ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Е.В. БОНДАРЕВСКАЯ (Ростов-на-Дону)
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ГУМАНИТАРНОЙ МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
И МОДЕРНИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ*
Доказана необходимость использования гуманитарной методологии в исследовании целостного образовательного процесса, рассмотрены этапы становления гуманитарной педагогической методологии и ее роль в регулировании модернизацион-ных процессов в педагогическом образовании. Обоснована актуальность разработки данной методологии в педагогике.
Ключевые слова: методология, гуманитарная методология, целостный образовательный процесс, модернизация высшего педагогического образования.
Мы разработали гуманитарную методологию системных преобразований в педагогическом образовании, основанную на трех позициях:
• углубленном изучении и создании антропологической картины педагогического образования периода пост-постмодерна (обоснование мировоззренческой картины объекта исследований);
• обоснование ценностных ориентаций и авторских взглядов на предмет исследования - целостный образовательный процесс в педагогическом вузе;
• разработка адекватных созданному образу объекта и ценностно-смысловому пониманию предмета методов его исследования и преобразования.
В результате вот что получилось. В соответствии с первым методологическим положением были раскрыты особенности современной ситуации в педагогическом образовании, показано, что она детерминируется процесса-
* Продолжение. Начало см. № 10(74). Статья подготовлена при государственной поддержке РГНФ, проект № 12-06-00834.
ми интеграции отечественного образования в мировое образовательное пространство, стандартизации, модернизации, в ходе которых формируется новый социальный заказ педагогическому образованию, возникают новые образовательные учреждения, концепции и типы образования, современные образовательные модели и технологии. В условиях многоплановости модернизационных преобразований, многообразия направлений инновационной деятельности и педагогического экспериментирования важно определить и не утерять генеральную линию развития как общего, так и высшего профессионального образования. Эта линия применительно к педагогическому образованию была определена в нашей научной школе следующим образом.
Учитывая возможности реального влияния педагогического образования на все сферы жизнедеятельности общества через личность, мы полагаем, что реализовать его мо-дернизационный ресурс следует в контексте общей социальной технологии развития страны через образование и воспитание педагогов, обладающих сознанием своей ответственности за судьбу страны, жизнь и развитие детей, способных в собственной жизни и профессиональной деятельности занимать позицию человека культуры, имеющих развитые инновационные способности и владеющих высоким уровнем профессиональной компетентности, которая позволяет им выстраивать культурное пространство собственной личности и вовлекать в него своих учеников. Эта цель, выраженная в личностном образе современного педагога, не может быть реализована в традиционном педагогическом образовании, ориентированном на трансляцию уже состоявшихся культурных достижений человечества и адаптацию к ним будущих педагогов. В связи с этим возникает проблема настоящего исследования, которую мы формулируем следующим образом: какой тип образования необходимо выращивать в современном педагогическом вузе, чтобы реализовать общественную потребность в педагоге новой формации, идентифицирующем себя как человека культуры и
© Бондаревская Е.В., 2012
компетентного профессионала, способного к модернизационным преобразованиям и инновационной деятельности?
В соответствии со вторым методологическим положением был осуществлен анализ социального заказа современному педагогическому образованию и потенциальных возможностей его развития в образовательном пространстве. Оказалось, что в современном мире социальный заказ педагогическому образованию состоит в том, чтобы, с одной стороны, сделать его частью общей социальной технологии развития страны через подготовку новой генерации учителей, способных обеспечить инновационное развитие образования*, а с другой - в необходимости коренного изменения самого педагогического образования, которое в том виде, в каком оно существует сегодня, не способно справиться с этой задачей. Новая ситуация требует разработки новой концепции, постановки новых целей педагогического образования и приведения всех его составляющих в соответствие с ними.
Другое обстоятельство, которое мы учитывали при разработке стратегии модернизации, состояло в изменении статуса педагогического образования в связи с его интеграцией в образовательное пространство Южного федерального университета. Мы исходим из того, что федеральный университет, ориентированный на опыт университетов мирового уровня, является надежным гарантом сохранения и развития высшего педагогического образования и его модернизации для приближения к мировым университетским образовательным стандартам. Рассматривая педагогическое образование в общей структуре университетского образования, нельзя забывать о том, что в России такого опыта не было и педагогическое образование всегда осуществлялось в специальных, действовавших независимо от университетов педагогических институтах, которые в 1990-е гг. на первой волне модернизации были переименованы в педагогические университеты, не бу-
* Сегодня важнейшим элементом программы обеспечения коэволюции человека и биосферы и, следовательно, сохранения человека на Земле, как отмечает Н.Н. Моисеев, должно стать дальнейшее развитие системы «Учитель», придание ей совершенно новых, доселе не свойственных функций. Система «Учитель» должна в относительно короткие сроки обеспечить совершенно новый уровень массовых знаний и массового воспитания.
дучи при этом подвергнуты никаким существенным изменениям. Нам необходимо, чтобы двигаться вперед, осмыслить сущность понятия «педагогическое образование университетского типа», уяснить его качественное отличие от традиционных представлений о педагогическом образовании как подготовке узконаправленных специалистов по обучению детей какому-либо предмету. Таким образом, необходимо было осуществить проектирование нового типа образования, которое было обозначено нами как педагогическое образование университетского типа.
Наконец, третье обстоятельство, определившее содержание нашего инновационного поиска, мы связываем с тем, что педагогическое образование относится к таким социокультурным феноменам, которые определяющим образом влияют на развитие всех сторон жизнедеятельности общества, региона, страны. Это происходит через человека, качественное обучение, воспитание и развитие которого являются главной целью и предметом деятельности выпускников педагогических вузов. от педагогов зависит то, какими людьми будет населена Россия сегодня и завтра, как они будут жить и работать, что любить и ценить. Влияние педагогического образования на все сферы общественной, производственной, культурной жизни дает основание рассматривать его как метаобразование, где мета (греч. metа «после, за, между») - приставка, обозначающая последействие, что позволяет интерпретировать педагогическое образование как такую систему деятельности, которая имеет значимые последствия для преобразования и развития всех других систем и деятельностей. В условиях перехода нашей страны к инновационному развитию система «Учитель» призвана в относительно короткие сроки обеспечить качественно новый уровень знаний, компетентности, воспитанности, профессиональной подготовленности выпускников школ и вузов, необходимый для всеобщего прогресса в экономике, культуре, науке, производстве, коэволюции человека и биосферы, разрешения глобальных проблем человечества. Это может произойти, если учитель будет научен работать с процессами развития, обладать развитыми инновационными способностями, иметь опыт участия в модернизационных преобразованиях, проектной и исследовательской деятельности в школе и вузе. Однако педагогическое обра-
зование еще и не приступало к решению данных задач. В связи с этим были определены ценностные ориентации проектирования педагогического образования университетского типа:
- соответствие педагогического образования миссии, ценностям и культурным смыслам университетского образования;
- осуществление педагогического образования на основе культурологического, научноисследовательского, профессионально-компе-тентностного и практико-ориентированных подходов;
- придание педагогическому образованию в обществе функций системы строительства будущего, т.е. обеспечение ему инновационного, опережающего характера путем развития у студентов способностей «работы с будущим», с процессами развития личности, образования, культуры, социума;
- обеспечение соответствия педагогического образования требованиям коэволюции биосферы и человека, экологического и духовно-нравственного императивов на пути человечества к ноосфере;
- поиск способов оптимального сочетания в педагогическом образовании фундаментальности и практической направленности, универсальности и вариативности, стандартизации и индивидуализации, европейской интеграции и национального своеобразия.
Наконец, встал вопрос и о выборе методов исследования, адекватных созданному нами образу объекта и ценностно-смысловому пониманию предмета исследования. В обосновании методов исследования мы руководствовались следующими положениями. Основным философским принципом, на который опирается гуманитарная методология, является онтологический подход, предполагающий обращенность исследователя к экзистенциальному опыту, ситуациям человеческого существования и его бытийным смыслам. Онтологический подход в отличие от гносеологического акцентирует внимание исследователей не на внешних проявлениях человека, которые можно зафиксировать путем наблюдения и «объективно» интерпретировать, а на понимании его внутренних состояний, ценностно-смысловых переживаний, духовного бытия. Такое понимание становится возможным в процессе диалогического взаимодействия, общения, педагогической интеракции. Таким образом, гуманитарной методологии, основанной на онтоло-
гическом подходе, должны соответствовать герменевтические методы исследования, построенные на диалоге и понимании. В данном исследовании используются такие методы, как гуманитарная экспертиза, гуманитарное проектирование, экзистенциальные диалоги, методы вчувствования, самопонимания и другие, позволяющие познать субъектность и духовность человека, живущего осмысленной жизнью, и сконструировать образовательную среду, помогающую ему в этом.
Не менее важным является гуманитарный подход к оценке результатов исследовательского поиска. Мы полагаем, что целостность образовательного процесса предполагает целостность критерия его оценки. Таким критерием в гуманитарном педагогическом исследовании мы считаем качество человека. В нашем исследовании - это качество выпускника педагогического вуза как человека культуры, гражданина, нравственной личности, компетентного профессионала, обладающего развитыми инновационными способностями.
Подводя итоги, отметим, что анализ собственного опыта разработки и применения гуманитарной методологии для проектирования стратегии модернизации целостного образовательного процесса в педагогическом вузе позволил нам уточнить первоначальное определение и показать, что гуманитарная методология предстает в нашем исследовании как такой путь познания педагогических явлений и образовательных процессов, который последовательно и во взаимосвязи направляет внимание исследователей на 1) изучение гуманитарной ситуации (проблем человека в современном мире), 2) определение человеческих детерминант исследовательского процесса (ценностных ориентаций), 3) реализацию гуманитарной методологической установки на практическую реконструкцию образования в интересах человека, 4) использование гуманитарного подхода к оценке результатов исследования (по критерию «качество человека»).
Проведенная методологическая работа позволила нам достаточно обоснованно выстроить стратегию модернизации педагогического образования, главными направлениями которой стали следующие.
1. Изменение цели образования. Целью педагогического образования университетского типа должна стать не подготовка «бу-
дущего учителя», а воспитание компетентного педагога-профессионала, способного к инновационной деятельности в сфере образования и обладающего необходимым для этого творческим потенциалом, развитыми индивидуальными способностями, духовнонравственной и педагогической культурой. Соответственно этой цели необходимо изменить содержание, принципы, методы и технологии педагогического образования в университете.
2. Изменение типа образования. Поскольку педагогический институт стал структурным подразделением инновационного федерального университета, необходимо коренное изменение типа традиционного педагогического образования, ориентированного на подготовку учителя по предмету. Следует приблизить это образование к университетскому типу, отличительными чертами которого являются фундаментальность, методологичность, гуманитарность, целостность, интеграция образования и науки, теории и практики, включенность студентов в исследовательскую деятельность кафедр и научных школ, опережающий, инновационный характер.
3. Обеспечение целостности образовательного процесса, придание ему смыложиз-ненной направленности. Целостность педагогического образования университетского типа мы рассматриваем в единстве его гуманитарных (человекообразующих), культуросозидательных, наукотворческих и профессиональных функций, которые реализуются в бытии студента. Педагогическое образование - целостный смысложизненный процесс, в котором в диалектическом взаимодействии происходит становление личностного образа педагога, образа его культурной жизни, формирование смысложизненных онтологий и профессиональных установок. Такое понимание педагогического образования вызывает необходимость поставить в центр образовательно-воспитательной системы университета не только познавательную деятельность студента и ее результаты, но и педагогическую поддержку его личностного развития, деятельности по моделированию образа своей настоящей и будущей жизни, созданию концепции собственной жизни, проектированию жизненного плана, личностного и карьерного роста в избранной профессии. Реализация этой идеи актуализирует подготовку педагогов, умеющих «рабо-
тать с будущим», с процессами развития и саморазвития человека, образования, окружающего социума, региона.
4. Изменение бытия студентов путем создания такой университетской (кафедральной) среды, в которой студент может проявить себя во всех доступных ему направлениях развития современной цивилизации: науке, культуре, образовании, использовании и создании новых технологий. Этим будут созданы условия для воспитания целостного человека, в личности которого гармонично сочетаются качества человека культуры с качествами исследователя, открытого экспериментированию; способность производить новое знание со способностью его использовать и создавать новые технологии его применения; глобальность мышления и умение мылить и действовать на личностном уровне; личная свобода и социальная ответственность.
5. Осуществление воспитания как заботы и педагогической поддержки процессов жизнетворчества и самостановления педагога как гражданина, человека культуры и нравственности, компетентного и творческого профессионала, способного сознательно выстраивать программы и проекты своей настоящей и будущей жизни на основе понимания своих гражданских обязанностей, прав и свобод, культурных смыслов и нравственных установок своей жизнедеятельности. Современный студент, безусловно, закрыт для традиционного воспитания, которое всегда рассматривалось как идеологическая надстройка над жизнью детей и молодежи и реализовалось путем внешнего воздействия на их сознание. В связи с этим воспитание следует осуществлять не как надстройку над жизнью молодежи (есть жизнь и есть воспитание, которое надстраивается или, в лучшем случае, встраивается в жизнь студентов в виде воспитательных мероприятий), а как организованную, содержательную и осмысленную жизнь, которая творится ими самими. В этом случае основным принципом организации воспитания в вузе становится единство воспитания, обучения, профессиональной подготовки и жизни студентов. А это значит, что реальные жизненные, духовно-нравственные, профессиональные проблемы студентов должны быть включены в содержание образования.
6. Поэтапная организация образовательного процесса, обеспечивающая личностно-
профессиональное саморазвитие студента и построение жизненного плана в профессии «педагог». В отличие от действующей дисциплинарной модели, представляющей собой произвольный «набор» учебных дисциплин, педагогическое образование следует осуществлять поэтапно, имея в виду, что каждый этап обучения имеет свою фундаментальную задачу и личностный смысл для профессиональноличностного развития педагога.
I этап - просветительский, нормативный. Его задача - создание в сознании студента образа учителя-профессионала, носителя высокой гуманистической культуры, приближение его через изучение педагогических текстов и лучших образов педагогического опыта к постижению смысла педагогического образования.
II этап - личностно ориентированный, про-фессионально-компетентностный. Его задача - становление в сознании студента образа и смысла педагогической профессии, формирование системы необходимых профессиональных знаний, умений, компетентностей, проектирование собственного личностнопрофессионального образа, выявление ресурсов личностного и карьерного роста в профессии, человеческих дефицитов и проблем собственного профессионально-педагогического развития, определение возможных путей и способов их решения, составление жизненного плана, проектирование процесса профессионально-ориентированного саморазвития.
III этап - инновационно-творческий, индивидуально-ориентированный, направленный на личностно-профессиональное саморазвитие и осознание смысла собственной профессиональной деятельности, который может быть найден в творчестве, создании педагогических новаций, составлении и выполнении индивидуального образовательного маршрута, способствующего реализации творческого педагогического потенциала студента.
7. Осуществление гуманитарного подхода к оценке качества и результатов педагогического образования. Главным критерием качества профессионально-педагогического образования следует считать качество педагога как человека и профессионала. Качество человека проявляется в ценносто-смысловом осознании и самоактуализации педагога как гражданина, человека культуры и нравственности, профессионализм - в любви и заботе о детях, индиви-
дуальной педагогической культуре, профессиональной компетентности, развитии инновационных способностей, умении управлять образовательными процессами и строить программу собственной жизни в профессии «педагог».
8. Научно-методическое и ресурсное обеспечение модернизации. Необходимыми условиями результативности инновационного поиска путей и средств модернизации педагогического образования являются его научнометодическое сопровождение и ресурсное обеспечение. Первое предполагает развертывание научно-педагогических исследований по проблеме, второе - выявление материальных, кадровых, информационных и других ресурсов, что находит специальное отражение в соответствующих разделах программы модернизации педагогического образования в университете.
Литература
1. Бондаревская Е.В. Модернизация педагогического образования в инновационном пространстве федерального университета // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2010. №7(51). С. 43-51.
2. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.
3. Пружинин Б.И. Методология педагогического исследования: итоги, проблемы, перспективы: докл. на заседании бюро отделения философии образования и теоретической педагогики РАО 25 января 2012 г. (рукопись).
Experience of development of the methodology of research and modernization of the integral educational process in a pedagogical higher school
There is substantiated the necessity of the use of the methodology of humanities in research of the integral educational process, shown the stages of establishment of the pedagogical methodology of humanities and its role in regulation of the modernization processes in pedagogical education. There is described the urgency of development of the methodology of humanities in pedagogy.
Key words: methodology, methodology of humanities, integral educational process, modernization of higher pedagogical education.