Научная статья на тему 'Опыт, проблемы и особенности борьбы с наркопреступностью регионального социально-экономического содружества стран Латинской Америки - Андского сообщества наций'

Опыт, проблемы и особенности борьбы с наркопреступностью регионального социально-экономического содружества стран Латинской Америки - Андского сообщества наций Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
572
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Диалог
Ключевые слова
АНДСКОЕ СООБЩЕСТВО НАЦИЙ / НАРКОТРАФИК / НАРКОПРЕСТУПНОСТЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРКОБИЗНЕСА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НАРКОМАНИИ / ANDEAN COMMUNITY OF NATIONS / DRUG TRAFFICKING / DRUG CRIME / PREVENTION OF DRUG TRAFFICKING / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / CRIMINAL AND LEGAL COUNTERACTION TO DRUG ADDICTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кобец Петр Николаевич

В статье рассмотрены основные подходы государств членов Андского сообщества нацией в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Автором проанализированы проблемы противодействия наркобизнесу в государствах членах Андского сообщества нацией во взаимодействии с современными актуальными мировыми событиями. В том числе истоки наркобизнеса в странах Андского сообщества нацией и их практики противодействия наркопреступности. Рассматривая методы и средства противодействия наркопреступности в регионе, раскрыты ее новые формы, которые она принимает под воздействием мировых глобализационных процессов. В ходе исследования автор научной статьи пришел к выводу о том, что более активная борьба с незаконным оборотом наркотиков возможна не только благодаря усилению государственных правоохранительных функций в тех странах, в которых наиболее активно производят и экспортируют сырье и наркотики, но и в дополнительных усилиях со стороны стран, потребляющих наркотики, по сокращению спроса на них на своем внутреннем рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience, problems and features of the fight against drug crime of the regional socio-economic community of Latin America - Andean community of Nations

The article discusses the main approaches of the member States of the Andean community of Nations in the field of combating illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances. The author analyzes the problems of counteraction to drug trafficking in the member States of the Andean community by the nation in interaction with modern actual world events. Including the origins of drug trafficking in the countries of the Andean community by the nation and their practices in countering drug crime. Considering the methods and means of countering drug crime in the region, it reveals its new forms, which it takes under the influence of global globalization processes. In the course of the study, the author of the scientific article came to the conclusion that a more active fight against drug trafficking is possible not only due to the strengthening of state law enforcement functions in those countries in which raw materials and drugs are most actively produced and exported, but also in additional efforts on the part of countries consuming drugs to reduce demand for them in their domestic market.

Текст научной работы на тему «Опыт, проблемы и особенности борьбы с наркопреступностью регионального социально-экономического содружества стран Латинской Америки - Андского сообщества наций»

МаисИпо-ргакйсИеБЙу иИигпа!

Опыт, проблемы и особенности борьбы с наркопреступностью регионального социально-экономического содружества стран Латинской Америки — Андского сообщества наций

Кобец Петр Николаевич, главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института МВД России, доктор юридических наук, профессор

pkobets37@rambler.ru

Аннотация: В статье рассмотрены основные подходы государств — членов Андского сообщества нацией в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Автором проанализированы проблемы противодействия наркобизнесу в государствах — членах Андского сообщества нацией во взаимодействии с современными актуальными мировыми событиями. В том числе истоки наркобизнеса в странах Андского сообщества нацией и их практики противодействия наркопреступности. Рассматривая методы и средства противодействия наркопреступности в регионе, раскрыты ее новые формы, которые она принимает под воздействием мировых глобализационных процессов. В ходе исследования автор научной статьи пришел к выводу о том, что более активная борьба с незаконным оборотом наркотиков возможна не только благодаря усилению государственных правоохранительных функций в тех странах, в которых наиболее активно производят и экспортируют сырье и наркотики, но и в дополнительных усилиях со стороны стран, потребляющих наркотики, по сокращению спроса на них на своем внутреннем рынке. Ключевые слова: Андское сообщество наций, наркотрафик, наркопреступность, предупреждение наркобизнеса, правоохранительные органы, уголовно-правовое противодействие наркомании.

Experience, problems and features of the fight against drug crime of the regional socio-economic community of Latin America — Andean community of Nations

Kobets Petr Nikolayevich, chief researcher of Russian research institute of Ministry of internal affairs of Russia, doctor of sciences (law), professor

pkobets37@rambler.ru

Annotation: The article discusses the main approaches of the member States of the Andean community of Nations in the field of combating illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances. The author analyzes the problems of counteraction to drug trafficking in the member States of the Andean community by the nation in interaction with modern actual world events. Including the origins of drug trafficking in the countries of the Andean community by the nation and their practices in countering drug crime. Considering the methods and means of countering drug crime in the region, it reveals its new forms, which it takes under the influence of global globalization processes. In the course of the study, the author of the scientific article came to the conclusion that a more active fight against drug trafficking is possible not only due to the strengthening of state law enforcement functions in those countries in which raw materials and drugs are most actively produced and exported, but also in additional efforts on the part of countries consuming drugs to reduce demand for them in their domestic market. Keywords: Andean community of Nations, drug trafficking, drug crime, prevention of drug trafficking, law enforcement agencies, criminal and legal counteraction to drug addiction.

Научно-практический журнал

Об особенностях борьбы с наркопреступностью отечественными и зарубежными учеными подготовлено не мало научных работ. Так, например, исследованы законодательные основы ряда зарубежных стран, способствующие снижению спроса на наркотики и противодействию их незаконному обороту [1, с. 132-141]. Изучены основные направления борьбы с наркопреступностью в ряде государств европейского Союза [2, с. 126-131]. Проанализированы основы государственной политики многих стран в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков [3, с. 4-12]. Изучен опыт некоторых международных региональных организаций, как, например, Организации Американских Государств в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков [4, с. 25]. Однако при этом научных работ, специально посвященных особенностям борьбы с наркопреступностью регионального социально-экономического содружества стран Латинской Америки — Андского сообщества наций в отечественной и зарубежной литературе нет, несмотря на то, что среди государств Латинской Америки ведущими странами по производству и сбыту наркотиков как раз и являются государства Андского сообщества наций — Перу, Колумбия, Боливия и Эквадор.

Региональное социально-экономическое содружество указанных государств — Анд-ское сообщество наций было создано 26 мая 1969 г. по итогам подписанного Картахенско-го соглашения. Многие из аспектов борьбы с наркобизнесом и наркотрафиком, а также вопросы, связанные с обеспечением внутрен-

ней и внешней безопасности все больше в настоящее время становятся важными для народа государств Андского сообщества. Поэтому необходимо охарактеризовать наркопреступность в каждой из этих стран.

Для начала остановимся на особенностях борьбы с наркопреступностью в Колумбии. Рассматриваемое государство длительное время не без наличия веских на то причин считалось, пожалуй, самым криминальным субъектом из всех стран Латинской Америки. Сегодня Колумбия считается одним из лидеров производства и экспорта кокаина, заняв эту нишу еще в 60-70-х гг. прошлого столетия, из-за большого спроса на психоактивные вещества, наличия больших посевных площадей по выращиванию коки, невысокого уровня жизни крестьян ее культивирующих, сверхнизкой себестоимости производства кокаина.

Немалую роль в становлении имиджа Колумбии как державы, производящей и экспортирующей кокаин, сыграли лидеры наркокартелей, оставившие негативный исторический отпечаток, мешающий вплоть до наших дней полностью решить все проблемы незаконного оборота наркотиков в стране [5, с. 25].

Теневые экономические процессы долгие годы составляли немалую часть в структуре валового внутреннего продукта многих государств Латинской Америки, а в регионе Андского треугольника эти процессы достигали максимального значения, оказывая огромное значение на Колумбию ставшей в начале 80-хгг. прошлого столетия крупнымпроизводи-телем кокаина и коки в условиях начала нового

тысячелетия. Поэтому и сегодня обстановка в сфере наркобизнеса в стране, ставшего частью экономики, остается не простой [6, с. 28].

Регулярное уничтожение в Колумбии огромных плантаций, на которых выращивается кустарник коки, не решает проблемы, так как посевные площади автоматически увеличиваются на территориях соседних стран [7, с. 229]. В средствах массовой информации активно обсуждаются вопросы о связи наркопреступности и коррупции в стране. Вне сомнения она существует, как и в других государствах мира. В любом государстве мира даже небольшой уровень коррупции оказывает воздействие на государство, мешая ему активно противодействовать различным организованным преступным проявлениям. Как нам кажется, гораздо меньше средства массовой информации комментируют присутствие связи, которая существует между наличием предложения и спроса на кокаин в экономически-развитых странах мира.

В мае 2017 г. Президентом Колумбии Хуаном Мануэлем Сантосом было сообщено о том, что в стране стала применяться новая стратегия по борьбе с наркопреступностью, реализуемая при поддержке мирового сообщества. Согласно данной стратегии предполагается принудительно уничтожать плантации коки, параллельно запускается программа по добровольному замещению посевов.

Еще одним из крупнейших субъектов Андского сообщества, производящим коку, является Боливия. Впервые установить контроль за процессами производства и продажи листьев коки и кокаина предпринимались

боливийским правительством в 80-х гг. прошлого столетия. В результате это привело к масштабному экономическому и политическому кризису. После сельскохозяйственных проблем последовали проблемы в экономической сфере, а элементы шоковой терапии спровоцировали увольнения в горнорудной промышленности. В сложившейся ситуации боливийские крестьяне и безработные шахтеры занялись культивированием коки, которая приносила неплохие доходы, что помогало населению выживать и при этом не требовало больших затрат.

Впоследствии в период с начала 90-х гг. прошлого столетия до начала нового тысячелетия было принято несколько попыток по сокращению посевных площадей коки, которые не принесли желаемых результатов. Также боливийские правительства совместно с США осуществляли ряд альтернативных программ по уничтожению незаконных посевных площадей коки. Деятельность действующей власти, связанная с уничтожением посевных площадей, вызывала у населения только бурю возмущений [8, с. 189].

Политический кризис и социальные волнения населения в условиях начала нового тысячелетия способствовали в 2005 г. приходу к власти Хуана Эво Моралеса, сразу же объявившего о том, что страна переходит на новую политику касательно производства коки, которая значительно расширит политические права лиц ее производящих, и в то же время данная политика будет основана на уважении к культурному наследию предков. При этом он акцентировал внимание на том, что

Nauchno-prakticheskiy zhurnal

коки не может не быть, но и свободного бесконтрольного ее производства также быть не должно. Эво Моралес был вновь переизбран в 2014 г. президентом страны, с его помощью страна одолена политический кризис, обеспечила социальную стабильность и устойчивое развитие экономики. После прихода к власти Эво Моралеса стало совершенствоваться и национальное законодательство. Нельзя не упомянуть об одной из основ боливийской стратегии борьбы с наркопреступностью, а именно об общественном контроле. Проводимые правительством страны переговоры с представителями производителей коки дали положительный эффект, а именно было получено согласие на уничтожение посевов, которые превышают один «като». Проводимая правительством Боливии политика в сфере контроля и сокращения посевных площадей кустарника коки основана на многоуровневом мониторинге, а также объединяет усилия отечественных правоохранительных и зарубежных организаций. Основным элементом данного проекта, помимо биометрической регистрации производителей коки, является деятельность по периодическому измерению посевных площадей. Все это позволяет достигнуть существенного уменьшения незаконных посевных площадей. Так, по данным мониторинга УНП ООН [9, р. 7], опубликованных в докладе за 2015 г., с 2010 по 2014 гг. количество площадей, на которых выращивался кустарник коки, сократилось на 34 %.

Таким образом, в условиях второго десятилетия XXI столетия правительство Боливии продемонстрировало действие рыночных за-

конов в наркобизнесе, двукратно увеличив посевные площади кустарника коки, в результате чего цена на его листья в течение последних пяти лет упала практически в два раза. И в целом правительство Боливии направляет все свои усилия на развитие социальной сферы, что во многом отвечает ожиданиям основной части населения и определяет стабильность в стране.

Наркобизнес в перуанском государстве и обществе представляет из себя реальную угрозу, избежать которую не смогло ни одно из государств Андского сообщества, и которая, конечно же, имеет социально-экономические корни. Осуществлять эффективную борьбу с наркоторговлей в перуанском обществе довольно непросто, потому что она стала одной из составляющей части экономической системы рассматриваемого государства, затрагивающей помимо экономического института еще и политический,этнический и юридический.

Законодательством Перу разрешены законные посевные площади кустарника коки, позволяющие собрать урожай примерно 9 тысяч тонн, листья которой использует местное население по удовлетворению традиционных нужд [10, p. 12-13]. Подсчеты, которые сделала неправительственная Национальная комиссия развития и жизни без наркотиков Перу (DEVIDA) свидетельствуют о том, что это примерно площади размером 6700 гектаров [11, p. 27].

В новом тысячелетии ряд экспертов утверждают о том, что дать однозначную оценку относительно влияния наркобизнеса на социальную и экономическую ситуацию в стране

весьма непросто. С одной стороны, часть средств полученных от производства наркотиков остаются в стране и инвестируются в реальный сектор экономики, обеспечивая рабочими местами часть населения страны. При этом необходимо трезво оценивать ситуацию и понимать, что мизерные позитивные аспекты нивелируются тем основным негативом, который исходит от наркобизнеса и в первую очередь в социально-политической сфере страны.

В последние годы наркобизнес в Перу представляет из себя реальную силу, от которой исходит угроза как обществу, так и в целом государству, так как наркодельцы перестают довольствоваться только полученной прибылью от наркоторговли и вложением денежных средств в различные отрасли экономики. Сверхдоходы от наркобизнеса могут быть использованы для организации предвыборных кампаний различного уровня, подкупа и коррупции [12, с. 197].

Проведение силовых акций по уничтожению незаконного культивирования коки воспринимается местным населением негативно и приводит к социальным конфликтам. На территории, где возделывается кока, проживает порядка 650 тысяч человек — это примерно около 3 % населения страны. Эти территории считаются одними из самых неблагополучных по уровню бедности населения [10, p. 15].

Постоянное возрастание наркотрафика, осуществляемого из государств Андского треугольника, также увеличивается за счет Эквадора. Однако в отличие от рассмотренных выше государств Андского сообщества Эква-

дор не является страной — производителем наркотических средств. Теми не менее в новом тысячелетии на юге страны правоохранительные органы отмечают наличие ряда проблем, связанных с присутствием иностранных преступных групп, занимающихся в том числе и наркотрафиком. В 2012 г. Эквадором, Перу и Колумбией была создана Комиссия по границе, отметившая, что упомянутые страны должны обмениваться разведывательной информацией в приграничных районах и деятельностью, связанной с наркотрафиком. Эти страны высказались о необходимости создания подразделений быстроходных катеров, которые бы патрулировали общую акваторию [13, p. 27].

Уже в начале 2000-х гг. в различных городах в Эквадоре были зафиксированы незаконные плантации куста коки, которые располагались в пограничных с Колумбией провинциях. При этом важно отметить, что размеры посевных площадей, на которых возделывается куст коки, намного меньше, чем, к примеру, в Перу. Правоохранительные органы страны регулярно занимаются обнаружением и ликвидацией кустарников коки. Владельцы плантаций, на которых незаконно возделывается кока, тут же делают заявления, что выращивают коку для личных нужд в медицинских целях. После появления незаконных плантаций коки в ряде провинций страны, государством были приняты меры по мониторингу наркоситуации.

В Эквадоре в рамках стратегии формирующихся мер реагирования 2016 г. проводятся ситуативные исследования в области

Научно-практический журнал

предложения наркотиков и спроса на них. В соответствии с данными исследования издержек, связанных с проблемой наркотиков, опубликованного Техническим секретариатом по наркотическим средствам Эквадора в марте 2017 г., оценочная сумма издержек от употребления наркотиков в Эквадоре составила в 2015 г. 13 долл. США на душу населения, что эквивалентно 0,2 % ВВП.

В заключение необходимо отметить, что государства — члены Андского сообщества наций являются участниками разнообразных программ, предназначенных для борьбы с наркотическими средствами, которые проводятся в рамках и ориентированы на различ-

ные региональные объединения и международные организации, являющиеся активными сторонниками активизации сотрудничества в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. В настоящее время страны Андского треугольника принимают активное участие в работе сессий Межпарламентских комиссий по борьбе со злоупотреблением наркотическими средствами (CICAD). Таким образом, в настоящее время прослеживается тенденция государств — членов Андского треугольника наладить и усовершенствовать деятельность региональных институтов, ориентированных на противодействие наркопреступности.

Примечания

1. Кобец П. Н. Законодательные основы Финляндской Республики, способствующие снижению спроса на наркотики и противодействию их незаконному обороту // Российский журнал правовых исследований. 2019. Т. 6. N 1 (18). С. 132-141.

2. Кобец П. Н. Основные направления борьбы с наркопреступностью в Испании // Научный портал МВД России. 2018. N 1 (41). С. 126-131.

3. Кобец П. Н. Положительный опыт и основы государственной политики Французской Республики в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков // Вестник развития науки и образования. 2017. N 3-4. С. 4-12.

4. Кобец П. Н. Особенности стратегии Организации Американских Государств в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков // Международное публичное и частное право.

Notes (transliteration)

1. Kobets P. N. Rossiyskiy zhurnal pravovykh issledovaniy, 2019, vol. 6, no. 1 (18), pp. 132-141 (in Russ.).

2. Kobets P. N. Nauchnyy portal MVD Rossii, 2018, no. 1 (41), pp. 126-131 (in Russ).

3. Kobets P. N. Vestnik razvitiya nauki i obra-zovaniya, 2017, no. 3-4, pp. 4-12 (in Russ.).

4. Kobets P. N. Mezhdunarodnoye publichnoye i chastnoye pravo, 2019, no. 2, pp. 20-23 (in Russ.).

5. Stepanova E. A. Rol' narkobiznesa v polite-konomii konfliktov i terrorizma. Moscow: Ves' Mir, 2005, 312 p. (in Russ.).

6. Vargasova E. S. Politicheskiye izmeneniya v Latinskoy Amerike, 2010, no. 6, pp. 26-28 (in Russ.).

7. Lobach D. V., Smirnova E. A. Nauchnyye issledovaniya: ot teorii k praktike, 2016, no. 4-2

2019. N 2. С. 20-23.

5. Степанова Е. А. Роль наркобизнеса в политэкономии конфликтов и терроризма. М.: Весь Мир, 2005. 312 с.

6. Варгасова Е. С. Наркобизнес в Колумбии: проблемы и противоречия // Политические изменения в Латинской Америке. 2010. N 6. С. 26-28.

7. Лобач Д. В., Смирнова Е. А. Наркотерроризм в Колумбии на современном этапе // Научные исследования: от теории к практике. 2016. N 4-2 (10). С. 229-233.

8. Агапова А. Е. Борьба с наркотрафиком в Боливии на современном этапе // Ибероамери-канские тетради. 2013. N 1 (1). С. 186-196.

9. Моп^огео de Cultivоs de Coca 2014. UNODC, 2015.

10. Peru: Monitoreo de Cultivos de Coca 2010. UNODC, 2011.

11. Peru: Monitoreo de Cultivos de Coca 2014 (Summary in English included). UNODC, 2015.

12. Транснациональный наркобизнес: новая глобальная угроза / отв. ред. А. Н. Глинкин. М.: РОССПЭН, 2002. 264 c.

13. Indicadores de Cultivos Ilícitos en el Ecuador 2014. UNODC, 2015.

(10), pp. 229-233 (in Russ.).

8. Agapova A. E. Iberoameríkanskiye tetradi, 2013, no. 1 (1), pp. 186-196 (in Russ.).

9. Monitoreo de Cultivos de Coca 2014. UNODC, 2015.

10. Peru: Monitoreo de Cultivos de Coca 2010. UNODC, 2011.

11. Peru: Monitoreo de Cultivos de Coca 2014 (Summary in English included). UNODC, 2015.

12. Transnatsional'nyy narkobiznes: novaya global'naya ugroza. Moscow: ROSSPEN, 2002, 264 p. (in Russ.).

13. Indicadores de Cultivos Ilícitos en el Ecuador 2014. UNODC, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.