Т.П. Тишина
опыт преподавания истории культуры народов Севера (Якутии) в Якутской духовной семинарии
В 2012 г. по благословению епископа владыки Романа и игумена Андрея (Мороз) автор данной публикации была приглашена в только что открывшуюся Якутскую духовную семинарию для чтения спецкурса лекций по вводимой дисциплине «История культуры народов Севера (Якутии)». Курса, которого еще не было и который предполагался как адаптационный к условиям региона для будущих православных миссионеров на Севере. Курса, который еще предстояло разработать «с нуля».
В качестве источников первого варианта программы были использованы:
1. Методические разработки и программы факультетов национальной культуры учебных заведений Республики Саха (Якутии), разработанные носителями традиционных культур и языка Якутии. Прежде всего - факультета национальной культуры и искусства СВФУ и Арктического Государственного института культуры и искусств (1).
2. Собственный опыт разработки программ по народному, декоративно-прикладному и профессиональному искусству Якутии (2-3).
3. Практический опыт преподавания в вузах и сузах республики, филиалах Российских вузов в Якутии (4-6).
4. Практический опыт работы в национальных трудовых коллективах и творческих объединениях, союзах, ассоциациях (7-8).
5. Собственный опыт сбора материала (в том числе словарного, терминологического) и защиты диссертации на ученую степень кандидата искусствоведения по одной из основополагающих тем традиционной культуры народов Якутии - «Якутский орнамент. Опыт комплексного исследования по материалам якутского народного искусства XVIII -XIX вв.» (9-10).
6. Актуальные информационные источники - СМИ, новые издания православной и светской литературы. Литература по актуальным проблемам традиционной материальной и духовной культуры народов Севера.
7. Иллюстративный материал - видеофильмы, фотографии, репродукции музейных экспонатов, ссылки на сайты и т.д.(11).
СБОРНИК трудов
ЯКУТСКОЙ духовной СЕМИНАРИИ
Выпуск 4
8. Личное участие в мероприятиях (фестивали, выставки, премьеры, творческие встречи) и общение с коллегами - деятелями культуры, мастерами, творческими работниками разных направлений стилистических поисков и духовных исканий.
Итогом первого года обучения 2012-2013 уч./г. стал первый вариант экспериментальной программы адаптационного спецкурса, разработанный автором по модульной системе и традиционной схеме модулей того периода:
1. Требования подготовки по курсу.
2. Принципы и цели.
3. Структура курса и содержание.
4. Структура деятельности студентов.
5. Контролирующие материалы (примеры тестов, вопросов, заданий)
6. Рекомендуемая литература.
7. Приложение. Глоссарий - словарь терминов.
Отличием от других программ по традиционной культуре народов Севера стало добавление:
1. глоссария - словаря терминов по изобразительному искусству (из авторских программ прошлых лет, апробированных в учебном процессе);
- словаря терминов на якутском языке (из приложения к авторской монографии по якутскому орнаменту, составленному в аспирантский период 1970-хГг. по публикациям исследователей - носителей традиционного языка и культуры) (8);
2. заново разработанного перечня заданий и тем для сочинений, рефератов и т.д.
Содержание тестов было переработано в сторону уменьшения тяжеловесного научного подхода, излишнего этнографизма, узкой специализации, в направлении упрощения и «облегчения» языка и содержания текстов. Разработан и добавлен учебно-методический комплекс для экстернатчиков (заочников). Задания заочникам расписаны помесячно.
Добавлены разделы и темы по современному состоянию культур народов Севера (Якутии):
- современное искусство Якутии,
- национально-культурные общины Республики Саха (Якутии),
- шедевры ЮНЕСКО на земле олонхо и т.д.
В ходе внедрения первого варианта программы студенты начали писать сочинения-эссе с примерным планом и направлениями
рассуждения согласно методике оформления письменных работ, разработанной в семинарии (12). Некоторые из них («Моя Якутия») экспонировались в семинарии во время молодежной православной конференции. Темы первых рефератов:
1.Андреев А. Село Русское Устье (Русское Жило).
2.Амбросов М. История города Якутска.
3.Иванов А. Свадебные обряды якутов.
4.Левещенко С. Пантеон языческих божеств якутян.
Затем последовали:
1.Калугин В. Круговые танцы народов мира. Осуохай.
2.Коробков А. Ысыах: вчера, сегодня, завтра.
3.Романенко А. Музеи Якутии.
В 2015 г. учебной частью семинарии был разработан новый учебный план для бакалавриата по направлению подготовки «Практическая теология православия». В соответствии с новыми стандартами и нормативами нового учебного плана, в связи с развитием новых технологий и коммуникативных средств, возросшим объемом информации, изменением культурно-политической ситуации внутри страны и мире, ростом требований к самостоятельной подготовке студентов автором был разработан новый вариант рабочей программы по дисциплине «История культуры народов Севера (Якутии)» и он был включен в основной учебный план семинарииуже вкачестве постоянного курса.
Новая программа, составленная по компетенциям, акцентирует два основных направления изложения материала дисциплины:
1. материальная культура народов Севера (Якутии);
2. духовная культура народов Севера (Якутии).
Целью освоения дисциплины «История культуры народов Севера (Якутии)» является приобретение студентами общепрофессиональных и общекультурных знаний об основах истории культуры народов Якутии и арктического Севера Сибири, их месте среди других культурных феноменов.
В результате должны сформироваться такие компетенции обучающегося, как:
- способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
- способность использовать общекультурные знания в области теологии при решении профессиональных задач.
В результате освоения дисциплины студент должен:
СБОРНИК трудов
ЯКУТСКОЙ духовной СЕМИНАРИИ
Выпуск 4
Знать: социальные, этнические, конфессиональные и культурные особенности в обществе.
Уметь: толерантно воспринимать существующие различия.
Владеть: основными навыками работы в коллективе.
В системе содержательно-логических связей содержание дисциплины «История культуры народов Севера (Якутии)» носит вводный характер (108 часов) и выступает опорой основного богословия в условиях региона, формируя общие и общепрофессиональные компетенции. Основными формами контроля успеваемости остаются:
1. Текущий контроль (эссе-сочинение, тест ).
2. Промежуточный контроль (реферат, информационно-аналитическая справка).
3. Итоговый контроль (экзамен).
В глоссарии оставлен словарь терминов якутского народного искусства и культуры.
Карта обеспеченности литературой включает как основную, так и дополнительную литературу, а также электронные и Интернет-ресурсы, фонды библиотеки семинарии.
По итогам 2015-2016 уч./г. студентами были выбраны следующие темы для информационно-аналитических справок:
1.Солодовников Е. Якутский шаманизм.
2.Кузько В. Пантеон якутских божеств.
3.Ушаков Н. Чорон - кубок для кумыса.
4.Романенко Н. Представление якутов о душе. Якутские суеверия.
5.Высоцкий В. Юкагирские письма на бересте (тосы).
Основные трудности, с которыми пришлось столкнуться при разработке программ:
- отсутствие учебников и обобщающего в широком масштабе достоверного фактического материала. Обилие разно-жанровой литературы, особенно иллюстративного и рекламного характера, порой содержащей противоречивые, мифологизированные сведения - основные черты современной источниковедческой базы по данной дисциплине.
- неизученность (последние серьезные научные экспедиции относятся к концу Х1Х-началу ХХвв. или довоенному периоду СССР) народов Севера порождает путаницу в головах управленцев - чиновников, политиков, администраторов (путают культуру саха с культурой эвенов, эвенков, чукчей и т.д.), затрудняет принятие точных взвешенных стратегических и экономических решений по отдаленным территориям страны (пример с дальневосточным гектаром);
- закрытость сакральной части духовной культуры северян. Та-буирование в неявной степени «по умолчанию» остается и в наши дни. Обилие театрализованных шоуменизированных форм того же ставшего в некоторых кругах модным шаманизманередко превращается в расхожие штампы. Так же порой нещадно эксплуатируются арт-рынком осуохай и хомус. При этом народ саха прячет свою настоящую духовную суть;
- языковый барьер и некоторые особенности менталитета, которые изучаемая дисциплина помогает преодолевать. Как и изучение якутского языка, входящее в перечень изучаемых дисциплин.
В то же время все вышеперечисленное стимулирует студентов к самостоятельному поиску и совершенствованию методов миссионерской работы с использованием новых знаний, навыков, технологий и интерактивных коммуникативных средств.
Литература
1. ДПИ народов Севера. Программа для ФИЗИ АГИК и И./сост. З.И.Ива-нова-Унарова. Якутск. 2005.
2. Примерная программа факультета народного декоративно-прикладного искусства Якутии народных университетов культуры ЯАССР./ сост. Т.П.Тишина. М., ЗАО Инфест, 2007.
3. Тишина Т.П. История отечественного искусства и культуры. Авторская программа для ВУЗов (с разделом по истории изобразительного искусства Якутии). М., ЗАО Инфест, 2005.
4. Тишина Т.П. Избранное в 3-х т. Сер. «Мир искусствоведа». М.,ЗАО Инфест, 2007.
5. Тишина Т.П. Высшее художественное образование в республике Саха. К 10-летию высшего художественного образования Якутии: сб. материалов. Москва-Якутск, 2005.
6. Энциклопедия культуры и искусства Якутии. Якутск, Бичик, 2011.590с.
7. Тишина Т.П. Орнамент в якутском народном искусстве ХУШ-ХХ вв. Опыт комплексного исследования: автореф. дисс. ... к.искусствовед.н. М.,2006.28с.
8. Тишина Т.П. Якутское орнаментальное искусство.Москва-Якутск: ЗАО Инфест, 2005. 286с.
9. Захарова Т.В., Ткачев Р.П. Методические рекомендации по подготовке, написанию и оформлению письменных работ студентами Якутской духовной семинарии. Якутск, 2014.