УДК 338.242.2
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕХАНИЗМА «ЕДИНОГО ОКНА» В СИНГАПУРЕ
Скородумова А.А., Куроптев Н.Б.
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии
EXPERIENCE IN APPLICATION OF THE "SINGLE WINDOW" MECHANISM IN
SINGAPORE Skorodumova A.A., Kuroptev N.B.
St. Petersburg named after V.B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy.
Аннотация
В статье рассмотрен опыт организации применения технологии «единого окна» при оформлении товаров, перемещаемых морским транспортом в Сингапуре, с использованием современных информационных технологий. Авторы статьи рассматривают основные преимущества, которые дает данная технология, функционирующая на платформе TradeNet, для таможенных органов, иных государственных контролирующих органов и участников внешнеэкономической деятельности.
Ключевые слова: декларирование товаров, таможенные операции, государственный контроль в пунктах пропуска, информационные таможенные технологии, предварительное информирование.
Abstract
The article considers the experience of organizing the application of the "Single window" technology in the clearance of goods transported by sea in Singapore, using modern information technologies. The authors of the article consider the main advantages that this technology, operating on the TradeNet platform, provides for customs authorities, other state regulatory authorities and participants in foreign economic activity.
Keywords: declaration of goods, customs operations, state control at checkpoints, customs information technologies, advance information.
В середине 1980-х годов правительство Сингапура решило упорядочить процессы, связанные с нормативно-правовой базой выдачи разрешений на торговлю, чтобы еще больше укрепить сложившийся статус Сингапура как центра торговли и улучшить внешнеэкономическую деятельность. Были созданы специальные комитеты, в состав которых вошли высокопоставленные правительственные чиновники и ключевые бизнесмены, чтобы обеспечить достаточную поддержку использования информационных технологий для проведения реорганизации и улучшения процессов торговли. Фактически, тогдашний министр торговли и промышленности Ли Сянь Лунг (будущий премьер-министр Сингапура) возглавлял комитеты по утверждению планов и текущей деятельности.
Начав с вовлечения нескольких правительственных учреждений в процессы торговли в 1989 году, система Singapore TradeNet® сегодня предоставляет торговому сообществу электронные средства по-
дачи торговых документов во все соответствующие государственные органы (таможенные органы Сингапура и другие контролирующие органы) для их обработки через единое электронное окно. В течение 10 минут после подачи заявки на получение разрешения трейдеры получают электронный ответ, будь то одобрение или отказ, с подробной информацией об условиях одобрения или причинах отказа.
Основными целями создания системы TradeNet были:
1. Снижение величины затрат на оформление торговой документации.
2. Сокращение времени обработки торговой документации.
3. Повышение эффективности обработки необходимой документации органами власти за счет упорядочивания и стандартизации процессов таможенного оформления.
4. Привлечение прямых иностранных инвестиций благодаря высокой операционной эффективности и прозрачности.
БИТ 2022 Том 6 № 4 (24)
TradeNet, первая в мире общенациональная система электронной торговой документации, оказала существенный вклад в бизнес-среду Сингапура, и повысила эффективность торгового сообщества Сингапура благодаря инновационному использованию информационных технологий. Все торговые декларации подаются и обрабатываются в электронном виде через систему TradeNet. Правительство также поддержало электронную подачу торговых деклараций.
Через TradeNet ежегодно обрабатывается около 9 миллионов заявок на получение разрешений на торговлю, из которых 90% обрабатываются в течение 10 минут, при этом через TradeNet ежегодно выдается около 70 000 сертификатов происхождения.
До TradeNet не существовало единой информационной системы для координации всех процессов, и обработка разрешений на торговлю выполнялась вручную. Основной принцип работы, принятый TradeNet, заключался в сокращении количества интерфейсов, необходимых судоходному сообществу, с системами, принадлежащими различным государственным учреждениям. Для интеграции использовались различные подходы, для тех организаций, которым еще предстояло разработать систему обработки разрешений на торговлю, был предоставлен пользовательский интерфейс. Для тех участников внешнеэкономической деятельности, у которых уже были собственные информационные системы, TradeNet создала несколько стандартных интерфейсов, включая MQ, ftp и т.п.
TradeNet позволяет подавать заявки, получать, обрабатывать и отправлять ответы на поданные торговые декларации. Он охватывает все виды импортных, экспортных и транзитных деклараций. Для импортеров/экспортеров/экспедиторов, среди прочего, основные функции продукта включают:
- регистрацию пользователей и компаний, предоставление и интеллектуальную маршрутизацию поданных пользователем заявок на получение торговых разрешений и сертификатов происхождения из Trade Net®. Интерфейсное программное обеспечение для таможни Сингапура и других контролирующих органов;
- синтаксические проверки структуры сообщения. Проверка кодовых таблиц полу-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ченных заявок (например, коды перевозчиков, транспортных средств, коды Гармонизированной системы и т. д.);
- автоматизированную обработку разрешений на основе правил и критериев таможни Сингапура и контролирующих органов;
- приложение подтверждающих документов для декларации о разрешении. Разрешение пользователю подавать заявку на изменение, аннулирование или возврат разрешения;
- самостоятельную печать заверенных копий разрешений и загрузку необходимой разрешительной документации;
- автоматизированное выставление счетов и прямое списание таможенных платежей с банковского счета в отношении установленных законом сборов и комиссий за обработку;
Для таможни Сингапура и других государственных контролирующих органов основные услуги, предоставляемые в рамках TradeNet, включают:
- автоматизированную онлайн-обра-ботку, позволяющую откладывать, утверждать и отклонять некоторые выбранные типы заявок на получение разрешений и сертификатов происхождения;
- онлайн-запрос и загрузку заявок на получение разрешений и сертификатов происхождения, а также онлайн-обслуживание кодовых таблиц (например, коды продукта, участников внешнеэкономической деятельности, лицензий и т.д.);
- взаимосвязь с внутренними системами контролирующих органов для передачи файлов и отчетности для передачи и загрузки контролируемой ими разрешительной информации и баз данных (например, информация о продавце, декларанте и т.д.).
- создание статистических отчетов.
Предварительное информирование на
современном этапе стало обязательным при взаимодействии участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) и таможенных органов. Оно применяется с целью упрощения проведения таможенного контроля, так как предварительное информирование (далее - ПИ) позволяет таможенным органам заранее получить информацию о товарах и транспортных средствах еще до их прибытия [2].
Системой TradeNet пользуются около 2800 компаний с более чем 8000 пользователей. Судоходное и торговое сообщество может подать свою торговую декларацию, используя программное обеспечение Front-
End (FE) TradeNet, предлагаемое любым поставщиком программного обеспечения, одобренным таможней Сингапура, или простое веб-приложение, предоставленное правительством. Программное обеспечение FE предлагает пользователям различные способы передачи данных: через Интернет, веб-приложение, клиентский ввод или соединение между хостами. После того, как пользователь подает декларацию, система FE отправляет данные для автоматической обработки различными органами через TradeNet.
Под модуль обработки разрешений TradeNet предоставляет интеллектуального агента маршрутизации, который автоматически определяет рабочий процесс, необходимый для этого конкретного заявления на получение разрешения, и направляет его в соответствующие органы для обработки. Затем набор правил, встроенных в механизм, будет выполнять требования к обработке для каждого из контролирующих органов, участвующих в обработке.
Характеристики Процесс подачи ранее С системой TradeNet
Подача документов Лично диспетчеру Не выходя из офиса
Время подачи Только в рабочее время Доступно 24 часа в сутки
Посещение контролирующего органа Требуется минимум 2 раза Не требуется
Копии документов Несколько копий (до 35 бланков) Один экземпляр
Время обработки информации От 4 часов до 2 дней В течение 10 минут
Оформление товаров, облагаемых пошлинами Требуются отдельные документы для предоставления в таможенные органы Один электронный документ отправляется в таможенный орган для оформления
Сбор таможенных платежей С помощью чека Автоматизированные банковские отчисления
Благодаря встроенному интеллекту, который обеспечивает автоматическую обработку, более 90% деклараций не требуют ручного вмешательства, а пользователи могут получить и распечатать утвержденное разрешение на оформление груза в течение 10 минут. Декларанты также могут передавать данные напрямую через свои хост-системы.
Услуги веб-портала предоставляются торговцам для обработки своих разрешений, проверки статуса транзакции и запросов на выставление счетов. Он также позво-
ляет загружать список разрешений и кодовые таблицы (например, страна, порт, коды согласованной системы и т. д.). Портал также позволяет властям обрабатывать декларации и направлять запросы.
Существуют 3 основные группы клиентов для а именно:
- торговое сообщество - трейдеры, экспедиторы, декларанты;
- контролирующие государственные органы и агентства;
- Сингапурская таможня
Таможня Сингапура приняла модель государственно-частного партнерства (ГЧП) для разработки и внедрения Т^еХ^апде® [1] и обновления TradeNet в 2007 году. TradeXchange — это безопасная и нейтральная ИТ-платформа, которая облегчает обмен коммерческой и нормативной информацией для торговых и логистических сообществ. Это позволяет поставщикам программных продуктов предлагать комплексные прикладные услуги торговому и логистическому сообществу, такие как управление цепочками поставок, подготовка торговой документации, торговое финансирование и страхование. TradeNet, включая основное приложение TradeXchange, было переработано, чтобы обеспечить более рациональную и упрощенную систему торговых деклараций и дополнительные услуги с добавленной стоимостью.
Доход, полученный от сборов за обработку, используется для финансирования эксплуатации, обслуживания, усовершенствования нормативных требований и обновления технологий TradeNet.
Участник должен подписать договор с поставщиком услуг, а также ряд условий использования с правительством для того, чтобы стать частью системы TradeNet. Электронная подача через TradeNet разрешена правительством Сингапура, а сборы установлены законом.
Документы и информация, представленные в TradeNet, ограничены для использования только соответствующими авторизованными пользователями. Уполномоченные пользователи таможни Сингапура и
БИТ 2022 Том 6 № 4 (24)
контролирующих органов также могут просматривать и загружать эти декларации для утверждения, отчетности и ведения учета. На этапе обмена сообщениями, когда торговые декларации отправляются с локальных компьютеров трейдеров в систему TradeNet через механизм обмена сообщениями, данные отправляются по защищенным каналам и шифруются на всем канале передачи. Таким образом, торговые декларации находятся в безопасности и защищены от любых форм вторжений.
TradeNet произвела революцию в процессе торговой документации в Сингапуре и стала предметом двух тематических исследований Гарвардской школы бизнеса. Она был определена как одна из стратегических национальных информационных систем, которая повысила конкурентоспособность Сингапура как глобального города международной торговли. Опросы и исследования показали, что TradeNet принесла торговому сообществу следующие преимущества.
TradeNet повышает прозрачность за счет онлайн-подачи и автоматизированных процессов. Пошлины, сборы и налоги взимаются с трейдеров точно и своевременно. Платежная система напрямую связана с банками для облегчения соответствующего прямого дебетования и кредитования банковских счетов трейдеров и правительств. Автоматическая проверка системы и оценка пошлин, сборов и налогов не приводит к потере доходов.
В целом, TradeNet значительно улучшила и оптимизировала торговый процесс, который был жизненно важен для экономики Сингапура. Помимо перечисленных выше преимуществ, Интернет-система TradeNet позволила добиться дополнительных результатов:
1) Более быстрое реагирование для обеспечения динамического соблюдения и внедрения правил и норм. С помощью системы можно быстро внедрить нормативные и политические изменения. Например, это включает в себя введение ограничений на ввоз определенного вида товаров в/из определенных стран в связи со вспышкой заболеваний. Это устраняет утомительный процесс включения любых таких изменений, которые должны быть реализованы в рамках ручного процесса.
2) Стало возможным своевременное и точное принятия решений таможенными и иными государственными органами.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
3) Сбор статистической информации в режиме реального времени, что позволяет анализировать торговые модели и прогнозировать потенциальные торговые тенденции.
4) Улучшенное обслуживание клиентов с помощью TradeNet, доступное в любое время и в любом месте. С помощью TradeNet пользователи могут получить доступ к системе из любого места, поскольку это веб-приложение. Благодаря стандарту обслуживания 24 х 7, предусмотренному для служба подачи заявок и обработки разрешений доступна для использования круглосуточно. Поскольку TradeNet обслуживает огромную базу из 8000 пользователей, интернет-сервис обеспечивает большую эффективность и экономию.
5) Простота использования и повышение эффективности и производительности. Уровень производительности повышается в результате сокращения времени обработки торговых деклараций. С помощью эффективных и удобных в использовании веб-порталов пользователи TradeNet выполняют свои повседневные задачи.
Главный фактор успеха TradeNet заключается в дальновидности правительства в выявлении проблем, поиске решения и поддержке реализации. Сплоченность всех заинтересованных сторон, систематическое планирование с поэтапной стратегией реализации, а также внедрение и использование соответствующих технологий также сыграли решающую роль в успехе. Однако, в процессе внедрения возникли факторы, затрудняющие моментальное распространение данной системы. Самыми большими препятствиями на начальных этапах внедрения были необходимость изменить мышление пользователей, чтобы перейти от существующего ручного процесса к электронным средствам торгового декларирования. Самым большим препятствием на данный момент является согласование интересов поставщиков информационных услуг, включая операторов платформ сообщества, чтобы они увидели ценность интеграции с TradeXchange.
Данная система не стоит на месте и все время развивается. В будущем TradeNet расширит возможности подключения к коммерческим информационным системам через Т^еХ^апде, чтобы добиться беспрепятственной передачи данных и обеспечить возможность повторного использования данных в цепочке поставок.
Список литературы
1. Агапова А.В. Развитие механизма "единого окна" в странах ЕАЭС на основе анализа зарубежного опыта // Международная торговля и торговая политика. - 2021. - № 3 (27) - С. 149-162.
2. Матвеева Н.В. Предварительное информирование таможенных органов на морском транспорте // Экономика: вчера, сегодня, завтра - 2022. - № 61 - С. 236-242.
3. Полякова, А. А., Афонин Д.Н., Яргина Н.Ю. Анализ эффективности таможенной логистики при контейнерных перевозках // Бюллетень инновационных технологий. - 2017. - Т. 1. - № 2(2). - С. 8-13. - EDN YPLYUZ.
4. Полякова, А. А., Афонин Д.Н., Яргина Н.Ю. Перспективы внедрения автоматизированной системы мониторинга контейнерных перевозок // Бюллетень инновационных технологий. - 2017. - Т. 1. - № 3(3). - С. 3441. - EDN ZGPNKZ.
Поступила в редакцию 27.10.2022
Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex.ru
Сведения об авторах:
Куроптев Никита Борисович - декан факультета таможенного дела, доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, кандидат экономических наук, e-mail: nkuroptev@yandex.ru
Скородумова Анастасия Андреевна - студент факультета таможенного дела Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, e-mail: stasyasko@mail.ru