Оригинальная статья
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2021
Кузенкова Л.М.1,2, Лашкова А.В.1, Конова О.М.1, Петельгузова Т.Г.1
Опыт применения транскраниальной микрополяризации у детей с расстройствами аутистического спектра
1ФГАУ «Научный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России, 119991, Москва, Россия; 2ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет), 119991, Москва, Россия
Введение. Аутизм — это расстройство, характеризующееся нарушениями социального взаимодействия, социально-эмоциональной взаимности, реакций на эмоции других людей, социального использования речевых навыков, отсутствием модуляций поведения в соответствии с социальной ситуацией, а также ограниченными интересами и стереотипиями. Наилучший результат в лечении и реабилитации детей с аутизмом обеспечивает комплексный подход с использованием медико-психологической коррекции с физическими способами воздействия. Цель исследования — изучить влияние направленного поляризационного воздействия на определённые зоны мозга постоянного тока малой силы — транскраниальной микрополяризации (ТКМП) на динамику расстройств аутистического спектра (РАС). Материалы и методы. Обследовано 25 детей в возрасте от 2 лет 5 мес до 6 лет с расстройствами аутистического спектра различной степени выраженности. Выделены три группы по клиническим диагнозам: детский аутизм, атипичный аутизм и другие общие расстройства развития. У подавляющего числа детей из первых двух групп отмечалась интеллектуальная недостаточность разной степени выраженности. Для оценки эффективности ТКМП применяли диагностическую шкалу CARS и тест ATEC.
Результаты. После курса ТКМП во всех группах отмечалось смещение в сторону более лёгкой степени проявления РАС. Наибольший положительный эффект зафиксирован у детей с другими общими расстройствами развития, что обусловлено изначально их более высоким уровнем развития.
Заключение. Полученные результаты демонстрируют эффективность ТКМП в лечении детей с РАС. По итогам проведённого исследования выявлено положительное действие данного метода в виде уменьшения степени выраженности РАС.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра; транскраниальная микрополяризация; рейтинговая шкала аутизма CARS; тест на аутизм АТЕК; дети; динамические изменения
Для цитирования: Кузенкова Л.М., Лашкова А.В., Конова О.М., Петельгузова Т.Г. Опыт применения транскраниальной микрополяризации у детей с расстройствами аутистического спектра. Неврологический журнал имени Л.О. Бадаляна. 2021; 2(1): 22-28. https://doi.org/10.46563/2686-8997-2021-2-1-22-28
Для корреспонденции: Лашкова Анна Валерьевна, канд. мед. наук, зав. отделением расстройств аутистического спектра и других психических расстройств детского возраста Центра детской психоневрологии ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, 119991, Москва. E-mail: [email protected]
Участие авторов:
Кузенкова Л.М. концепция; редактирование текста; Лашкова А.В. концепция, написание текста, редактирование текста; Конова О.М. концепция; написание текста, редактирование текста; Петельгузова Т.Г. редактирование текста.
Все соавторы утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи. Благодарность. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила 22.01.2021 Принята к печати 10.02.2021 Опубликована 31.03.2021
Ludmila M. Kuzenkova1, 2, Anna V. Lashkova1, Olga M. Konova1, Tatyana G. Petelguzova1
Experience in the use of transcranial micro polarization in children with autism spectrum disorders
'National Medical Research Center for Children's Health, Moscow, 119991, Russian Federation; 2I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow, 119991, Russian Federation
Introduction. Autism is a disorder characterized by social interaction disorders, social-emotional reciprocity, responses to other people's emotions, social use of speech skills, lack of modulations of behavior under the social situation, and limited interest stereotypes. The comprehensive approach using medical and psychological correction with physical methods of influence provides the best result in treating and rehabilitating children with autism. The original study examined the effects of transcranial micro polarization (TCMP) on the dynamics of autistic disorders. TCMP is a modern treatment method consisting of a directed polarizing impact of a low-power DC on specific brain areas. Materials and methods. There were observed 25 children aged from 2 years five months to 6 years with varying degrees of severity of autism spectrum disorders (ASD). For the study, three groups were identified according to the corresponding clinical diagnoses: Childhood autism, Atypical autism, and Other general developmental disorders. The vast majority of children from the first two groups had an intellectual disability of varying severity. The TCMP method was used to assess the technique's effectiveness, the CARS diagnostic scale and the ATEK test.
Results. At the end of the course, with the use of TCMP in all the analyzed groups, there was a shift towards a milder degree of autistic disorders. The most significant positive effect was recorded in children with mild forms of autism in the group of other general developmental disorders due to the initially higher level of development in this group.
Оригинальная статья
Conclusion. The results obtained demonstrate the effectiveness of TCMP in ASD children. According to the results of the study, the positive effect of this method was revealed in the form of reducing the severity of autistic disorders.
Keywords: autistic disorders; micro polarization; CARS autism rating scale; ATEC autism test; children; dynamic changes
For citation: Kuzenkova L.M., Lashkova A.V., Konova O. M., Petelguzova T.G. Experience in the use of transcranial micro polarization in children
with autism spectrum disorders. Zhurnal imeni L.O. Badalyana (L.O. Badalyan Neurological Journal). (In Russ.) 2021; 1(2): 22-28.
https://doi.org/10.46563/2686-8997-2021-2-1-22-28
For correspondence: Anna V. Lashkova, MD, Ph.D., head of the Department of Autism Spectrum Disorders and Other Childhood Mental Disorders, Center for Child Psychoneurology, National Medical Research Center of Children's Health, Moscow, 119991, Russian Federation. E-mail: [email protected] Information about the authors Kuzenkova L.M., https://orcid.org/0000-0002-9562-3774 Lashkova A.V., https://orcid.org/0000-0001-5862-0577 Konova O. M., https://orcid.org/0000-0001-8053-5985 Petelguzova T.G., https://orcid.org/0000-0002-1626-5471 Contribution:
Kuzenkova L.M. concept; editing text; Lashkova A.V. concept, text writing, text editing; Konova O.M. concept, writing text, editing text; Petelguzova T.G. editing text.
All co-authors approval the final version of the article, responsibility for Information about authors.
Acknowledgments. The study had no sponsorship. Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
Received: January 22, 2021 Accepted: February 10, 2021 Published: March 31, 2021
Введение
Соответственно диагностическим указаниям (МКБ-10, Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам 5-го издания1) расстройства аутистического спектра (РАС) относятся к рубрике Р80—84 и имеют следующие диагностические критерии:
• качественные нарушения социального взаимодействия;
• отсутствие или недостаточность социоэмоцио-нальной взаимности;
• отсутствие или слабость реакции на эмоции других людей и/или отсутствие модуляции поведения в соответствии с социальной ситуацией;
• отсутствие или недостаточность социального использования имеющихся речевых навыков;
• недостаточная гибкость речевого выражения и относительное отсутствие творчества и фантазии в мышлении;
• нарушенное использование тональностей и выразительности голоса для модуляции общения, отсутствие сопровождающей модуляции;
• нарушение в ролевых и социально-имитационных играх.
Для РАС характерны ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения, интересов и активности, что проявляется в тенденции устанавливать определённый порядок во многих аспектах повседневной жизни и выполнять ритуалы нефункционального характера, моторными стереотипиями, особым интересом к нефункциональным элементам
'American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders, 5th ed. Arlington: American Psychiatric Association, 20' 3.
Original investigations
предметов. Аномалии развития должны встречаться в первые 3 года жизни ребенка (за исключением атипичного аутизма, который проявляется после 3 лет), но само расстройство может диагностироваться во всех возрастных группах [1].
Распространенность РАС как в мире, так и в России, неуклонно растет. По результатам исследования распространенности психических расстройств в детском и подростковом возрасте в России за 2000—2018 гг., аутизм встречается с частотой 110,87 на 100 тыс. детского населения [2].
Клинические исследования РАС у детей показали, что наилучший результат в лечении и реабилитации данного контингента больных обеспечивает комплексный подход с использованием медико-психологической коррекции, а также физических способов воздействия [3—6]. Применение данного принципа в нашем Центре позволило выявить положительное действие транскраниальной микрополяризации (ТКМП) на такие аутистические проявления, как нарушения коммуникации и социализации, тревожность, страхи. Это послужило поводом для анализа и систематизации полученных данных.
ТКМП — это методика направленного поляризационного воздействия на определённые зоны мозга постоянного тока малой силы с помощью электродов малой площади. В основе лечебного действия ТКМП лежит изменение уровня поляризации клеточной и си-наптической мембран.
По данным ряда исследователей, ТКМП приводит к изменению уровня возбудимости нейронов, активации проводниковых систем, обеспечивает адекватное восприятие нервными клетками экзогенной и эндогенной импульсации, что проявляется соответствующими изменениями биоэлектрической активности
- 23
Оригинальная статья
головного мозга, параметров соматосенсорных вызванных потенциалов, рефлекторной возбудимости мотонейронов, восстановлением реакций моноси-наптического мышечного рефлекса на функциональные пробы, улучшением двигательных, психических, речевых и вегетативных функций [7—9]. Перечисленные механизмы действия микростимуляции на ЦНС тесно коррелируют с выявленными на данный момент нейроморфологическими, нейрофизиологическими и биохимическими особенностями патогенеза детского аутизма, чем, предположительно, можно объяснить эффект данного терапевтического воздействия [10].
ТКМП занимает одно из ведущих мест среди немедикаментозных методов коррекции когнитивных и речевых нарушений у детей. Существующие работы о применении ТКМП у детей посвящены преимущественно изучению её влияния на развитие речевых функций, задержку развития, процесс обучения, дефицит внимания и гиперактивность [11—14]. При этом практически не исследовано влияние ТКМП на аути-стические проявления, а работы, изучающие эффект ТКМП у детей с РАС, также посвящены преимущественно развитию речи [16].
Цель исследования — изучить влияние ТКМП на динамику РАС у детей.
Материалы и методы
Под наблюдением находилось 25 детей в возрасте от 2 лет 5 мес до 6 лет с РАС: детским аутизмом (ДА; Р84.0), атипичным аутизмом (АА; Р84.1) и с другими общими расстройствами развития (ДР; Б84.8).
Критерии включения:
♦ возраст пациентов от 2 лет 5 мес до 6 лет;
♦ отсутствие острой психотической симптоматики;
♦ отсутствие ноотропной терапии и изменений схемы терапии нейролептиками, антидепрессантами (если таковая присутствовала);
♦ отсутствие эпилептиформной активности по данным электроэнцефалографического исследования (ЭЭГ).
Работа проведена с соблюдением принципов этических стандартов, гарантирующих уважение ко всем
участникам исследования и защиту их здоровья и прав.
Всем пациентам было проведено комплексное обследование, включающее ЭЭГ, а затем курс ТКМП.
Врач при первичном осмотре, в зависимости от клинической картины, определял зоны воздействия для каждого пациента. Ребёнка удобно усаживали на кушетку, на выбранные зоны накладывали электроды площадью 400—600 мм2 с гидрофильной прокладкой, смоченной тёплой водой. Силу постоянного тока плавно увеличивали до появления под электродами ощущения лёгкого покалывания, затем её снижали до полного исчезновения ощущений. Как правило, сила тока составляла 0,2—0,4 мА. Продолжительность первой процедуры составляла 20—30 мин. Процедуры проводились ежедневно, в одно и то же время, с 2 днями отдыха в середине курса в течение 10 дней.
Для оценки эффективности метода у данной категории пациентов мы использовали русскоязычные версии шкалы CARS (Childhood Autism Rating Scale) — для диагностики и оценки динамики состояния, а также теста АТЕС (Autism Treatment Evaluation Checklist) — для оценки динамики и эффективности проводимого лечения. Выбор шкалы CARS был обусловлен высокой эффективностью и простотой использования, что подтверждено исследованием российских ученых [17].
Диагностику проводили до и после одного курса ТКМП. Выраженность аутистических проявлений оценивали по 15 субшкалам в шкале CARS и по 4 категориям теста АТЕС. Сочетание этих методик позволило более тонко дифференцировать и оценивать имеющиеся расстройства, и, несмотря на несколько отличный подход в оценке, подтвердить сходный итоговый результат.
Результаты и обсуждение
Анализ полученных в ходе исследования результатов показал, что 1-е место по частоте выявления синдрома аутизма занимают состояния, квалифицируемые по МКБ-10 как ДА, 2-е — ДР, 3-е — АА (табл. 1).
У подавляющего большинства детей аутистические расстройства сочетались с интеллектуальной недоста-
Таблица 1. Распределение детей по клиническим диагнозам Table 1. Distribution of children by clinical diagnosis
Клинический диагноз Clinical diagnosis n Количество детей с интеллектуальной недостаточностью Number of children with intellectual disabilities Количество детей с задержкой развития Number of children with the developmental delay
легкой степени mild degree умеренной степени moderate degree
ДА Children autism 12 6 4 2
АА Atypical autism 5 3 2 -
ДР Other general developmental disorders 8 1 - 7
Всего Total 25 10 6 9
Оригинальная статья
точностью от легкой до умеренной степени выраженности. Степень умственной отсталости устанавливали по диагностическим критериям МКБ-10 и уровню IQ, определяемому с помощью теста Векслера.
При диагностике по шкале CARS перед ТКМП распределение детей по степени выраженности аутизма практически не отличалось от данных теста АТЕС.
Динамическая оценка по шкале CARS после курса ТКМП показала, что в группе детей с ДА количе-
ство случаев с тяжелой степенью аутизма уменьшилось от 8 до 5, в то время как число пациентов с легкой степенью возросло от 4 до 7. В группе больных с АА количество случаев с тяжелой степенью аутизма уменьшилось от 4 до 2, а число детей с легкой/средней степенью возросло от 1 до 3. В группе пациентов с ДР число детей с результатом «нет аутизма» увеличилось от 2 до 4, а также уменьшилось количество случаев с легкой/средней степенью аутизма от 6 до 4 (табл. 2).
Таблица 2. Динамические изменения степени выраженности аутистических проявлений по шкале CARS до и после ТКМП Table 2. Dynamic changes in the severity of autistic manifestations on the CARS scale before and after TCMP
Результат, баллы Result, scores Общее количество детей Total number of children ДА Children autism АА Atypical autism ДР Other general developmental disorders
до ТКМП before TCMP после ТКМП after TCMP до ТКМП before TCMP после ТКМП after TCMP до ТКМП before TCMP после ТКМП after TCMP до ТКМП before TCMP после ТКМП after TCMP
15-30 («нет аутизма (without autism»)* 2 4 2 4
30-36 (лёгкая/средняя степень аутизма (mild/moderate degree of autism*) 11 14 4 7 1 3 6 4
36-60 (тяжёлая степень аутизма (severe degree of autism) 12 7 8 5 4 2
Примечание. *Наличие отдельных аутистических проявлений, не отвечающих в полной мере диагностическим критериям аутизма. Note. *The occurrence of individual autistic manifestations that do not fully meet the diagnostic criteria for autism.
Таблица 3. Динамические изменения степени выраженности аутистических проявлений по оценке ATEC до и после ТКМП
Table 3. Dynamic changes in the severity of the pronouncement of autistic manifestations according to ATEC assessment before and after TCMP
Результат, баллы Result, scores Общее количество детей Total number of children ДА Children autism АА Atypical autism ДР Other general developmental disorders
до ТКМП before TCMP после ТКМП after TCMP до ТКМП before TCMP после ТКМП after TCMP до ТКМП before TCMP после ТКМП after TCMP до ТКМП before TCMP после ТКМП after TCMP
10-15 (не аутичный, полностью нормальный ребёнок) (non-autistic, completely normal child)
16-30 (не аутичный ребёнок, небольшие отклонения в сторону задержки) (non-autistic child, slight deviations in the direction of delay) 3 ■
31-40 (лёгкая или умеренная степень аутизма) (mild to moderate autism) 7 11 2 5 2 5 4
41-60 (средняя степень аутизма) (moderate autism) 3 3 2 2 1 1
>61 (тяжёлый аутизм) (severe autism) 12 7 8 5 4 2
НЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ имени Л.О. БАДАЛЯНА. 2021; 2(1): 22-28 DOI: https://doi.org/10.46563/2686-8997-2021-2-1-22-28
Оригинальная статья
После ТКМП по тесту АТЕС во всех группах отмечалась положительная динамика в виде уменьшения количества случаев с тяжёлой степенью аутизма и смещения в сторону более лёгких его форм. Так, в группе детей с ДА количество случаев с тяжёлой степенью уменьшилось от 8 до 5, в то время как с лёгкой/умеренной степенью увеличилось от 2 до 5 (табл. 3), число больных со средней степенью осталось неизменным. В группе детей с АА зарегистрировано уменьшение случаев с тяжёлой степенью от 4 до 2, число больных со средней степенью не изменилось, а в 2 наблюдениях отмечено смещение в сторону легкой/умеренной степени тяжести. В группе пациентов с ДР число детей в категории «нет аутизма» увеличилось от 3 до 4 и уменьшилось число детей с лёгкой/умеренной степенью аутизма.
Анализ клинических данных показал, что до ТКМП у 12 (48%) детей отмечалась тяжёлая степень аутизма, у 7 (28%) — лёгкая/умеренная степень аутизма, и только в 3 (12%) случаях — средняя степень аутизма по тесту АТЕС. Самые низкие показатели были отмечены в группах детей с АА и с ДА: степень выраженности расстройств — от умеренных до серьёзно нарушенных (3 балла и более) по большинству субшкал («отношение к людям», «эмоциональный ответ», «слуховой ответ», «вербальная коммуникация», «уровень согласованности интеллектуального ответа», «общее впечатление»). В группе детей с ДР исходно отмечалась лёгкая степень выраженности аути-стических проявлений (2 балла) практически по всем субшкалам (рис. 1).
Общее впечатление General impression Уровень и согласованность ' интеллектуального ответа Level and consistency of intelligent response
Уровень активности Activity level
Невербальная коммуникация Non-verbal communication
Вербальная коммуникация Verbal communication
Нервозность, страхи Nervousness, fears
Использование обоняния, осязания, вкуса Using the sense of smell, touch, taste
Слуховой ответ Auditory response
Зрительный ответ Visual response
Адаптация к изменениям Adapting to change
Использование предметов Using items
Эмоциональный ответ Emotional response
Владение телом Body control
Имитация Imitation
Отношение к людям Attitude towards people
~1-r
0 12 3 4
Баллы / Scores
Рис. 1. Динамические изменения аутистических проявлений по субшкалам CARS (до и после ТКМП). Fig. 1. Dynamic changes in autistic manifestations according to the CARS subscales (before and after TCMP).
ДАдоТКМП
Children autism before TCMP
ДА после ТКМП Children autism after TCMP
ААдоТКМП
Atypical autism before TCMP
АА после ТКМП Atypical autism after TCMP
ДРдоТКМП
Other general developmental disorders before TCMP ДА после ТКМП Other general developmental disorders after TCMP
Original investigations
Оригинальная статья
25
20
15
10
П 1 гч
Речь, язык, коммуникация Speech, language, communication
ДА до ТКМП
Children autism before TCMP
ДА после ТКМП
Children autism after TCMP
Социализация Socialization
Сенсорные навыки, познавательные способности Sensory skills, cognitive abilities
АА до ТКМП
Atypical autism before TCMP AA после ТКМП Atypical autism after TCMP
Здоровье, физическое развитие, поведение Health, physical development behavior
ДР до ТКМП
Other general developmental disorders before TCMP ДА после ТКМП
Other general developmental disorders after TCMP
Рис. 2. Динамические изменения по категориям теста АТЕС до и после ТКМП. Fig. 2. Dynamic changes by ATEC test categories before and after TCMP.
После ТКМП в группах детей с ДА и с АА выявлены сходные изменения — смещение до умеренно-патологичной степени (2,5 балла) по субшкалам, по которым ранее отмечалась умеренная степень выраженности РАС. Исключением являлась субшкала «уровень и согласованность интеллектуального ответа», по которой отмечена незначительная положительная динамика, что, вероятно, обусловлено наличием интеллектуальной недостаточности у большинства обследуемых детей. В группе пациентов с ДР выявлена положительная динамика в виде смещения до лёгкого отклонения от нормы практически по всем субшкалам, что обусловлено изначально более высоким уровнем развития в анализируемой группе.
Важно отметить, что исходно дети с ДА и с АА имели самые низкие показатели (наибольшее количество баллов) по всем категориям теста АТЕС, в то время как наиболее высокие показатели были зарегистрированы у пациентов с ДР. После ТКМП в группах ДА и АА наблюдалась наиболее выраженная положительная динамика (уменьшение количества баллов) по всем категориям теста АТЕС, особенно в категориях «социализация», «сенсорные навыки/познавательные способности» и «здоровье/физическое развитие/поведение». При этом улучшение результатов в третьей категории отмечалось преимущественно за счёт сенсорных навыков, в интеллектуальной же сфере появ-
Original investigations
лялось больше интереса к окружающей среде, деятельность становилась более целенаправленной, но значительных изменений не выявлялось, что обусловлено наличием интеллектуальной недостаточности у большинства детей этих групп. Улучшения в четвертой категории происходили за счет уменьшения нежелательных форм поведения. Значительные динамические изменения в этих группах можно объяснить исходно большей степенью выраженности аутистических проявлений у детей. В группе пациентов с ДР наблюдалась менее выраженная положительная динамика количественных показателей во всех категориях, что связано с более высоким уровнем психического развития и меньшей степенью аутистических проявлений у них (рис. 2).
Заключение
Полученные в ходе исследования результаты демонстрируют эффективность ТКМП в лечении детей с РАС. Данный терапевтический метод позволяет уменьшить степень выраженности РАС уже после первого курса лечения. Применение ТКМП у детей с РАС оказывает восстанавливающий эффект, проявляющийся в положительных изменениях как клинических, так и психологических показателей, способствует развитию экспрессивной и импрессивной речи, стабилизации интеллектуальной целенаправленности,
5
0
Оригинальная статья
улучшению сенсорных навыков, расширению коммуникативных связей, значительному уменьшению нежелательных форм поведения, а также социальной адаптации. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения и систематизации влияний ТКМП у детей с РАС.
ЛИТЕРАТУРА
1. Чуркин А.А., Мартюшов А.Н. Краткое руководство по использованию МКБ-10 в психиатрии и наркологии. М.: Триада-Х; 2000.
2. Макушкин Е.В., Демчева Н.К. Динамика и сравнительный анализ детской и подростковой заболеваемости психическими расстройствами в Российской Федерации в 2000-2018 годах. Российский психиатрический журнал. 2019; (4): 4—15. https://doi. org/10.24411/1560-957X-2019-11930
3. Домишкевич С.Л. Функционально-уровневый подход в психодиагностике, коррекционно-развивающей работе и психологическом консультировании. Часть 1. Иркутск; 2002.
4. Кожушко Н.Ю., ред. Микрополяризация у детей с нарушением психического развития или Как поднять планку ограниченных возможностей. СПб.; 2011.
5. Кожушко Н.Ю. Пономарева Е.Л., Илюхина В.Л., Матвеев Ю.К., Бережная Н.Ф., Соколов А.Н. и др. Способ лечения нарушений психического развития у детей. Патент РФ № 2248227; 2005.
6. Соколов А.Н. Психологические эффекты коррекционно-развива-ющих занятий в ходе сеансов транскраниальной микрополяризации у детей с задержкой психического развития: Автореф. дисс. ... канд. псих. наук. СПб.; 2005.
7. Богданов О.В., Шелякин А.М., Преображенская И.Г., Писарь-кова Е.В., Пахомова Ж.М. Транскраниальная и трансверте-бральная микрополяризация в неврологии. СПб.; 2002.
8. Шелякин А.М. Микрополяризация мозга: Эффективность, физиологический анализ: Автореф. дисс. ... д-ра биол. наук. СПб.; 2003.
9. Шелякин А.М., Преображенская И.Г., Богданов О.В. Микрополяризационная терапия в детской неврологии (практическое руководство). М.: Медкнига; 2008.
10. Башина В.М. Аутизм в детстве. М.: Медицина; 1999.
11. Глускина А.Р., Неретина А.Ф., Квасова Е.А. Микрополяризация мозга в комплексной реабилитации детей с гиперактивностью и дефицитом внимания. Доктор.Ру. 2011; (4): 13—6.
12. Илюхина В.А., Кожушко Н.Ю., Матвеев Ю.К., Пономарева Е.М., Чернышева Е.М., Шаптилей М.А. Транскраниальные микрополяризации в комплексном лечении темповой задержки речевого и общего психомоторного развития у детей старшего дошкольного возраста. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2004; 104(11): 34-41.
13. Илюхина В.А., Шайтор В.М., Кожушко Н.Ю., Кожушко Н.Ю., Пономарева Е.А., Федорова М.А. Способ лечения темповой задержки нервно-психического развития у детей. Патент РФ № 2 180245; 2002.
14. Князева О.В., Белоусова М.В., Прусаков В.Ф., Зайкова Ф.М. Применение транскраниальной микрополяризации в комплексной реабилитации детей с расстройствами экспрессивной речи. Вестник современной клинической медицины. 2019; 12(1): 64-9. https://doi.org/10.20969/VSKM.2019.12(1).64-69
15. Чутко Л.С., Ливийская А.М., Никишина И.С., Яковенко Е.А., Сурушкина С.Ю., Сергеев А.В. Транскраниальная микрополяризация в лечении специфических расстройств речи у детей. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2006; (6): 42-3.
16. Гребень С.А., Макарина-Кибак Л.Э., Докукина Т.В., Смоль-ская И.В., Григорьева И.В., Мисюк Н.Н. и др. Метод лечения нарушений речевого развития при аутизме транскраниальной микрополяризацией. Инструкция по применению. Минск; 2015.
17. Касаткин В.Н, Шапошникова А.Ф., Письменная Н.В., Бородина Л.Г., Сударикова М.А. Опыт применения стандартизированных диагностических оценочных шкал. В кн.: Касаткин В.Н., ред. Детский аутизм. Исследования и практика. М.; 2008.
REFERENCES
1. Churkin A.A., Martyushov A.N. A Brief Guide to the Use of ICD-10 in Psychiatry and Narcology [Kratkoe rukovodstvo po ispol'zovaniyu MKB-10 v psikhiatrii i narkologii]. Moscow: Triad-X; 2000. (in Russian)
2. Makushkin E.V., Demcheva N.K. Dynamics and comparative analysis of child and adolescent incidence of mental disorders in the Russian Federation in the years 2000-2018. Rossiyskiy psikhi-atricheskiy zhurnal. 2019; (4): 4-15. https://doi.org/10.24411/1560-957X-2019-11930 (in Russian)
3. Domishkevich S.L. Functional-Level Approach in Psychodiagnostics, Correctional and Developmental Work and Psychological Counseling. Part 1 [Funktsional'no-urovnevyy podkhod v psikhodiagnostike, kor-rektsionno-razvivayushchey rabote i psikhologicheskom konsul'tirovanii. Chast' 1]. Irkutsk; 2002. (in Russian)
4. Kozhushko N.Yu., ed. Micropolarization in Children with Mental Disabilities or How to Raise the Bar for Limited Opportunities [Mikropolyarizatsi-ya u detey s narusheniem psikhicheskogo razvitiya ili Kak podnyat' planku ogranichennykh vozmozhnostey]. St. Petersburg; 2011. (in Russian)
5. Kozhushko N.Yu. Ponomareva E.L., Ilyukhina V.L., Matveev Yu.K., Berezhnaya N.F., Sokolov A.N., et al. Method for treating children for psychical development disorders. Patent RF № 2 248 227; 2005. (in Russian)
6. Sokolov A.N. Psychological effects of correctional and developmental classes during transcranial micropolarization sessions in children with mental retardation: Diss. St. Petersburg; 2005. (in Russian)
7. Bogdanov O.V., Shelyakin A.M., Preobrazhenskaya I.G., Pisar'ko-va E.V., Pakhomova Zh.M. Transcranial and Transvertebral Micropolarization in Neurology [Transkranial'naya i transvertebral'naya mikropolyarizatsiya v nevrologii. Metodicheskie rekomendatsii]. St. Petersburg; 2002. (in Russian)
8. Shelyakin A.M. Micropolarization of the brain, efficiency, physiological analysis: Diss. St. Peterburg; 2003. (in Russian)
9. Shelyakin A.M., Preobrazhenskaya I.G., Bogdanov O.V. Micropolarization Therapy in Pediatric Neurology (Practical Guide) [Mikropoly-arizatsionnaya terapiya v detskoy nevrologii (prakticheskoe rukovodstvo)]. Moscow: Medkniga; 2008. (in Russian)
10. Bashina V.M. Autism in Childhood[Autizm vdetstve]. Moscow: Medi-tsina; 1999. (in Russian)
11. Gluskina A.R., Neretina A.F., Kvasova E.A. Brain polarization with low-intensity direct current as part of multimodal rehabilitation program for children with attention-deficit hyperactivity disorder. Dok-tor.Ru. 2011; (4): 13-6. (in Russian)
12. Ilyukhina V.A., Kozhushko N.Yu., Matveev Yu.K., Ponomareva E.M., Chernysheva E.M., Shaptiley MA. Transcranial micropolarization in the complex treatment of tempo-delay speech and General psychomotor development in children of senior preschool age. Zhurnal nevrologii i psikhiatriiim. S.S. Korsakova. 2004; 104(11): 34-41. (in Russian)
13. Ilyukhina V.A., Shaytor V.M., Kozhushko N.Yu., Kozhushko N.Yu., Ponomareva E.A., Fedorova M.A. A method of treatment of tempo delay of neuropsychiatric development in children. Patent RF № 2 180245; 2002. (in Russian)
14. Knyazeva O.V., Belousova M.V., Prusakov V.F., Zaykova F.M. Tran-scranial micropolarization application in complex rehabilitation in children with expressive speech disorder. Vestnik sovremennoy klinicheskoy meditsiny. 2019; 12(1): 64-9. https://doi.org/10.20969/ VSKM.2019.12(1).64-69 (in Russian)
15. Chutko L.S., Liviyskaya A.M., Nikishina I.S., Yakovenko E.A., Suru-shkina S.Yu., Sergeev A.V. Transcranial micropolanzation in the treatment of specific speech disorders in children. Voprosy kurortologii, fizioterapiiilechebnoy fizicheskoy kul'tury. 2006; (6): 42-3. (in Russian)
16. Greben' S.A., Makarina-Kibak L.E., Dokukina T.V., Smol'skaya I.V., Grigor'eva I.V., Misyuk N.N., et al. Method of Treatment of Speech Development Disorders in Autism by Transcranial Micropolarization. Instructions for Use [Metod lecheniya narusheniy rechevogo razvitiya pri autizme transkranial'noy mikropolyarizatsiey. Instruktsiya poprime-neniyu]. Minsk; 2015. (in Russian)
17. Kasatkin V.N, Shaposhnikova A.F., Pis'mennaya N.V., Borodina L.G., Sudarikova M.A. Experience in the application of standardized diagnostic and assessment scales. In: Kasatkin V.N., ed. Children's Autism. Research and Practice [Detskiy autizm. Issledovaniya i praktika]. Moscow; 2008. (in Russian)