Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА ПО ОБМЕНУ ОПЫТОМ И ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ПРИ МЕДИЦИНСКОМ ИНСТИТУТЕ'

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА ПО ОБМЕНУ ОПЫТОМ И ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ПРИ МЕДИЦИНСКОМ ИНСТИТУТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА ПО ОБМЕНУ ОПЫТОМ И ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ПРИ МЕДИЦИНСКОМ ИНСТИТУТЕ»

УДК 114.254:668.386.3:378.661

Проф. Р. Д. Габович

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА ПО ОБМЕНУ ОПЫТОМ

И ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ПРИ МЕДИЦИНСКОМ ИНСТИТУТЕ

Киевский медицинский институт

В речи Л. И. Брежнева на Всесоюзном слете студентов в 1971 г., в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране» дана развернутая программа развития советской высшей школы в связи с социальным и научно-техническим прогрессом. Одной из важнейших предпосылок выполнения этой программы является непрерывное и всестороннее повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов.

В последние годы высшая медицинская школа осуществляет ряд плановых мер, направленных на решение этой проблемы. Получила признание такая эффективная форма повышения квалификации преподавателей, как обучение их на специально созданных факультетах повышения квалификации (ФПК) при вузах. Раз в 3—4 года каждый преподаватель обязан проходить 2—3-месячный цикл повышения квалификации на одной из базовых кафедр. Ранее в 1967—1972 гг. подобную подготовку проходили только ассистенты и доценты. В 1973 г. были проведены 3-недель-ные семинары по обмену опитом и повышению квалификации заведующих кафедрами гигиены и других дисциплин. Новизна работы и дальнейшие поиски оптимальной ее организации обусловливают необходимость обмена опытом в этой области.

Основной задачей семинара заведующих кафедрами гигиены ставилось не столько непосредственное повышение их квалификации (что трудно выполнимо в столь короткий срок), сколько органически взаимосвязанный с нею обмен опытом. С учетом этого было определено оптимальное, с нашей точки зрения, количество участников семинара. Оно составило 8—12 человек. Практика проведения семинара и обсуждение его итогов в Киевском медицинском институте подтвердили, что такое число участников действительно является целесообразным.

Большое внимание было уделено подготовке самого семинара, с тем чтобы обеспечить активное участие в нем всех заведующих кафедрами. Для этого за 2—3 мес до него проект его программы был разослан заведующим кафедрами с просьбой прислать свои предложения о внесении в него тех или иных коррективов. Кроме того, в рамках намеченной программы семинара с учетом особенностей каждой кафедры и опыта ее руководителя предлагались темы фиксированных сообщений участников семинара, по конкретным вопросам учебно-методической работы. Участникам была также предоставлена возможность сделать заявку на научный или методический доклад для включения его в программу семинара.

Мы руководствовались примерным тематическим планом семинара повышения квалификации заведующих кафедрами высших учебных заведений, рекомендованным Министерством высшего и среднего специального образования СССР. Конкретизируя программу семинара, исходили из того, что основным ее содержанием должны быть учебно-методические вопросы.

Все предусмотренные программой вопросы и мероприятия были систематизированы. Она имела 3 основных раздела: 1) Общие вопросы преподавания в высшей школе, в том числе вопросы дидактики. 2) Обмен опытом преподавания гигиены, учебно-методической и идейно-воспитательной работы на факультетах лечебного профиля. 3) Повышение научной квалификации по специальности и смежным областям. Небезынтересно коснуться фактического распределения времени между этими разделами. На отработ-

ку первого раздела было выделено 20% учебных часов, второго — 40% и третьего — 40% учебных часов. Расписание работы на кафедре составлялось так, чтобы половина дня отводилась учебно-методическим вопросам, а половина — научным докладам. Подобная смена тематики была одобрена участниками.

Участники всех циклов (специальностей) посетили одну из лекций, прочитанных студентам, после чего под руководством заведующего кафедрой педагогики Киевского университета был проведен ее всесторонний и детальный разбор.

Работа семинара на кафедре гигиены началась с вступительной лекции его руководителя «О значении гигиены в системе подготовки будущего врача лечебного профиля». Затем им же был прочитан цикл лекций (10 ч) на тему: «Учебная программа по гигиене для лечебного факультута и оптимальные пути ее реализации на примере учебных планов лекций и практических занятий кафедры гигиены Киевского медицинского института». В них обосновывались принципы, положенные в основу составления рабочих тематических планов лекций и практических занятий. Детально обсуждались методические особенности чтения лекций по гигиене, демонстраций и используемые кафедрой методы обратной связи лектора со студентами. Излагались структура и основное содержание каждой лекции, причем особое внимание уделялось вступительной лекции, узловым лекциям курса и заключительной. При рассмотрении рабочего плана практических занятий речь шла об общей и частной методике проведения лабораторных, семинарских, итоговых, экскурсионных занятий и занятий на объектах (промышленное предприятие, столовая, школа и др.), используемой аппаратуре и экспериментальных установках и т. п. Второй цикл (4 ч) включал анализ учебных планов лекций и практических занятий по гигиене на лечебных факультетах медицинских институтов, путей их совершенствования и унификации. Перед этим циклом лекций участники семинара имели возможность в учебно-методическом кабинете опорной кафедры ознакомиться с рабочими планами кафедр гигиены различных вузов. Кроме того, каждый из них писал рецензию на рабочие планы 1—2 кафедр.

■ В дополнение и развитие основных лекций были заслушаны следующие доклады, подготовленные участниками семинара по отдельным вопросам преподавания.

'В ходе последующей дискуссии участники семинара констатировали, что учебные программы по гигиене для лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов нуждаются в серьезной переработке в связи с теми задачами, которые ставит перед преподаванием гигиены научно-технический прогресс. Общими усилиями были намечены коррективы к программам, которые необходимо учитывать при составлении рабочих учебных планов лекций и практических занятий. Был определен также табель оборудования, необходимого кафедрам для реализации учебной программы.

В целях унификации преподавания на кафедрах гигиены украинских медицинских вузов было решено взять за основу рабочий план лекций и практических занятий кафедры гигиены Киевского медицинского института как наиболее отвечающий современным требованиям. Участники семинара пришли к выводу, что он может быть ими реализован на 85—90%; лишь на 10—15% возможны отклонения в связи со специфическими условиями каждой кафедры (оснащение аппаратурой, особенности объектов санитарного надзора и др.).

Много внимания в дискуссии уделено методике чтения лекций. Было организовано посещение и обсуждение лекции по гигиене, прочитанной студентам. Участники семинара выразили единодушие в том, что, составляя рабочие планы лекций, нецелесообразно стремиться охватить в них все вопросы программы, как это делается на отдельных кафедрах. При недостатке времени (а за последние 20 лет количество лекционных часов

3*

67

уменьшилось в 2 раза) это приводит к поверхностному изложению материала, тогда как вузовская лекция должна быть глубоко научной по содержанию. Э этих условиях нежелательно вводить в лекционный план вопросы, которые являются второстепенными и достаточно освещены в учебнике. Признана полезной обратная связь лектора со студентами, как это принято на кафедрах гигиены Киевского и Донецкого медицинских институтов. На этих кафедрах лектор за 5—7 мин до конца лекции задает студентам вопросы, на которые они должны ответить в письменном-виде (например, написать краткий план лекции). Лектор знакомится с ответами студентов, передает их ассистентам, ведущим практические занятия, и если нужно, вносит коррективы в лекции. В итоге лектор и студенты знают, как воспринимается информация на лекциях. Этот метод активизирует внимание студентов, они стараются глубже разобраться в излагаемых вопросах, чтобы правильней отвечать.

Представители многих кафедр поделились опытом использования кинофильмов, отметив, однако, при этом нецелесообразность замены лекций кинолентами. Желательно, чтобы демонстрация последних продолжалась не более 10—15 мин. Указывалось на отсутствие специальных учебных кинофильмов по гигиене, которые особенно нужны и могли бы заменить посещение ряда объектов, на что требуется немало времени.

Опыт ряда кафедр подтверждает большое значение программированного обучения. В частности его осуществляют путем раздачи студентам детально разработанных вопросников (с указанием основных и дополнительных материалов для чтения), путем решения студентами при домашней самоподготовке задач, особенно ситуационных. Подчеркивалась роль последних ке только в качестве домашних работ, но и на практических занятиях. Традиционно студент медицинского вуза в процессе домашней подготовки пассивно заучивает материал. Решение же ситуационных задач заставляет его мыслить активно. Проведенные на кафедре гигиены Киевского медицинского института специальные исследования свидетельствуют о том, что при решении задач не только улучшается текущая успеваемость студентов, но и закрепляются их знания на отдаленные сроки (несколько месяцев, семестр, учебный год).

На семинаре было признано необходимым широко внедрять такую форму самодеятельной работы студентов, как подготовка рефератов. При этом одобрена Киевским медицинским институтом практика привлечения к оказанию помощи студентам в изучении зарубежной литературы кафедры иностранных языков (консультации), а также опыт проведения монотематических научных конференций с выступлениями студентов, написавших наиболее глубокие и интересные доклады.

Обсуждая методику проведения контрольных (итоговых) занятий, участники семинара пришли к выводу, что примерно половину 2-часового занятия целесообразно отводить на письменную работу (ответы на вопросы, решение задач и т. п.), а половину — на устный опрос, при котором студенты дают ответы на наиболее сложные вопросы, чтобы привлечь внимание всей группы к ним.

Активно обсуждались вопросы идейно-политического воспитания студентов. Указывалось, что курс общей гигиены открывает большие возможности и для этого в связи с тем, что им рассматриваются важнейшие социальные проблемы современности (проблема урбанизации, народного питания, труда, охраны природы и др.), изложение которых неразрывно связано с пропагандой идей марксизма-ленинизма, политики партии и правительства. Участники семинара обсудили составленные кафедрами гигиены Киевского и Ворошиловградского медицинских институтов методические указания к идейному воспитанию студентов при прохождении курса гигиены и приняли решение использовать их. В этих документах, помимо методических указаний, касающихся всех основных разделов лекционного

68 4

и практического курса, приводятся конкретные материалы для использования в качестве примеров, иллюстраций.

При обсуждении доклада руководителя семинара о планировании, организации и проведении учебно-методической работы на кафедрах гигиены особый интерес вызвало предложение перейти к коллективной учебно-методической работе. Дело в том, что современные условия требуют максимальной рационализации труда педагога высшей школы. В то же время сотрудники кафедр гигиены различных вузов нередко работают над созданием одних и тех же инструкций, методических указаний, пособий для программированного обучения, задач и т. п. Постоянное усовершенствование и обновление этих учебных пособий и материалов отнимает много времени, особенно у преподавателей институтов с ограниченным штатом кафедр. Рациональнее кафедрам коллективно (в масштабах республики) выполнять эту работу. При распределении ее между ними качество создаваемых пособий и других учебных материалов резко улучшится. Принято решение коллективно составить в текущем учебном году методические указания к практическим занятиям на лечебном факультете. Каждая кафедра должна разработать 2—3 методических указания по одобренной всеми схеме. Высказано также пожелание коллективно написать курс избранных лекций по гигиене (каждая кафедра с учетом ее профиля научной работы напишет 1—2 лекции). Кафедра гигиены Киевского медицинского института подготовила и раздала участникам семинара некоторые методические указания и другие документы («Инструкцию к проведению летней производственной практики по гигиене больницы», «Методические указания по идейно-воспитательной работе», «Схему написания методической разработки к практическому занятию по гигиене», «Образец годового плана работы кафедры» и др.).

Положительно оценен опыт повышения квалификации ассистентов и доцентов кафедр гигиены в Киевском медицинском институте. Однако участники семинара рекомендовали, чтобы в будущем заведующие кафедрами давали ассистентам и доцентам специальные задания по методической работе, нужной их кафедре.

Достаточно обширным был и второй раздел программы. Он начался докладом руководителя семинара «Организация научной работы на кафедре гигиены». В докладе было уделено большое внимание методике работы со студенческим кружком.

Ведущими специалистами республики был прочитан цикл лекций о современных достижениях различных отраслей гигиены и смежных дисциплин. Кроме того, участники семинаров посетили научно-исследовательские институты гигиенического профиля. Проводились также экскурсии на объекты, представляющие интерес для гигиенистов,— ВДНХ, новую больницу на 1000 коек, уникальную по технологии Бортническую станцию очистки хозяйственно-фекальных вод Киева, водопроводную станцию с оригинальными установками по озонированию и фторированию воды.

На заключительном институтском совещании участников всех циклов программа и методика проведения семинара на "кафедре гигиены были полностью одобрены.

Высказано мнение, что опыт проведения подобного семинара с заведующими кафедрами себя в основном оправдал; тем самым созданы основы для дальнейшего совершенствования этой формы работы.

Думается, что описанная нами система обмена опытом и повышения квалификации заведующих кафедрами достаточно эффективна и динамична, хотя и нуждается в обсуждении и критике с целью ее дальнейшей оптимизации.

Поступила 4/Ш 1974 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.