Научная статья на тему 'Опыт проведения занятий тренингового типа в учебном заведении для одаренных детей'

Опыт проведения занятий тренингового типа в учебном заведении для одаренных детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИНГ / TRAINING / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / GIFTED CHILDREN / ПОДРОСТКИ / ADOLESCENTS / ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА / ESPECIALLY ADOLESCENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авербух Наталья Владимировна

В статье анализируется личный опыт педагога-психолога, проводящего занятия тренингового типа в учебном заведении для одаренных детей (подростков). Описываются особенности их учебной и внеучебной нагрузки, цели, стоящие перед психологом, план занятий и виды реакций различных классов на предлагаемое взаимодействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт проведения занятий тренингового типа в учебном заведении для одаренных детей»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

The experience of training in the educational institution for gifted

children Averbukh N.

Опыт проведения занятий тренингового типа в учебном заведении

для одаренных детей Авербух Н. В.

Авербух Наталья Владимировна / Averbukh Natalya - педагог-психолог, специализированный учебно-научный центр, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина,

г. Екатеринбург

Аннотация: в статье анализируется личный опыт педагога-психолога, проводящего занятия тренингового типа в учебном заведении для одаренных детей (подростков). Описываются особенности их учебной и внеучебной нагрузки, цели, стоящие перед психологом, план занятий и виды реакций различных классов на предлагаемое взаимодействие.

Abstract: the article analyzes the personal experience of the teacher-psychologist, conducting training sessions at a school for gifted children (teenagers). The features of their educational and extracurricular load, objectives of the psychologist, study plan and the types of reactions of different classes to the proposed interaction is described.

Ключевые слова: тренинг, одаренные дети, подростки, особенности подросткового возраста.

Keywords: training, gifted children, adolescents, especially adolescent.

Психологические тренинги являются важной стороной работы педагога-психолога, так как в ходе занятий такого типа появляется возможность решить вопросы развития личности и формирования коммуникативных навыков [1, 6]. Проведение занятий тренингового типа в учебном заведении для одаренных детей имеет двоякую цель. Помимо той, которая заявляется как цель данного занятия, не менее важна цель психологической разгрузки учащихся.

Дополнительной целью становится знакомство учащихся с педагогом-психологом и информирование о назначении психологии как помогающей области.

У учеников Специализированного учебного научного центра Уральского федерального университета (далее - СУНЦ УрФУ) более высокая учебная и внеучебная загрузка по сравнению с обучающимися в типовом учебном заведении. Помимо уроков они посещают факультативы, специальные курсы, элективные курсы, часть из которых проходит в университете (учебных аудиториях УрФУ), а часть в здании СУНЦ УрФУ.

В связи с этим они, во-первых, особенно нуждаются в разгрузке, в переключении на деятельность, не требующую интеллектуальных усилий, а с другой - испытывают недостаток времени, которое могли бы посвятить тренинговым занятиям.

Программы тренингов, рассчитанные на период от суток до нескольких суток подряд полного погружения, с заинтересованными участниками, оплатившими участие и заинтересованными в результате, не могут быть осуществлены в рамках работы педагога-психолога. Программу приходится растягивать на четверть, предполагая, что каждое занятие будет занимать один, максимум два урока в какой-нибудь из дней, менее загруженный уроками.

При выборе заданий для тренинговых занятий должен учитываться тот факт, что в течение всего дня учащиеся в значительной степени нагружают вербально-логическую сторону интеллекта. Тренинг должен предоставить им возможность расслабиться и переключиться на другие формы взаимодействия. Поэтому необходимо подбирать те упражнения, в которых решение принимается в форме поступков, движений и жестов, но не в форме слов и логических выводов. Любые задания в стиле «опишите свои предпочтения», «предложите способ решения поставленной проблемы» и т. п. вызывают ступор и отказ от работы. Если дети и предлагают какие-то варианты решения, они поражают вялостью фантазии и полным отсутствием логического мышления, прекрасно работающего на обычных уроках.

Еще одним затруднением при подборе упражнений становится тот факт, что открыться перед чужими, посторонними людьми, собравшимися для тренинга, бывает проще, чем перед теми, с кем придется провести рядом несколько лет. Это тормозит у ребят проявления внутреннего мира, и также обедняет их ответы на вопросы, требующие самопознания.

При выборе тематики тренинговых занятий также необходимо учитывать следующие моменты. Во-первых, учащиеся СУНЦ УрФУ пришли из разных школ. Восьмые классы всегда состоят из ребят, увидевших друг друга первый раз в жизни. Позже они разделяются на группы, переходя в девятые профильные классы, так что девятые классы состоят как из уже знакомых друг с другом учеников, так и из тех, кто поступил в этом году. Часть десятых классов формируются заново, а часть состоит из переведшихся учеников девятых классов. Таким образом, ученики восьмого класса и части десятых нуждаются как в адаптации к условиям СУНЦ УрФУ, так и в сплочении коллектива.

Во-вторых, подростки естественно проявляют интерес к тому, как выстраивать коммуникацию с товарищами, учатся понимать и принимать эмоции, решать конфликты. Эти области одновременно являются привлекательными для них и одновременно с этим многие склонны уходить от контакта со своими эмоциями в область интеллектуальных решений.

Поэтому основной тематикой тренингов становится сплочение класса, освоение навыка взаимодействия в группе, решение конфликтов и установление контакта.

Составляется общая программа, однако из-за высокой загруженности учащихся ее часто приходится корректировать в сторону отказа от упражнений, требующих большого количества участников. Как бы хорошо ни прошел тренинг, на следующее занятие чаще всего приходит меньшее количество учеников, чем на предыдущее: им мешает загруженность. Поэтому самые важные упражнения приходится ставить на первое-второе занятие, даже если их разумней провести позже, на разогретой группе.

Тренинговое занятие занимает обычно два урока и рассчитывается таким образом, чтобы те ученики, которые после конца первого урока уходят на спецкурсы, могли поучаствовать хотя бы в одном серьезном упражнении. Занятие состоит из приветствия, разминки и одного-двух упражнений, после каждого из которых следует обсуждение. Если упражнение одно, во второй половине занятия оно повторяется с учетом тех поправок, которые вносятся в ходе обсуждения первой попытки. К таким упражнениям относится, например, «Необитаемый остров», упражнение на сплочение, состоящее в том, что участники стараются удержаться на постепенно сокращающейся поверхности. После разбора выбранной тактики им предлагается повторить с учетом допущенных ошибок и понимания сути упражнения.

Результативность тренингов обычно сложно определить по окончании непосредственного занятия и даже целого цикла занятий. Как указывается в [2, с. 48-49], это связано не только с тем, что у каждого участника опыт тренинга проживается по-разному, но и с тем, что главные изменения, детерминированные тренингом, происходят с личностью позднее, за пределами тренинговой комнаты.

Поведение самих подростков на тренингах бывает различным, причем это не зависит ни от возраста, ни от специальности, а только от специфики самого класса, его внутреннего настроя. Классы можно условно разделить на инертные, скептические, недисциплинированные и заинтересованные.

Инертные классы больше настроены на наблюдение за происходящим, чем на активную работу. Когда это настроение одного-двух учеников, такое отношение можно использовать для развития взаимодействия, но, если это стало настроением хотя бы половины, они гасят интерес остальных своей отстраненностью. Такой класс быстро отказывается от занятий и редко меняет отношение к психологическим мероприятиям. Однако позднее некоторые ученики, в том числе те, которые казались наиболее инертными, могут обратиться за индивидуальной консультацией. Весьма вероятно, что именно их внутренние проблемы, которые они не хотели раскрывать перед всеми, и приводили к их нерабочему настрою. Поэтому не всегда бывает разумно настаивать на продолжении активной работы, часто лучше позднее договориться об индивидуальных консультациях с желающими.

Работать со скептическими классами бывает то легче, то сложнее. Скептики выражают свой протест открыто, прямо говорят, чему именно не доверяют, что им кажется нелепым и бессмысленным. Даже если их немного, они могут сбить настрой со всего класса, превратить его в инертный и незаинтересованный. Однако с ними можно спорить, можно говорить, приводить аргументы, а в каких-то случаях и уступать. Если скептическое отношение связано с подростковой особенностью, склонностью во всем сомневаться и все проверять, это хороший повод начать диалог, а с него вывести на активную работу. Если же в основе скептиса скрывается страх изменения, страх внешнего вмешательства или прошлый негативный опыт общения с психологами или участия в тренингах, который заставляет подростков отказываться от диалога и игнорировать аргументы, занятие может быть сорвано.

Под недисциплинированными классами здесь понимаются не обязательно те классы, на которых жалуются другие педагоги, а только те, у которых активность отдельных или даже всех учеников не направляется в конструктивное русло. Если предыдущие настрои обычно свойственны коллективу в течение всей работы, но этот может возникнуть у любого класса под влиянием, например, усталости после сложной контрольной. В таких случаях требуется, во-первых, уточнить причину. Возможно, следует поменять задание на более простое, проветрить помещение, перенести время занятия так, чтобы оно не пересекалось с обедом и т. п. Однако в некоторых случаях причина заключается в отношении класса к занятиям. Им интересно, но интерес не является для них мотивацией поддерживать дисциплину, напротив, они возбуждаются и теряют самоконтроль. Поэтому второе, что следует сделать, это, разумеется, настроиться на непрерывное поддержание дисциплины. Учащиеся СУНЦ УрФУ обычно понимают значение порядка и соблюдения правил, даже если сами их нарушают, поэтому требования прекратить посторонние разговоры, не толкать товарищей и сосредоточиться на задании не нарушают доверия между ведущим и классом, если высказываются без раздражения, но настойчиво. Не всегда содержание упражнений пересиливает их настрой и, бывает, создается ощущение, что никакого действия тренинг не произвел. Однако обсуждение упражнений и обратная связь после часто показывают, что это не так.

Заинтересованные классы отнюдь не всегда идеально поддерживают дисциплину и вовсе не лишены скептиса по отношению к упражнению, ведущему и психологии как таковой. Однако общий вектор направлен на получение знаний, новых впечатлений и развития. Поэтому в некоторых случаях бывает полезно проследовать за динамикой класса и позволить ученикам выполнять измененный вариант упражнения или в ходе обсуждения отвлечься на внезапно поднявшуюся важную для всех тему. Например, при выполнении заданий на решение конфликта полезно разобрать реальный

конфликт, если он более актуален для ребят, чем только что выполненное задание -разумеется, при согласии всех участников.

Вопрос, как превратить все классы в заинтересованные остается открытым. Возможно ответ на него не нужен, так как основная деятельность учащихся СУНЦ УрФУ - учеба, подготовка к вузу, развитие научных способностей в ходе научной работы, участия и подготовки к олимпиадам и т.п. и они могут сами для себя выбрать, готовы ли они именно сейчас развивать в себе эмоциональную и коммуникативную сторону. Однако очень важно предоставлять им такие возможности в рамках работы с классом, а также внеклассной работы с желающими.

Литература

1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2007. 271 с.

2. Лидере А. Психологический тренинг с подростками. М.: Academia, 2004. 256 с.

Course "Communications technology" Tulenkova L. Курс «Коммуникационные технологии» Туленкова Л. А.

Туленкова Людмила Александровна / Tulenkova Lyudmila - магистрант, кафедра информатики, информационных технологий и методики обучения информатике, физико-математический факультет, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Аннотация: в статье представлен курс «Коммуникационные технологии», который предназначен для изучения в старших классах непрофильной школы на уроках информатики. Большое внимание уделяется формированию у обучающихся практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий.

Abstract: in this article there is course "Communications technology" for students of senior school at lessons of IT technology. This course pays great attention to practical skills in the field of IT technology and communications technology.

Ключевые слова: лингво-информационная, компетентность, курс, формирование, коммуникационные технологии.

Keywords: linguistic and information, competence, course, formation, communications technology.

Применение компьютерных технологий в качестве средства формирования лингво-информационной компетентности у обучающихся при использовании метода проектной деятельности и проблемного изложения помогает расширить возможность творческой самореализации, а именно, развивает когнитивные способности обучающихся, так как им приходится работать и с информацией, необходимой для раскрытия темы проекта, и с информацией, которая необходима для практической реализации проекта при помощи тех или иных программных средств. Для этого мы разработали курс «Коммуникационные технологии».

Цель данного курса - еще больше заинтересовать обучающихся 10 класса в изучении темы «Коммуникационные технологии». Задачи курса:

1) познакомить с базовыми понятиями коммуникационных технологий;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.