Научная статья на тему 'Опыт применения IndorTrafficPlan в Томскавтодоре'

Опыт применения IndorTrafficPlan в Томскавтодоре Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
102
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BIM / ИМД / ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ / САПР / АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ / ГИС / ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ПОДД / ПРОЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / BUILDING INFORMATION MODELING / INFORMATION MODELING / ROAD INFORMATION MODELING / CAD / COMPUTER-AIDED DESIGN / COMPUTER-AIDED ROAD DESIGN / ROAD DESIGN / HIGHWAY ENGINEERING / GIS / GEOGRAPHIC INFORMATION SYSTEM / GIS FOR ROAD AND HIGHWAY MANAGEMENT / TECHNICAL REGULATIONS / ROADS / HIGHWAYS / ROAD INFRASTRUCTURE / ROAD TRAFFIC PROJECT / ROAD TRAFFIC DESIGN

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Крысин Павел Сергеевич, Шакирзянова Анастасия Марсовна, Кривопалов Александр Дмитриевич

Описывается опыт применения и внедрения системы проектирования организации дорожного движения IndorTrafficPlan в управлении автомобильных дорог Томской области (ОГКУ «Томскавтодор»). Описываются характерные особенности системы и её преимущества для проектировщика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Крысин Павел Сергеевич, Шакирзянова Анастасия Марсовна, Кривопалов Александр Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience with IndorTrafficPlan in Tomskavtodor

The article describes the traffic design system IndorTrafficPlan implemention experience in Tomskavtodor. The main features and advantages for designers are presented.

Текст научной работы на тему «Опыт применения IndorTrafficPlan в Томскавтодоре»

Опыт применения IndoгTгafficPlan в Томскавтодоре

DOI: 10.17273/CADGIS.2019.1.5

Крысин П.С., ведущий инженер отдела приёмки работ, надзора за состоянием дорог и учёта дорог ОГКУ «Томскавтодор» (г. Томск) Шакирзянова А.М., системный аналитик ООО «ИндорСофт» (г. Томск) Кривопалов А.Д., ведущий программист ООО «ИндорСофт» (г. Томск)

Описывается опыт применения и внедрения системы проектирования организации дорожного движения IndorTrafficPlan в управлении автомобильных дорог Томской области (ОГКУ «Томскавтодор»). Описываются характерные особенности системы и её преимущества для проектировщика.

Введение

Один из основных показателей эффективного управления автомобильной дорогой — её безопасность для всех участников движения. Безопасность дорожного движения обеспечивается соблюдением нормативных показателей при проектировании нового строительства/ремонта/реконструкции автомобильной дороги, а также установкой технических средств организации дорожного движения (далее — ТСОДД). К ТСОДД относятся: дорожные знаки, дорожная разметка, ограждения, искусственные неровности, светофоры и т.д. Размещение ТСОДД на каждой автомобильной дороге или даже отдельно взятом участке определяется проектом организации дорожного движения (далее — ОДД). При этом проекты ОДД, обеспечивающие безопасность движения транспортных средств и пешеходов, должны разрабатываться в соответствии с действующими в Российской Федерации техническими регламентами и документами по ОДД.

В России применение ТСОДД регламентируется рядом документов, наиболее значимым из которых является ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, раз-

метки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» [1], а процесс разработки проекта ОДД, его содержание и формат — приказом Министерства транспорта РФ от 17 марта 2015 г. № 43 «Об утверждении Правил псдготов-ки проектов и схем организации дорожного движения» [2], также в дополнение к нему многими организациями используется документ «Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах» [3].

Цели проведения работ по разработке проектов ОДД:

• обеспечение безопасности дорожного движения;

• упорядочение и улучшение условий дорожного движения транспортных средств и пешеходов;

• организация пропуска прогнозируемого потока транспортных средств и пешеходов;

• повышение пропускной способности дорог и эффективности их использования;

• организация транспортного обслуживания новых или реконструируемых объектов (отдельного объекта или группы объектов) капитального строительства различного функционального назначения;

• снижение экономических потерь при осуществлении дорожного движения транспортных средств и пешеходов;

• снижение негативного воздействия от автомобильного транспорта на окружающую среду.

Проекты ОДД разрабатываются в следующих случаях:

1. На период эксплуатации дорог или их участков в отношении существующих, реконструируемых, новых дорог или их участков по отдельным направлениям ОДД:

а) формирование сети дорог;

б) размещение парковок (парковочных мест);

в) размещение информационно-указательных дорожных знаков индивидуального проектирования;

г) организация движения маршрутных транспортных средств, в том числе организация выделенных полос;

д) оптимизация режимов работы светофорных объектов;

е) внедрение автоматизированной системы управления дорожным движением;

ж) иные направления ОДД.

2. На период введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств и пешеходов по дорогам в следующих ситуациях:

а) при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и ремонте дорог;

б) при проведении публичных и массовых мероприятий;

в) при возникновении неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, её участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения;

г) при повышенной интенсивности движения транспортных средств накануне нерабочих праздничных и выходных дней, в нерабочие праздничные и выходные дни, а также в часы максимальной загрузки автомобильных дорог;

д) в иных случаях, связанных с ограничением или прекращением движения транспортных средств и пешеходов.

3. Для маршрутов или участков маршрутов движения крупногабаритных транспортных средств.

Проекты ОДД

на автомобильных дорогах Томской области

В настоящее время в управлении автомобильных дорог Томской области (ОГКУ «Томскавтодор») на все автомобильные дороги Томской области разработаны проекты ОДД.

Рис. 1. Линейный график, созданный в системе подготовки чертежей, и ведомость разметки, выполненная в Microsoft Excel

Согласно порядку разработки и утверждения проектов ОДД на автомобильных дорогах проекты ОДД состоят из графической и табличной части. Графическая часть — это спрямлённые линейные графики с указанием основных параметров дороги и ТСОДД и эскизы знаков индивидуального проектирования, а табличная часть представляет собой сводные ведомости, отражающие для каждого ТСОДД месторасположение на плане дороги, количество, протяжённость, материал и другие параметры. На момент разработки проектов ОДД для автомобильных дорог Томской области не существовало единой цифровой модели дорог и не было единой базы данных. Как следствие, существующие проекты ОДД были неоднородны: выполнены в разные промежутки времени, представлены в разных форматах. Проекты представляли собой отдельные, не связанные между собой графики и таблицы в файлах систем AutoCAD, IndorDraw, Microsoft Office, в файлах графических изображений, просто «на бумаге» и т.д. (рис. 1). В результате было затруднительно проверить актуальность и достоверность данных при таких объёмах.

Рис. 2. Проект IndorTrafficPlan, полученный путём экспорта данных из ГИС IndorRoad

Рис. 3. Существующий проект ОДД, загруженный в ГИС IndorRoad

Данные заказчика, существующие в разных видах

г Л

А Материалы

Мл изысканий

1пс1огРоас1

ГИС автомобильных дорог

Графическая часть ^ 1пс1оЮга\№

Рис. 4. Входные и выходные данные в системе IndorTrafficPlan

На локальных участках дорог специалистами ОГКУ «Томскавтодор» производилась корректировка проектов ОДД. Изменения вносились в процессе эксплуатации дорог и анализа дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в связи с изменениями в нормативных документах, касающихся безопасности дорожного движения, а также исходя из решений комиссии по безопасности дорожного движения и других факторов. Тем не менее данных корректировок недостаточно для поддержания актуальных и достоверных данных.

IndorRoad и IndorTrafficPlan в управлении автомобильных дорог Томской области (ОГКУ «Томскавтодор»)

С целью оптимизации принимаемых решений, а также развития идеи об электронном документообороте в ОГКУ «Томскавтодор» были внедрены геоинформационная система (далее — ГИС) IndorRoad («ИндорСофт»,г. Томск) и система проектирования ОДД 1МогТгаШсР1ап («ИндорСофт», г. Томск).

ГИС автомобильных дорог IndorRoad предназначена для учёта и паспортизации, управления эксплуатацией и сопровождения всего жизненного цикла автомобильных дорог. Система 1МогТгаШсР1ап предназначена для проектирования ОДД и содержит все необходимые инструменты для создания схемы дороги, размещения ТСОДД и подготовки выходной документации в соответствии с «Порядком разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах» [3] и другими нормативными документами.

Для обеспечения целостности данных необходима увязка существующей модели автомобильных дорог в ГИС и проектов ОДД на этих дорогах (рис. 2). Разработку проектов ОДД необходимо осуществлять на основе данных ГИС с учётом существующего расположения ТСОДД, анализа ДТП, расчёта расстояний необеспеченной видимости встречного автомобиля, интенсивности движения и т.п.

Все работы, выполняемые для создания ГИС, можно разделить на четыре этапа: сбор данных, полевое обследование, наполнение базы данных

и внедрение ГИС. По результатам осуществления полевых работ и сбора данных производится наполнение базы данных автомобильных дорог в ГИС IndorRoad.

На дальнейших этапах в ГИС загружаются существующие схемы проектов ОДД с привязкой к километражу автомобильной дороги (рис. 3). Подгружаемые данные носят информативный характер, и по ним уже наносятся существующие ТСОДД. Для получения полноценной информационной модели необходимо рассматривать вопрос о следующем этапе.

На следующем этапе выполняется экспорт спроектированных и обустроенных автомобильных дорог из ГИС IndorRoad в систему проектирования ОДД ШогТгаШсР1ап (рис. 4). Это избавляет от необходимости создания схемы с «чистого листа», позволяя передать информацию о геометрии дороги, продольном профиле и большинстве существующих объектов инженерного обустройства и ситуации, а также сокращает время на подготовительные работы. Следовательно, дальнейшая разработка проектов ОДД осуществляется на основе данных из ГИС и разработанных ранее проектов ОДД для автомобильных дорог Томской области.

На первых этапах вносится недостающая информация. Данный процесс может происходить в нескольких режимах: графически на схеме или в табличном виде (рис. 5). При этом все объекты, изображённые в графическом виде, имеют связь с другими представлениями данных. Есть возможность посмотреть свойства объекта как на схеме, так и в табличном виде. При изменении свойства объекта на схеме автоматически меняются его табличные данные, и наоборот. Данная возможность позволяет сократить время на занесение информации и проверку правильности внесённых данных.

Также имеется возможность просмотра свойств объектов, которые не могут быть представлены графически, в табличном виде, что позволяет оперативно занести и проанализировать информацию, например об участках с необеспеченной видимостью. При этом данные участки могут быть рассчитаны автоматически, что сокращает время на вычисление и внесение, в случае если данная информация отсутствует.

При создании новых объектов используются обширные встроенные библиотеки объектов ситуации и ТСОДД, реализованные согласно действующим в России и странах СНГ нормативным документам [1], с подробным указанием параметров (рис. 6). Среди них — библиотека технических условий с марками дорожных ограждений, библиотека дорожных знаков, библиотека дорожной разметки и др. Также сотрудники ОГКУ «Томскавтодор» используют встроенный редактор дорожных знаков IndorRoadSigns, который позволяет формировать чертежи стандартных дорожных знаков и создавать знаки любой кате-

Рис. 5. Графическое и табличное представление данных в IndorTrafficPlan

Инспектор объектов

Ось 'д. Воронине L ул. Лесная' lis!,- Выделение

Все объекты (1 шт.) т

0 & Общие свойства

/>/ Дорога д. Воронине 1. ул. Лесная

Состояние объекта Проектный

X Исключить из ведомостей □

[XI Исключить из линейного графика □

Э & Дорожный знак m

В ■ Тип установки Стойка у бровки Сменить *

- <£ Знаки на лицевой стороне А

В - (и) Дорожный знак 3,24 ЕЭ * /

ИЗ Значение 40

1 I ......Состояние Проектный

Знаки на задней стороне А

В V Стойка знака

% Высота, м 4,00

Заглубление, м 0,00

0 Диаметр, м 0,07

$ Количество опор 1

[- Щ Материал Металл

^ Марка СКМ3.40

^ Масса, кг 19,83

[- ^ Фундамент Монолитный

|":!£| Объём бетона, м* 0,035

Объём песка, мэ 0,00

О. Масштаб, % 100,0

^ Размещение номера По умолчанию

/¡^ Не совмещать дублирующиеся п

Выноска

Скрывать подпись □

в<рСхема

Смещение изображения 0,00! 0,00 из

Поворот стойки 0=00'

-я- Смещение подписи, % 40,6

В КЗ Карта

Смещение изображения 0,00; 0,00 \г\

Поворот стойки ОТО'

-а- Смещение подписи, % 40,7

(3 у?1 Геометрия

Участок дороги д. Воронино 1. ул Лесная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Лимчя Правая кромка

Местоположение, км 0,142

Смещение, н 1,05

Ну Изображения ш В документ X

Рис. 6. Свойства дорожного знака в 1пбогТга^'!сР1ап

гории сложности, в том числе знаки индивидуального проектирования.

При проектировании активно используется возможность добавления фотоматериалов к свойствам объектов для более наглядного и реалистичного представления элементов дороги, обустройства и ситуации, а также съездов и примыканий. Так, каждый сотрудник может в любой момент посмотреть исходные данные объектов и внести какие-то корректировки.

После добавления всех недостающих элементов автомобильной дороги и ТСОДД сотрудники

Рис. 7. Существующее и проектное решение схемы ОДД

Рис. 8. Кольцевая развязка, спроектированная в системе ОДД IndorTrafficPlan

ОГКУ «Томскавтодор» начинают вносить изменения в существующую схему ОДД в случае переноса, демонтажа или новой установки ТСОДД. Для учёта существующих и проектных объектов инженерного обустройства предусмотрены разные состояния объектов (существующие, проектные и предназначенные к демонтажу) и режимы работы с проектом (режим создания исходного состояния дороги и режим создания проектного решения) (рис. 7). Такой подход позволяет

отображать на схеме различия между исходным и проектным состояниями, которые обозначаются цветами и условными знаками как на схеме, так и в табличном виде. Соответственно, сотрудники всегда могут оценить и проанализировать существующую схему ОДД и возможные варианты её оптимизации.

Сотрудники ОГКУ «Томскавтодор» активно используют специализированные инструменты в окне «Карта» для проектирования развязок и иных узлов, имеющих сложную конфигурацию. В системе IndorTrafficPlan развязки выделяются в отдельные узлы, которые не спрямляются, а изображаются на отдельных листах. Отдельным пунктом можно выделить создание кольцевых развязок. Для создания кольцевой развязки достаточно задать нужную геометрию в окне карты и замкнуть «кольцо» (рис. 8). Данная возможность значительно ускоряет процесс создания подобных развязок.

Перед итоговым формированием чертежа необходимо привести его в соответствие с требованиями заказчика: унифицировать цвета закраски элементов дороги, шрифты, размеры подписей элементов обустройства и пр. В системе предусмотрена возможность задания индивидуальных параметров отображения и подписей для каждого типа объектов (разметка, дорожные знаки и т.д.). При этом внесённые изменения автоматически применяются ко всем объектам одного типа. Это даёт возможность значительно сократить время, затрачиваемое на оформление чертежа. Также данные настройки можно сохранить в отдельный файл, который затем может быть использован как в других проектах, так и другими сотрудниками, что позволяет избавить от рутинной настройки оформления каждого чертежа.

Финальным этапом разработки проекта ОДД является формирование итоговых чертежей и ведомостей, которые затем будут переданы заказчику.

Готовый чертёж можно распечатать или экспортировать в файл чертёжных систем (например, IndorDraw и AutoCAD) для последующей доработки. Наличие большого набора предустановленных ведомостей (ведомость объёмов горизонтальной разметки, дорожных знаков, барьерного ограждения, остановок общественного транспорта, светофоров и др.) автоматизирует процесс формирования выходной документации (рис. 9).

Возможность внесения изменений в схемы ОДД заказчиком в процессе эксплуатации автомобильных дорог (улиц) без необходимости пересчёта объёмов «вручную» позволяет сотрудникам ОГКУ «Томскавтодор» быстро и своевременно вносить правки в уже созданные схемы ОДД и формировать итоговую актуальную документацию.

Готовый продукт

По завершении всех работ по проектированию ОДД заказчику передаются следующие документы (результаты работ) по каждой автомобильной дороге (улице).

1. Проект ОДД в двух экземплярах на листах формата A3 (297x420 мм), масштаб: горизонтальный — Ml: 3000, вертикальный — произвольный, на бумажном носителе.

2. Ведомости ТСОДД и чертежи знаков индивидуального проектирования на листах формата A3 (297x420 мм) на бумажном носителе.

3. Схемы развязок и сложных пересечений (плотная застройка, изменение направления главной дороги на пересечении, пересечения и примыкания с каплевидными островками и т.п.) на отдельных листах в масштабах М 1:1000 или М 1:500 на бумажном носителе. В исключительных случаях, при больших площадях развязок, в масштабе М 1:2000.

4. Проект ОДД в электронном виде на компакт-диске CD-ROM/ DVD-ROM в формате системы IndorTraffic-Plan (*.trafficplan).

5. Панорамная видеосъёмка с разрешением кадра не менее 3840х 1920 пикселей, с глубиной цвета 24 бита. Качество кадра должно обеспечивать читаемость дорожных знаков, в том числе километровых.

Заключение

Система IndorTrafficPlan содержит все необходимые инструменты для создания проектов ОДД и позволяет разрабатывать проекты ОДД «с нуля» и корректировать существующие схемы ОДД. При этом система позволяет значительно сэкономить время при формировании исходных данных: ведомостей, линейных графиков и узлов.

Также одним из главных достоинств IndorTrafficPlan является интеграция с ГИС IndorRoad. Благодаря такой возможности существенно сокращается время на подготовительные работы: из ГИС передаётся не только ось дороги, но и большинство объектов обустройства и ситуации. Следовательно, сотрудники ОГКУ «Томскавтодор» тратят гораздо мень-

Ведомость размещения дорожных знаков д. Воронине 1. ул. Лесная

Nsnfti Адрес, км,у Расположение Номер по гост Типоразмер Размер щитка, мм Площадь щитка, мг Материал Состояние Конструкция Кол-во Фундамент, объем бетона,

1 0,017 На обочине 24 II А900 0.35 Установлено СКМ3.40 1 Монолитный 0.03S

2 0.045 На обочине справа 523.2 II 1050*360 0.37 Требуется СКМ3.40 1 Монолитный 0.036

5.24.2 II 1050*360 0.37 Требуется

3 0.111 На обочине справа 3.4 II D700 0.38 К демонтажу СКМ3.40 1 Монолитный 0.036

34 II D700 0,38 Установлено

4 0.142 На обочине 324 II D700 0.38 Требуется СКМ3.40 1 Монолитный 0.036

5 0.170 На обочине 1.23 II А900 (1034 * 934) 0,96 Требуется СКМ3.45 1 Монолитный 0.036

1.17 II А900 0.35 Требуется

6 0.253 На обочине справа 3.13 II D700 0,38 Установлено На объекте 0

3.13 II D700 0,38 Ус,..«»...

7 0,288 На обочине справа 3 24 II □700 (900*900) 0,81 К демонтажу СКМ3.45 ' Монолитный 0,036

1.23 II А900 (1034 * 934) 0,96 Установлено

8.2.1 II 700x350 0,24 Требуется

3 24 II D700 (900*900) 0.81 Установлено

8 0.367 На обочине справа 5.20 II В700 0.49 Установлено СКМ3.40 1 Монолитный 0.036

9 0,371 На обочине 5.20 II В700 0.49 Установлено СКМ3.40 1 Монолитный 0,036

Рис. 9. Ведомость размещения дорожных знаков, подготовленная в системе 1пёогТга11кР1ап

ше времени на разработку проектов ОДД за счёт увязки существующей модели автомобильных дорог в ГИС IndorRoad и проектов ОДД на этих дорогах в системе IndorTrafficPlan. S

Литература:

1. 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

2. Приказ Министерства транспорта РФ от 17 марта 2015 г. № 43 «Об утверждении Правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения».

3. Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах.

4. Шакирзянова А.М., Кривопалов А.Д. IndorTrafficPlan как удобный инструмент для проектирования организации дорожного движения // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2017 № 2(9). С. 36-42.

DOI: 10.17273/CADGIS.2017.2.4

5. Кривопалов А.Д., Петренко Д.А., Скворцов А.В. Разработка проектов организации дорожного движения: настоящее и будущее // САПР и ГИС автомобильных дорог.

2014. № 2(3). С. 86-92.

DOI: 10.17273/CADGIS.2014.2.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.