Научная статья на тему 'Опыт предстояния иконе, отражённый в самой иконе'

Опыт предстояния иконе, отражённый в самой иконе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Визуальная теология
Scopus
Область наук
Ключевые слова
иконология / иконография / потусторонний мир / религиозный опыт / христианские подвижники / нетварный свет / Григорий Палама / сакральное / святые / богословие / iconology / iconography / the other world / religious experience / Christian ascetics / Tabor Light / Gregory Palamas / sacred / saints / theology

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Моргачёв С. В.

Статья рассматривает икону как канал связи с сакральным миром, который являет себя через неё, и ставит задачу описать нуминозный опыт подвижников во время предстояния иконе. Этот опыт классифицируется, в порядке возрастания его интенсивности, следующим образом: (1) ощущение туннеля, уходящего за икону; (2) свечение иконы; (3) явление Христа или святого, изображённого на иконе; (4) в пределе, как возможность – энергетический удар. Материал для описания этих явлений содержится в самих иконах, свидетельствах адептов, а также в преданиях и легендах вокруг чудотворных икон. «Икона» понимается в статье в широком смысле, включая фрески, мозаики и миниатюры. Автор привлекает внимание к изображениям туннеля, уходящего как бы за плоскость иконы, на ряде миниатюр, фресок и икон XIII–XV вв. Указывается также на пространственный орнамент в сербских и болгарских церквях, среди примеров которого есть и изображения туннеля как такового. Автор обращается далее к теме изображения свечения иконы на самих же иконах, приводит примеры таких сюжетов и высказывает мнение, что эта тема возникла как отображение реального опыта подвижников. Далее рассматриваются иконы, на которых отображено явление Христа, Богоматери или святых подвижникам во время их предстояния перед иконой. Наконец, автор исследует тему сокрытых, то есть закрытых покрывалом или занавешенных, икон в кипрских монастырях. Предполагается, что эта традиция, подразумевающая, что человек может быть «наказан» за взгляд или прикосновение к чудотворной иконе, имеет совсем другой смысл и обращена не к каждому паломнику, как это принято считать, а к подвижникам: именно они способны ощущать нетварные энергии особенно остро, как об этом писал св. Григорий Палама, – и это не только опасность, но и благодать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of a Devotional Prayer in Front of an Icon, Reflected in the Icon Itself

In this paper, icons are understood as holy images in a broad sense, including murals, mosaics and miniatures. An icon is considered as a channel of communication with the sacred reality revealing itself through the icon. The numinous experience of ascetics during their devotional prayers in front of icons is described and conceptualised. This experience is categorised following its increasing intensity: (1) visions of a tunnel extending beyond the icon; (2) gleaming of icons; (3) apparitions of Christ or saints depicted on the icon; and finally, as a climactic point, (4) rapture or ‘energy discharge’. In particular, the images of a tunnel, transcending the icon and extending beyond its surface, can be found in some miniatures, frescoes, and icons of the 13th – 15th centuries as well as in some patterns of spatial ornamentation in Serbian and Bulgarian churches. The author argues that images of glowing icons reflect real ecstatic experience evoked when praying in front of icons. Then the paper turns to icons that represent apparitions of Christ or other holy figures to ascetics praying in front of their icons. Finally, the topic of ‘hidden’, i.e., veiled or curtained icons in Cypriot monasteries is explored. This tradition, which implies that a person can be “punished” for looking at or touching a miraculous icon, has, as the paper suggests, a completely different meaning. It is not addressed to all pilgrims, as it was customarily understood, but only to ascetics. According to Gregory Palamas, a true ascetic is able to sense uncreated energies, and this ability is a danger and a grace at the same time.

Текст научной работы на тему «Опыт предстояния иконе, отражённый в самой иконе»

https://doi.org/10.34680/vistheo-2023-5-2-177-190

Опыт предстояния иконе, отражённый в самой иконе

С. В. Моргачёв ©

Для цитирования:

Моргачёв С. В. Опыт предстояния иконе, отражённый в самой иконе // Визуальная теология.

2023. Т. 5. № 2. С. 177-190. https://doi.org/10.34680/vistheo-2023-5-2-177-190

Аннотация. Статья рассматривает икону как канал связи с сакральным миром, который являет себя через неё, и ставит задачу описать нуминозный опыт подвижников во время предстояния иконе. Этот опыт классифицируется, в порядке возрастания его интенсивности, следующим образом: (1) ощущение туннеля, уходящего за икону; (2) свечение иконы; (3) явление Христа или святого, изображённого на иконе; (4) в пределе, как возможность - энергетический удар. Материал для описания этих явлений содержится в самих иконах, свидетельствах адептов, а также в преданиях и легендах вокруг чудотворных икон. «Икона» понимается в статье в широком смысле, включая фрески, мозаики и миниатюры. Автор привлекает внимание к изображениям туннеля, уходящего как бы за плоскость иконы, на ряде миниатюр, фресок и икон ХШ-ХУ вв. Указывается также на пространственный орнамент в сербских и болгарских церквях, среди примеров которого есть и изображения туннеля как такового. Автор обращается далее к теме изображения свечения иконы на самих же иконах, приводит примеры таких сюжетов и высказывает мнение, что эта тема возникла как отображение реального опыта подвижников. Далее рассматриваются иконы, на которых отображено явление Христа, Богоматери или святых подвижникам во время их предстояния перед иконой. Наконец, автор исследует тему сокрытых, то есть закрытых покрывалом или занавешенных, икон в кипрских монастырях. Предполагается, что эта традиция, подразумевающая, что человек может быть «наказан» за взгляд или прикосновение к чудотворной иконе, имеет совсем другой смысл и обращена не к каждому паломнику, как это принято считать, а к подвижникам: именно они способны ощущать нетварные энергии особенно остро, как об этом писал св. Григорий Палама, - и это не только опасность, но и благодать.

Ключевые слова: иконология, иконография, потусторонний мир, религиозный опыт, христианские подвижники, нетварный свет, Григорий Палама, сакральное, святые, богословие.

© Моргачёв С. В., 2023

Журнал «Юнгианский анализ», Москва, Российская Федерация baikal.s@mail.ru

Experience of a devotional prayer in front of an icon, reflected in the icon itself

Sergey V. Morgachev ©

Jungian Analysis Journal, Moscow, Russian Federation baikal.s@mail.ru

For citation:

Morgachev S. V. Experience of a devotional prayer in front of an icon, reflected in the icon itself.

Journal ofVisual Theology. 2023. Vol. 5. 2. Pp. 177-190. https://doi.org/10.34680/vistheo-2023-5-2-177-190

Abstract. In this paper, icons are understood as holy images in a broad sense, including murals, mosaics and miniatures. An icon is considered as a channel of communication with the sacred reality revealing itself through the icon. The numinous experience of ascetics during their devotional prayers in front of icons is described and conceptualised. This experience is categorised following its increasing intensity: (1) visions of a tunnel extending beyond the icon; (2) gleaming of icons; (3) apparitions of Christ or saints depicted on the icon; and finally, as a climactic point, (4) rapture or 'energy discharge'. In particular, the images of a tunnel, transcending the icon and extending beyond its surface, can be found in some miniatures, frescoes, and icons of the 13th - 15th centuries as well as in some patterns of spatial ornamentation in Serbian and Bulgarian churches. The author argues that images of glowing icons reflect real ecstatic experience evoked when praying in front of icons. Then the paper turns to icons that represent apparitions of Christ or other holy figures to ascetics praying in front of their icons. Finally, the topic of 'hidden', i.e., veiled or curtained icons in Cypriot monasteries is explored. This tradition, which implies that a person can be "punished" for looking at or touching a miraculous icon, has, as the paper suggests, a completely different meaning. It is not addressed to all pilgrims, as it was customarily understood, but only to ascetics. According to Gregory Palamas, a true ascetic is able to sense uncreated energies, and this ability is a danger and a grace at the same time.

Keywords: iconology, iconography, the other world, religious experience, Christian ascetics, Tabor Light, Gregory Palamas, sacred, saints, theology.

Что происходит, когда человек предстоит перед иконой? Многое. Икона - это канал связи с миром, где находятся те, кто на иконе изображён, и нет ничего удивительного в том, что этот мир так или иначе являет себя предстоящему. Впрочем, он являет себя не всем, а лишь тем, кто обладает особым даром видения иконы. Люди наделены этим даром в разной степени.

В этой статье я сконцентрируюсь на явлениях сакрального мира во время молитвы перед иконой. Откуда можно почерпнуть свидетельства об этих явлениях? Прежде всего, из самих же икон, а также из свидетельств христианских подвижников и преданий. Развитие иконографии сложилось так, что опыт пред-стояния перед иконой, переживания иконы перекочевал на сами иконы, и возникла особая тема изображения на иконе того, что видит и чувствует человек

перед иконой. Нам как раз и предстоит исследовать эту тему - иконографию предстояния иконе.

Я выделил здесь, в меру своего разумения, несколько стадий религиозного опыта, в порядке возрастания силы ощущения нетварной энергии и способности предстоящего воспринять эту энергию. Это (1) ощущение туннеля, уходящего в сакральный мир; (2) свечение иконы; (3) явление Христа или святого, изображённого на иконе; (4) энергетический удар.

1. Туннель

Предстоящий перед иконой ощущает ток энергии Духа Святого, движущийся на него через некий канал, туннель, открывающийся в точке присутствия иконы и уходящий как бы «за» икону. Существуют иконы, на которых это ощущение отображено («икона» здесь и далее понимается в широком смысле, включая фресковую живопись, мозаику, миниатюру).

Ил. 1 (слева). Преображение Господне. Миниатюра. Евангелие царицы Керан, 1272. Иерусалим, монастырь Сурб-Акоп. © 2019 Orthodox Arts Journal. Источник: https://www.orthodoxartsjournal.org/a-double-standard-some-clarifications-in-icon-painting-

theory/

Ил. 2 (справа). Преображение Господне. Икона из Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского, ок. 1403. Москва, Государственная Третьяковская галерея. Источник: https://web.archive.org/web/20i4052ii450o6/http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/

image/_id/546

К таким отображениям относятся, например, миниатюры армянского Евангелия царицы Керан (1272), хранящегося в армянском монастыре Сурб-Акоп

(св. Иакова) в Иерусалиме1. Рукопись была создана по заказу царицы Керан в городе Сис (столице Киликийского Армянского царства). Авторство иллюстраций приписывают знаменитому миниатюристу Торосу Рослину, но их принадлежность ему не доказана, поскольку имя автора иллюстраций в манускрипте отсутствует (в то время как существует ряд подписных манускриптов Рослина). На миниатюре «Преображение Господне» (ил. 1) отчётливо видно, что за Иисусом открывается воронкообразный туннель. Этот туннель изображён и на другой миниатюре манускрипта - «Благословение Господом царя Киликии Левона III, его супруги Керан и их детей».

Идея туннеля присутствует и на знаменитой иконе «Преображение Господне» из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском (ок. 1403). Изображение создаёт впечатление воронки за спиной Иисуса (ил. 2): в отличие от мощных лучей белого света, исходящих от фигуры Христа, многочисленные золотые лучи, обозначенные тонкими штрихами, исходят из пространства за Его спиной.

Образ туннеля в Царство небесное пронизывает творчество греческих иконописцев Михаила и Евтихия, работавших в Сербии в конце XIII - начале XIV вв. [Markovic 2008, 411-416]. Они расписали (о чём свидетельствуют их подписи) церкви Пресвятой Богородицы Перивлепты в г. Охрид (1295, ныне Северная Македония), Богородицы Левишки в г. Призрен (1307, Косово), св. Никиты в селе Чучер (1316, близ г. Скопье, Северная Македония), св. Георгия в селе Старо-Нагоричино (1317, Северная Македония). Кроме того, им атрибутируют фрески церкви Иоакима и Анны (известной как Кралева церковь) в монастыре Студеница (1314, близ г. Кралево, Сербия) и фрески церкви Успения Пресвятой Богородицы монастыря Грачаница (1320-1321, близ г. Приштина, Косово).

Ил. 3. Фреска «Ангел Великого Совета». Церковь Богородицы Перивлепты в Охриде, 1295 © KATEHON 2019. Источник: http://katehon.com/ru/article/ilionografiya-troicy-vizantiysliaya-i-

russkaya

1 Евангелие царицы Керан можно полностью посмотреть на сайте Библиотеки Конгресса США: Ья^:// www.loc.gov/item/00271074190-jo/.

Образы Христа-Ангела Великого Совета в церкви Богородицы Перивлепты в Охриде и Христа-Пантократора в куполе церкви Богородицы Левишки в Призрене выполнены с явным расчётом на создание впечатления канала, уходящего за плоскость изображения. На первой из упомянутых фресок [ср.: Аванесов 2016, 54-55] Христос со всей очевидностью выходит из некоего туннеля, он стоит у выхода из него (ил. 3). На второй - круги мандорлы, в которые вписана фигура Пантократора, образуют объёмный рисунок «трубы».

Наконец, стенопись церкви Иоакима и Анны в монастыре Студеница изобилует имитирующими глубину пространства орнаментами. Если роспись церкви -это, по существу, одна цельная многосюжетная икона, то эти орнаменты придают ей пространственную глубину. И таких орнаментов здесь великое множество. Фактически, стены церкви в зрительном восприятии прозрачны, и сквозь их толщу в сакральное пространство уходят многочисленные туннели.

В этом контексте нельзя не упомянуть фрески Печского храмового комплекса (г. Печ, Косово) - церквей Богородицы Одигитрии (роспись не позднее 1337) и св. Димитрия (ок. 1345). Они содержат параллели с творчеством Михаила и Евтихия. Я имею здесь в виду орнамент, в котором присутствуют объёмные изображения типа туннелей (ил. 4). Подобные же «туннели» имеются в росписи церкви Преображения Христова на верхнем этаже Хрелевой башни в Рильском монастыре (Болгария, вторая четверть XIV в.).

Ил. 4. Печ, церковь св. Димитрия. Пространственный орнамент, ок. 1345. © BIago 2007.

Источник: https://www.bIagofund.org/Archives/Pec/Demetrios/Pictures/Nave/UndertheDome/ £о£^0£таеАгЛе8/282№8б1.^т1

Снова возвращаясь здесь к тому, что роспись храма может рассматриваться как цельная икона, мы приходим к выводу, что этот пространственный орнамент должен указывать на то, что и вся роспись есть по сути некий канал, связывающий молящегося с Царством Божиим.

2. Свечение иконы

В православии укоренена и рассматривается как сама собой разумеющаяся мысль о том, что икона может светиться. Я исхожу из того, что это представление могло возникнуть только в силу того, что православные избранники и подвижники, пусть и немногие, действительно видели свечение икон, и предание об этом опыте постепенно распространилось в православной среде.

В житии преподобного Паисия Святогорца (1924-1994) описывается следующий случай:

19 октября 1978 года с преподобным произошло ещё одно чудесное событие. Поздним вечером, стоя на коленях на кровати, он по чёткам начал совершать повечерие. В изголовье кровати он поставил бумажную репродукцию с иконы Христа, которую сёстры написали по его указаниям. И вот, как только он начал молиться, икона стала лучиться светом. Отец Паисий взял её в руки и стал лобызать с глубоким благоговением, а она продолжала мерцать. Когда преподобный ставил её обратно в изголовье и дотрагивался до того места на иконе, где рука Христа держит Евангелие, она тоже переливалась светом. В тот вечер в келье преподобного оставался ночевать один монах. Он в это время тоже читал повечерие, стоя в церковке. Преподобный позвал его к себе в келью и показал, как от иконы исходит Божественное сияние. «Погладь её своей рукой», - сказал старец. Но монах от стеснения и страха сильно надавил на икону рукой. «Не надавливай, - сказал преподобный, - а просто нежно погладь». Монах чуть прикоснулся к иконе рукой - и она тут же начала переливаться светом, который просвечивал сквозь его пальцы, как бывает, когда смотришь сквозь ладонь на солнце. И потом это чудесное свечение повторялось всякий раз, когда преподобный касался иконы или прикладывался к ней. Многие монахи подтверждают это своими свидетельствами. Однако, не желая, чтобы о чуде стало широко известно и этим не воспользовался диавол, преподобный отдал икону кому-то в благословение. «Озарённый светом духовного различения», он предпочёл лишиться светоносной иконы, дабы не дать места искушению [Житие 2017, 369-370].

Явление свечения икон отражено на многочисленных иконах. Их сюжет, как правило, определяется описанными в предании обстоятельствами обретения иконы.

Предание свидетельствует об обретении Казанской иконы Божией Матери так: «Девятилетней Матроне, дочери одного из погорельцев (в 1579 г. в Казани был большой пожар. - С.М.) явилась во сне Божия матерь. Она возвестила девочке, что в определённом месте, в земле, находится Её образ, и повелела сообщить архиепископу и воеводам, чтобы они нашли это место и обрели икону. Матрона рассказала взрослым о своём видении, однако они не обратили внимания на её слова. Вскоре девочке явилась икона Богородицы, "страшным огненным образом" испускавшая "огненно-пресветлые лучи" - так, что Матроне казалось, что они её сожгут» [Филипп 2016, 2, 7]. В конце концов икона была найдена. История обретения иконы, включая явление девочке иконы Богоматери в сиянии, отражена на житийных иконах Казанской Богоматери (ил. 5).

Маленькая Жировицкая икона Богоматери, исполненная в виде камеи, - святыня Западной Руси - была обретена, согласно преданию, в 1470 г. следующим

образом: «Дети-пастушки, расположившиеся со стадом на опушке леса, заметили вдали яркий свет. Подойдя ближе, они увидели грушевое дерево, стоявшее над ручьём, под горой, окружённое лучезарным сиянием. Постепенно свет скрылся, и дети смогли различить среди ветвей овальный кусочек камня с рельефным изображением Богородицы и её Сына» [Филипп 2016, 1, 364]. Существует целый ряд икон, где Жировицкая икона Богоматери изображена в сиянии.

Ил. 5. Казанская икона Богоматери, клеймо «Явление иконы Богоматери девице Матроне». XVII в. Сольвычегодский историко-художественный музей. © Православный паломник. Источник: https://journalpp.ru/page.php?id=l57l

Явление иконы святого Николая московскому князю Димитрию Донскому в 1380 г. по пути с войском на Куликовскую битву описывается в предании так:

Благоверный Великий Князь Димитрий Иоаннович Донской изыде из града Москвы противу нечестиваго Мамая Царя Татарского, и отошед от Москвы ста в шатрах на месте злачнем для преупокоения с воинством своим, и явися ему на оном месте пречуден образ Николая Чудотворца, вапою украшенный (то есть написанный красками. - С.М.), звездами светло окружаемый и великим светом осияваемый, стоящ о себе на воздусе над древом, зовомым сосною, ту стоящею, никем же держи-мый, и молящуся ему Великому Князю Димитрию Иоанновичу Донскому сниде сама с высоты святая оная икона и вдадеся в честные руце его [Егорова 2016, 6].

Подобные же предания о сиянии иконы при её обретении, отражённые и в иконографии, существуют о Тихвинской, Толгской, Елецкой-Черниговской, Чухломской-Галичской иконах Божией Матери.

Сияние вокруг иконы отображено не только на иконах, но и в их драгоценном обрамлении в виде исходящих от них лучей («славе»). Икона выглядит в таком случае как мощный источник нетварного света. Такие художественные ансамбли создаются с большим религиозным чувством, они передают всю грандиозность явления иконы как теофании.

Тема «славы» вокруг иконы особенно сильно представлена в барочном искусстве католического мира. Если икона может светиться, значит, она может светиться и так сильно, что сама практически не видна, она вся как бы уходит в свет. Эта мысль присутствует в художественных решениях запрестольных композиций в некоторых итальянских церквях, где освещение устроено таким образом, что небольшая икона в центре «славы» вся залита светом и сияет; её самой почти не видно, и эта точка яркого света контрастирует с окружающим полумраком (ил. 6).

Ил. 6. Икона «Рождество» в алтаре церкви Санта-Мария-Делла-Виттория, Рим.

Фото: Livioandronico20l3. Под лицензией СС BY-SA 4.0. Источник: https://commons.wikimedia. org/wiki/FiIe: Santa_Maria_deIIa_Vittoria_in_Rome_-_Interior.jpg

Религиозное художественное творчество опирается на действительный опыт религиозного переживания - опыт, растворённый в христианском мире как целом, переходящий из поколения в поколение, рождающийся как в среде святых и подвижников, так и в среде простых верующих. И мысль об иконе, перешедшей в чистый свет, может возникнуть и казаться естественной и логичной только потому, что были и есть люди, которые видят это явление в реальности.

3. Явление святого

Предания говорят о многих случаях, когда Христос, Матерь Божия или святые являлись молящемуся во время предстояния перед иконой. Некоторые из этих преданий отражены и в иконографии.

Св. Силуану Афонскому (1866-1938) Христос явился в Свято-Пантелеимо-новском монастыре на Афоне во время молитвы перед Его иконой, о чём преподобный Силуан сам написал в своих воспоминаниях:

В одно время напал на меня дух отчаяния; мне казалось, что Бог отринул меня в конец, и уже нет мне спасения, но ясно видится в душе вечная погибель. И ощутил я в душе, что Бог немилосерд и неумолим. Продолжалось это со мною час или немного более. Дух этот такой тяжёлый и томительный, что страшно о нём и вспоминать. Душа не в силах понести его долго. В эти минуты можно погибнуть на всю вечность. Попустил Милостивый Господь духу злобы сделать такую брань с моею душою. Прошло мало времени; я пошёл в церковь на вечерню и, глядя на икону Спасителя, сказал: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешного». И с этими словами увидел на месте иконы живого Господа, и благодать Святого Духа наполнила душу мою и всё тело. И так я Духом Святым познал, что Иисус Христос есть Бог; и я сладко желал страданий за Христа [Силуан 2018, 305].

Икона, перед которой молился св. Силуан, когда ему явился Спаситель, сохранилась и находится в иконостасе храма св. Пророка Илии в Свято-Пантелеимоновском монастыре. Сцена явления Христа преподобному Силуану изображена на иконе в находящемся рядом храме св. Силуана Афонского.

Ил. 7- Икона «Явление Богоматери св. Кириллу Белозерскому в Симоновом монастыре». XVIII в. Кирилло-Белозерский монастырь. © Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2023. Источник: https://icons.pstgu.ru/icon/3465

Св. Кириллу Белозерскому Матерь Божия явилась, когда он читал Ей акафист и стоял перед Её иконой, и эта ситуация отражена на иконах «Явление Богоматери св. Кириллу Белозерскому» (ил. 7), где принято изображать и саму икону, перед которой молился св. Кирилл. Предание говорит об этом так:

Был же у святого обычай глубокой ночью после его большого правила и славословий, сразу же следом, перед тем как чуть-чуть вкусить сна, петь Акафист Пречистой. Так он делал всегда. И в одну из ночей, глубокой ночью, когда он молился и по обыкновению пел Акафист Пречистой перед Её образом, случилось, что, дойдя до места в икосе: «Чудесное рождество видя, отстранимся от мира и мысль обратим к небу», он услышал вдруг голос, говорящий: «Кирилл, уходи отсюда и иди на Белоозеро, ибо я приготовила там тебе место, на котором ты сможешь спастись». И тогда же, разом с этим голосом, засиял яркий свет. Отворив оконце кельи, Кирилл увидел свет, указывающий на север, в сторону Белоозера. И тем голосом, словно перстом, ему было показано то место, где ныне стоит монастырь. Святой Кирилл исполнился от этого голоса и видения великой радостью. Понял он по этому голосу и видению, что не отвергла Пречистая его прошения, и всю ночь удивлялся случившемуся видению и голосу, и была для него эта ночь не ночь, а словно пресветлый день [Преподобные 1994, 73, 75].

Старцу Иосифу Исихасту (1897-1959) Матерь Божия явилась во время молитвы к Ней перед Её иконой при следующих обстоятельствах:

Некоторое время я подвизался в скиту Малой святой Анны (на Афоне. - С.М.). Когда умножились искушения и скорби, я вошёл в церковь нашей каливы (дом для нескольких монахов. - С.М.), подошёл к иконе Пресвятой Богородицы и начал слёзно молить Её об утешении. И вдруг я увидел, как из иконы сверкнула молния и Богородица приняла человеческий образ. Я видел Её перед собой живую, в теле, сияющую и солнцелепную. Склонившись перед Ней и не имея сил смотреть на Неё, я услышал: «Разве Я не заповедовала тебе уповать на Меня?! Почему ты боишься?» Затем Она слегка склонилась надо мной, Божественный Младенец возложил на меня Свою ручку и трижды погладил меня по голове, а затем по челу. Моя душа преисполнилась любовью, утешением и светом. Я больше не имел сил стоять на ногах. Я пал наземь и с умилением начал целовать то место, где только что стояла Богородица, так как Она уже возвратилась в Свою икону. Это место ещё долго источало благоухание, постоянно напоминая мне о Её блаженном обетовании [Явления 2001, 157-158].

4. Энергетический удар

На Кипре есть традиция полностью или частично закрывать иконы. Мне известны две полностью сокрытых покрывалом иконы: Богоматери Киккотиссы в Киккском монастыре (ил. 8) и Богоматери Хрисороятиссы в одноимённом монастыре. Есть также множество икон с занавесями (например, иконы Богоматери Троодитиссы, Богоматери Махериотиссы, св. Феклы в монастырях их имени

и многие другие). Они частично завешены, частично открыты, но идея ясна: занавеси устраиваются не для того, чтобы держать иконы открытыми, а для того, чтобы их закрывать.

Ил. 8. Закрытая покрывалом Киккская икона Богоматери (Киккотисса).

Кипр, Киккский монастырь. © ЕККЛНЕ1А ТНЕ КУПРОУ - ДишпрЖуш^ каЭе 51ка(юца.

Источник: https://churchofcyprus.org.cy/9050

Для чего это делается? Для безопасности предстоящего: предание о Киккской иконе говорит, что тот, кто решался посмотреть на икону, лишался зрения, а у того, кто прикасался, отсыхала рука [Победимская 2011, 10].

Здесь возникают два вопроса. Во-первых, то, что происходило с нарушившими запрет, - это наказание или, может быть, что-то иное? И, во-вторых, сокрытие икон - это забота о грешниках или о праведниках?

Сама мысль о том, что в желании верующего воззреть на чудотворную икону, например на Киккский образ Богоматери, или прикоснуться к ней есть что-то предосудительное, кажется мне нелепой, - несмотря на то, что именно такое суждение представляется паломникам в Киккский монастырь безусловным и естественным. В конце концов, Иисус во время Своего служения был, в своей плоти, «образом Бога невидимого» (Кол 1:15), то есть первой иконой, и все искали возможности посмотреть на Него и прикоснуться к нему, и при этом не только не претерпевали никакого ущерба, но исцелялись. В рассуждениях о «наказании» за лицезрение иконы и прикосновение к ней есть что-то очень бытовое и человеческое: низший не смеет поднять глаз на высшего и первым подать ему руки. Иисус же сказал: «Тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф 15:9).

Идея о том, что святые могут наказывать за «неправильное» их почитание, нередко проскальзывает в народных рассказах о паломничестве в святые места. Например, св. Серафим Саровский «наказывает» за то, что паломники не искупались зимой в озере при источнике св. Серафима в Дивеево. Естественно, к христианству всё это не имеет никакого отношения. Святые не наказывают. Это люди любят наказывать друг друга. Хочу напомнить в этой связи эпизод из Евангелия от Луки: «Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское, чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать» (Лк 9:51-56).

Описанная в преданиях потеря зрения или руки теми, кто посмотрел на икону или коснулся её, - это не наказание. Это ущерб, который может претерпеть живая плоть - такая, какая она есть сейчас, - при контакте с эманацией Бога. Об этом предупреждал Моисея Бог-Отец: «И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх 33:20). Об этом же говорил воскресший Иисус Марии Магдалине, когда она приблизилась к Нему: «Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не вос-шел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин 20:17).

Лицезрение Бога или прикосновение к Нему в этих ситуациях было сопряжено со смертельной опасностью, о которой мы можем только рассуждать, но ничего не знаем наверняка. Почему к Иисусу - Богу во плоти - во время Его земного служения прикасаться было можно, и это прикосновение было целительным, а к Нему же воскресшему Марии Магдалине прикоснуться было нельзя? И что означают слова «Я ещё не восшел к Отцу Моему»? Почему Марии Магдалине прикоснуться к воскресшему Христу было нельзя, а апостолам в другом эпизоде Евангелия - можно, и Иисус даже приглашал их к этому.- «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это - Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк 24:39)?

Контакт с Божественной природой может быть опасен, но для кого? Прежде чем пострадать от нетварных энергий, надо обладать способностью их воспринимать. Кто же обладает такой способностью? Только те, кто сам исполнен Духа Святого. Именно это утверждал Григорий Палама в своём богословии о нетварных энергиях, в том числе о видении апостолами нетварного света при преображении Христа на горе Фавор.

Принять этот свет может только сердечная чистота; а всё, что люди говорят и узнают о Боге, вместит и нечистое сердце. Ясно, что такой свет выше слова и знания, и если даже кто назовёт его знанием и пониманием, поскольку Дух даёт его умной способности души, то здесь подразумевается другой вид понимания, духовный и недоступный даже для верующих сердец, если они ещё не очистились делами. Недаром Тот, Кто и даёт видеть и Сам видим, - Свет чистого сердца, Бог, - говорит:

«Блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога». Какое им было бы особое блаженство, если бы видение было знанием, которое есть и у нас, нечистых? [Григорий Палама 2011, 82].

Заметим, что упомянутые предостережения, исходившие от Бога-Отца и Христа в обоих случаях были обращены к святым, ведь и Моисей, и Мария Магдалина почитаются Православной церковью как святые. В этом контексте я полагаю, что возможность пострадать от контакта с эманацией Бога, явленной через икону, - это удел праведников и святых.

Но отношения праведников и святых с Богом - это то, о чём не нам рассуждать. Что святому возможно, а что запретно - об этом судить ему, если Бог ему откроет... Перед святым, предстоящим иконе, простирается огромное духовное пространство, в котором возможно любое взаимодействие с Богом.

Посему этот рассказ о человеке перед иконой остаётся историей с открытым концом.

Библиография

Аванесов 2016 - Аванесов С. С. Сакральная топика русского города (2). Софийский собор: синтаксис и семантика // ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики. 2016. № 3 (9). С. 25-81.

Григорий Палама 2011 - Григорий Палама, св. Триады в защиту священно-безмолствующих. Москва, 2011.

Егорова 2016 - Егорова Е. Древнее название Угреша // История Угреши. Историко-

краеведческий альманах. 2016. № 2. С. 6-16. Житие 2017 - Житие преподобного Паисия Святогорца. Москва, 2017.

Победимская 2011 - Победимская С. Монастырь пресвятой Богородицы Киккской. Никосия, 2011.

Преподобные 1994 - Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. Санкт-Петербург, 1994.

Силуан 2018 - Силуан Афонский, преп. Писания. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2018. Филипп 2016 - Филипп (Перцев), игумен. Лик Пречистой. Воплощение и жизнь в веках богородичных образов. Записки иконописца. Части 1-2. Москва, 2016. Явления 2001 - Явления и чудеса Пресвятой Богородицы. Москва, 2001. MarkoviC 2008 - Markovic М. The Painter Eutychios - Father of Michael Astrapas and Protomaster of the Frescoes in the Church of the Virgin Peribleptos in Ohrid? // Древнерусское искусство. Художественная жизнь Пскова и искусство поздневизантийской эпохи. Москва, 2008. С. 411-416.

References

Apparitions 2001 - Apparitions and Miracles of the Blessed Virgin Mary. Moscow, 2001. In Russian. Avanesov 2016 - Avanesov S. S. Sacred Topics of Russian Cities (2). Saint Sophia Cathedral: Syntax

and Semantics. ПРАВНМА. Journal ofVisual Semiotics. 2016. 3 (9). Pp. 25-81. In Russian. Egorova 2016 - Egorova E. The Old Name 'Ugresha'. History ofUgresha. Almanac of Local History. 2016. 2. Pp. 6-16. In Russian.

Gregory Palamas 2011 - St. Gregory Palamas. Triads for the Defense of Those Who Practice Sacred

Quietude. Transl. into Russian. Moscow, 2011. Life 2017 - Life of St. Paisios of Mount Athos. Moscow, 2017. In Russian.

MarkoviC 2008 - MarkoviC M. The Painter Eutychios - Father of Michael Astrapas and Protomaster of the Frescoes in the Church of the Virgin Peribleptos in Ohrid? Old Russian Art. Artistic Life of Pskov and the Art ofthe Late Byzantine Era. Moscow, 2008. Pp. 411-416. Philip 2016 - Philip (Pertsev), abbot. Face of the Virgin Most Pure. The Incarnation and Life in the Centuries of the Mother of God Images. Notes of an Icon Painter. Parts 1-2. Moscow, 2016. In Russian.

Pobedimskaya 2011 - Pobedimskaya S. The Holy Monastery of the Virgin of Kykkos. Nicosia, 2011. In Russian.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Reverends 1994 - Reverends Kirill, Ferapont and Martinian of Beloozero. St. Petersburg, 1994. In Russian.

Silouan 2018 - St. Silouan the Athonite. Scriptures. Holy Trinity Sergius Lavra, 2018. In Russian.

Информация об авторе

Сергей Васильевич Моргачёв

редактор рубрики

Журнал «Юнгианский анализ»

Российская Федерация, 129366, Москва, ул. Ярославская, 13 ORCID: https://orcid.org/0009-0000-4613-597X e-mail: baikal.s@mail.ru

Information about the author

Sergey V. Morgachev Column Editor Jungian Analysis Journal

13, Yaroslavskaya ul., Moscow, 129366, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0009-0000-4613-597X e-mail: baikal.s@mail.ru

Материал поступил в редакцию / Received 30.10.2023 Принят к публикации /Accepted 24.11.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.