Помимо налоксона в 27,4% было начато проведение инфузионной терапии. Наряду с медикаментозной терапией в 48,8% случаев применялась ИВЛ при помощи мешка Амбу.
Результаты проведенного мониторирования состояния пациентов в динамике через 10 минут после введения налоксона свидетельствовали об улучшении их общего состояния во всех случаях. Побочных эффектов во время или после введения налоксона на догоспитальном этапе зарегистрировано не было.
В стационар госпитализировано было 20,6% больных, отказались от госпитализации 49,3%, оставлено на месте 30,1%. Смертельных исходов не было отмечено. Выводы. Таким образом, использование для лечения острых отравлений опиатами на этапе скорой медицинской
помощи налоксона является важным и необходимым лечебно-диагностическим мероприятием, позволяющим повысить качество оказания неотложной помощи, сократить число госпитализаций, а также улучшить прогноз.
ЛИТЕРАТУРА
1. Брюханов В.М., Гребенников С.В., Козычева О.П. и др. Опыт исследования антидотной терапии при отравлении опиатами на догоспитальном этапе// Скорая медицинская помощь.- 2006.- Том 7, №2.- С.62-63.
2. В.Г. Москвичев И. В. Духанина А. Л. Верткин. Неотложная медицинская помощь при отравлениях психоактивными веществами на догоспитальном этапе//Лечащий врач. 2004.- №5.
ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «СКОРАЯ И НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ С КУРСОМ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ» СТУДЕНТАМ 3 КУРСА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
Турланов К.М., Карабаева А.И., Альмухамбетов М.К., Нурмакова М.А. Кафедра скорой медицинской помощи Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова
Резюме Одной из ведущих дисциплин 3 курса сестринское дело (СД) является "Скорая и неотложная медицинская помощь с курсом экстремальной медицины". В результате обучения студенты должны получить навыки диагностики и лечения основных патологических состояний, угрожающих жизни больного и требующие оказания неотложной помощи; установить максимально доверительные отношения с пациентом, его родственниками, коллегами; работать в команде. Ключевые слова скорая медицинская помощь, студент, обучение
TEACHING EXPERIENCE OF DISCIPLINE "AMBULANCE EMERGENCY MEDICAL SERVICES " FOR 3D YEAR STUDENTS OF NURSING SPECIALTIES
Turlanov KM, Karabaev AI Almuhambetov MK, MA Nurmakov Department of Emergency Care Kazakh National Medical University. S.D.Asfendiyarova Abstract One of the major disciplines of nursing 3rd year (DM) is an "emergency medical assistance with a course of Emergency Medicine. As a result of study, students must get skills of diagnosis and treatment of major pathological conditions that threaten the life of a patient requiring emergency care, to establish the most trusting relationship with the patient, his relatives, colleagues, work in teams. Keywords ambulance, student learning
«ЭКСТРЕМАЛЬДЫ МЕДИЦИНА КУРСЫМЕН ЖЕДЕЛ ЖЭНЕ Ш¥ГЫЛ МЕДИЦИНАЛЫК К0МЕК» ПЭН1Н 3 КУРС МЕЙ1РБИКЕЛ1К 1С1 МАМАНДЫГЫ БОЙЫНША СТУДЕНТТЕР1НЕ ОКЫТУ ТЭЖ1РИБЕС1
Турланов К.М., карабаева А.И., Алмухамбетов МЛ, Нурмакова М.А.
ТYйiн Шугыл жагдайларда жедел жэрдем кeрсетудi студенттерге уйрететш непзп пэн «Экстремальды медицина курсымен жедел жэне шугыл медициналык кемек» пэнк Осы пэн кафедрада мешрбике iсi (М1) 3 курс студенттерше журпзшед. Нэтижесшде студент наукастыц (зардап шегушО eмiрiне каутт жэне шугыл кемект кажет ететш патологиялык жагдайлардык непзп клиникалык белгшерш; кенеттен ауырган наукастык немесе зардап шегушшН жалпы жагдайын багалай бшуо пациентпен, онык туыстарымен, эрттестермен барынша сенiмдi карым-катынас тугыза бшуо командамен жумыс ^тей бiлуi тшс.
ТYйiндi сездер жедел медициналык жэрдем беру, студент, окыту.
В различных жизненных ситуациях часто требуется оказать скорую и неотложную медицинскую помощь, от правильности оказания которой во многом зависит судьба пострадавшего или заболевшего.
Одной из основных дисциплин на 3 курсе сестринское дело (СД) является "Скорая и неотложная медицинская помощь с курсом экстремальной медицины". Во время прохождения этой дисциплины студенты учатся оказывать
неотложную помощь в экстренных ситуациях. Знание основ интенсивной терапии и умение оказать неотложную помощь является аксиомой для медицинского работника любой специализации. Успех лечения неотложных состояний определяется уровнем профессиональной подготовки и личностными качествами фельдшера, оказывающего эту помощь [1].
Целью дисциплины является формирование знаний и умений по организации, планированию и реализации сестринского процесса в скорой медицинской помощи и экстремальной медицине (при утоплении, удушении, травмах, отравлениях и т.д.) в объеме первой доврачебной медицинской помощи.
Задачи обучения: дать студентам современные знания об организации, структуре, оснащении и объеме помощи бригад скорой медицинской помощи; научить студентов осуществлять сестринский процесс при наиболее часто встречающихся неотложных состояниях; научить осуществлять организационные, медицинские и инфекционно-гигиенические мероприятия при
экстремальных ситуациях в местах стихийных бедствий; совершенствовать навыки межличностного общения и консультирования пациентов; ознакомить студентов с правами и обязанностями медицинского работника, пациента и научить вести образовательную работу по повышению ответственности пациента за свое здоровье; заинтересовать студента в постоянном повышении уровня знаний, работать над своим профессиональным имиджем, проявлять свой профессиональный интерес через НИРС, принимать активное участие в жизни университета [2].
По ГОСО 2006 года предусмотрен цикл скорой и неотложной медицинской помощи с курсом экстремальной медицины (90 часов) у студентов III курса СД [3]. В связи с этим составлена и утверждена типовая программа (2009 г.) На основании типовой программы составлены рабочая программа и календарно-тематические планы лекции и практических занятий. В соответствии с ГОСО 2006 года обучение студентов 3 курса СД с 2009-2010 учебного года проводится по кредитной системе. Дисциплина СНМП с курсом экстренной медицины состоит из 2 кредитов по 45 часов, которые проводятся на кафедре СНМП [4]. Кафедра для проведения лекционных и практических занятий оснащена мультимедийными проекторами, демонстрационными материалами (ЭКГ, слайды, фильмы, таблицы и др.), муляжами, фантомами. Сотрудниками кафедры подготовлены лекции в виде презентации, силлабус, учебно-методические комплексы для практических занятий, СРСП и СРС на государственном и русском языках. Тестовые вопросы и ситуационные задачи для текущего, рубежного и итогового контроля. Практические занятия проводятся путем устного опроса с последующей отработкой навыков на фантомах, муляжах, манекенах; тестирования; выезд на вызова в бригадах СНМП, в диспетчерской станции; моделирование ситуаций, клинический разбор тематического больного, решение ситуационных задач, работа в малых группах, дискуссии,
презентации, обратная связь; составление алгоритма неотложной помощи на догоспитальном этапе при различных клинических ситуациях; составление плана мероприятий по соблюдению инфекционной безопасности персонала и больных, в том числе и при стихийных бедствиях. Для развития клинического мышления и формирования навыков профессиональной деятельности активно используют деловые игры, кейс стади, мозговой штурм и.т.д. в ходе которых студенты создают модель определенной клинической ситуации и игрового коллектива, распределяют роль между участниками игры, разрабатывают алгоритм диагностического поиска и составляют план действий. При правильной организации деловой игры у студентов проявляются не только творческие и организаторские способности, но и активизируется их познавательная способность, совершенствуются навыки самостоятельной
профессиональной деятельности.
Кроме того, используется метод обучения межличностным навыкам и изучения отношения к ситуациям. Группа определяет компетентность среднего медицинского работника, его коммуникабельность, способность найти взаимопонимание и заслужить доверие пациента. А также группа оценивает, привлек ли фельдшер пациента для совместного решения проблемы, правильно ли подана информация о заболевании, учел ли фельдшер все нюансы при выборе лекарственного препарата, понял ли его пациент, получил ли он удовлетворение от визита к медицинскому работнику.
Огромное внимание уделяется самостоятельной работе студентов (СРС), где студенты работают с учебной и дополнительной литературой, с литературой на электронных носителях и в интернете; составляют алгоритмы оказания неотложной помощи, готовят презентации по темам занятий.
Практические навыки отрабатываются на фантомах и муляжах. В конце цикла сдают экзамен по практическим навыкам в центре практических навыков. Контроль знаний студентов проводится в виде: - текущего контроля: решение тестовых заданий, собеседование, решение ситуационных задач, самооценка и групповая оценка при работе в малых группах, оценка практических навыков у постели больного или в учебно-клиническом центре.
-рубежного контроля в конце каждого блока: коллоквиум в виде тестирования,
-итогового контроля: интегрированный экзамен в конце дисциплины, включающий тестирование, проверку практических навыков.
Таким образом, в конечном результате обучения студент получает знания и навыки по диагностике и лечению основных патологических состояний, угрожающих жизни больного (пострадавшего) и требующие оказания неотложной помощи; порядок и очередность выполнения мероприятий первой помощи по спасению жизни пострадавших и внезапно заболевших, в том числе и при стихийных бедствиях; основные способы безопасности пациента и среднего медицинского работника при работе в
экстремальных ситуациях; оценки общего состояния внезапно заболевшего или пострадавшего; оказания неотложной помощи при угрожающих жизни состояниях, создания максимально доверительных отношений с пациентом, его родственниками, коллегами и другими медицинскими работниками; умения работать в команде. Литература:
1 Модель медицинского образования КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова, 1-4 часть, Алматы, 2010 г.
2 Аканов А.А., Ахметов В.И. с соавт. Казахский национальный медицинский университет имени
С.Д.Асфендиярова: на пути инновационных преобразований.- Алматы, 2010.-181с.
3 Государственный общеобязательный стандарт медицинского образования. Алматы, 2006г.
4 Дербисалина Г.А., Царева Л.А., Сиротина А.Ю. Типовая учебная программа. Скорая и неотложная медицинская помощь с курсом экстремальной медицины. - Астана, 2009.-15с.