Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА СКОТОМЕТРИИ ДЛЯ ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИИ'

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА СКОТОМЕТРИИ ДЛЯ ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА СКОТОМЕТРИИ ДЛЯ ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИИ»

1—l'/г часа, 10 лет— l'/г часа, 13—14 лет— l'/г — 2 часа. После этих мероприятий динамический стереотип характеризовался следующими показателями (табл. 2).

Из табл. 2 видно, что высшая нервная деятельность у детей полностью нормализовалась. У детей разных возрастов условные рефлексы хорошо выражены, имеют правильные силовые отношения, полностью подчиняясь «закону силы». Все это говорит о наличии оптимальной возбудимости больших полушарий. Эти результаты были у всех 8 детей, у которых сокращалась учебная нагрузка. У остальных 4 детей, которые не имели сокращения учебной нагрузки, попрежнему имелось нарушение «закона силы» в условных рефлексах.

Выводы

1. Размер учебной нагрузки в 5—б'/г часов для детей 7—8 лет, б'/з часов — для детей 10 лет, 7—8 часов — для детей 13—14 лет (включая уроки в школе и занятия дома) в наших наблюдениях являлся тем пределом, при котором сохранялась оптимальная возбудимость больших полушарий ребенка.

2. Учебная нагрузка больше этого предела оказалась чрезмерной и вела к развитию в больших полушариях ребенка фазовых состояний, которые при такой норме учебной нагрузки держались длительное время.

3. Упорядочение учебной нагрузки выводило большие полушария ребенка из фазовых состояний и являлось также действенным профилактическим средством против фазовых явлений.

ЛИТЕРАТУРА

Богаченко Л. С., Журн. высш. нервной деят. им. Павлова, 1953, т. III, в. 2, стр. 203—214. — Красногорский Н. И., Журн. высш. нервной деят. им. Павлова, 1951, т. I, в. 1, стр. 36—46. — П а в л о в И. П., Полное собр. соч., М. — Л., 1951, т. III, кн. 2, стр. 55. — Пратусевич Ю. М., Докл. Акад. наук СССР, 1954, т. XCIX, № 4, стр. 653—656.— Он же, Докл. Акад. наук СССР, 1955, т. CIV, № 5. стр. 798—800. — Фуфлыгина Т. П., Журн. высш. нервной деят. им. Павлова. 1953, т. III, в. 5, стр. 718—727.

Поступила 21 /X 1955 г.

t

<г ir *

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА СКОТОМЕТРИИ ДЛЯ ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИИ

С. Ф. Либих, Н. И. Матузов, В. Е. Вдовина Из кафедры военно-морской гигиены Военно-морской медицинской академии

Исследование функционального состояния организма имеет большое научно-практическое значение. По данным таких исследований производится физиолого-гигиеническая оценка условий внешней среды, разрабатываются профилактические мероприятия по охране здоровья. О функциональном состоянии организма судят по результатам наблюдений над работой и состоянием как отдельных органов и систем организма, так и по реакциям, отражающим состояние всего организма. Из физиологических методов, наиболее соответствующих поставленной цели, следует считать особенно ценными методы исследования функционального состояния высших отделов центральной нервной системы, поскольку оно определяет и состояние всего организма в целом.

Специальным методом изучения центральной нервной системы является, как известно, метод исследования условных рефлексов первой и второй сигнальных систем, но во многих случаях для практических надобностей можно характеризовать функциональное состояние центральной нервной системы путем изучения функционального состояния анализаторов.

В производственной обстановке такие исследования легче осуществить и, кроме того, при помощи таких методов легче вести наблюдения за быстро меняющимся состоянием организма, например, в период восстановления физиологических сдвигов.

Изменение физиологической мобильности анализаторов неоднократно использовали как критерий для суждений о функциональном состоянии анализатора и центральной нервной системы в зависимости от воздействия различных факторов.

Особенно широко этот вопрос был изучен в отношении зрительного анализатора П. Г. Снякиным (1948). Его исследования по динамике мобильности сетчатки показали наличие определенных закономерностей в зависимости от различных состояний коры головного мозга. Нами была сделана попытка применить метод исследования мобильности сетчатки для изучения физиологических сдвигов в организме под влиянием некоторых факторов внешней среды.

Учитывая, что для экспериментальной работы в производственных условиях желательно иметь несложные, но вместе с тем чувствительные и точные методики исследования, мы выбрали для поставленной цели методику скотометрии и поставили себе задачу создать модель ското-метра, простую и удобную для работы.

Конструкция скотометра была разработана С. Ф. Либих и Н. И. Ма-гузовым.

Описание прибора (см. рисунок). Основная часть — круглый сменный экран (/), по поверхности которого радиально перемещается индикатор (2) в виде контрастно окрашенного шарика (черный при белом экране и белый при черном).

С этим экраном связан осью диск такого же диаметра (3), имеющий по периферии 36 дырочек для замка (5), фиксирующего положение коромысла (4) и 4 отверстия для пробок, к которым кнопками прикрепляются сменные круглые бумажные бланки.

Коромысло вращается на оси. По коромыслу при помощи кремальерной передачи перемещается каретка (5), несущая индикатор и отметчик (6). Коромысло пружинным замком может фиксироваться в положениях через каждые 10°.

Основной экран с индикатором окружен сменным защитным экраном такой же окраски (7). Защитный экран исключает световые воздействия предметов, находящихся в поле зрения наблюдаемого.

—;

Ю

5 С

гГтГ-1^

На этом же экране расположена подвижная фиксационная точка, определяющая направление зрительной оси глаза наблюдаемого.

Для фиксации головы наблюдаемого имеется специальный штатив, перемещающийся параллельно экрану (#).

Метод исследования. Голову наблюдаемого устанавливают в положении, при котором середина слепого пятна проицируется на центр экрана. Другой глаз закрывают ширмой или повязкой. Наблюдаемому предлагают смотреть на фиксационную точку. Фиксационную точку устанавливают в положении, при котором слепое пятно проицируется на середину экрана. Экран хорошо освещают лампой, находящейся позади головы наблюдаемого.

Исследователь, вращая рукоятку кремальерной передачи, передвигает индикатор и отметчик от периферии экрана к его центру. Наблюдаемый отмечает момент прекращения видимости индикатора, что происходит тогда, когда изображение индикатора на сетчатке переходит в область слепого пятна. Получив сигнал от наблюдаемого, исследователь, нажимая на отметчик, устанавливает границу слепого пятна на данном радиусе. Передвигая коромысло, такое исследование повторяют по всем 36 радиусам.

По окончании исследования по полученным точкам обрисовывают контур слепого пятна. Площадь пятна измеряют планиметром или взвешиванием вырезанной фигуры пятна и сравнением с весом единицы площади такой же бумаги. По полученной площади можно вычислить телесный угол, соответствующий слепому пятну, а также с учетом увеличения прибора и абсолютную величину площади пятна.

Функциональную мобильность сетчатки изучали при воздействии на наблюдаемых инфракрасной радиации, звуков низкого и высокого тона и при приеме внутрь кофеина.

Кроме того, вели контрольные наблюдения для изучения влияния на площадь физиологической скотомы повторности исследования. Определяли также индивидуальные колебания величины слепого пятна за рабочий день.

Все исследования проводили в одинаковых условиях, при стандартной освещенности на экране в 180 1х от лампы в 100 W, расположенной сзади наблюдаемого. Основной и защитный экраны скотометра — черные, индикатор — белый. Наблюдаемые до исследования находились в неярко освещенной комнате (зимнее дневное освещение в несолнечные дни). Все определения площади слепого пятна производили для одного глаза наблюдаемого: для левого у наблюдаемого Л. (правый глаз имеет сильную миопию и астигматизм) и для правого и остальных наблюдаемых.

Наблюдаемые (лабораторные работники) в дни опытов выполняли обычную работу, не связанную с напряжением органа зрения.

Сведения о наблюдаемых приводятся в табл. 1.

Индивидуальные колебания величин физиологической скотомы представлены в табл. 2. Измерения производили в утренние часы и во вторую половину рабочего дня.

Полученные нами величины площади проекции слепого пятна совпадают с данными П. Г. Снякина. Диапазон индивидуальных колебаний величин площади в наших наблюдениях меньше, что можно объяснить тем, что мы проводили наблюдения в довольно ограниченные промежутки времени (по 2 часа).

Угловые размеры по вертикальной и горизонтальной оси находятся в пределах, установленных измерениями Л. А. Дымшица, М. Л. Каль-кутиной, Виттиха и Эппенштейна, Юнга.

Во вторую половину рабочего дня площадь слепого пятна увеличивалась на 11,2—12,2%, индивидуальные колебания в это время уменьшались. Так, в 10—12 часов разность между максимальными размера-

Таблица 1

Фамилия Пол Возраст Состояние рефракции Примечание

Л. М. 52 года + 1,5;—8,0 астигматизм

С. » 42 . Эмметроп Острота зрения больше 1,0 ......

Г. Ж 24 . •

И. 9 41 год а Частые головные боли и головокружения на почве расстройства мозгового кровообращения ......

н. • 45 лет я

Таблица 2

Колебания величины физиологической скотомы

« 3 35 Площадь проекции слепого пятна (в см3) Угловые размеры в среднем

со % ч «о се X в 10—12 часов в 14—16 часов

минимальная средняя максимальная минимальная средняя максимальная вертикальные горизонтальные

Л. 21 25,9 34,1 28 28,8 29,3 6,5° 5,7°

с. 2,9 8,1 8,5 7,5 9,8 11,8 3,3° 2,8»

г. 13,1 16,6 17,6 18,5 18,8 20,6 5,2° 4,1°

и. 14,6 17,1 20,8 21 20,2 23 4,9° 4,4°

н. 10,8 12,0 13,3 12 13,3 14,6 4,7° 3,3°

ми была от 2,5 до 13,1 см2, а в среднем 6,3 см2 и в 14—16 часов разность колебалась соответственно от 1,3 до 4,3 см2, а в среднем равнялась 2,4 см2.

В этих же наблюдениях было подсчитано время, затрачиваемое на производство измерений площади проекции слепого пятна по 18 меридианам, т. е. через каждые 20°. Оказалось возможным выполнить все необходимые манипуляции без спешки в 4 минуты.

Контрольные наблюдения ставили (в 14—16 часов), чтобы учесть изменение площади скотомы вследствие повторности измерения, т. е. возможного утомления глаз во время исследования. С этой целью у всех наблюдаемых производили подряд два измерения с промежутками в 5 или 10 минут. Во всех повторных определениях площадь скотомы увеличивалась на 0,2—1,3 см2, или на 0,75—3,1%.

Конфигурация слепого пятна сохранялась и часто со своими характерными отличиями. Исследования функциональной мобильности сетчатки при воздействии на организм примененных факторов проводили всегда во вторую половину дня — с 14 до 16 часов.

В наблюдениях с инфракрасной радиацией источником ее служила отражательная лампа со спиралью, накаливаемой электрическим током.

4

51

мкал

Радиацию интенсивностью в 0,2—0,5 направляли на правую

сторону головы и верхнюю часть туловища наблюдаемого с момента начала измерения и до его конца, т. е. приблизительно на 4 минуты. Тепло ощущалось только открытыми частями тела — головой и отчасти шеей. Влияние радиации сказывалось всегда увеличением площади пятна, предварительно измеренной за 5—10 минут до начала облучения.

В табл. 3 показаны средние величины изменений площади слепого пятна.

Таблица 3

Влияние радиации на площадь проекции слепого пятна

Наблюдаемый Увеличение (см2) Увеличение (в процентах)

Л. 9,5 32,4

С. 2,5 30,8

Г. 2,1 10,8

И. 3,3 18,5

н. 5,8 57,1

Увеличение площади слепого пятна происходило главным образом (63,4%) вверх, вниз (24,6%) и в горизонтальном направлении (12%).

Полученные нами результаты не противоречат данным П. П. Лазарева (1934) о понижении чувствительности периферического зрения при облучении кожи солнцем и данным К- П. Кекчеева (1946) о том же эффекте при нагревании кожи и расширении поля зрения при охлаждении кожи лица, так как, по П. Г. Снякину, сужение периферического зрения сопровождается одновременным увеличением площади физиологической скотомы.

Влияние звукового раздражителя на слепое пятно мы исследовали при помощи электромагнитного зуммера. Звук передавали наблюдаемым через наушники. Зуммер настраивали на низкий тон в 50—60 герц и более высокий, примерно в 200—250 герц. Сила звука, судя по потреблению зуммером тока, была одинаковой и, по субъективной оценке наблюдаемых, значительной, неприятно раздражающей. При воздействии звука площадь слепого пятна увеличивалась и больше, как это видно из табл. 4. при низком тоне.

Таблица 4

Влияние звукового раздражения на площадь проекции слепою пятна

Наблюдаемый Низкий тон Высокий тон

увеличение (в см2) увеличение (в %) увеличение (в см2) увеличение (в %)

Л. 9,3 31 5,8 20,7

С. 0,6 6,6 —0,7 —6,6

Г. 5,3 36,5 0,7 3,7

Н. 7,5 46 4,5 36

Увеличение площади слепого пятна совершалось главным образом концентрически, в некоторых случаях оно шло более заметно по направлению к носу.

Полученные нами результаты подтверждают данные С. В. Кравкова (1936) и Е. Н. Семеновской (1946). Противоположное мнение П. А. Яковлева (1940), повидимому, можно согласовать с мнением других авторов ссылкой на указание С. М. Дионесова, А. В. Лебединского и Я. П. Турцаева о том, что малые по интенсивности раздражения увеличивают, а большие снижают чувствительность сетчатки.

В опытах с применением кофеина наблюдаемые получали по 300 мл горячего кофе с молоком, приготовленного из концентрата. Исходный уровень площади скотомы определяли до приема кофе. Второе измерение производили через 40—45 минут после его приема. У всех наблюдаемых было отмечено небольшое уменьшение площади слепого пятна на 0,2—2,5 см2, или на 1,8—15,3%.

Фигура проекции слепого пятна при этом в общем не изменилась, отмечалось небольшое перемещение площади в сторону носа.

Выводы

1. Скотометр является несложным, простым в обращении прибором. При помощи его можно обрисовать фигуру проекции физиологической скотомы в течение 3—4 минут с точностью до 1 мм.

2. Наличие защитного экрана, устраняющего посторонние раздражения глаза, позволяет сохранять степень мобильности сетчатки, постоянной во время исследования.

3. Исследование мобильности сетчатки является, повидимому, тонким методом, позволяющим устанавливать изменения в общем состоянии организма под влиянием несильных раздражителей.

4. Однозначность и хорошая количественная воспроизводимость результатов исследований, ведущихся в однородных условиях, позволяют рекомендовать метод определения мобильности сетчатки путем ското-метрии для общей оценки состояния направленности зрительного анализатора, а также и для ориентировочного суждения о функциональном состоянии высших отделов центральной нервной системы.

5. Изучение мобильности сетчатки в практике физиолого-гипиениче-ских исследований может дать полезные сведения для характеристики работы и ее влияния на организм.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

Дионесов С. М., Лебединский А. В. и Турцаев Я. П., Физиол. журн. СССР, 1934, т. XVII, в. 1, стр. 23—31. — Д ы м ш и ц Л. А., Архив офталмол., 1929, т. VI, ч. 2—3, стр. 336—367. — Виттих, Эппенштейн, Цит. по Вишневскому Н. А., Вестн. офталмологии, 1938, т. XIII, в. 6, стр. 800. — Калькутина М. Л., Вести, офталмол., 1937, т. XI, в. 5, стр. 670—676. — К е к ч е е в К. П., Гиг. и сан., 1946, № П, стр. 14—19. — Лазарев П. П., Цит. по Кравкову С. В., Глаз и его работа, М. — Л., 1950. — Семеновская Е. Н., в кн.: Проблемы физиологической оптики, 1946, т. III, стр. 97—101, М.—Л. — Снякин П. Г., Функциональная мобильность сетчатки, М., 1948. — Яковлев П. А., Вестн. офталмол., 1940, т. XVII, в. 4, стр. 459—463.

Поступала 11/IV 1955 г.

£ -¿г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.