Научная статья на тему 'Опыт применения наружного сканера-дефектоскопа «АВТОКОН-МГТУ » в процессе ремонта газопроводов на объектах ОАО «Газпром»'

Опыт применения наружного сканера-дефектоскопа «АВТОКОН-МГТУ » в процессе ремонта газопроводов на объектах ОАО «Газпром» Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
172
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Территория Нефтегаз
ВАК

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Степанчук Ю. М., Пеннер Э. Л.

При ремонте газопроводов ООО НПК «РемГазДиагностика» проводит отбраковку труб и сварных соединений с применением автоматизированного комплекса «АВТОКОН-МГТУ». Комплекс выявляет и регистрирует разнообразные дефекты: трещины, расслоения, непровары и т.д. Представлены выполненные в 11 газотранспортных обществах результаты диагностики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Степанчук Ю. М., Пеннер Э. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт применения наружного сканера-дефектоскопа «АВТОКОН-МГТУ » в процессе ремонта газопроводов на объектах ОАО «Газпром»»

ДИАГНОСТИКА

Ю.М. Степанчук, Э.Л. Пеннер, ООО НПК «Ремгаздиагностика»

опыт применения наружного сканера-дефектоскопа «автокон-мгту» в процессе ремонта газопроводов на объектах оао «газпром»

При ремонте газопроводов ООО НПК «РемГазДиагностика» проводит отбраковку труб и сварных соединений с применением автоматизированного комплекса «АВТОКОН-МГТУ». Комплекс выявляет и регистрирует разнообразные дефекты: трещины, расслоения, непровары и т.д. Представлены выполненные в 11 газотранспортных обществах результаты диагностики.

В процессе ремонтно-восстановительных работ на линейной части МГ одним из важнейших этапов является проведение комплексной диагностики состояния труб и сварных соединений с последующей отбраковкой. В современных условиях использование при отбраковке труб и стыков только визуально-измерительных методов контроля, даже в сочетании с ручными диагностическими приборами, не обеспечивает необходимого качества диагностических работ. Приборная диагностика исключает субъективный фактор, дает возможность обнаруживать дефекты, невидимые человеческому глазу, получать результаты как на электронном, так и бумажном носителе. По заказу Управления по транспортировке газа и газового конденсата Научно-учебный центр «Сварка и контроль» МГТУ им. Н.Э. Баумана под руководством академика РАН Н.П.Алешина разработал автоматизированный наружный сканер-дефектоскоп «АВТОКОН-МГТУ». С целью обеспечения необходимого качества работ по переизоляции газопроводов, принадлежащих газотранспортным обществам ОАО «Газпром», Департаментом по транспортировке, подземному хранению и использованию газа было принято решение о проведении отбраковки труб в процессе производства работ по капитальному ремонту с применением автоматизированного сканер-дефектоскопа «АВТОКОН-МГТУ» и рекомендована организация ООО НПК

«РемГазДиагностика»(письма №03/0800555 от 03.02.07г., №03/0800-781 от 15.02.08 и 03/0800/1-4645 от 28.08.09г.). Автоматизированный комплекс «АВТОКОН-МГТУ» предназначен для ультразвукового контроля качества сварных соединений и металла тела трубы. Конструктивно он выполнен в виде малогабаритной автономной роботизированной системы контроля массой 16 кг. Автономная система представляет собой механизм передвижения, несущий 8-канальный ультразвуковой дефектоскоп с управляющим процессором и акустическую систему. Для слежения за процессом контроля комплекс имеет экран. С помощью комплекса «АВТОКОН-МГТУ» выявляют и регистрируют дефекты типа трещин, непроваров, шлаковых включений, газовых пор, расслоения, коррозионные каверны, осуществляется идентификация и оценка дефектов в соответствии с требованиями «ВСН 012-88. Часть 1». В процессе контроля ведется регистрация результатов с указанием величины и местоположения дефектов. Результаты контроля запоминает процессор (до 600 погонных метров тела трубы или сварного шва) и отображает на экране дефектоскопа с последующей перезаписью на компьютер в целях создания документа контроля. Время выдачи заключений по результатам проведенного контроля в распечатанном виде в виде оформленного по результатам обследования документа составляет 5-10 минут. Скорость

перемещения сканера в процессе диагностики тела трубы составляет 2 метра в минуту, по кольцевому шву 1 метр в минуту. Это позволяет успешно работать, не снижая темпа в составе колонны по переизоляции.

В СОСТАВ СКАНЕРА «АВТОКОН

-мгту» Входят следующие основные блоки:

• сканирующее устройство, на котором расположены основные блоки;

• специализированный мультипрограммный 8-канальный дефектоскоп;

• акустическая система с подвеской;

• датчик слежения за сварным швом с блоком управления движением;

• датчик пути;

• датчик зенита;

• аккумулятор блок + 12В, + 28В;

• система подачи контактной жидкости.

Блочный принцип конструкции сканера делает его ремонтно пригодным, т.к. меняются отдельные блоки. В процессе работы скорость замены блока определяется наличием запасного на участке производства работ либо временем полета самолета в регион, где ведутся работы. Сканирующие устройство предназначено для механического сканирования акустической системы вдоль сварного шва (контроль сварного шва и тела трубы) или вдоль образующей трубы по металлической ленте (контроль тела трубы) во всех пространственных положениях. Ска-

42 \\ ТЕРРИТОРИЯ нефтегаз \\

\\ № 11 \\ ноябрь \ 2003

\\ ТЕРРИТОРИЯ НЕФТЕГАЗ \\

№ 11 \\ ноябрь \ 2009

Рис. 1. Дефекты тела трубы и продольного шва

Рис. 2. Дефекты кольцевых сварных соединений

нирующее устройство выполнено в виде самоходной тележки на магнитных колесах с электродвигателями и автоматическим управлением.

Акустическая система состоит из двух акустических блоков, симметрично расположенных относительно центральной оси сканирующего устройства, закрепленного на подвесе.

Акустический блок для контроля сварных швов состоит из трех пьезоэлектрических преобразователей (ПЭП), расположенных в одном корпусе. Каждый ПЭП производит контроль определенных зон сварного шва. ПЭП работают как по эхо, так и по раздельной схемам согласно заданной программе.

Акустический блок для контроля тела трубы и околошовной зоны состоит из трех ПЭП. ПЭП 1 осуществляет контроль тела трубы и направлен в сторону от сварного шва, а ПЭП 2 и ПЭП 3 производят контроль околошовной зоны и направлены на шов.

Подвес обеспечивает постоянное прижатие акустических блоков к поверхности трубы, точное позиционирование относительно сварного шва или образующей трубы, а также переезд через сварной шов.

Датчик слежения за швом предназначен для слежения за сварным швом или за металлической лентой, предварительно проложенной по образующей трубы (контроль тела трубы) и управления двигателями для обеспечения прямолинейного движения вдоль оси сварного шва или ленты. Датчик пути определяет пройденный путь и координаты расположения обнаруженных дефектов по длине сварного шва или трубы. Датчик зенита необходим для определения зенита по окружности трубы и привязки к ней результатов контроля.

Аккумуляторный блок состоит из двух источников и предназначен для питания электродвигателей сканирующего устройства (+28В) и для питания дефектоскопа (+12В).

В 2008 г. была проведена модернизация конструкции сканера дефектоскопа «АВТОКОН-МГТУ». Модернизированные сканеры в приборной базе ООО НПК «Рем-ГазДиагностика» имеют более высокую чувствительность и лучшую разрешающую способность.

Сканер «АВТОКОН-МГТУ» получил сертификат Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии об утверждении типа средства измерений и внесении в Государственный реестр средств измерений под № 33918-07.

В период с 2007 г. по настоящее время ООО НПК «РемГазДиагностика» выполнила работы по обследованию более 1200 км газопроводов.

Работы проводились в следующих газотранспортных обществах: ООО «Газпром трансгаз Москва», ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург», ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород», ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», ООО «Газпром трансгаз Самара», ООО «Газпром трансгаз Томск», ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург», ООО «Газпром трансгаз Казань», ведутся работы в ООО «Газпром трансгаз Волгоград» и ООО «Газпром трансгаз Уфа». Все работы выполняются в соответствии с действующими нормативными документами: Инструкцией по оценке дефектов труб и соединительных деталей при ремонте и диагностировании магистральных газопроводов и Инструкцией по неразрушаю-щим методам контроля качества сварных соединений при строительстве и ремонте промысловых и магистральных газопроводов СТО Газпром 2-2.4-083-2006г.

Распределение обнаруженных дефектов по телу трубы представлено на рис. 1. Проанализировав представленную диаграмму, мы видим, что основными являются дефекты коррозионного происхождения 40-60%. В то же время нельзя не отметить, что после коррозии основными по объему являются дефекты, возникшие в результате строительно-монтажных работ, а именно: задиры, вмятины, царапины, которые могут достигать до 45% всех дефектов.

На рис. 2 представлено распределение дефектов кольцевых сварных соединений. Основным дефектом, который присутствует практически на каждом втором дефектном стыке, является смещение кромок (45%).

Средняя скорость проведения работ составила 200-700 метров в сутки одной бригадой дефектоскопистов, в зависимости от конкретных условий производства работ.

В результате работы ООО НПК «Ремгазди-агностика» накоплен значительный опыт в области отбраковки труб на объектах ОАО «Газпром» с применением сканера-дефектоскопа «АВТОКОН-МГТУ». Использование данного прибора позволило значительно ускорить темп и значительно сократить влияние человеческого фактора, что в свою очередь повысило качество производства работ.

(kir) РемГвэДиагноСТике

ООО Научно-Производственная Компания «РемГазДиагностика» 117997, г.Москва,

ул. Профсоюзная, д. 93а, офис 406 Тел./факс: +7 (495) 336-72-28 e-mail: rgd-info@bk.ru www.remgaz.ru

WWW.NEFTEGAS.INFO

\\ диагностика \\ 43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.