Научная статья на тему 'Опыт применения оборудования для погружения свай вдавливанием в г. Омске'

Опыт применения оборудования для погружения свай вдавливанием в г. Омске Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
542
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ВДАВЛИВАНИЯ / СВАЯ / ГРУНТОВЫЙ МАССИВ / ПРИГРУЗ / A METHOD OF IMPRESSING / A PILE / A SOLID GROUND / BALLAST

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Пономаренко Юрий Евгеньевич, Нестеров Андрей Сергеевич

Статья посвящена сравнению эффективности применения метода вдавливания свай с использованием различного сваевдавлнвающего оборудования. Проведен анализ циклограмм работы вдавливающих установок при устройстве свайных оснований в различных грунтовых условиях, с применением свай различной длины, погружаемых методом статического вдавливания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Пономаренко Юрий Евгеньевич, Нестеров Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of using equipment for pile driving by the method of impressing in Omsk

The article is devoted to comparison of application the pile-impression method while using various types of pile-impressing equipment. We carried out the analyses of pile-impressing plants diagrammatic work in the process of pile footing arrangement in different ground conditions, with the use of piles of different length, being bedded by the method of static impression.

Текст научной работы на тему «Опыт применения оборудования для погружения свай вдавливанием в г. Омске»

УДК 624.1S5.15

Ю. Е. ПОНОМАРЕНКО А. С. НЕСТЕРОВ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ПОГРУЖЕНИЯ СВАЙ ВДАВЛИВАНИЕМ В ОМСКЕ_______________________________________________

Статья посвящена сражению эффективности применения метода вдавливания свай с использованием различного сваевдавливающего оборудования. Проведен анализ циклограмм работы вдавливающих установок при устройстве свайных оснований в различных грунтовых условиях, с применением свай различной длины, погружаемых методом статического вдавливания.

Ключевые слова: метод вдавливания, свая, грунтовый массив, пригруэ.

За гри года реализации ириоріггетиого 11 ациоі іаль-ного проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» произошла резкая активизация жилищного строительства. С 2000 года объемы строительных подрядных работ н Сибири возросли в •1,8 раза, ввод в действие жилых домов в 2.7 раза. В 2007 году в г. Омске и Омской области было введено 1 млн 150тыс. м* жилья. За первое полугодие 2008 года ввод вдействие жилых домов составил 535,8 тыс. кв. м, что почти на 10 % больше, чем за тот же период 2007 года 111 При тгом необходимо отметить, «подо

00 % фундаментов под вновь строящееся жилье и социальны».1 объекты возводятся с применением сваи них технологий. В условиях существующей городской застройки строительные организации сталкиваются с проблемой устройства свайных фундаментов в зонах примыкания к существующим зданиям и сооружениям. Широко применяемые в настоящее время методы погружения свай, такие как ударный, вибрационный и виброударнмй, зачастую неприемлемы в данных условиях ввиду опасных динамических воздействий на существующие здания,

В услониих плотной застройки безопасное устройство свайных фундаментов может быть достигнуто, если обеснечитъщадящий режим погружения свай в грунт. Такую возможность предоставляет метод статического вдавливания |2|

С начала 60-х годов прошлого века в г. Омске для погружения свай начал применяться метод статического вдавливания В 1960 г конструкторским бюро треста «Строймеханизация N0 2» была разработана и изготовлена (из узлов списанного башенного крана СБК 11 первая сваевдавливающая установка на рельсовом ходу с тросовым механизмом вдавливания. В 1961 г. были созданы две установки на гусеничном ходу, на базе экскаватора Э-784 (3). В 1966 г. была спроектирована и изготовлена установка на рельсовом ходу с передвигающимся мостом длиной 18 м и модернизированным башенным краном СБК-1 на траверсной тележке, с усилием вдавливания до 800 кН (рис. 1). Установка имела возможность погружать сваи сечением 300x300 мм. передвигаясь вдоль ряда свай. Это

Рис. 1. Сиасвдйклиплющ«]» установка с креним СБК-1

позволяло ускори ть перемещение установки при переходе с точки на точку, что, принимая во внимание большую массу установки, значительно повышало безопасность для существующей застройки и качество производства работ по погружению свай |3 — 5]. Производительность установки составляла 15- 25 свай в смену в зависимости от их длины, грунтовых условий и принятой технологии производства работ.

Основные преимущества погружения свай методом вдавливания - отсутствие динамических воздействий на фундаменты и конструкции рядом располо-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ МС'ИИ» м» і «М) 200«

Рис. 3 Циклограмм«! работы сваевдлвливающей установки ГВУ-В-6:

1 - строповка спаи; 2 - подтаскивание сваи;

3 - поворот установки; 4 - установка сваи под наголовник; 5 - вдавливание; 6 - установка подбабка;

7 - додаплнванно сваи; 8 - снятие подбабка

Рис. 2. Сваевдавлнваюіцая установка СВУ-В-6 («ТаВзерп) на Строительной площадке в г. Омске (ул. Газетный переулок)

женных зданий и сооружений, отсутствие шума и загазонаниости воздуха, а также снижение энерго-ы грат но сравнению с работой традиционного сваебойного оборудовании.

Вместе с тем опыт строительства показывает, что использование метода вдавливания может сопровождаться негативными воздействиями на существующие здании, расположенные и непосредственной бди зости от места производства работ Выя плен ряд недостатков, ограничивающих сферу применения этого метода в районах с плотной застройкой. Эти проблемы известны широкому кру|-у специалистов в области геотехники, н достаточной степени изучены и освещены и научной литературе \2 — 8| При этом анализ динамики разви тия рынка строительных технологий и конструктивных параметров вновь возводимых зданий показал, что этот ме тод имеет значительный потенциал развития и совершенствования.

Вновь в Омске сваи, погружаемые методом вдавливания. начали, после длительного перерыва, примениться в 2007 году. Для этих целей в конце 2006 года, строительной компанией ОАО «Небо» была закуплена и перевезена в г Омск вдавливающая установка па рельсовом ходу СВУ «Томич». Буквально на следующий год, для устройства свайного основания торгово-офисного здания компания «Сибирский сенат» закупила изготовленную п Саратове сваевдавливающую установку СВУ В-6 «Тайэср» (рис. 2).

На объекте строительства установка СВУ-В-6 перемещается на гусеничном ходу по опорной металлической плите, подвешенной снизу к базовой машине, что приводит к снижению общего давления установки на грунт. Оборудование смон тировано на базовой машине - кране РДК-25. Масса установки около 50 т, с пригрузом — до 112 т. Для удобства передислокации с объекта на объек т установка легко разбирается на отдельные блоки, способна разгру жатмюставляемые на объект сваи |9|.

Инженерно-геологические условия строительной площадки в г. Омске являются весьма сложными, что определяется наличием текучепластичных суглинков с прослойками полутвердых глин. Поэтому выбор I конструкции фундаментов при строительстве зда-

ний, вплотную примыкающих к существующим строениям. требует внимательного подхода.

В сложившейся ситуации была принята технологическая схема устройства свайного основания с применением погружения свай методом вдавливания, который не оказывает динамического воздействия на массив грунта. По данной технологии было погружено 749 свай длиной 12 м, сечением 300x300 мм.

Реальная производительность установки СВУ-В-6 составляет 20 - 25 свай п смену. Циклограмма работы сваевдавливающей установки СВУ-В-6 («Тайзер») на строительной площадке в г. Омске (ул. Газетный переулок) показана па рис. 3.

В результате анализа циклограммы можно сделать следующий вывод: при работе установки на объекте строительства много времени затрачивайся на вспомогательные операции. Например, па строповку и подтаскивание сваи тратится до 25 —30 % времени Этого можно было бы избежать, если бы установка была оснащена вспомогательным крановым оборудованием, позволяющим складировать сваи ближе к месту непосредственного вдавливании. Установка сваи под наголовник занимает до 15 —20% времени. Это происходит в связи с тем. что оператор установки имеетоіраниченньїй обзор и не видит поверхность груш а с точкой вдавливания сваи. Эту проблему можно было бы решить установкой видеокамеры и монитора в кабине оператора. Такие попы тки делались, но не увенчались успехом, так как существует реальная опасность разбить видеокамеру подаваемой под наголовник сваей. Дополнительного времени требукэт операции с нодбабком (до 15-20 %). Это связано со сложными гидрогеологическими условиями строительной площадки. А также то, что установка, оснащенная опорной плитой, не в состоянии перемещаться по свайному полю. Высокий уровень грунтовых вод и конструктивные особенности установки СВУ-В-6, требуют планировки строительной площадки подсыпкой грунта. В результате проектная отметка головы сваи находится ниже уровня планировки, что вынуждает додаиливать сваю с помощью инвентарной вставки ниже поверхности грунта.

К недостаткам установки можно отнести и то, что наличие аутригеров с большим вылетом делает невозможным погружение свай в углах котлована. В с тесненных условиях плотной городской застройки котлованы часто имеют вертикальные стенки с креплением, ч то приводит к необходимости привлекать дополнительное оборудование для устройства свай в угловых точках котлована.

В лаборатории специальных строительных работ и технологий Томского государственного архитектурно-строительного университета разработана свае-

6 7 8 1 2 3

Рис. I Вдлплипающли установка СВУ мТомич»

вдавливающая установка СВУ «Томич» ка базе типовой ходовой тележки крана КБ-402Б (рис. 4)

Установка, обеспечивает возможность вдавлива-нин свай с максимальным усилием до 800 кН со скоростью 2,5 —3,0 м/мин. Длина погружаемых свай до 12 м. размеры погружаемых свай 300x300 мм. Производительность установки 10 спай п смену. Габаритные размеры: длина 9.5 м , ширина 6,0 м, высота 15,5 м. І Іаимсньшее расстояние от оси погружаемой сваи до стены существующего здания 0.6 .м. Установку обслуживают три человека [ 10).

Установка «Томич», закупленная ОАО «11ебо»мя работ по устройству свайных фундаментов на строительных площадках г. Омска, в процессе сборки подверглась модернизации, которая выразилась в навеске бурового оборудовании, что существенно расширило область ее применения. Также статический пригруз в виде бетонных блоков был заменен мобильным пригрузом, перемещающимся с помощью гидроцилиндра по специальным направляющим. Был установлены аутригеры и гидроцилипдр подходовой тележкой крана КБ--102Б. вывешивающий установку при перемещении рельсовою пути. К сожалению, модернизация не коснулась рабочего органа установки.

6 5 4

Рис. 5. Циклограмма работы смсяда8лииающ«й установки СВУ «Томич» ил строительной площадке п г. Омскс (ул. Ишнмск«»}:

I - перемещение к складу oi.ui; 2 - строповка спаи;

3 - подтаскивание спаи; I попорот установки;

5 — подъем наголопннка; 0 — угтанопка ш.ш под наголовник; 7 - вдавливание сваи

Замена силового полиспаста гидравлическим цилиндром могла бы значительно увеличить надежность в работе и производительность установки.

На строительной площадке в районе ул. Ишнмской было погружено более 600 свай сечением 300x300 мм. длиной 7 м. Циклограмма работы сваевдавливающей установки СВУ «Томич» на строительной площадке в г. Омске (ул. Ишимская) приведена на рис. 5.

Анализируя циклограмму работы установки «Томич». можно сказать, что вспомогательные операции также занимают много времени. На строповку, под-таскиваниесваи и перемещение к месту вдавливания тратится до 30-40 % времени. Если бы установка была оснащена вспомогательным крановым оборудованием, позволяющим складировать сваи ближе к месту вдавливания, затра ты времени на эту технологическую операцию были бы значительно ниже. Подъем наголовника занимает до 20 - 25% времени Э го происходит в связи с тем. что наголовник установки имеет силовой полиспаст. При применении в качестве рабочего органа гидроцилиндра потери времени могли бы быть значительно снижены. В итоге непосредственно вдавливание занимает только 23% времени тех нологнческого цикла, более 70% времени расходуется па вспомогательные операции.

Сравнительная оценка работы сваепогружающих установок в условиях г. Омска показала, что перемещение установок па рельсовом ходу с обьекта на объект в условиях городского строительства затруднеїю. Монтаж и демонтаж установок, а также рихтовка путей требуют значительных трудозатрат (СВУ «Томич»), Кроме того, эти установки имеют большую металлоемкость, чем установки на гусеничном ходу,

Техническая характеристик,! свисвдаплиплющих установок СВУ «Томич» и СВУ «ТдГпор»

С'ОУ

Техническая характеристика _ _ „

•Томич» «Тайлер»

Усилие плаилнядиии, к) 1 800 *>00

Скорость погружения спаи, м/мни 2.5 3.0 0.5 -2.5

Поперечно« сечение сван, не Оолее. мм 400 350

1 Іотребляемая мощность. кВт 28 .50

Масса усганопки. т 20,5 112

Габаритные размеры, м 9,6x6,0x15,5 6.6x4,0x15.0

Проши» одителиност»., количество спай и смену 20 20 25

Глсстоиние от сопри лепного сооружения, мм 600 500

омский НАУЧНЫЙ ксгиик » і 1Ы) КО» МЛШИНОСІКИИЙІ и млшиноидіииі

С другой с тороны, установки оснащенные опорной пли Iой не н состоянии перемещаться по уже устроенному спайному нолю, т.е. по головам погруженных свай, что значительно усложняет технологию их при* моиеиия на строительной площадке (СВУ-В-6). К недостаткам этой установки относится и то, что наличие аутригеров с большим вылетом делае т невозможным погружение свай в углах котлована с вертикальными стенками.

Анализ работы сваевдавливающего оборудования на объектах гражданского строительства позволяет сделать следующие выводы:

— п качестве вдавливающего устройства желательно использовать гидравлический рабочий орган, который, в отличие от силового полиспаста, имеет возможность регулировать скорость и контролировать усилие вдавливания;

— компенсация реактивного усилия, осуществляется путем балластировки установок инвентарными металлическими блоками (СВУ В-6 «Тайзер», СВУ «Томич»);

— для снижения сопротивлении погружению свай необходимо оснащать установки вспомогательным буровым оборудованием для проходки лидериых скважин (СВУ «Томич»);

— установки должны быть оснащены вспомогательным крановым оборудованием, позволяющим складирован, спаи ближе к месту непосредственного вдавливания (установка с краном СБК-1).

Библиографический список

1 Полежаев Д.К Дешевое и комфортное жилье удержит сибиряков и Сибири // Строительство о Омском Прииргмпи«. — Омск. 2008. С А - 9.

2. СвешискиА ЕВ. Современноеоборудование длявдавливания свай/Г..В. СветинскиЛ, М.С. I лйдпй // Мсхлнмзация строительства. - 1997. - № 11. - С. 12 - 16,

X Курии В.П . Млусумблев Б.С.. Цсйсахович В.6. Работа силе-ндапливающих установок па строительстве зданий // Мехами .^ции строительст ва. - 1969. - № 12. - С I V- 18

4.ЛевенштеЙи Б.Я., Мартюшев М.П Производство свайных фундаментов настройках Омска//Мохдшшцкмсгронгсльспи. -196Я - N»3. - С 2-4

5. ПономаренкоЮ.Е. Нестеров Д.С., Млрпошоп N1 П. Него рии и перспективы развитиясредств механизации для вдзвлнва имя свай в Занадно Сибирском регионе // Механизации стро игельсгва — 2003. — Nlf 8. — С 13—17.

6. Фрейдмаи В.Г. Особенности применения свай заводского изготовления при реконструкции Санкт-Петербурга // Реконструкция городов и геотехническое строительство — 200Л — №9. - С 208 - 271.

7 ФрейдманО Г Перспективы развитияметодл вдавливания свай // Геотехника: актуальные теоретические и практические проблемы : межвуэ. теорет. сб. тр. - СПб.: СПбГЛСУ, 2006. -С. 174 - 176

8. Савинов А.В.. Фролов В.Э. Повышение эффективности фундаментов из свай заводской готовности, погружаемых вдавливанием // Актуальные проблемы проектирования и устройства оснований и фундаментов зданий и сооружений : сб. ст. Меж дуиар. науч. практ. конф. — Пенза. 2004. — С- 200 — 202.

9. Джантнмиров Х.А. Безударные технологии погружения свай и шпунта / Х.А Джантнмиров, O.R. Литвин // Реконструкция городов и геотехническое строительство. —2004. - N«8. -С 176-179.

10 Наука, инжиниринг, инновации. Каталог научно тохни ческих разработок и услуг в Томском государственном архитектурно-строительном ужгоерстггетс (ГГАСУ) |Текст| /сост. C.I I.Овсянников, В.И. Коренев; под ред. А.С. Ляховнча - Томск Илд-ио Том. гос. лрхит.-строит. ун-та, 2007. — 120 с.

ПОНОМАРЕНКО Юрий Евгеньевич, доктор технических наук, заместитель проректора по научной работе.

НЕСТЕРОВ Андрей Сергеевич, кандидат технических паук, старший преподава тель кафедры «Инженерная геология, основания и фундаменты».

Адрес для переписки: 644080, г. Омск. пр. Мира, 5.

Статья поступила п редакцию 10.00.2009 г.

© Ю. Е. Пономаренко, А. С. Нестеров

Книжная полка

Попов, П. Е. Введение в специальность 151002 «Металлообрабатывающие станки и комплексы» [ТекстЦ: конспект лекций / П. Е. Попов, Е. В. Васильев, Н. Н. Кочура; ОмГТУ. — Омск, 2009. — 47 с.: рис. — Библиогр.: с. 47.

В конспек те лекций приведены основные темы лекционного курса дисциплины «Введение в специальность». Даны термины и понятия, рассмотрены виды и износ режущего инструмента и металлорежущих станков. Описан процесс резания металлов, режимы резания.

По вопросам приобретения — (3812) 65-23-69 Е mail libairectortf' omqtn.ni

Свешников, В. К. Станочные гидроприводы [Текст] : справочник / В. К. Свешников. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Машиностроение, 2008. — 639 с. : рис., табл. — (Библиотека конструктора). — Библиогр.:с.612-613. —Предм. указ.: с. 614-618. — ISBN 978-5-217-03438-3.

I (рнведены конструкции, основные параметры, габаритные и присоединительные размеры гидрооборудо ван и я главным образом стационарных машин, в том числе насосов, объемных гидродвигателей, гидро-аішаратон, фильтров, аккумуляторов,теплообменников, приборов и сопутствующих товаров отечест венного и частично зарубежною производства. Излагаются основы проем ирования и расчета гидросистем, их монтажа и эксплуатации, а также основополагающие отечест венные стандарты и стандарты ИСО. Справочник содержит максимум сведений, необходимых в практике проектирования и эксплуатации гидрооборуловлния. выполняя информационную и учебную функцию.

Для инженеров-конструкторов, изготовителей, а также обслуживающего персонала переоборудования стационарных машин, преподавателей, студен тон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.