Научная статья на тему 'Опыт преподавания дисциплины "химия" в Северном государственном медицинском университете'

Опыт преподавания дисциплины "химия" в Северном государственном медицинском университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИМИЯ / МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / CHEMISTRY / MEDICAL UNIVERSITY / EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айвазова Е.А., Варакина Ж.Л., Журавлёва Е.А.

Специфической особенностью изучения химических дисциплин в медицинском вузе является взаимозависимость между целями медицинского образования и химической подготовки в его структуре. В статье разобраны проблемы, возникшие в химической подготовке в системе медицинского образования в связи с введением нового федерального государственного образовательного стандарта. Рассмотрена динамика взглядов на проблему преподавания общей и биоорганической химии в интегрированном курсе химии студентам, обучающимся по направлению 31.05.01 «Лечебное дело», в соответствии с ФГОСВО в Северном государственном медицинском университете. Представлена структура нового курса химии в виде четырех модулей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Айвазова Е.А., Варакина Ж.Л., Журавлёва Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF DISCIPLINE "CHEMISTRY" TEACHING IN THE NORTHERN STATE UNIVERSITY

Interdependence between the purposes of medical education and chemical training in its structure is a specific feature of chemical disciplines study in medical university. The problems in chemical training in the system of medical education in connection with introduction of the new federal state educational standard are examined in article. Dynamics ofpositions at the problem of general and bioorganic chemistry teaching in the integrated course of chemistry to the students trained in a direction 31.05.01 «General medicine» according to FSAS in the Northern state medical university are considered. The structure of a new chemistry course in the form of four modules is presented.

Текст научной работы на тему «Опыт преподавания дисциплины "химия" в Северном государственном медицинском университете»

2018, том 20 [12]

УДК 54:378.147 http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-12-10-14

ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ» В СЕВЕРНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Айвазова Е.А., Варакина Ж.Л., Журавлёва Е.А. ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет», г. Архангельск, Российская Федерация Аннотация. Специфической особенностью изучения химических дисциплин в медицинском вузе является взаимозависимость между целями медицинского образования и химической подготовки в его структуре. В статье разобраны проблемы, возникшие в химической подготовке в системе медицинского образования в связи с введением нового федерального государственного образовательного стандарта. Рассмотрена динамика взглядов на проблему преподавания общей и биоорганической химии в интегрированном курсе химии студентам, обучающимся по направлению 31.05.01 «Лечебное дело», в соответствии с ФГОСВО в Северном государственном медицинском университете. Представлена структура нового курса химии в виде четырех модулей. Ключевые слова: химия, медицинский университет, образовательный стандарт. EXPERIENCE OF DISCIPLINE «CHEMISTRY» TEACHING IN THE NORTHERN STATE UNIVERSITY Ayvazova E.A., Varakina Zh.L., Zhuravleva E.A North state medical university, Arkhangelsk, Russian Federation Annotation. Interdependence between the purposes of medical education and chemical training in its structure is a specific feature of chemical disciplines study in medical university. The problems in chemical training in the system of medical education in connection with introduction of the new federal state educational standard are examined in article. Dynamics ofpositions at the problem of general and bioorganic chemistry teaching in the integrated course of chemistry to the students trained in a direction 31.05.01 «General medicine» according to FSAS in the Northern state medical university are considered. The structure of a new chemistry course in the form of four modules is presented. Key words: ^emistry, medical university, educational standard.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК [1] Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 31.05.01. Лечебное дело (уровень специалиста) (утв. Приказом Минобрнауки России № 95 от 9 февраля 2016) // Информационно-правовой портал «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 194858/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddaf daddf518/ (дата обращения: 02.10.2018). [2] Вербицкий А.А. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт / Вербицкий А.А., Попов А.Н, Подлеснов В.А., Андросюк Е.К. // Высшее образование в России. 1995. №2. С.137-145. REFERENCES [1] The federal state educational standard of higher education in a direction of 31.05.01. General medicine (уровень специалиста): The order of the Education and Science Ministry of Russia from 9 Febr. 2016 № 95. Information-legal portal «ConsultantPlus», Available at: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW _194858/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf 518/ (Accessed 2nd October 2018). (in Russian) [2] Verbitski A.A., Popov A.N., Podlesnov V.A., Androsyu E.K. Independent work of students: problems and experience. Vysshee obrazovanie v Rossii, 1995, no. 2, pp. 137-145. (in Russian) [3] Derevtsova S.N. Formation of the generalised skills of students at studying of natural-science cycle subjects in medical university. Vestnik Smolenckoi

—--—

~ 10 ~

—--—

[3] Деревцова С.Н. Формирование обобщенных умений студентов при изучении предметов естественнонаучного цикла в медицинском вузе / С.Н. Деревцова // Вестник Смоленской медицинской академии. 2009. №2. С.17-18.

[4] Литвинова Т.Н. Химическое образование в системе медицинского: проблемы, перспективы / Т.Н. Литвинова, И.М. Быков // Международный журнал экспериментального образования. 2013. №4. С.168-173.

[5] Литвинова Т.Н. Химия в ФГОС для медицинских вузов России / Т.Н. Литвинова, Н.К. Выскубова, Л.В. Ненашева, Н.И. Вальтер, М.Г. Литвинова // Международный журнал экспериментального образования. 2014. №10. С.175-180.

[6] Литвинова Т.Н. Отбор содержания и структурирование курса химии для студентов медицинского вуза в соответствии с ФГОС-3 ВПО / Т.Н. Литвинова, Н.К. Выскубова, Л.В. Ненашева, Е.Г. Кириллова, Н.И. Вальтер, М.Г. Литвинова // Международный журнал экспериментального образования. 2013. №4. С.173-176.

[7] Пыжик Т.Н. Мотивация как фактор развития способности студента к самостоятельной познавательной деятельности: опыт преподавания химии в медицинском вузе / Т.Н. Пыжик // Журнал ГрГМУ. 2008. №2. С.148 - 150._

meditsinskoi akademii, 2009, no. 2, pp. 17-18. (in Russian)

[4] Litvinova T.N., Bykov I.M. Chemical education in the system of medical: problems, prospects. Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimentaFnogo obrazovaniya, 2013, no. 4, pp. 168-173. (in Russian)

[5] Litvinova T.N., Vyskubova N.K., Nenasheva L.V., VaFter N.I., Litvinova M.G. Chemistry in FSAS for medical universities in Russia. Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimentaFnogo obrazovaniya, 2014, no. 10, pp. 175-180. (in Russian)

[6] Litvinova T.N., Vyskubova N.K., Nenasheva L.V., Kirillova E.G., VaTter N.I., Litvinova M.G. Selection of the maintenance and structurization of a chemistry course for students of medical university according to FSAS -3 HPA. Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimentaFnogo obrazovaniya, 2013, no. 4, pp. 173-176. (in Russian)

[7] Pyzhik T.N. Motivation as the factor of student ability development to independent informative activity: experience of chemistry teaching in medical university. Zhurnal GrGMU, 2008, no. 2, pp. 148150. (in Russian)

В течение восьми последних лет подготовка врачей в медицинских вузах РФ осуществляется по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (с 2016 года - ФГОС ВО). Сегодня на основании нормативно-правовых требований ФГОС ВО представляет собой комплекс требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалистов по разным направлениям. Областью профессиональной деятельности является охрана здоровья граждан путем обеспечения оказания медицинской помощи в соответствии с установленными требованиями и стандартами в сфере здравоохранения. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся студенты-медики: медицинская, организационно-управленческая, научно-исследовательская. В основе требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста лежит компетентностный подход [1].

С введением ФГОС ВО возникли кардинальные перемены в химическом образовании в медицинских вузах, что стало причиной трудностей и

коллизий. Курсы общей и биоорганической химий объединили в интегрированный курс химии, при этом количество аудиторного времени на изучение дисциплины заметно уменьшилось. По ФГОС второго поколения на изучение вопросов общей и биоорганической химии отводилось более 200 аудиторных часов. По современному стандарту на химию выделено 3 зачетные единицы (108 часов), из них 72 часа - аудиторного времени. Выделение трех зачетных единиц отменяет промежуточную аттестацию в виде экзамена [1].

Изучение химии студентами-медиками происходит на первом курсе. Существенное уменьшение количества аудиторных часов, отведенных на изучение химии, не согласуется с объемом информации, который должны усвоить обучающиеся и уровнем сложности содержания дисциплины. Многие первокурсники в начале своего обучения испытывают серьезные трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы, они не умеют конспектировать лекции,

—--—

~ 11 ~

—--—

работать с учебниками, находить знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли. У многих первокурсников нарушена социальная адаптация, под которой понимается процесс приспособления, освоения личностью или группой новых социальных условий или социальной среды (организация учебного процесса [2, 3].

В тоже время, серьезной дилеммой являются разногласия между уровнем подготовки по химии в средней школе и требованиями к знаниям студента-медика в высшей школе, количеством аудиторных часов на уяснение биоорганической химии и требованиями к исходному уровню знаний по биоорганике в курсе биологической химии.

Цель курса химии в медицинском вузе - обеспечить общетеоретическую химическую подготовку врача и его химическую грамотность, создать условия для усвоения важнейших понятий, узловых законов, теорий, необходимых для изучения биохимии, клинической биохимии, фармакологии, нормальной и патологической физиологии. Важность фундаментальной химической подготовки для студентов медиков обусловлена рядом факторов. Установление причинно-следственных связей является основой изучения химии. Изучение сути химических процессов, протекающих в биологических системах, решение химических ситуационных задач с медико-биологической направленностью позволяет развивать логическое мышление, как основу клинического мышления, способствует повышению интеллекта будущих медиков. Велика и развивающая функция решения химических задач: формирование рациональных приемов мышления и устранение формализма знаний, развитие самостоятельности

[4].

Решение дилемм, возникших с введением ФГОС ВО, и разрешение возникших, в связи с этим коллизий в различных вузах происходит по-разному. В вузах модернизируют содержание и структуру курса химии, разрабатывают и внедряют систему интегративно-модульного обучения, укрупняют дидактические единицы, минимизируют материал, изменяют методологические

подходы к его изучению, вводят курсы химии, состоящие из основной и вариативной частей, создают вариативный курс «Физико-химические основы современных методов исследования в медицине» [4, 5].

Литвиновой Т.Н. с соавторами (2013, 2014) проведен глубочайший анализ содержания и структуры курса химии. Модернизацию курса химии и методики его преподавания предлагается проводить в соответствии с методолого-теорети-ческой базой, основанной на принципах дополнительности, научности, системности, изоморфного соответствия, доступности, теоретической и практической значимости, универсальности, полифункциональности и взаимодополняемости, принципе оптимального соотношения теории и фактов [5, 6].

Реализация химической подготовки студентов Северного государственного медицинского университета, обучающихся по направлению 31.05.01 «Лечебное дело», в соответствии с ФГОС ВО, была начата с модернизации содержания и структуры курса химии. В 2011 году был введен вариативный курс «Физико-химические методы в медицине», состоящий из двух модулей:

1) Физико-химические методы в качественном анализе.

2) Физико-химические методы в количественном анализе.

При изучении первого модуля обращалось внимание на химические и физико-химические методы, применяемые с целью качественного анализа, изучалась биологическая роль наиболее важных макро- и микроэлементов и особенности гомеостаза у жителей Европейского Севера России.

При изучении методов количественного анализа (второй модуль курса) рассматривались современные химические и физико-химические методы, используемые для анализа биологически активных веществ в клинико-диагностических лабораториях (титриметрический, хроматографиче-ский, колориметрический, потенциометриче-ский). На изучение курса выделялось 72 часа (2 зачетные единицы), из них - 48 часов аудиторного времени.

~ 12 ~

—--—

В тоже время был введен элективный курс (дисциплина по выбору) «Техника постановки химического эксперимента». Продумывая программу элективного курса, нами было обращено внимание на вопросы, которые могут быть полезны для формирования необходимых практических навыков и компетенций (химическая посуда, приборы, химические реактивы, способы выражения концентрации растворов и их приготовление, определение концентрации растворов). На изучение курса выделялось 24 часа.

При этом на основной курс химии, включавший вопросы общей и биоорганической химии, отводилось 108 часов (3 зачетные единицы), из них 72 часа - аудиторного времени. Вид промежуточной аттестации -дифференцированный зачет. Студенты, обучающиеся по направлению 31.05.01 «Лечебное дело», по ФГОС ВО, начинали изучать биологическую химию со второго семестра первого курса. При этом возникали существенные трудности, обусловленные рядом факторов:

1) несоответствием количества аудиторных часов на усвоение биоорганической химии и требованиями к исходному уровню знаний по биоорганике в курсе биологической химии;

2) отсутствием промежуточной аттестации в виде экзамена по общей и биоорганической химии после первого семестра;

3) традиционно сложное содержание программного материала по биохимии особенно для студентов, обучающихся на первом курсе, испытывающих трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы, неумением конспектировать лекции, работать с учебниками, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли.

Как следствие возникали серьезные трудности у первокурсников в усвоении биохимии и низкий средний бал по данной дисциплине. При этом следует отметить, что вопросы частной биохимии (биохимии отдельных органов и систем) являются востребованными для изучения всех последующих дисциплин и являются основой для формирования клинического мышления врача. Биохимические методы исследования для врача

являются важным источником информации при постановке диагноза. Неквалифицированность практических врачей в интерпретации результатов биохимических исследований может стать причиной диагностических ошибок.

Таким образом, было принято решение отказаться от вариативного курса «Физико-химические методы в медицине» и ввести во 2 семестре 1 курса вариативную дисциплину «Основы химии биополимеров» с трудоемкостью 72 часа (2 зачетные единицы). А затем и объединить курсы общей и биоорганической химии в интегрированный курс химии с трудоемкостью 216 часов (6 зачетных единиц) из них 152 часа аудиторного времени, и, что чрезвычайно важно, с видом промежуточной аттестации - экзамен. Изучение биохимии было перенесено на 2 курс.

Новый курс химии структурирован в виде четырех модулей:

1) Введение в курс химии. Современные представления о строении атома и химической связи. Физико-химические свойства биогенных 8-, р-, d-элементов. Комплексные соединения. Химическая термодинамика. Химическая кинетика.

2) Свойства растворов электролитов. Буферные системы. Буферные системы крови. Кислотно-основное состояние организма. Коллигативные свойства растворов. Диффузия и осмос. Законы Вант-Гоффа и Рауля.

3) Классификация, номенклатура, пространственное строение органических молекул. Кислотность и основность органических соединений.

4) Основы биоорганической химии. Углеводы. Аминокислоты, пептиды, белки. Нуклеиновые кислоты. Липиды.

Увеличение количества часов на 1 зачетную единицу позволило безболезненно ввести в курс химии лабораторные работы по бионеорганической химии, основам количественного анализа, физико-химическим методам анализа и изучению свойств биоорганических веществ, и что чрезвычайно важно - экзамен.

Отдельная работа поводится со студентами с низким базовым уровнем знаний по химии (коммерческие и целевые студенты). На протяжении многих лет на кафедре общей и биоорганической

~ 13 ~

—--—

химии функционируют пропедевтические курсы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и усвоить программный материал студентам, испытывающим трудности в обучении (от греческого слова ргортёвыо «обучающий предварительно», т.е. подготовительный, вводный курс, предваряющий более глубокое изучение данной дисциплины). Анализируя свою работу, мы пришли к выводу, что эффективность курсов очевидна, посещаемость их растёт. Так в 2017-2018 учебном году из 42 студентов, постоянно посещавших курсы, сдали экзамен на «отлично» 17%, на «хорошо» - 49% и на «удовлетворительно» - 34% студентов.

В современном мире смена научных идей, представлений, и даже доктрин может происходить исключительно быстро. Поэтому большое значение приобретает самообразование. Это тем более важно для студентов-медиков, поскольку постоянное самообучение и самообразование является стилем жизни современного врача [7]. В соответствии с ФГОС ВО по направлению 31.05.01 «Лечебное дело» на самостоятельную работу по химии отводится около 30% от общего объема времени, выделенного учебным планом на дисциплину, т.е. почти треть аудиторной работы. Таким образом, организация самостоятельной работы студентов - неотъемлемая часть деятельности преподавателя. Аудиторная самостоятельная работа (на лекциях, семинарах, учебно-исследовательских лабораторных работах) нацелена на приобретение новых знаний. Внеаудиторная самостоятельная работа студента осуществляется без непосредственного участия преподавателя и нацелена на закрепление знаний.

Любая человеческая деятельность имеет цели, мотивы и эмоциональную окраску. Это утверждение можно отнести и к процессу обучения. Вопрос, на который должен ответить преподаватель:

как мотивировать студентов на изучение дисциплины и выполнение самостоятельной работы? Важными факторами мотивации обучения, безусловно, являются профессионализм преподавателя, поддержание положительного эмоционального фона и создание ситуаций успеха на занятиях. Однако, важна и четкая организация деятельности студентов, понимание того, что от них требуется, в какие сроки необходимо выполнить задания для самостоятельной работы, как будет проходить экзамен.

Таким образом, при реализации химической подготовки студентов-медиков в соответствии с современными требованиями необходимо укрупнение дидактических единиц, обоснованный отбор и минимизация учебного материала, существенная интенсификация учебного процесса. При этом значительное сокращение сроков обучения химии, по нашему мнению, является сомнительным. Отсутствие экзамена по химии у студентов 1 курса, даже при условии учета и воплощения в жизнь всех тенденций современного высшего образования, таких как, использование мультимедийных лекций и проблемного обучения, применение учебно-исследовательских работ студентов и активизации самостоятельной работы, применения электронных образовательных систем (МооШе), модульной технологии обучения и методического обеспечения каждого модуля, не решает проблемы повышения мотивации к обучению у студентов - первокурсников в полной мере. Анализируя опыт преподавания дисциплины «Химия» в Северном государственном медицинском университете, мы приходим к выводу о том, что объединение основного и вариативного курсов в единый интегрированный курс, увеличение количества зачетных единиц (на 1) и введение промежуточной аттестации в виде экзамена, на наш взгляд, является чрезвычайно важным.

~ 14 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.