Научная статья на тему 'Опыт разработки комплекса программ для учетно-операционного отдела складов различных видов обеспечения'

Опыт разработки комплекса программ для учетно-операционного отдела складов различных видов обеспечения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
87
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт разработки комплекса программ для учетно-операционного отдела складов различных видов обеспечения»

вую огибающую как закономерность, отражающую изменение числа контрактов, заключенных в интересах конкретных СТС и финансируемых из бюджета, а левую огибающую как закономерность, отражающую объемы финансирования этих контрактов на протяжении года, то можно иметь возможность оценки (контроля) исполнения заказа в любом периоде ^ текущего года.

Математическая форма описания жирных линий с помощью В-сплайнов дает возможность для разнообразных способов их окраски, предоставляющих большие возможности по их наиболее

эффективному представлению с точки зрения восприятия и быстрого принятия решения о необходимых управляющих воздействиях на процессы, связанные с выполнением заказа.

Литература

Роджерс Д., Адамс Дж. Математические основы машинной графики. М.: Мир, 2001.

References

Rogers D.F., Adams J.A., Mathematical elements for computer graphics, McGraw-Hill, NY, USA, 1990.

УДК 658.78

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКСА ПРОГРАММ ДЛЯ УЧЕТНО-ОПЕРАЦИОННОГО ОТДЕЛА СКЛАДОВ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

И.В. Макурина, зав. лабораторией (НИИ «Центрпрограммсистем»), просп. 50лет Октября, 3а, г. Тверь, 170024, Россия, mak_62ir@mail.ru)

Описана разработка комплекса программ «Учет наличия, движения и качественного состояния имущества на базах и складах различного подчинения». Проанализированы руководящие документы по организации учета и отчетности на складах различных видов обеспечения. Приведен список документов, выбранных для автоматизированного формирования с помощью комплекса программ. Описана технология создания и поддержания в актуальном состоянии классификатора имущества. Приведены функции комплекса программ. Комплекс программ разработан сотрудниками Научно-исследовательского института «Центрпрограммсистем» (г. Тверь).

Ключевые слова: документооборот склада, классификатор имущества, информационный обмен склада и вышестоящего довольствующего органа.

SOFTWARE SYSTEMS DEVELOPMENT EXPERIENCE FOR RECORD AND OPERATING SUBDIVISION

Makurina I. V., head of laboratory (R&D Institute «Centrprogrammsystem», 50 let Oktyabrya Av., 3a, Tver, 170024, Russia, mak_62ir@mail.ru)

Abstract. The article describes development of software system «Recording availability, moving and quality of materiel on firm bases and storage depots with different attachment». Guidelines on financial accounting and reporting in storage depots are analyzed. There is a documentary list for automated unit. Creation and update technologies for materiel classifier are described. There are functions of software system. The system had been developed by the staff of R&D Institute «Centrprogrammsystem».

Keywords: storage depot paperwork, materiel classifier, information exchange between storage depot and upline issuing office.

Целью автоматизированной системы обеспечения имуществом (системы учета наличия, движения и качественного состояния вооружения и военной техники) является своевременное и полное обеспечение кораблей и судов, береговых объектов, ремонтных предприятий имуществом по необходимой номенклатуре и в количестве, достаточном для поддержания и восстановления технической готовности объектов, а также обеспечения их эксплуатации. Автоматизация работ персонала склада различных видов обеспечения (далее -склад), выполняемых в рамках управленческих технологий планирования, оперативного управления и контроля, позволяет

- сократить время поиска достоверной и полной информации для принятия обоснованных ре-

шений по обеспечению объектов имуществом из запасов склада;

- сократить трудоемкость работы персонала склада, связанной с формированием документов и подготовкой справок;

- уменьшить количество ошибок и неточностей при формировании документов;

- повысить скорость обмена данными между довольствующими органами, складами и потребителями имущества;

- обеспечить актуальность данных на всех уровнях управления.

В целом учет наличия, движения и качественного состояния имущества представляет собой сложную распределенную систему организационно-административного типа, выполняющую функ-

ции по выявлению потребности в имуществе, организации своевременного получения необходимых материалов, запасных частей, инструментов и принадлежностей (ЗИП), оборудования, а также хранения, распределения и доставки имущества потребителям.

Информация об учете имущества необходима для

- принятия решения командованием, должностными лицами служб и вышестоящих органов военного управления об обеспечении подчиненных объектов имуществом;

- осуществления контроля за сохранностью, целесообразностью и эффективностью расходования и использования имущества;

- использования результатов учета в качестве исходных данных для составления отчетных документов, предусмотренных табелем срочных донесений, и составления планов обеспечения.

Задача учета заключается в оформлении установленными документами всех операций по движению и качественному состоянию имущества, в правильных и своевременных записях этих операций в книгах учета.

К ведению учета предъявляются определенные требования, вытекающие из особенностей материально-технического обеспечения кораблей, судов и береговых частей, а именно:

- частое поступление многих видов имущества из различных источников;

- ежедневная, а по некоторому имуществу более частая отгрузка;

- необходимость переработки некоторой части имущества после приема и перед выдачей (раз-укомплектация и комплектование некоторых видов вооружения);

- объективные изменения качественного состояния в процессе хранения имущества.

Учет на складе ведется в учетно-операционном отделе, в отделах хранения (хранилищах) и транспортном отделе, в ремонтных мастерских (цехах, лабораториях по контролю качества) и в других производственных подразделениях склада, а также их отделениях.

В качестве основного объекта автоматизации в процессе проектирования комплекса программ был выбран учетно-операционный отдел склада, поскольку учет имущества в транспортном отделе, в ремонтных мастерских не является таким трудоемким, как в учетно-операционном отделе (практически все выходные формы формируются в учетно-операционном отделе), а учет в отделе хранения в современных условиях чаще всего совмещается с учетом в учетно-операционном отделе.

Как показал анализ, в течение длительного времени система учета имущества в войсках развивалась параллельно с развитием Вооруженных сил.

Так, например, в условиях плановой экономики в Вооруженных силах применялся оперативно-бухгалтерский учет. Основными принципами этого учета были следующие:

- оперативность и бухгалтерская достоверность количественного учета;

- систематический контроль должностных лиц за правильным и своевременным документированием операций по движению имущества;

- систематическое проведение сверок учетных данных с поставщиками и потребителями имущества;

- представление в вышестоящие органы военного управления отчетной информации.

Порядок ведения учета в этот период определялся соответствующими приказами министра обороны, часть положений из которых действует до сих пор.

Схемы документального оформления приема и отгрузки имущества приведены на рисунках 1 и 2.

Проведенный анализ показал, что в связи с большим объемом формируемых выходных и отчетных документов, разнообразием и сложностью форм документов (например, многие формы являются многостраничными) в современных условиях без использования информационных технологий практически невозможно осуществлять управление материальными ресурсами. Следовательно, необходима автоматизация деятельности должностных лиц, отвечающих в том числе и за ведение учета и отчетности. При этом учетные и отчетные данные являются только исходной информацией (БД) для принятия решения на обеспечение.

Из всего перечня выходных форм, приведенных в руководящих документах, были выбраны формы, отражающие основные операции, проводимые на складе, и состояние имущества, хранимого на складе; формализованные отчетные документы. Кроме того, данные, содержащиеся в выбранных документах, могут быть использованы и в других неформализованных документах.

Необходимым условием для автоматизации деятельности сотрудников учетно-операционного отдела склада является разработка автоматизированной технологии создания и поддержания в актуальном состоянии классификатора имущества. На момент автоматизации наиболее развитым классификатором являлся номенклатор технического и шкиперского имущества, поэтому автоматизация его ведения стала основной предпосылкой для построения автоматизированной системы.

Автоматизированная технология создания и поддержания в актуальном состоянии классификатора имущества включает следующие функции:

- создание классификатора имущества, классификационных группировок, справочника характеристик имущества;

- ввод собранных сведений об имуществе, их систематизация и группировка согласно классификационной схеме;

- кодирование имущества;

- распространение классификатора имущества.

Эти задачи были реализованы при разработке комплекса программ «Учет наличия, движения и качественного состояния имущества на базах и складах различного подчинения» в НИИ «Центр-программсистем» (г. Тверь). Комплекс программ автоматизирует формирование картотеки имуще-

ства, хранимого на складе, а также формирование и обработку следующих документов: по приему имущества, на отпуск имущества, на списание имущества, по изменению качественного состояния имущества, по списанию имущества с переводом в металлолом, по инвентаризации имущества.

Кроме того, комплекс позволяет автоматизировать формирование отчетных документов по картотеке и движению имущества, формирование но-

КОРРЕКТИРУЕТСЯ НА СКЛАДЕ

Инвентарная карточка учета основных средств (ОКУД 0504031), Карточка учета материальных ценностей (ОКУД 0504041)

«Книга регистрации первичных учетных документов по движению нефинансовых активов» Ф-25 (ОКУД 6002213)

Оборотная ведомость по нефинансовым активам (ОКУД 0504035)

ОТПРАВЛЯЕТСЯ СО СКЛАДА

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) ОС-1 (ОКУД 0306001)

Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) ОС-1 б (ОКУД 0306031)

Акт приема М-7 (ОКУД 0315004)

В адрес поставщика

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) ОС-1 (ОКУД 0306001)

Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) ОС-1 б (ОКУД 0306031)

Акт приема М-7 (ОКУД 0315004)

Еженедельное донесение по осуществленным приемам имущества

В адрес довольствующего органа

Рис. 1. Схема документального оформления приема имущества на складе

сителя данных для довольствующего органа и носителя данных, содержащего заявку на присвоение номенклатурных номеров.

С помощью комплекса программ формируются следующие выходные документы:

- Карточка учета материальных средств;

- Инвентарная карточка учета основных средств (форма по ОКуД 0504031);

- Инвентарная карточка группового учета основных средств (форма по ОКУД 0504032);

- Инвентарный список нефинансовых активов (форма по ОКУД 0504034);

- Карточка учета материальных ценностей (форма по ОКУД 0504043);

- Книга учета материальных ценностей (форма по ОКУД 0504042);

Довольствующий орган

Регистрируется в «Книге

учета материальных ценностей, оплаченных в централизованном порядке» (ОКУД 0504055)

Наряд Ф-200

Склад

ОФОРМЛЯЕТСЯ НА СКЛАДЕ

Извещение (ОКУД 0504805)

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) ОС-1 (ОКУД 0306001)

Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) ОС-1 б (ОКУД 0306031)

Журнал операций № 7 по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ОКУД 0504071)

Требование-накладная М-11 (ОКУД 0315006)

КОРРЕКТИРУЕТСЯ НА СКЛАДЕ

Инвентарная карточка учета основных средств (ОКУД 0504031), Карточка учета материальных ценностей (ОКУД 0504041)

«Книга регистрации первичных учетных документов по движению нефинансовых активов» Ф-25 (ОКУД 6002213)

Оборотная ведомость по нефинансовым активам (ОКУД 0504035)

ОТПРАВЛЯЕТСЯ СО СКЛАДА

Наряд Ф-200 экз. № 3

Наряд Ф-200 экз. № 2

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) ОС-1 (ОКУД 0306001)

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) ОС-1 (ОКУД 0306001)

Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) ОС-1 б (ОКУД 0306031)

Наряд Ф-200 экз. № 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Извещение (ОКУД 0504805)

Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) ОС-1 б (ОКУД 0306031)

Требование-накладная М-11 (ОКУД 0315006)

Требование-накладная М-11 (ОКУД 0315006)

Еженедельное донесение по осуществленным и планируемым отгрузкам

Грузополучателю

почтой

Грузополучателю вместе с грузом

В адрес довольствующего органа

Рис. 2. Схема документального оформления отгрузки имущества со склада по нарядам довольствующего органа

- Карточка учета материалов (форма по ОКУД 0315008);

- Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма по ОКУД 0306032);

- Требование-накладная (форма по ОКУД 0315006);

- Книга учета;

- Акт о приеме-передаче объекта основных средств (форма по ОКУД 0306001);

- Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма по ОКУД 0306031);

- Акт о приемке материалов (форма по ОКУД 0315004);

- Журнал операций (форма по ОКУД 6002801);

- Книга регистрации первичных учетных документов по движению нефинансовых активов (форма по ОКУД 6002213);

- Извещение (форма по ОКУД 0504805);

- Книга учета материальных ценностей, оплаченных в централизованном порядке (форма по ОКУД 0504055);

- Стеллажный (штабельный) ярлык (форма по ОКУД 6002226);

- Реестр сдачи документов (форма по ОКУД 0504053);

- Наряд;

- Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (форма по ОКУД 0504087);

- Ведомость пересортицы;

- Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях (форма по ОКУД 0317009);

- Акт изменения качественного состояния;

- Акт технического состояния;

- Акт о списании объекта основных средств (форма по ОКУД 0306003);

- Акт о списании групп объектов основных средств (форма по ОКУД 0306033);

- Акт о списании материальных запасов (форма по ОКУД 0504230);

- Акт о списании ущерба, причиненного недостачей (форма по ОКУД 6002706);

- Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов, содержащихся в составе приборов, оборудования и других изделий;

- Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов и изделий из них;

- Сведения об остатках, поступлении и сдаче драгоценных металлов в виде лома и отходов для последующей переработки и аффинажа;

- Оборотная ведомость по нефинансовым активам (форма по ОКУД 0504035).

В Вооруженных силах Российской Федерации распоряжается имуществом, хранящимся на складе, довольствующий орган, которому подчиняется данный склад. Информация о наличии, движении и качественном состоянии имущества, хранящегося на складах, является исходной для решения задач учета, прогнозирования и обеспечения потребностей в имуществе (в том числе и неприкосновенный запас).

Исходя из этого, в составе комплекса программ реализована функция, которая позволяет передать информацию о хранимом на складе имуществе, его движении и состоянии в вышестоящий довольствующий орган. На основании этой информации в довольствующем органе осуществляется выписка нарядов и разнарядок на отпуск имущества со склада грузополучателям.

В составе комплекса программ реализована технология, которая позволяет накапливать информацию об имуществе, отсутствующем в классификаторе. В комплексе программ предоставляется возможность передачи накопленной информации в организацию, ведущую классификатор имущества, для принятия решения о включении полученной информации в классификатор.

Комплекс программ «Учет наличия, движения и качественного состояния имущества на базах и складах различного подчинения» эксплуатируется на складах центрального и флотского подчинения с 2000 года. Он установлен в 7 довольствующих органах и на 16 складах различного подчинения. Комплекс программ постоянно модифицировался для реализации предложений пользователей и с учетом изменений нормативных документов.

В комплексе программ применены унифицированные решения, что позволяет использовать его для автоматизации деятельности сотрудников учетно-операционных отделов складов различных видов и родов Вооруженных сил Российской Федерации.

Литература

1. Джен Л. Харрингтон. Проектирование реляционных баз данных. М.: Лори, 2006.

2. Николас А. Солтер, Скотт Дж. Клепер. С++ для профессионалов. М.: Диалектика, 2006.

3. Молинаро Э. SQL. Сборник рецептов. М.: Символ-Плюс, 2009.

4. Шлее М. Qt4. Профессиональное программирование на С++. СПб: БХВ-Петербург, 2007.

References

1. Harrington J.L., Relational Database Design Clearly Explained, 2nd ed., Morgan Kaufmann, 1998.

2. Solter N.A., Kleper S.J., Professional С++, Wrox Programmer to Programmer series, 2005.

3. Molinaro A., SQL Cookbook, O'Reilly Media, 2009.

4. Schlee M., Qt4 Professional programming with C++, Prentice Hall, 2nd ed., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.