values of the influencing indicators, and also the boundaries of intervals is given.
Key words: labor standards, methodological approaches to the development standards of staff ratio, measurement process, staff management.
Ведение бизнеса в условиях современной российской действительности требует от менеджеров принятия оперативных и оптимальных управленческих решений. От скорости принятия таких решений, в основе которых, прежде всего, следует выделить качество исходной информации, зависит успешность бизнеса в целом.
Россия на сегодняшний момент находится под давлением ограничений, введенных мировым сообществом. Это привело к нарушению сложившихся экономических связей, падению объемов производства и, как следствие, стагнации экономики. Сжимание рынка реализации производимой продукции (оказываемых услуг) заставляет менеджеров искать пути сокращения расходов на ее производство и повышения производительности труда1.
Основным направлением повышения производительности труда и снижения расходов для руководителей организаций становится оптимизация затрат труда на производство продукции (оказание услуг). Многие руководители организаций озадачены поиском действенных механизмов, помогающих решить
1 Подробнее о производительности труда описано в публикации Малинин С.В., Милехин П.Б. Измерение производительности труда: возможные решения и направления практического использования // Управленческие науки в современном мире: сб. докл. науч. конф.: в 2 т. / Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; науч.-практ. журнал «Эффективное антикризисное управление». СПб.: ИД «Реальная экономика», 2015. Т. 1.
эти вопросы, при этом забывая о таком эффективном инструменте, как нормирование труда.
Нормирование труда как функция управления организацией представляет собой деятельность по обеспечению рационального использования ее трудовых ресурсов. Нормирование труда включает в себя разработку и внедрение обоснованных (технически, технологически, физиологически, социально, экономически и т.п.) норм труда, информационное, нормативное и правовое обеспечение управления трудом.
Во времена Советского Союза вопросам нормирования труда уделялось значительное внимание. Каждая отрасль народного хозяйства имела свои научно-исследовательские организации, которые осуществляли разработку норм труда, а многие предприятия дополнительно содержали целые подразделения нормировщиков. На межотраслевом уровне разработкой норм труда и методическим обеспечением занимался Научно-исследовательский институт труда. После политических преобразований в 1991 г. и перехода к рыночной экономике произошло изменение правовой формы предприятий -переход к частной собственности. Это привело к постепенной ликвидации отраслевых научно-исследовательских организаций, которые воспринимались новыми собственниками как непрофильные активы.
EcoNoMY AND MANAGEMENT iN branches AND FiELDs oF ACTMTY
За последние два с половиной десятилетия нормирование труда как одна из ключевых функций управления организацией претерпело значительные организационные преобразования. В России нормирование исторически связывало экономическую и производственную стороны управления организацией, что позволяло сопоставлять результаты изменений технологических и технических параметров производства и его экономических показателей. С конца прошлого столетия проявилась тенденция передачи этой функции подразделениям по управлению персоналом, что привело к нарушению сложившихся связей. Как следствие, руководители организаций перестали воспринимать нормирование труда как одну из ключевых функций управления.
Дополнительной причиной стало отсутствие государственной поддержки, выразившееся в передаче функции нормирования труда практически в полном объеме на уровень организации (ст. 159 Трудового кодекса Российской Федерации) при сохранении в своем ведении только функции «содействия в системной организации труда». В результате база нормативных документов по труду, созданная в прошлом столетии, безнадежно устарела и не отвечает существующим требованиям, а организации остались без соответствующей методической поддержки и актуальных норм труда.
Отдельно стоит сказать о нормировании труда управленческого персонала и специалистов. Если затраты труда рабочих можно оценить, используя пусть устаревшие, но имеющиеся нормы труда, разработанные методические материалы, технологии бенч-маркинга и т.п., то с управленческим персоналом и специалистами ситуация намного сложнее. Это связано, прежде всего, с тем, что изменилась правовая принадлежность организаций, каждый работодатель вправе устанавливать для данных работников свой набор функциональных обязанностей, определять индивидуальные характеристики рабочего места и организации труда. В комплексе это приводит к стиранию границ между специальностями и к необходимости
нормирования труда данной категории персонала, исходя из выполняемых ими работ.
Необходимо отметить, что для организаций, имеющих моноструктуру2, нормирование управленческого персонала и специалистов на основе применения аналитически-исследовательских и аналитически-расчетных методов разработки норм труда не составляет особенной проблемы. Для компаний, имеющих многоуровневую структуру, обусловленную наличием филиалов, дочерних и зависимых обществ и т. п., процесс разработки норм труда характеризуется наличием ряда вопросов, которые требуют пристального внимания, например:
— учет особенностей в организации труда и распределения нормируемых функций в различных подразделениях компании;
— различие требований к нормам труда на разных уровнях управления компании (для подразделений нижнего уровня необходимы детализированные нормы труда, устанавливаемые на конкретные работы, выполняемые специалистом, а на верхнем уровне принятие стратегических решений не требует значительного уровня детализации и достаточно использовать укрупненные нормы);
— обеспечение сопоставимости нормативных значений в зависимости от уровня управления, на котором применяются нормы труда.
В рамках изучения возможностей реализации данных вопросов на практике нами проведено исследование деятельности работников по специальности «экономист» [1-8]. Выбор данной специальности обусловлен ее распространенностью, а также отсутствием норм труда, разработанных на государственном уровне.
В качестве базы исследования был выбран один из крупнейших промышленных холдингов, который осуществляет более 9 видов деятельности и имеет более 50 филиалов и 40 дочерних и зависимых обществ.
2 Подробнее об организационных структурах описано в публикации К вопросу о формировании организационных структур подразделений нормирования труда // Нормирование и оплата труда в промышленности. 2013. № 9.
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
Рисунок 1. Укрупненная схема компании холдингового типа
Укрупненная схема исследуемой компании представлена на рисунке 1.
Для целей исследования структура компании была разделена на три уровня управления:
1-й уровень — аппарат управления компанией;
2-й уровень — аппараты управления филиалов, дочерних и зависимых обществ компании;
3-й уровень — аппараты управления структурных подразделений филиалов, дочерних и зависимых обществ компании.
Проведенный опрос руководителей различных уровней показал, что для 1-го и 2-го уровней необходимо определить нормативную численность экономистов по подчиненным подразделениям, что позволит осуществлять планирование и учет затрат на оплату труда и обучение, распределение численности персонала по видам деятельности компании, а также определять потребность в данных специалистах при создании новых подразделений. При этом следует использовать методику расчета, позволяющую определять значение нормативной численности в зависимости от одного-двух производственных или экономических показателей деятельности подразделения. Кроме того, выбранные показатели должны быть контролируемы на каждом уровне управления и отражать специфику деятельности конкретного структурного подразделения или группы подразделений, относящихся к одному виду деятельности компании.
В то же время руководители 3-го уровня предпочли более детализированные нормы на конкретные работы, что позволяет им осу-
ществлять оперативное планирование деятельности работников, более гибко регулировать загрузку нормируемых специалистов и иметь возможность в случае необходимости перераспределять объемы работ специалистам смежных специальностей [9].
В рамках первого этапа проводимого исследования была собрана и проанализирована информация о выполняемых экономистами работах (типовые квалификационные характеристики, должностные инструкции, нормативные документы компании). На основе полученных данных были выделены следующие основные работы, выполняемые экономистами:
— разработка и корректировка бюджетов предприятия;
— анализ выполнения основных производственно-экономических показателей деятельности предприятия;
— работа со штатным расписанием;
— анализ выполнения работниками предприятия показателей премирования по результатам работы за месяц;
— формирование и подготовка отчетных форм (периодической и статистической отчетности);
— прочие работы.
Для каждой из работ был определен состав основных операций, которые представлены в таблице 1.
На основе проведенного детального анализа информации о перечне выполняемых работ были определены их измерители, и построена таблица для сбора данных участвующих в проекте предприятий (таблица 2).
Economy and management in branches and fields of actmty
Таблица 1. Перечень работ и операций, выполняемых экономистами
№ п/п Наименование работы Основные выполняемые операции
1. Разработка и корректировка бюджетов предприятия Разработка и корректировка проектов бюджетов.
Доведение утвержденных значений показателей бюджетов до причастных лиц и контроль их исполнения.
Внесение изменений и корректировка параметров бюджетов
2. Анализ выполнения основных произ-водственно-экономи-ческих показателей деятельности предприятия Подготовка исходных данных для анализа основных производственно-экономических показателей работы предприятия.
Расчет процента выполнения производственно-экономических показателей работы предприятия.
Анализ достигнутого в отчетном периоде уровня основных производственно-экономических показателей работы предприятия с целью выявления причин отклонения от плана.
Разработка предложений по оптимизации расходов с целью повышения эффективности производственно-экономической деятельности предприятия.
3. Работа со штатным расписанием Формирование и согласование проекта штатного расписания (подготовка изменений), ввод в автоматизированную систему.
Проведение анализа штатного расписания, подготовка аналитических отчетов.
Подготовка локальных нормативных актов об утверждении (изменении) штатного расписания.
4. Анализ выполнения работниками предприятия показателей премирования по результатам работы за месяц Изучение материалов о выполнении плана по показателям премирования работников.
Проверка выполнения основных и дополнительных условий премирования.
5. Отчетность Сбор данных для формирования оперативной и статистической отчетности.
Формирование отчетности.
6. Прочие работы Расчет экономического эффекта рационализаторских предложений. Изучение нормативных документов и приказов, ответы на указания, телеграммы, телефонные звонки, консультации по кругу выполняемых обязанностей. Работа по оптимизации использования материальных, топливно-энергетических ресурсов и т.д.
Таблица 2. Форма сбора данных для разработки детализированных нормативов численности экономистов
№ п/п Наименование выполняемой работы Измеритель работы Периодично сть выполнения работы в 2016 г. Объем выполненной работы в 2016 г. Время на измеритель работы, ч
1 2 3 4 5 6
1. Разработка и корректировка бюджетов
1.1 Разработка бюджетов показатель
бюджет
1.2 Корректировка бюджетов показатель
бюджет
2. Анализ выполнения основных производственно-экономических показателей деятельности показатель
подразделение
3. Работа со штатным расписанием
3.1 Проверка штатного расписания штатная единица
наименование профессии, специальности
3.2 Подготовка изменений (корректировок) в штатное расписание штатная единица
приказ
4. Анализ выполнения работниками предприятия показателей премирования по результатам работы за месяц показатель
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
1 2 3 4 5 6
5. Формирование и подготовка отчетных форм (оперативной и статистической отчетности)
5.1 Формирование и подготовка ежемесячных отчетных форм отчет
5.2 Формирование и подготовка ежеквартальных отчетных форм отчет
5.3 Формирование и подготовка полугодовых отчетных форм отчет
5.4 Формирование и подготовка годовых отчетных форм отчет
6. Прочие работы ч
Таблица 3. Форма сбора данных для разработки укрупненных нормативов численности экономистов
№ п/п Наименование предприятия Количество участков, цехов, районов и т.п., ед. Сумма расходов, млн руб. Сумма доходов, млн руб. Объем активов, млн руб. Объем основных средств, млн руб. Объем материально-технических ресурсов, млн руб. Объем товарно-материальных ценностей, млн руб. Численность персонала предприятия, чел.
списочная на 31.12.2016 г. среднесписочная за 2016 г. штатная на 31.12.2016 г.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Дополнительно, для разработки укрупненного норматива численности проведены исследования форм статистической и оперативной отчетности, заполняемых экономистами. На их основе определены основные финансовые и экономические показатели, характеризующие деятельность предприятий, которые в обобщенном виде представлены в таблице 3.
Определение методов разработки нормативных значений численности нормируемых работников производилось исходя из поставленных целей. Для 1-го и 2-го уровней управления — суммарным методом, путем установления зависимостей между нормативной численностью нормируемых работников и основными показателями деятельности предприятия. Разработка непосредственно значений нормативной численности в зависимости от объема выполняемых работ (3-й уровень управления) предполагалась с использованием аналитических методов нормирования труда (аналитически-исследовательского, аналитически-расчетного).
После определения методов разработки нормативов численности на предприятия были направлены таблицы для сбора данных (таблицы 2 и 3). При этом на предприятиях для заполнения графы 6 таблицы 2 необходимо было провести хронометражные исследования времени выполнения работником единицы работы.
По результатам обработки собранной от предприятий информации произведены построение и анализ хронорядов по каждой выполняемой работе. На основе полученных значений времени было определено проектное значение численности на единицу каждой работы.
Определение норматива численности на выполнение единицы работы (Нчй) в зависимости от времени ее выполнения производилось по следующей формуле:
ф,
(1)
рв
где Т. — время на выполнение единицы работы, ч;
Фрв — годовой фонд рабочего времени одного работника, ч.
- 35
зателями и временем их выполнения. В соответствии с ним формула для определения норматива численности имеет следующий вид:
= а1х1 + а2х2 + Ь, (3)
где Нч — расчетное значение численности работников для выполнения единицы работы, чел.;
ар а2, Ь — постоянные коэффициенты уравнения;
х х2 — значения соответствующего показателя.
После проведения расчетов были построены нормативные таблицы по каждой выполняемой экономистом работе (таблицы 4-10).
Таблица 4. Норматив численности на разработку бюджетов
Количество бюджетов 1 2 3 4 5 6 свыше 6
Количество показателей до 20 0,015 0,019 0,025 0,031 0,037 0,043 0,046
21-40 0,027 0,031 0,037 0,043 0,049 0,055 0,058
41-60 0,051 0,055 0,061 0,067 0,073 0,079 0,082
61-80 0,075 0,079 0,085 0,091 0,097 0,103 0,106
80-100 0,099 0,103 0,109 0,115 0,121 0,127 0,13
свыше 100 0,123 0,127 0,133 0,139 0,145 0,151 0,154
Таблица 5. Норматив численности на корректировку бюджетов
Количество бюджетов 1 2 3 4 5 6 свыше 6
Количество показателей до 20 0,0016 0,0034 0,0064 0,0094 0,0124 0,0154 0,0166
21-40 0,0025 0,0043 0,0073 0,0103 0,0133 0,0163 0,0175
41-60 0,0043 0,0061 0,0091 0,0121 0,0151 0,0181 0,0193
61-80 0,0061 0,0079 0,0109 0,0139 0,0169 0,0199 0,0211
80-100 0,0079 0,0097 0,0127 0,0157 0,0187 0,0217 0,0229
свыше 100 0,0097 0,0115 0,0145 0,0175 0,0205 0,0235 0,0247
Таблица 6. Норматив численности на анализ выполнения основных производственно-экономических показателей деятельности
Количество производственных подразделений до 5 6-10 11-15 16-20 свыше 20
Количество показателей до 20 0,0250 0,0251 0,0253 0,0256 0,0258
21-40 0,0373 0,0374 0,0376 0,0379 0,0381
41-60 0,0619 0,0620 0,0622 0,0625 0,0627
61-80 0,0865 0,0866 0,0868 0,0871 0,0873
80-100 0,1111 0,1112 0,1114 0,1117 0,1119
свыше 100 0,1357 0,1358 0,1360 0,1363 0,1365
Таблица 7. Норматив численности на проверку штатного расписания
Количество наименований профессий, специальностей до 50 51-150 151-250 свыше 250
Количество штатных единиц до 100 0,00021 0,00022 0,00023 0,00024
101-300 0,00046 0,00047 0,00048 0,00049
301-500 0,00096 0,00097 0,00098 0,00099
501-700 0,00146 0,00147 0,00148 0,00149
701-900 0,00196 0,00197 0,00198 0,00199
901-1100 0,00246 0,00247 0,00248 0,00249
свыше 1100 0,00296 0,00297 0,00298 0,00299
ECONOMY AND MANAGEMENT iN BRANCHES AND FiELDS OF ACTiViTY
Норматив численности на выполнение установленного объема работы (H4Í) определялся по формуле:
иг^а, (2)
где T — норма времени на выполнение единицы работы, ч;
p. — количество единиц выполняемой работы, ед.;
Фрв — годовой фонд рабочего времени одного работника, ч.
Для определения норматива численности для работ, зависящих от двух и более показателей, был применен метод регрессионного анализа, позволивший установить нормативные зависимости между выбранными пока-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
Таблица 8. Норматив численности на подготовку изменений (корректировок) в штатное расписание
Количество изменений 1 2 3 4 5 свыше5
Количество штатных единиц (измененных) до 10 0,0007 0,0014 0,0021 0,0028 0,0036 0,006
11-30 0,0026 0,0033 0,0040 0,0047 0,0054 0,008
31-50 0,0063 0,0070 0,0077 0,0084 0,0091 0,011
51-70 0,01 0,0107 0,0114 0,0121 0,0128 0,015
71-90 0,0137 0,0144 0,0151 0,0158 0,0165 0,019
91-110 0,0174 0,0181 0,0188 0,0195 0,0202 0,022
свыше 110 0,0211 0,0218 0,0225 0,0232 0,0239 0,026
Таблица 9. Норматив численности на анализ выполнения работниками предприятия показателей премирования по результатам работы за месяц
Количество показателей премирования 1 2 3 4 5
Норматив численности, чел. 0,0002 0,0004 0,0005 0,0007 0,0008
Количество показателей премирования 6 7 8 9 10
Норматив численности, чел. 0,001 0,0011 0,0013 0,0014 0,0016
Количество показателей премирования 11 12 13 14 свыше 14
Норматив численности, чел. 0,0018 0,0019 0,0021 0,0022 0,0024
Таблица 10. Норматив численности на формирование и подготовку ежемесячной отчетности*
Количество отчетов до 5 6-10 11-15 16-20 21-25 26-30 свыше 30
Норматив численности, чел. 0,06 0,09 0,15 0,21 0,26 0,32 0,38
* — аналогично разрабатываются нормативы численности на формирования и подготовку ежеквартальной,
полугодовой и годовой отчетности.
Кпр — коэффициент, учитывающий затраты времени работника на выполнение прочих работ.
Укрупненный норматив численности рассчитывался с применением метода установления зависимости нормативной численности работников от основных показателей деятельности предприятия, который основывается на исследовании данных о финансово-экономических показателях деятельности, отраженных в статистической и периодической отчетности (таблица 3).
Исследования производились на основе использования математико-статистических методов обработки информации. В качестве основных методов были выбраны корреляционный и графоаналитический анализы. Расчеты осуществлялись на основе использования Microsoft Office Excel [10].
На основе данных предприятий (таблица 3) сделан корреляционный анализ, который позволил провести оценку взаимного влияния значений показателей и нормативной численности работников. Результаты анализа приведены в таблице 11. Наибольший коэффициент корреляции соответствует зависимости нормативной численности экономистов
Для учета затрат времени на выполнение прочих работ проводился анализ временных данных, представленных предприятиями, по данной позиции, который показал, что средние затраты времени на выполнение прочих работ, установленные на основании данных оперативного учета, составляют 20 % от времени нормируемых работ.
Расчет значения коэффициента, учитывающего затраты времени работника на выполнение прочих работ, производился по формуле:
t,
КПр = 1+^ (4)
где — время на выполнение прочих работ, ч;
Фрв — годовой фонд рабочего времени одного работника, ч.
В результате нормативная численность работников, необходимая для выполнения всего объема работ Нч, определяется по формуле:
нч = !Г=1 * кпр , (5)
где Нч. — норматив численности на выполнение единицы работы, чел.;
ECONOMY AND MANAGEMENT iN BRANCHES AND FiELDS OF ACTiViTY
от среднесписочной численности персонала предприятия. Поэтому дальнейшая разработка укрупненных значений нормативной численности проводилась на основе исследования именно этого показателя.
Для определения укрупненных нормативных значений численности применен метод графоаналитического анализа с построением графика распределения нормативной численности экономистов в зависимости от среднесписочной численности персонала предприятия (рисунок 2).
На основе анализа величины достоверности аппроксимации для различных вариантов линии тренда построенного графика было установлено, что наибольшая его величина
Таблица 11. Матрица корреляционного анализа
= 0,91) достигается при линии тренда, характеризуемой линейными параметрами и имеющей следующую математическую модель:
Нр = а0 + а1 * хп , (6)
где Нр — нормативная численность работников, чел.;
а0, а1 — постоянные коэффициенты уравнения;
хп — среднесписочная численность персонала предприятия, чел.
Для нашего исследования математическая модель имеет следующий вид:
Нр = 0,0023* хп + 0,6848 , (7)
где Нр — нормативная численность работников, чел.;
\ Наименование \ показателя Номер графы \ показателя \ Количество участков, цехов и т.п., ед. Сумма расходов, тыс. РУб. Сумма доходов, тыс. руб. Объем активов, тыс. руб. Объем основных средств, тыс. руб. Объем МТР, тыс. руб. Объем ТМЦ, тыс. руб. Численность персонала всего, чел. Нормативная численность экономистов, чел.
списочная на 31.12.2016 г. среднесписочная за 2016 г. штатная на 31.12.2016 г.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2 1
3 0,53 1
4 0,12 -0,03 1
5 0,39 0,36 -0,02 1
6 0,41 0,69 -0,04 0,35 1
7 -0,01 0,01 -0,01 -0,06 -0,01 1
8 0,07 -0,11 -0,01 0,23 0,04 -0,01 1
9 0,32 0,29 0,04 0,24 0,23 0,01 0,05 1
10 0,27 0,26 0,03 0,23 0,18 0,02 0,05 0,91 1
11 0,23 0,24 0,01 0,22 0,21 -0,01 0,04 0,93 0,94 1
12 0,27 0,26 0,03 0,23 0,18 0,01 0,05 0,92 0,99 0,91 1
1800
Среднесписочная численность, чел.
Рисунок 2. График распределения нормативной численности экономистов от среднесписочной численности персонала предприятия
к.
(8)
0,0023 и 0,6848 — постоянные коэффициенты уравнения;
хп — среднесписочная численность персонала предприятия, чел.
Апробация полученной математической модели показала, что при расчете по модели численность экономистов составляет 3239 чел., а в расчете по работам нормативная численность равна 3348 чел. Для обеспечения сопоставимости нормативных значений нами проведена корректировка математической модели.
Расчет коэффициента для корректировки параметров математической модели производится по следующей формуле:
где Ккр — корректировочный коэффициент;
Нр. — нормативная численность работников, чел.;
Чк1 — расчетная численность работников, чел.
Корректирующий коэффициент применяется к постоянным членам математической модели и позволяет производить изменение графического нахождения нормативной линии до принятия ею положения, соответствующего нулевому значению отклонения алгебраической суммы точек, соответствующих фактическим значениям численности.
Укрупненный норматив численности работников на выполнение функции Нч будет определяться по формуле:
Нч = К^ * (а0 +аг* хп\ (9)
где а0, а1 — постоянные коэффициенты уравнения;
Ккр — корректировочный коэффициент;
х — значения показателя.
п
В результате итоговая математическая модель примет следующий вид:
Нр = 0,002365* хп + 0,7047, (10) где Нр — нормативная численность работников, чел.;
0,002365 и 0,7047 — постоянные коэффициенты уравнения;
хп — среднесписочная численность персонала предприятия, чел.
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
После разработки математической модели определения укрупненных значений нормативной численности производится построение нормативной таблицы. Для этого необходимо определить необходимое количество граф таблицы, содержащих интервальные значения влияющего показателя (среднесписочная численность персонала предприятия), и границы этих интервалов.
Определение количества граф было произведено с помощью формулы Стерджесса: ъ= 1 +3,322*^ п, (11)
где z — количество интервалов;
п — количество предприятий, участвующих в исследовании.
Длина интервала вычисляется по формуле:
^ _ Хтах ~хтт (12)
где z — количество интервалов;
хтах — максимальное значение среднесписочной численности персонала участвующих в исследовании предприятий, чел.;
хт1п — минимальное значение среднесписочной численности персонала участвующих в исследовании предприятий, чел.
Определение границ интервалов производится по следующим формулам:
Хо Хццд -
XI = Хо + в,
х2 = + в,
(13)
(14)
(15)
где z — количество интервалов; s — длина интервала; хт1п — минимальное значение среднесписочной численности персонала участвующих в исследовании предприятий, чел.;
х0 — граничное значение среднесписочной численности персонала в нулевом интервале, чел.;
хх — граничное значение среднесписочной численности персонала в первом интервале, чел.;
хг — граничное значение среднесписочной численности персонала в 2-ом интервале, чел.
В результате нормативная таблица для определения укрупненных значений численности имеет следующий вид (таблица 12).
Economy and management ín branches and fíelds of actívíty
Таблица 12. Нормативная таблица для определения укрупненных значений численности
Среднесписочная численность работников, чел. Нормативная численность экономистов, чел.
до 336 1
337-740 2
741-1144 3
1145-1548 4
1549-1952 5
1953-2356 6
2357-2760 7
2761-3164 8
3165-3568 9
3568-3972 10
3973-4376 11
свыше 4376 12
Выводы
После разработки нормативов численности экономистов была произведена их апробация непосредственно на предприятиях. Итоги апробации показали, что при среднесписочной численности нормируемых работников в 2016 г., равной 3516 чел., их нормативная численность составила 3348 чел., что дает возможность высвободить 168 чел., или 5 %.
Проведенное исследование, направленное на применение описываемых подходов к раз-
Список литературы
1. Бычин В.Б., Малинин С.В., Новикова Е.В. Нормирование труда: учебник. М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2016.
2. Бычин В.Б., Шубенкова Е.В., Малинин С.В. Организация и нормирование труда. М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2014.
3. Долженко Р.А. Нормирование численности сотрудников HR-подразделения организации // Нормирование и оплата труда в промышленности. 2013. № 4.
4. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих / Утвержден Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 3 (ред. от 12.02.2014).
5. Мансуров Р.Е. Нормирование труда специалистов компаний, имеющих филиальную структуру // Трудовое право. 2007. № 9.
6. Омельченко И.Б. Методический подход к нормированию численности управленческого персонала. URL: www.pdffactory.com.
работке нормативов численности, позволяет решить вопросы:
— сопоставимости нормативных значений для различных уровней управления компанией;
— осуществления оперативного управление численностью нормируемых работников;
— планирования загрузки нормируемых работников, а также перераспределения работ, обусловленные особенностями организации труда на конкретных предприятиях.
7. Пиньковецкая Ю.С. Методика обоснования численности управленческих работников в предпринимательских структурах // Менеджмент и бизнес-образование. 2012. № 2.
8. Сидоркина С.В. Некоторые вопросы нормирования труда административно-управленческого персонала // Нормирование и оплата труда в промышленности. 2012. № 8.
9. Крицкий Ю.Л., Трусов В.А., Хазе-ев Б.Ш., Дулясова М.В., Бахтизина А.Р. Концепция эффективной организации работы диспетчерского персонала ОАО «АК «Транснефть» // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2015. № 3 (19). С. 78-83.
10. Мартьянов А.В., Дикий Б.А., Стачев А.А. Применение метода корреляционно-регрессионного анализа при расчете нормативов численности персонала нефтеперекачивающих ОСТ // Наука и технологии
трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2014. № 4 (16). С. 10S—113.
References
1. Bychin V.B., Malinin S.V., Novikova E.V. Rationing of Labor: a Textbook. M.: Publishing house «INFRA-M», 2016.
2. Bychin V.B., Shubenkova E.V., Malinin S.V. Organization and Rationing of Labor. M.: Publishing House «INFRA-M», 2014.
3. Dolzhenko R.A. Rationing the Number of Employees of the HR-Unit of the Organization // Rationing and Labor Compensation in Industry. 2013. No. 4.
4. Qualification Directory of Positions of Managers, Specialists and Other Employees / Approved by Resolution of the Ministry of Labor of Russia of August 21, 199S No. 3 (as of 12.02.2014).
5. Mansurov R.E. Rationing Labor of Specialists of Companies with a Branch Structure // Labor law. 200l. No. 9.
6. Omelchenko I.B. Methodical Approach to the Standardization of the Number of Management Personnel. URL: www.pdffactory. com.
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
7. Pinkovetskaya Yu.S. The Method of Substantiating the Number of Managers in Business Structures // Management and Business Education. 2012. No. 2.
8. Sidorkina S.V. Some Issues of the Rationing of Administrative and Managerial Personnel // Rationing and Labor Remuneration in Industry. 2012. No. 8.
9. Kritskii Yu.L., Trusov V.A., Khaze-ev B.Sh., Dulyasova M.V., Bakhtizina A.R. Concept of the Efficient Work Arrangement for the Dispatch Office Personnel of JSC «Trans-neft» // Nauka i tekhnologii truboprovodnogo transporta nefti i nefteproduktov. 2015. No. 3 (19). P. 78-83.
10. Mart'yanov A.V., Dikii B.A., Stachev A.A. Application of the Correlation and Regression Method Analysis at Calculating the Standard Number of Employees at the Oil Pumping Organizations of the System «Trans-neft» // Science & Technologies: Oil and Oil Products Pipeline Transportation. 2014. No. 4 (16). P. 108-113.