Научная статья на тему 'Опыт построения финансовых балансов основных отраслей промышленности и транспорта'

Опыт построения финансовых балансов основных отраслей промышленности и транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоусов Дмитрий Рэмович

В работе исследуются характеристики финансового положения основных отраслей промышленности и транспорта. Инструментом анализа являются отраслевые финансовые балансы формирования валовой прибыли и использования финансовых ресурсов. Подробно описана методика их построения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт построения финансовых балансов основных отраслей промышленности и транспорта»

ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ БАЛАНСОВ ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА*

В работе исследуются характеристики финансового положения основных отраслей промышленности и транспорта. Инструментом анализа являются отраслевые финансовые балансы формирования валовой прибыли и использования финансовых ресурсов. Подробно описана методика их построения.

Цель работы - анализ формирования и использования валовой прибыли предприятий посредством разработки отраслевых финансовых балансов. Используемый подход позволяет решать следующие важные аналитические задачи:

- оценку нагрузки, связанной с основными видами затрат, инвестициями, а также налоговыми платежами за финансовые ресурсы отраслей;

- анализ воздействия отдельных факторов (динамики валютного курса, соотношений цен и т.п.) на финансовое положение в производственном секторе;

- оценку скрытых доходов от экспорта продукции, не отражаемых в финансовой отчетности предприятий;

- оценку воздействия неплатежей на финансы предприятий, а также дополнительного налогового и инвестиционного потенциалов, связанных со снижением дебиторской задолженности.

Объектом исследования были основные отрасли промышленности: электроэнергетика, нефтедобыча, нефтепереработка, газовая, угольная, черная металлургия, цветная металлургия, химическая и нефтехимическая, машиностроение, лесобумажная, стройматериалов, легкая, пищевая и транспорт (железнодорожный и воздушный).

Актуальность работы определяется тремя факторами: во-первых, высокой значимостью анализируемых отраслей в обеспечении налоговых поступлений в бюджет; во-вторых, необходимостью учета скрытых доходов (прежде всего связанных с экспортом) и соответственно оценки масштабов уклонения от налогообложения; в-третьих, необходимостью учета при оценке налогового потенциала отраслей финансового положения отраслей-плательщиков (включая аспект, связанный с неплатежами).

Источниками информации послужили статистика Госкомстата России по отраслям промышленности (данные о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) организаций; данные об объемах производства и ценах на важнейшие виды энергоресурсов (электроэнергия, нефть, газ, уголь, бензин автомобильный, дизельное топливо, мазут); об объемах экспорта и контрактных ценах на энергоресурсы; о составе дебиторской и кредиторской задолженности; статистика запасов предприятий; данные об объемах инвестиций в основной капитал) и статистика Министерства по налогам и сборам (МНС) РФ о платежах и задолженности по НДС и налогу на прибыль в отраслевом разрезе. В настоящее время достаточно полная статистическая информация о финансах предприятий имеется лишь за 1997-1999 гг., что предопределило использование 1999 г. как базового для построения финансовых балансов.

*

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 01-02-00119а). Автор выражает искреннюю благодарность А.Р. Белоусову за помощь в разработке методологии работы, А.С. Некрасову и Ю.В. Синяку, результаты исследований которых использовались при построении балансов для нефтедобывающей и газовой промышленности, и В.А. Сальникову за создание специального программного инструментария.

Финансовые балансы состоят из двух взаимосвязанных частей - баланса формирования прибыли и баланса использования финансовых ресурсов.

Методика построения отраслевых финансовых балансов содержит три подхода, различающиеся по целям и методологии построения баланса формирования прибыли.

Первый предназначен, главным образом, для анализа воздействия на финансовые балансы изменения макроэкономических параметров (включая удорожание элементов затрат, изменение налогового режима, неплатежи и т. п.).

Объем производства в ценах производителей подразделяется на две компоненты: экспорт и внутреннюю продукцию. Далее рассчитывается объем производства в рыночных ценах с учетом косвенных налогов. Для продукции, реализуемой на внутреннем рынке, косвенные налоги (НДС, акцизы, импортные пошлины) прибавляются, а субсидии вычитаются. Для экспорта, наоборот, продукция в ценах производителей определяется вычитанием из фактического объема экспорта косвенных налогов (акцизов на минеральное сырье, экспортных пошлин).

Основные элементы затрат на производство и реализацию продукции распределяются по внутренней и экспортной продукции пропорционально или объемам производства монопродуктовых отраслей (электроэнергетика, нефтедобыча, нефтепереработка, газовая промышленность, угольная промышленность) или производству в ценах производителя. Дополнительные виды затрат в отдельных отраслях (нефтедобыча, газовая), связанные с экспортом продукции, а также отчисления в дорожный фонд рассчитываются на нормативной основе.

Итоговый финансовый результат (прибыль) получается как разность между валовым выпуском в ценах производителя и суммой затрат на производство и реализацию продукции, дополнительных затрат экспортеров и отчислений в дорожный фонд.

Второй служит для определения скрытых доходов экспортеров, не отражаемых в статистике предприятий. В этом случае стоимостные объемы производства отраслей получают, исходя из данных о натуральных объемах производства, рыночных (контрактных) цен на внутреннем рынке и экспортных поставок.

Затраты на производство и реализацию в данном случае, как и при использовании первого подхода, берутся из отчетности предприятий (что означает принятие гипотезы об отсутствии скрытых затрат в отраслях-экспортерах). Результат в ряде отраслей (нефтедобыча, нефтепереработка, газовая промышленность) существенно превышает указываемый в отчетности предприятий, что может интерпретироваться как сокрытие дохода от налогообложения. Данный результат, по-видимому, не связан с искажающим влиянием методологии исследования, а обусловлен реальным поведением предприятий: для других монопродуктовых отраслей (электроэнергетика и угольная промышленность) объемы производства, указанные в отчетности предприятий и полученные расчетным способом, соответствуют друг другу. Кроме того, для некоторых отраслей (нефтедобыча, газовая промышленность) только учет дополнительных доходов позволяет сбалансировать отраслевые доходы и использование финансовых ресурсов - однако при их учете баланс оказывается довольно точным.

Третий используется при прогнозировании финансовых балансов (обычно - на следующий год), а также при исследовании возможных последствий изменения макроэкономических параметров (валютный курс, структура цен и т. п.). В этом случае отраслевые объемы производства, индексы цен и валютный курс рассчитываются экзогенно. Затраты на производство определяются наложением соответствующих индексов цен на темп роста производства.

Баланс использования финансовых ресурсов состоит из трех частей - формирования финансовых ресурсов, их использования и покрытия финансовых дефицитов. Он рассчитывается по методологии, близкой к международным стандартам, согласно которым кредитование других субъектов экономики относится к расходам, а прирост его задолженности - к финансированию дефицита. Также к финансированию дефицита относится сокращение финансовых активов (например, остатков денежных средств на счетах). Объем привлеченных финансовых ресурсов (итог «формирования») равен сумме прибыли (данные баланса), амортизации и «других» источников ресурсов.

К числу направлений использования ресурсов относятся: налог на прибыль; инвестиции в основной капитал; прирост запасов, включающий прирост запасов производственных, незавершенной продукции и готовой продукции; прирост дебиторской задолженности и др. Финансовый дефицит определяется как разность между использованными и привлеченными финансовыми ресурсами. К источникам его финансирования относятся: прирост кредиторской задолженности (включающей задолженность поставщикам, в бюджет и во внебюджетные фонды), прирост задолженности по кредитам банков и займа, а также - с обратным знаком - прирост остатков денежных средств на счетах предприятий и организаций.

Результаты построения балансов. При формировании конечного финансового результата (прибыли, понимаемой как разность между валовым выпуском и затратами на производство и реализацию продукции) в 1999 г. можно выделить с точки зрения масштабов получаемой прибыли и источников ее образования четыре группы отраслей промышленности:

- прибыльные, в которых прибыль формируется за счет реализации продукции, главным образом, на внутреннем рынке (электроэнергетика, машиностроение, промышленность стройматериалов, легкая промышленность, пищевая промышленность, железнодорожный транспорт, воздушный транспорт);

- прибыльные, в которые прибыль поступает в основном от экспорта, а также внутренней деятельности (нефтепереработка, черная металлургия, цветная металлургия, химия и нефтехимия, лесобумажная промышленность);

- прибыльные, в которых прибыль целиком обусловлена поступлениями от экспорта, а внутренняя деятельность убыточна (нефтедобыча, газовая промышленность);

- убыточные (угольная промышленность), где прибыль от экспорта не покрывает масштабных убытков на внутреннем рынке.

По отраслям промышленности и транспорта ситуация выглядит следующим образом.

Электроэнергетика. Производство ориентировано на внутренний рынок, где потребляется 98% продукции. В структуре затрат превалируют расходы на топливо и энергию, в общей сложности 46% общего объема затрат на производство и реализацию продукции. Напротив, оплата труда и отчисления на социальное страхование составляют лишь 14% затрат на производство. Налоговая нагрузка на отрасль составляет 23% добавленной стоимости (таблица).

Таблица

Налоговая нагрузка в основных отраслях промышленности и транспорта в 1 999 г.

Отрасль Добавленная стоимость* млрд. руб. Оплата труда млрд. руб. Налоговые назначения** млрд. руб. Налоговая нагрузка, %***

Промышленность, всего 2036,7 229,0 680,8 37,7

Электроэнергетика 152,9 26,9 52,7 41,8

Нефтедобыча 377,1 15,3 121,7 33,6

Нефтепереработка 228,8 4,3 54,4 24,2

Газовая 341,4 3,6 87,0 25,7

Угольная 23,1 8,5 11,0 75,8

Черная металлургия 119,0 17,5 37,5 36,9

Цветная металлургия 181,8 21,2 59,2 36,9

Химия и нефтехимия 85,7 15,4 30,5 43,4

Машиностроение 233,3 63,6 89,5 52,7

Лесобумажная Промышленность стройма- 67,9 14,0 23,4 43,3

териалов 27,4 8,5 13,9 73,8

Легкая 20,4 6,6 8,4 60,7

Пищевая Транспорт 177,9 23,6 91,7 59,4

железнодорожный 137,7 35,8 39,6 38,9

воздушный 45,7 7,9 7,0 18,6

* В рыночных ценах.

** Сумма налогов, рассчитанных на основе: отчислений во внебюджетные фонды, налогов, включаемых в

себестоимость (в том числе плата за природные ресурсы), налогов на продукт таможенных пошлин), платежей в дорожный фонд, налога на прибыль. ы (НДС, акцизов,

*** Отношение налоговых назначений к финансовым ресурсам, остающимся в распоряжении

предприятий: добавленная стоимость за вычетом оплаты труда и платы за природные ресурсы.

С точки зрения использования прибыли электроэнергетика характеризуется высокой долей инвестиций в расходах (32%). Отрасль является чистым заемщиком - прирост кредиторской задолженности вдвое превышает прирост дебиторской.

Нефтедобывающая промышленность. Хотя производство нефти в натуре, скорее, ориентировано на внутренний рынок (56% объема), из-за разницы цен и условий налогообложения экспорт является основным источником доходов отрасли, за счет него формируется 71% объема производства (в ценах производителей) и вся прибыль. Производство на внутренний рынок в 1999 г. было убыточно. В затратах велик удельный вес материальных затрат на отечественную продукцию (29%) и налогов, включаемых в себестоимость (24%, что связано, в частности, с платой за природные ресурсы). Напротив, удельный вес затрат на топливо и энергию, а также на оплату труда и социальные выплаты достаточно мал (5 и 10% на производство и реализацию продукции соответственно). Отрасль отличается интенсивным амортизационным процессом: уровень амортизации -более 8% затрат на производство и реализацию - один из самых высоких среди всех отраслей промышленности. Кроме того, для нефтедобычи характерно наличие дополнительных видов затрат, связанных с экспортом продукции и ее транспортировкой, представляющих собой фактически вычет из прибыли. Такие дополнительные затраты составляют около 1 2% объема производства в ценах производителей.

Налоговая нагрузка на отрасль достаточно высока: 44% добавленной стоимости в рыночных ценах, что в большой степени связано с экспортными пошлинами и акцизами на нефть. Сопоставление отчетности предприятий об объемах производства с данными о поставках нефти на внешний и внутренний рынки показывает занижение объемов производства в отчетности на 56 млрд. руб. (2,3 млрд. долл.), что может быть интерпретировано как доход, скрытый от налогообложения.

Уровень инвестиций в основной капитал в нефтедобыче был несколько ниже, чем в электроэнергетике (25% использованных финансовых ресурсов). Отрасль является чистым заемщиком, что связано с задолженностью по кредитам банков (более 30 млрд. руб.), хотя чистая кредиторская задолженность нефтедобывающей промышленности отрицательна (т. е. по взаиморасчетам отрасль - чистый кредитор).

Нефтеперерабатывающая промышленность. Производство в отрасли равномерно распределено между внешним и внутренним рынками. Обращает на себя внимание достаточно высокий уровень поступлений от неосновной деятельности (7% объема производства в ценах производителей). Как экспорт, так и производство на внутренний рынок финансово эффективны, хотя доходность экспорта выше.

Основу затрат составляют затраты на отечественные сырье и материалы (40% затрат на производство), а также на топливо и энергию (14%). Довольно велики также расходы на оплату труда и социальные выплаты - 1 2%. Дополнительные виды затрат, связанные с экспортом, составляют лишь 6% объема производства в ценах производителей и, по-видимому, не оказывают определяющего влияния на финансовое положение отрасли.

С точки зрения налоговой нагрузки отрасль является абсолютным чемпионом по расхождению между официальным объемом производства (67 млрд. руб. в ценах производителей) и данными о ценах и объемах производства в натуральном выражении (231 млрд. руб.). Даже с учетом этого налоги составляют 23% добавленной стоимости в рыночных ценах, что в значительной степени связано с отчислениями в дорожный фонд (прежде всего, налог на реализацию горючесмазочных материалов), а также экспортными пошлинами и акцизами.

Отрасль является чистым кредитором (годовой прирост дебиторской задолженности

превышает прирост кредиторской и задолженности по займам банков на

1,1 млрд. руб.). Это связано с абсолютным сокращением задолженности по креди

там банков (на 4,6 млрд. руб.), в то время как по взаиморасчетам нефтепереработка остается чистым заемщиком. Обращает на себя внимание также крайне низкая инвестиционная активность отрасли - инвестируется (официально) лишь 3% ее финансовых ресурсов.

Газовая промышленность целиком зависит от внешнего рынка, где формируется вся ее прибыль, при этом на экспорт поставляется лишь 35% добываемого газа.

В структуре затрат отрасли чрезвычайно высоки дополнительные затраты, связанные с транспортировкой и экспортом продукции (48% объема производства в ценах производителей).

Для газовой промышленности характерно масштабное расхождение между объемом производства, отражаемым в статистике предприятий, и данными о реализации газа и ценах на него (соответственно 49 и 191 млрд. руб.). Однако даже с учетом этого налоговая нагрузка на отрасль (включая транспортировку газа, где сосредоточена значительная часть акцизов) достаточно высока - 27% добавленной стоимости в рыночных ценах.

Отрасль отличается достаточно активной инвестиционной деятельностью (в 1999 г. инвестиции превысили 1 млрд. руб., составив 1 6% использованных финансовых ресурсов). Она является чистым заемщиком - прирост дебиторской задолженности ниже прироста кредиторской на 1,5 млрд. руб. Еще около 1 млрд. руб. составил прирост задолженности по кредитам банков.

Угольная промышленность характеризуется четко выраженной внутренней ориентацией (на отечественный рынок поставляется 89% добываемого угля, что обеспечивает 73% производства в ценах производителей). В то же время доходы от экспорта играют для угольной промышленности весьма важную роль, отчасти компенсируя в целом убыточную продажу угля на внутреннем рынке.

Обращает на себя внимание уровень убыточности отрасли - затраты на производство и реализацию продукции выше производства в ценах производителей на 0,5 млрд. руб. В структуре затрат доминируют расходы на отечественное сырье и материалы (34% затрат на производству и реализацию), оплату труда (вместе с отчислениями на социальное страхование - 28% - один из наиболее высоких показателей в промышленности).

Налоговая нагрузка на отрасль довольно высока - 21% добавленной стоимости в рыночных ценах. Основные ее элементы составляют налоги, включаемые в себестоимость (в том числе плату за природные ресурсы) и НДС, в то время как другие виды налогов либо вовсе отсутствуют (акцизы, экспортные пошлины), либо незначительны (налог на прибыль).

В распределении финансовых ресурсов обращает на себя внимание чрезвычайно высокая доля инвестиций (47%). Отрасль является четко выраженным чистым заемщиком -при приросте дебиторской задолженности 0,4 млрд. руб. кредиторская задолженность возросла за 1999 г. на 11,8 млрд. руб., задолженность по кредитам банков и займам - на 1,8 млрд. руб.

Черная металлургия - в целом экспорториентированная отрасль: с экспортом связано 58% отраслевого производства в ценах производителей.

В структуре затрат высока доля расходов на отечественные сырье и материалы (более 50% затрат на производство и реализацию), а также на топливо и энергию (почти 1 4%) и оплату труда (13%, включая отчисления на социальное страхование). Напротив, амортизация в черной металлургии оказывает относительно незначительное воздействие на затраты - ее удельный вес составляет менее 3%. Уровень налоговой нагрузки на отрасль -24% добавленной стоимости в рыночных ценах - связан, в частности, с низким уровнем платежей за природные ресурсы и других налогов из себестоимости.

Норма инвестиций в отрасли - 22% использованных финансовых ресурсов - одна из наиболее высоких в промышленности. При этом роль амортизации в инвестировании невысока, она компенсирует лишь 37% капитальных вложений. Отрасль характеризуется высоким уровнем запасов (более 21% использованных финансовых ресурсов, что является наибольшим показателем в промышленности в целом). Это связано, в основном, с производственными запасами, прирост которых составил 9,2 млрд. руб. из 12,4 млрд. руб. общего прироста запасов.

Отрасль является чистым заемщиком - прирост дебиторской задолженности составил 8,3 млрд. руб., в то время как кредиторской - 13,4 млрд. руб., задолженности по кредитам и займам - 3,3 млрд. руб. Аналогично, прирост задолженности поставщикам отрасли превышает прирост задолженности покупателей в 1 ,7 раза.

Цветная металлургия - экспорториентированная отрасль - лишь 32% объема производства в ценах производителей направляется на внутренний рынок.

Среди затрат на производство и реализацию продукции довольно высок удельный вес затрат на оплату труда и социальное страхование (более 16% всех затрат на производство и реализацию), топливо и энергию (14%). Высоки также налоги, включаемые в себестоимость, около 7% всех затрат на производство и реализацию.

Уровень налоговой нагрузки на отрасль - 26% добавленной стоимости в рыночных ценах. Особенность отрасли - НДС в ней ниже, чем налоги из себестоимости. Это связано как с высоким уровнем налоговых платежей из себестоимости (где определяющую роль играют платежи за природные ресурсы), так и с заниженностью НДС из-за широкого применения в отрасли толлинговых схем.

В распределении финансовых ресурсов в 1999 г. обращает на себя внимание крайне низкий уровень прироста запасов - менее 1 % расходов, что связано с абсолютным сокращением одного из их видов - производственных (на 4,4 млрд. руб.). Уровень инвестиций - 1 6% использованных ресурсов - средний по промышленности. Отрасль является чистым донором - прирост дебиторской задолженности (28,1 млрд. руб.) выше суммарного прироста кредиторской задолженности и задолженности по кредитам и займам (соответственно 20,1 и 5,2 млрд. руб.).

Химическая и нефтехимическая промышленность также относится к числу экспорториентированных (на внутренний рынок, по оценке, ориентировано менее 25% продукции в ценах производителей, что связано, в основном, с ценовым фактором). Производство на внутренний рынок убыточно, а вся прибыль связана с экспортными операциями.

В структуре затрат основную долю занимают расходы на отечественные сырье и материалы (49% затрат на производство и реализацию). Довольно высок удельный вес затрат на оплату труда и социальное страхование, топливо и энергию (по 14%). Налоговая нагрузка на отрасль находится на среднем уровне - 25% добавленной стоимости в рыночных ценах.

Уровень инвестиций в химической промышленности достаточно высок - около 24% использованных финансовых ресурсов. Другой особенностью отрасли является высокий уровень запасов - прирост материальных оборотных средств составил более 24% использованных ресурсов, несколько превысив, таким образом, инвестиции в основной капитал.

Отрасль является чистым заемщиком как по расчетным операциям (прирост дебиторской задолженности составил 12,6 млрд. руб., прирост кредиторской -

13,4 млрд. руб.), так и с учетом кредитов банков, задолженность по которым возросла на 5,5 млрд. руб.

Машиностроение в целом ориентировано на внутренний рынок, с которым связано 57% продукции в ценах производителя.

В структуре затрат ключевыми являются затраты на отечественные сырье и материалы (51% затрат на производство и реализацию), а также на оплату труда и социальное страхование (21%, один из самых высоких уровней в промышленности).

Уровень налоговой нагрузки на отрасль довольно высок - 26% добавленной стоимости в рыночных ценах. Он, в основном, связан с НДС (25,2 млрд. руб. при 205 млрд. руб. добавленной стоимости в ценах производителя).

Инвестиционная активность машиностроения невысока: инвестировано 18% финансовых ресурсов (около 1 млрд. долл.). Отрасль отличается одним из наиболее высоких уровнем вложений в материальный оборотный капитал - в прирост запасов вложено 34% ресурсов. При этом в отличие от других отраслей в машиностроении велик прирост незавершенной продукции, составляющий почти 40% прироста запасов, что обусловлено начавшимся в 1999 г. оживлением производства.

Отрасль является чистым заемщиком (прирост дебиторской задолженности ниже суммы приростов кредиторской и задолженности по кредитам и займам на

26,4 млрд. руб.). В то же время по расчетным операциям машиностроение выступает чистым кредитором - прирост задолженности покупателей машиностроительной продукции выше задолженности поставщикам отрасли на 21 млрд. руб.

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность относится к числу экспорториентированных отраслей: на внешний рынок поставляется 65% продукции отрасли в стоимостном выражении.

В структуре затрат высока доля оплаты труда и социальных отчислений - 19%. Налоговая нагрузка на отрасль довольно велика - 25% и в значительной мере связана с налогами, включаемыми в себестоимость продукции, превышающими НДС (соответственно, 4,5 и 3,0 млрд. руб.), а также с экспортными пошлинами (3,1 млрд. руб.).

Лесобумажная промышленность отличается достаточно активным инвестиционным процессом (инвестируется почти 30% финансовых ресурсов). Норма запасов в отрасли также довольно велика - 24% использованных ресурсов, что связано в основном с производственными запасами.

Отрасль является чистым заемщиком: прирост дебиторской задолженности составил 7,2 млрд. руб., а прирост кредиторской задолженности и задолженности по кредитам и займам

- 15,1 млрд. руб. По расчетам с другими отраслями лесобумажная, наоборот, выступает чистым кредитором - прирост задолженности покупателей превышает прирост задолженности поставщикам на 0,6 млрд. руб.

Промышленность строительных материалов является четко выраженной внутреннеориентированной отраслью: на отечественный рынок поставляется 87% продукции в ценах производителей.

В структуре затрат отрасли выделяется высокая доля оплаты труда и социальных отчислений - 21 %. Одновременно отрасль является энергоемкой: доля платежей за топливо и энергию в затратах на производство и реализацию составляет 1 6%. В то же время низок относительно других отраслей удельный вес затрат на отечественные сырье и материалы -43%.

Налоговая нагрузка на промышленность стройматериалов весьма высока (36% добавленной стоимости в рыночных ценах), что связано, скорее, не с высоким уровнем налогов, а с низкой нормой добавленной стоимости, составляющей в ценах производителей 42% объема производства.

В структуре распределения финансовых ресурсов довольно высок уровень инвестиций -27% использованных ресурсов и прирост запасов - 19%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отрасль является четко выраженным заемщиком, как в сумме (прирост кредиторской задолженности и задолженности перед банками превысил прирост кредиторской на 6,6 млрд. руб.), так и в расчетах между предприятиями (соответствую

щее превышение задолженности поставщикам над задолженностью покупателей составило 1,5 млрд. руб.).

Легкая промышленность относится к числу ориентированных в основном на внутренний рынок, с которым связано 64% производства.

Для структуры затрат характерен наиболее высокий в промышленности удельный вес оплаты труда и отчислений на социальное страхование - 22%. При этом в отрасли невысоки удельные расходы на топливо и энергию (менее 7%) и амортизационные отчисления (менее 3%). Налоговая нагрузка выше среднего уровня - 28% добавленной стоимости в рыночных ценах.

Отрасль отличается невысокой инвестиционной активностью (инвестируется лишь около 17% финансовых ресурсов). В то же время велик относительный прирост запасов, поглощающий 24% ресурсов отрасли, что свидетельствует об ориентации предприятий легкой промышленности преимущественно на обеспечение текущего функционирования, а не на развитие производства.

Отрасль является чистым заемщиком, как в целом (прирост кредиторской задолженности и задолженности по кредитам в 3,7 раза превышает прирост дебиторской задолженности), так и в расчетах между предприятиями (соотношение приростов задолженности поставщикам и задолженности покупателей равно 1 ,7).

Пищевая промышленность однозначно ориентирована на внутренний рынок, доля которого в выпуске продукции и прибыли превышает 95%.

В структуре затрат на производство и реализацию продукции выделяются очень высокие удельные веса сырья и материалов: отечественных (почти 57%) и импортных (10%

- самый высокий уровень в промышленности). Одновременно на низком уровне находятся удельные затраты на топливо и энергию (менее 5%), оплату труда (с социальным страхованием - 11%), амортизацию (менее 3%).

Уровень налогов в отрасли очень высок - более 45% добавленной стоимости в рыночных ценах. Связана такая нагрузка исключительно с акцизами на алкогольные напитки, составляющими 44% налоговой нагрузки.

Пищевая промышленность отличается очень высоким уровнем инвестиций - более 35% располагаемых ресурсов, что связано с быстрой окупаемостью капиталовложений в отрасль. Относительный прирост запасов (25% финансовых ресурсов) также один из самых больших в промышленности. Динамика запасов определяется производственными запасами, прирост которых составил 62% общего прироста запасов.

Отрасль является четко выраженным чистым заемщиком - прирост кредиторской задолженности и задолженности банкам выше прироста дебиторской задолженности в 2,8 раза. Аналогично, прирост задолженности поставщикам выше задолженности покупателей в 1,7 раза.

Железнодорожный транспорт - внутренне-ориентированная отрасль, объем ее продукции, связанной с международными перевозками, составляет лишь 1 0%.

Структура затрат железнодорожного транспорта резко отличается от структуры затрат промышленных отраслей. Прежде всего здесь чрезвычайно мала (лишь 14% затрат на производство и реализацию) доля затрат на сырье и материалы. В то же время ключевым элементом затрат является оплата труда, которая вместе с социальными страховыми отчислениями составляет 34% затрат. Еще одной характерной чертой является высокий удельный вес амортизации - около 15% затрат. При этом в отличие от промышленности объем инвестиций в железнодорожный транспорт существенно (на 18%) ниже уровня амортизации. Налоговая нагрузка невелика - налоги составляют 1 3% добавленной стоимости в рыночных ценах.

Воздушный транспорт в большей степени, чем железнодорожный, ориентирован на внешний рынок - экспорт его услуг составляет 42% объема производства в ценах производителя.

В структуре затрат выделяется высокий (более 18%) удельный вес затрат на топливо. В то же время, в воздушном транспорте, как и в железнодорожном, невысок удельный вес затрат на сырье и материалы (менее 22%). Амортизационные отчисления, хотя и находятся на уровне, обычном для промышленных отраслей (3,5% затрат на производство и реализацию), тем не менее несколько превышают объем капиталовложений в отрасли.

Налоговая нагрузка на воздушный транспорт невелика и составляет 17% добавленной стоимости в рыночных ценах.

Развитие методики отраслевых финансовых балансов как инструмента анализа финансового положения отраслей экономики возможно в трех направлениях.

Первое. Переход к подотраслевому уровню исследования (где достаточно однородны условия производства и реализации продукции), который позволит выделить внутри отраслей «ядра» формирования прибыли, инвестирования, очаги задолженности и т.д.

Второе. Определение масштаба налогового потенциала, уклонения от налогов и т.п. Данная цель требует анализа финансовых балансов крупных корпораций-экспортеров. Кроме того, в данном случае возникает необходимость анализа формирования затрат в производственных цепочках, входящих в отраслевые комплексы (нефтяной: нефтедобыча - транспортировка нефти

- нефтеперераока - транспортировка нефтепродуктов, нефтедобыча - транспортировка нефти -нефтехимия).

Третье. Прогнозирование финансовых балансов отраслей как функции изменения макроэкономических условий (валютный курс, инфляция, объем производства).

Результаты построения финансовых балансов основных отраслей промышленности и транспорта показывают, что данная методология может достаточно эффективно использоваться для решения ряда важных аналитических задач:

- интегральной оценки финансового положения отраслей;

- анализа воздействия на финансы отраслей изменения макроэкономических параметров, прежде всего, динамики валютного курса и темпов инфляции;

- выявления скрытого налогового потенциала отраслей;

- оценки воздействия неплатежей на масштабы налогового и инвестиционного потенциалов.

Дальнейшее развитие финансовых балансов как аналитического средства может быть направлено на его интеграцию со среднесрочным макроструктурным прогнозированием. Это даст возможность оценивать воздействие прогнозируемых изменений макроэкономических пропорций на финансовую конъюнктуру в отраслях промышленности, что позволит более адекватно оценивать на перспективу, например, инвестиционный потенциал экономики (с учетом его отраслевой структуры) и налоговый потенциал бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.