EREMEEV Stanislav Germanovich, Dr.SCi. (Econ.), Professor; Rector of Pushkin Leningrad State University (Lit. A, 10Peterburgskoye Highway, Pushkin, St. Petersburg, Russia, 196605; [email protected])
SMART CITY: MANAGERIAL ASPECTS
AND COMPETENCIES OF SMART CITY MANAGER
Abstract. The paper justifies the difficulties associated with the implementation of Smart City (SC) projects. The author determines the role of smart city manager (SC-manager) in the implementation of these projects and his competence, and gives an overview of the main foreign educational programs that provide training for specialists in this area. The article shows that the phenomena of SC and SC-manager cannot be considered in isolation from public administration as a whole, despite the temptation to confine themselves to their technological aspect. Changes occurring both in public administration in general and in SC management, in particular, are a reflection of a qualitative leap that relates, on the one hand, to the dynamics of the increasing complexity of social life and increasing needs, and on the other hand, to the dynamics of technological changes that occur in the information society. It is becoming increasingly obvious that the harmonization of these needs and opportunities can be carried out, first of all, on the base of communications between the state and society. As it seems to us, in this direction the process of conceptualizing of SC managerism is going on. Keywords: Smart City, smart city manager, competencies, public administration, communications
МИХАЙЛОВА Екатерина Владимировна — аспирант кафедры российской политики факультета политологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (119991, Россия, г. Москва, Ломоносовский пр-кт, 27, корп. 4 «Шуваловский»; [email protected])
опыт правительства москвы в применении смарт-технологий для модернизации городского управления
Аннотация. В статье рассматривается опыт правительства Москвы по внедрению смарт-технологий в городском управлении. Автор проводит анализ влияния цифровизации на коммуникацию между властью и обществом в контексте демократизации и модернизации процесса принятия политических решений и обосновывает положение, что сетевые технологии способствуют более широкому вовлечению граждан в политический процесс. В качестве аргумента рассматриваются результаты реализации проекта правительства Москвы «Информационный город». Автор приходит к выводу, что широкое внедрение смарт-технологий поможет не только повысить качество оказываемых государством услуг, но также обеспечить открытость и легитимность политических решений, что особенно актуально в эпоху кризиса классической демократии.
Ключевые слова: смарт-технологии, политическая модернизация, электронная демократия, правительство Москвы, открытые данные
Политическая модернизация - это процесс трансформации политической системы, который связан с преобразованием ключевых элементов политической структуры, переход их состояния и взаимодействия от устоявшихся традиционных форм к более гибким и прогрессивным. Сегодня политическая модернизация напрямую связана с развитием четвертой промышленной революции, продуктом которой являются новые технологии, в т.ч. и смарт-технологии, изменяющие взаимодействие между властью, обществом и бизнесом [Шваб, Дэвис 2018: 21]. В таких условиях политическая система требует
более предметного участия граждан в политическом процессе, нежели простое делегирование права на определение курса развития профессиональным политикам и управленцам [Новек 2016: 9].
Таким образом, сегодня мы наблюдаем появление новой, электронной демократии, для которой характерно прямое участие граждан в принятии политических решений посредством взаимодействия с властью через smart-технологии, открытые данные и интерактивные информационные платформы.
Сегодня смарт-технологии используются не только в бизнес-секторе, они широко внедряются в городском управлении, формируя целые экосистемы в масштабах города. В настоящее время существует множество примеров построения «умных» городов на основе внедрения smart-технологий: это Сингапур, Вена, Дубай, Копенгаген, Сонгдо (Южная Корея). Также есть проекты по созданию «умных» городов и в России: это Академгородок в Новосибирске, Иннополис в Казани и, конечно же, лидер по внедрению smart-технологий среди не только российских, но и зарубежных городов - Москва [«Умный город» XXI века... 2018: 21].
В 2011 г. на федеральном и региональном уровнях власти было принято решение по реализации в России проекта «Открытое правительство». В это же время в правительстве Москвы принимается государственная программа города Москвы «Информационный город», рассчитанная на период 2012-2019 гг. Если федеральный проект «Открытое правительство» был в конечном счете закрыт постановлением Правительства РФ от 21 июня 2018 г. № 713 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», то проект города Москвы демонстрирует уверенное развитие и последовательность. Проект «Информационный город» рассчитан на 8 лет с бюджетом в более полутриллиона рублей: 344,1 млрд руб. - из бюджета г. Москвы, 2,4 млрд руб. - из федерального бюджета, 199,4 млрд руб. - внебюджетные инвестиции. Основным исполнителем проекта является Департамент информационных технологий города Москвы, соисполнителями - Департамент СМИ и рекламы, Департамент здравоохранения регионального правительства и иные заинтересованные региональные органы исполнительной власти.
Основные целевые показатели программы сформированы по 4 блокам: улучшение качества жизни, оптимизация системы управления городом, развитие информационно-коммуникационной среды, реклама и СМИ. В рамках этих блоков были реализованы определенные задачи:
- созданы 5,8 млн личных кабинетов получателей государственных услуг в электронной форме на портале мэра Москвы Mos.ru;
- установлены 145 тыс. камер видеонаблюдения, подключенных к ГИС ЕЦХД, в т.ч. с 36% в 2011 г. до 86,3% в 2016 г. выросло оснащение видеокамерами жилого сектора (подъезды жилых домов);
- расширено распространение проводного широкополосного доступа к сети Интернет до 82,5%; охват цифрового ТВ возрос до 100%, и покрытие города технологиями 4G - до 98,8%;
- доля незаконных объектов наружной рекламы сократилась с 60% в 2011 г. до 5% в 2016 г.;
- число книг, направляемых в школьные и городские публичные библиотеки, увеличилось с 310 тыс. в 2011 г. до 2 073 тыс. в 2016 г.
На смену «Информационному городу» региональные чиновники разработали новый высокотехнологичный проект по управлению городом с еще более широким внедрением новых технологий. 17 июля 2018 г. мэр г. Москвы Сергей Собянин на Московском урбанистическом форуме представил новый проект развития Москвы «Москва 2030: умный город». Он разрабатывался посред-
ством метода краудсорсинга. Это новый формат взаимодействия власти с населением с более широким вовлечением последних в процесс принятия политических решений. Были проведены социальные опросы на различных интернет-платформах: mos.ru, телеграмм-канал ICT, Яндекс, mail.ru, Одноклассники, ВКонтакте, в которых приняли участие около 5 тыс. респондентов. Также к разработке проекта были привлечены 36 компаний: АФК «Система», Сбербанк, Технополис «Москва», НИУ ВШЭ, Ростех, Ростелеком, Мегафон, МГТС, Nokia, Samsung и другие крупные компании.
На данный момент имеется план мероприятий по ключевым направлениям развития: это развитие человеческого и социального капитала, городская среда, цифровая мобильность, городская экономика, безопасность и экология, цифровое правительство. «Эффективное и открытое для гражданского общества функционирование органов государственной власти и государственных учреждений в целях исполнения ими основных функций и оказания государственных услуг для граждан и бизнеса будет осуществляться в цифровом виде на основе технологии распределенного реестра и смарт-контрактов, внедренных в процессы формирования городского бюджета и расходования бюджетных средств. "Умное" городское финансирование, основанное на сквозной цифровиза-ции финансовых данных, позволит существенно повысить подконтрольность и эффективность расходования бюджетных средств, а также сократить или исключить существенное число транзакционных издержек, занимающих существенную долю в действующей модели городского управления финансами», -говорится в презентации проекта на портале mos.ru.
Однако необходимо понимать, что новые технологии - не панацея от всех существующих проблем, и они не должны стать основополагающей целью, а только средством решения насущных проблем жителей. «Мы же можем собственным руками способствовать формированию и совершенно иного мира -это когда мы не будем захлебываться в цифровизированных муляжах и тонуть в растущем в геометрической прогрессии информационном мусоре» [Чернышов 2018: 14].
Также нарастает актуальность совершенствования юридического регулирования информационной сферы. Разработчики операционных систем усиливают безопасность данных, однако параллельно развиваются и хакерские способности нарушителей. Так, по исследованию «Лаборатории Касперского», в 2016 г. зафиксировано заражение вредоносными ПО 40% всех промышленных предприятий, которые сейчас активно внедряют цифровые технологии в производство с целью оптимизации производственных издержек [Василенко 2018: 17].
Таким образом, риски являются неотъемлемой частью нововведений, их нужно не бояться, а предотвращать. Так, на XVIII съезде «Единой России» президент России Владимир Путин сказал: «Мир в целом находится в состоянии трансформации: очень мощной, динамично развивающейся трансформации. Если мы вовремя не сориентируемся, если мы вовремя не поймем, что нам нужно делать и как, - отстать можем навсегда».
Список литературы
Василенко И.А. 2018. «Умный город» как социально-политический проект: возможности и риски смарт-технологий в городском ребрендинге. - Власть. Т. 26. № 3. С. 12-19.
Новек Б.С. 2016. Умные граждане — умное государство: экспертные технологии и будущее государственного управления (пер. с англ.). М.: Олимп-Бизнес. 512 с.
«Умный город» XXI века: возможности и риски смарт-технологий в городском
ребрендинге (под ред. И.А. Василенко). 2018. М.: Международные отношения. 256 с.
Чернышов А.Г. 2018. Стратегия и философия цифровизации. - Власть. Т. 26. № 5. С. 13-20.
Шваб К., Дэвис Н. 2018. Технологии Четвертой промышленной революции (пер. с англ.). М.: Эксмо. 320 с.
MIKHAILOVA Ekaterina Vladimirovna, postgraduate student at the Chair of Russian Policy, Faculty of Political Science, Lomonosov Moscow State University (bld. 4 «Shuvalovsky», 27 Lomonosovsky Ave, Moscow, Russia, 119991; [email protected])
EXPERIENCE OF THE MOSCOW GOVERNMENT IN APPLICATION OF SMART TECHNOLOGIES FOR URBAN MANAGEMENT MODERNIZATION
Abstract. The article discusses the experience of the Government of Moscow in the implementation of smart-technologies in urban management. The author analyzes the impact of digitalization on communication between the government and society in the context of democratization and modernization of the political decision-making process. The article substantiates the proposition that network technologies contribute to a wider involvement of citizens in the political process. As an argument, the results of the implementation of the project of the Government of Moscow «Information City» are considered. The author concludes that the widespread introduction of smart technologies will help not only to improve the quality of services provided by the state, but also to ensure openness and legitimacy of political decisions, which is especially important in the era of crisis of classical democracy.
Keywords: smart technologies, political modernization, e-democracy, Moscow Government, open data