Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕСТОВ КОМПЛЕКСА "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ'

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕСТОВ КОМПЛЕКСА "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ / КОМПЛЕКС ГТО / КУРСАНТЫ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ADDITIONAL STANDARDS / GTO COMPLEX / CADETS / EDUCATIONAL PROCESS / PHYSICAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нохрин Михаил Юрьевич, Садков Алексей Викторович, Перетрухин Никита Валерьевич, Ильин Дмитрий Леонидович

На сегодняшний день программа Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» пользуется большой популярностью не только у гражданского населения, но и в силовых структурах страны, особенно в ведомственных образовательных организациях. Целью исследования являлось доказать положительный эффект применения тестов комплекса «Готов к труду и обороне» в учебно-воспитательный процесс курсантов образовательных организаций ФСИН России. В ходе исследования мы проанализировали результаты выполнения испытаний комплекса ГТО более чем 400 курсантов, на основании анализа выявили тесты, которые при выполнении вызывают затруднения. На основании Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы (НФП 2001) и инструкции по выполнению тестов комплекса ГТО была разработана батарея дополнительных нормативов для применения их в учебновоспитательном процессе курсантов. Результаты педагогического эксперимента позволили утверждать, что разработанные нами дополнительные нормативы дали положительный эффект в выполнении курсантами тестов комплекса ГТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нохрин Михаил Юрьевич, Садков Алексей Викторович, Перетрухин Никита Валерьевич, Ильин Дмитрий Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF USING TESTS OF THE "READY FOR LABOR AND DEFENSE" COMPLEX IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

Today, the program of the all-Russian sports complex "Ready for work and defense" is very popular not only among the civilian population, but also in the country's law enforcement agencies, especially in departmental educational organizations. The purpose of the study was to prove the positive effect of the tests of the complex "Ready for work and defense" in the educational process of cadets of educational organizations of the Federal penitentiary service of Russia. In the course of the study, we analyzed the results of the TRP complex tests performed by more than 400 cadets. Based on the analysis, we identified tests that cause difficulties when performing them. Based on the Manual on physical training of employees of the penitentiary system (NFP 2001) and instructions for performing tests of the TRP complex, a battery of additional standards was developed for their application in the educational process of cadets. The results of the pedagogical experiment allowed us to assert that the additional standards developed by us had a positive effect in the implementation of the TRP complex tests by cadets.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕСТОВ КОМПЛЕКСА "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ»

УДК 796.011.3

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕСТОВ КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ

Михаил Юрьевич Нохрин, кандидат педагогических наук, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний; Алексей Викторович Садков, кандидат педагогических наук, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, Никита Валерьевич Перетрухин, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, г. Рязань; Дмитрий Леонидович Ильин, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний

Аннотация

На сегодняшний день программа Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» пользуется большой популярностью не только у гражданского населения, но и в силовых структурах страны, особенно в ведомственных образовательных организациях. Целью исследования являлось доказать положительный эффект применения тестов комплекса «Готов к труду и обороне» в учебно-воспитательный процесс курсантов образовательных организаций ФСИН России. В ходе исследования мы проанализировали результаты выполнения испытаний комплекса ГТО более чем 400 курсантов, на основании анализа выявили тесты, которые при выполнении вызывают затруднения. На основании Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы (НФП 2001) и инструкции по выполнению тестов комплекса ГТО была разработана батарея дополнительных нормативов для применения их в учебно-воспитательном процессе курсантов. Результаты педагогического эксперимента позволили утверждать, что разработанные нами дополнительные нормативы дали положительный эффект в выполнении курсантами тестов комплекса ГТО.

Ключевые слова: дополнительные нормативы, комплекс ГТО, курсанты, учебно-воспитательный процесс, физические качества.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p278-281

EXPERIENCE OF USING TESTS OF THE "READY FOR LABOR AND DEFENSE" COMPLEX IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

Mikhail Yurievich Nokhrin, the candidate ofpedagogical sciences, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service; Alexey Viktorovich Sadkov, the candidate of pedagogical sciences,

Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service, Nikita Val-eryevich Peretrukhin, Academy of Law and Administration of the Federal Penitentiary Service, Ryazan; Dmitry Leonidovich Ilyin, Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service

Abstract

Today, the program of the all-Russian sports complex "Ready for work and defense" is very popular not only among the civilian population, but also in the country's law enforcement agencies, especially in departmental educational organizations. The purpose of the study was to prove the positive effect of the tests of the complex "Ready for work and defense" in the educational process of cadets of educational organizations of the Federal penitentiary service of Russia. In the course of the study, we analyzed the results of the TRP complex tests performed by more than 400 cadets. Based on the analysis, we identified tests that cause difficulties when performing them. Based on the Manual on physical training of employees of the penitentiary system (NFP 2001) and instructions for performing tests of the TRP complex, a battery of additional standards was developed for their application in the educational process of cadets. The results of the pedagogical experiment allowed us to assert that the additional standards developed by us had a positive effect in the implementation of the TRP complex tests by cadets.

Keywords: additional standards, GTO complex, cadets, educational process, physical qualities.

ВВЕДЕНИЕ

По указу Президента Российской Федерации В.В. Путина с 1-го сентября 2014 года был введен в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (комплекс ГТО). Данный указ послужил новым импульсом физкультурно-оздоровительного движения населения страны [1].

Комплекс ГТО не только способствует развитию важных физических качеств, для полноценной жизнедеятельности человека, но и является одной из составляющих частей системы физического воспитания граждан России. Испытания комплекса ГТО позволяют оценить физическую подготовленность человека практически во всех возрастных периодах жизни. Одной из форм физкультурно-оздоровительной работы в ведомственных образовательных организациях становится приобщение обучающихся к подготовке и выполнению норм ГТО. Проблемой исследования является низкая готовность курсантов к выполнению нормативов комплекса, этому свидетельствует первичный анализ результатов прохождения испытаний. Одной из причин низких показателей прохождения испытаний является не достаточная физическая и техническая готовность курсантов к выполнению нормативов. Это связанно с отсутствием тестовых заданий с нормативами ГТО в Наставлении по Физической подготовке сотрудников УИС (НФП 2001), а соответственно и в программе обучения [2]. Таким образом, существует необходимость разработать батарею тестов по оценке физических качеств, на весь период обучения для курсантов с 1 по 5 курсы. Цель - экспериментально доказать необходимость применения тестов комплекса ГТО в учебно-воспитательном процессе курсантов образовательных организаций ФСИН России.

Задачи исследования:

1. Провести анализ нормативов НФП 2001 и испытаний комплекса ГТО для обучающихся в их возрастных группах, выявить нормативы для разработки батареи дополнительных тестов.

2. Разработать батарею дополнительных тестов для оценки физических качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России.

3. Включить батарею дополнительных тестов в учебно-воспитательный процесс курсантов и экспериментально доказать их необходимость.

Мы предполагаем, что разработанная батарея дополнительных тестов позволит курсантам более тщательно технически и физически подготовиться к выполнению испытаний комплекса ГТО, вследствие чего получить более высокий знак отличия.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогический эксперимент проводился на базе Пермского института ФСИН России (институт), в 2018-2019 и 2019-2020 учебных годах, так, как результаты испытаний ГТО подводятся за учебный год. В эксперименте приняли участия курсанты 3-го курса, в количестве 180 человек.

Эксперимент проводился в 3 этапа:

1 этап - в течение 2018-2019 учебного года курсанты 3-го курса в соответствии с утвержденным графиком, последовательно проходили испытания «ГТО». По результатам испытаний в конце учебного года им были присвоены знаки отличия ГТО.

2 этап - нами проводился анализ испытаний и выявление нормативов, которых нет в НФП 2001, и которые вызывают затруднение при выполнении. На основании анализа велась разработка батареи дополнительных тестов.

3 этап - в течение 2019-2020 учебного года батарея дополнительных тестов применялась в учебно-воспитательном процессе курсантов 3-го курса, и тестируемые физические упражнения изучались и совершенствовались на учебных занятиях. Также в течение учебного года проводились испытания комплекса ГТО, по результатам которых был выполнен анализ и подведен итог педагогического эксперимента.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для разработки батареи дополнительных тестов за основу мы взяли таблицу контрольных нормативов представленную в НФП 2001. Возраст обучающихся в институте подходит под VI ступень испытаний комплекса ГТО (18-24 года). При разработке дополнительных тестов мы придерживались принципу «от простого к сложному» (рисунок 1).

Рисунок - 1 Последовательность разработки дополнительных тестов

Представленная схема позволяет последовательно формировать и совершенствовать физические качества, для успешного выполнения испытаний комплекса ГТО. Разработанная нами батарея дополнительных тестов для оценки физических качеств, представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Дополнительные тесты для оценки физических качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России_

№ УпР- Упражнения (единица измерения) Оценка Курс и результат Юноши/Девушки

1 2, 3 4, 5

1 Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (м, см) Удовл. 205/165 210/170 215/175

Хорошо 220/175 225/180 230/185

Отлично 245/190 250/195 255/200

2 Бег 3x10 м (с) Удовл. 8,1/9,1 8,0/9,0 7,9/8,9

Хорошо 7,8/8,9 7,7/8,8 7,6/8,7

Отлично 7,2/8,3 7,1/8,2 7,0/8,1

3 Бег 60 м (с) Удовл. 9,1/11,00 9,0/10,9 8,9/10,8

Хорошо 8,7/10,6 8,6/10,5 8,5/10,4

Отлично 8,0/9,7 7,9/9,6 8,0/9,5

4 Бег кросс 5000/3000 м (по пересеченной местности) (мин, с) Удовл. 26,30/19,20 26,00/19,15 25,30/19,10

Хорошо 25,30/18,35 25,00/18,30 24,30/18,25

Отлично 22,00/17,35 21,30/17,30 21,00/17,25

5 Метание спортивного снаряда весом 700 г (м) Удовл. 31/12 33/14 35/16

Хорошо 33/15 35/17 37/19

Отлично 35/19 37/21 39/23

6 Сгибание - разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз за 1 минуту) Удовл. 23/9 25/10 29/11

Хорошо 2711 29/12 31/13

Отлично 39/15 41/17 43/19

7 Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 минуту) Удовл. 30/30 33/32 35/34

Хорошо 34/33 37/35 39/37

Отлично 45/41 48/43 50/45

8 Наклон вперед из положения, стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи - см) Удовл. +5/+6 +6/+8 +7/+9

Хорошо +7/+9 +8/+11 +9/+12

Отлично +12/+14 +13/+16 +14/+17

9 Рывок гири (16 кг) Удовл. 13/8 16/10 18/12

Хорошо 19/10 22/12 24/14

Отлично 37/16 40/18 42/20

В ходе учебно-воспитательного процесса на занятиях по «Физической культуре и спорту» курсанты дополнительно изучали и совершенствовали правильную технику выполнения упражнений, а также совершенствовали физические качества. В течение учебного года в соответствии с графиком выполнения тестов комплекса ГТО обучающиеся проходили испытания, по итогам которых им были присвоены знаки отличия ГТО.

На рисунке 2 представлены результаты выполнения норм ГТО контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента.

50% 40% 30% 20% 10% 0%

40%

35%

20%

24%

6%

30%

30%

15%

серебро

бронза

не выполнели

золото

□ до эксперемента □ после эксперемента

Рисунок 2 - процентное соотношение результатов выполнения комплекса ГТО курсантами 3 го курса, принявших участие в исследовании

Из рисунка 2 видно, что количество курсантов выполнивших нормативы на золотой знак ГТО увеличилось на 16%, серебряный знак на 11%, а на бронзу и серебро снизилась на 10 и соответственно 15%, что, безусловно, свидетельствует о положительном эффекте.

ВЫВОДЫ

Нами было проанализированы результаты более 400 курсантов, которые выполняли испытания норм ГТО. На основании полученных данных выявлены 9 нормативов, которые вызывают затруднения у курсантов при прохождении испытаний, а так же в представленную батарею тестов не попали нормативы, которые имеются в наставлении по физической подготовке сотрудников УИС (НФП 2001).

Анализируя результаты педагогического эксперимента необходимо отметить, что разработанная нами батарея дополнительных тестов способствовала высоким показателям выполнения норм ГТО на золотой и серебряный знак. Успешное выполнение тестов комплекса ГТО позволяет утверждать о высоком уровне физической подготовленности курсантов экспериментальной группы и необходимости применения дополнительных нормативов в учебно-воспитательном процессе курсантов образовательных организаций ФСИН России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении плана мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физ-культурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) : распоряжение Правительства РФ от 30.06.2014 № 1165-р (ред. От 24.08.2017). - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164969/ (дата обращения: 01.01.2020).

2. Москвичев, М.А. Наставление по физической подготовке (НФП-2001) сотрудников уголовно-исполнительной системы / М.А. Москвичев, Н.Н. Маргацкий, Ф.М. Зезюлин. - Москва : Фонд С. Столярова, 2002. - 136 с.

REFERENCES

1. Government of the Russian Federation (2014), "On approval of the action plan for the phased implementation of the all-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" (TRP)", Order of the of 30.06.2014 No. 1165-R (ed. of 24.08.2017), available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164969/.

2. Moskvichev, M.A., Margatsky, N.N. and Zazulin, F.M. (2002), The manual on physical training (NPP - 2001) employees' criminally-Executive system, publishing house Fund of Stolyarov, Moscow.

Контактная информация: nohrin.mihail2013@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 27.06.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.