Научная статья на тему 'Опыт преподавания гуманитарных дисциплин студентам СПО в техническом вузе (на примере КузГТУ)'

Опыт преподавания гуманитарных дисциплин студентам СПО в техническом вузе (на примере КузГТУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / HUMANITIES / SYSTEMATIC APPROACH OF TRAINING / GENERAL CULTURAL COMPETENCES / WORLDVIEW / PEDAGOGICAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутьян В. А., Карпинец Т. А., Салтымакова О. А.

Введение. В статье освещается значимость преподавания гуманитарных дисциплин как одного из факторов подготовки высококвалифицированного специалиста на базе среднего профессионального образования в условиях модернизации образовательной системы Российской Федерации. В связи с чем представлен опыт работы преподавателей гуманитарных дисциплин в системе среднего профессионального образования на примере Кузбасского государственного технического университета имени Т. Ф. Горбачева. Методология. Для описания опыта преподавания гуманитарных дисциплин на уровне среднего профессионального образования использованы различные эмпирические и теоретические методы исследования. Результаты. Определены специфика преподавания гуманитарных дисциплин студентам СПО и их роль в формировании личности в возрасте ранней юности. Обозначен круг проблем, связанных с преподаванием гуманитарных предметов, предложены пути решения вышеназванных проблем. Заключение. Обобщены результаты исследования и установлено, что цель преподавания гуманитарных дисциплин студентам СПО, обучающимся на технических специальностях, заключается в формировании мировоззрения и коммуникативной культуры личности. Преодоление трудностей преподавания гуманитарных дисциплин в первую очередь зависит от педагогического мастерства преподавателя, решающего дидактические и воспитательные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бутьян В. А., Карпинец Т. А., Салтымакова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING THE HUMANITIES TO THE STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN A TECHNICAL UNIVERSITY

Introduction. The article highlights the importance of teaching Humanities as one of the factors in the training of highly qualified specialists on the basis of secondary vocational education in the modernization of the educational system of the Russian Federation. In this connection, the experience of teachers of Humanities in the system of secondary vocational education in Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev is presented. Materials and methods. Various empirical and theoretical methods of research are used to describe the experience of teaching Humanities at the level of secondary vocational education. Results. The specificity of teaching Humanities to students of secondary vocational education is determined. Their role in the formation of personality at the age of early youth is revealed. The range of problems associated with the teaching of humanitarian subjects is indicated, the ways to solve these problems are proposed. Conclusions. The results of the study are summarized and it is established that the purpose of teaching Humanities to students of secondary vocational education studying in technical specialties is to form a worldview and communicative culture of the individual. Overcoming the difficulties of teaching Humanities primarily depends on the pedagogical skills of the teacher who solves didactic and educational problems.

Текст научной работы на тему «Опыт преподавания гуманитарных дисциплин студентам СПО в техническом вузе (на примере КузГТУ)»

4. Arhipova O. V. Ob issledovanii faktorov, vliyayushchikh na vybor meditsinskoy professii [About investigation of factors affecting the choice of the medical profession]. Collection of articles of the XII International Scientific and Practical Conference "Science and Education: Preserving the Past, Creating the Future". Penza, 2017, part 2, pp. 113-115. (In Russian).

5. Arhipova O. V. Ob obuchenii sravnitel'noy tipologii studentov meditsinskikh fakul'tetov na zanyatiyakh po latinskomu yazyku [About training students of medical faculties a comparative typology at the lesson language activities]. Collection of materials of the International scientific-practical conference "Linguistics, Linguodidactics, Translation Studies: Actual Issues and Prospects of Research". Cheboksary, 2017, pp. 181-184. (In Russian).

6. Getskina I. B., Mikhaylova E. R. Psikholingvisticheskiye aspekty obucheniya inostrannykh studentov-medikov terminologicheskoy leksike russkogo yazyka [Psycholinguistic aspects of teaching foreign medical students to terminological vocabulary of the Russian language in the aspect of professional communication]. Innovations in Education, 2018, no. 11, pp. 36-51. (In Russian).

7. Demyanova T.V. Problemy obucheniya studentov ustnoy rechi [Problems of developing learners' listening skills]. Collection of materials of the International scientific-practical conference "Linguistics, Linguodidactics, Translation Studies: Actual Issues and Prospects of Research". Cheboksary, 2015, pp. 200-206. (In Russian).

8. Ignateva T. S, Antonova N. A. Obucheniye perevodu angloyazychnykh terminologicheskikh slovosochetaniy studentov meditsinskikh vuzov [Learning the translation of English-language terminological word combinations of students of medical universities]. Innovations in Education, 2016, no. 8, pp. 102-108. (In Russian).

9. Ignatieva T. S., Antonova N. A. Yazykovo-stilisticheskiye sredstva logiko-smyslovoy oriyentatsii v meditsinskom nauchnom tekste [Language and stylistic means of logical and semantic orientation in the medical scientific text]. Collection of materials of the International scientific-practical conference "Linguistics, Linguodidactics, Translation Studies: Actual Issues and Prospects of Research". Cheboksary, 2016, iss. 3, pp. 76-83. (In Russian).

10. Ignatieva T. S. Diagnostika urovnya nravstvennoy kul'tury u studentov I kursa meditsinskogo fakul'teta [The diagnostic research of moral culture of medical department first-year students]. I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin, 2011, no. 3-2 (71), pp. 95-99. (In Russian).

11. Kareva L. A. Samostoyatel'naya rabota studentov neyazykovykh napravleniy podgotovki v izuchenii inostrannogo yazyka [Selfguided work of nonlinguistic training course students in learning foreign language]. Philological Sciences. Issues of Theory and Practice, 2014, no. 10-2 (40), pp. 70-77. (In Russian).

12. Chernova L. V. Yazykovo-stilisticheskiye sredstva logiko-smyslovoy oriyentatsii v meditsinskom nauchnom tekste [Independent work of students on a scientific text in German in a non-linguistic high school]. Materials of the regional scientific-methodological conference "Problems of improving the quality of education in the context of modernization of society'. Cheboksary, 2004, pp. 252-255. (In Russian).

13. Shpareva G. I. Printsipy i osobennosti perevoda meditsinskogo teksta s angliyskogo yazyka na russkiy [Principles and special aspects of translating medical texts from English into Russian]. Collection of materials of the International scientific-practical conference "Linguistics, Linguodidactics, Translation Studies: Actual Issues and Prospects of Research". Cheboksary, 2017, pp. 300-306. (In Russian).

14. Larseingue M., Sawyer C. R., Finn A. N. Components of students' grade expectations for public speaking assignments. Communication education, 2012, vol. 61, no. 4, pp. 428-447. (In English).

15. Shekhtman B. How to improve your foreign language immediately. Salinas, CA, MSI Press, 2003, 124 p. (In English).

16. Shekhtman B. Working with advanced foreign language students. Salinas, CA, MSI Press, 2003, 116 p. (In English).

ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН СТУДЕНТАМ СПО В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ КУЗГТУ)

TEACHING THE HUMANITIES TO THE STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN A TECHNICAL UNIVERSITY

Введение. В статье освещается значимость преподавания гуманитарных дисциплин как одного из факторов подготовки высококвалифицированного специалиста на базе среднего профессионального образования в условиях модернизации образовательной системы Российской Федерации. В связи с чем представлен опыт работы преподавателей гуманитарных дисциплин в системе среднего профессионального образования на примере Кузбасского государственного технического университета имени Т. Ф. Горбачева.

Методология. Для описания опыта преподавания гуманитарных дисциплин на уровне среднего профессионального образования использованы различные эмпирические и теоретические методы исследования.

УДК/UDC 377

В. А. Бутьян, Т. А. Карпинец, О. А. Салтымакова

V. Butyan, T. Karpinets, O. Saltymakova

Результаты. Определены специфика преподавания гуманитарных дисциплин студентам СПО и их роль в формировании личности в возрасте ранней юности. Обозначен круг проблем, связанных с преподаванием гуманитарных предметов, предложены пути решения вышеназванных проблем.

Заключение. Обобщены результаты исследования и установлено, что цель преподавания гуманитарных дисциплин студентам СПО, обучающимся на технических специальностях, заключается в формировании мировоззрения и коммуникативной культуры личности.

Преодоление трудностей преподавания гуманитарных дисциплин в первую очередь зависит от педагогического мастерства преподавателя, решающего дидактические и воспитательные задачи.

Introduction. The article highlights the importance of teaching Humanities as one of the factors in the training of highly qualified specialists on the basis of secondary vocational education in the modernization of the educational system of the Russian Federation. In this connection, the experience of teachers of Humanities in the system of secondary vocational education in Kuzbass State Technical University named after T. F. Gorbachev is presented.

Materials and methods. Various empirical and theoretical methods of research are used to describe the experience of teaching Humanities at the level of secondary vocational education.

Results. The specificity of teaching Humanities to students of secondary vocational education is determined. Their role in the formation of personality at the age of early youth is revealed. The range of problems associated with the teaching of humanitarian subjects is indicated, the ways to solve these problems are proposed.

Conclusions. The results of the study are summarized and it is established that the purpose of teaching Humanities to students of secondary vocational education studying in technical specialties is to form a worldview and communicative culture of the individual.

Overcoming the difficulties of teaching Humanities primarily depends on the pedagogical skills of the teacher who solves didactic and educational problems.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, гуманитарные дисциплины, системный подход к обучению, общекультурные компетенции, мировоззрение, педагогическое мастерство.

Keywords: secondary vocational education, humanities, systematic approach of training, general cultural competences, worldview, pedagogical skills.

Введение

С 2001 г. в нашей стране активно идет модернизация образования. В русле этого процесса создаются новые формы непрерывного образования как условие подготовки высококвалифицированных специалистов различного профиля с учетом региональной специфики. Одним из главных условий подготовки востребованного специалиста является учет особенностей местного рынка труда, а также воспитание специалиста, который не только знает теорию, но и владеет необходимыми практическими навыками.

Таким специалистом является выпускник профессионального образовательного учреждения (ПОУ), которое может быть как самостоятельной образовательной организацией, так и структурным подразделением вуза. По данным открытого интернет-портала «Поступи онлайн», в 2019 г. факультеты СПО или колледжи как структурные подразделения имеются у 277 вузов в 35 городах России [2].

В Кузбасском государственном техническом университете имени Т. Ф. Горбачева, ведущем техническом вузе Кемеровской области, в 2018 г было создано новое структурное подразделение — институт профессионального образования (ИПО). Институт предлагает обучение по четырем специальностям: информационные системы и программирование; монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств; технология аналитического контроля химических соединений; техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей. В 2019 г открыты еще три новые специальности: монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям); управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям) и гостиничное дело. Названные специальности входят в топ-50 наиболее востребо-

ванных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования [1].

Опыт первого года функционирования ИПО показывает, что при подготовке специалиста возникают различные проблемы, в том числе связанные с преподаванием гуманитарных дисциплин. Постановка и решение проблем, появляющихся в ходе обучения гуманитарным дисциплинам, на наш взгляд, способствуют более эффективному ведению образовательного процесса.

Методология

В то время как целесообразность преподавания профильных дисциплин на технических специальностях ни у кого не вызывает сомнений и является основным направлением образовательной деятельности, изучению дисциплин гуманитарного цикла часто отводится вторичная роль. Такое положение гуманитарных предметов в целом отрицательно сказывается на качестве и полноте знаний и умений студентов, так как у конкурентоспособного специалиста должны быть сформированы не только профессиональные, но и общекультурные компетенции, которые развиваются при изучении в первую очередь гуманитарных дисциплин.

Для повышения эффективности образования студентов ИПО нами была проведена исследовательская работа, которая позволила определить специфику преподавания гуманитарных дисциплин, обозначить круг проблем, возникающих при их изучении, и предложить возможные варианты их решения.

Нами использовались эмпирические (наблюдение, беседы с кураторами студенческих групп и преподавателями) и теоретические методы исследования (анализ учебной деятельности студентов, сравнение разных уровней образования: среднего общего, среднего профессионального и высшего), что позволило обобщить опыт преподавания гуманитарных дисциплин за первый год существования ИПО в КузГТУ.

Результаты

Значимость обучения гуманитарным дисциплинам для будущего специалиста выводит на первый план специфику преподавания, которая определяется целями и задачами изучения русского языка, литературы, истории, обозначенными в образовательном стандарте [3].

Так, на первом курсе в ходе обучения предполагается достижение личностных и метапредмет-ных результатов, на последующих курсах должны быть сформированы общекультурные и профессиональные компетенции. Причем общекультурные компетенции напрямую связаны с личностными и метапредметными результатами, которые студент СПО получает при освоении общеобразовательных дисциплин.

Анализ личностных и метапредметных результатов и общекультурных компетенций показывает, что целью обучения является формирование разносторонне развитой личности, которая способна «выбирать способы решения задач профессиональной деятельности» (ОК-1), «осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации» (ОК-2), «планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие» (ОК-3), «работать в коллективе и команде» (ОК-4), «осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста» (ОК-5), «проявлять гражданско-патриотиче-скую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей» (ОК-6) [3].

Из вышесказанного следует, что личностные результаты и общекультурные компетенции в первую очередь должны сформировать у студента мировоззрение, основанное на активной гражданской позиции, сознательном подходе к собственной жизни и общечеловеческих нравственных ценностях.

Достижение обозначенных результатов освоения образовательных программ тем более актуально, что именно возраст ранней юности (15-18 лет) является этапом преодоления зависимости от взрослых и утверждения самостоятельности личности; напряженным периодом формирования нравственного сознания, становления ценностей и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданской зрелости; временем развития познавательных и профессиональных интересов, решения задач профессионального самоопределения и формирования способности строить жизненные планы [5].

Именно в возрасте ранней юности человек приобретает большую степень ответственности, начинает самостоятельно принимать решения, у него меняется осознание себя и своего будущего.

В отличие от учащихся 10-11-х классов, которые еще находятся в стадии пробного выбора, когда есть возможность предпочесть один из множества вариантов, студенты СПО уже приняли свое первое взрослое решение.

Помочь обучающемуся подтвердить свой выбор или изменить его, если он не вполне соответствует личностным характеристикам студента, могут гуманитарные предметы. Именно они в большей степени способствуют осознанию собственного предназначения и социальной роли. Даже если студент поймет, что он сделал неправильный выбор, знания, полученные при изучении гуманитарных дисциплин, делают этот период важным для формирования личности и остаются актуальными, какую бы специальность в дальнейшем ни выбрал человек, ведь он не перестанет быть гражданином, патриотом, личностью.

Таким образом, целью обучения гуманитарным дисциплинам, обусловливающей специфику их преподавания, является формирование разносторонне развитой личности с высоким уровнем логической, коммуникативной и речевой культуры. Именно гуманитарные дисциплины формируют у студентов широкий кругозор, мировоззрение, гражданскую позицию, которые являются культурно-нравственной основой личности и позволяют ориентироваться в условиях быстро меняющейся современной действительности.

Опыт первого года работы со студентами ИПО в КузГТУ показывает, что несомненная значимость гуманитарных предметов в становлении личности будущего специалиста, с одной стороны, и недооценивание этой значимости студентами, а как следствие, недостаточное внимание, уделяемое освоению дисциплин гуманитарного цикла на технических специальностях — с другой, приводят к возникновению круга проблем, постановка и решение которых позволят, как мы считаем, более эффективно осуществлять процесс обучения.

В институт профессионального образования поступают школьники как из г. Кемерово, так и других населенных пунктов Кемеровской области (Прокопьевск, Белово, Тисуль, Юрга, Полысаево, Промышленное, Топки и др.), а также проживающие за пределами области (Горный Алтай, Тыва), обучавшиеся в школах с различным качеством обучения, а следовательно с разным уровнем подготовки учащихся. В связи с этим перед преподавателями стоят разные задачи: восполнить пробелы в знаниях по предметам, актуализировать и систематизировать имеющиеся представления по темам дисциплин, расширить знания и вывести их на новый уровень обобщения, и в результате сформировать навыки, необходимые для освоения дисциплины, а также последующего обучения в вузе.

Конечно, с подобными трудностями сталкиваются и преподаватели точных наук, однако студенты, выбравшие технические специальности, не только имеют соответствующие склонности и способности, но и нацелены изучать предметы, которые, очевидно, пригодятся в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности. Напротив, необходимость изучения гуманитарных дисциплин требует дополнительной актуализации и мотивации в течение всего срока освоения учебного курса. Иначе говоря, преподаватель гуманитарных дисциплин должен как выравнивать и компенсировать знания студентов, так и дополнительно заинтересовывать каждого обучающегося.

Решение этой задачи мы видим прежде всего в проведении индивидуальных консультаций, дифференцированном подходе и использовании разнообразных форм работы: творческих заданий, заданий разного уровня сложности, работы в больших и малых группах и др.

Преподавание гуманитарных дисциплин на уровне среднего профессионального образования отличается насыщенностью, связанной с тем, что за один год необходимо освоить материал, который, согласно программам среднего общего образования, изучается в 10-11-м классах в течение двух лет.

Преодоление данной проблемы связано с необходимостью внедрения системного подхода, предполагающего иную структуру как теоретического материала, так и практических заданий. В связи с этим, на наш взгляд, целесообразно при избегании излишней детализации уделять основное внимание темам и разделам, которые являются наиболее значимыми, важными для изучения курса. Именно они помогают выявить взаимосвязи между базовыми понятиями дисциплины и установить закономерности их функционирования, сформировать целостное представление об основных исторических, литературных и лингвистических процессах.

Например, при изучении истории основное внимание следует уделять характеристике каждой исторической эпохи в целом, закономерностям исторического процесса, а также тем исто-

рическим личностям, которые внесли наиболее заметный вклад в развитие той или иной эпохи, и в меньшей степени рассматривать даты, события, факты, которые являются частными моментами и широко доступны в научно-учебной и справочной литературе.

При изучении русского языка важно останавливаться на наиболее сложных темах и повторять их в системе. Так, правила написания одной и двух -н- в суффиксах целесообразно рассматривать комплексно для всех случаев написания разных частей речи; правописание твердого и мягкого знаков — для всех функций этих букв; постановку знаков препинания — для всех типов предложений и т. д.

Такой подход возможен потому, что частные случаи (даты, факты, правила, персоналии) уже были изучены учащимися в 5-9-м классах средней школы, а на этапе среднего профессионального образования важно выявить и обобщить закономерности, показать целостную научную картину.

Трудности системного подхода обусловлены в первую очередь отсутствием подходящих для решения этой задачи учебников, поскольку в изданиях, рекомендованных ОПОП1, изложение теории часто излишне детализировано, а иногда и слишком поверхностно, также отсутствуют обобщающие, комплексные практические задания.

Решение данной проблемы возможно благодаря использованию в учебном процессе дополнительной литературы, разработке и выпуску на базе вуза учебно-методических материалов, учитывающих возрастные (психологические, нравственные, интеллектуальные и др.) особенности студентов СПО, а также отвечающих требованиям учебного процесса и целям преподавания гуманитарных дисциплин.

Кроме того, возможность обобщения и систематизации учебного материала напрямую зависит от уровня педагогического мастерства преподавателей и их методической подготовки. Ведь именно преподаватели решают сложные задачи обучения и воспитания студентов СПО, опираясь на свой опыт и проявляя профессионально-личностную готовность в преодолении перечисленных трудностей.

Заключение

Таким образом, для решения вопроса подготовки высококвалифицированного специалиста на базе среднего профессионального образования в КузГТУ был создан институт профессионального образования как отдельное структурное подразделение, в рамках которого студенты обучаются по специальностям, входящим в топ-50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий.

Качество подготовки специалиста инженерного профиля зависит от изучения не только технических, но и гуманитарных дисциплин, которые способствуют формированию общекультурных компетенций. Специфика преподавания гуманитарных предметов определяется целью их изучения и заключается в развитии широкого кругозора, мировоззрения, культурно-нравственных основ личности с высоким уровнем логической, коммуникативной и речевой культуры, что особенно важно в период ранней юности.

В процессе преподавания гуманитарных дисциплин обнаруживаются проблемы, связанные с разным уровнем подготовки обучающихся, объемом материала, необходимого для усвоения, отсутствием учебно-методических изданий, отвечающих задачам и особенностям образовательного процесса.

Преодоление обозначенных трудностей во многом зависит от педагогического мастерства преподавателя, решающего дидактические задачи благодаря системному подходу, знающего психологические особенности возраста ранней юности и в результате раскрывающего потенциал каждого обучающегося как разносторонне развитой личности.

1 Антонова, Е. С. Русский язык и литература. Русский язык: учебник для сред. проф. образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воите-лева. — Москва : Иц «Академия», 2016. — 448 с.; Артемов, В. В. История : учебник для использования в образовательном процессе образовательных организаций СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. — Москва : Академия, 2018. — 448 е.; Воителева, Т. М. Русский язык и литература. Русский язык: Сборник упражнений : учеб. пособие для сред. проф. образования / Т. М. Воителева. — Москва : ИЦ «Академия», 2016. — 224 с.; Русский язык и литература. Литература : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования : в 2 ч./ под ред. Г. А. Обернихиной. — 7-е изд., стер. — Москва : ИЦ «Академия», 2015. — Ч. 1. — 384 с.; Ч. 2. — 400 с.; Русский язык и литература. Литература. Практикум : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. Г. А. Обернихиной. — 5-е изд., стер. — Москва : ИЦ «Академия», 2015. — 352 с.

Литература

1. Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования : приказ Минтруда России от 2 ноября 2015 г. № 831.

2. Поступи онлайн [Электронный ресурс]. URL: https://postupi.online/kolledzhi/pri-vuze-da/.

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования : приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.).

4. Роменский Д. С. Изучение динамики социальной адаптации студентов в вузе [Электронный ресурс] // Концепт. 2013. № 6 (июнь). С. 51-55. URL: http://e-koncept.ru/2013/13127.htm.

5. Словарь психологических терминов [Электронный ресурс]. URL: https://www.belogurova.ru/glossary?letter=27& word=189.

6. Телина И. А., Лосева А. А. Социально-психологические аспекты адаптации студентов к образовательным условиям вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 2 (30). С. 132-139.

7. Шаповаленко И. В. Психология развития (Психология развития и возрастная психология). М., 2005. С. 261-278.

References

1. Ob utverzhdenii spiska 50 naibolee vostrebovannyh na rynke truda, novyh i perspektivnyh professij, trebuyushchih srednego professional'nogo obrazovaniya [On approval of the list of 50 most popular in the labor market, new and promising professions that require secondary vocational education]. Order of the Ministry of labor of Russia dated November 2, 2015 No. 831. (In Russian).

2. Postupi onlajn [Enroll online]. Available at: https://postupi.online/kolledzhi/pri-vuze-da/. (In Russian).

3. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego obshchego obrazovaniya [On approval of the Federal state educational standard of secondary education]. Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of may 17, 2012 No. 413 (as amended on 29 December 2014, 31 December 2015, 29 June 2017). (In Russian).

4. Romensky D. S. Izuchenie dinamiki social'noj adaptacii studentov v vuze [The study of the dynamics of social adaptation of students at the university]. Concept, 2013, no. 6 (June), pp. 51-55. Available at: http://e-koncept.ru/2013/13127.htm. (In Russian).

5. Slovar' psihologicheskih terminov [Dictionary of psychological terms]. Available at: https://www.belogurova.ru/ glossary?letter=27&word=189. (In Russian).

6. Telina I. A., Loseva A. A. Social'no-psihologicheskie aspekty adaptacii studentov k obrazovatel'nym usloviyam vuza [Socio-psychological aspects of students' adaptation to educational institution conditions]. Professional Education in Russia and Abroad, 2018, no. 2 (30), pp. 132-139. (In Russian).

7. Shapovalenko I. V. Psihologiya razvitiya (Psihologiya razvitiya i vozrastnaya psihologiya) [Developmental Psychology (Developmental Psychology and age psychology)]. Moscow, 2005, pp. 261-278).

УДК/UDC 378:796 Н. А. Лопатин, А. И. Шульгин

N. Lopatin, A. Shulgin

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ В ВУЗЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

MODERN APPROACH TO THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE UNIVERSITY ON THE DISCIPLINE OF PHYSICAL CULTURE

Введение. В статье рассматриваются вопросы, связанные с новым подходом к организации планирования учебного процесса по дисциплине «Физическая культура». Цель исследования — определить влияние аэробной нагрузки на динамику физической подготовки и укрепить здоровье студентов на занятиях по физическому воспитанию в вузе посредством циклических видов спорта.

Методология. Исследование основано на результатах социологического опроса в Кемеровском государственном институте культуры, в котором участвовали 55 638 студентов организаций высшего образования Российской Федерации по предмету «Физическая культура». Число обследованных студентов 1-го и 2-го курсов составило 236 человек.

Уровень здоровья студентов определялся по шестибалльной шкале с помощью экспресс-оценки (В. И. Белов, 1995), в которую вошли такие показатели, как частота сердечных сокращений (ЧСС), весоростовой индекс, оценка общей выносливости в беге на длинные дистанции, развитие скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места). Уровень здоровья определялся по среднему показателю суммы всех тестов. При этом суммарный показатель в 5 баллов соответство-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.