УДК 37.034
М.С. Черепанов Опыт проектирования программы Духовнонравственного воспитания учащихся как основы внедрения государственных образовательных стандартов нового поколения.
Аннотация: Вниманию читателей предложен некоторый опыт педагогического коллектива лицея №4 г. Перми по разработке и реализации программы ду-ховно-нравственного воспитания на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Раскрывается содержание и практическая интерпретация методического конструктора внеурочной деятельности, предложенного Д.В. Григорьевым и П. В. Степановым. Описан опыт проведения конференции родителей по данной проблеме.
Ключевые слова: духовно-нрав-
ственное воспитание, национальный воспитательный идеал, эффекты и результаты воспитания, методический конструктор внеурочной деятельности.
В последние десятилетия произошли поис-тине стремительные изменения в социально-экономической и общественно-политической жизни не только России, но и мирового сообщества. В условиях глобализации социокультурных проблем, всеобщей технологиза-ции, экологических катастроф, религиозного экстремизма,международного терроризма и т. д. мир встал перед «проблемой «человечности» современного человека». Современный человек, оказавшись в плену многих зависимостей, не имеет опыта осознанной жизни. Он много знает о мире, но он мало понимает свои отношения с этим миром. «Тотальный
потребитель», «объект слепых экономических сил», «массовый человек» - так определяют нравственное состояние современного человека известные философы,ученые. Вместе с тем многим откровенно бездуховным проявлениям человек пытается придать вид и смысл культурных ценностей. Переживая острый социальный кризис, общество и школа испытывают социальную потребность в духов-но-нравственном обновлении и возвышении. Очевидно, что пристальное внимание государства к вопросам воспитания не случайно. Проблема, что называется, назрела.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой ФГОС нового поколения. Она провозглашает современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Национальный воспитательный идеал задает вертикальное измерение всем педагогическим и общественным усилиям на ниве воспитания, скрепляет прошлое, настоящее и будущее российской школы. Идеал фактом своего существования напоминает, что во все времена узкий прагматизм, увлеченность сиюминутным, преходящим в ущерб вечному, непреходящему, пагубны для воспитания человека. (Данилюк, Кондаков, Тишков, 2009).
Концепция духовно-нравственного воспитания возводит в принцип положение о социальной восстребованности воспитания. «Воспитание - это общественная, а не узкоотраслевая (образовательная) задача». (А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков, 2009). Тезис о приоритете воспитания в системе образования работает только в том смысле,что система образования должна быть локомотивом развития общественного внимания и интереса к воспитанию детей и подростков, устроителем и лидером воспитательного партнерства всех конструктивных сил и институтов. Во всех других смыслах приоритет воспитания в образовании - это уловка, попытка переложить ответственность за воспи-
© Черепанов М.С.,2011
114
тание на школу и уйти от реального объема и масштаба задачи.
Концепция утверждает духовно-нрав-ственное измерение воспитательной деятельности школы. С этой точки зрения, воспитание - это не еще один вид воспитания среди других: трудового, эстетического, правового и т.д. «Духовно-нравственное воспитание
- это углубление воспитательных практик до уровня работы с предельными, самыми глубокими (высокими) ценностями. Это, скорее, тип воспитания. Можно воспитывать на уровне хороших привычек (этикет, дисциплина и т.п.). Можно воспитывать на уровне организации социального опыта детей (воспитание лидерских качеств, коммуникативности, мотивации к действиюи т.д.). А можно воспитывать совестливость, стремление к смысложизненному поиску, самоосвобождению, способность к ценностному самоопределению. Это и есть уровень духовно-нрав-ственного воспитания» (А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков,В.А. Тишков,2009).
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни,усваиваемые ребенком с первых лет жизни,имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия,как: «Отечество»,«малая родина»,«родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Вышеизложенные идеи Концепции побудили педагогический коллектив лицея №4 города Перми на совместную с родителями и общественностью разработку собственной концепции и программы духовно-нравствен-ного воспитания учащихся. Итогом данной работы стала открытая общелицейская конференция родителей «Духовно-нравственное воспитание детей».
В ходе конференции обсуждалась лицейская концепция духовно-нравственно-го воспитания учащихся, были рассмотрены проблемы необходимости создания школы родительского образования, совершенствования системы профилактики правонарушений, преступлений, социально-обусловленных заболеваний, освоения содержания духовно-
нравственного воспитания детей в рамках рекомендованных образовательных программ, развития корпоративной культуры в лицее. В конференции приняли участие представители родительской общественности лицея, органов власти, специализированных организаций, научных школ и православной конфессии города Перми.
Конференция приняла резолюцию и определила духовно-нравственное воспитание как приоритетное направление в совместной деятельности школы и семьи.
Конференция обсудила ожидаемые результаты реализации программы духовнонравственного воспитания. В результате ее реализации ожидается снижение остроты ду-ховно-нравственного кризиса среди несовершеннолетних, получение следующих результатов:
• Снижение преступности и правонарушений среди учащихся лицея; насилия в среде несовершеннолетних, стремление к разрешению конфликтов гуманным способом.
• Снижение насильственных, негуманных мер воспитания в семье, фактов жестокого обращения с ребенком; отсутствие психического, физического и нравственного насилия над ребенком.
• Снижение социально-значимых заболеваний (табакокурение, алкоголизм, ПАФ) в среде учащихся. Резко отрицательное отношение учащихся к наркомании и распространению наркотиков.
• Снижение употребления несовершеннолетними нецензурной и культурно пониженной лексики.
• Повышение иммунитета учащихся к СМИ и интернет-ресурсам антикультурного, экстремистского толка, пропагандирующего жесткость, насилие и совершение противоправных деяний содержания. Существенное снижение возможностей доступа учащихся к видеоиграм,компьютерным играм,включая он
- лайн игры в Интернете, играм на игровых консолях и играм для мобильных телефонов и смартфонов,которые по своему содержанию не соответствуют их возрасту,или могут нанести вред физическому,психическому и духов-но-нравственному здоровью и развитию детей (с учетом их возрастных особенностей).
• Нравственное поведение учащихся в общении со сверстниками противоположного пола.
• Наличие согласованных индивидуальных программ духовно-нравственного развития в семье и лицее в каждом классе и для каждого учащегося.
• Высокий уровень (более чем у 80% учащихся) сформированности этики поведения учащихся в обществе.
• Наличие и выполнение норм корпоративной этики, принятой всеми участниками образовательного процесса в лицее.
В настоящее время педагоги лицея работают над разработкой основной образовательной программы (ООП) и, в том числе, над программой внеурочной деятельности в начальной и основной школе в залоге поэтапного и упреждающего перехода на ФГОС в основной школе.
Перед нами стоят вопросы: как организовать воспитывающую внеурочную деятельность школьников, как целенаправленно достигать в ней воспитательных результатов и
Главная идея конструктора - в соответствии, адекватности воспитательных результатов и видов воспитательной деятельности. Д.Г. Григорьев предлагает распределять воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников по трем уровням.
«Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряе-мых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
эффектов, в каких культурных формах и на каком содержании это лучше делать,как проектировать и претворять в жизнь различные образовательные программы внеурочной деятельности. Решение всех этих задач мы видим в оригинальном методическом конструкторе внеурочной деятельности, предложенном одним из разработчиков блока внеурочной деятельности ФГОС к.п.н. Д.В. Григорьевым.
Методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности> (табл.) основан на взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности. Он может быть использован педагогами для разработки образовательных программ внеурочной деятельности с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения. (Григорьев, Сте-панов^ОЮ).
ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близ-
Таблица
Методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности>
Уровень воспитательных результатов Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия
кой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы,в открытой общественной среде.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее государственном,
этническом, гендерном и других аспектах.
Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее - тип образовательной формы, то есть ряд содержательно и структурно близких форм).
Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень - более сложными, третий уровень - самыми сложными». (Григорьев, Степанов,2010).
На наш взгляд, данный подход и инструмент проектирования внеурочной деятельности позволит педагогам грамотно разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением о результате; подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня (приложение №1); диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности.
Приложение 1
Планируемые результаты реализации программы духовно-нравственного воспитания в начальной школе
Виды деятельности обучающихся Приобретение школьником социальных знаний (1 класс) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2-3 класс) Получение опыта самостоятельного общественного действия (4 класс) Воспита- тельный эффект
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семья нина, товарища; Первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; Опыт социальной и межкультурной коммуникации; Ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурноисторическому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; толерантное отношение к старшему поколению. Толерантное отношение к окружающей реальности.
Виды деятельности обучающихся Приобретение школьником социальных знаний (1 класс) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2-3 класс) Получение опыта самостоятельного общественного действия (4 класс) Воспита- тельный эффект
Воспитание нравственных чувств и этического сознания Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; Уважительное отношение к традиционным российским религиям; неравнодушие к жизненным проблемам других, людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое -к младшим.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Элементарные представления о различных профессиях; Первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; Первоначальный опыт участия в различных видах о бщ еств енно -по-лезной и лично стно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, ценностное и творческое отношение к учебному труду; трудолюбие; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественнополезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. Первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; Общественный опыт здоровьесберегающей деятельности; Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.
Виды деятельности обучающихся Приобретение школьником социальных знаний (1 класс) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2-3 класс) Получение опыта самостоятельного общественного действия (4 класс) Воспита- тельный эффект
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) Элементарные знания о традициях нравственноэтического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики. Первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; Первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; личный опыт участия в экологических инициативах, проектах; Ценностное отношение к природе.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) Первоначальные знания о красоте окружающего мира; первоначальные знания о красоте поведения, поступков людей; элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; Первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений за эстетическими объектами в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; Первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; Мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
Библиографический список
/. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение,2009.
2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010.
3. Примерные программы внеурочной деятельности /Сборник под ред. Д. В. Григорьева. М.: Просвещение,2010.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. М.: Просвещение,2010.