Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА В УССР'

ОПЫТ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА В УССР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА В УССР»

ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНОГО ДЕЛА ПОДГОТОВКА КАДРОВ

ОПЫТ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА

В УССР

Кандидат медицинских наук М. Я. Супоницкий Из Санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения УССР

Государственный предупредительный санитарный надзор, осуществляемый санитарными органами, является одним из наиболее действенных видов профилактического направления в медицине.

Органы здравоохранения, рассматривая с точки зрения требований гигиенической науки проект строящегося города, поселка, завода, пищевого объекта, школы, общественного здания, гидросооружения и т. д. и давая ему с этой точки зрения оценку, имеют право потребовать внесения тех или иных коррективов гигиенического характера, порой весьма серьезных, что дает широкие возможности проведения в жизнь серьезных гигиенических мероприятий.

Начиная с 1946 г. на территории Украины введен государственный предупредительный санитарный надзор. Руководители ведомств и предприятий обязаны согласовывать с органами государственной санитарной инспекции проекты строительства и пуска объекта в эксплуатацию, а также внедрять при проектировании результаты научно-исследовательских работ в области гигиены.

Опыт работы по предупредительному санитарному надзору за короткое время показал, что органы здравоохранения получили исключительно мощное оружие для проведения крупных профилактических мероприятий в широком масштабе.

В конце 1949 г. предупредительный санитарный надзор был введен на всей территории СССР. Возложение на государственную санитарную инспекцию функции предупредительного надзора дало возможность резко усилить его, сделать его ведущим в системе всей санитарной организации. Органы государственной санитарной инспекции завоевали авторитет у хозяйственных организаций, добились, как правило, того, что ни одна крупная стройка, ни один крупный проект не проходили мимо органов санитарного надзора. Без санкции государственной санитарной инспекции не утверждались проекты в вышестоящих инстанциях, строители не принимали их к осуществлению, без санкции государственной санитарной инспекции ни одно предприятие не могло быть введено в эксплуатацию.

Для того чтобы представить себе объем и характер работы органов государственной санитарной инспекции, приведем несколько цифр.

Только за период с 1950 по 1954 г. органами санитарного надзора УССР было рассмотрено 37 369 проектов, обследовано 60 ООО строек, обследовано и дано разрешение на ввод в эксплуатацию 11 873 объектов. По гигиеническим показателям государственная санитарная инспекция не дала согласия на ввод в эксплуатацию 359 объектов.

Предупредительный санитарный надзор осуществляется на трех стадиях — проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию. Та-

ким образом, фактически ни один объект обычно не проходит мимо органов санитарного надзора: если они его не проверяли на стадии проектирования, он подвергался проверке на стадии строительства, а также в момент сдачи объекта в эксплуатацию. Без положительного заключения органов санитарного надзора объект не может быть принят в эксплуатацию, а это в свою очередь не дает возможности открыть финансирование его.

Следует, однако, отметить, что из всех стадий предупредительного санитарного надзора наиболее эффективным является стадия проектирования, когда объект, будь то предприятие, дом, школа, гидросооружение или поселок (город), еще только в замысле. На этой стадии более легко и доступно исправлять дефекты гигиенического характера, обнаруженные в проекте. Надзор на этой стадии позволяет не допустить строительства объекта, не соответствующего санитарным требованиям. Опыт показывает, что внесение гигиенических коррективов на стадиях строительства и ввода в эксплуатацию встречает серьезные затруднения еще и потому, что проектирует объект одна организация, строит другая, а принимает в эксплуатацию третья. Строители обязаны строго придерживаться проекта и не имеют права вносить в него изменения, какими бы серьезными мотивами и требованиями они ни вызывались. Таким образом, исправить любое замечание органов санитарного надзора по поводу выявляемых санитарно-гигиенических недочетов (допущенных проектной организацией), адресованное строительной организации, весьма сложно. Естественно, что последняя должна получать такой проект, который соответствовал бы всем гигиеническим требованиям. Рассмотрение проектов в органах санитарного надзора позволяет вовремя исправить обнаруженные санитарно-гигиенические недочеты. Поэтому Государственная санитарная инспекция УССР ориентировала местные органы санитарного надзора, что следует стремиться охватить надзором на стадии проектирования как можно больший круг объектов, сделать предупредительный надзор на этой стадии сплошным.

При рассмотрении проектов органам санитарного надзора, в особенности в первый период их деятельности, приходилось преодолевать стремление ряда проектных организаций обойти гигиенические требования, усложнявшие, как они утверждали, проектирование. На требования санитарных органов устранить гигиенические недочеты редко следовало возражение, что эти требования нецелесообразны, ибо проекты подвергались тщательной экспертизе, а получали ответ, что это удорожит строительство, усложнит проектирование и т. д.

В связи с этим нами было обращено особое внимание на качество экспертизы проектов и соблюдение строгой коллегиальности при рассмотрении их, на привлечение к этому рассмотрению крупных специалистов из различных ведомств и представителей гигиенических институтов. Для этого были предусмотрены и соответствующие организационные формы: в УССР с 1946 г. были организованы, санитарно-тех-нические советы при областных государственных санитарных инспекциях и Государственной санитарной инспекции УССР. Часто перед рассмотрением проекта на заседании санитарно-технического совета мы практикуем выезды государственных санитарных инспекторов на действующее предприятие или сооружение, аналогичное проектируемому, для подкрепления суждений того или иного инспектора либо эксперта по проекту. Выезды практикуются также для ознакомления с новыми видами производства. Присутствие проектантов на заседании совета, постоянное их общение с гигиенистами в процессе рассмотрения проектов помогает проектантам осознать важность и обоснованность требований, выдвигаемых органами санитарного надзора. Санитарно-техни-ческие советы являются подлинной школой постоянного повышения ква-

лификации для государственных санитарных инспекторов. В обсуждении проектов на заседаниях санитарно-технических советов участвуют представители министерств, ведомств, предириятий — заказчиков, профсоюзов.

На заседаниях Центрального санитарного технического совета, как правило, присутствуют санитарные врачи, слушатели курсов при институте усовершенствования врачей, а также студенты VI курса санитарно-гигиенического факультета медицинских институтов. Слушатели и студенты на практике знакомятся с тем, как осуществляется предупредительный санитарный надзор за проектированием. Многие из них активно участвуют в рассмотрении проекта на заседании санитарно-технического совета и по приезде к месту работы, судя по их письмам, более настойчиво и квалифицированно осуществляют предупредительный надзор за проектированием.

Система рассмотрения проекта в органах санитарного надзора УССР обеспечивает улучшение качества проектирования с гигиенической точки зрения: если в 1947 г. в связи с гигиеническими недочетами по промышленному, пищевому и школьному строительству было отклонено 20% проектов, то в 1956 г. эта цифра снизилась до 11,1%. В проектах мы находим за последнее время правильное решение ряда весьма важных гигиенических вопросов.

Улучшению качества проектирования с гигиенической точки зрения в значительной степени способствовали проводимые нами мероприятия: строгая требовательность в соблюдении санитарных норм и правил при проектировании, повышение деловой квалификации государственных санитарных инспекторов и, наконец, периодически созываемые нами совещания с участием представителей проектных организаций, гигиенических институтов и промышленных санитарных инспекторов, посвященные вопросам качества проектирования. В 1953 г. в Харькове было проведено республиканское совещание представителей указанных организаций по вопросам качества промышленного проектирования с гигиенической точки зрения, в котором приняло участие 150 человек и в том числе представители 25 проектных организаций.

Представляет интерес анализ причин отклонения проектов. Общим, на наш взгляд, дефектом является не всегда ясное и четкое представление у проектантов о возможном воздействии тех или иных факторов производства на работающих и о назначении тех или иных оздоровительных устройств. Это приводит к тому, что применяемые иногда в проектах решения не отвечают гигиеническим требованиям. Так, Украинский государственный проектный институт сельского и колхозного строительства в представленном им типовом проекте пункта первичной обработки конопли отказался от механизации подачи отходов трепания к куделе-приготовительному агрегату и механизации удаления костры из-под машины (пневмотранспорт), т. е. от оздоровления условий труда на наиболее пыльных участках. Особенный консерватизм проявлялся до недавнего времени проектными организациями к устройству незадуваемых фонарей, ветроотбойных щитов в цехах с тепловыделениями. Так, в помещении регенерации и отделении варки флюсов, производство которых связано со значительными тепловыделениями, проектная организация не предусмотрела вовсе аэрационных устройств. В проекте литейного цеха был предусмотрен неоткрываю-щийся фонарь над участками выбивки, формовки, заливочной и отделениями цветного литья.

Непонимание разницы в механизме действия на организм конвекционного и лучистого тепла приводит к неправильным решениям вопросов планировки горячих цехов. Так, одна проектная организация в проекте чугуно-сталелитейного цеха завода имени Г. И. Петровского разместила участки горячих работ вдали от наружных стен, другая

расположила отделение с теплоизбытками во внутренних пролетах, к тому же дав по периметру здания 100% застройку; Ленинградский государственный проектный институт по проектированию металлургических заводов в прокатном цехе Днепропетровского завода специальных сталей предусмотрел по периметру пристройку на 62%. Говоря об экономии, некоторые проектные организации в то же время проектируют в ряде случаев дорогостоящие и малоэффективные оздоровительные устройства, например установки искусственной вентиляции в горячих цехах вместо более эффективных и более дешевых аэрационных устройств. Слабым местом в проектах являются вопросы санитарной охраны атмосферного воздуха. Подавляющее большинство проектных организаций не учитывает того обстоятельства, что гигиеническая эффективность очистки воздуха определяется не количеством задержанной пыли, а количеством уходящей в атмосферу и, конечно, наиболее дисперсной пыли. Совершенно не учитываются данные эксплуатации пылеулавливающих устройств. Только с недавнего времени в результате данных, полученных институтами гигиены труда, удалось убедить такие проектные организации, как Научно-исследовательский и проектный институт по обогащению и аггло-мерации руд черных металлов и др., в необходимости и возможности укрытия аглолент как в единственной и радикальной мере улучшения условий труда на аглофабриках.

Очень неохотно проектируются мероприятия, направленные на предупреждение простудных заболеваний (воздушный баланс, воздушные завесы, тамбуры, крытые переходы). Нередко проектные организации решают вопросы оздоровления воздушной среды производственных помещений путем устройства вентиляции вместо совершенствования технологического процесса. Неправильно решаются вопросы рециркуляции. Так, бывший Государственный институт по проектированию предприятий автотракторной промышленности предусмотрел в проекте литейного цеха завода сельскохозяйственного машиностроения рециркуляцию в отделениях обрубки и очистки литья и подготовки формовочных материалов. Недостаточное внимание уделяется многими проектными организациями вопросам естественного освещения. При этом совершенно не учитывается биологическое действие последнего и переоценивается возможность замены его во всех случаях лампами дневного света.

Редко мы находим в проектах разделы, посвященные вопросам борьбы с шумом и сотрясением.

Недооценивая роль и значение мер, направленных на максимальное облегчение труда, ряд проектных организаций предусматривает в проектах полную механизацию основных процессов и в то же время игнорирует вопросы так называемой малой механизации: в проекте цвет-нолитейного цеха одного из машиностроительных заводов при намеченной полной механизаци работ предусмотрены ручные процессы на таких операциях, как переработка формовочной земли, ее транспортировка к формовочным машинам и от выбивных решеток к полигональным ситам. Примерно те же дефекты были допущены на заводах минеральной шерсти и гипсовых блоков.

Крупным пробелом во всех проектах является отсутствие в них раздела, посвященного рациональной расстановке рабочих мест, обеспечению физиологически рациональной позы, и т. д. В этом повинны не только проектанты, но и мы, гигиенисты. Между тем от правильной с физиолого-гигиенической точки зрения расстановки оборудования, рационального устройства рабочих мест зависит во многом рост и уровень производительности труда.

Наконец, существенным недочетом многих проектов является то, что в редких случаях проект обосновывается опытом эксплуатации

предприятий, аналогичных проектируемому. Это приводит к тому, что данные проекта об ожидаемой загрязненности воздуха пылью и газами, эффективности санитарно-технических устройств и пр. берутся не из практики эксплуатации, а из каталогов и часто не соответствуют действительности.

Органы санитарного надзора УССР не только изучают дефекты проектирования, но и организовали гигиеническое изучение эффективности уже осуществленных на предприятиях оздоровительных мероприятий.

Изучение эффективности санитарно-технических мероприятий шло' пока главным образом по линии промышленной гигиены и в нем приняли участие промышленно-санитарные врачи и промышленно-санитар-ные лаборатории областных, городских и районных санитарно-эпидемиологических станций. В 1955 г. было проведено второе республиканское совещание промышленно-санитарных инспекторов, проектных и гигиенических институтов, посвященное вопросам эффективности осуществленных оздоровительных мероприятий. На этом совещании мы могли уже убедиться в том, что требования к проектным организациям изучать эффективность того, что осуществлено по их проектам, положительно воспринято многими проектными организациями. Многие крупные проектные организации провели изучение эффективности своих мероприятий и выступили на совещании с докладами об этом. Некоторые проектные организации создали промышленно-санитарные лаборатории, наладочные бригады по вентиляции, курсы по гигиене труда для инженеров.

Ряд проектов, и таких было немало, разрешался Государственной санитарной инспекцией к осуществлению с непременным внесением в проекты или рабочие чертежи исправлений и дополнений гигиенического характера. Как Государственная санитарная инспекция УССР, так и областные санитарные инспекции ведут контроль выполнения своих заключений по проектам. Проверка проводится как в проектных организациях, так и на стройках. Следует отметить, что в подавляющем большинстве случаев заключения органов государственной санитарной инспекции оказываются выполненными.

Особое внимание уделяла Государственная санитарная инспекция УССР типовым проектам. Типовое проектирование получает все большее распространение. С гигиенической точки зрения типовое проектирование требует особо пристального внимания. Типовой проект не должен иметь никаких гигиенических дефектов, ибо в противном случае дефекты могут получить широкое распространение. Вместе с тем если типовой проект не имеет гигиенических недочетов, то его массовое распространение обеспечивает и распространение гигиенически приемлемых проектных решений.

Типовые проекты рассматриваются только в Государственной санитарной инспекции УССР и рассматриваются весьма тщательно с привлечением экспертизы заинтересованных ведомств, институтов и министерств.

При рассмотрении, например, типовых проектов школ и детских учреждений привлекаются представители Министерства просвещения, соответствующий научно-исследовательский институт, кафедра школьной гигиены медицинского института и др. К участию в рассмотрении типовых проектов сельского строительства на заседания санитарно-тех-нического совета привлекаются, помимо членов совета, представители Министерства сельского хозяйства или отдельные специалисты данной отрасли сельского хозяйства.

Следует отметить, что за последние годы резко выросло количество типовых проектов промышленного строительства: если в 1955 г. в Государственную санитарную инспекцию УССР поступило 13 таких проек-

тов, то в 1956 г. их было рассмотрено 32. Наиболее высокий процент отклоненных проектов относится к проектам промышленного строительства: в 1955 г. он составлял 46,1, в 1956 г. — 25. Снижение количества отклоненных проектов в 1956 г. свидетельствует об улучшении качества проектирования, что является следствием строгого подхода органов государственной санитарной инспекции к согласованию типовых проектов. В числе рассмотренных типовых проектов были проекты передвижного асфальто-бетонного завода, бытовых комбинатов угольных шахт, строительных дворов ремонтно-строительных контор, полевых станов, животноводческих ферм различного профиля, кормоцехов, заводских складов ядохимикатов и т. д.

Государственной санитарной инспекцией УССР рассмотрено много типовых проектов жилищно-гражданского строительства: проекты зданий райисполкомов, зданий райкомов КП Украины, трамвайных павильонов, гостиниц, клубов, индивидуальных жилых домов в Донбассе, жилых домов со встроенными Детскими учреждениями, четырехэтажных жилых домов из крупных кирпичных блоков, проектов индивидуальных жилых домов для строительства в поселках МТС, совхозов и колхозов, жилых домов из крупных шлакобетонных блоков для строительства в Донбассе, парикмахерских, встроенных в жилые дома, душевых павильонов, школ на 800 учащихся, проекты сельских магазинов.

Государственная санитарная инспекция строго контролировала проектные организации с тем, чтобы не допустить осуществления типовых проектов, отклоненных органами санитарного надзора.

После исправления типовые проекты представляются в Государственную санитарную инспекцию УССР снова и утверждаются только в случае абсолютного отсутствия в них дефектов гигиенического порядка.

Как положительное явление следует отметить резкий рост охвата предупредительным надзором проектирования шахт в Запорожской и Ворошиловградской областях. В последней 90% строящихся шахт были охвачены предупредительным надзором на стадии проектирования и следует отметить, что санитарная инспекция области добилась такого положения, что строительство новых шахт идет комплексно: строятся одновременно и шахты, и бытовые комбинаты, и даже подземная ассенизация. Значителен охват предупредительным надзором на стадии проектирования в Киеве и недостаточен в Сталинской области.

В 1956 г. органы Государственной санитарной инспекции УССР вели надзор за строительством свыше 6000 крупных объектов, в том числе и промышленных.

Надзор в стадии строительства позволяет устранить выявленные гигиенические недочеты, а в случае серьезности последних приостановить даже строительство. Органы государственной санитарной инспекции имеют картотеку строек, на карточках отмечаются даты обследований строек, номера актов и наиболее важные предложения. В Государственной санитарной инспекции УССР все инспекторы имеют картотеки, в которых имеются карточки наиболее серьезных объектов, по ним ведется контроль за состоянием предупредительного надзора в стадии строительства. Проверка отдельных строек происходит по нескольку раз. Так, в Запорожской области крупные стройки проверялись в течение строительства 5 и больше раз. Строительство водопровода и канализации города проверяется ежемесячно. При посещении строек представители государственной санитарной инспекции проверяют выполнение заключений органов государственной санитарной инспекции по проектам и одновременность строительства производственных помещений и санитарно-бытовых и санитарно-технических устройств. Приведем ряд примеров. При проверке строительства цеха блюминга

Ворошиловского металлургического завода государственная санитарная инспекция обнаружила, что на складе слябов нет вентиляции, нет ее и в шлаковом коридоре, открывание фрамуг с пола не предусмотрено.

Благодаря вмешательству Государственной санитарной инспекции Ворошиловградской области все эти недочеты были устранены к моменту пуска объекта в эксплуатацию.

При проверке строительства жилого поселка шахт Головинской и имени Ворошилова № 1 было обращено внимание на то, чтобы строительство канализации не отставало от строительства поселка. Благодаря этому канализация была закончена к моменту окончания строительства поселка.

Исключительная настойчивость была проявлена Запорожской областной государственной санитарной инспекцией в вопросе о строительстве в горячих цехах заводов присповоблений для автоматического открывания фрамуг с пола. Ссылаясь на отсутствие готовых приборов, многие хозяйственники пытались строить обычные фрамуги, что привело бы к тому, что-аэрация этих цехов была бы практически неосуществима. Теперь эти приборы изготовляются в Запорожье и в настоящее время механизировано открывание фрамуг на ряде заводов («Днепро-спецсталь», «Запорожсталь», трансформаторный, кабельный завод «'Азовкабель», заводы компрессорного оборудования, ферросплавов и др.).

Новые цехи не допускаются в эксплуатацию без фрамужных приборов.

Ответственной является стадия приемки объектов в эксплуатацию. Предыдущие две стадии дают при правильно организованной работе государственной санитарной инспекции и сознательном отношении хозяйственных организаций возможность добиться такого положения, чтобы к моменту сдачи объекта в эксплуатацию были исправлены все недоделки гигиенического характера. Как правило, ни один объект не сдавался в эксплуатацию без визы органов санитарного надзора. Последние принимали участие в работе всех приемочных комиссий.

Большой процент не принятых в эксплуатацию объектов идет по линии коммунально-санитарного надзора. Это главным образом жилые дома с санитарными недоделками, по которым органы санитарной инспекции отказывают в подписании приемочных актов до полного устранения выявленных гигиенических недочетов.

Государственная санитарная инспекция УССР контролировала деятельность областных говударственных санитарных инспекций по предупредительному надзору путем: проверки правильности выдаваемых ими заключений по проектам, актов проверки хода строительства и заключений по вводу объектов в эксплуатацию; выездов на объекты; затребования в Государственную санитарную инспекцию УССР некоторых рассмотренных уже в областных государственных санитарных инспекциях проектов для суждения о квалификации заключений, проверки деятельности государственной санитарной инспекции в областях и последующего заслушивания их отчетов на инспекторских совещаниях в Государственной санитарной инспекции УССР. Для повышения качества работы органов государственной санитарной инспекции по предупредительному надзору Государственная санитарная инспекция УССР издавала методические письма по отдельным вопросам предупредительного санитарного надзора (порядок приемки объектов в эксплуатацию, методы проверки хода строительства, об ошибках при рассмотрении проектов органами санитарного надзора). В свою очередь областные государственные санитарные инспекции, исходя из местной обстановки, издавали методические письма по вопросам предупредительного надзора для городских и районных санитарно-эпидемиологических станций.

В связи с решениями XX съезда КПСС перед органами санитарного надзора стоят большие и ответственнные задачи. Основным направлением деятельности органов здравоохранения является профилактика. Предупредительный санитарный надзор стал действенным видом профилактики. Последние решения партии и правительства о новых методах управления промышленностью несомненно требуют и от органов санитарного надзора новых подходов к планированию и осуществлению оздоровительных мероприятий. Организация экономических районов и совнархозов вызовет и вызывает уже сейчас необходимость в изменении профиля многих предприятий, а следовательно, и изменения в технологии. Первостепенными задачами являются поэтому участие санитарных органов в планировании этих изменений, рекомендации наиболее рациональных с гигиенической точки зрения решений с тем, чтобы эти предприятия по условиям труда стояли на высоком уровне. Почти во всех экономических районах планируется, например, создание вместо карликовых, мало экономичных с невысокой техникой литейных цехов крупных литейных заводов. Естественно, что для этого не во всех случаях будут строить новые корпуса: чаще всего будут использовать существующие производственные здания. В Киевском экономическом районе, например, предполагается оборудовать специализированный завод качественных электродов. Органы санитарного надзора должны участвовать в подборе наиболее подходящих с гигиенической точки зрения зданий и в оценке проектных решений. Они должны активно участвовать и в решении таких вопросов, как использование резервных площадей на заводах с тем, чтобы условия труда работающих соответствовали санитарным требованиям, а атмосферный воздух не загрязнялся дополнительными выбросами.

Накопленный органами санитарного надзора опыт позволяет им со своей стороны помочь вновь организованным советам народного хозяйства наметить наиболее необходимые меры по оздоровлению условий труда на подлежащих реконструкции и расширению заводах, а также и на существующих. Несомненно ускорятся сроки проектирования объектов, и органы санитарного надзора должны быть готовы к тому, чтобы без ущерба для качества ускорить рассмотрение проектов и охватить надзором как можно больше проектов и строек.

Требуется, однако, чтобы и Главная государственная инспекция СССР усилила свою законодательную деятельность, издавала как можно больше санитарных правил, в которых были бы специальные разделы, посвященные гигиеническим требованиям к строительству тех или иных цехов предприятий. Нужно пересмотреть действующие санитарные нормы проектирования промышленных предприятий (Н 101-54) с тем, чтобы санитарные инспекторы на местах были вооружены ясными и четкими документами, на основании которых они могли бы предъявлять обоснованные законом требования при рассмотрении проектов строительства и осуществления предупредительного санитарного надзора в целом. Необходимо систематическое изучение санитарными органами качества типового проектирования с тем, чтобы своевременно вносить в типовые проекты изменения и дополнения, вытекающие из практической гигиенической оценку осуществленных проектов. Необходимо привлечь институты гигиены труда к активному участию в работе органов санитарной инспекции по оценке качества проектирования, определению наилучших гигиенических решений технологических процессов, разработке гигиенических нормативов и правил, перспективной оценке производственных процессов с гигиенической точки зрения. Необходимо участие институтов гигиены труда в работе научно-технических советов совнархозов с целью внедрения в практику проектирования и строительства достижений гигиенической науки. В свою очередь проектным организациям следует более широко использовать в практи-

ке проектирования результаты законченных исследований институтов, в том числе и гигиенических.

Новые задачи требуют дальнейшего укрепления органов государственного санитарного надзора и вовлечения в их работу наиболее квалифицированных санитарных врачей.

Поступила 23/У111 1957 г.

I

-й- -¡V -А-

САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКАЯ РАБОТА В ОБЪЕДИНЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ БОЛЬНИЦЕ

Санитарный врач В. Е. Артамонова Из больницы Михайловского района Алтайского края

В 1956 г. в Алтайском крае произошла реорганизация органов здравоохранения на селе.

На первый взгляд ничего не изменилось: помещение осталось то же, штат тот же (за исключением одного дезинфектора и конюха), задачи те же, и в первое время сотрудники санитарно-эпидемиологической станции продолжали считать себя обособленными в своей организации. То же можно было сказать и о сотрудниках районной больницы, которые подчас не знали, чем занимаются их коллеги. Ведь раньше в районе существовали районный отдел здравоохранения, районная больница и санитарно-эпидемиологическая станция, которые, выполняя одни и те же функции, действовали обособленно. Но жизнь подсказывала, что так долго продолжаться не может. Те профилактические мероприятия, которые нужно было проводить в районе, не под силу маленькому коллективу санитарно-эпидемиологической станции, а успеха в их проведении можно добиться, объединив силы всех медицинских работников.

Все вопросы эпидемиологического и санитарного характера мы стали решать сообща с главным врачом района А. А. Петренко.

Плохо была поставлена диспансеризация переболевших желудоч-но-кишечными заболеваниями. Проведя лечение, врач в дальнейшем забывал о больном, а эпидемиолог время от времени навещал переболевшего, механически заполняя диспансерную карту.

Весной была проведена районная медицинская конференция по профилактике желудочно-кишечных инфекционных заболеваний, на которой еще раз были изучены основные положения клиники, диагностики, лабораторного обследования и лечения больных острыми желудочно-кишечными заболеваниями. Особое внимание было уделено диспансеризации переболевших.

Теперь диспансерную карту начинает заполнять в стационаре лечащий врач, затем ка^та передается эпидемиологу, который вместе с патронажной сестрой (из-за недостатка в районе врачей проведение диспансеризации возложено на патронажных сестер) ведет дальнейшее наблюдение за очагом и больным, в нужное время проводя лабораторные исследования. О каждом случае дисфункции кишечника эпидемиолог и патронажная сестра сообщают лечащему врачу. При окончании срока диспансеризации карта опять попадает к лечащему врачу. Это дает возможность лучше анализировать эффективность лечения, внимательнее относиться к каждому больному желудочно-кишечным заболеванием, вовремя ликвидировать рецидив.

В Михайловском районе за первые восемь месяцев 1957 г. отмечался некоторый рост общего числа регистрируемых острых желудочно-кишечных заболеваний по сравнению с таким же периодом прошлого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.