ная нагрузка уменьшилась на 15,7%. Среднее время ожидания вызова в диспетчерской уменьшилось на 51,4%. И это все при уменьшении количества суточных бригад в 2014 году на 4,8% в сравнении с 2013 годом.
Таким образом, в целях повышения доступности и улучшения качества оказания СМП населению, эффективного использования имеющихся ресурсов здравоохранения, снижения нагрузки и освобождения от выполнения несвойственных функций станции СМП, целесообразно внедрение системы переадресации вызовов по поводу неотложных состояний в амбу-латорно-поликлинических службах города.
_ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:
опыт и инновации №4 2015
Список литературы
1. Приказ Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского АО — Югры от 7 апреля 2014 г. №221 «Об организации оказания неотложной медицинской помощи в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре».
2. Статистические данные программного комплекса «АДИС» БУ «Сургутская городская клиническая станция скорой медицинской помощи» за 2014 год.
3. Форма отраслевой статистической отчётности №40 «Отчёт станции (отделения), больницы скорой медицинской помощи» БУ «Сургутская городская клиническая станция скорой медицинской помощи» за 2014 год.
© Сульдин А.М., Ершов В.И., Салманов Ю.М.,
2015
УДК 613.83
ОПЫТ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ «ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ»
Зайкова Р.Р.,
старший специалист по связям с общественностью КУ «Сургутский клинический психоневрологический диспансер»
Анализ ситуации с употреблением психоактивных веществ (ПАВ) и опыт работы по первичной профилактике среди подростков и молодежи свидетельствуют о необходимости внедрять новые эффективные технологии первичной профилактики, поддерживать и развивать инициативы, исходящие от самой молодежи, строить новую, более демократичную систему взаимодействия с молодежью. Так специалистами казенного учреждения «Сургутский клинический психоневрологический диспансер» была разработана обучающая программа для молодежи «Основы профилактики злоупотребления психоактивных веществ».
Авторы разработали уникальную программу, которая позволит сформировать у молодого поколения здоровый жизненный стиль, устойчивую антинаркотическую позицию. Способствует его вовлечению в волонтерскую профилактическую деятельность. Включает получение знаний и формирование навыков, необходимых для осуществлении работы по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде и пропаганде здорового образа жизни.
В ноябре 2013 года специалистами Сургутского клинического психоневрологического диспансера был разработан пилотный проект обучающей программы для волонтёров «Основы профилактики злоупотребления психоактивных веществ», который стал реализовывать-ся в последующие годы.
В 2014 году было организовано обучение по программе совместно с городским проектом комитета молодежной политики «PROфилакти-ка». В год набирается по 3 группы волонтеров. За 2014 год было обучено 48 волонтеров. По итогам 2015 года в обучении приняли участие
57 человек. Это студенты вузов и ссузов г. Сургута (Сургутский государственный университет, Сургутский институт нефти и газа, профессиональный колледж, нефтяной техникум, медицинский колледж, Сургутский государственный педагогический университет), а также школьники образовательных учреждений.
Комплексная программа первичной позитивной профилактики всех видов химической зависимости среди подростков и молодежи по принципу «равный-равному» предполагает подготовку волонтеров для первичной профилактики, цель которой сохранение и укрепле-
РЕГИОНАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА
ние здоровья молодежи. Программа позволяет сформировать в подростково-молодежной среде негативную установку на употребление ПАВ, как способа решения своих проблем или проведения досуга, ориентацию на позитивные ценности через вовлечение в работу по профилактике наркомании, а также обеспечить подготовку добровольцев для самостоятельной профилактической работы среди подростков и молодежи.
Задачи, которые стоят перед тренерами обучающей программы, это:
- формирование у подростков и молодежи здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих употреблению пси-хоактивнх веществ;
- информирование учащихся о действиях и последствиях употребления психоактивных веществ, причинах и формах заболеваний, связанных с ними, путях к выздоровлению, связи употребления наркотиков и других форм деструктивного поведения с особенностями формирования личности и общения;
- развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.
В соответствии с целями и задачами обучающей программы занятия разделены на два типа:
1. Информационно-просветительский: занятия такого типа показывают, против чего следует бороться подростку: раскрывается пагубная сущность вредных привычек, развенчиваются ложные мифы об алкоголе, курении и наркотиках, бытующие среди определенной части молодежи.
2. Практический: занятия направлены преимущественно на отработку психологических навыков общения, которые позволяют подростку противостоять влиянию социальной среды.
Обучение подростков и молодежи осуществляется в тренинговом режиме. Интерактивные методы обучения позволяют через общение более глубоко осознать мотивы обращения к добровольческой деятельности, развить уже имеющиеся навыки работы с людьми, выработать свой стиль в общении и скорректировать его. Количество участников тренинга не должно превышать 15 человек, но в связи со спросом тренеры работают с командой и более 20 человек.
Обучение проходит в 2 этапа.
1 этап состоит из 3 семинаров. Каждый длится по 2 часа. Занятия проводятся в тре-нинговой форме, поскольку тренинг — метод активного обучения, подразумевающий не только получение информации, но и применение полученных знаний на практике. Подготовка волонтеров связана с получением знаний о психоактивных веществах — о действиях и последствиях употребления алкоголя, табака, наркотиков, а также установок на здоровый образ жизни. Каждое занятие призвано сформировать у участников собственное отношение к проблеме, выбрать личную позицию посредством полученных знаний. Обучающая программа дает понимание подросткам и молодежи сопричастности к решению серьёзной государственной задачи, при этом происходит активный личностный рост ребят и обогащается их поведенческий опыт, удовлетворяется потребность в самоутверждении и признании социумом.
Программа составлена таким образом, чтобы каждый получил необходимые сведения об опасности зависимостей, причинах, по которым они возникают, и как им противостоять. В обучении используются социальные ролики, которые по мнению психологов оказывают благоприятный эффект для усваивания довольно большого объёма информации о вреде ПАВ. Молодежи нравиться, что используются современные мультимедийные формы работы.
Цель первого этапа подготовки — сделать из новобранцев команду единомышленников, понимающих необходимость и полезность волонтёрской работы в профилактическом направлении, создать психологически комфортную среду среди обучающихся, в которой они могут раскрыть свои лучшие стороны, а также развить коммуникативные навыки.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:
Также в занятиях участвует врач-нарколог. Это связано с тем, что волонтерам необходимо знать не только психологические аспекты предоставления информации, но и психологические особенности возникновения различного рода аддикций, а также учитывать современные сведения о воздействии разного рода веществ
на организм человека и последствиях их употребления. Все это входит в теоретический блок подготовки волонтеров, который проводит врач-психиатр-нарколог Сергей Зырянов.
Последний этап обучения полностью посвящен методам работы с аудиторией и защите собственного проекта по профилактике социально негативных явлений в молодежной среде. Темы таких проектов направлены на мотивацию ведения здорового образ жизни, информирование о вреде употребления психоактивных веществ.
После защиты проектов волонтеры получают сертификаты о том, что они прошли курс обучающей программы «Основы профилакти-
ки злоупотребления психоактивных веществ».
В дальнейшем студенты способны своим личным примером ориентировать остальную часть молодежного населения на здоровый образ жизни, а также проводить профилактические мероприятия в своих или других учебных заведениях.
опыт и инновации №4 2015
На этом работа специалистов Сургутского клинического психоневрологического диспансера не останавливается, с вузами и ссузами г. Сургута подписаны соглашения о взаимодействии, планируется ежегодное обучение молодежи по программе «Основы профилактики злоупотребления психоактивных веществ».
Обучающая программа постоянно обновляется, ее авторский коллектив — медицинские психологи Сургутского клинического психоневрологического диспансера Екатерина Ма-занова, Лилия Заграй, врач-психиатр-нарколог Сергей Зырянов и специалист по связям с общественностью Регина Зайкова, — дополнительно разработали методические рекомендации «Основы профилактических знаний» по обучающей программе среди подростков и молодежи для педагогов образовательных учреждений и
дополнительного образования, преподавателей и студентов учебных заведений, специалистов сферы культуры, молодежной политики и спорта по организации профилактической работы. Теперь при желании и педагоги, и специалисты по работе с молодежью могут самостоятельно работать по принципу позитивной профилактики обучающей программы «Основы профилактических знаний» в сфере первичной профилактики.
Работая по принципу позитивной профилактики и используя современные подходы в профилактической работе, можно существенно изменить ситуацию в сторону негативного отношения к употреблению психоактивных веществ и другим асоциальным явлениям среди подростков и молодежи, а также сформировать ценности на улучшение здоровья нации в целом.
Список литературы
1. file:/ / /C:/Users/SpetsSO/Downloads/ Yugra%208_itog.pdf
© Зайкова Р.Р., 2015