Опыт применения IndoгTгafficPlan в Томскавтодоре
DOI: 10.17273/CADGIS.2019.1.5
Крысин П.С., ведущий инженер отдела приёмки работ, надзора за состоянием дорог и учёта дорог ОГКУ «Томскавтодор» (г. Томск) Шакирзянова А.М., системный аналитик ООО «ИндорСофт» (г. Томск) Кривопалов А.Д., ведущий программист ООО «ИндорСофт» (г. Томск)
Описывается опыт применения и внедрения системы проектирования организации дорожного движения IndorTrafficPlan в управлении автомобильных дорог Томской области (ОГКУ «Томскавтодор»). Описываются характерные особенности системы и её преимущества для проектировщика.
Введение
Один из основных показателей эффективного управления автомобильной дорогой — её безопасность для всех участников движения. Безопасность дорожного движения обеспечивается соблюдением нормативных показателей при проектировании нового строительства/ремонта/реконструкции автомобильной дороги, а также установкой технических средств организации дорожного движения (далее — ТСОДД). К ТСОДД относятся: дорожные знаки, дорожная разметка, ограждения, искусственные неровности, светофоры и т.д. Размещение ТСОДД на каждой автомобильной дороге или даже отдельно взятом участке определяется проектом организации дорожного движения (далее — ОДД). При этом проекты ОДД, обеспечивающие безопасность движения транспортных средств и пешеходов, должны разрабатываться в соответствии с действующими в Российской Федерации техническими регламентами и документами по ОДД.
В России применение ТСОДД регламентируется рядом документов, наиболее значимым из которых является ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, раз-
метки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» [1], а процесс разработки проекта ОДД, его содержание и формат — приказом Министерства транспорта РФ от 17 марта 2015 г. № 43 «Об утверждении Правил псдготов-ки проектов и схем организации дорожного движения» [2], также в дополнение к нему многими организациями используется документ «Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах» [3].
Цели проведения работ по разработке проектов ОДД:
• обеспечение безопасности дорожного движения;
• упорядочение и улучшение условий дорожного движения транспортных средств и пешеходов;
• организация пропуска прогнозируемого потока транспортных средств и пешеходов;
• повышение пропускной способности дорог и эффективности их использования;
• организация транспортного обслуживания новых или реконструируемых объектов (отдельного объекта или группы объектов) капитального строительства различного функционального назначения;
• снижение экономических потерь при осуществлении дорожного движения транспортных средств и пешеходов;
• снижение негативного воздействия от автомобильного транспорта на окружающую среду.
Проекты ОДД разрабатываются в следующих случаях:
1. На период эксплуатации дорог или их участков в отношении существующих, реконструируемых, новых дорог или их участков по отдельным направлениям ОДД:
а) формирование сети дорог;
б) размещение парковок (парковочных мест);
в) размещение информационно-указательных дорожных знаков индивидуального проектирования;
г) организация движения маршрутных транспортных средств, в том числе организация выделенных полос;
д) оптимизация режимов работы светофорных объектов;
е) внедрение автоматизированной системы управления дорожным движением;
ж) иные направления ОДД.
2. На период введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств и пешеходов по дорогам в следующих ситуациях:
а) при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и ремонте дорог;
б) при проведении публичных и массовых мероприятий;
в) при возникновении неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, её участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
г) при повышенной интенсивности движения транспортных средств накануне нерабочих праздничных и выходных дней, в нерабочие праздничные и выходные дни, а также в часы максимальной загрузки автомобильных дорог;
д) в иных случаях, связанных с ограничением или прекращением движения транспортных средств и пешеходов.
3. Для маршрутов или участков маршрутов движения крупногабаритных транспортных средств.
Проекты ОДД
на автомобильных дорогах Томской области
В настоящее время в управлении автомобильных дорог Томской области (ОГКУ «Томскавтодор») на все автомобильные дороги Томской области разработаны проекты ОДД.
Рис. 1. Линейный график, созданный в системе подготовки чертежей, и ведомость разметки, выполненная в Microsoft Excel
Согласно порядку разработки и утверждения проектов ОДД на автомобильных дорогах проекты ОДД состоят из графической и табличной части. Графическая часть — это спрямлённые линейные графики с указанием основных параметров дороги и ТСОДД и эскизы знаков индивидуального проектирования, а табличная часть представляет собой сводные ведомости, отражающие для каждого ТСОДД месторасположение на плане дороги, количество, протяжённость, материал и другие параметры. На момент разработки проектов ОДД для автомобильных дорог Томской области не существовало единой цифровой модели дорог и не было единой базы данных. Как следствие, существующие проекты ОДД были неоднородны: выполнены в разные промежутки времени, представлены в разных форматах. Проекты представляли собой отдельные, не связанные между собой графики и таблицы в файлах систем AutoCAD, IndorDraw, Microsoft Office, в файлах графических изображений, просто «на бумаге» и т.д. (рис. 1). В результате было затруднительно проверить актуальность и достоверность данных при таких объёмах.
Рис. 2. Проект IndorTrafficPlan, полученный путём экспорта данных из ГИС IndorRoad
Рис. 3. Существующий проект ОДД, загруженный в ГИС IndorRoad
Данные заказчика, существующие в разных видах
г Л
А Материалы
Мл изысканий
1пс1огРоас1
ГИС автомобильных дорог
Графическая часть ^ 1пс1оЮга\№
Рис. 4. Входные и выходные данные в системе IndorTrafficPlan
На локальных участках дорог специалистами ОГКУ «Томскавтодор» производилась корректировка проектов ОДД. Изменения вносились в процессе эксплуатации дорог и анализа дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в связи с изменениями в нормативных документах, касающихся безопасности дорожного движения, а также исходя из решений комиссии по безопасности дорожного движения и других факторов. Тем не менее данных корректировок недостаточно для поддержания актуальных и достоверных данных.
IndorRoad и IndorTrafficPlan в управлении автомобильных дорог Томской области (ОГКУ «Томскавтодор»)
С целью оптимизации принимаемых решений, а также развития идеи об электронном документообороте в ОГКУ «Томскавтодор» были внедрены геоинформационная система (далее — ГИС) IndorRoad («ИндорСофт»,г. Томск) и система проектирования ОДД 1МогТгаШсР1ап («ИндорСофт», г. Томск).
ГИС автомобильных дорог IndorRoad предназначена для учёта и паспортизации, управления эксплуатацией и сопровождения всего жизненного цикла автомобильных дорог. Система 1МогТгаШсР1ап предназначена для проектирования ОДД и содержит все необходимые инструменты для создания схемы дороги, размещения ТСОДД и подготовки выходной документации в соответствии с «Порядком разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах» [3] и другими нормативными документами.
Для обеспечения целостности данных необходима увязка существующей модели автомобильных дорог в ГИС и проектов ОДД на этих дорогах (рис. 2). Разработку проектов ОДД необходимо осуществлять на основе данных ГИС с учётом существующего расположения ТСОДД, анализа ДТП, расчёта расстояний необеспеченной видимости встречного автомобиля, интенсивности движения и т.п.
Все работы, выполняемые для создания ГИС, можно разделить на четыре этапа: сбор данных, полевое обследование, наполнение базы данных
и внедрение ГИС. По результатам осуществления полевых работ и сбора данных производится наполнение базы данных автомобильных дорог в ГИС IndorRoad.
На дальнейших этапах в ГИС загружаются существующие схемы проектов ОДД с привязкой к километражу автомобильной дороги (рис. 3). Подгружаемые данные носят информативный характер, и по ним уже наносятся существующие ТСОДД. Для получения полноценной информационной модели необходимо рассматривать вопрос о следующем этапе.
На следующем этапе выполняется экспорт спроектированных и обустроенных автомобильных дорог из ГИС IndorRoad в систему проектирования ОДД ШогТгаШсР1ап (рис. 4). Это избавляет от необходимости создания схемы с «чистого листа», позволяя передать информацию о геометрии дороги, продольном профиле и большинстве существующих объектов инженерного обустройства и ситуации, а также сокращает время на подготовительные работы. Следовательно, дальнейшая разработка проектов ОДД осуществляется на основе данных из ГИС и разработанных ранее проектов ОДД для автомобильных дорог Томской области.
На первых этапах вносится недостающая информация. Данный процесс может происходить в нескольких режимах: графически на схеме или в табличном виде (рис. 5). При этом все объекты, изображённые в графическом виде, имеют связь с другими представлениями данных. Есть возможность посмотреть свойства объекта как на схеме, так и в табличном виде. При изменении свойства объекта на схеме автоматически меняются его табличные данные, и наоборот. Данная возможность позволяет сократить время на занесение информации и проверку правильности внесённых данных.
Также имеется возможность просмотра свойств объектов, которые не могут быть представлены графически, в табличном виде, что позволяет оперативно занести и проанализировать информацию, например об участках с необеспеченной видимостью. При этом данные участки могут быть рассчитаны автоматически, что сокращает время на вычисление и внесение, в случае если данная информация отсутствует.
При создании новых объектов используются обширные встроенные библиотеки объектов ситуации и ТСОДД, реализованные согласно действующим в России и странах СНГ нормативным документам [1], с подробным указанием параметров (рис. 6). Среди них — библиотека технических условий с марками дорожных ограждений, библиотека дорожных знаков, библиотека дорожной разметки и др. Также сотрудники ОГКУ «Томскавтодор» используют встроенный редактор дорожных знаков IndorRoadSigns, который позволяет формировать чертежи стандартных дорожных знаков и создавать знаки любой кате-
Рис. 5. Графическое и табличное представление данных в IndorTrafficPlan
Инспектор объектов
Ось 'д. Воронине L ул. Лесная' lis!,- Выделение
Все объекты (1 шт.) т
0 & Общие свойства
/>/ Дорога д. Воронине 1. ул. Лесная
Состояние объекта Проектный
X Исключить из ведомостей □
[XI Исключить из линейного графика □
Э & Дорожный знак m
В ■ Тип установки Стойка у бровки Сменить *
- <£ Знаки на лицевой стороне А
В - (и) Дорожный знак 3,24 ЕЭ * /
ИЗ Значение 40
1 I ......Состояние Проектный
Знаки на задней стороне А
В V Стойка знака
% Высота, м 4,00
Заглубление, м 0,00
0 Диаметр, м 0,07
$ Количество опор 1
[- Щ Материал Металл
^ Марка СКМ3.40
^ Масса, кг 19,83
[- ^ Фундамент Монолитный
|":!£| Объём бетона, м* 0,035
Объём песка, мэ 0,00
О. Масштаб, % 100,0
^ Размещение номера По умолчанию
/¡^ Не совмещать дублирующиеся п
Выноска
Скрывать подпись □
в<рСхема
Смещение изображения 0,00! 0,00 из
Поворот стойки 0=00'
-я- Смещение подписи, % 40,6
В КЗ Карта
Смещение изображения 0,00; 0,00 \г\
Поворот стойки ОТО'
-а- Смещение подписи, % 40,7
(3 у?1 Геометрия
Участок дороги д. Воронино 1. ул Лесная
■ Лимчя Правая кромка
Местоположение, км 0,142
Смещение, н 1,05
Ну Изображения ш В документ X
Рис. 6. Свойства дорожного знака в 1пбогТга^'!сР1ап
гории сложности, в том числе знаки индивидуального проектирования.
При проектировании активно используется возможность добавления фотоматериалов к свойствам объектов для более наглядного и реалистичного представления элементов дороги, обустройства и ситуации, а также съездов и примыканий. Так, каждый сотрудник может в любой момент посмотреть исходные данные объектов и внести какие-то корректировки.
После добавления всех недостающих элементов автомобильной дороги и ТСОДД сотрудники
Рис. 7. Существующее и проектное решение схемы ОДД
Рис. 8. Кольцевая развязка, спроектированная в системе ОДД IndorTrafficPlan
ОГКУ «Томскавтодор» начинают вносить изменения в существующую схему ОДД в случае переноса, демонтажа или новой установки ТСОДД. Для учёта существующих и проектных объектов инженерного обустройства предусмотрены разные состояния объектов (существующие, проектные и предназначенные к демонтажу) и режимы работы с проектом (режим создания исходного состояния дороги и режим создания проектного решения) (рис. 7). Такой подход позволяет
отображать на схеме различия между исходным и проектным состояниями, которые обозначаются цветами и условными знаками как на схеме, так и в табличном виде. Соответственно, сотрудники всегда могут оценить и проанализировать существующую схему ОДД и возможные варианты её оптимизации.
Сотрудники ОГКУ «Томскавтодор» активно используют специализированные инструменты в окне «Карта» для проектирования развязок и иных узлов, имеющих сложную конфигурацию. В системе IndorTrafficPlan развязки выделяются в отдельные узлы, которые не спрямляются, а изображаются на отдельных листах. Отдельным пунктом можно выделить создание кольцевых развязок. Для создания кольцевой развязки достаточно задать нужную геометрию в окне карты и замкнуть «кольцо» (рис. 8). Данная возможность значительно ускоряет процесс создания подобных развязок.
Перед итоговым формированием чертежа необходимо привести его в соответствие с требованиями заказчика: унифицировать цвета закраски элементов дороги, шрифты, размеры подписей элементов обустройства и пр. В системе предусмотрена возможность задания индивидуальных параметров отображения и подписей для каждого типа объектов (разметка, дорожные знаки и т.д.). При этом внесённые изменения автоматически применяются ко всем объектам одного типа. Это даёт возможность значительно сократить время, затрачиваемое на оформление чертежа. Также данные настройки можно сохранить в отдельный файл, который затем может быть использован как в других проектах, так и другими сотрудниками, что позволяет избавить от рутинной настройки оформления каждого чертежа.
Финальным этапом разработки проекта ОДД является формирование итоговых чертежей и ведомостей, которые затем будут переданы заказчику.
Готовый чертёж можно распечатать или экспортировать в файл чертёжных систем (например, IndorDraw и AutoCAD) для последующей доработки. Наличие большого набора предустановленных ведомостей (ведомость объёмов горизонтальной разметки, дорожных знаков, барьерного ограждения, остановок общественного транспорта, светофоров и др.) автоматизирует процесс формирования выходной документации (рис. 9).
Возможность внесения изменений в схемы ОДД заказчиком в процессе эксплуатации автомобильных дорог (улиц) без необходимости пересчёта объёмов «вручную» позволяет сотрудникам ОГКУ «Томскавтодор» быстро и своевременно вносить правки в уже созданные схемы ОДД и формировать итоговую актуальную документацию.
Готовый продукт
По завершении всех работ по проектированию ОДД заказчику передаются следующие документы (результаты работ) по каждой автомобильной дороге (улице).
1. Проект ОДД в двух экземплярах на листах формата A3 (297x420 мм), масштаб: горизонтальный — Ml: 3000, вертикальный — произвольный, на бумажном носителе.
2. Ведомости ТСОДД и чертежи знаков индивидуального проектирования на листах формата A3 (297x420 мм) на бумажном носителе.
3. Схемы развязок и сложных пересечений (плотная застройка, изменение направления главной дороги на пересечении, пересечения и примыкания с каплевидными островками и т.п.) на отдельных листах в масштабах М 1:1000 или М 1:500 на бумажном носителе. В исключительных случаях, при больших площадях развязок, в масштабе М 1:2000.
4. Проект ОДД в электронном виде на компакт-диске CD-ROM/ DVD-ROM в формате системы IndorTraffic-Plan (*.trafficplan).
5. Панорамная видеосъёмка с разрешением кадра не менее 3840х 1920 пикселей, с глубиной цвета 24 бита. Качество кадра должно обеспечивать читаемость дорожных знаков, в том числе километровых.
Заключение
Система IndorTrafficPlan содержит все необходимые инструменты для создания проектов ОДД и позволяет разрабатывать проекты ОДД «с нуля» и корректировать существующие схемы ОДД. При этом система позволяет значительно сэкономить время при формировании исходных данных: ведомостей, линейных графиков и узлов.
Также одним из главных достоинств IndorTrafficPlan является интеграция с ГИС IndorRoad. Благодаря такой возможности существенно сокращается время на подготовительные работы: из ГИС передаётся не только ось дороги, но и большинство объектов обустройства и ситуации. Следовательно, сотрудники ОГКУ «Томскавтодор» тратят гораздо мень-
Ведомость размещения дорожных знаков д. Воронине 1. ул. Лесная
Nsnfti Адрес, км,у Расположение Номер по гост Типоразмер Размер щитка, мм Площадь щитка, мг Материал Состояние Конструкция Кол-во Фундамент, объем бетона,
1 0,017 На обочине 24 II А900 0.35 Установлено СКМ3.40 1 Монолитный 0.03S
2 0.045 На обочине справа 523.2 II 1050*360 0.37 Требуется СКМ3.40 1 Монолитный 0.036
5.24.2 II 1050*360 0.37 Требуется
3 0.111 На обочине справа 3.4 II D700 0.38 К демонтажу СКМ3.40 1 Монолитный 0.036
34 II D700 0,38 Установлено
4 0.142 На обочине 324 II D700 0.38 Требуется СКМ3.40 1 Монолитный 0.036
5 0.170 На обочине 1.23 II А900 (1034 * 934) 0,96 Требуется СКМ3.45 1 Монолитный 0.036
1.17 II А900 0.35 Требуется
6 0.253 На обочине справа 3.13 II D700 0,38 Установлено На объекте 0
3.13 II D700 0,38 Ус,..«»...
7 0,288 На обочине справа 3 24 II □700 (900*900) 0,81 К демонтажу СКМ3.45 ' Монолитный 0,036
1.23 II А900 (1034 * 934) 0,96 Установлено
8.2.1 II 700x350 0,24 Требуется
3 24 II D700 (900*900) 0.81 Установлено
8 0.367 На обочине справа 5.20 II В700 0.49 Установлено СКМ3.40 1 Монолитный 0.036
9 0,371 На обочине 5.20 II В700 0.49 Установлено СКМ3.40 1 Монолитный 0,036
Рис. 9. Ведомость размещения дорожных знаков, подготовленная в системе 1пёогТга11кР1ап
ше времени на разработку проектов ОДД за счёт увязки существующей модели автомобильных дорог в ГИС IndorRoad и проектов ОДД на этих дорогах в системе IndorTrafficPlan. S
Литература:
1. 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
2. Приказ Министерства транспорта РФ от 17 марта 2015 г. № 43 «Об утверждении Правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения».
3. Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах.
4. Шакирзянова А.М., Кривопалов А.Д. IndorTrafficPlan как удобный инструмент для проектирования организации дорожного движения // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2017 № 2(9). С. 36-42.
DOI: 10.17273/CADGIS.2017.2.4
5. Кривопалов А.Д., Петренко Д.А., Скворцов А.В. Разработка проектов организации дорожного движения: настоящее и будущее // САПР и ГИС автомобильных дорог.
2014. № 2(3). С. 86-92.
DOI: 10.17273/CADGIS.2014.2.14