Научная статья на тему 'Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной группе'

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной группе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДОШКОЛЬНИКИ / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / АРТ-ТЕРАПИЯ / CHILDREN WITH DISABILITIES / PRESCHOOLERS / SPEECH DEVELOPMENT / CHILD SOCIALIZATION / CREATIVE DEVELOPMENT / CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL TASKS / AN INTEGRATED APPROACH / ART THERAPY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семина Е.Е., Кузьмина Е.А., Кухар С.В.

В статье представлен опыт работы педагогов по развитию речи и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных группах. Для решения коррекционно-развивающих задач необходимо взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения. Авторами разработаны методики такого взаимодействия, показавшие на практике свою эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семина Е.Е., Кузьмина Е.А., Кухар С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of work with children with disabilities in a preschool group

The article presents the experience of work of teachers on speech development and socialization of children with disabilities in pre-school groups. To solve correctional and developmental tasks, interaction of all specialists of an educational institution is necessary. The authors have developed some methods for such interaction, which have shown their effectiveness in practice.

Текст научной работы на тему «Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной группе»

E. Indenbaum

Monitoring of life competence of children with learning delay in the conditions of inclusive education p

о

CO

± о

о s

Ф о

The article deals with the issues of monitoring the scope of life competence of children with learning delay. A brief analysis of the imperfection of the self-created assessment tools is given. It is proposed to carry out the characteristics ^^ of the sphere of life competence in relation to the personal results of education, regulated by the Federal State Educational Standard. The content of potentially effective evaluation tools used in the process of monitoring the sphere of life competence is revealed: scales of expert evaluation, pedagogical tests, experimental-pedagogical situations. It is proposed to design individualized evaluation scales, choosing intermediate results in accordance with the children's specific educational needs. The article provides examples of construction of scales of an expert assessment, a pedagogical test, and experimentally-pedagogical situation.

Key words: children with learning delay, primary education, educational outcomes, monitoring, sphere of life competence, diagnostic tools.

Indenbaum Elena L. - Dr. of Psychol. Hab.; head at the Department of Complex Correction of Abnormal Child Development of the Teacher Training College, Irkutsk State University

Е.Е. Семина, Е.А. Кузьмина, С.В. Кухар

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной группе

В статье представлен опыт работы педагогов по развитию речи и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных группах. Для решения коррекционно-развивающих задач необходимо взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения. Авторами разработаны методики такого взаимодействия, показавшие на практике свою эффективность. Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дошкольники, речевое развитие, социализация ребенка, коррекционно-развивающие задачи, творческое развитие, арт-терапия.

^ го

| 1 Активная социализация ребенка начинается с момента его попадания §2 в группу детского дошкольного учреждения [2]. Важнейшим компо-* ш нентом целостного развития личности является речь. Однако, как всем известно, малыши начинают свой путь в дошкольной группе с раз-^ ным уровнем развития речи. Часть детей произносят отдельные слоги и слова, при этом понимают речь окружающих, но сами затрудняются говорить. У других же наоборот - развернутая фраза, богатый словарный запас. На сегодняшний день дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе и с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), обучаются в одной группе, но по разным образовательным программам, дети с ОВЗ имеют «индивидуальные образовательные маршруты». Для детей с ТНР характерны: неусидчивость, быстрая истощаемость, снижение интереса к учебной деятельности. Такие дети нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке на занятиях. Адаптированную образовательную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи реализуют в дошкольных группах специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, воспитатель.

Речевое развитие детей с ОВЗ включает ряд коррекционно-развиваю-щих занятий, направленных на формирование словарного запаса, грамматически правильной речи, развитие связной речи. В своей практике учитель-логопед в наших дошкольных группах на занятиях использует дидактические игры, логоритмические упражнения под музыку [3; 4]. В одно занятие включено 2-3 дидактические игры. Приведем примеры игр, которые мы применяем.

«Фишечный диктант». Детям раздают карточки с указанием начала, середины или конца слова. Педагог произносит слова со звуком С в разных позициях. Если ребенок услышит этот звук в слове, он должен поставить фишку на карточку. После диктанта провидится проверка.

«Составь из слов со звуком С предложение». Педагог предлагает набор слов или просит детей придумать их самостоятельно. Затем дети называют свои предложения.

Закрепить материал по лексическим темам поможет игра «Рыбалка» (например, известные всем темы «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Одежда», «Обувь» и т.д.). Для игры нужно подготовить металлические скрепки, предметные картинки, коробочку, удочку с магнитом. Ребенок ловит предмет с помощью удочки, называет его и объединяет предметы по группам. Дети по очереди «вылавливают» удочкой различные предметы и называют их. Определяют место звука в слове. За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

«Чудо-дерево» (на отработку предлогов или подбор родственных слов).

го

Ч vo Ш О

СС -st

Работа над формированием связной речи включает: составление рас- | сказов-описаний о предмете, загадок-описаний, составление рассказов § ® по картине и серии сюжетных картинок. Активно используются в рабо- g ° те с детьми тексты цепной структуры. Например:

го тЕ

ГО

Около дома рос сад. Е о

pro

В сад пришла семья.

Семья собрала фрукты.

Фрукты были очень вкусными.

Повторяя логоритмические упражнения под музыку, дети учатся координировать движение со словом.

Организуя непосредственную образовательную деятельность, воспитатель в группе, также как и учитель-логопед, создает необходимые условия для формирования речевых навыков у детей.

Большое количество времени ребенок проводит в группе в игровой деятельности с другими детьми. Игра помогает детям включиться в познавательный процесс. И у педагога (воспитателя) в течение дня масса возможностей для реализации коррекционно-развивающих задач. Игра как основной вид деятельности дошкольника способствует развитию всех компонентов речи и целостного развития личности ребенка. В процессе игры у ребенка обязательно появляется потребность в общении, которое следует поощрять и активно стимулировать. Так например, если ребенок пришел с игрушкой из дома в группу, не оставляем это без внимания, спрашиваем: «Кто (что) это у тебя?». Кроме того, важно эмоциональное включение педагога в диалоге с ребенком, это обязательно заметят другие дети и подключатся к беседе. Очень важен утренний заряд позитива для ребенка от встречающего его воспитателя.

В своей работе мы активно используем методы арт-терапии. Для этого подходят все традиционные методы: аппликация, лепка, рисование. Развивая творческие способности детей с ОВЗ, мы работаем также над развитием когнитивной сферы, эмоционально-волевой, развиваем мелкую моторику и способствуем личностному становлению ребенка. Непосредственная образовательная деятельность в области художественно-эстетического развития позволяет реализовывать не только обучающую функцию, но и дает возможности для самовыражения и самопознания. Совместная работа воспитателя и педагога-психолога в дошкольной группе с использованием элементов арт-терапии эффективна не только для детей с тяжелыми нарушениями речи, но и для других групп. Например, техника работы с пластилином позволяет снять мышечный тонус, коллаж развивает процессы восприятия и воображения, куклы би-ба-бо и небольшие театральные постановки дают

^ го

| 1 огромное поле для самовыражения. Все варианты арт-терапии ценны ° 2 тем, что позволяют ребенку социально безопасно выражать свои эмоции и чувства через творчество.

Очень важно в процессе работы хвалить детей, особенно детей с ОВЗ, ^ оказывать помощь и обязательно демонстрировать результаты труда ребенка всей группе. Это добавляет уверенности, порождает интерес к результату труда и создает атмосферу доброжелательности в группе. Кроме того, следует вечером обратить внимание родителей детей на труды ребенка и еще раз его похвалить.

Особую роль в развитии ребенка с ОВЗ в дошкольном возрасте имеет музыкальная деятельность [1]. Важно, чтобы эти дети не остались пассивными участниками действий в музыкальном зале. Совместная работа педагогов позволяет найти роль каждому ребенку по его возможностям. Это позволяет не только стимулировать творческое развитие ребенка, но и активно его социализировать, помогает предупреждать комплексы и преодолевать уже имеющиеся. Конечно, появлению ребенка с ОВЗ на сцене предшествует долгая кропотливая совместная работа специалистов.

Для любого ребенка важно чувствовать доверие к взрослому, а для ребенка с ОВЗ - это важно вдвойне. Только комплексная совместная работа педагогов приведет к желаемому результату - компенсированию ограниченных возможностей. Работу с детьми с ОВЗ необходимо организовать целенаправленно и систематически. Специалисты наших дошкольных групп стараются учитывать реальные возможности каждого ребенка и ориентироваться на зону его ближайшего развития, создавая специальные условия, в которых ребенок овладеет умениями и навыками, что позволит повысить качество и эффективность коррек-ционно-развивающей работы.

Библиографический список

1. Закрепина А.В., Браткова М.В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. № 2. С. 9-19.

2. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева и др. М., 2014.

3. Речевые игры с детьми / Селиверстов ВМ. и др. М., 1994.

4. Семёнова Т.А. Подвижная игра как средство подготовки ребенка-дошкольника к жизни // Педагогика и психология образования. 2014. № 1. С. 22-26.

Семина Елена Евгеньевна - педагог-психолог, школа № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля, г. Москва E-mail: Elena-sem07@mail.ru

Кузьмина Елена Александровна - учитель-логопед, школа № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля, г. Москва E-mail: ieliena_pietrova_80@mail.ru

Кухар Светлана Вячеславовна - воспитатель, школа № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля, г. Москва E-mail: svet1k-81@mail.ru

о

о °°

¡± о

го

ч: vo

ш о

E. Semina, E. Kuzmina, S. Kukhar

Experience of work with children with disabilities in a preschool group

The article presents the experience of work of teachers on speech development and socialization of children with disabilities in pre-school groups. To solve correctional and developmental tasks, interaction of all specialists of an educational institution is necessary. The authors have developed some methods for such interaction, which have shown their effectiveness in practice.

Key words: children with disabilities, preschoolers, speech development, child socialization, creative development, correctional and developmental tasks, an integrated approach, art therapy.

Semina Elena E. - educational psychologist, school № 1359 of a name of the aircraft designer M.L. Mil, Moscow

Kuzmina Elena A. - speech therapist teacher, school № 1359 of a name of the aircraft designer M.L. Mil, Moscow

Kukhar Svetlana V. - educator, school № 1359 of a name of the aircraft designer M.L. Mil, Moscow

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.