ОПЫТ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ В ЖИЛИЩНОМ ФОНДЕ
THE EXPERIENCE OF DEVELOPMENT OF THE MUNICIPAL AGENDAS FOR INCREASING ENERGY EFFICIENCY AT
HOUSING STOCK
С.Г. Шеина, E.B. Чулкова
S.G. Sheina, E.V. Chulkova
РГСУ
Согласно Федеральному Закону 261-ФЗ в 2010 году должны быть разработаны целевые программы по повышению энергетической эффективности во всех муниципальных образованиях и субъектах РФ.
In accordance with the new Federal Law № 261-FZ of 2010 task programs should be developed to improve energy efficiency in all municipalities and regions of Russian Federation.
Экономия энергетических ресурсов в жилищном фонде стала одной из приоритетных проблем настоящего времени, требующих незамедлительного решения. Создание комфортных условий жизнеобеспечения человека требует значительных затрат энергии, которая в настоящее время используется крайне не эффективно, в то время как современный уровень развития науки позволяет найти более эффективного использования энергетических ресурсов. [1,2].
В 2009 году был принят 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», целью которого является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Этим законом были обозначены требования по реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, наряду с другими нормативными актами он стал основанием для разработки городских и областных программ по энергосбережению. [3].
Целью разработки Программы энергосбережения и повышения энергоэффективности в жилищном фонде стали улучшение качества жизни населения, снижение затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг, применение новейших инновационных технологий в сфере энергосбережения и, как следствие, снижение энергопотребления на м2 общей площади жилых домов, повышение финансовой устойчивости городской экономики.
Разработка программы энергосбережения в жилищном фонде муниципального образования включает в себя несколько этапов. Алгоритм формирования целевой программы представлен на рисунке 1.
3/2011
ВЕСТНИК
_МГСУ
1 этап
Рисунок 1. Алгоритм формирования целевой программы по энергосбережению
В г. Ростове-на-Дону разработана методика реализации целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде. Основной целью программы является обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий и повышения энергетической эффективности в секторах экономики г. Ростова-на-Дону.
Жилищный фонд г. Ростова-на-Дону насчитывает около 8 тысяч домов общей площадью 19 млн. кв.м., на отопление которых уходит порядка 2,5 млн т. у. т.
В результате проведенных исследований определены классы энергетической эффективности для объектов-аналогов. Анализ показал, что 97 % зданий имеют низкий (Б) и очень низкий (Е) класс энергетической эффективности и только 3 % имеют нормальный (С) - здания с повышенными теплотехническими характеристиками после 2000 года постройки (Таблица 1).
Таблица 1
Классы энергоэффективности объектов жилищного фонда города Ростова-на-Дону
Период постройки Материал стен Этажность Количество Площадь тыс. кв. м. Существующий класс энергетической эффективности объекта-аналога
До 1927 г Деревянные, глинобитные 1,2 443 65,3 Б/Е ( низкий, очень низкий)
Кирпичные 1 922 119,4 Е (очень низкий)
2 1501 345,1 Е (очень низкий)
3 410 362,1 Е (очень низкий)
19281945 гг. Кирпичные 1...3 385 118,3 Е (очень низкий)
Свыше 4 156 305,61 Е (очень низкий)
19461957 гг. Кирпичные, блочные, панели 1.3 406 191,9 Е (очень низкий)
Свыше 4 112 242,4 Е (очень низкий)
19581970 гг. Кирпичные 1. 3 801 329,6 Е (очень низкий)
Свыше 4 574 1429,2 Е (очень низкий)
Панели До 9 277 959,5 Б/Е ( низкий, очень низкий)
19711980 гг. Кирпичные 4,5 263 561,2 Е (очень низкий)
6.14 235 1037,7 Е (очень низкий)
Панели 4,5 158 566,0 Б/Е ( низкий, очень низкий)
6.9 161 856,1 Б/Е ( низкий, очень низкий)
3/2011
ВЕСТНИК _МГСУ
19812000 гг. Кирпичные 4,5 98 116,8 Б (низкий)
6...9 162 669,4 Б (низкий)
10...16 109 481,7 Б (низкий)
Панели 4.9 328 1761,3 Б (низкий)
10.18 85 561,4 Б (низкий)
после 2000 г. Кирпичные Панели Монолит 4.9 36 119,7 С (нормальный)
Свыше 9 171 752,1 С (нормальный)
Оценка потенциала энергосбережения определяется исходя из эффективности проведения энергосберегающих мероприятий в отдельности и их комплекса в целом. Комплекс энергосберегающих мероприятий включает в себя: утепление ограждающих конструкций, обновление системы отопления и замену окон, реконструкцию системы электроснабжения и вентиляции, установку приборов учета энергоресурсов. Моделирование поэтапного применения этих мероприятий при проведении комплексной санации показало, что большинство зданий возможно привести к нормативному состоянию, то есть к классам В и С (таблица 2).
При выработке базовой стратегии энергосбережения учитывается экономическая целесообразность и социальная значимость энергосберегающих мероприятий с учетом физического износа и остаточного срока службы зданий.
Экономическая целесообразность выполнения энергосберегающих мероприятий определяется коэффициентом эффективности проведения ремонтных работ, который определяется как отношение стоимости ремонтных работ с учетом проведения энергосберегающих мероприятий к восстановительной стоимости здания:
С
^ _ рем.раб.
+ С
энергосбер. меропр.
С
< 1
Стоимость проведения ремонтных работ в комплексе с энергосберегающими мероприятиями не должна превышать восстановительную стоимость здания.
Анализ результатов исследования показал, что приоритетными для проведения энергосберегающих мероприятий являются объекты 1958-2000 г.п. этажностью не ниже 5 этажей.
В результате общая стоимость реализации программы составляет 51 152 млн. р., а с учетом выбора базовой стратегии 27 079 млн. руб., что позволит провести энергетическую санацию более 1000 зданий и сэкономить 1 047 580 Гкал (62 % от общего потенциала энергосбережения жилищного фонда города).
Результатом реализации данной Программы является экономия энергетических ресурсов, тепловой энергии, электроэнергии и природного газа, экономия затрат на энергию потребителями энергоресурсов. Это приведет к повышению уровня жизни населения, а также повышению финансовой устойчивости городской экономики, что является немаловажным в нынешних условиях.
В результате реализации данной Программы ожидаются положительные результаты в экономии энергетических ресурсов, такие как:
- экономия первичной энергии, тепловой энергии, электроэнергии и природного газа;
- экономия на приобретении всеми потребителями энергоресурсов;
- экономия затрат на энергию потребителями энергоресурсов.
Это приведет к повышению уровня жизни населения, а также повышению финансовой устойчивости городской экономики, что является немаловажным в нынешних условиях.
Таблица 2
Классификация зданий г. Ростова-на-Дону с указанием классы энергетической эффективности до и после проведения комплекса энергосберегающих мероприятий
Период постройки 3 к ъ Н и Количество зданий по г. Ростову-на-Дону Общая площадь домов, тыс. м. кв. Существующий класс энергоэффективн ости Класс энергоэффективн ости после проведения комплекса мероприятий
До 1927 г. Деревянные, глинобитные 443 65,32 Б «низкий» B «высокий»
Кирпич 2833 826,6 Е «очень низкий» B-D «высокий»-«низкий»
19281945 гг. Кирпич 541 423,93 Е «очень низкий» B «высокий»
19461957 гг. Кирпич, блоки, панели 518 434,34 Е «очень низкий» B-D «высокий»-«низкий»
19581970 гг. Кирпич 1375 1758,75 Е «очень низкий» B-D «высокий»-«низкий»
Панели 277 959,49 Б-Е «низкий, очень низкий» C «нормальный»
19711980 гг. Кирпич 498 1598,86 Е «очень низкий» B-D «высокий»-«низкий»
Панели 319 1422,06 Б-Е«низкий, очень низкий» C «нормальный»
19812000 гг. Кирпич 369 1267,86 Б «низкий» C «нормальный»
Панели 413 2322,61 Б «низкий» C «нормальный»
После 2000 г. Кирпич, панели, монолит 207 871,78 С «нормальный» B «высокий»
Итого: 7793 18 805 тыс. кв. м.
3/2011_МГСу ТНИК
Литература
1. Дмитриев А. Н., Монастырев П.В., Сборщиков С.Б. Энергосбережение в реконструируемых зданиях.. М.„ Издательство ассоциации строительных вузов,2008
2. Дмитриев А. Н. Управление энергосберегающими инновациями.. М., Издательство ассоциации строительных вузов,2001
3. Федеральный закон РФ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации», Консультант-Плюс, 2009
Literature
1. Dmitriev A.N., Monastyryov P.V., Sborschikov S.B. Energy conservation in the reconstructed buildings Moscow: Publishing Association of Building Universities, 2008
2. Dmitriev A.N. Management energy-efficient innovations. Moscow: Publishing Association of Building Universities
3. On energy saving and energy efficiency and on amending certain legislative acts of the Russian Federation: The Federal Law № 261-FZ, Consultant Plus, 2009
Ключевые слова: энергосбережение, энергетическая эффективность, потенциал, городская программа, жилищный фонд, теплопотребление, отопление, мониторинг, экономическая целесообразность.
Keywords: energy conservation, energy efficiency, potential, city agendas, housing stock, heat consumption, heat, monitoring and economic feasibility.
Почтовый адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая,
162, корпус 10, а. 1031 Тел/факс 8-863-266-11-74, 8-863-227-75-83 E-Mail [email protected]