РЕГИСТРАЦИОННЫЙ ЛИСТ №......
Наркомздрав по учету первичной обращаемости
за............месяц 194 ... г.
Область.............................
Район...............................
Село...............................
наименование сельского врачебного участка Фамилия врача, заполнившего лист................
«3 о, Фамилия (пишется Место Диагноз (простав- а • о о« ч >1!« <и к
и полностью), имя и ляется диагноз
и 0) отчество больного и жительства заболевания, а » Я-ё * СО
с о. (проставляются о га больного не симптомы = с ° 9> X
с Н К начальные буквы) ч о т болезни) = 5." О X о.
2 я с га ■о. г ч « Ж я Я Ч с:
•
ционные листы в область (так проводилась работа у нас, только мы. подменяли область). Областное методбюро или санитарная станция, если нет методбюро, разрабатывает присланные данные и копию годовой сводки сообщает на участок
В дальнейшем разработку можно будет доверить участковому врачу.
• I
ИЗ ОПЫТА МЕСТ
Б. Р. РОДМАН
Опыт пропаганды витаминов
Из Центрального института санитарного просвещения Минист. здравоохр. СССР
Одной из основных задач санитарного просвещения должно являться широкое-внедрение виггаминов в питание населения и практическое ознакомление последнего с доступными источниками витаминоз. Для усиления массовой пропаганды необходимо-в первую очередь повысить осведомленность медицинских работников в области витаминов. В 1944 г. и в начале 1945 г. Институт санитарного просвещения при участии Комитета растительных ресурсов при В. С. НИТО и домов санитарного просвещения ряда районов Москвы провел опы-Лтую работу по пропаганде витаминов.
Работа состояла в подготовке лекторов и беседчиков и в пропаганде витаминов в массовых аудиториях.
Чтобы помочь лекторскому составу домов санитарного просвещения, для врачей-лекторов был проведен цикл лекций, рассчитанный на 8 часов. По окончании занятий наиболее активные слушатели представили в письменном виде конспект прослушанных ими лекций и в присутствии руководителя сами читали пробные лекции. Эти пробные лекции, как оказалось в дальнейшем, в. значительной мере облегчили врачам-слушателям переход к самостоятельной пропагандистской работе.
1 Методику разработка и образец формы разработанных таблиц можно получить, в методбюро санитарной статистики Министерства здравоохранения РСФСР — Москва, ул. Куйбышева, ГУМ, 3-й этаж, 2-я линия, помещение 190.
При участии домов санитарного просвещения проводились 4—6-часовые занятая для врачей поликлиник ряда районов Москвы. Вскоре по окончании цикла врачи ряда поликлиник начали систематически проводить беседы с больными, ожидающими приема, о значении витаминов.
Постоянный контакт с населением имеют работники аптек. Но нередко многие из них не знают ни значения отдельных витаминов, ни дозировки продаваемых препаратов, хотя с этими вопросами к ним постоянно обращаются покупатели. По предложению Института санитарного просвещения Московское аптекоуправление обязало всех аптечных работников городских аптек прослушать при институте 8-часовой цикл лекций о витаминах. При занятиях с аптечными работниками особое внимание было обращено на популяризацию витаминных препаратов, распространяемых через аптеки, и на формы санитарного просвещения, применимые в аптеках: краткие беседы с посетителями о значении и допустимых дозах применения витаминных препаратов, консультации по использованию съедобных дикорастущих витаминоносителей, по приготовлению в домашних условиях настоек, заготовке впрок витаминной зелени и пр.
Для массовых лекций и бесед по преимуществу использовались готовые аудитории слушателей, в первую очередь в кино. Совместно с домами санитарного просвещения в Куйбышевском, Киевском, Сталинском районах в фойе кинотеатров для ожидающих начала сеанса проводились получасовые лекции. После лекции поступали вопросы и завязывались оживленные беседы.
Регулярное употребление витаминов для доноров особенно важно. Институт организовал пропаганду витаминов на донорских пунктах. С этой целью там проводились лекции. После одной-двух лекций, проведенных лекторами института, беседы с донорами о витаминах продолжали проводить медицинские работники донорского пункта.
■В связи с указаниями Наркомторга о витаминизировании продукции общественного питания были проведены лекции для работников столовых. Проводились занятия с работниками плодоовощной системы. Особое внимание на этих занятиях уделялось сохранению витаминов при заготовке впрок овощей и других продуктов.
В порядке опыта лекции о витаминах были проведены непосредственно в цехах некоторых предприятий. На фабрике «Красная швея» на лекции присутствовало 200 работниц. После инструктивного занятия с работниками медпункта фабрики беседы о витаминах стали проводить сами врачи медпункта".
В лекциях для населения слушатели детально знакомились с мероприятиями по профилактике гипо- и авитаминозов. Особое внимание уделялось содержанию витаминов в массовых продукта« питания, нормам суточной потребности в отдельных витаминах, правилам сохранения витаминов при приготовлении пищи, целесообразности применения витаминных препаратов для обогащения пищи.
Придавая особое значение (популяризации доступных растительных источников витаминов, летом 1944 г. мы уделяли особое внимание использованию дикорастущих растений. На лекциях демонстрировалась съедобная ботва и дикорастущая зелень, а в отдельных случаях устраивалась дегустация блюд из зелени с объяснением способов их приготовления.
(В поликлиниках, кроме бесед с ожидающими, устраивались постоянные выставки съедобной зелени (в банках с водой) с надписями о содержании в них витаминов и краткими указаниями о способах использования.
С населением домов, где имеются озелененные участки, проводились краткие беседы-экскурсии, во время которых слушателей практически обучали отличать съедобную зелень от ядовитой. В беседах активное участие обычно принимали и школьники, живущие в этом дворе.
В школе вопросы о витаминах должны изучаться на занятиях по физиологии питания. Однако в связи с тем, что школьные преподаватели не всегда обладают достаточными знаниями в этой области и нехватает пособий, дети в школе не приобретают необходимых знаний по витаминам. Учитывая эти обстоятельства, институт организовал для прзподавателей-биологов средних школ Москзн 3 лекции о значении витаминов и о методах сообщения учащимся знаний по витаминам
Были применены и некоторые новые формы внешкольной работы с детьми. На плошадке при школе № 333 эта работа проводилась следующим образом. Лектор в присутствии пионервожатого провел несколько раз подряд короткие беседы с детьми о значении витаминов для здоровья и их источниках. Нп беседах демонстрировались живые экспонаты съедобных растительных витаминоносителей. При участии лектора, педагога и пионервожатого дети изучали съедобную зелень у себя на площадке и провели ряд экскурсий по озелененным участкам прилегающих дворов. Собранную во время экскурсии съедобную зелень дети засушивали и зарисовывали. Затем с целью научить детей правильной кулинарной обработке совместно с детьми изготовлялись различные блюда из зелени и устраивалась дегустация их. Итоги своей работы дети описали в очередном номере стенгазеты, посвященной вопросу значения витаминов для здоровья человека. Была также устроена выставка живых экспонатов собранной зелени, зарисовок, гербариев и других материалов. В заключение была организована лекция для родителей о значения витаминов
1 В помощь педагогам институтом разработана и подготовлена! к печати специальная брошюра о витаминах.
в питании детей. Вся работа с детьми на площадке проводилась в течение месяца.
Очень оживленно проходили беседы о витаминах со школьниками в парках культуры. Обычно дети собирались на озелененной площадке, где предварительно лектор выявлял наличие съедобной дикорастущей зелени и витаминоносителей.
Беседа обычно начиналась сообщением фактов из истории длительных путешествий, где имели место заболевания гипо- и авитаминозами. Затем выяснялась сущность и роль витаминов для здоровья человека. На примерах содержания витамин«! в отдельных продуктах питания лектор подчеркивал значение растительной пищи и демонстрировал дикорастущую съедобную зелень как источник витаминов. Ее собирали тут же на территории, где проводилась беседа.
Опыт работы института по пропаганде витаминов показывает, что эта тема очень интересует разные контингенты слушателей.
И. Б. ЛИВЕРЦ
Экономическая мыльница
Из госсанинспекции Сталинского района Москвы
Инженером Ы-ского предприятия Н. П. Майоровой была по моему заданию сконструирована мыльница для жидкого мыла. Мыльница состоит из ванночки А, изготовленной из белой жести, и из деревянного вращающегося рифленого валика Б. При вращении валика мыльный раствор пенится, набирается на валик, т. е. рифленую его поверхность, а с нее на ладонь руки.
Мыльный раствор приготовляется следующим образом: мыло растворяют в воде путем ее нагрева до кипения, из расчета 100 г мыла на 1 л воды (концентрацию раствора можно вариирсвать). Ввиду того что мыльный раствор в мыльнице подвергается рециркуляции, получается большая экономия мыла.
Бактериологический анализ мыльного раствора после употребления дал хорошие результаты: протокол бактериологического анализа мыльного раствора до и после употребления показывает отсутствие в' растворах мыла кишечной палочки. Анализ мыльного раствора был произведен в санитарно-гигиенической лаборатории Сталинского района. Мыльница проверена и испытана в Санитарном институте им. Эрнсмана. По испытании институтом были внесены конструктивные изменения в устройстве модели. Чертеж мыльницы дается с учетом этих замечаний. На основании заключения Института им. Эрисмана технический совет НКЗдрава СССР считает, что мыльница в современных условиях представляет несомненный интерес и оснащение ею учреждений общественного пользования весьма желательно. Мыльница внедрена на целок ряде предприятий Сталинского района: шелковый комбинат им. Щербакова, шерсто-
М^льница состоит из коробки А, изготовленной из белой жести. В боковые стенки коробки вставляется деревянный рифленый валик Б, укрепленный винтами В, служащими осью его вращения. В стенках коробки имеется вырез для снятия валика с целью его очистки. Коробка мыльницы может быть изготовлена также из простого или оцинкованного железа, но в таком случае она должна быть окрашена масляной краской
прядильная фабрика № 14, шерстопрядильная фабрика № 12, фабрика «Красный Восток:», меховая фабрика № 1, завод МИЗ и др.
В(виду простоты изготовления мыльницы и большой экономии мыла ее можно рекомендовать для внедрения ва предприятиях, в цехах, местах общего пользования, общежитиях, объектах общественного питания ч др