Научная статья на тему 'Опыт разработки и внедрения Системы-112 в пилотных регионах - Курской и Калужской областях'

Опыт разработки и внедрения Системы-112 в пилотных регионах - Курской и Калужской областях Текст научной статьи по специальности «Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства»

CC BY
121
29
Поделиться
Ключевые слова
Система-112 / экстренные оперативные службы / дежурно-диспетчерские службы / экстренный вызов / межведомственное взаимодействие / телекоммуникационные операторы / System-112 / emergency services / the duty-dispatch service / emergency call / interagency cooperation / telecommunication operators

Аннотация научной статьи по общим и комплексным проблемам технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства, автор научной работы — Голунов Роман Юрьевич, Кропотин Борис Николаевич, Зобов Констатин Григорьевич

В статье на основе опыта разработки и внедрения Системы-112 в пилотных регионах рассматриваются основные вопросы и проблемы, возникающие при создании Системы-112, и предлагаются возможные решения.

Похожие темы научных работ по общим и комплексным проблемам технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства , автор научной работы — Голунов Роман Юрьевич, Кропотин Борис Николаевич, Зобов Констатин Григорьевич,

On the basis of experience of the System-112 development and implementation in the pilot regions the main issues and problems that arise while creating the System-112 are considered and possible solutions are suggested.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Опыт разработки и внедрения Системы-112 в пилотных регионах - Курской и Калужской областях»

УДК 614.8:351+519.8

Опыт разработки и внедрения Системы-112 в пилотных регионах — Курской и Калужской областях

Р. Ю. Голунов, Б. Н. Кропотин, К. Г. Зобов

Аннотация

В статье на основе опыта разработки и внедрения Системы-112 в пилотных регионах рассматриваются основные вопросы и проблемы, возникающие при создании Системы-112, и предлагаются возможные решения.

Ключевые слова: Система-112, экстренные оперативные службы, дежурно-диспетчерские службы, экстренный вызов, межведомственное взаимодействие, телекоммуникационные операторы.

Experience of system-112 Development and Implementation in the Pilot Regions — the Kursk and Kaluga Regions

R. Golunov, B. Kropotin, K. Zobov

Abstract

On the basis of experience of the System-112 development and implementation in the pilot regions the main issues and problems that arise while creating the System-112 are considered and possible solutions are suggested.

Key words: System-112, emergency services, the duty-dispatch service, emergency call, interagency cooperation, telecommunication operators.

Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия угрозам техногенного, природного характера и актам терроризма требуют развития механизма быстрого реагирования на угрозы. Одним из способов решения этой задачи является создание специальных служб, обеспечивающих оперативную помощь населению. Распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 1240-р утверждена Концепция создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» (Система-112)

на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований и план мероприятий по ее реализации.

ФГУП НИИ «Восход» является одним из основных участников разработки Системы-112 в пилотных регионах: Курской, Калужской и Белгородской областях. К 2010 году в Курской области введено в строй около 100 объектов Системы-112, в зоне их обслуживания проживает примерно 1 млн человек. Настоящая статья посвящена рассмотрению вопросов и проблем, с которыми сталкиваются при реализации Системы-112 ее разработчики.

См! Securitiy Technology, Vol. 7, 2010, N0. 1-2 (23-24)

Выделение этапов построения Системы-112

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система-112, в соответствии с утвержденной Концепцией, должна обладать обширными функциональными возможностями, и ее реализация в каждом регионе — достаточно сложный и длительный процесс.

Представляется целесообразным выделить базовую и вспомогательную функциональность Системы-112. Базовая функциональность обеспечивает прием и обработку экстренных вызовов в системе. Вспомогательная функциональность обеспечивает дополнительные возможности обработки вызовов, управление эксплуатацией системы, информирование населения о Системе-112. Базовую функциональность Системы-112 реализуют:

— подсистема приема, обработки вызовов, поступающих на единый телефонный номер «112»;

— транспортная подсистема, обеспечивающая информационный обмен между объектами Системы-112 и с внешними объектами;

— подсистема информационной безопасности. Вспомогательную функциональность Системы-112

реализуют:

— подсистема хранения и актуализации данных;

— подсистема поддержки принятия решений;

— подсистема консультативного обслуживания населения;

— географическая информационная подсистема;

— подсистема мониторинга;

— подсистема обучения;

— подсистема технологического обеспечения.

Такое разделение позволит осуществлять поэтапное создание и внедрение Системы, правильно позиционировать работы по наращиванию функциональных возможностей и присваивать приоритеты возникающим проблемам.

Совместное использование ведомственных и межведомственных ресурсов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Опыт развертывания Системы-112 в Курской области позволяет сделать вывод о наличии вопросов, которые не могут быть решены на региональном уровне. К таким вопросам, например, относится создание системы совместного использования ведомственных и межведомственных ресурсов. К ведомственным ресурсам совместного использования следует отнести:

— психологическую поддержку;

— поддержку иностранных языков;

— резервирование центров обработки вызовов второго уровня (ЦОВ другого региона);

— подсистемы и инфраструктуру «112» для нужд РСЧС; ОКСИОН для «112».

К межведомственным ресурсам, совместное использование которых следует организовать, относятся:

— геоинформационные системы;

— данные, необходимые для идентификации места вызова и абонента;

— подсистемы «112» для нужд РСЧС;

— нормативно-справочная информация.

Порядок формирования, ведения и совместного использования межведомственных информационных ре-

сурсов Системы-112 следует определить на федеральном уровне.

уточнение границ Системы-112

В ходе работ по внедрению Системы-112 было выяснено, что состав участников системы не является полным. Целесообразно расширить круг служб, оснащенных автоматизированными рабочими местами Си-стемы-112, включив, например, в число участников системы аварийные службы обеспечения электро-, водо- и теплоснабжения.

Функционирование Системы-112 предполагает реализацию информационного взаимодействия с экстренными оперативными службами различных ведомств. В настоящее время различен уровень автоматизации работы ДДС экстренных оперативных служб, не определен состав и регламент информационного взаимодействия Системы-112 с ведомственными информационными системами, что затрудняет реализацию функциональных возможностей Системы-112 в полном объеме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, решение вопроса о границах Систе-мы-112 следует определить и утвердить соответствующими документами:

— порядок подключения служб, не поименованных в Концепции;

— порядок взаимодействия Системы-112 с информационными системами различных ведомств, в том числе «силового блока».

Вопросы, связанные с эксплуатацией и обслуживанием Системы-112

Целесообразно регламентировать решение вопросов, связанных с сопровождением и обслуживанием Системы-112 во время штатной эксплуатации. К таким вопросам относятся:

— разделение ответственности между федеральным и региональным уровнем обслуживания;

— использование услуг обслуживающих организаций или собственных сил эксплуатанта.

Очень важно определиться с порядком возмещения затрат на услуги связи, международные и междугородние звонки, роуминг (особенно для иностранных граждан) при обратном вызове. Затраты при таких звонках могут быть существенными.

По опыту внедрения ГИС в Курском регионе определились спецификации на карты-основы: масштаб для населенных пунктов 1:5000 и для местности 1:50000. Слои и легенда на карте должны содержать информацию о зданиях и сооружениях, растительной основе, дорожной сети и т. д. Порядок предоставления таких карт также должен быть определен.

Для консультационной поддержки должен быть определен порядок разработки и предоставления сценариев поведения оператора «112» при приеме вызова о необходимости срочной медицинской и/или психологической, а также прочей специальной помощи:

— порядок действий оператора «112»;

— вопросы, рекомендации звонящему;

— порядок привлечения/подключения специалистов к участию в разговоре.

Необходимо определить порядок подготовки и сертификации персонала, использующего и обслуживающего Систему-112.

финансирование проектов по созданию Системы-112

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Крайне желательно определить порядок финансирования проектов по Системе-112, закрепить источники и этапность финансирования в период как создания, так и последующей эксплуатации.

Решение рассмотренных вопросов возможно только при условии принятия на федеральном уровне нормативно-организационного документа о Систе-ме-112. Таким документом, например, может быть «Положение о создании Системы-112 в Российской Федерации». Необходимость появления этого документа четко проявилась во время создания Систе-мы-112 в Курской области.

Предметом этого положения должны стать следующие вопросы:

— унификация подходов к построению Системы-112 в регионах;

— определение правил взаимодействия с внешними системами;

— регламентация внедрения, эксплуатации и обслуживания Системы-112;

— определение рациональной этапности финансирования на федеральном и региональном уровнях. Это положение позволит как регламентировать взаимодействие между разработчиками и функциональными заказчиками, так и обозначить степень участия и взаимодействия всех участников Системы-112: экс-

тренных служб, их дежурно-диспетчерских сил и телекоммуникационных операторов.

литература

1. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г № 894 «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб».

2. Концепция создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований (одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2008 г № 1240-р).

3. План мероприятий по реализации Концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2008 г № 1240-р).

Сведения об авторах

Голунов роман Юрьевич, ФГУП НИИ «Восход», заместитель начальника института. Кропотин Борис николаевич, ФГУП НИИ «Восход», начальник центра.

зобов Констатин Григорьевич, ФГУП НИИ «Восход», ведущий специалист.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.