Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ 3 ТУРА СТУДЕНЧЕСКОЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ В КАЗАНСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ. А.Н. ТУПОЛЕВА-КАИ'

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ 3 ТУРА СТУДЕНЧЕСКОЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ В КАЗАНСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ. А.Н. ТУПОЛЕВА-КАИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОНКУРС / РЕКЛАМА / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коршунова О.Н.

Целью предметной студенческой олимпиады является совершенствование качества российского образования через стимулирование активных студентов на расширение компетенций по выбранной специальности. Это мероприятие способствует организации единого коммуникационного пространства; выявлению одарённой молодёжи и формированию кадрового потенциала для исследовательской, административной, производственной и предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коршунова О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF THE 3RD ROUND OF THE STUDENTS' SUBJECT OLYMPIAD IN KAZAN NATIONAL RESEARCH TECHNICAL UNIVERSITY NAMED AFTER A.N.TUPOLEV

The aim of students' subject Olympiad is to improve the quality of Russian education through the encouragement of proactive students on the extension of their competences in the chosen specialty. This event contributes to the organization of a single communication space; identifying talented young people and forming personnel potential for research, administrative, production and business activities.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ 3 ТУРА СТУДЕНЧЕСКОЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ В КАЗАНСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ. А.Н. ТУПОЛЕВА-КАИ»

17. Фихте, И.Г.Основные черты современной эпохи (1806).Перевод с немецкого, СПб., 1906. Т.2, Сочинения в 2-х томах, СПб, 1993

18. Цыганенко, Г.П. Этимологический словарь русского языка: 2-е изд., перераб. и доп. К.: Рад.шк., 1989

19. Черных, П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т.-М. Рус.яз., 1999

20. Шанский, Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа 2004

21. Щедровицкий, Г.П. Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технологии. Курс лекций / Из архива Г. П. Щедровицкого. Т.4. М., 2000

22. Щедровицкий, Г.П. Философия, методология, наука./ Философия. Наука. Методология/редакторы-составители А.А. Пископпель, В.Р. Рокитянский, Л.П.Щедровицкий - М; Шк.Культ.Политики-1997

УДК 378

Коршунова О.Н. старший преподаватель кафедры истории и связей с общественностью Казанский национальный исследовательский технический университет им.А.Н. Туполева-КАИ

Россия, г. Казань

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ 3 ТУРА СТУДЕНЧЕСКОЙ ПРЕДМЕТНОЙ

ОЛИМПИАДЫ В КАЗАНСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ.

А.Н. ТУПОЛЕВА-КАИ

Аннотация: Целью предметной студенческой олимпиады является совершенствование качества российского образования через стимулирование активных студентов на расширение компетенций по выбранной специальности. Это мероприятие способствует организации единого коммуникационного пространства; выявлению одарённой молодёжи и формированию кадрового потенциала для исследовательской, административной, производственной и предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: предметная студенческая олимпиада, компетенция, конкурс, реклама, связи с общественностью

Korshunova O.N.

senior lecturer of Department of History & Public Relations Kazan national research technical university named after A.N. Tupolev

Russia, Kazan

THE EXPERIENCE OF THE 3RD ROUND OF THE STUDENTS' SUBJECT OLYMPIAD IN KAZAN NATIONAL RESEARCH TECHNICAL UNIVERSITY NAMED AFTER A.N.TUPOLEV

Annotation: The aim of students ' subject Olympiad is to improve the quality of Russian education through the encouragement of proactive students on the extension of their competences in the chosen specialty. This event contributes to the organization of a single communication space; identifying talented young people and forming personnel potential for research, administrative, production and business activities.

Keywords: students' subject Olympiad, competence, contest, advertising, public relations

Всероссийская студенческая олимпиада по направлению подготовки 42.03.01 (ранее - 031600) «Реклама и связи с общественностью» (3 тур) проводится на базе КНИТУ-КАИ с 2003 года и включает выполнение теоретических и практических конкурсных заданий, содержание которых соответствует ГОС ВПО и ФГОС ВПО по данному направлению.

Целью Олимпиады является совершенствование качества российского образования через стимулирование активных студентов на изучение выбранной профессии; формирование единого коммуникационного пространства в масштабах страны для студентов, обучающихся по специальности «Реклама и связи с общественностью».

Перспективными задачами мероприятия являются:

- расширение географии участников;

- дальнейшее привлечение талантливой молодёжи к решению теоретических и практических задач в сфере рекламы и связей с общественностью;

- выявление одарённой молодёжи и формирование кадрового потенциала для исследовательской, административной, производственной и предпринимательской деятельности;

-обеспечение преимущественного права студентов-победителей на получение стипендий, стажировок за рубежом, поступление в аспирантуру.

Ежегодно в мероприятии принимают участие до 100 студентов из многих российских вузов и до 150 гостей (специалистов отрасли, представителей вузов, научного сообщества, органов государственной власти региона, СМИ и т.д.). География участников очень широка - от Калининграда и Мурманска до Владивостока и Улан-Уде.

Особенности процесса организации олимпиады можно разделить на три уровня - конкурсный, технический и организационный.

Конкурсный уровень. Большинство заданий и конкурсов ежегодно носят оригинальный характер. В 2014 году была полностью переработана система оценки конкурсных работ и определения победителей в личном зачете. Уже несколько лет в подготовке конкурсных заданий активное участие принимает профессиональное сообщество. Постоянные члены жюри высылают вопросы, из которых формируется тестовое задание олимпиады.

Результаты различных конкурсов засчитываются в официальный и неофициальный зачет. Олимпиадное задание официального зачета в соответствии с общероссийским регламентом состоит из теоретической и практической частей. Теоретическое испытание проходит в формате тестирования. Уже более 5 лет закрытые вопросы теста реализованы в виде компьютерной программы, что обеспечивает оперативность, объективность и непредвзятость системы оценивания. Открытые вопросы проверяет компетентное жюри. Для обработки результатов практического конкурса (конкурса пресс-релизов) разработана система показателей с 10-балльной оценкой каждого из них. В жюри конкурса помимо членов большого жюри входят журналисты и другие представители СМИ. Это обеспечивает профессиональный взгляд на работы участников.

Еще один конкурс официального зачета идет в общий командный результат, но не влияет на личный зачет участников. Это конкурс проектов. Тема определяется заранее, и команды выполняют работу и присылают выполненный проект заранее. Жюри оценивает проекты по разработанным критериям. 10 лучших работ презентуют их команды на русском и английском языках.

Критерии оценки:

1 этап (проверка работ членами жюри): профессионализм в применении методов, средств и технологий PR и рекламы; адекватность и обоснованность выбора канала коммуникации; целостность и логичность проекта; реалистичность проекта (в т.ч. бюджета); креативные решения; язык и стиль.

2 этап (презентация): ораторское мастерство; доходчивость изложения; качество мультимедийной презентации; качество презентации на английском языке; оригинальность подачи материала; фирменный стиль команды

Поскольку Россия исторически представляет собой в социокультурном

плане полиэтническое, многоконфессиональное и поликультурное

208

образование , особый интерес представляет опыт проведения конкурса кросс-культурной коммуникации. В разные годы содержание конкурса было различным, но традиционно задания посвящены демонстрации особенностей и опыта взаимного влияния культур народов России. В конкурсе соревновательному началу отводится второстепенная роль, все участники получают дипломы и памятные подарки, а основной задачей ставится презентация культуры, обычаев и своего народа, этноса. В качестве примеров заданий можно привести презентацию народных костюмов, танцев, песен, эпоса и пр., исполнение татарского танца по образцу ведущих, запоминание пословиц, поговорок. Во всех заданиях организаторы конкурса стараются сделать особый упор на ценность каждой культуры, важность

208 Зарипова Ф.Г. Межкультурные коммуникации в российском обществе / Казанская школа связей с общественностью. Сборник статей. Выпуск 2. - Казань, изд-во Казан.гос.техн.ун-та, 2009. - С. 62

уважительного отношения к традиционным ценностям. Например, одним из заданий было составление текста обращения к маме на своем родном языке, содержание которого «должно выражать любовь, благодарность, пожелание здоровья, счастья, успехов, намерение и желание заботиться, не расстраивать, слушаться».

Конкурсы неофициального зачета (это конкурс кросс-культурной коммуникации, творческий конкурс, задания от спонсоров олимпиады) развивают профессиональные и коммуникативные навыки студентов, но в то же время имеют развлекательный характер, помогают построить отношения в команде, раскрепоститься и проявить себя тем командам, которые не выиграли в официальных конкурсах.

Технический уровень. Подготовка и использование специально разработанной компьютерной программы для проведения тестирования и автоматизированной компьютерной обработки результатов конкурса проектов, использование современной компьютерной техники при проведении мастер-классов, подготовке презентаций.

Организационный уровень. Каждый год практикуется привлечение студентов к непосредственной организации мероприятий. Студенты выступают в роли кураторов как студенческих команд, так и отдельных участков работы на олимпиаде (регистрация, проведение конкурсов, привлечение спонсоров, работа в пресс-центре и т.д.).

Еще одна очень интересная и эффективная практика - это возможность для студентов младших курсов участвовать в олимпиаде в роли стажеров, то есть принимать участие в конкурсах, работать вместе с командой, к которой они прикреплены. На следующий год стажер становится участником команды, а затем - ее капитаном. Это дает возможность обеспечить преемственность между курсами, успешно готовить будущие команды для участия в различных конкурсах, олимпиадах и.т.д.

Для обеспечения работы олимпиады ежегодно формируется жюри, в состав которого входят самые квалифицированные и авторитетные специалисты области - как преподаватели вузов, так и практики.

Для повышения востребованности и практикоориентированности результатов в состав жюри обязательно приглашаются специалисты той отрасли, которой посвящена данная олимпиада. Например, в 2011 году темой проектов было «Продвижение инженерно-технических профессий средствами связей с общественностью», и в состав жюри вошли, в числе прочих, заслуженный деятель науки и техники, главный научный сотрудник ФГУП «НПО «Государственный институт прикладной оптики» (Бугаенко А.Г.); начальник отдела по связям с общественностью ОАО «КАПО им. Горбунова» (Иксанова Э.И.), начальник отдела по связям с общественностью Министерства труда, занятости и социальной защиты (Гиниятуллин Р.Р.). Идеи отдельных проектов берутся на реализацию.

Для информационного обеспечения при лаборатории средств массовой коммуникации кафедры истории и связей с общественностью создается пресс-центр, в который входят около 20-30 студентов 2-4 курсов, для многих из которых работа в пресс-центре становится одним из этапов производственной практики. Активно задействуются ресурсы сети Internet. В on-line режиме на сайте www.dni-pr.ru размещаются сообщения о ходе Олимпиады, промежуточных итогах, выкладываются фоторепортажи.

Формат студенческого коммуникационного агентства позволяет в полной мере задействовать творческий и профессиональный потенциал обучающихся и дает им отличные возможности для отработки компетенций209. Кроме того, получение практического опыта в процессе

учебы положительно сказывается на понимании студентом требований

210

рынка труда и ожиданий работодателей.

План информационного обеспечения предусматривает освещение всех событий фестиваля в СМИ. Так, в 2015 году всего было подготовлено для размещения на разных каналах коммуникации более 20 материалов. Мониторинг публикаций о фестивале на день завершения мероприятия 16 марта 2015 года зафиксировал 12 сообщений на внешних каналах коммуникации. Для СМИ подготовлено 2 пресс-релиза. 3 пресс-релиза направлены на сайты КНИТУ-КАИ и кафедры истории и связей с общественностью. Создан фотобанк, для которого ежегодно делается несколько съемок событий студенческого фестиваля и олимпиады.

К участию в освещении мероприятий Всероссийской студенческой олимпиады активно привлекаются региональные и федеральные средства массовой информации. Например, в один из дней олимпиады традиционно проходит пресс-конференция с председателем жюри и организаторами олимпиады.

Специально к олимпиаде выпускаются сборник научных статей ученых и практиков г. Казани в области связей с общественностью «Казанская школа связей с общественностью» и сборник студенческих работ «Дни PR в Казани», а также студенческая газета «Семерочка».

Обязательно в рамках олимпиады проводятся вечер знакомств, экскурсии по городу для команд и их руководителей, при необходимости организуются методические семинары, конференции, круглые столы для преподавателей и специалистов, обучающие мастер-классы.

209 Сабирова Д.К., Галимуллина Н.М. Студенческое коммуникационное агентство (СКА) в системе профессиональной подготовки специалиста по связям с общественностью и рекламе / Казанская школа связей с общественностью: сборник статей. - Казань: Издательство Казанского государственного технического университета, 2014. - С. 8.

210 Галимуллина Н.М., Коршунова О.Н. Восприятие образа профессиональной деятельности в области рекламы и связей с общественностью у обучающихся и работодателей // Интернет-журнал «Науковедение», 2015, Том 7, №4 (29) [Электронный ресурс]. - М.: Науковедение, 2015. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/144PVN415.pdf, свободный. - Загл. с экрана._

Например, в 2015 году для преподавателей был организован Круглый стол «Взаимодействие вузов и работодателей: разработка и внедрение профессиональных стандартов», посвященный 10-летию Ассоциации преподавателей по связям с общественностью, а для студентов, участников и руководителей команд - 3 мастер-класса:

1. Секреты «сторителлинга». Ведущий: Минаева Людмила Владимировна - д.фил.н, профессор, зав. кафедрой международной коммуникации, зам. декана факультета мировой политики МГУ им. М.В Ломоносова, Президент Ассоциации преподавателей по связям с общественностью (г. Москва)

2. Событийный маркетинг как эффективный инструмент продвижения товаров премиум-класса. Ведущий: Денисов Виталий Юрьевич - генеральный директор агентства «Imagine Group» (г. Казань)

3. Тенденции и перспективы развития социальной рекламы в современной России. Ведущий: Хакимова Анора Салиховна - директор агентства маркетинговых коммуникаций "АМК Статус", кин, доцент кафедры истории и связей с общественностью КНИТУ-КАИ (г. Казань).

Также ежегодно для участников и гостей организуются тематические и обзорные экскурсии по городу. Так в период проведения Универсиады-2013 была организованы экскурсия «Казань спортивная» по спортивным объектам, построенным к студенческим играм.

Традиционно Олимпиада получает поддержку со стороны государственных, общественных и коммерческих организаций региона. Проведение Олимпиады в 2015 году состоялось при содействии Министерства образования и науки РФ, Департамента Президента РТ по вопросам внутренней политики, Комитета по делам детей и молодежи г. Казани, Ассоциации преподавателей по связям с общественностью, УМО по образованию в области международных отношений (МГИМО (Университет) МИД России, г. Москва), СМИ, в т.ч. Агентства по массовой коммуникации РТ «Татмедиа», телеканалов «Эфир24», «Казань-Звезда», ИА «Татар-информ», газеты «Республика Татарстан» и др., а также коммерческих организаций РТ и г. Казани, в т.ч. АМК «Статус», ТК «Созвездие», Education First и др.

Активное участие потенциальных работодателей, представителей государственных структур, профильных коммерческих и некоммерческих организаций, особенно интерактивные формы такого участия (спонсорские конкурсы, мастер-классы, ярмарки вакансий), не только подчеркивают практическую ориентированность мероприятия, но и способствуют лучшему пониманию студентами современного состояния и требований рынка труда, формированию профессиональных компетенций, выраженных в развитии

как общей системы знаний, так и конкретных навыков и умений . Анализ имеющихся вакансий показывает, что работодатель ждет от будущего работника и наличие профессиональных связей в деловых и профильных СМИ региона, и знание принципов планирования, и навыки написания статей, пресс-релизов, рекламно-информационных материалов, а также

наличие как узкоспециализированного, так и широкого опыта в организации

-212

различных специальных мероприятий .

В целом, опыт проведения олимпиады по данному направлению можно считать достаточно успешным. Задания по олимпиаде в гуманитарной сфере имеют свою специфику, так как должны учитывать и коммуникативные навыки участников. Поэтому только сочетание официальных и неофициальных конкурсов, практических и теоретических заданий способно выявить лучших студентов. В любом случае абсолютно все участники (и команды, и организаторы) получают бесценный опыт и развивают необходимые компетенции.

Использованные источники:

1.Галимуллина Н.М., Коршунова О.Н. Восприятие образа профессиональной деятельности в области рекламы и связей с общественностью у обучающихся и работодателей // Интернет-журнал «Науковедение», 2015, Том 7, №4 (29) [Электронный ресурс]. - М.: Науковедение, 2015. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/144PVN415.pdf, свободный. - Загл. с экрана.

2.Галимуллина Н.М., Коршунова О.Н. Профессиональные требования, предъявляемые к PR-специалисту в Республике Татарстан, в оценках работодателей и студентов. - Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та (КНИТУ-КАИ), 2012. - С. 55-62

3.3арипова Ф.Г. Межкультурные коммуникации в российском обществе / Казанская школа связей с общественностью. Сборник статей. Выпуск 2. -Казань: Изд-во Казан.гос.техн.ун-та, 2009. - С. 62-64

4.Коршунова О.Н., Рыбакова М.В. Требования к современному PR-специалисту: образовательный и социально-психологический фактор // Карельский научный журнал. 2014. №1. - С. 62.

5.Сабирова Д.К., Галимуллина Н.М. Студенческое коммуникационное агентство (СКА) в системе профессиональной подготовки специалиста по связям с общественностью и рекламе / Казанская школа связей с общественностью: сборник статей. - Казань: Издательство Казанского государственного технического университета, 2014. - С. 6-10

211 Галимуллина Н.М., Коршунова О.Н. Профессиональные требования, предъявляемые к РЯЯ-специалисту в Республике Татарстан, в оценках работодателей и студентов. - Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та (КНИТУ-КАИ), 2012. - С. 55

212 Коршунова О.Н., Рыбакова М.В. Требования к современному РЯЯ-специалисту: образовательный и социально-психологический фактор // Карельский научный журнал. 2014. №1. - С. 62._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.