Научная статья на тему 'Опыт проектирования и реализации индивидуальной стратегии обучения для одаренных школьников (на примере немецкого языка)'

Опыт проектирования и реализации индивидуальной стратегии обучения для одаренных школьников (на примере немецкого языка) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт проектирования и реализации индивидуальной стратегии обучения для одаренных школьников (на примере немецкого языка)»

 2. Тепловыми: - теплопроводность - температура плавления, кипения 20,0 15,0 36,4 0

3. Электрическими: - электропроводность 0 25,0 36.4 45.5

4. Оптическими: - цвет 0 15,0 36,4 0

5. Агрегатные состояния вещества 55,0 -

Помимо этого учащимся предлагались вопросы, имеющие целью выяснить знания учащихся о конкретных свойствах веществ:

1. Назовите вещество с наибольшей удельной теплоемкостью.

2. Приведите примеры тугоплавких металлов.

3. Приведите примеры сплавов с большим удельным сопротивлением.

4. Из каких сплавов используют проволоку в реостатах?

5. Назовите металлы с высокой электропроводностью.

6. Из каких металлов изготавливаются провода для высоковольтных линий электропередачи?

7. Из каких металлов изготавливают проводники?

8. Какие материалы используют для электроизоляции проводников?

Эти вопросы вызвали у учащихся большие затруднения. Анализ их ответов показал, что знания учащихся о свойствах веществ и их использовании на практике находятся на недопустимо низком уровне. Так, например, они считают, что в реостатах используется медная проволока. Никто из одиннадцатиклассников не мог назвать сплавы с большим удельным сопротивлением. Заметим, что это относится и к студентам, готовящимся стать учителями физики.

Затруднились учащиеся назвать материалы, используемые для электроизоляции проводников, хотя работают с ними на лабораторных занятиях.

Все это свидетельствует о том, что знания учащихся о веществе разрознены, не систематизированы и формальны.

При изучении веществ необходимо использовать общий подход к работе с таблицами, отражающими количественные характеристики различных свойств веществ (физико-механических, тепловых, электрических, магнитных и т.д.).

Мы предлагаем следующий план.

План работы с таблицами, характеризующими свойства веществ

1. Какое свойство вещества отражают величины, приведенные в данной таблице?

2. В каких единицах выражены эти величины?

3. Найдите в таблице вещества с наибольшим значением данной величины.

4. Приведите примеры использования данного вещества на практике.

5. Найдите в таблице вещества с наименьшим значением данной величины.

6. Приведите примеры использования этих веществ на практике.

В 10-м и 11-м классах после того, как учащиеся познакомятся с различными структурными формами вещества, мы рекомендуем дать следующее определение вещества: «Веществом называются структурные формы организации материи, состоящие из частиц, масса покоя которых не равна нулю».

После ознакомления учащихся с определением нужно обобщить знания учащихся об известных им структурных формах организации материи и характерных для них свойствах.

К сожалению, в школьной практике эти знания остаются разрозненными и поэтому быстро утрачиваются. Целесообразно в 11-м классе провести обобщающий семинар на тему «Поле и вещество - два вида материи». Методика проведения такого семинара описана в ряде наших работ в частности в пособии: Усова А.В., Завьялов В.В. Учебные конференции и семинары по физике в школе. - М.: Просвещение, 1980.

ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОМ СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА)

Е.А. Логинова, ассистент кафедры иностранных языков гуманитарных факультетов Тюменского государственного университета

Каждый ученик в школе по-своему уникален. Каждый человек приходит в этот мир, чтобы создать свою жизнь, найти себя; у кого-то есть способности к музыке, кто-то проявляет интерес к науке, кто-то хорошо рисует и пишет стихи. Сколько детей — столько способностей, но степень их развития зависит от анатомо-физиологических особенностей человека, от социума, который окружает его, - семьи, школы.

Словосочетанием «одаренные дети» обозначается некая исключительность. Это дети, «опережающие сверстников в развитии» [3, с. 9].

Создание условий, учитывающих индивидуальные осо-

бенности учеников для успешного развития продуктивного мышления в учебной деятельности - одна из важнейших проблем теории и практики обучения одарённых детей.

В свете гуманистической парадигмы образование личности выступает как проблема индивидуального саморазвития, а педагогический процесс - как «субъект-субъектные» отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в котором доминирует равный взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом. Говоря о поддержке одаренных детей, главной задачей педагога является вовремя заметить, не пропустить такого ребенка. Выявление таких детей - это комплексный подход. Информация о них

собирается из четырех источников: от учителей, психологов, родителей и самих детей.

После идентификации и диагностики таких детей проектируется индивидуальная обучающая стратегия (табл. 1). Под индивидуальной стратегией обучения мы понимаем «комплекс дидактических мер, обеспечивающих развитие ребёнка» [4].

Необходимым ее компонентом является целеполагание. Для правильного определения цели необходимо знать индивидуальные особенности ребенка, его учебные умения и общие сведения о ребенке. Данную информацию мы включаем в проектирование индивидуальной стратегии обучения. Выбор и постановка цели либо определяется учителем, либо формулируется самим ребенком и корректируется педагогом. В любом случае целью их содеятельности является развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных качеств, мотивов и интересов.

Необходимо отметить, что целью является не только развитие лингвистических способностей, изучение языка, обогащение содержания, но и развитие личностных качеств, творческого мышления, исследовательской деятельности. Выбирается тема индивидуального изучения, а затем учащимся предлагаются творческие и исследовательские задания. Фиксируются ожидаемые результаты, срок выполнения программы и в конце курса - заключение о выполнении индивидуальной программы. Более подробный план учебной деятельности расписывается в технологической карте (табл. 2). Учитывая специфику иностранного языка, мы разработали такую технологическую карту, где учитываются все виды речевой деятельности, обязательные задания и задания по выбору, интеграция содержания материала, срок прохождения, форма контроля, оценка, самооценка, что позволяет сравнить результаты оценивания, адекватность оценивания (увидеть, заниженная или завышенная самооценка у ребенка) и колонка для комментариев. Достаточно сложным для выстраивания индивидуальной стратегии является процесс отбора содержания с учетом потребностей учащихся, способностей и возможностей и соотнесения учебного материала с требованиями учебных программ и учебных планов, желанием родителей, социальным заказом.

Необходимым компонентом при проектировании индивидуальной стратегии обучения является и установление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, другими социальными институтами (Центр немецкой культуры, его библиотека, областная научная библиотека им. Д.И. Менделеева - немецкий читальный зал (Гёте-зал), лингвоцентр ТюмГУ, музеи, выставки, участие в НОУ), помощь родителей. Часто при работе с учащимися по индивидуальной стратегии обучения выявляются их разносторонние интересы. Иностранный язык - это диалог двух культур. Изучая иностранный язык, мы изучаем культуру, традиции, нравы и обычаи страны изучаемого языка, знакомимся с ее политикой, историей и географией, музыкой и танцами и т.п., сравниваем со своей страной, т. е. неизбежна интеграция предметов, видов деятельности, форм и методов обучения (интеграция - от лат. integer - целый; обозначает восстановление, восполнение, объединение частей в целое). В нашем случае интеграция предметов: немецкий язык -музыка - информатика - страноведение Германии и др. Ученик может исследовать любую сферу посредством иностранного языка. В этом помогает взаимосвязь учителей-предметников и других специалистов.

Приведем примеры. Для ученицы М. Ш. в 5 классе была выбрана работа с текстом, через которую предполагалось обогащение лексического запаса, использование сложных грамматических структур, знакомство с творчеством немецких писателей, развитие творческого мышления. Например, ученице дается задание подобрать пословицу к 40

прочитанному тексту (сказке), дописать рассказ, или при работе над ситуацией, приведенной в тексте, предлагается задание - как бы ты поступила в этой ситуации, на месте какого-либо героя; или, читая сказку о музыканте, мы делаем подборку материала о музыкантах Германии. Таким образом, М. привлекается к работе с дополнительной литературой, энциклопедиями, грамматическими справочниками, работе со словарем. Это способствует развитию навыков и умений поиска нужной информации, развитие творческого мышления.

У М. есть свой дневник - план реализации намеченной работы, - который она ведет самостоятельно. Оценка и самооценка выставляется в пяти баллах (определена ученицей), коррективы дальнейшей работы вносятся после рефлексивной самооценки. В углубленном изучении немецкого языка дочерью очень заинтересованы родители, которые оказывают ей большую помощь (посещение центра немецкой культуры, выставок «Искусство Германии XVIII-XIX вв.», выставки книг произведений немецких писателей и поэтов, знакомство с немецкой национальной кухней, просмотр фильмов на немецком языке и др.).

Выполнение проектов с использованием компьютерных технологий в настоящее время очень актуально и мотивирует учащихся к дальнейшей работе. Одна из учениц занималась в художественной школе, интересовалась искусством не только русских художников, но и художников других стран. Целью своего самообразования в 11 кл. она поставила: изучение работ художников ХХ века немецкоговорящих стран. Посещала выставки, подобрала материал о художниках, изучила историю, нашла некоторые картины Г. Климт, П. Клее, Ф. Марка и выполнила мультимедийный проект по теме «Художники Германии ХХ века». Другая ученица, с высоким уровнем интеллекта, любознательная, активная, имеющая разносторонние интересы, окончила музыкальную школу, поступила в гимназию в 10 кл. Так как учащаяся Ю. Б. имела пробелы в знаниях по немецкому языку, мы определили цель и направление индивидуальной работы, сроки выполнения, выбрали формы контроля, включая занятия, уроки-праздники по немецкому языку с младшими школьниками, и очень скоро Ю. владела всем обязательным материалом и стала работать дополнительно, участвуя во всех мероприятиях по немецкому языку. В 11 кл. в свой индивидуальный план она включила различные темы творческих работ и докладов, например, «Экономика и профессия», «Отрицательное влияние мобильного телефона. Решение проблем», «Популярная музыка Германии» и др., с которыми она успешно выступала на заседаниях НОУ, на конкурсах и конференциях. Ю. является участницей и победительницей городских олимпиад по физике, информатике, химии, немецкому языку.

Целью разработки и реализации индивидуальной стратегии обучения по немецкому языку для учащейся 7 кл. Ш. М. было развитие навыков перевода и творческих способностей, так как в процессе учебной и внеучебной деятельности у нее проявились способности переводить стихотворения, творческие способности в театральных постановках. Результаты работы по индивидуальной стратегии обучения: публикации в немецкой газете «Для тебя», призовые места в фонетических конкурсах, конкурсах по переводу, участие в театральных представлениях на немецком языке. Для другой школьницы в стратегии обучения было определено углубленное изучение немецкого языка с целью сдачи экзамена на международный сертификат (DSD-II). Кроме того, у ребят есть возможность показать свои работы: организуются специальные уроки - презентации своих достижений, на которых школьники учатся представлять свои работы, увидеть что-то новое, т.е. происходит также обмен опытом среди учащихся, приглашаются учащиеся разных классов.

Это стимулирует остальных учащихся к совместной или самостоятельной работе.

В конце каждого учебного года проводится рефлексия, намечаются планы на будущий год, анализируется что получилось, что не получилось, над чем необходимо работать и т. д., таким образом, прослеживается динамика развития ученика, корректируется план дальнейшей индивидуальной работы.

Так, например, в процессе работы по индивидуальной стратегии обогащения и углубления знаний у ученицы Ш. М. были выявлены способности в познавательной, эмоционально-оценочной, деятельностно-преобразующей сферах психики, которые совершенствовались в образовательном процессе. В результате чего у ученицы формировались собственная картина мира, собственная система ценностей и собственные способы деятельности, что составляло основу ее индивидуальности.

Главными элементами оказались не «знать», «уметь», и даже не «творить», а «хотеть» [2]. Работа в 8-м классе целенаправленно велась для подготовки деятельности в 9-м классе (схема 1).

При составлении индивидуальной стратегии обучения мы исходили из развивающего аспекта, так как сущность его заключается в том, что он направлен на развитие в индивидуальности ученика таких его свойств, которые играют наиболее важную роль в процессах познания, воспитания и учения.

Работа по индивидуальным стратегиям обучения в системе организует школьников, развивает их самостоятельность, и в дальнейшем (в старших классах) они сами могут планировать свою деятельность, определяют цель и т.п. и самостоятельно составляют индивидуальный план работы (табл. 3). А преподаватель лишь координирует, помогает правильно определить методы работы и т.п. Переход учащихся от работы по индивидуальным стратегиям обучения к работе по индивидуальным планам говорит о положительной динамике развития индивидуально-личностной сферы школьников и формировании у них способностей к самостоятельному труду, волевым усилиям и целеустремленной работе, направлений к достижению цели. Конечно, работа по индивидуальным стратегиям обучения не охватывает всех способных школьников. Альтернативой этому являются модифицированные программы, в которые включен дополнительный учебный материал, а учащимся предоставляется выбор. Учащиеся могут изучать материал по их интересам и в соответствии с их индивидуальным темпом обучения. Индивидуальные планы охватывают большее количество способных учащихся. Они могут составляться на неделю, месяц, четверть, полугодие, год. Такие планы школьники могут составлять самостоятельно и использовать их по другим предметам.

Индивидуальный план помогает детям в развитии их способностей выстраивать самостоятельную деятельность по изучению языка, добывать новые знания, «переносить» их в незнакомые условия, осваивать и конструировать новые способы деятельности, ответственно относиться к выполнению запланированной деятельности, успешно заниматься самообразованием.

Об успешности работы по индивидуальным стратегиям обучения можно судить по:

- положительной динамике развития интеллектуальных и/ или лингвистических возможностей;

- положительным индивидуальным характеристикам эмоционально-волевой, индивидуально-личностной сферы (доминирование положительных эмоций, саморегуляции, способностей к целеустремленной работе для достижения цели, к волевым усилиям, к самостоятельному труду, мотивация к успеху и др.);

- положительным индивидуальным характеристикам в деятельностно-преобразующей сфере (развитие способностей осуществлять не только репродуктивные, но и продуктивные речевые действия; оригинальность мышления, гибкость, широта кругозора);

- положительной динамике состояния здоровья детей (соответствие нормам возрастного физического развития, работоспособность, стрессоустойчивость).

Ученики, работая по индивидуальным планам и индивидуальным стратегиям обучения, показали высокий результат.

Нами выявлены условия, которые должен соблюдать педагог, работая с детьми по индивидуальной стратегии обучения:

- исходить из уже проявленных ребенком способностей, терпеливо направлять процесс их развития, осуществлять его через деятельность детей (совместные прогулки, экскурсии, наблюдения, сопереживания);

- максимально использовать интерес ребенка, для достижения успехов мотивировать его, ориентируя на общественную значимость учения;

- готовить детей к управлению процессом своего образования (максимально дифференцировать обучение, формировать самостоятельность, ответственность, способность к самообразованию, учить планировать деятельность);

- выделить горизонтальные и вертикальные связи в содержании учебных дисциплин и помочь ученику увидеть и понять их;

- необходимо создать систему консультирования и тренингов. Эта форма эффективна для формирования необходимых учителю навыков самопознания, самоконтроля, а также потребности саморазвития;

- нужна профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая успешно активизировать и развивать детскую одарённость; не столько управлять процессом обучения и контролировать его, сколько предоставлять учащимся свободу учиться.

Высокий уровень интеллекта не принадлежит к феномену одарённости. Только в результате определённого процесса развития из интеллекта получается одарённость.

Литература

1. Ландау Э. Одарённость требует мужества: Психологическое сопровождение одарённого ребёнка / Пер. с нем. А.П.Голубева; Науч.ред. рус.текста Н.М.Назарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

2. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. М., 2000.

3. Савенков А.И. Одарённый ребёнок в массовой школе / М.: Сентябрь, 2001.

4. Строкова Т.А. Индивидуализация и дифференциация гимназического образования одаренных детей (Программа нового этапа ОЭР). - Тюмень, 2000.

5. R.Lang. Probleme von Hochbegabten. Tuebingen, 2004.

Таблица 1.

Индивидуальная обогащающая стратегия обучения по углубленному изучению немецкого языка на 1998-1999 уч. гг.

_учащейся 5 класса МОУ гимназии №49 г. Тюмени М.Ш._

Индивидуальные особенности Учебные умения Общие сведения (заполняет уч-ся)

Анатомо-физиологическая организация особенности нервной системы генетическая память Ч Г А П Зачем нужен иностранный язык. Почему учишь нем. язык? В чем затруднения ? Что удается? Увлечения Профес- сио-нальные намерения Любимые предметы

здорова Уверена в себе, спокойна, чувствует себя хорошо приспособленной,самостоятельна. Сдержана, имеется склонность все усложнять, настойчива, обязательна, решительна, не теряется при столкновении с неожиданными обстоятельствами. Полагается на себя, склонна действовать на основе логики. Высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов. Высокая способность к обучению. - кратковременная, долговременная (зрительная) - вербальный интеллект - очень высокий - невербальный - высокий 5 5 4 5 Чтобы общаться с людьми других национальностей, иметь возможность проявить себя везде, даже в стране изучаемого языка. Я - немка. Для меня немецкий язык - родной язык. Я считаю себя обязанной его учить. Кроме того, знать несколько языков -это важно. в основном нет все, если очень стараюсь перевод с немецкого языка на русский. филология немец-мец-кий язык; русский язык.

Цель индивидуального изучения 1. Достичь практического владения немецким языком на углубленном уровне через развитие лингвистических способностей.

Задачи 1. Развивать навыки и умения, обеспечивающие формирование коммуникативной компетенции. 2. Учить анализировать текст, обосновывать и отстаивать собственное мнение; работа над фонетикой. 1. Поддерживать высокий уровень мотивации.

Тема индивидуального изучения 1. Генеалогическое дерево моей семьи. Что означает моя фамилия (Шрайнер)? 2. Традиции Германии (Рождество, пасха, первый учебный день).

Ожидаемые результаты Расширение лексического запаса, грамматических структур. Участие в городской олимпиаде «Юниор», месячнике иностранного языка, в НОУ; перевод стихотворений, публикация в газете «Для тебя».

Срок выполнения программы 1998-1999 уч. г.

Заключение о выполнении индивидуально программы У М. наблюдается высокий интерес к изучению немецкого языка. Все проверочные, контрольные работы и тесты сданы на «отлично». Ученица хорошо владеет лексикой по заданной теме, правильно использует сложные грамматические структуры предложений, умеет пользоваться словарями, справочниками. Ученица участвовала в театрализованном представлении к праздникам Рождество и Пасха в гимназии и городском конкурсе; в городской олимпиаде «Юниор» -I место; месячнике иностранного языка, в НОУ; перевод стихотворений опубликован в газете «Для тебя» (награждена призами).

Таблица 2.

Технологическая карта учащейся 5 кл. М. Ш.МОУ гимназии № 49 г. Тюмени

Количество часов - 16

График индивидуальных занятий и консультаций - еженедельно по пятницам с 1300 до 1400 . Контроль - IV неделя каждого месяца._

СОДЕРЖАНИЕ Дополнительный источник информации Работа с родителями Срок прохождения Форма контроля Оценка (1-3) Само оценка Комментарий

Работа с учителем (в классе) Самостоятельная работа

Ч Г А П

I полугодие

С. 12 §1 К.1 Заполнение анкеты; составление распорядка дня. Учить дополнительную лексику по темам «Семья», «Мой рабочий день». 1.Аудиокурс (видеокурс) по фонетике «Бим Сала-Бим». 2. Традиции Германии 3. Немецкая грамматика с упражнениями Х.Шульц, В. Зун-дермайер. 4. Сб. упражнений по немецкой грамматике Н.Б. Соколова, И.Д.Молчанова. 5. Немецко-русский / русско-немецкий словарь 1. Посещение центра немецкой культуры. 2. Приобретение большого немецко-русского /русско-немецкого словаря. 3. Консультации. 4. Помощь в составлении генеалогического дерева. 4.09. консультация

§2 §1 11.09. консультация

§1 18.09. консультация

С.21 26.09. тест 3 3

§3 §2 Сведения о семье Составление генеалогического дерева 2.10. консультация

§2 9.10. консультация

§2 16.10. консультация

23.10. Фонет. зачет 2 2

§1 §3 Поздравительные открытки. 1. Знакомство с традициями Германии. (Рождество). 2.Изучение лексики. 30.10. консультация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§2 §3 13.11. консультация

20.11. проверочная работа 3 3

С.32 27.11. контр. работа 3 3

§3 §4 Письмо другу. Подготовка к конкурсу театрализованных представлений. 4.12. консультация

§4 11.12. консультация

18.12. конкурс I место

25.12. зачет 3 3

Таблица 3.

Индивидуальный план работы по немецкому языку на 2004-2005 уч. гг. ученицы 11 «А» класса МОУ гимназии № 49 г.Тюмени М. Л.

Цель: Формирование способностей в исследовательской деятельности на немецком языке.

Задания по выбору Источник Вид деятельности Срок прохождения Самооценка Контроль оценка

(вид контроля)

1-е полу г о д и е 2 0 0 4 г.

1. Подготовка к олимпиаде по не- Шульц «Немецкая грам- Повторение правил;

мецкому языку. матика с упражнения ми»; Выполнение лексико-

Грамматика: Пособие для подготовки к грамматических уп-

- Глагол тестированию Е.И. Дмит- ражнений 25.09.- 3.10. 04.

- Временные формы глагола риева Диалог-расспрос 4 - 7. 10. 4 тест 4

- Управление глаголов «Репетитор по немецкому (умение задавать во- 8 - 14.10.

- Склонение существительных языку»; просы и отвечать на 15 - 21.10.

- Склонение прилагательных И. Л. Бим "Сборник уп- них по теме, решая 22 - 27.10.

Письмо. ражнений" коммуникативные за- 28 - 4.11. 5 тест 5

Работа с текстом. дачи) 5 - 8.11.

Устные разговорные темы. Чтение, ответы на во- 8 - 15.11 5 Собеседование 5

Диалоги. просы; 16 - 20.11.

Написание письма. 10.12. 5 Зачет 5

Творческие задания

1. Доклад на тему "Стресс среди моло- l.Stress lass nach! So wer- Подбор материала по Сентябрь

дежи и пути выхода из стрессовых си- den Sie gelassener // Psy- теме;

туаций ". chologie Heute; Написание теорети- Октябрь 4 Проверка 4

2.Психическое здоровье // ческой части доклада.

Серия учебной литерату- Составление анкет и

ры: Образование медсе- проведение экспери- Сентябрь - ноябрь 4 Обсуждение 4

стёр; мента.

3. Сестринские инновации Написание заключи-

в России // Сестра мило- тельной части рабо- Декабрь 5 Проверка 5

сердия; ты.

4.Дорнен Джим, Максвелл Оформление иссле-

Джон Стратегии успеха; довательской работы. Январь Собеседование 5

5. Литвак М.Е. Психоло- Защита доклада на

гия управления: Командо- конференции

вать или подчиняться. март 5 Защита доклада 5

Схема 1.

Карта личных достижений и развития ученицы 11 класса МОУ гимназии № 49 г.Тюмени М. Ш.

5

кл.

6

кл.

7

кл.

8

кл.

9

кл.

10

кл.

11

кл.

1998-1999 1999-2000 2000-2001 2001-2002 2002-2003 2003-2004 2004-2005

Д о

I. Призер школьных конкурсных мероприятий и олимпиад

II. Защита творческих проектов, рефератов в гимназии - I место, участие в городской олимпиаде - I место

III. В городской олимпиаде - I место, областном конкурсе «Дни немецкой культуры» - сочинение; в городской олимпиаде - I место, в областной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» -I место, в городском фонетическом конкурсе - I место; конкурс перевода стихотворений - I место; сдача ЕГЭ на 96 баллов («отлично»), поступление в ТюмГУ на Юрфак. на бюджетное место и заочно на факультет перевода (дополнительное образование).

Сферы психики в процессе их взаимодействия с миром

Познавательная сфера

Эмоционально-оценочная сфера

Деятельностно-преобразующая сфера

Способности перцептивного уровня:

- к распределению внимания

- к переключению внимания

- к предметности восприятия

- к осмысленности восприятия

- к оригинальности мышления

- к гибкости мышления Способности моделирующего уровня:

- к догадке на основе словообразования. контекста, чувства языка, к сравнению, сопоставлению

- к абстрагированию и обобщению

- к логическому изложению содержания высказывания

- к формированию выводов из прочитанного и др.__

Способности:

- к выражению различных чувств - радости, обиды. гордости;

- к целеустремленной работе

- к волевым усилиям

- к самостоятельному труду

- к оценке и др.

Способности осуществлять репродуктивные речевые действия:

- к подстановке ЛЕ в РО

- к дискурсивному осознанию правил - инструкций, схем, памяток.

Способности осуществлять продуктивные речевые действия:

- к трансформации РЕ, словосочетаний, фраз

- к конструированию РЕ

- к выбору (подбору выражений, адекватных ситуации

- к вербализации (словесному выражению)

- к импровизации и др.

Культура, которую присваивает индивид. будучи субъектом образовательного процесса

н и

я

картина мира («знать»)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.