Научная статья на тему 'ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ТРУДА В САНЭПИДСЛУЖБЕ'

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ТРУДА В САНЭПИДСЛУЖБЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ТРУДА В САНЭПИДСЛУЖБЕ»

Из практики

УДК 614.72:547.281.11-074

Е. А. Друян, Н. А. Сидякина

ОТБОР ПРОБ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ФОРМАЛЬДЕГИДА

В ВОЗДУХЕ

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

Метод определения формальдегида в воздухе рабочей зоны по реакции взаимодействия его с хромотроповой кислотой [1] обладает достаточной селективностью (другие альдегиды не мешают определению) и чувствительностью (0,06 мг/м3 при ПДК 0,5 мг/м3). Кроме того, метод прост, не занимает много времени и не требует дорогостоящих и дефицитных материалов.

Недостатком данного метода является использование в качестве поглотительной среды дистиллированной воды, вследствие чего анализ отобранных проб необходимо производить сразу после отбора пробы. В противном случае возможно изменение концентраций вещества в пробе, что отражается на точности определения.

В связи с тем что объекты исследования нередко нахо-

дятся на значительном расстоянии от базовой лаборатории, приходится хранить отобранные пробы в течение нескольких суток, в связи с чем возникает вопрос о стабильности концентраций формальдегида в пробе в зависимости от времени, прошедшего от момента ее отбора до начала анализа.

Учитывая сказанное выше, мы провели отбор проб воздуха в различные поглотительные растворы.

Исследования показали, что оптимальной поглотительной жидкостью является 0,01 н. НгБОч. Результаты определения формальдегида при пропускании исследуемого воздуха через дистиллированную воду и 0,01 н. НгБО* представлены в таблице.

• Содержание формальдегида (в мкг) в поглотительных растворах в различные сроки после отбора проб воздуха

Дистиллированная вода 0. 0 1 и. Н.ЭО 4

№ пробы сразу после через 1 сут через через сразу после через через

отбора 3 сут 7 сут отбора через 4 I сут 3 сут через 7 сут

1 0,354 0,124 0,064 0 0 0,355 0,355 0,356 0,355 0,355

2 0,357 0,125 0,064 0 0 0,357 0,357 0,356 0,357 0,357

3 0,171 0,060 0,031 0 0 0,171 0,171 0,171 0,171 0,171

4 0,175 0,061 0,032 0 0 0,171 0,171 0,171 0,171 0,171

Таким образом, при использовании в качестве поглотительного раствора дистиллированной воды содержание формальдегида через 4 ч составляет 35 % от исходного уровня, через 1 сут снижается до 18%, через 3 сут формальдегид в пробе не обнаруживается.

При использовании в качестве поглотительного раствора 0,01 н. НгБО, высокая точность определения формальдеги-8' да сохраняется в течение 7 сут.

Стандартные растворы с концентрацией формальдегида 1,1 мкг/мл сохраняют значения своих оптических плотностей в течение года и не отличаются от свежеприготовленных. Кроме того, поглотительный раствор 0,01 н. Н25С>4

обеспечивает одновременный отбор проб для анализа на содержание метанола и аммиака, что сокращает время работы при исследовании производств карбамндных смол, древесностружечных плит на основе карбамидных смол, являющихся источником одновременного выделения формальдегида, метанола и аммиака.

Литература

1. Алексеева М. В. Определение атмосферных загрязнений. — М., 1963.— С. 165—179.

Поступила 13.06.86

УДК 614.3/.4.002.237

М. Д. Чертков, В. И. Моргачева, /О. Ф. Карасев, Е. П. Иазаренко

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ТРУДА В САНЭПИДСЛУЖБЕ

Днепропетровская городская санэпидстанция

На современном этапе эоста социально-экономической значимости здравоохранения в жизни общества требуется совершенствование системы управления санэпидслужбой как одной из ведущих функциональных подсистем здравоохранения.

В настоящее время назрела необходимость системного подхода к управлению, который позволит осмыслить функционирование всей службы (как системы), осуществить вы-

бор действительно наилучших решений, повышающих эффективность управления, помогающих точнее достичь цели с наименьшими затратами времени и средств.

Для решения этой задачи в санэпидслужбе была разработана комплексная система управления качеством труда и эффективным использованием ресурсов (КС УКТ и ЭИР) при активной методической помощи Днепропетровского центра стандартизации и метрологии (см. схему).

з Гигиена и санитария 6

— 65 —

Примером для се разработки послужила комплексная аналогичная система, разработанная и внедренная на предприятиях Днепропетровской области.

Важнейшей особенностью КС УКТ и ЭИР в санэпид-службе является направление всех ее функциональных подсистем на решение задачи повышения качества государственного санитарного надзора, для достижения конечной цели — сохранения здоровья населения. Для функционирования данной системы разработана модель службы, включающая 9 основных функций- планирования, анализа и учета результатов работы отделов и отделений, рационального использования трудовых ресурсов, государственного контроля, ведомственного надзора метрологического информационного и правового обеспечения, а также организацию социалистического соревнования.

В целях качественного функционирования любой иерархической системы всех уровней управления наиболее важна работа на стандартно принятом уровне. В связи с этим нами была поставлена задача разработки стандартов, представляющих совокупность постоянно совершенствуемых форм и методов управления. При этом планировать стандарты по менее отработанным вопросам. Так. например, в санэпидслужбе не четко отработаны подходы к анализу гигиенической ситуации на поднадзорных объектах и территориях, что прежде всего связано с отсутствием четких критериев гигиенической оценки. Серьезной проблемой является нормирование труда кадров санэпидслужбы, так как теоретическая разработка отстает от требований сегодняшнего дня. В связи с изложенным выше нами предусматривается разработка технологичеких схем но выполнению этих работ.

Стандарты предприятия по управлению качеством труда подразделяются на основные, общие и специальные.

Основной стандарт — «Комплексная система управления качеством труда. Основные положения» — документ, определяющий общие принципы построения КС УКТ и ЭИР в целом н отдельных ее элементов.

Общие стандарты предприятия регламентируют общесистемные вопросы: порядок разработки, оформления, утверждения и внедрения стандартов предприятия. Предусмотрено разработать 8 общих стандартов предприятия: «Порядок разработки и внедрения стандартов», «Организация работ по стандартизации», «Основные положения организационной работы городской санэпидстанции» и др.

Специальные стандарты регламентируют иы-полнение задач по повышению качества труда и организации трудовой деятельности по функциям. Функция планирования направлена на обеспечение качественной и целенаправленной деятельности учреждений санитарно-эпидемиологической службы. Для ее реализации предусмотрено раз- ' работать 2 стандарта предприятия: «Порядок разработки' плана работы по службе (отделам и отделениям)» и «Порядок разработки плана работы лабораторного звена».

Функция анализа и учета деятельности отделов и отделении направлена на отработку подходов к анализу гигиенической ситуации на поднадзорных объектах и территориях, а также на последовательное и систематическое изучение результатов деятельности специалистов, направленное на разработку мер по улучшению работы. В этом плане предполагается разработать 12 стандартов: «Порядок проведения анализа гигиенической и противоэпидемической ситуации на подконтрольных объектах и обслуживаемой территории», «Анализ инфекционной заболеваемости по отдельным нозологням», «Критерии оценки работы отделов и отделений» и др. Кроме того, для реализации этой функции нами разработан стандарт системы бездефектного тру-* да, позволяющий осуществлять учет деятельности каждого специалиста, что способствует повышению производительности труда, сокращению непроизводительных затрат рабочего времени и тем самым повышает качество и эффективность работы.

Функция рационального использования трудовых ресурсов (управление кадрами) направлена на обеспечение эффективной расстановки и воспитания кадров, на системную организацию обучения и повышения квалификации

работников, внедрение персональной ответственности за качество выполняемой работы. Для реализации этой функции предусмотрена разработка 2 стандартов предприятия: «Порядок работы с кадрами», «Порядок ведения воинского учета».

Функция государственного надзора направлена на повышение качества контроля за подведомственными объектами и усиление работы по организации выполнения на них санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Для реализации этой функции предусмотрено разработать 24 стандарта предприятия, в частности «Организация предупредительного санитарного надзора», «Порядок обследования промышленного предприятия», «Организация контроля за полимерными материалами», «Органнзацнонно-мето-днческая работа отделений гигиены труда санэпидстанций по снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности рабочих промышленных предприятий», «Организация контроля за водоснабжением», «Организация контроля за объектами торговли».

Функция ведомственного контроля направлена на улучшение качества методической работы, усиление контроля за деятельностью районных санэпидстанций. Для реализации этой функции предусмотрено разработать 14 стандартов предприятия: «Порядок проверки работы отделения гигиены труда районной санэпидстанции по организации государственного санитарного надзора за промышленными предприятиями», «Порядок проверки работы отделения медицинской паразитологии районной санэпидстанции и лечебно-профилактического учреждения по вопросу организации и проведения мероприятии по борьбе с чесоткой», «Порядок проведения комплексной проверки работы отделения гигиены детей и подростков районной санэпидстанции» и др.

Функция метрологического обеспечения направлена на разработку материала и мероприятий, обеспечивающих соблюдение стандартов Государственной системы измерений, обеспечивающих единство и достоверность измерений, необходимых при проведении лабораторных исследований с цслыо повышения уровня государственного санитарного надзора. Для се реализации предусмотрено разработать 4 стандарта: «Метрологическое обеспечение, организация и порядок проведения метрологической экспертизы нормативно-технической документации», «.Метрологическое обеспечение производства. Основные положения», «Организация и порядок представления средств измерений на государственную проверку», «Порядок разработки, аттестации методик выполнения измерений».

Функция правового обеспечения направлена на организацию деятельности санитарной службы в соответствии с законодательством и предусматривает разработку 2 стандартов предприятия: «Порядок составления документов для наложения штрафов и передачи дел в прокуратуру» и «Правовые основы деятельности санэпидслужбы».

Разработка и внедрение системы управления качеством труда в санэпндслужбе проводится в 3 этапа: 1-й этап — это подготовка к разработке системы, 2-й — разработка технического задания, 3-й — это подготовка проекта и его внедрение.

lia 1-м этапе издается приказ по санэпндслужбе, которым предусматривается создание координационно-рабочей группы (КРГ), входящей в организационную структуру

КС УКТ и ЭИР. В состав этой группы входит 5 специалистов городской санэпидстанции: заместитель главного врача, заведующие санитарно-гигиеническим и эпидемиологическим отделам, врач-лаборант группы метрологии и стандартизации, инженер-метролог. КРГ создается на период разработки, внедрения и совершенствования системы. Положение о ее работе утверждается главным врачом. КРГ выполняет организационные работы, связанные с разработкой, внедрением и совершенствованием системы. Ыа этом этапе членами КРГ изучен накопленный опыт по созданию системы на промышленных предприятиях города, определены функции специалистов службы в ее создании, организована учеба по разработке стандартов предприятия и их внедрения.

Вторым этапом разработки КС УКТ и ЭИР является подготовка технического задания на разработку проекта, которое содержит 7 следующих разделов: I — техническое задание (основания для разработки), II—цель разработки системы, III — характеристика службы, IV — организация управления КС УКТ и ЭИР. V — сроки разработки проекта, VI — стандарты предприятия, VII — организационно-технические мероприятия.

Третьим этапом разработки системы явлется подготовка проекта КС УКТ и ЭИР, предусматривающего накопление всех стандартов предприятия и их внедрение. Для реализации этого этапа издан приказ по санэпндслужбе с указанием конкретных сроков разработки стандартов, исполнителей и ответственных. Разработка стандартов осуществляется в соответствии с ГОСТом 1.4—68 «Порядок разработки и утверждения стандартов предприятия». Как правило, стандарты разрабатываются специалистами подразделений, деятельность которых в основном и будет регламентироваться. Разработку основного стандарта, который устанавливает целн, задачи и основные положения КС УКТ и ЭИР, разрабатывает КРГ.

Каждый проект стандарта предприятия, подписанный разработчиком, рассматривается КРГ, после чего с внесенными изменениями и дополнениями представляется главному врачу городской санэпидстанции, который рассматривает проект стандарта предприятия, принимает окончательное решение по разногласиям, если они имеются, и утверждает его. О введении в действие стандарта предприятия издается приказ с согласованием мероприятий по его внедрению. Стандарт предприятия считается внедренным, если установленные им нормы, требования и правила применяются в соответствии с областью его распространения. Контроль за соблюдением требований стандартов КС УКТ и ЭИР, а также наличие условий для их выполнения осуществляется заведующими отделами и отделениями, подразделением стандартизации, деятельность которых регламентируется соответствующими стандартами. Результаты контроля используются при моральном и материальном поощрении работников санэпидслужбы.

Система КС УКТ и ЭИР в санэпндслужбе позволяет расширить круг решаемых задач по повышению квалификации, усовершенствованию знаний и организации труда специалистов, установлении форм ответственности каждого исполнителя за качество выполняемых работ, а также усилить роль творческой активности и инициативы работников, использовать новые формы социалистического соревнования, направленные на повышение качества труда.

Поступила 13.07.84

3*

— 67 —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.