Научная статья на тему 'Опыт работы информационно-управленческой системы по освидетельствованию иностранных граждан в Свердловской области'

Опыт работы информационно-управленческой системы по освидетельствованию иностранных граждан в Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
140
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ДЕПОРТАЦИЯ / МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН / ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / АКТИВНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ / ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ПРОФИЛАКТИКА / КРУПНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ОБЛАСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СИСТЕМА / LABOR MIGRATION / DEPORTATION / MEDICAL EXAMINATION / INFECTIOUS DISEASE / ACTIVE DETECTION / EPIDEMIOLOGICAL CONTROL / PREVENTION / LARGE INDUSTRIAL OBLAST / FOREIGN CITIZEN / UNDESIRABILITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сырнева Татьяна Анатольевна, Струин Н. Л., Уфимцева М. А., Струина Н. Н.

В Свердловской области в 2007 г. была создана информационно-управленческая система (ИУС) по контролю за инфекционными заболеваниями среди трудовых мигрантов. Данная система регламентировала взаимодействие заинтересованных служб и ведомств. Первоначально созданная ИУС имела ряд серьезных недостатков: неудовлетворительное качество медицинского освидетельствования, связанное с недостаточными знаниями врачей по кодированию заболеваний и проведению комплекса лабораторно-диагностических методов; неудовлетворительное качество ведения медицинской документации; отсутствие правого механизма, касающегося депортации мигрантов. Необходимость усовершенствования ИУС возникла в связи с реализацией приказа Роспотребнадзора от 14.09.10 №336 «О порядке подготовки, представления и рассмотрения в системе Роспотребнадзора материалов по принятию решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации». Вновь созданая ИУС позволила концентрировать в органах миграционного контроля значительный объем информации, в том числе сведения о выданных документах, касающихся состояния здоровья мигрантов, в том числе об их депортации, а также осуществлять контроль за легальными и нелегальными мигрантами. Таким образом, разработанная и внедренная на территории Свердловской области ИУС повысила активность выявления случаев инфекционных заболеваний у иностранных граждан и способствовала проведению оперативного и качественного контроля за этими заболеваниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сырнева Татьяна Анатольевна, Струин Н. Л., Уфимцева М. А., Струина Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On functioning of informational managerial system of examination of foreign citizens in the Sverdlovsk Region

In 2007, the informational managerial system of control on infectious diseases among labor migrants was organized in the Sverdlovsk Region. This system regulated interaction of interested services and agencies. Initially developed informational managerial system had a number of serious shortcomings: poor quality of medical examination related to inadequate professional knowledge offhysicians about coding of diseases and implementation of complex of laboratory diagnostic techniques. The other shortcomings consisted in poor quality of medical documentation keeping and lacking of legal mechanism concerning deportation of migrants. The necessity of development of informational managerial system occurred due to implementation of the order of Rospotrebnadzor №336 of 14.09.2010 “Aboutprocedure of preparation, presentation and scrutiny in the system of Rospotrebnadzor the materials on settlement about undesirability of sojourn of foreign citizen or person without citizenship in the Russian Federation”. The newly organized informational managerial system made it possible not only to accumulate within migration control authorities a significant volume of information including data about granted documents concerning health condition of migrants including their deportation but to implement control on legal and illegal migrants. Therefore, the informational managerial system developed and implemented on the territory of the Sverdlovsk Region, increased activity of detection of cases of infectious diseases in foreign citizens and supported application of operative and quality control of these diseases.

Текст научной работы на тему «Опыт работы информационно-управленческой системы по освидетельствованию иностранных граждан в Свердловской области»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 614.2:331.483.2-054.6

СЫРНЕВА Т.А.1, СТРУИНН.Л.2, УФИМЦЕВА М.А.3, СТРУИНН.Н.4

Опыт работы информационно-управленческой системы по освидетельствованию иностранных граждан в Свердловской области

'ФГБУ «Уральский научно-исследовательский институт дерматовенерологии и иммунопатологии» Минздрава России, 620023, г. Екатеринбург; 2Управление Роспотребнадзора по Свердловской области, 620000, г. Екатеринбург; 3ГБОУ ВПО «Уральский Государственный медицинский университет» Минздрава России, 620028, г. Екатеринбург; 4Агентство социальных стратегий и проектов, 620063, г. Екатеринбург

В Свердловской области в 2007 г. быта создана информационно-управленческая система (ИУС) по контролю за инфекционными заболеваниями среди трудовых мигрантов.

Данная система регламентировала взаимодействие заинтересованных служб и ведомств. Первоначально созданная ИУС имела ряд серьезных недостатков: неудовлетворительное качество медицинского освидетельствования, связанное с недостаточнъжи знаниями врачей по кодированию заболеваний и проведению комплекса лабораторно-диагностических методов; неудовлетворительное качество ведения медицинской документации; отсутствие правого механизма, касающегося депортации мигрантов. Необходимость усовершенствования ИУС возникла в связи с реализацией приказа Роспотребнадзора от 14.09.10 №336 «О порядке подготовки, представления и рассмотрения в системе Роспотребнадзора материалов по принятию решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации».

Вновь созданая ИУС позволила концентрировать в органах миграционного контроля значительный объем информации, в том числе сведения о выданных документах, касающихся состояния здоровья мигрантов, в том числе об их депортации, а также осуществлять контроль за легальными и нелегальными мигрантами.

Таким образом, разработанная и внедренная на территории Свердловской области ИУС повысила активность выявления случаев инфекционных заболеваний у иностранных граждан и способствовала проведению оперативного и качественного контроля за этими заболеваниями.

Ключевые слова : трудовая миграция; депортация, медицинское освидетельствование иностранных граждан; инфекционные заболевания, активное выявление, эпидемиологический контроль, профилактика, крупная промышленная область, информационно-управленческая система.

Для цитирования: Здравоохранение Российской Федерации. 2014; 58(6): 46—49.

ON FUNCTIONING OF INFORMATIONAL MANAGERIAL SYSTEM OF EXAMINATION OF FOREIGN CITIZENS IN THE SVERDLOVSK REGION Syrneva T.A.1, Struin N.L.2, Ufimtseva M.A.3, Struina N.N.4

1 The Ural research institute of dermatovenerology and immunopathology of Ministry of Health of Russia,

620023, Ekaterinburg, Russia;2 The department of Rospotrebnadzor in the Sverdlovsk Region, 620000, Ekaterinburg, Russia; 3The Ural state medical university of Ministry of Health of Russia, 620028, Ekaterinburg, Russia;4 The agency of social strategies and projects, 620063, Ekaterinburg, Russia

In 2007, the informational managerial system of control on infectious diseases among labor migrants was organized in the Sverdlovsk Region. This system regulated interaction of interested services and agencies. Initially developed informational managerial system had a number of serious shortcomings: poor quality of medical examination related to inadequate professional knowledge of physicians about coding of diseases and implementation of complex of laboratory diagnostic techniques. The other shortcomings consisted in poor quality of medical documentation keeping and lacking of legal mechanism concerning deportation of migrants. The necessity of development of informational managerial system occurred due to implementation of the order of Rospotrebnadzor №336 of14.09.2010 "Aboutprocedure of preparation, presentation and scrutiny in the system of Rospotrebnadzor the materials on settlement about undesirability of sojourn of foreign citizen or person without citizenship in the Russian Federation".

The newly organized informational managerial system made it possible not only to accumulate within migration control authorities a significant volume of information including data about granted documents concerning health condition of migrants including their deportation but to implement control on legal and illegal migrants. Therefore, the informational managerial system developed and implemented on the territory of the Sverdlovsk Region, increased activity of detection of cases of infectious diseases in foreign citizens and supported application of operative and quality control of these diseases.

Key words: labor migration; deportation; medical examination; foreign citizen; infectious disease; active detection; epidemiological control; prevention; large industrial oblast; undesirability.

Citation: Zdravookhraneniye Rossiiskoy Federatsii. 2014; 58(6): 46—49. (In Russ.)

Основным направлением современной миграции яв- или политически нестабильных стран в наиболее эконо-ляется перемещение населения из экономически бедных мически успешные и динамично развивающиеся госу-

Для корреспонденции: Сырнева Татьяна Анатольевна д-р мед. наук, профессор, вед. науч. сотр., e-mail: orgotdel_2008@mail.ru Correspondence to: Tat'yana Syrneva, MD, PhD, DSc, Prof., e-mail: orgotdel_2008@mail.ru

дарства. Согласно данным ООН, по абсолютному объему миграционных потоков Россия входит в число лидеров. По данным Федеральной миграционной службы, в 2012 г. в РФ находились 9,5 млн иностранных граждан, из них 1,3 млн на законных основаниях, 3,8 млн временно с целью учебы либо лечения, 4,4 млн без правовых оснований (нелегально) [1]. Однако, по данным информации других ведомств, трудовых мигрантов насчитывается 15—20 млн, что составляет 10% всего населения России [2, 3].

Свердловская область относится к регионам РФ, имеющим высокие темпы социально-экономического развития, является одним из лидеров экономического роста в РФ [4, 5].

Начиная с 2005 г. в Свердловской области на фоне общего сокращения численности населения регистрируется стремительная естественная убыль населения. С 1990 по 2011 г. она составила 471 тыс. человек.

В условиях подобного регионального дефицита трудовых ресурсов весьма привлекательными для хозяйствующих субъектов Свердловской области являются внешние трудовые мигранты. Изменение масштабов привлечения и использования иностранной рабочей силы в производственной сфере Свердловской области отражают следующие цифры: если в 2004 г. в Свердловской области трудились 9770 иностранных работников, то в 2008 г. - 109 167. Таким образом, за пять лет численность мигрантов возросла в 11,2 раза.

Одним из условий, регулирующих правоотношения легального пребывания иностранных граждан в России, является состояние здоровья мигрантов, которые определяются нормами федеральных законов (ФЗ), в частности ФЗ № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Согласно нормам данного закона, для положительного решения разрешения на работу либо вида на жительство иностранный гражданин (лицо без гражданства) должен иметь документы, подтверждающие отсутствие заболевания наркоманией и иных заболеваний, представляющих опасность для населения, определенных перечнем (Перечень инфекционных заболеваний утвержден

постановлением Правительства России от 02.04.03 г. № 188 [5].

По статистическим данным мониторинга, осуществляемым органами Роспотребнадзора за медицинским освидетельствованием иностранных граждан (лиц без гражданства), в Свердловской области обследованы в 2008 г. 117 255 человек, в 2009 г. 52 269, в 2010 г. 61 014, в 2011 г. 58 313, в 2012 г. 44 467.

При проведении мониторинга выявили несовпадение данных о регистрации и фактическом пребывании в РФ иностранных граждан (лиц без гражданства), что значительно затрудняет проведение своевременных противоэпидемиологических мероприятий в случае выявления инфекционных заболеваний.

В связи с этим возникла необходимость создания информационно-управленческой системы (ИУС) по контролю за социально значимыми заболеваниями среди трудовых мигрантов, которая была создана в 2007 г. после выхода постановления главного государственного санитарного врача РФ от 14.12.07 № 86 «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства» (см. схему).

Первоначально созданная ИУС имела ряд недостатков, а именно: некачественный учет случаев заболеваний, связанный с дефектами кодирования заболеваний, отсутствием унифицированного алгоритма по проведению лабораторно-диагностических методов; неудовлетворительное качество ведения медицинской документации; отсутствие правового механизма, касающегося депортации мигрантов.

Для решения вопроса легитимной депортации мигрантов был необходим перевод медицинского освидетельствования мигрантов в категорию государственных услуг. Особенностью подобной государственной услуги является возмездный характер как со стороны мигранта при ее получении, так и лиц, ответственных за его легитимное нахождение в соответствии со ст. 30 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Необходимость усовершенствования ИУС возникла в связи с реализацией приказа Роспотребнадзора РФ от

Организация работы по медицинскому освидетельствованию иностранных граждан для обеспечения требований миграционного законодательства

( Квота на

\ иностранцев

Правительство Свердловской области (комиссия по иностранцам, заинтересованные региональные министерства-экономики, промышленности, здравоохранения и др.)

Работодатели

Территориальное управление Роспотребнадзора

Уполномоченное медицинское учреждение

Иностранные граждане и лица без гражданства

Органы миграционного контроля

Информация о выданных актах медицинского освидетельствования

Добровольный выезд или депортация

Таблица 1

Динамика выявления случаев инфекционных заболеваний при проведении медицинского освидетельствования иностранных граждан за 2010—2012 гг.

Год Всего обследовано Выявленные случаи инфекционных заболеваний

% всего ВИЧ-инфекция туберкулез сифилис

2010 61 014 1,31 800 67 248 485

2011 58 313 1,35 788 68 329 391

2012 44 467 1,1 476 57 207 212

Таблица 2

Динамика миграционных потоков и результаты медицинского освидетельствования иностранных граждан (данные Управления Федеральной миграционной службы (ФМС) по Свердловской области) за 2010-2012 гг.

Год Число прибывших мигрантов, зарегистрированных в пункте пропуска Поставлено ФМС на учет по месту пребывания Число мигрантов, прошедших медицинское освидетельствование

2010 110 624 223 921 61 014

2011 145 329 257 856 58 313

2012 186 109 289 735 44 467

14.09.10 № 336 «О порядке подготовки, представления и рассмотрения в системе Роспотребнадзора материалов по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина (лица без гражданства) в Российской Федерации». В этом документе в перечень уполномоченных федеральных органов, принимающих решение о нежелательности пребывания больных иностранных граждан на территории РФ, включен Роспотребнадзор (постановление Правительства РФ от 07.04.03 № 199). Приказ определил перечень необходимых медицинских документов, представляемых уполномоченными медицинскими учреждениями, и степень участия в данном процессе всех заинтересованных структур.

Приказ допускает возможность отсрочки в принятии решения о нежелательности пребывания мигранта в РФ при наличии заболевания и соответствующего лечения (за счет средств иностранного гражданина). Однако реальная возможность оплаты лечения имеется в настоящее время лишь при заболевании сифилисом. Длительное и, следовательно, дорогостоящее лечение туберкулеза и ВИЧ-инфекции иностранный гражданин оплатить не в состоянии.

Данный приказ позволил стандартизировать возможные ситуации:

• иностранный гражданин здоров и может легально находиться в РФ;

• иностранный гражданин, возможно, болен, и ему необходимо пройти дополнительное обследование;

• при установлении окончательного диагноза данное лицо может находиться легально в РФ только при условии получения полного курса лечения (за свой счет);

• иностранный гражданин нуждается в дополнительном обследовании, от которого уклонился, следовательно, он не может находиться легально на территории РФ. Исходя из этих ситуаций, считаем возможными два

варианта управленческих действий: первый — подготовка проекта решения о нежелательности пребывания в РФ, второй — подготовка материалов в органы миграционного контроля в отношении иностранных граждан, нелегально находящихся на территории РФ.

Основной информационной базой во вновь созданной ИУС стали результаты медицинского освидетельствования иностранных граждан, в том числе сведения о выданных документах с заключениями об окончательных диагнозах, получении лечения, решениях о депортации.

Данная ИУС позволила осуществлять контроль за двумя группами мигрантов: легальных — через уполномоченные медицинские учреждения, нелегальных — через иные медицинские учреждения всех форм собственности.

Результаты, полученные при медицинском освидетельствовании иностранных граждан в Свердловской области за 2010-2012 гг., свидетельствуют о неблагополучной эпидемической обстановке (табл 1.).

Инфекционные заболевания выявляют в среднем у 1,3% иностранцев, обратившихся в уполномоченные медицинские учреждения Свердловской области. Однако эти данные не позволяют говорить о полном учете инфекционных заболеваний у мигрантов, поскольку реальное число иностранных граждан значительно больше (табл. 2).

Таким образом, экстраполируя количество выявленных заболеваний среди мигрантов, прошедших медицинское освидетельствование, на всю группу иностранных граждан в Свердловской области, количество выявленных заболеваний должно быть в 3,8—5 раз больше.

Согласно последним директивным документам в отношении иностранных граждан, работающих по временным патентам, прохождения медицинского освидетельствования им не требуется (ФЗ № 115-ФЗ от 28.12.13). Таким образом, реальное количество инфекционных заболеваний у мигрантов значительно выше-того, что, официально зарегистрировано. Так, в Свердловской области имело место оформление патентов для законного пребывания иностранных граждан, больных туберкулезом и ВИЧ-инфекцией [4].

Таким образом, разработанная и внедренная на территории Свердловской области ИУС позволила организовать работу по активному выявлению иностранных граждан, имеющих инфекционные заболевания, осуществлять качественный контроль за этими заболеваниями, предусмотренный СП 3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней».

Деятельность системы здравоохранения и Роспо-требнадзора в отношении выявления больных иностранных граждан и принятии соответствующего решения о нежелательности пребывания таких лиц в РФ не будет иметь должного эффекта без участия органов миграционного контроля, которые отвечают за реализацию принятых решений о нежелательности и выдворение больных иностранцев с территории России.

ЛИТЕРАТУРА

. Арифметика миграции (электронный ресурс). Available at: http://www.rg.ru/2012/03/22/migranty.html. РИА «Новости». 24 марта 2011. Интервью главного санитарного врача России Г. Г. Онищенко. Би-Би-Си. 9 сентября 2008. Иинтервью начальника Федеральной пограничной службы ФСБ России В. Летуновского. . Аналитический отчет Управления Федеральной миграционной службы по Свердловской области за 2011 и 2012 гг. (электронный ресурс) Available at: http://ufms-ural.ru/ . Типология оценки экономического развития субъектов РФ (электронный ресурс). Available at: http://www.minregion.ru/ archive.

Поступила 04.02.14

1.

3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.