Научная статья на тему 'Опыт, проблемы разработки среднесрочных программ развития регионов, итоги их реализации (на примере Приволжского федерального округа)'

Опыт, проблемы разработки среднесрочных программ развития регионов, итоги их реализации (на примере Приволжского федерального округа) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
499
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия развития / индустриализация / модернизация / социально-экономическая привлекательность / социокультурные / эколого-экономические факторы / методический инструментарий / регионы. / strategy of development / industrialization / modernization / socio-economic attractiveness / socio-cultural / ecological and economic factors / methodological tools / regions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрина Владлена Сергеевна

Анализируются основные задачи оценки разработки среднесрочных программ развития регионов, т. е. их социально-эко-номическая привлекательность. Раскрываются ключевые тенденции, обусловливающие динамику развития регионов и стратеги-ческие разработки, которые включают в себя меры по сохранению и поддержанию развития экономики регионов в положительномнаправлении. Для эффективного управления региональным развитием за основу принимается анализ и прогнозирование социаль-но-экономического развития. Создание разработки стратегий роста эффективности реализации социально-экономического потен-циала регионов базируется на прогностических моделях, которые раскрывают характер и потенциальную динамику главных макро-экономических показателей на средне- и долгосрочную перспективу. Основные механизмы реализации Стратегии определены в фе-деральных целевых программах, региональных и муниципальных программах, а также программах крупных компаний, направлен-ных на комплексное развитие территории Приволжского федерального округа. Определение количественно измеряемых индика-тивных показателей социально-экономической привлекательности региона является основной целью решения поставленных задач.Отличительная черта в динамике роста индекса социально-экономической привлекательности определяется эффектом большойбазы, которая сосредоточена в социально-экономических отношениях, относящихся к наиболее развитым регионам Поволжскогофедерального округа. При рассмотрении среднесрочной перспективы развития региона будут подвергнуты изменениям занимае-мые позиции в рейтинге социально-экономической привлекательности регионов Поволжского федерального округа. В результатереализации мероприятий Стратегии к концу 2020 г. Приволжский федеральный округ займет одно из лидирующих мест по величи-не валового регионального продукта среди федеральных округов страны. В статье обобщаются результаты исследований социо-культурных и эколого-экономических факторов новой индустриализации как основной способ развития первичной, индустриальнойстадии и перехода к началу вторичной, информационной стадии модернизации большинства регионов (субъектов РФ) России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Юрина Владлена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF MEDIUM-TERM PROGRAMS OF DEVELOPMENT OF REGIONS AND FIRST RESULTS OF THEIR REALIZATION (ON THE EXAMPLE OF THE VOLGA FEDERAL DISTRICT)

This article analyzes the main objectives of the evaluation the development of medium-term programs of development (industrialization) regions, that is, their modernization, socio-economic attractiveness. It reveals the key trends determining the dynamics of development of regions, their modernization and strategic development, which include measures to conserve and sustain the development of regional economy in a positive direction. Effective management of regional development is based on the analysis and forecasting of socio-economic development. The development of growth strategies, the effectiveness of the implementation of socio-economic potential of regions, their modernization is based on predictive models that reveal the nature and potential dynamics of the main macroeconomic indicators for the medium and long term. The basic mechanisms of implementation of the Strategy are defined in the Federal programs, regional and municipal programs as well as programs of large companies aimed at integrated industrial development of the territory of the Volga Federal district. The definition of quantifiable indicative of socio-economic attractiveness of the region is the main purpose of the task. A distinctive feature in the dynamics of growth of the index of socio-economic attractiveness (EPAS) is determined by the effect of the large base, which is concentrated in the socio-economic relationships relating to the most developed regions of the Volga Federal district. When considering the medium-term development prospects of the region there will be changed the position in the ranking of socio-economic attractiveness of the regions of the Volga Federal district. As a result of the implementation of Strategy by the end of 2020 Volga Federal district will take one of the leading places on the value of the gross regional product among Federal districts of the country. In the end, the article summarizes the results of studies of the socio-cultural and environmental-economic factors of the new industrialization as the main way of development of primary, industrial stage and transition to the beginning of secondary information stage of modernization of the majority of regions in Russia.

Текст научной работы на тему «Опыт, проблемы разработки среднесрочных программ развития регионов, итоги их реализации (на примере Приволжского федерального округа)»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 3. С. 395-401.

УДК 33 (332.14:338)

ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ СРЕДНЕСРОЧНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ, ИТОГИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)1

EXPERIENCE AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF MEDIUM-TERM PROGRAMS OF DEVELOPMENT OF REGIONS AND FIRST RESULTS OF THEIR REALIZATION (ON THE EXAMPLE OF THE VOLGA FEDERAL DISTRICT)

В.С. Юрина V.S. Yurina

Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти Volga region State University of service, Toliatti

Статья поступила в редакцию 9 июля 2015 г.

Анализируются основные задачи оценки разработки среднесрочных программ развития регионов, т. е. их социально-экономическая привлекательность. Раскрываются ключевые тенденции, обусловливающие динамику развития регионов и стратегические разработки, которые включают в себя меры по сохранению и поддержанию развития экономики регионов в положительном направлении. Для эффективного управления региональным развитием за основу принимается анализ и прогнозирование социально-экономического развития. Создание разработки стратегий роста эффективности реализации социально-экономического потенциала регионов базируется на прогностических моделях, которые раскрывают характер и потенциальную динамику главных макроэкономических показателей на средне- и долгосрочную перспективу. Основные механизмы реализации Стратегии определены в федеральных целевых программах, региональных и муниципальных программах, а также программах крупных компаний, направленных на комплексное развитие территории Приволжского федерального округа. Определение количественно измеряемых индикативных показателей социально-экономической привлекательности региона является основной целью решения поставленных задач. Отличительная черта в динамике роста индекса социально-экономической привлекательности определяется эффектом большой базы, которая сосредоточена в социально-экономических отношениях, относящихся к наиболее развитым регионам Поволжского федерального округа. При рассмотрении среднесрочной перспективы развития региона будут подвергнуты изменениям занимаемые позиции в рейтинге социально-экономической привлекательности регионов Поволжского федерального округа. В результате реализации мероприятий Стратегии к концу 2020 г. Приволжский федеральный округ займет одно из лидирующих мест по величине валового регионального продукта среди федеральных округов страны. В статье обобщаются результаты исследований социокультурных и эколого-экономических факторов новой индустриализации как основной способ развития первичной, индустриальной стадии и перехода к началу вторичной, информационной стадии модернизации большинства регионов (субъектов РФ) России.

This article analyzes the main objectives of the evaluation the development of medium-term programs of development (industrialization) regions, that is, their modernization, socio-economic attractiveness. It reveals the key trends determining the dynamics of development of regions, their modernization and strategic development, which include measures to conserve and sustain the development of regional economy in a positive direction. Effective management of regional development is based on the analysis and forecasting of socio-economic development. The development of growth strategies, the effectiveness of the implementation of socio-economic potential of regions, their modernization is based on predictive models that reveal the nature and potential dynamics of the main macroeconomic indicators for the medium and long term. The basic mechanisms of implementation of the Strategy are defined in the Federal programs, regional and municipal programs as well as programs of large companies aimed at integrated industrial development of the territory of the Volga Federal district. The definition of quantifiable indicative of socio-economic attractiveness of the region is the main purpose of the task. A distinctive feature in the dynamics of growth of the index of socio-economic attractiveness (EPAS) is determined by the effect of the large base, which is concentrated in the socio-economic relationships relating to the most developed regions of the Volga Federal district. When considering the medium-term development prospects of the region there will be changed the position in the ranking of socio-economic attractiveness of the regions of the Volga Federal district. As a result of the implementation of Strategy by the end of 2020 Volga Federal district will take one of the leading places on the value of the gross regional product among Federal districts of the country. In the end, the article summarizes the results of studies of the socio-cultural and environmental-economic factors of the new industrialization as the main way of development of primary, industrial stage and transition to the beginning of secondary information stage of modernization of the majority of regions in Russia..

Ключевые слова: стратегия развития, индустриализация, модернизация, социально-экономическая привлекательность, социокультурные, эколого-экономические факторы, методический инструментарий, регионы.

Key words: strategy of development, industrialization, modernization, socio-economic attractiveness, socio-cultural, ecological and economic factors, methodological tools, regions.

1 Автор благодарен Российскому фонду фундаментальных исследований «Поволжье. Региональный конкурс» (грант № 14-06-97019); Российскому гуманитарному научному фонду «Волжские земли в истории и культуре России» (грант № 15-12-63006) за финансовую поддержку данной работы.

© В.С. Юрина, 2015

396

В. С. Юрина

Введение. Для эффективного управления региональным развитием за основу принят анализ и прогнозирование социально-экономического развития. Цели социально-экономического развития регионов определены на основе прогнозов, также уточняются приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса и программные мероприятия.

Создание разработки стратегий роста эффективности реализации социально-экономического потенциала регионов базируется на прогностических моделях, которые раскрывают характер и потенциальную динамику главных макроэкономических показателей на средне- и долгосрочную перспективу.

Проблемы разработки среднесрочных программ:

- увеличение мировой конкуренции, которая охватывает как традиционные рынки технологий, товаров, рабочей силы и капиталов, так и системы национального управления, т. е. содействие инновациям и формирования человеческого потенциала;

- технологические изменения ожидают новую волну, которая увеличивает роль инноваций в социально-экономическом развитии, но при этом уменьшает воздействие многих традиционных факторов роста;

- основным фактором экономического развития является увеличение роли человеческого капитала;

- экспортно-сырьевая модель экономического развития имеет исчерпывающий потенциал, который базируется на ускоренном наращивании сырьевого и топливного экспорта;

- заметен уровень социального неравенства, значительная доля населения, которая находится в состоянии бедности;

- значительные риски существования предпринимательской деятельности;

- на рынке товаров и услуг низкий уровень конкуренции, отсюда предприятиям нет стимулов к увеличению производительности труда;

- национальная инновационная система находится на низком уровне развития, координации бизнеса, науки и образования.

Для того чтобы определить социальноэкономическую привлекательность региона, создается определенная система показателей. Система показателей в общем виде представляет собой совокупность единичных и комплексных параметров, которые характеризуют уровень социально-экономической привлекательности.

Социально-экономическая привлекательность отдельного региона включают в

себя измеримые (объективные) и неизмеримые (субъективные) данные [1].

Обзор литературы: для написания данной статьи рассматривалась «Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 г.», которая утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 165-р, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ, научные труды других авторов.

Гипотезы и методы исследования. Для определения значений показателей в основном применяются статистический, расчетный и инструментальный методы. Экспертный и социологический методы применяются для качественных описаний неизмеримых показателей социально-экономической привлекательности региона.

Методологические подходы к обоснованию интегрального показателя социальноэкономической привлекательности региона -теоретически обоснованные показатели, которые включаются в его состав. Раскрыты факторы, влияющие на индекс социальноэкономической привлекательности региона. Это нашло разрозненное парирование в экономико-математической модели.

Определение количественно измеряемых индикативных показателей социальноэкономической привлекательности региона является основной целью решения поставленных задач. Выделяют 12 блоков факторов, которые представляют интенсивное влияние на уровни экономики региона (уровень развития транспортной инфраструктуры, демографический потенциал регионов, степень развития трудовых ресурсов, развитие информационно-коммуникационных технологий, сельскохозяйственный потенциал, промышленный потенциал, степень развития энергетического комплекса, уровень развития рыночной инфраструктуры, инвестиционная привлекательность, научно-образовательный потенциал, криминогенный фактор, степень экологического благополучия). Данная группа индикаторов находят отражение в интегральных показателях [2].

Результаты исследования. Индикативные значения показаны при количественной оценке уровня социально-экономической привлекательности регионов Приволжского федерального округа (ПФО) по каждому блоку факторов. Была найдена доступная статистическая база, по которой осуществлялся выбор критериев для построения интегрально-

Опыт, проблемы разработки среднесрочных программ развития регионов...

397

го показателя (индекса) социально-экономической привлекательности регионов. Таким образом, совокупность показателей не включает экспертных показателей и показателей, которые основаны на результатах опросов экономических хозяйствующих субъектов.

Методический инструментарий анализа факторов социально-экономической привлекательности базируется на оценке показателей уровня интегральных значений. Разрабатываются различные сценарии регионального развития при условии учета программирования динамики того или иного фактора. Рассмотрим такой фактор, как инерционность, который показывает конкурентоспособность регионов Поволжского ФО. Инерционность состоит из: уровня развития транспортной инфраструктуры; демографического потенциала регионов; степени развития трудовых ресурсов; развития информационнокоммуникационных технологий; сельскохозяйственного потенциала; промышленного потенциала; степени развития энергетического комплекса; уровня развития рыночной инфраструктуры; инвестиционной привлекательности; научно-образовательного потенциала; криминогенного фактора; степени экологического благополучия.

Отличительная черта в динамике роста индекса социально-экономической привлекательности (СЭП) определенна эффектом так называемой большой базы, которая сосредоточена в социально-экономических отношениях наиболее развитых регионах Поволжского ФО. В связи с этим совершенно нелогичным является наличие у регионов низких показателей динамики роста. Но при этом менее развитые в социально-экономическом плане регионы должны были бы продемонстрировать на фоне малых базовых значений главных факторов производства более значительные темпы развития. Вышеизложенная гипотеза проявляет себя в действии исключительно для регионов-лидеров.

При рассмотрении регионов-лидеров социально-экономическая привлекательность достигается при различных направлениях. Данный фактор свидетельствует о том, что в долгосрочной перспективе регионы-лидеры могут проконтролировать свои позиции в рейтинге социально-экономической привлекательности.

Абсолютно по всем регионам Поволжского ФО социально-экономическая привлекательность принимает положительный тренд, и это на перспективу до 2020 г. Но все равно

значения рейтингов подвергаются изменениям. К примеру, данные изменения характерны для регионов с более низкими значениями индекса социально-экономической привлекательности. А регионы-лидеры в оцениваемом прогнозируемом периоде демонстрируют более низкий уровень динамики роста индекса СЭП относительно регионов-аутсайдеров. Можно увидеть что, наиболее высокий уровень динамики роста индекса СЭП прогнозируется у Пензенской области (5,44 %) и Республики Мордовия (5,48 %). В то же время динамика социально-экономического развития в Самарской области оценивается на уровне в 2,99 %, а в Саратовской и вовсе 2,4 % [3; 4].

По всей видимости, такие различия в динамике роста индекса СЭП обусловлены эффектом высокой базы в наиболее развитых в социально-экономическом отношении регионах ПФО. В связи с этим абсолютно логичным представляется наличие у данных регионов более низких значений динамики роста. И наоборот, менее развитые в социально-экономическом плане регионы должны демонстрировать на фоне низких базовых значений основных факторов производства более высокие темпы развития. Однако данная гипотеза находит свое подтверждение только для регионов-лидеров.

Регионы-аутсайдеры могут показывать разнонаправленную динамику роста индекса СЭП. Ранее названы регионы (Пензенская область, Республика Мордовия), у которых виден высокий уровень динамики роста индекса СЭП. Остальные регионы, которые далее следуют в рейтинговой таблице, демонстрируют достаточно низкие значения роста. Из-за этого обстоятельства будет в значимой степени ограничиваться конкурентоспособность регионов (Ульяновская область, Удмуртская Республика, Кировская область и Республика Марий Эл) в долгосрочной перспективе.

Экономическая система страны должна постоянно совершенствоваться. Отсюда следует, что основная задача состоит в модернизации экономических процессов. Для решения данной задачи основой является раскрытие более устойчивых характеристик, которые отражают изменение показателей социально-экономического развития.

Россия имеет возможности в ближайшее десятилетие трансформировать зрелость первичной модернизации в подготовку и начало вторичной. Но для такой трансформации

398

В. С. Юрина

требуется научно обоснованная стратегия, дифференцированная по федеральным округам и регионам, поддерживаемая их населением и целеустремленно осуществляемая органами управления. При ее разработке и осуществлении немалое значение имеют социокультурные особенности регионов.

Модернизация в России еще не завершена. Наблюдается стремление к формированию общества знаний (информационного общества), что предполагает развитие сферы услуг, инноваций, всеобщую информатизацию, равновесие между урбанизированной и аграрной сферами, доступность общего высшего образования. В условиях незавершенности модернизации в обществе необходимо принимать меры, направленные на развитие человеческого потенциала [1; 3].

При рассмотрении социальной политики Поволжского ФО видно, что основной его целью является развитие человеческого потенциала. Этот фактор имеет две стороны:

• предполагает улучшение условий жизни населения округа и качества социальной среды, создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека;

• увеличение конкурентоспособности человеческого капитала и формирование обеспечивающих его социальных секторов экономики.

На территории Поволжского ФО организована социальная инфраструктура, которая обеспечивает условия жизни населения, находящаяся на уровне наиболее развитых российских регионов. Основные направления модернизации затронули области образования, здравоохранения, культуры, а также обеспечение доступным жильем населения. При этом должно получаться качественное медицинское обслуживание и возможность получения образования. Не менее важно, что население должно быть обеспечено конкурентоспособными рабочими местами.

Реализация комплекса мер в сфере демографической политики имела последовательный характер, что привело к положительному влиянию на динамику демографических процессов. Совершенствование технологической базы отрасли, развития медицинской науки и образования, улучшение кадрового состава привело и будет приводить к улучшению показателей здоровья населения и деятельности организаций системы здравоохранения.

Модернизация системы образования необходима для формирования инновационной

экономики, которая является базой интенсивного экономического роста и социального развития общества, а также фактором безопасности страны и благополучия граждан. Основным проектом Поволжского ФО будет являться развитие федеральных государственных автономных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Рассмотрим осуществление такой стратегической цели, как улучшение качества жизни населения, которое послужит формированию конкурентоспособной экономики и внесет значительный вклад в развитие науки. Сейчас имеются классические университеты с глубокими историческими традициями, которые дополняются массой профильных отраслевых университетов и научно-исследовательских институтов. Одним из главных конкурентных преимуществ округа является высокая плотность университетских и научно-исследовательских учреждений.

Еще одна цель государственной политики - это развитие культуры населения, личности, увеличение культурных услуг для социально незащищенных слоев населения на базе сохранения культурного наследия и развития культурного многообразия, повышения вовлеченности жителей Поволжского ФО в культурную жизнь.

Создание программ по развитию культурной жизни и получению образования в основном направленно на молодежь. В настоящее время в субъектах Поволжского ФО живет 8,1 млн молодых людей, что составляет существенную часть (более 27 %) от общего числа населения.

Основные проблемы молодежи это безработица, распространение алкоголизма и наркомании, отсутствие доступного жилья, ухудшение здоровья детей и подростков, а также высокий уровень преступности среди молодежи.

Для решения вышеназванных проблем среди молодежи создана Стратегия социально-экономического развития Поволжского ФО до 2020 г. [5]. В ней описано, как обеспечить разнообразные возможности для самовыражения молодых людей всех категорий, повышения социальной активности, предупреждения девиантного и деструктивного поведения. Еще один результат реализации Стратегии - это возвращение в общество и к созидательному труду молодых людей, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Активная жизненная позиция, кото-

Опыт, проблемы разработки среднесрочных программ развития регионов...

399

рая будет подкрепляться действиями и достижениями, станет привлекательной в молодежной среде [5].

Чтобы Стратегия успешно реализовывалась нужно системное, комплексное и синхронное сотрудничество государства, бизнеса и общества, которое будет основано на принципах государственно-частного партнерства в осуществления основных инвестиционных проектов.

Достижению целей и приоритетов Стратегии будет содействовать реализация проектов, так называемых зон опережающего развития, таких как городские агломерации, территориально-производственные и туристскорекреационные комплексы и будет происходить обеспечение их транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры.

Ключевые механизмы реализации Стратегии находятся в федеральных целевых программах, региональных и муниципальных программах, а также в программах крупных компаний, которые направлены на комплексное развитие территории Поволжского ФО.

В финансировании мероприятий принимают участие федеральные органы исполнительной власти, что происходит в пределах средств федерального бюджета, которые предусмотрены в последующем финансовом году.

Основной составляющей механизма реализации Стратегии является реализация крупнейших инвестиционных проектов, в том числе с использованием средств Инвестиционного фонда РФ.

Отраженные в Стратегии инвестиционные проекты и мероприятия не являются источником возникновения дополнительных расходов федерального бюджета. Они должны быть ориентиром для реализуемых на территории Поволжского ФО государственных программ, инвестиционных программ субъектов естественных монополий федерального значения на среднесрочную и долгосрочную перспективу [5].

Один из инструментов финансирования развития транспортной инфраструктуры в области автомобильных дорог будут являться созданные в составе федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации федеральный и региональные целевые бюджетные дорожные фонды. Объемы финансирования и сроки осуществления инвестиционных проектов развития автомобильных дорог, необходимых для реализации Стратегии, будут определяться с учетом инвестиционных возможностей указанных фондов.

Действенными мерами реализации Стратегии будет создание зон с определенными условиями ведения хозяйственной деятельности, которая включает в себя особые экономические зоны и зоны территориального развития. Ещё будет происходить развитие бизнес-инкубаторов, технопарков и территориально-производственных комплексов.

Важнейшим механизмом реализации Стратегии является план мероприятий [6].

Для повышения эффективности выполнения Стратегии и достижения поставленных целей создается система мониторинга реализации и хода выполнения ключевых мероприятий [7].

В группе регионов-лидеров также наблюдаются разнонаправленные тенденции развития социально-экономической привлекательности. Несмотря на схожую динамику роста индекса СЭП, все же наиболее низкие значения у таких регионов Поволжского ФО, как Самарская и Саратовская области. Это может свидетельствовать о том, что в долгосрочной перспективе данные регионы могут ослабить свои позиции в рейтинге социально-экономической привлекательности.

Ожидается, что в 2015 г. за счет более быстрой динамики развития индекса СЭП дифференциация между двумя рассматриваемыми группами регионов Поволжского ФО будет смягчаться. Конечно же, регионы-аутсайдеры не смогут добиться смыслов и значений, характеризующих социально-экономическую привлекательность, свойственную регионам-лидерам. Однако тенденция сведения регионов по анализируемому интегральному индексу СЭП имеет место быть в случае инерционности вырабатывания и развития социальных и экономических процессов, протекающих в Приволжском федеральном округе [8].

Заключение. Итак, при рассмотрении среднесрочной перспективы развития региона будут подвергнуты изменениям позиции в рейтинге социально-экономической привлекательности регионов Поволжского ФО. Уже в 2015 г. Республика Татарстан уверено закрепилась на лидирующей позиции (индекс СЭП составил 846,2 балла из 1200 возможных). Разница с ближайшим «преследователем» - Самарской областью - составил 140 баллов. Прогнозируется что остальная пятерка лидеров не изменится.

Естественно что во второй группе регионов (регионы-аутсайдеры) будут происходить изменения. Прогнозируется, что Чу-

400

В. С. Юрина

вашская республика и Пензенская область смогут вплотную приблизиться по уровню индекса СЭП к группе регионов-лидеров. Кроме того, в регионах второй группы, а также в Республике Мордовия, ожидается повышение социально-экономической привлекательности. В трех регионах Поволжского ФО: Оренбургской, Ульяновской областях и Удмуртской Республике рейтинг, социально-экономической привлекательности снизится. И это несмотря на то, что безотносительные значения индекса СЭП в анализируемых регионах увеличатся. Однако динамика такого роста будет показывать значения темпов более низкие, чем в целом по другим регионам Приволжского федерального округа [7].

Условием успешной реализации Стратегии является комплексное, системное и синхронное взаимодействие государства, бизнеса и общества на принципах государственно-частного партнерства в осуществлении главных инвестиционных проектов.

Достижению целей и приоритетов Стратегии будет содействовать прежде всего исполнение проектов зон опережающего развития - туристско-рекреационных и территориально-производственных комплексов, городских агломераций и обеспечение их энергетической, социальной, транспортной инфраструктуры.

Основные механизмы реализации Стратегии определены в федеральных целевых программах, региональных и муниципальных программах, а также программах крупных компаний, направленных на комплексное развитие территории Приволжского федерального округа [6].

Федеральные органы исполнительной власти принимают участие в финансировании стратегических программ в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных им в очередном финансовом году.

Главной составляющей механизма реализации Стратегии также является реализация крупнейших инвестиционных проектов, в том числе с употреблением средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Отраженные в Стратегии инвестиционные мероприятия и проекты должны быть ориентиром для реализуемых на территории Приволжского федерального округа государственных программ, инвестиционных программ субъектов естественных монополий федерального значения на среднесрочную и долгосрочную перспективу. И самое главное, нужно иметь в виду, что инвестиционные ме-

роприятия и проекты не являются источником возникновения дополнительных расходных обязательств федерального бюджета.

Одним из инструментов финансирования формирования транспортной инфраструктуры в части автомобильных дорог будут являться созданные в составе федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации федеральные и региональные целевые бюджетные дорожные фонды. Объемы финансирования и сроки осуществления инвестиционных проектов развития автомобильных дорог, необходимых для реализации Стратегии, будут определяться с учетом инвестиционных возможностей упомянутых фондов.

Эффективными мерами реализации Стратегии станет создание зон с особыми условиями ведения хозяйственной деятельности, включая особые экономические зоны, зоны территориального развития, а также развитие технопарков, бизнес-инкубаторов, территориально-производственных комплексов.

Основным механизмом реализации Стратегии является план мероприятий по ее реализации. Для достижения установленных целей и увеличения результативности выполнения Стратегии вырабатывается система мониторинга ее реализации и хода выполнения главных мероприятий. В результате реализации мероприятий Стратегии к концу 2020 г. Приволжский федеральный округ займет одно из лидирующих мест по величине валового регионального продукта среди федеральных округов страны. Это будет округ с наиболее развитой по международным стандартам индустрией, диверсифицированным высокопроизводительным сельским хозяйством, одной из передовых цивилизованных научно-технических конгломераций, уровень внедрения инновационных технологий в которой достигнет 30-40 % [6].

Существенно сократится разрыв с ведущими странами мира по уровню благосостояния. К 2020 г. среднее по округу значение индекса развития человеческого потенциала -показателя, объединяющего продолжительность жизни, образовательный уровень и валовый внутренний продукт на душу населения, достигнет 0,86-0,88.

В итоге исполнения Стратегии темпы роста доходов населения Приволжского федерального округа завоюют лидирующее положение по Российской Федерации в целом [5].

Таким образом, обобщение результатов исследований социокультурных и эколого-

Опыт, проблемы разработки среднесрочных программ развития регионов...

401

экономических факторов новой индустриализации - основной способ развития первичной, индустриальной стадии и перехода к началу вторичной, информационной стадии модернизации большинства регионов (субъектов) России [9; 10]. 1 2 3 4 5

1. Лапин Н. И. Социокультурные факторы российской стагнации и модернизации // Социологические исследования. - 2011. -№ 9. - С. 3-18.

2. Социально-экономическое развитие и технологическая модернизации России - тенденции и перспективы развития / В. Г. До-ронкин, Г. Э. Кудинова, В. С. Юрина и др. // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2013. - № 4. - С. 17-19.

3. Тарасова Т. А. Оценка процессов модернизации Самарской области // Самарский государственный университет. 2013. - URL : http://www.sotialphenomena.org/artide/оценка-процессов-модернизации-самар/ (дата обращения: 25.11.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014 : стат. сб. - М. : Росстат, 2014. - 900 с.

5. Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 г. : Распоряжение Пра-

вительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 165-р. - URL : http://www. garant.ru/product/ipo/prime/doc/6648235/ (дата обращения: 04.10.2015).

6. Механизмы реализации Стратегии -Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 165-р Стратегия социально-экономического развития. - URL : http:// www.pochit.ru (дата обращения: 25.11.2014).

7. Юрина В. С., Кудинова Г. Э. Анализ проблем устойчивого инновационного развития экономики регионов // Наука - промышленности и сервису. - 2013. - № 8-1. -С. 46-51.

8. Сценарии устойчивого развития / Г. Э. Кудинова, А. Г. Розенберг, В. С. Юрина и др. // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - Т. 8. - № 4. -С. 74-83.

9. Электронный экономический вестник Республики Татарстан. Академия наук Республики Татарстан, Центр перспективных экономических исследований. - 2013. - I кв. (4/5). - URL : http://www.kpfu.ru (дата обращения: 25.11.2014).

10. Стратегия социально-экономического развития Чайковского муниципального района на период до 2027 г. - URL : http:// www.Pandia.ru (дата обращения: 25.11.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.