тезисы 14-го съезда научного общества гастроэнтерологов россии
Цель исследования: провести сравнительную оценку выраженности фиброза печени при НАЖБП неинвазивными методами на основе изучения сывороточных показателей фиброза, доплеровского исследования сосудов печени и результатов непрямой эластометрии печени.
Материалы и методы. Методом рандомизации была сформирована группа из 24 пациентов с признаками НАЖБП и стойким повышением уровня аминотрансфераз. Всем пациентам была выполнена пункционная биопсия печени и проведен сравнительный анализ результатов морфологического исследования ткани печени с показателями ультразвуковой эластометрии, доплерографии печеночных артерий и биохимических маркеров фиброза.
Результаты и обсуждение. Результаты эластометрии печени были сопоставимы с гистологической картиной во всех стадиях фиброза печени, однако
максимальная диагностическая точность наблюдалась на поздних стадиях фиброза. При расчете биохимических индексов фиброза и сопоставлении их с данными биопсии и эластометрии корреляция была с индексом вероятности фиброза (БР1). Максимальная диагностическая точность была получена при показателях БР1, соответствующих высокой вероятности наличия фиброза: чувствительность и специфичность индекса 92 % и 94 %. При анализе показателей печеночной гемодинамики была установлена корреляция между морфологической стадией фиброза печени и повышением индекса резистентности печеночной артерии с максимальным значением 0,83±0,02.
Заключение. Таким образом, совместное использование различных методов неинвазивной диагностики фиброза печени позволяет получить клинически важную информацию о фиброгенезе печени при НАЖБП.
Изменения иммунологического профиля (ИП) у больных с хроническим панкреатитом (ХП) после холецистэктомии (ХЭ)
Цель исследования: изучить ИП у больных с ХП после ХЭ.
Материалы и методы. Обследованы 36 больных с ХП после ХЭ. Больные были в возрасте от 27 до 65 лет, средний возраст составлял (40,1±7,7) года; мужчин было 12, женщин 24. ХЭ была проведена в среднем (4,8±2,3) года тому назад. Больным определяли уровни компонентов комплемента С3, С4 и концентрации иммуноглобулинов (Ig) А, М, G с помощью хромогенного анализа на аппарате Sysmex 500 и 560 (Япония), используя реактивы фирмы Siemens.
Результаты. У больных показатели С3 были ниже нормы и составляли (0,85±0,04) г/л при норме (1,40±0,07) г/л. Изменения ИП у больных с ХП после ХЭ отобразились также на спектрах Ig. Наблюдали увеличение уровня IgA до (12,4±1,0) г/л при норме (2,11±0,14) г/л как ответ иммунной системы (ИС) на ферментативную интоксикацию организма
у больных с ХП после ХЭ. Также зарегистрировали увеличение уровня до (24,1±1,0) г/л (норма (11,82±0,23) г/л) в результате выраженных воспалительных изменений в поджелудочной железе (ПЖ). При этом наблюдали нормальные уровни 1дМ — (47,1±0,4) г/л.
Полученные результаты свидетельствуют о нарушении в функционировании ИС у больных с ХП после ХЭ. Увеличение уровней 1дА, является доказательством активизации ИС организма, а именно, его гуморального звена, что можно расценивать как возможный механизм формирования ХП после ХЭ. Проведенные исследования указывают на несомненную роль ИС в формировании ХП у больных после ХЭ.
Выводы. У больных с ХП после ХЭ наблюдается активация гуморального звена ИС, что, в свою очередь, способствует прогрессированию хронического воспалительного поражения ПЖ.
Опыт применения транзиентной эластографии печени у детей с гликогеновой болезнью
Цель исследования: оценка диагностической значимости транзиентной эластографии (ТЭП) у детей с гликогеновой болезнью (ГБ) в определении стадийности фиброза печени.
Пациенты и методы. За период 2010-2013 гг. обследованы 26 детей с ГБ, из них 9 детей — с I типом, 3 — с III, 14 — с VI/IX типом заболевания. Всем пациентам проводилась ТЭП на аппарате FibroScan 502 с применением датчиков в зависимости от окружности грудной клетки (ОГК): S+ (1,2) и М. Датчик S1 с частотой 5 МГц использовался у пациентов, имевших ОГК менее 45 см, S2 с частотой 5 МГц — при ОГК от 45 до 75 см, М с частотой 3,5 МГц — при ОГК более 75 см. Статистическую обработку полученных данных проводили с использованием пакета прикладных программ «Statistica» (StatSoft Inc. США, версия 6.0).
Результаты. По данным ТЭП у 14 (53,8 %) из 26 детей с ГБ была диагностирована стадия F0 по
Русин В. И., Сирчак Е. С., Курчак Н. Ю. Ужгородский национальный университет (медицинский ф-т), Украина;
е-mail: szircsak_heni@ bigmir.net
шкале МЕТАУШ. Остальные 11 (46,2 %) пациентов имели фибротические изменения печеночной паренхимы (колебания медианы составили от 6,1 до 18,6 кПа), а именно: у 7 (26,9 %) детей — слабый фиброз (стадия Б1), у 2 (7,8 %) — умеренный фиброз (стадия Б2), у 3 (11,5 %) — цирроз печени (стадия Б4). При этом у 9 (56,3 %) из 16 пациентов с ГБ с медианой Б0 выявлялись отдельные очаги со значениями от 6,3 до 69,1 кПа.
Выводы. ТЭП является информативным, неин-вазивным, безопасным, безболезненным методом диагностики различных стадий фиброза печени у детей с ГБ. У 46,2 % детей с ГБ формируются фи-бротические изменения паренхимы печени различной степени выраженности, при этом в 11,5 % случаев имеет место цирроз печени. ТЭП позволяет выявить пациентов из группы риска по формированию диффузного печеночного фиброза.
Сурков А. Н., Намазо-ва-Баранова Л.С., Потапов А. С.
Научный центр здоровья детей РАМН, Москва, Россия
Профилактика желчного камнеобразования при жировом гепатозе
Цель исследования: оценка эффективности занятий было 40 человек, женщин — 24. Для верификации в школе здоровья у пациентов с жировым гепатозом. диагноза «жировой гепатоз» помимо клиниче-Материалы и методы. В группу исследования ских данных были использованы результаты уль-вошли 64 пациента с жировым гепатозом. Мужчин трасонографического исследования, показатели
Сучкова Е. В., Хохлаче-ва Н. А., Вахрушев Я. М., Циренщикова Н. А. Ижевская ГМА, Россия