ного ослабления) отрицательного влияния гигиена должна изучать многообразные действующие на здоровье факторы внешней среды, их свойства, изменения, взаимодействие. Это изучение должно быть направлено на выяснение их (но отнюдь не природоведческой или технической) характеристики с обязательным учетом их фактического или возможного воздействия на организм. Такое изучение факторов внешней среды Ь разработкой санитарных-мероприятий может осуществляться санитар-но-обследовательским и санитарно-физико-хнмическим, санитарно-био-логическим и бактериологическим методами.
Путем приведенного комплекса исследований гигиена сможет разрешить стоящие перед ней задачи, которые заключаются в разработке гигиенических основ жизни населения в единстве с внешней средой, гигиенических нормативов бытовых, трудовых условий, ритма жизни, условий отдыха, а также гигиенических норм, свойств, количественных соотношений активных факторов, агентов внешней среды.
Помимо этих общих задач по отношению к многообразным факторам внешней среды, перед гигиеной в настоящее время стоят актуальные задачи борьбы с распространенными болезнями, зависящими от отрицательных воздействий внешней среды, и не менее важная задача повышения эффекта лечения в лечебных учреждениях.
Работа гигиенистов по изучению причин гипертонии, язвенной болезни, ревматизма и др. должна проводиться совместно с клиницистами. И в данном случае необходимо уточнить и изучить этиологические и патогенетические факторы, связанные с внешней средой, и разработать мероприятия для их ликвидации.
Исходя из бесспорного положения, что самые успехи терапии возможны лишь при условии соблюдения гигиены, гигиенисты должны тщательно изучать внешнюю обстановку, режим воздушной среды, питания и ухода за больными в клиниках и больницах. На основании этого изучения будет возможно установить -соответствующие гигиенические условия и режим в больницах и клиниках, что значительно улучшит результаты терапии. Работа в этом направлении находится в полном соответствии с установками И. П. Павлова: внедрять достижения экспериментальной гигиены в клинику для повышения эффективности лечения.
Глубоко заблуждается тот, кто думает, что всего этого можно достигнуть, привлекая физиологов в гигиенические лаборатории или следуя лишь их указаниям. Только при условии систематического изучения наследия И. П. Павлова, полного овладения его трудами мы — гигиенисты — сможем преподавать гигиену и вести гигиенические исследования на основе и в духе учения И. П. Павлова.
•йг Ъ Ъ
Проф. П. Н. Ласточкин
Опыт применения метода условных рефлексов для санитарного определения некоторых ингредиентов
внешней среды
Из Ленинградского государственного педиатрического медицинского института
В ряде случаев при санитарной экспертизе приходится определять малые концентрации, следы посторонних веществ, присутствующих в воздухе, почве, пищевых продуктах и пр. и не поддающихся химическим или физическим методам исследования или требующих для своего определения сложных приборов и способов.
С этой целью в одной из прежних наших работ была сделана по-яытка использования тончайшей и чувствительнейшей аппаратуры, существующей в природе, а именно рецепторов и анализаторов животных с наиболее развитой чувствительностью. У них воспитывались условные рефлексы прежде всего на запах.
В качестве объектов мы остановились сначала на собаках (можно использовать для этого и других животных, в том числе и обезьян) как на существах, обладающих особо чувствительным обонянием и сравнительно легко дрессируемых.
Прежде всего нужно было решить вопрос, можно ли вообще у собак воспитать определенный и стойкий рефлекс на очень слабый запах, мало ощутимый для человека. Если это возможно, то все дальнейшие видоизменения и 'приспособления данного метода к задачам санитарии относительно не представят затруднений и будут касаться главным образом дрессировки собак.
Для опытов были взяты различные вещества с весьма слабыми запахами, например, подсолнечное масло и др. (ввиду того что со всеми испытанными нами веществами были получены аналогичные результаты, мы в настоящей статье будем называть их веществом А).
При воспитании у собаки стойкого рефлекса на запах вещества А можно было итти двумя путями — вызвать или положительный, или отрицательный рефлекс. Положительный рефлекс, выражающийся в стремлении собаки к раздражителю, когда раздражение связывается с ощущением удовольствия, нам казался неприменимым вследствие трудностей воспитания отчетливого рефлекса. Поэтому мы остановились на отрицательном рефлексе, проявляющемся в стремлении собаки от раздражителя; иначе говоря, мы решили связать раздражение запахом вещества А с чувством страха, который выражается в ощетинивании шерсти, оскале зубов и бросании в сторону от раздражителя.
Для опытов были взяты две собаки: кавказская лайка Нойба и немецкая овчарка Кетти. В качестве раздражителя использовались кусочки 'пропускной бумаги, небольшие деревянные дощечки, кусочки мяса, комья земли и другие предметы, адсорбировавшие пары вещества А. С этой целью указанные объекты выдерживались в эксикаторе, на дне которого была .помещена чашка, содержащая 5 см3 вещества А.
Для вызывания отрицательного рефлекса момент ощущения запаха А связывался с резким болевым ощущением. Для получения болевого ощущения употреблялся так называемый парфорс — шейный и грудной; первый представлял собой ременной ошейник с насаженными внутри остриями; по этому же образцу сделан и грудной парфорс. Рывок с помощью протянутой от парфорсов веревки причинял внезапную сильную боль животному и вызывал у него бурную реакцию: поднятие шерсти, оскал зубов, рычание.
В первоначальных опытах был построен специальный деревянный станок, в который собака вводилась с целью приучить ее сосредоточивать внимание на нужных раздражителях.
План воспитания условных рефлексов у собаки к запаху был следующий:
1. Приучение собаки к станку— 12 дней.
2. Работа в станке.
3. Воспитание условных рефлексов с помощью парфорса.
4. Диференцировка запаха (собака могла смешать данный запах А со сходными запахами) — 20 дней. У каждой собаки рефлекс воспитывался только на один запах.
5. Диференцировка предметов (чтобы рефлекс не связывался с обстановкой, людьми и предметами, насыщенными запахом, а только с последним) — 12 дней.
Результаты опытов
1. Собаки Кетти и Нойба приучены к станку, свободно дают себя фиксировать.
2. Фиксированным в станке собакам вперемежку с предметами без запаха подносят такие же предметы из эксикатора, причем в последнем случае одновременно производят рывок двух парфорсов (шейного и грудного).
Кетти под влиянием воздействия парфорсом начинает входить в станок неохотно. В первый момент отмечался страх при поднесении любого предмета, но после обнюхивания предмета, не имеющего запаха А, собака успокаивалась. Во избежание установления связи со станком в дальнейшем опыты проводились только с парфорсом.
Бумажка без запаха — рефлекса нет; бумажка из эксикатора — сильное беспокойство. Рефлекс закреплен рывком парфорса.
3. Работа без станка, только с парфорсом. Закрепление основного рефлекса на запах путем поднесения предметов с запахом (из эксикатора) и 'без запаха.
У собак безошибочно появлялся рефлекс на вещество А после воздействия парфорса; у них отмечалась повышенная нервность даже когда подносился предмет без запаха.
4. На дощечки, лежащие на земле, из которых одна без запаха, а другая из эксикатора, клали мясо. Место этих дощечек постоянно менялось. Собака давала удовлетворительную реакцию, подходя иногда к мясу (на обеих дощечках) с »преувеличенной осторожностью из страха перед воздействием парфорса. *
Нойба вводилась с парфорсом (без станка). Собаке 4 раза подносили дощечку без запаха и затем давали мясо. Она спокойно реагировала на дощечку, не имеющую запаха. Пятый раз ей подносили дощечку, взятую из эксикатора, в котором она лежала около месяца. При поднесении этой дощечки с мясом собака, оскалив зубы, начинала рычать и бросалась в сторону.
Выводы
1. У собак Кетти и Нойба удалось выработать основной рефлекс на запах, даже очень слабый.
2. Диференцировка на запах установлена; собаки из нескольких сходных запахов дают характерный рефлекс лишь на тот запах, на который он был выработан.
3. Воспитанный рефлекс не носит зрительного характера.
4. Следовательно, основной вопрос, можно ли у собак воспитать определенный» стойкий рефлекс на запах с дифервнцировкой его, решен положительно. Рефлекс является исключительно обонятельным, т. е. получен в чистом виде.
Учитывая данные наших опытов, дальнейшую работу по образованию таких условных рефлексов необходимо, по нашему мнению, вести в следующих направлениях:
а) Воспитывать обонятельный рефлекс лишь у собак полноценных, с хорошим обонянием, с хорошо выраженным инстинктом к поиску.
б) Сначала научить собаку производить поиски, приучить к послушанию, дисциплине и пр. Например, собака должна привыкнуть к кличке, поводку и ошейнику, к ободряющим и угрожающим интонациям, к хождению рядом на поводке и 'без поводка; необходимо воспитать у -нее общую выдержку.
в) Производить опыт воспитания не только отрицательных, но и положительных рефлексов.
г) Воспитывать условные рефлексы не только на запах, но и на определенные концентрации вещества.
д) Воспитание условных рефлексов проводить в случаях необходимости определить качество, сорт, состояние, изменение различных веществ (например, муки, чая, мяса и т. п.), когда эти изменения по запаху или цвету ire уловимы для человеческой органолептики и для приборов. Условные рефлексы можно применять также в целях определения ряда примесей к воздуху, воде и п,р.
■Й- -ЙГ *
Проф. В. 3. Мартынюк и М. И. Лифшиц
Санитарно-гигиеническая оценка природного газа Дашава
Из Львовского института эпидемиологии и микробиологии
Природный газ месторождения Дашава-Опары имеет следующий химический состав: метан СН4 — 97,88% по объему, этан СгН6 — 0,5%, пропан С3Н8 — 0,16%, бутан С4Ню — 0,13%, азот N2—1,25%, углекислота С02 — 0,08% по объему. Следовательно, главным горючим веществом газа является метан. Температура горения газа 2 050°. Температура воспламенения 650 . Теплотворная способность газа, по данным Укргаза, составляет 8 600 ккал/м3.
Важной особенностью газа с санитарной и хозяйственной точки зрения является его способность образовывать взрывчатые смеси с воздухом. Наибольшую силу взрыва дает смесь, содержащая 8—9,5% газа.
Основным объектом наших исследований явились продукты горения, которые при укоренившейся практике сжигания газа попадают в воздух помещений и изменяют его химический состав и физические свойства.
Для полного сгорания 1 м3 метана необходимо 2 м3 кислорода или около 10 м- воздуха, при этом образуется углекислоты 1 м3, водяных паров — 2 >м3, может образоваться также.окись углерода и формальдегид.
В приводимых ниже исследованиях воздуха помещений нами определялось содержание углекислоты, окиси углерода, формальдегида и водяных паров. Для определения всех ингредиентов, кроме формальдегида, исследуемый воздух накачивался при помощи велосипедного насоса в резиновые камеры и затем переводился в стеклянные бутыли. Определение углекислоты и окиси углерода производилось по методу Винокурова.
Забор воздуха для определения формальдегида осуществлялся следующим образом: воздух со скоростью 20—25 л/час протягивался с помощью аспиратора в течение 2 часов через три трубки Петри, наполненные дестиллированной водой. Наличие формальдегида и концентрация его определялись при помощи реактива Шифр-Эльвова. Кислород в воздухе определялся по методу Гальдана. Наблюдения за температурой и'влажностью воздуха велись с помощью психрометра Ассмана.
В качестве объектов исследования были выбраны: а) две комнаты в здании Института эпидемиологии и микробиологии (из них одна объемом в 94,7 м3 и другая — 75,6 м3); комнаты расположены рядом, имеют одинаковую ориентацию на восток и одинарное застекление окон; б) 9 жилы>: квартир, размещенных в различных районах города, большей частью в многоэтажных газифицированных домах.
Первая серия наблюдений проводилась в июне, июле и декабре 1947 г.
Одна из комнат была оборудована типовой кухонной плиткой Львовских заводов на две горелки, а другая использовалась как контрольная.
2 Гигиена и санитарии. I