Опыт применения огнеметно-зажигательного оружия в вооруженных конфликтах второй половины ХХ века
Подполковник запаса О.М. ГЕТЬМАН, кандидат военных наук
Майор И.В. КЛИМОВ, кандидат технических наук
АННОТАЦИЯ ABSTRACT
Рассмотрены вопросы развития огне-метно-зажигательного оружия и способов его применения в войнах и вооруженных конфликтах второй половины ХХ века.
Огнеметно-зажигательное оружие, вооруженный конфликт, локальная война, зажигательные вещества, средства химических войск, огневодные заграждения.
The paper deals with the development of flamethrower incendiary weapons and ways of their use in wars and armed conflicts of the second half of the twentieth century.
KEYWORDS
Flamethrower and incendiary weapons, armed conflict, local warfare, incendiaries, chemical warfare agents, fire barriers.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
ВСЕПОЖИРАЮЩЕЕ пламя как оружие используется человеком с древних времен. Веками захватчики проходились «огнем и мечом» по завоеванным странам. Чего стоит одно только название самой надежной и эффективной тактики опустошения вражеской территории — тактики «выжженной земли»!
XX век ознаменовался бурным развитием химии зажигательных веществ. Разработаны принципиально новые огнесмеси, существенно усовершенствовались старые (классические).
Применение огнеметно-зажига-тельных средств в современной войне позволяет решать широкий круг задач, в частности:
• наносить массовое поражение живой силе, выводить из строя и уничтожать боевую технику, средства транспорта, склады горючего и боеприпасов;
• нарушать работу тыла противника путем создания массовых пожаров на военных и промышленных объектах, железнодорожных узлах и станциях снабжения, в морских и речных портах, базах и населенных пунктах;
• деморализовывать войска противника, поскольку к поражающему действию огня добавляется значительный психологический эффект1.
Кроме того, зажигательные вещества являются, пожалуй, единственным действенным средством для осуществления поджога лесов и другой растительности в целях демаскировки войск противника.
Поражающее действие зажигательного оружия основано на использовании главным образом тепловой энергии, выделяющейся в результате химических реакций горения. Ужасающая мощь огнеметно-зажига-тельного оружия заключается в собственно зажигательных веществах, а конкретные способы их доставки к цели — дело второе, хотя тоже немаловажное.
Во второй половине ХХ века наибольшее внимание разработкам новых видов зажигательного оружия уделялось в двух мировых сверхдержавах — СССР и США. В широких масштабах его применяла армия США в Корее (1950—1953), сбросив
на корейские города и села около 200 тысяч напалмовых бомб общим весом 32 тыс. тонн. Из 75 тыс. домов Пхеньяна 70 тыс. (более 90 %) было уничтожено огнем. Порядка 30 % бомбовой нагрузки самолетов США составляли зажигательные бомбы и баки, при этом примерно треть самолето-вылетов использовалось для поддержки наземных войск, а две трети — на варварскую бомбардировку и разрушение населенных пунктов, аэродромов, железнодорожных узлов и станций. Зажигательные бомбы и баки использовались одновременно с фугасными бомбами2'3. Опыт боевых действий американской авиации в Корее показал, что зажигательное оружие имеет высокую эффективность не только как средство создания крупных пожаров в тылу, но и как мощное средство уничтожения живой силы и техники на поле боя.
Наряду с авиацией зажигательные средства во время военных действий в Корее применялись и сухопутными войсками США. Ранцевые и механизированные огнеметы, огнеметные танки, напалмовые мины и фугасы широко использовались для поддержки пехоты как в наступлении, так и в обороне4.
В «малых» войнах послевоенного периода США применяли эффективные образцы специальных танковых огнеметов. Огнеметный танк М67А1(А2), разработанный на базе среднего танка М48А1, имел на вооружении огнемет М7А1-6 и 12,7-мм пулемет. Его производство началось в 1955 году, танк обеспечивал поражение цели огневой смесью на дальности до 230 м.
Во время войны в Корее огнеметные средства в основном применялись для поддержки пехоты. В 1953 году в каждой американской пехотной дивизии насчитывалось свыше 100 огнеметов различных си-
Зажигательные вещества являются, пожалуй, единственным действенным средством для осуществления поджога лесов и другой растительности в целях демаскировки войск противника.
Поражающее действие зажигательного оружия основано на использовании главным образом тепловой энергии, выделяющейся в результате химических реакций горения. Ужасающая мощь огнеметно-зажигательного оружия заключается в собственно зажигательных веществах, а конкретные способы их доставки к цели — дело второе, хотя тоже немаловажное.
стем. Огнеметы, особенно ранцевые и танковые, широко применялись для борьбы с живой силой в траншеях, долговременных огневых сооружениях, зданиях, укрытиях, окопах, пещерах и др. При этом ранцевые огнеметы, как правило, использовались на труднопроходимой местности, там, где нельзя было использовать огнеметные танки.
Бутылки с горючей смесью или жидкостные гранаты («коктейль Мо-лотова») при всей дешевизне и простоте изготовления доказали свою эффективность во многих войнах. Любопытно, что американцы, считая поначалу их «весьма примитивным оружием», широко использовали такие бутылки в Корее.
Во Вьетнаме зажигательные и огнеметные средства применялись американскими войсками прежде всего для поражения различных целей на поле боя и уничтожения крупных военных объектов в тылу. До 40 % бомбовой нагрузки самолетов авиации ВВС США приходилось на долю зажигательных боеприпасов5.
С 1961 по 1972 год авиация США сбросила свыше 372 тыс. напалмовых бомб, уничтожив свыше 100 крупных населенных пунктов и бессчетное количество деревень.
В зарубежной печати отмечается, что наиболее широкий круг задач по применению зажигательных средств способна решать авиация,
возможности которой возрастают от года к году. Так, на бомбардировщике В-17 периода Второй мировой войны подвешивались 42 зажигательные 100-фунтовые бомбы, а бомбардировщик В-52 в состоянии поднять уже более 50 бомб калибра 750 фунтов. Поэтому, как заявляют специалисты, задачи, решаемые с помощью авиационных зажигательных средств, могут иметь не только оперативно-тактическое значение, но и носить стратегический характер6.
Опыт применения зажигательного оружия армией США в Индокитае был успешно использован Израилем в ходе военных действий на Ближнем Востоке. Внезапное массированное применение авиацией Израиля напалмовых бомб по находящейся на открытой местности живой силе, автомобилям, танкам и другой боевой технике арабов нанесло им значительные потери. До 75 % общих потерь арабские войска в войне 1967 года понесли от поражения зажигательным оружием.
В этот период все большую роль стали играть реактивные системы залпового огня, снаряженные зажигательными боеприпасами. Таким образом, они выполняли роль дальнобойных огнеметов, пройдя путь от «Катюш» БМ-13 до «Града» и «Урагана».
Например, конфликт 1969 года на советско-китайской границе в райо-
Бутылки с горючей смесью или жидкостные гранаты («коктейль Молотова»), при всей дешевизне и простоте изготовления, доказали свою эффективность во многих войнах. Любопытно, что американцы, считая
поначалу их «весьма примитивным оружием», широко использовали такие бутылки в Корее. Во Вьетнаме зажигательные и огнеметные средства применялись американскими войсками прежде всего для поражения различных целей на поле боя и уничтожения крупных военных объектов в тылу.
не необитаемого лесистого острова Даманский, на реке Уссури завершился после удара нашего дивизиона «Град». Огонь РСЗО произвел такое впечатление на противную сторону, что китайские СМИ сообщили о применении СССР тактического ядерного оружия.
Рассмотрим огнеметно-зажига-тельные средства наших войск радиационной, химической и биологической защиты (ранее химических войск).
Ранцевые огнеметы РОКС-3 находились на вооружении химических войск Советской Армии до начала 1950-х годов. В послевоенное время опыт боевого применения РОКС-3 был учтен конструктором Козловским при разработке легкого пехотного огнемета ЛП0-50.
Возможности огнемета ФОГ-2 использовались в ходе разработки тяжелых пехотных огнеметов ТП0-50 и ТП0-50М.
Главным недостатком всех струйных огнеметов оставалась маленькая дальность выстрела. У легкого ранцевого огнемета она составляла около 70 м, у тяжелого — до 200 м.
В конце шестидесятых годов военные конструкторы занялись созданием принципиально нового ручного огнемета. В итоге на смену струйным пришли реактивные огнеметы, в которых огнесмесь, заключенная в герметичную капсулу, доставляется реактивным снарядом на сотни и тысячи метров.
Первый реактивный пехотный огнемет (РПО) «Рысь» изобрели в СССР, в Военной академии химической защиты имени С.К. Тимошенко.
В августе 1982 года РПО «Рысь» успешно применялся в операции против группировки Ахмада Шах Масуда в Панджшерском ущелье.
Огнеметные подразделения химических войск в Афганистане особенно широко использовались в боях за населенные пункты (до 64 % всех выполненных задач). При овладении населенным пунктом огнеметные подразделения РПО включались в состав штурмовых отрядов и действовали в группах блокирования или прорыва. Также огнеметчики нередко действовали в составе воздушных десантов7.
В 1970—1980-х годах в НИИ прикладной химии МО СССР разработали металлизированные огнесмеси с повышенными поражающими свойствами, а затем на их основе — термобарические составы. Это позволило использовать в огнеметах сразу два поражающих фактора — высокую температуру и избыточное давление. Воспламенение данной смеси происходит не сразу, она сначала распыляется в определенном объеме, а затем воспламеняется. В районе взрыва резко возрастают температура и давление, отчего подобные составы и получили свое название. Они схожи по своему действию с известными «вакуумными», а точнее, объемно-детонирующими боеприпасами, но отличаются от них тем, что распыленная смесь не мгновенно детонирует, а очень быстро сгорает.
Могущество действия данного боеприпаса по цели значительно выше обычного фугасного снаряда аналогичного калибра.
В 1988 году был разработан огнемет РПО-А, известный под названием «Шмель». Результаты его испытаний превзошли все ожидания. Существенно возросла дальность стрельбы: прицельная — до 600 м, максимальная — до 1 км. РПО-А стал, по сути, «карманной артиллерией».
Эффективность нового огнемета наглядно проявилась во время войны в Афганистане. Глинобитные стены вокруг кишлаков пробивались танковыми снарядами навылет, а от ударов «Шмеля» они превращались в пыль. Высокие возможности показал РПО-А и при подавлении огневых точек. Попадание боепри-паса внутрь огневой точки приводило к практически полному ее разрушению. Опыт Афганистана показал высокую эффективность и перспективность нового вида оружия. Даже экипаж танка после попадания термобарического боеприпаса лишается возможности продолжать бой.
Принятый на вооружение много лет назад РПО-А сейчас выпускается в трех различных модификациях — РПО-А (термобарический боеприпас), РПО-3 (зажигательный боеприпас) и РПО-Д (дымовой боеприпас).
В последней модели огнемета РПО-А, впервые использованной в КТО на Северном Кавказе, применялся комбинированный боеприпас. Его кумулятивный заряд, первым пробивая преграду, способствует глубокому проникновению основной боевой части, заполненной топливо-воздушной огнесмесью, внутрь объекта. Это позволяет использовать реактивные пехотные огнеметы для поражения не только живой силы противника в укрытиях, огневых точках, зданиях или на местности, но
и для уничтожения легкобронированной боевой и автотранспортной техники. Причем в замкнутом объеме боевого отделения взрыв огнесме-си обладает гораздо более разрушительным эффектом.
Рывок в развитии огнеметных систем в СССР произошел на рубеже 70—80-х годов прошлого века, тогда возник замысел разработки тяжелой огнеметной системы залпового огня. В основу ее применения положены неуправляемые реактивные снаряды с зажигательными и термобарическими боевыми частями, запускаемые с многоствольной самоходной пусковой установки.
В настоящее время на вооружении войск РХБ-защиты Российской армии состоит реактивная огнеметная установка залпового огня ТОС-1А, смонтированная на шасси танка.
Долгое время вся информация по комплексу держалась в строжайшем секрете. Лишь несколько лет назад на выставке вооружения в Омске новое оружие было впервые продемонстрировано в действии отечественным и зарубежным специалистам.
Ирак с 1991 года стал полигоном для отработки новой тактики использования боеприпасов с бетоно-бойными (проникающего действия) боевыми частями БШ-109 (ОБи-15, ОБи-24, ОБи-27) и БШ-113 (ОБи-28, ОБи-27). Авиабомба БШ-109 в состоянии проникнуть на глубину до 30 м в грунт, пробивая при этом 1,8—2,4 м железобетонного перекрытия подземного объекта. Для уничтожения мест хранения противником ОМП к бомбе БШ-109 разработана проникающая боевая часть (БЧ), содержащая зажигательную смесь, препятствующую биологическому или химическому заражению местности8.
Одним из самых эффективных видов искусственных инженерных препятствий являются огневодные заграждения, используемые в каче-
стве противодесантной обороны. Военные специалисты рассматривают создание огневодных преград в качестве одного из важных элементов оперативного оборудования территории. Огневодные заграждения образуются путем воспламенения разлитых на поверхности воды горючих жидкостей (нефть, нефтепродукты и т. п.) или ог-несмесей (напалм и другие).
Стена пламени останавливает любого противника, пытающегося эту преграду преодолеть. Одновременное горение большого количества нефти на большой площади приводит к образованию дефицита кислорода (менее 15 %) и высокой концентрации (свыше 0,5 %) окиси углерода, исключающих преодоление водной преграды9.
Подобные устройства впервые применила израильская армия при обороне Суэцкого канала (когда он являлся разделительной линией между войсками Израиля и Египта).
После захвата Синайского полуострова Израиль построил специальную систему для создания огне-водных заграждений по всей линии Суэцкого канала. На восточном бе-
В 1988 году был разработан огнемет РПО-А, известный
под названием «Шмель». Результаты его испытаний превзошли все ожидания. Существенно возросла дальность стрельбы: прицельная — до 600 м, максимальная — до 1 км. РПО-А
стал, по сути, «карманной артиллерией». Эффективность нового огнемета наглядно проявилась во время войны в Афганистане. РПО-А сейчас выпускается в трех различных
модификациях — РПО-А (термобарический боеприпас), РПО-3 (зажигательный боеприпас) и РПО-Д (дымовой боеприпас).
регу канала они создали так называемую линию Бар-Лева (по фамилии бывшего начальника Генерального штаба Израиля) глубиной 10—15 км. Система включала подземные резервуары вместимостью по 200 т каждый, трубопроводы, насосное и компрессорное оборудование, электровоспламенительные устройства и пункты управления. Апробация системы произошла в 1971 году на одном из ее участков и показала высокую эффективность. Выпущенная из одного резервуара жидкость горела в течение 20 минут. Но из-за внезапного наступления египтян опытную установку огненной преграды не успели ввести в действие.
Перед операцией «Буря в пустыне» (1990—1991) иракская армия практически вдоль всей границы Кувейта с Саудовской Аравией оборудовала противотанковый ров глубиной 3—3,5 м с бруствером из песка примерно такой же высоты, за которым подготовили пути маневра танков и огневых средств. Ров предполагалось заполнить нефтью и поджечь ее при переходе сухопутной группировки многонациональных сил в наступление. За рвом следовала система минных полей и проволочных заграждений.
Но накануне наступления союзников оборонительные позиции, фортификационные сооружения и система инженерных заграждений были, по существу, брошены и своей роли не сыграли. Не успели иракцы использовать и рвы, заполненные нефтью. Часть рвов была подожжена авиацией, а нефтяные терминалы захватили команды рейнджеров и вывели их из строя.
Наверное, одним из самых спорных решений иракского командования был поджог в 1991 году нефтяных скважин в Кувейте. Однако если оставить в стороне политические и экологические соображения, то по-
ложительный тактический эффект такой поджог имел. По крайней мере задымление от горящих нефтяных полей совместно с мерами по маскировке техники в населенных пунктах позволило иракцам осуществить сосредоточение 5-й дивизии на Саудов-ско-Кувейтской границе перед атакой на город Кафджи (Кка^г). Потери дивизии от авиации противника, в ходе передислокации на исходные позиции, составили всего два танка10.
Опыт боевого применения огне-метно-зажигательного оружия наглядно свидетельствует о том, что огонь можно приравнять к оружию массового поражения. Наибольший поражающий эффект при его применении достигается при воздействии по незащищенному личному составу.
Командования многих армий мира и сегодня не ослабляют внимания к огнеметно-зажигательному оружию, изучают опыт его применения в современных войнах, намереваясь использовать в будущем. Работы, проводимые в настоящее время военными специалистами разных стран, направлены в основном на создание еще более эффективных зажигательных веществ и новых средств доставки их на поле боя.
Огнеметные средства, по взглядам военных специалистов, отно-
Одним из самых эффективных видов искусственных инженерных препятствий
являются огневодные заграждения, используемые в качестве противодесантной обороны. Военные специалисты
рассматривают создание огневодных преград в качестве одного из важных элементов оперативного оборудования территории. Огневодные заграждения образуются путем воспламенения разлитых на поверхности воды горючих жидкостей (нефть, нефтепродукты и т. п.) или огнесмесей (напалм и другие).
сятся к вооружению, предназначенному для поражения живой силы при ведении как наступательных, так и оборонительных боевых действий. Применение данных средств характеризуется в основном психологическим эффектом, а в сочетании с применением стрелкового оружия, танков и артиллерии способствует выполнению поставленных боевых задач. Несомненно, зажигательные средства найдут широкое применение при ведении боевых действий в будущих войнах.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Крылов В.Ф. Боевое применение зажигательного оружия, аэрозольное противодействие. М., 1985.
2 Там же.
3 Ардашев А.Н. Зажигательное и огнеметное оружие. М., 2009.
4 Химическое обеспечение боевых действий. М.: ВИ., 1992.
5 Ардашев А.Н. Зажигательное и огнеметное оружие.
6 Дэвидсон Ф.Б. Война во Вьетнаме. М., 2002.
7 Яременко В.А. Россия (СССР) в локальных войнах и вооруженных конфликтах второй половины XX века. М., 2000.
8 Валецкий О.В. Уроки Ирака. Тактика, стратегия и техника в Иракских войнах США. М., 2015.
9 Радиационная, химическая и биологическая защита. М., 2005.
10 Валецкий О.В. Уроки Ирака. Тактика, стратегия и техника в Иракских войнах США. М., 2015.