Научная статья на тему 'Опыт противодействия коррупции в полиции США'

Опыт противодействия коррупции в полиции США Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1211
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПОЛИЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОВЕРКИ / CORRUPTION / POLICE / RESISTANCE / PREVENTION / PUBLIC DANGER / SPECIAL CHECKS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абрамовская Ольга Ривхатовна

Проанализирован опыт противодействия и профилактики полицейской коррупции в Соединенных Штатах Америки. Рассмотрена деятельность специализированных органов в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experiment on counteraction of corruption in police of the USA

The experience to control and prevention of police corruption in America. Examined the activities of the specialized agencies in this area.

Текст научной работы на тему «Опыт противодействия коррупции в полиции США»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО (INTERNATIONAL LAW)

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 4 (359). Право. Вып. 41. С. 183-186.

УДК 343.9 ББК 67.308

ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ПОЛИЦИИ США

О. Р. Абрамовская

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

(Челябинский филиал), Челябинск, Россия

Проанализирован опыт противодействия и профилактики полицейской коррупции в Соединенных Штатах Америки. Рассмотрена деятельность специализированных органов в данной сфере.

Ключевые слова: коррупция, полиция, противодействие, профилактика, общественная опасность, специальные проверки.

Восьмой конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 1990) констатировал, что «коррупция среди государственных служащих лиц может свести на нет потенциальную эффективность всех видов правительственных программ, затруднить развитие и создать угрозу для отдельных лиц и группы лиц». Зарубежными исследователями высказывается точка зрения, что в случае, когда жертвой коррупции становятся значительные слои населения, ее можно назвать преступлением против человека, за которое руководители государства должны нести ответственность.

Повышенная общественная опасность коррупции в сфере публичного управления определяется тем, что, проявляясь в поведении субъектов, призванных осуществлять функции интеграции и контроля всего общества, она подрывает основы публичной власти. В настоящее время в нашей стране не имеется достаточно разработанных методик пресечения и профилактики коррупции в органах власти и управления, поэтому существенный интерес представляет изучение вопросов борьбы с этим негативным явлением зарубежных государств, где данная деятельность носит более обширный характер.

В США коррупция относится к серьезным правонарушениям и преследуется по закону.

В Министерстве юстиции США действует отдел, основная задача которого — борьба с коррупцией должностных лиц. Отдел осуществляет контроль: а) за служебным преследованием вы-

борных и назначенных должностных лиц на всех уровнях управления, которые обвиняются в нарушениях федеральных законов; б) расследованием преступлений, связанных с проведением кампаний по избранию должностных лиц; в) претворением в жизнь тех положений закона об этике в правительстве, которые определяют деятельность так называемого независимого обвинителя.

Основную роль в расследовании коррупции в федеральных органах государственной власти играет Федеральное бюро расследований (ФБР). Юрисдикция ФБР по этому виду преступлений распространяется на назначаемых и выборных должностных лиц не только на федеральном, но также на штатном и местном уровнях управления, когда совершаемые ими действия представляют собой нарушение федеральных законов.

Основной упор в преодолении полицейской коррупции в США делается на ее профилактику. Во-первых, в качестве организационного барьера против проникновения в государственные органы США нравственно нечистоплотных и некомпетентных людей проводятся специальные проверки. В отношении лиц, назначаемых на руководящие должности, проверка осуществляется силами ФБР. Проверка начинается с запросов в учетные службы ФБР и полиции (включая дактилоскопическое досье), по телексным и факсимильным каналам связи рассылаются запросы в территориальные органы ФБР по месту рождения, проживания, учебы и работы кандидата. Устанавливается, не значится ли он в регистрационных учетах кредитных организаций. Если

кандидат проходил военную службу, то запрашивается и военный архив [1].

При проведении специальной проверки особое внимание уделяется изучению материального положения кандидата, состояния его психического здоровья, негативных моментов в образе жизни (гомосексуализм, конфликты и т. д.), всех контактов с представителями иностранных государств, а также участия в организациях, членство в которых ограничено полом, расой, убеждениями и т. д. Кандидаты на службу подвергаются также полиграфным обследованиям.

После зачисления на службу сотрудник остается под пристальным контролем. Ежегодно он обязан заполнять анкеты различного вида и содержания, включающие кроме прочего вопросы о имеющейся недвижимости, о перечислении всех акций на 1 тыс. долл. и более, зарегистрированных на имя служащего, его жены (мужа) и детей, каждую дополнительную статью дохода на сумму свыше 100 долл., каждый подарок стоимостью 35 долл. и более [3].

Наиболее важным компонентом концепции, направленной на создание, развитие и внедрение этических стандартов, является подготовка молодых сотрудников полицейских ведомств США. Эта подготовка предусматривает всестороннее изучение проблемы коррупции. Курс по предупреждению коррупции в учебных учреждениях полиции включает лекции по освещению исторических и социальных аспектов проблем коррупции в полиции, практические занятия, уроки формирования ответственности перед сотрудниками полицейского подразделения, обзор Кодекса профессиональной этики и перечня недопустимых видов деятельности в полиции.

Руководитель полицейского подразделения детально анализирует проблему коррупции, которая может возникнуть в его коллективе. Выясняется степень вероятности ее существования в полицейском подразделении, для чего определяется наличие тех участков работы, на которых возможно продолжительное существование коррупции, обозначается круг действий полицейских, которые могут рассматриваться в обществе как коррупция. Выявляется также реакция общественности на действия, которые, с точки зрения руководителей подразделений полиции, являются недопустимыми для полицейских.

Закон о реформе этических норм, принятый в ноябре 1989 г., а также Указ Президента США «Принципы этики поведения должностных лиц

и служащих госаппарата», принятый в октябре 1990 г., сформулировали систему норм служебного поведения федеральных служащих:

1. Государственная служба основывается на доверии общества и не может быть использована в корыстных целях для себя, друзей, родственников и других лиц, с которыми сотрудники связаны вне службы.

2. Запрещается принимать подарки или другие вознаграждения, имеющие денежную стоимость (кроме случаев, оговоренных в законе), от лиц или организаций, желающих получить содействие в решении каких-либо вопросов либо имеющих деловые отношения с ведомством, где работает служащий, а также ведущих деятельность, подпадающую под юрисдикцию этого ведомства.

3. Государственные служащие должны действовать беспристрастно при исполнении служебных обязанностей, собственность государства ими может быть использована только в служебных целях.

4. Не допускается использование подчиненных для выполнения личных поручений. Запрещается принятие подарков от подчиненных. Исключение составляют подарки, традиционные для праздников в связи с повышением начальника.

5. Недопустимо давать несанкционированные обещания, подразумевающие возложение ответственности за их исполнение на правительственное учреждение.

6. Обязательно информировать компетентных должностных лиц о ставших известными государственному служащему фактах растрат, обмана, коррупции в государственных учреждениях.

7. Добросовестно выполнять обязательства, возложенные законом на служащего как на гражданина страны, в первую очередь таких, как уплата федеральных и местных налогов.

8. Государственному служащему запрещено участвовать в азартных играх, в особенности совместно с начальниками и подчиненными.

9. Необходимо строго соблюдать законы и правила, направленные на обеспечение равных прав всех граждан США.

10. Перешедшие в частный сектор служащие не вправе использовать в любых целях свои прежние служебные возможности и связи [2].

Важным принципом государственной службы является предъявляемое к чиновнику требование безраздельно посвятить себя публичной службе. Она по общему правилу не может совмещаться с другим трудом, приносящим доходы,

Опыт противодействия коррупции в полиции США

185

за исключением работы в сфере науки, искусства, литературы. Законодательство запрещает федеральным служащим получать дополнительные доходы от другой работы, более чем на 15 % превышающие их заработную плату.

В некоторых штатах США устанавливаются и более строгие ограничения в отношении полицейских. Причем ограничения трудового и имущественного характера могут распространяться и на правовой статус родственников, которым запрещается иметь в собственности увеселительные заведения с азартными играми, кафе, а также заниматься торговлей спиртными напитками и лотерейными билетами.

Кроме того, Свод законов США предусматривает ограничения деловой деятельности бывших государственных должностных лиц после ухода из органов государственной власти. Если чиновник, находясь на государственной службе, «лично и существенно» участвовал в качестве правительственного должностного лица в разрешении конкретных проблем, он не имеет права после выхода в отставку официально и в любой форме представлять чьи-либо интересы для разрешения органами исполнительной власти таких же проблем в последующем. Этот запрет является постоянным и распространяется на действия перед любым ведомством. В течение одного года после выхода в отставку бывший государственный служащий высокого ранга не имеет права представлять чьи-либо интересы по любому вопросу перед тем ведомством, в котором он служил, или каким-либо государственным служащим этого ведомства.

Руководство полицейских подразделений всячески демонстрирует свою активную позицию в отношении искоренения коррупции перед сотрудниками, общественностью и лицами, которые могут создавать условия для возникновения коррупции в полиции. Институт ответственности руководства является действенной мерой по борьбе с коррупцией в полиции.

В обязанности руководителя при осуществлении мероприятий по предупреждению правонарушений и коррупции входят:

1) анализ служебных характеристик сотрудников, обвиненных в коррупции, за последние три года; поощрение тех сотрудников, которые отмечали тенденции неправомерного поведения и злоупотреблений этих полицейских;

2) рассмотрение результатов последнего инспектирования; установление сотрудников, кото-

рые наиболее высоко оценили работу подчиненных; в случае несоответствия показателей работы и данных ей оценок принятие соответствующих мер;

3) анализ причин неявок в суд сотрудников; при прохождении службы этих полицейских в одной команде или проведении какой-либо операции инспектирование работы подразделения с учетом поступивших жалоб;

4) анкетирование не менее 10 % личного состава полицейского подразделения, не находящегося под следствием. В случае обнаружения недостатка критериев оценок профессиональной деятельности полицейских — расширение круга опрашиваемых сотрудников для сбора дополнительных предложений с целью корректировки системы оценок;

5) установление всех осведомителей, которым в течение двух лет выплачивалось вознаграждение; организация встречи ревизора с информаторами для проверки правильности выплаченных денежных сумм;

6) проверка всех операций за год, в результате которых производилось изъятие свыше 1 кг наркотических веществ;

7) по результатам анализа полученной информации — подведение итогов и выявление количества полицейских, уличенных в коррупции.

В американских методиках подчеркивается, что игнорирование существования коррупции — признак недостаточного контроля над деятельностью полицейского подразделения. Руководитель несет ответственность за все факты коррупции, в том числе выявленные другими лицами. За игнорирование этих фактов его самого привлекают к дисциплинарной ответственности или отстраняют от должности.

В Управлении полиции г. Лос-Анджелеса в каждый отчет о расследовании фактов коррупции включается раздел, освещающий понимание ситуации руководителями. В этом разделе руководитель подразделения, в котором был выявлен факт коррупции, дает объяснения в отношении совершившегося правонарушения и излагает меры, направленные на предотвращение подобных ситуаций в дальнейшем.

Считается, что оперативные работники, внедренные в преступную среду, в большей степени подвержены коррупции. В целях контроля их деятельности могут быть использованы средства, которые в то же время обеспечивают безопасность полицейских. К наиболее распространен-

ным из них относятся длительное наблюдение за агентом с использованием звукозаписи и прослушивания бесед. Показано, что операции, во время которых оперативный работник проводит встречи с представителями преступного мира (не реже одного-двух раз в неделю), не должны продолжаться более одного года. После завершения операции сотруднику должна быть поручена работа консультанта по подготовке операций или следователя. Вновь приступить к работе в качестве оперативного сотрудника этот полицейский может по истечении определенного времени.

Эффективным средством предупреждения коррупции является система предварительного анализа и прогнозирования таких правонарушений. Она позволяет выявить имеющиеся проблемы при несении службы, недостатки работы руководителей, предпосылки злоупотреблений служебным положением среди полицейских. Данная система предполагает анализ основных элементов полицейской деятельности — личности самого полицейского, его задания, состава смены, маршрута и т. д.

Список литературы

1. Кикило, В. Лэнгли — 100 гектаров концентрированного шпионажа / В. Кикило // Эхо планеты. 1997. № 42. С. 11-19.

2. Кинг, Н. Обязанности и привилегии личного состава вооруженных сил США / Н. Кинг // Гражданское общество и вооруженные силы. М., 1996. С. 63-70.

3. Мишин, Г. К. Некоторые проблемы ограничения коррупции / Г. К. Мишин // Правовые и организационные проблемы борьбы с коррупцией. М., 1993. 200 с.

Сведения об авторе

Абрамовская Ольга Ривхатовна — кандидат юридических наук, доцент кафедры теории права и уголовно-правовых дисциплин Челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доцент кафедры теории и истории права и государства Уральского филиала Российской академии правосудия, Челябинск, Россия. ога333@уаМех.га

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. № 4 (359). Law. Issue 41. P. 183-186.

EXPERIMENT ON COUNTERACTION OF CORRUPTION IN POLICE OF THE USA

O. R. Abramovskaya

PhD in law, associate Professor in the Department of theory of law and criminal law of the Chelyabinsk branch of the Russian

Academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation, Professor of the theory and history of state and law of the Ural branch of the Russian Academy ofjustice, Moscow, Chelyabinsk, Russia. Ora333@yandex.ru

The experience to control and prevention of police corruption in America. Examined the activities of the specialized agencies in this area.

Keywords: corruption, police, resistance, prevention, public danger, special checks.

References

1. Kikilo V. Lengli — 100 gektarov koncentrirovannogo shpionazha [Langley — 100 hectares of the concentrated espionage]. Ehoplaneti [Echo of the planet], 1997, no. 42, pp. 11-19. (In Russ.).

2. King N. Obyazannosti i privilegii lichnogo sostava vooruzhennyh sil SShA [Duties and privileges of staff of armed forces of the USA]. Grazhdanskoe obschestvo i vooruzhennye sily [Civil society and the armed forces]. Moscow, 1996. Pp. 63-70. (In Russ.).

3. Mishin G.K. Nekotorye problemy ogranicheniya korrupcii [Some problems of restriction of corruption]. Pravovye i organizacionnye problemy bor 'by s korrupciey [Legal and organizational problems of the fight against corruption]. Moscow, 1993. 200 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.