Научная статья на тему 'ОПЫТ РАЗРАБОТКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СОВМЕСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ в Республике Саха (Якутия)'

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СОВМЕСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ в Республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Concorde
Область наук
Ключевые слова
международные совместные образовательные программы / Болонский процесс / international joint educational programs / the Bologna process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мария А. Мординова

В статье представлен опыт разработки международных совместных образовательных программ Северо – Восточного федерального университета с Университетом Ниццы София Антиполис (Франция).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мария А. Мординова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the experience of developing international joint educational programs of the North Eastern Federal University and the University of Nice-Sophia Antipolis (France).

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РАЗРАБОТКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СОВМЕСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ в Республике Саха (Якутия)»

CONCORDE, 2015, N 3

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СОВМЕСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ в Республике Саха (Якутия)

Мария А. Мординова зав. РФО МЭО ФЭИ, ст.преп.

Финансово - экономический институт Северо - Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова

mordmarina@yandex.ru

В статье представлен опыт разработки международных совместных образовательных программ Северо - Восточного федерального университета с Университетом Ниццы София Антиполис (Франция).

Ключевые слова: международные совместные образовательные программы, Болонский процесс.

The article presents the experience of developing international joint educational programs of the North - Eastern Federal University and the University of Nice-Sophia Antipolis (France).

Keywords: international joint educational programs, the Bologna process.

Наличие в регионе образовательного учреждения системы высшего профессионального образования в статусе федерального университета, каковым является в настоящее время Северо - восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, является одним из факторов, повышающих инвестиционную привлекательность региона. Университет выполняет функции формирования кадрового потенциала региона, сохранения и развития культуры, интеграции региона в глобальные мировые процессы, взаимодействия вуза и бизнеса.

Спрос на выпускников вуза на мировом рынке труда зависит, прежде всего, от качества образования, а также от конъюнктуры национального рынка труда, степени международного распространения национального языка, уровня владения иностранными языками в стране, миграционной политики и многого другого. А спрос на образовательные услуги вуза на мировом рынке зависит и от географического положения вуза, и от стоимости обучения, условий жизни, миграционной политики и т.п.

Одним из критериальных показателей, определяющих конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг, является количество совместных образовательных программ, реализуемых в российских вузах в рамках Болонского процесса.

Целью Болонского процесса является приближение эффективности европейского образования к уровню образования США, повышение конкурентоспособности европейского образования на мировом рынке образовательных услуг, чрезвычайно бурно развивающемся и высокодоходном. Существует мнение, что, если благодаря Болонским преобразованиям поднимется престиж европейского образования, то выиграет и российский рынок образовательных услуг. Присоединившись к Болонской Декларации, Россия взяла на себя серьезные обязательства интеграции в европейское пространство высшего образования, однако, до сих пор наблюдаются серьезные расхождения программ обучения с точки зрения сроков, объемов нагрузки, методам обучения и ориентации программ на результат. Не сформирована до конца модель расчета зачетных единиц, основанная на трудозатратах студента, отвечающая ориентации образовательных программ на результат.

27

CONCORDE, 2015, N 3

Совместными образовательными программами считаются те программы, которые отвечают следующим характеристикам:

- программы создаются и одобряются совместно несколькими вузами;

- студенты из каждого вуза проходят часть обучения в других вузах;

- сроки обучения студентов в участвующих вузах сравнимы по длительности;

- сроки обучения и сданные экзамены в вузах-партнерах признаются полностью и автоматически;

- преподаватели каждого вуза также преподают и в других вузах, совместно разрабатывают учебные планы и создают совместные комиссии по зачислению и экзаменам;

- после завершения полной программы студенты либо получают государственные степени каждого из участвующих вузов, либо степень (в реальности это обычно неофициальный «сертификат» или «диплом»), присуждаемую совместно.

Мотивация создания совместных образовательных программ сходна во многих вузах

мира:

- Совместные программы являются признанным инструментом повышения конкурентоспособности вузов и, как следствие, национальных / региональных систем образования;

- В условиях усиления процессов глобализации и интеграции на международной арене во всех сферах общественной жизни, развитие системы высшего образования также необходимо осуществлять в направлении обеспечения ее сопоставимости (в области применяемых механизмов, критериев и стандартов) с зарубежными системами высшего образования. Подобная сопоставимость создаст благоприятную базу для развития совместных образовательных программ, одним из положительных эффектов которых является обогащение существующих образовательных программ инновационными элементами программ других вузов.

Одним из видов совместных образовательных программ являются программы двойного дипломирования или «двойных дипломов». Двойной (тройной и т.д.) диплом - это два и более национальных диплома, выдаваемые официально двумя или более вузами, совместно реализующими интегрированную образовательную программу.

В Северо - восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова совместная образовательная программа представлена программой двойного дипломирования Финансово -экономического института с Высшим институтом экономики и права Университета Ниццы София Антиполис (Франция). Отношения между университетами были установлены и смогли развиваться благодаря европейским межуниверситетским проектам ТЕМПУС.

Университет Ниццы — София Антиполис (фр. Université de Nice Sophia-Antipolis) — университет, расположенный во Франции, в городе Ницца и его окрестностях. Был основан в 1965 году. В состав университета входит 8 факультетов, 2 института а также инженерная школа. Официальной датой основания университета как мультидисциплинарного учебного заведения является 1965 год. В 1989 году к названию «Университет Ниццы» было добавлено Софии Антиполис. Это было связано с включением в структуру университета технологического парка, расположенного в соседнем городе София-Антиполис. Университет Ниццы - София Антиполис по итогам Шанхайского рейтинга в 2011 году занял ранг между четыреста первой и 500-й позицией в списке лучших университетов мира. В национальном французском рейтинге Университет Ниццы - София Антиполис (УНСА) занимает 18 - 21 позиции.

Высший институт экономики и управления УНСА в 2007 году запустил программу двойных дипломов с различными университетами в области экономики и управления на получение степеней бакалавра и магистра. В числе первых университетов партнеров вошли такие страны как: Россия, Молдавия, Словакия, Сербия, Черногория, Марокко и Вьетнам. Благодаря этой программе, успешно сдав экзамены, студенты могут получить двойные дипломы в области экономики и управления.

28

CONCORDE, 2015, N 3

Таблица 1. - Университеты - партнеры Высший институт экономики и управления УНСА

Страна Города Название университета партнера

Россия Иркутск Байкальский университет экономики и права

Москва Российский университет дружбы народов

Нижний Новгород Высший колледж экономики

Якутск Северо-восточный федеральный университет

Улан-Удэ Восточно-Сибирский государственный технологический университет

Хабаровск Хабаровская государственная академия экономики и права

Молдавия Кишинев Международный институт менеджмента (г. Кишинев)

Словакия Кошице Технический университет (г.Кошице)

Сербия Белград Факультет экономики

Институт экономики

Нови-сад Экономический факультет Суботица

Черногория Подгорица Факультет экономики

Марокко Касабланка Университет Хассана II

Вьетнам Ханой Университет коммерции

Иностранный торговый университет

29

CONCORDE, 2015, N 3

30

CONCORDE, 2015, N 3

В 2014 году исполнилось 8 лет с момента заключения соглашения между УНСА и СВФУ, и состоялись три выпуска студентов (25 человек), получивших степень бакалавра Лисанс 3 УНСА. Обучение производится в г. Якутске франкоговорящими преподавателями ФЭИ СВФУ им. М.К. Аммосова. Подписано новое соглашение на 2013 - 2018 годы.

В рамках сотрудничества выделены следующие направления совместной деятельности:

- развитие российско-французского отделения экономики и управления в Якутске;

- организация мобильностей студентов;

- организация мобильностей преподавателей и ответственных лиц Университетов;

- совместное руководство диссертациями;

- совместное участие в научно-исследовательских программах;

- совместное участие в международных проектах;

- установление сотрудничества для развития преподавания на французском языке;

К преимуществам программы двойного дипломирования с Университетом Ниццы София - Антиполис можно отнести: увеличение карьерных возможностей для студентов, расширение кругозора знаний, улучшение языковых и других навыков, получение нового опыта, укрепление сотрудничества между университетами партнерами.

Создание совместных программ в европейских университетах, благодаря возросшей поддержке со стороны международного образовательного сообщества, в последние годы ускорилось. Однако их развитие сопровождается множеством проблем, часто являющихся следствием несопоставимости требований различных европейских образовательных структур. Среди этих проблем наиболее важными являются:

• финансирование обучения;

• признание совместных степеней;

• обеспечение и контроль качества;

• эффективность управления;

• синхронизация движения студентов в университетах разных стран.

Самым сложным вопросом для распространения совместных или двойных дипломов является необходимость расширения базы их финансирования. Такие программы являются более затратными по сравнению с обычными, что обусловлено, в первую очередь, необходимостью финансирования международной мобильности и механизмов управления программами. Распространена практика, когда эти более высокие затраты покрываются самими участниками сети или даже студентами. Первый способ может снижать заинтересованность университетов в таких программах. Второй — приводит к усугублению неравенства среди студентов, которым такие программы будут доступны в различной степени.

Таким образом, развитие совместных образовательных программ в СВФУ им. М.К. Аммосова способствует, во - первых, повышению конкурентоспособности выпускников вуза на мировом рынке труда, во - вторых, повышает конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг, являясь тем самым одним из факторов повышения инвестиционной привлекательности Республики Саха (Якутия).

Список использованной литературы

1. Агранович М.Л. и др. Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии. Сценарии будущего. - М.: Логос, 2010, 280 с.

2. Мординов А.Н., Мординова М.А. Международные совместные образовательные программы как фактор повышения инвестиционной привлекательности Республики Саха (Якутия) / Бухгалтерский учет и налоговая политика в условиях модернизации экономики России. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов (Якутск, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Финансово-экономический институт, 23 мая 2013 г.) [Электронный ресурс] / под ред. проф. Г.И. Рац. - Киров: МЦНИП, 2014. - 302 с. - С. 118 -125

3. The Bologna Process in Higher / Education in Europe Key indicators on the social dimension and mobility 2009 edition http://epp.eurostat.ec.europa.eu

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.