Научная статья на тему 'Опыт построения понятийных полей в дискурсе исихазма'

Опыт построения понятийных полей в дискурсе исихазма Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
120
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС ИСИХАЗМА / ИСИХАСТСКИЙ ТЕРМИН / ПОНЯТИЙНОЕ ПОЛЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Субботин Константин Юрьевич

Осуществляется построение понятийных полей в дискурсе исихазма, определяются основные трудности лексического моделирования терминосистемы данного дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт построения понятийных полей в дискурсе исихазма»

УДК 81'373.46+81'374

ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ПОНЯТИЙНЫХ ПОЛЕЙ В ДИСКУРСЕ ИСИХАЗМА

EXPERIENCE OF BUILDING SEMANTIC FIELDS IN THE DISCOURSE OF HESYCHASM

К. Ю. Субботин K. Y. Subbotin

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Осуществляется построение понятийных полей в дискурсе исихазма, определяются основные трудности лексического моделирования терминосистемы данного дискурса.

Abstract. Building of the semantic fields in the discourse of Hesychasm is carried out, the major difficulties of lexical modeling of the given term system are determined.

Ключевые слова: дискурс исихазма, исихастский термин, понятийное поле.

Keywords: discourse of Hesychasm, Hesychasm term, semantic field.

Актуальность исследуемой проблемы. Исихазм представляет собой одно из наиболее характерных, но вместе с тем сложных и многогранных явлений духовной жизни Восточной церкви. Слово «исихазм» происходит от греч. Нои%ш - «покой, безмолвие'». В современной лексикографической дидактике понятие исихазма толкуется в словарях философских и энциклопедических. Католическая энциклопедия определяет исихазм как «духовную систему созерцательного характера, направленную на достиже -ния совершенства человека путем его единения с Богом в непрерывной молитве» [3, 506-507].

В интерпретации теоретической и практической стороны исихазма существуют различия. Эти различия совпадают с условной демаркационной линией восточной и западной богословских концепций, что ставит исследование этого явления в число приоритетных задач не только богословия, но целого ряда других наук: философии, культурологии, социологии, психологии и лингвистики.

Актуальность лингвистического исследования исихазма обусловлена необходимостью лексического моделирования терминосистемы дискурса исихазма для его системного описания. Для моделирования терминосистемы применяется метод понятийного поля, относящийся к структурным методам исследования лексики.

Материал и методика исследований. Применение метода поля для структурирования терминологии было предложено А. А. Реформатским, считавшим, что поле заменяет термину контекст [5, 301]. Поле для термина - это та система понятий, к которой он принадлежит, так как в структуре термина доминирует связь имя-понятие, и он является знаком специального понятия [7, 98]. Вслед за С. Д. Шеловым мы рассматриваем

понятийное поле термина как понятийное содержание тех терминов, через которые он определяется и с помощью которых он полностью мотивируется [9, 8]. Таким образом, в случае понятийного поля полевая организация носит логический характер и включает отношения, существующие между специальными понятиями дискурса.

Разделение терминов на понятийные поля осуществляется по категориальной принадлежности. Процесс категоризации - это выделение предельно широких понятий, отображающих наиболее общие существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира. Практика выделения понятийных категорий восходит к трудам Аристотеля, предложившего 10 классов наиболее общих категорий: субстанция, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание [1, 50] Для технических наук, например, выделяются четыре наиболее важные категории: предметы, процессы, величины, свойства [4, 98-99]. В системе категорий современной этики воссоздается структура морали как целостного общественного образования, обладающего множеством сторон и моментов. Основу такой системы составляют категории моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания, которые отражают три основные стороны морали. Таким образом, структуру этики составляют категории деятельности, отношений и сознания.

Результаты исследований и их обсуждение. Построение терминосистемы исихастского дискурса предполагает экстраполяцию этой трихотомической категоризации для выделения наиболее общих понятийных полей. При этом необходимо отметить условный характер соотнесения понятийных полей исихастской терминосистемы с общеэтическими категориями. Это объясняется особым положением исихазма в системе морали.

Дискурс исихазма является частью более общего патристико-аскетического дискурса. Такое структурное разделение можно встретить в трудах известного исследователя исихазма С. С. Хоружего: «Дискурс исихастского опыта внутренне предполагает, как свое естественное и необходимое расширение, совокупный патристико-аскетиче-ский дискурс - синтез патристики и аскетики» [8, 12]. Исихазм, таким образом, представляет собой неотъемлемую часть христианского нравственного богословия и входит в общий дискурс религиозной нравственности.

Главной особенностью христианской (как и вообще всякой религиозной) морали является то, что ее основные положения ставятся в обязательную связь с догматами ве -роучения. Другой особенностью христианской морали, вытекающей из ее связи с догматами вероучения, является то, что в ней есть такие нравственные наставления, которые невозможно найти в системах нерелигиозной морали. Таково, например, христианское учение о страдании-благе, о всепрощении, о любви к врагам, непротивлении злу, а также положения, отражающие не входящие в сферу эмпирики отношения между субъектом (человеком) и объектом религиозной веры (Богом). Христианская аскетика, являющаяся частью системы христианской морали, представляет собой вид духовной практики, сопряженной с напряжением воли и самоограничением, направленными на достижение определенных духовных целей, формирование правильных с точки зрения догматов вероучения отношений между человеком и человеком, а также человеком и Богом. Сфера христианской аскетики также подразумевает особую связь состояния с деятельностью. Внутренняя логика таких духовных практик, как исихазм, рассматривает это соотношение как антиномию «процесс» - «статика». Так, понятия, выраженные

такими терминами исихастского дискурса, как «непрестанная молитва», «самоджвиж-ная молитва», «умная молитва», относятся к полю «Молитва», но соответствуют разным общеэтическим категориям. В одном случае речь будет идти о принадлежности термина к категории деятельности, в другом - состояния. Аналогично, термины аскетического дискурса, отражающие в отличие от общеморального (человек-человек) трехсоставную систему отношений (Бог-человек-человек), будучи объединены в одно понятийное поле, не всегда будут соответствовать одной общеэтической категории «Отношения». Так, термины, отражающие понятия, объединенные вокруг идеи «Синергии», выражают также и деятельностный характер.

Для категориального анализа понятий исихазма был использован единственный на данный момент специальный идеографический словарь исихастского дискурса, составленный С. С. Хоружим, - «Аналитический словарь исихастской антропологии». В предисловии к словарю автор отмечает беспрецедентность попыток лексикографического системного описания дискурса исихазма, а также ограниченность охвата данного словаря лишь сферой исихастской антропологии. При этом в преамбуле к словарю говорится о том, что материал дискурса исихастской традиции «проработан далеко не с той глубиной, какой требовал бы настоящий словарь-тезаурус, где для каждого понятия точно очерчен весь его ареал и до конца описан весь комплекс его семантических отно -шений. В каждом случае отбиралось лишь основное ядро (что отчасти возмещается аналитическим характером Словаря, раскрытием идейно-смысловых связей)» [8, 10].

Обозначение полученных понятийных полей, т. е. присвоение им имен, сопряжено с некоторыми сложностями. Требования к имени поля, выделенные Ю. Н. Карауловым, включают в себя: (а) обязательное отсутствие многозначности имени, (б) немаркированность по стилистическим признакам, а также (в) «ассоциативную» прозрачность, т. е. возможность видеть за именем поля его состав [2, 139].

Первые два требования к имени поля (однозначность и стилистическая нейтраль -ность) вызывают сложность при обозначении полей исихазма в связи с четырьмя основ -ными особенностями исихастских терминов как терминов общественно-политических или гуманитарных:

1) обскурный характер границ обозначаемых понятий;

2) широкое развитие синонимии и многозначности;

3) включение оценочного фактора в семантику терминов;

4) условный характер референции терминов исихазма.

Для понимания трудности обозначения понятийных полей дискурса исихазма необходимо остановиться более подробно на каждой из этих особенностей исихастской терминологии.

1. «Подвижность» значений терминов исихазма как терминов общественно-политических описана в текстах исихастского дискурса. Так, в «Словах подвижнических» прп. Исаака Сирина мы находим следующее замечание: «Иногда сию, так называемую духовную молитву в одном месте [святые отцы] называют путем, а в другом - ведением и инде - умным видением. Видишь, как отцы переменяют названия предметов духовных? Ибо точное значение именований установляется предметами здешними, а для предметов будущего века нет подлинного и истинного названия, есть же о них одно простое ведение, которое выше всякого наименования и всякого составного начала, об -раза, цвета, очертания и всех слагаемых имен. Поэтому когда душевное ведение возно-

сится из видимого мира, тогда отцы в означение оного употребляют какие хотят названия, так как точных именований оному никто не знает. Но чтобы утвердить на сем веде -нии душевные помышления, употребляют они наименования и притчи, по изречению святого Дионисия, который говорит, что ради чувств употребляем притчи, слоги, приличные имена и речения» [6, 152]. Особенность обозначаемых терминами исихазма явлений - их мистический, иррациональный характер, определяет отсутствие четких границ, разграничивающих одно понятие от другого.

2. Синонимия и многозначность терминов исихазма обусловлены большим количеством, многообразием и, зачастую, - самобытностью школ в рамках одной традиции исихазма. Эта особенность рассматриваемой терминологии также взаимосвязана с первой. Отсутствие четкой дифференциации многих терминов исихазма является причиной пересечения полей их значения.

3. Термины исихазма не лишены субъективной оценочной составляющей по причине той роли, которую играют обозначаемые ими понятия в системе исихазма как определенной идеологии мировоззренческой и духовно-нравственной школы. Термины исихазма, отражающие не столько сами явления и понятия, сколько отношения к ним, не могут быть лишены той или иной коннотации.

4. Отличительной чертой терминов исихазма как гуманитарных терминов является трансцендентный характер обозначаемых ими явлений. Исихазм как духовная практика описывает явления, выходящие за рамки эмпирического наблюдения. Именно методология и предмет исследования исихазма характеризуют это знание как гуманитарное. Особенностью его терминологии является принципиальная невозможность конкретизации денотата.

Таким образом, учитывая эти четыре характерные черты терминологии исихазма, присвоение ее понятийным полям однозначных и стилистически нейтральных имен представляется трудной задачей, требующей тщательного исследования опыта систематического описания исихастской традиции.

Что касается третьего требования к имени понятийного поля - «ассоциативной» прозрачности - рассмотрение основных категорий исихазма ставит исследователя перед следующим выбором: избрать в качестве полевых имен названия богословских направлений и дисциплин, в рамках которых используются те или иные группы терминов исихазма, или вынести ядерную категорию поля в его название. Поскольку основная часть исихастской терминологии входит в метаязык нескольких богословских дисциплин, це -лесообразным представляется комбинировать оба варианта называния полученных понятийных полей. Так, для поля, включающего в себя такие понятия, как «прилог» и «приражение», легко можно определить ключевое понятие, являющееся его ядром -«помысл», но, например, в случае с понятиями, семантически объединенными вокруг понятия «человек» («падший человек», «ветхий адам» и т. п.), вынесение самого понятия «человек» в название поля выглядит менее уместным, чем использование названия соответствующей богословской дисциплины - «антропология», часто фигурирующего в текстах современных исследований исихазма.

Таким образом, в результате категориального анализа исихастской терминологии можно выделить 21 понятийное поле. Из них 15 построены вокруг общебогословских категорий, относящихся к систематическому богословию и к особому разделу богословия - сотериологии (теологическому учению о спасении). В основе остальных 6 поня-

тийных полей находятся специальные исихастские категории: «Исихия», «Сердце», «Обожение», «Помысл», «Невидимая брань» и «Созерцание». Выработка критерия, на основании которого можно было бы упорядочить взаимное расположение полей, является задачей отдельного исследования, в связи с чем в табл. № 1 получившиеся понятийные поля исихазма приводятся в случайном порядке.

Таблица 1

Соотнесение общеэтических, общебогословских и исихастских категорий

Общеэтические категории Общебогословские категории (категории системного, нравственного богословия, эсхатологии) Понятийные поля исихастской терминосистемы

Сознание/состояние Антропология

Грех

Обожение

Спасение

Страсть

Молитва

Покаяние

Подвиг

Добродетель

Прелесть

Вера

Пустынножительство

Сердце

Помысл

Отношения Любовь

Послушание

Синергия

Предание

Деятельность Невидимая брань

Исихия

Созерцание

Резюме. Построение понятийных полей дискурса исихазма является важным и необходимым для логико-понятийного и системного анализа его текстов, моделирования терминосистемы исихазма и его системного описания. Полученный опыт построения понятийных полей исихазма выявил следующие основные трудности:

1) неполное соответствие понятийных полей дискурса исихазма общеэтическим категориям;

2) присвоение понятийным полям исихазма корректных имен.

Выявленные в ходе данного исследования проблемы построения понятийных полей исихазма ставят задачи продолжения тщательного изучения текстов дискурса и опыта его системного описания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гринев, С. В. Введение в терминографию / С. В. Гринев. - М. : МПУ, 1995. - 158 с.

2. Караулов, Ю. Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус литературного языка / Ю. Н. Караулов. - М. : Наука, 1981. - 366 с.

3. Католическая энциклопедия : в 4 т. Т. 2 / под ред. Г. Цёрох. - М. : Издательство Францисканцев, 2002. - 1818 с.

4. Морозова, Л. А. Терминознание: основы и методы / Л. А. Морозова. - М. : ГНО «Прометей» МПГУ, 2004. - 144 с.

5.Реформатский, А. А. Введение в языковедение / А. А. Реформатский ; под ред. В. А. Виноградова. - М. : Аспект Пресс, 1997. - 536 с.

6. Сирин, Исаак. Слова подвижнические / Исаак Сирин. - М. : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 632 с.

7. Суперанская, А. В. Общая терминология: вопросы теории / А. В. Суперанская. - М. : Наука, 1989. - 246 с.

8. Хоружий, С. С. К феноменологии аскезы / С. С. Хоружий. - М. : Изд-во гуманитарной литературы, 1998. - 289 с.

9. Шеллов, С. Д. Определение терминов и понятийная структура терминологии / С. Д. Шелов. -СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. - 236 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.