Научная статья на тему 'Опыт проектирования программы духовнонравственного воспитания учащихся как основы внедрения государственных образовательных стандартов нового поколения'

Опыт проектирования программы духовнонравственного воспитания учащихся как основы внедрения государственных образовательных стандартов нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ИДЕАЛ / ЭФФЕКТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ / МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черепанов Михаил Станиславович

Вниманию читателей предложен некоторый опыт педагогического коллектива лицея №4 г. Перми по разработке и реализации программы ду-ховно-нравственного воспитания на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Раскрывается содержание и практическая интерпретация методического конструктора внеурочной деятельности, предложенного Д.В. Григорьевым и П. В. Степановым. Описан опыт проведения конференции родителей по данной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черепанов Михаил Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт проектирования программы духовнонравственного воспитания учащихся как основы внедрения государственных образовательных стандартов нового поколения»

УДК 37.034

М.С. Черепанов Опыт проектирования программы Духовнонравственного воспитания учащихся как основы внедрения государственных образовательных стандартов нового поколения.

Аннотация: Вниманию читателей предложен некоторый опыт педагогического коллектива лицея №4 г. Перми по разработке и реализации программы ду-ховно-нравственного воспитания на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Раскрывается содержание и практическая интерпретация методического конструктора внеурочной деятельности, предложенного Д.В. Григорьевым и П. В. Степановым. Описан опыт проведения конференции родителей по данной проблеме.

Ключевые слова: духовно-нрав-

ственное воспитание, национальный воспитательный идеал, эффекты и результаты воспитания, методический конструктор внеурочной деятельности.

В последние десятилетия произошли поис-тине стремительные изменения в социально-экономической и общественно-политической жизни не только России, но и мирового сообщества. В условиях глобализации социокультурных проблем, всеобщей технологиза-ции, экологических катастроф, религиозного экстремизма,международного терроризма и т. д. мир встал перед «проблемой «человечности» современного человека». Современный человек, оказавшись в плену многих зависимостей, не имеет опыта осознанной жизни. Он много знает о мире, но он мало понимает свои отношения с этим миром. «Тотальный

потребитель», «объект слепых экономических сил», «массовый человек» - так определяют нравственное состояние современного человека известные философы,ученые. Вместе с тем многим откровенно бездуховным проявлениям человек пытается придать вид и смысл культурных ценностей. Переживая острый социальный кризис, общество и школа испытывают социальную потребность в духов-но-нравственном обновлении и возвышении. Очевидно, что пристальное внимание государства к вопросам воспитания не случайно. Проблема, что называется, назрела.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой ФГОС нового поколения. Она провозглашает современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Национальный воспитательный идеал задает вертикальное измерение всем педагогическим и общественным усилиям на ниве воспитания, скрепляет прошлое, настоящее и будущее российской школы. Идеал фактом своего существования напоминает, что во все времена узкий прагматизм, увлеченность сиюминутным, преходящим в ущерб вечному, непреходящему, пагубны для воспитания человека. (Данилюк, Кондаков, Тишков, 2009).

Концепция духовно-нравственного воспитания возводит в принцип положение о социальной восстребованности воспитания. «Воспитание - это общественная, а не узкоотраслевая (образовательная) задача». (А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков, 2009). Тезис о приоритете воспитания в системе образования работает только в том смысле,что система образования должна быть локомотивом развития общественного внимания и интереса к воспитанию детей и подростков, устроителем и лидером воспитательного партнерства всех конструктивных сил и институтов. Во всех других смыслах приоритет воспитания в образовании - это уловка, попытка переложить ответственность за воспи-

© Черепанов М.С.,2011

114

тание на школу и уйти от реального объема и масштаба задачи.

Концепция утверждает духовно-нрав-ственное измерение воспитательной деятельности школы. С этой точки зрения, воспитание - это не еще один вид воспитания среди других: трудового, эстетического, правового и т.д. «Духовно-нравственное воспитание

- это углубление воспитательных практик до уровня работы с предельными, самыми глубокими (высокими) ценностями. Это, скорее, тип воспитания. Можно воспитывать на уровне хороших привычек (этикет, дисциплина и т.п.). Можно воспитывать на уровне организации социального опыта детей (воспитание лидерских качеств, коммуникативности, мотивации к действиюи т.д.). А можно воспитывать совестливость, стремление к смысложизненному поиску, самоосвобождению, способность к ценностному самоопределению. Это и есть уровень духовно-нрав-ственного воспитания» (А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков,В.А. Тишков,2009).

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни,усваиваемые ребенком с первых лет жизни,имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия,как: «Отечество»,«малая родина»,«родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Вышеизложенные идеи Концепции побудили педагогический коллектив лицея №4 города Перми на совместную с родителями и общественностью разработку собственной концепции и программы духовно-нравствен-ного воспитания учащихся. Итогом данной работы стала открытая общелицейская конференция родителей «Духовно-нравственное воспитание детей».

В ходе конференции обсуждалась лицейская концепция духовно-нравственно-го воспитания учащихся, были рассмотрены проблемы необходимости создания школы родительского образования, совершенствования системы профилактики правонарушений, преступлений, социально-обусловленных заболеваний, освоения содержания духовно-

нравственного воспитания детей в рамках рекомендованных образовательных программ, развития корпоративной культуры в лицее. В конференции приняли участие представители родительской общественности лицея, органов власти, специализированных организаций, научных школ и православной конфессии города Перми.

Конференция приняла резолюцию и определила духовно-нравственное воспитание как приоритетное направление в совместной деятельности школы и семьи.

Конференция обсудила ожидаемые результаты реализации программы духовнонравственного воспитания. В результате ее реализации ожидается снижение остроты ду-ховно-нравственного кризиса среди несовершеннолетних, получение следующих результатов:

• Снижение преступности и правонарушений среди учащихся лицея; насилия в среде несовершеннолетних, стремление к разрешению конфликтов гуманным способом.

• Снижение насильственных, негуманных мер воспитания в семье, фактов жестокого обращения с ребенком; отсутствие психического, физического и нравственного насилия над ребенком.

• Снижение социально-значимых заболеваний (табакокурение, алкоголизм, ПАФ) в среде учащихся. Резко отрицательное отношение учащихся к наркомании и распространению наркотиков.

• Снижение употребления несовершеннолетними нецензурной и культурно пониженной лексики.

• Повышение иммунитета учащихся к СМИ и интернет-ресурсам антикультурного, экстремистского толка, пропагандирующего жесткость, насилие и совершение противоправных деяний содержания. Существенное снижение возможностей доступа учащихся к видеоиграм,компьютерным играм,включая он

- лайн игры в Интернете, играм на игровых консолях и играм для мобильных телефонов и смартфонов,которые по своему содержанию не соответствуют их возрасту,или могут нанести вред физическому,психическому и духов-но-нравственному здоровью и развитию детей (с учетом их возрастных особенностей).

• Нравственное поведение учащихся в общении со сверстниками противоположного пола.

• Наличие согласованных индивидуальных программ духовно-нравственного развития в семье и лицее в каждом классе и для каждого учащегося.

• Высокий уровень (более чем у 80% учащихся) сформированности этики поведения учащихся в обществе.

• Наличие и выполнение норм корпоративной этики, принятой всеми участниками образовательного процесса в лицее.

В настоящее время педагоги лицея работают над разработкой основной образовательной программы (ООП) и, в том числе, над программой внеурочной деятельности в начальной и основной школе в залоге поэтапного и упреждающего перехода на ФГОС в основной школе.

Перед нами стоят вопросы: как организовать воспитывающую внеурочную деятельность школьников, как целенаправленно достигать в ней воспитательных результатов и

Главная идея конструктора - в соответствии, адекватности воспитательных результатов и видов воспитательной деятельности. Д.Г. Григорьев предлагает распределять воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников по трем уровням.

«Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряе-мых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие

эффектов, в каких культурных формах и на каком содержании это лучше делать,как проектировать и претворять в жизнь различные образовательные программы внеурочной деятельности. Решение всех этих задач мы видим в оригинальном методическом конструкторе внеурочной деятельности, предложенном одним из разработчиков блока внеурочной деятельности ФГОС к.п.н. Д.В. Григорьевым.

Методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности> (табл.) основан на взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности. Он может быть использован педагогами для разработки образовательных программ внеурочной деятельности с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения. (Григорьев, Сте-панов^ОЮ).

ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близ-

Таблица

Методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности>

Уровень воспитательных результатов Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия

кой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы,в открытой общественной среде.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее государственном,

этническом, гендерном и других аспектах.

Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее - тип образовательной формы, то есть ряд содержательно и структурно близких форм).

Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень - более сложными, третий уровень - самыми сложными». (Григорьев, Степанов,2010).

На наш взгляд, данный подход и инструмент проектирования внеурочной деятельности позволит педагогам грамотно разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением о результате; подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня (приложение №1); диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности.

Приложение 1

Планируемые результаты реализации программы духовно-нравственного воспитания в начальной школе

Виды деятельности обучающихся Приобретение школьником социальных знаний (1 класс) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2-3 класс) Получение опыта самостоятельного общественного действия (4 класс) Воспита- тельный эффект

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семья нина, товарища; Первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; Опыт социальной и межкультурной коммуникации; Ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурноисторическому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; толерантное отношение к старшему поколению. Толерантное отношение к окружающей реальности.

Виды деятельности обучающихся Приобретение школьником социальных знаний (1 класс) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2-3 класс) Получение опыта самостоятельного общественного действия (4 класс) Воспита- тельный эффект

Воспитание нравственных чувств и этического сознания Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; Уважительное отношение к традиционным российским религиям; неравнодушие к жизненным проблемам других, людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое -к младшим.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Элементарные представления о различных профессиях; Первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; Первоначальный опыт участия в различных видах о бщ еств енно -по-лезной и лично стно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, ценностное и творческое отношение к учебному труду; трудолюбие; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественнополезной деятельности.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. Первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; Общественный опыт здоровьесберегающей деятельности; Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.

Виды деятельности обучающихся Приобретение школьником социальных знаний (1 класс) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2-3 класс) Получение опыта самостоятельного общественного действия (4 класс) Воспита- тельный эффект

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) Элементарные знания о традициях нравственноэтического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики. Первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; Первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; личный опыт участия в экологических инициативах, проектах; Ценностное отношение к природе.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) Первоначальные знания о красоте окружающего мира; первоначальные знания о красоте поведения, поступков людей; элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; Первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений за эстетическими объектами в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; Первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; Мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

Библиографический список

/. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение,2009.

2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010.

3. Примерные программы внеурочной деятельности /Сборник под ред. Д. В. Григорьева. М.: Просвещение,2010.

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. М.: Просвещение,2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.