ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ
УДК 314.7+325.14+323.21
ТЮРИКОВА Ирина Игоревна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 11 научных публикаций
ГОЛОМИДОВА Полина Сергеевна, начальник отдела рекрутинга Управления по развитию международного сотрудничества Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 5 научных публикаций
ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ДИАЛОГА КУЛЬТУР В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ -
ДЕЛИБЕРАТИВНЫЙ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМВ РОССИИ?1
Одной из демографических особенностей современной России является рост иммиграции, сопровождающейся трансформацией этнической структуры миграционных потоков, а именно увеличением числа иноэтнических мигрантов. В этой связи остро встает вопрос о том, как должны быть выстроены отношения между культурным большинством и иммигрантами, а также другими культурными меньшинствами для обеспечения мирной и толерантной обстановки в российских регионах.
В статье рассматривается делиберативная модель мультикультурализма как в наибольшей степени отвечающая задаче построения межкультурного диалога. В первой части статьи отмечаются ее преимущества, основные принципы и механизмы осуществления. Главное преимущество данной модели заключается в обеспечении открытого диалога в публичной сфере гражданского общества, направленного на установление взаимопонимания и взаимоуважения между представителями различных культур. Основным принципом осуществления является двухуровневый подход к пониманию политического процесса, подразумевающий выстраивание диалога не только между представителями различных культур на уровне гражданского общества, но и между культурными группами и органами государственной власти.
На примере опыта Архангельской области авторы показывают, что элементы делиберативного мульти-культурализма могут быть реализованы и частично уже осуществляются на российской почве.
В целях аргументации авторы рассматривают пример деятельности региональной общественной организации «Совет национальностей города Архангельска и Архангельской области», которая за несколько лет работы выстроила конструктивные взаимоотношения с органами власти Архангельской области, отвечающие двухуровневому пониманию политического процесса. *
'Статья подготовлена в рамках госзадания в сфере научной деятельности «Межэтнические и межнациональные отношения и миграционные процессы в арктической зоне в XX-XXI вв.» (код проекта 1817, руководитель -Н.Н. Кукаренко, кандидат философских наук, доцент).
© Тюрикова И.И., Голомидова П.С., 2015
64
ТюриковаИ.И.^ГоломидоваП.С.^Опытпостроениядиалогакулкгур^Архангельскойобласти...
Авторы делают вывод о том, соответствует ли опыт Архангельской области в выстраивании межкультурного диалога идеям делиберативной модели мультикультурализма, предлагая дальнейшие направления работы по развитию данной модели.
Ключевые слова: миграция, делиберативный мультикультурализм, диалог культур, Совет национальностей города Архангельска и Архангельской области.
Одной из тенденций современного мира является увеличение потоков миграции. По данным ООН, в 2013 году число международных мигрантов составило 232 млн чел., или 3,2 % мирового населения, тогда как в 2000 году их насчитывалось 175 млн2. Данная тенденция характерна и для России, где, по прогнозам Росстата, миграционный прирост в 2012-2030 годах будет существенно выше современных масштабов и составит 7,2 млн чел. (против 3,5 млн чел. миграционного прироста в 2000-е)3 [1]. Одной из главных особенностей миграционного прироста в России, которая наблюдается уже сегодня, станет трансформация этнической структуры иммиграционных потоков, а именно увеличение числа иноэтнических мигрантов. По мнению экспертов, следует ожидать увеличения потоков миграции из стран Средней Азии. Кроме того, одним из серьезных вызовов может стать встреча с культурами и народами, с которыми ранее не было опыта совместного проживания на общей территории [1-3]. В этой связи с целью предупреждения развития расистских и ксенофобских настроений особенно остро встает вопрос о том, как должны быть выстроены отношения между культурным большинством и иммигрантами, а также другими культурными меньшинствами для обеспечения мирной и толерантной обстановки в российских регионах.
С нашей точки зрения, в наибольшей степени данной задаче отвечает политика делибера-тивного мультикультурализма, преимущества, основные принципы и механизмы осуществления которой раскрываются в первой части статьи (I). Во второй части на примере опыта Архангельской области мы показываем, что отдельные элементы делиберативного муль-тикультурализма могут быть реализованы и, более того, уже частично осуществляются на российской почве (II). В заключительной части делаются выводы относительно соответствия опыта Архангельской области в выстраивании межкультурного диалога идеям делибератив-ной модели мультикультурализма и предлагаются дальнейшие направления работы по развитию данной модели.
I. Делиберативный мультикультурализм: основные принципы и механизмы осуществления. Под мультикультурализмом следует понимать политическую теорию и практику, предполагающую интеграцию культурных меньшинств [4-6]. Интеграция - двухсторонний процесс, который подразумевает, с одной стороны, стремление культурных меньшинств сохранять и поддерживать собственные культуры, но в то же время готовность адаптироваться к культуре доминирующей группы; с другой стороны - принятие и уважение культурных особенностей групп иммигрантов и других культур-
2Пресс-релиз ООН о данных по глобальной миграции. URL: http://www.un.org/ru/ga/68/meetings/migration/ pdf/intemationalmigrantsworldwide_totals2013.pdf (дата обращения: 05.01.2015).
3Численность и миграция населения Российской Федерации в 2013 году. Бюллетень Федеральной службы государственной статистики, 2014. URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/m/statistics/ publications/catalog/doc_1140096034906 (дата обращения: 05.01.2015); Всероссийская перепись населения (ВПН), 2010. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 10.12.2014).
65
ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ
ных меньшинств принимающим сообществом. Ответственность за осуществление интеграции лежит как на самих мигрантах и культурных группах, так и на органах государственной власти, организациях и населении принимающей страны. Принимающее сообщество и органы власти несут ответственность за осуществление прав иммигрантов на участие в экономической, социальной, культурной и гражданской жизни общества без потери своей собственной идентичности. Иммигранты и культурные меньшинства в свою очередь несут ответственность за активное участие в процессе интеграции, за уважение и принятие фундаментальных норм и ценностей принимающей страны [1].
Главная особенность делиберативной модели мультикультурализма заключается в том, что процесс интеграции осуществляется за счет выстраивания диалога в публичной сфере гражданского общества при участии в нем представителей различных культурных групп, а также административной власти. Основным преимуществом данной модели является направленность на выстраивание гармоничных отношений между представителями различных культур через установление взаимопонимания и взаимного уважения к культурным особенностям друг друга.
Автором концепции делиберативного муль-тикультурализма является американский философ Сейла Бенхабиб, которая разрабатывает свой проект, исходя из принципов делибера-тивной демократии Ю. Хабермаса (от англ. to deliberate - обдумывать, обсуждать, совещаться) [7]. Нормативная модель делиберативной демократии строится на основе теории коммуникативного действия, что ведет к рассмотрению индивидов прежде всего как равных и свободных участников политической коммуникации. Именно процесс коммуникации -диалог - между индивидами в публичной сфере гражданского общества является основой делиберативной демократии. Основное преимущество данной модели, по мнению автора, заключается в том, что диалог ведет к установлению взаимопонимания между участниками политического процесса [8, 9].
Главными условиями реализации и одновременно принципами делиберативного муль-тикультурализма, так же как и делиберативной демократии в целом, являются: предоставление всем гражданам свободного доступа к открытому диалогу в публичной сфере гражданского общества и обеспечение участия в нем различных групп населения. По мнению С. Бенхабиб, для того чтобы эти принципы могли быть осуществлены на практике, необходима институализация соответствующих процедур коммуникации и переговоров. Диапазон подобных вариантов институализации может простираться от обращения к средствам массовой информации, например к созданию газет, радио и телевидения на разных языках и разной культурной направленности, до разделения власти между различными культурными группами в законодательных, а также судебных инстанциях. Цель институализации процесса переговоров - создание особой политической арены, где должно происходить более или менее рациональное формирование общественного мнения и политической воли по поводу значимых для всего общества тем и нуждающихся в регулировании дел [7-9].
Помимо принципа участия всех граждан в публичном обсуждении особенностью и необходимым условием реализации делиберативной модели мультикультурализма является обеспечение двухуровневого подхода к пониманию политики [7]. Под двухуровневым подходом понимается: с одной стороны, гарантия обсуждения общественно значимых вопросов всеми заинтересованными гражданами в публичной сфере гражданского общества посредством институализированного диалога; с другой стороны, признание роли государства в решении вопросов межкультурного взаимодействия и мультикультурных споров, а также их правовое урегулирование.
В целом, главная задача делиберативной модели мультикультурализма сводится к тому, чтобы обеспечить участие в политическом процессе как можно большего количества заинтересованных лиц и дать возможность каждому
66
ТюриковаИ.И.^ГоломидоваП.С.^Опытпостроениядиалогакулкгур^Архангельскойобласти...
на равных правах и независимо от культурной принадлежности высказать свою точку зрения относительно актуальных проблем и вопросов. Открытый диалог между участниками коммуникации направлен на установление взаимопонимания, формирование гражданской позиции относительно обсуждаемых тем и появление привычки к публичному обсуждению и обмену мнениями. Через участие в переговорах в публичной сфере гражданского общества граждане приходят к определенным разумным соглашениям и формируют общую политическую волю, которая затем влияет на правовую систему; при этом достижение консенсуса в ходе переговоров является желательным, но необязательным условием. Отношения между государственной властью и гражданским обществом, таким образом, в рамках делиберативной модели рассматриваются как взаимодополняющие друг друга и действующие совместно в целях удовлетворения интересов граждан.
II. Реализация элементов делиберативно-го мультикультурализма в российском контексте (на примере Архангельской области). В данной части статьи мы предлагаем рассмотреть совместную работу Архангельской региональной общественной организации «Совет национальностей Архангельска и Архангельской области» и региональных органов власти Архангельской области как пример успешной реализации элементов делиберативной модели мультикультурализма в российском контексте.
Население Архангельской области составляет 1,2 млн чел. и представлено 108 национальностями и этническими группами. Из них русские составляют 95,6 %, украинцы - 1,4 %, белорусы - 0,5 %, ненцы - 0,6 %, коми - 0,4 %, азербайджанцы - 0,2 %, татары - 0,2 % и представители других национальностей - 1,3 % (армяне, чуваши и др.)4. Несмотря на количественное разнообразие в национальном и этническом составе населения, по общим показателям область является относительно однородной -
подавляющее большинство жителей являются представителями русской этнической группы. Тем не менее на территории Архангельской области действуют 59 национально-культурных автономий, этнокультурных организаций, объединений и землячеств, что говорит о высокой активности культурных групп области.
В 2006 году в Архангельской области была создана региональная общественная организация «Совет национальностей города Архангельска и Архангельской области» как «площадка для обсуждения вопросов национальностей, проживающих на территории региона» [10]. Изначально в ее состав вошли 4 организации, представляющие интересы национально-культурных автономий и диаспор Архангельской области. На сегодняшний день Совет национальностей включает 12 общественных организаций:
- региональное отделение общероссийской общественной организации «Союз армян России»;
- РОО «Украинская национально-культурная автономия»;
- РОО «Национально-культурная автономия евреев Архангельской области»;
- РОО чечено-ингушской культуры «Вайнах»;
- РОО Архангельская немецкая национально-культурная автономия «Нордлихьт - Северное сияние»;
- эстонское культурно-просветительское общество «Виру»;
- РОО «Польское культурно-просветительское общество «Полония»;
- РОО татарская национально-культурная автономия Архангельской области (РООТНКА АО);
- РОО «Грузинское землячество «Сакарт-воло»;
- РОО «Азербайджанское землячество «Ширван»;
- РОО «Землячество ненецкого округа «То-савэй»;
- РОО «Землячество «Беларусь».
4Всероссийская перепись населения (ВПН), 2010. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/ croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 10.12.2014).
67
ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ
Один из основателей Совета В.И. Стануле-вич отмечает, что главными идеями и задачами организации стали: «во-первых, установление равноправного диалога всех диаспор-участ-ников Совета; во-вторых, призыв к власти равноправно выстроить общение с диаспорами - именно диалог не при власти, а на равных с ней» [11]. Другими словами, главной целью создания Совета стала идея формирования платформы для открытого диалога в публичной сфере гражданского общества, которая обеспечивала бы возможность обсуждения и принятия совместных решений относительно культурных, социально-экономических и политических вопросов в сфере межкультурного взаимодействия. Участниками данного диалога стали, с одной стороны, представители гражданского общества - члены диаспор, культурных, этнических и национальных меньшинств, заинтересованные в артикуляции своего видения и обсуждении актуальных проблем региона, а также проблем, с которыми сталкиваются представители данных сообществ. С другой стороны, к диалогу присоединились представители государственных органов власти Архангельской области (правительства Архангельской области, включая министерство по развитию местного самоуправления и региональной политики, Архангельского областного собрания депутатов, Управления Федеральной миграционной службы и др.).
Следует отметить, что события последних лет - в частности, принятие Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года5 - привели к активизации при правительствах и главах других регионов деятельности, направленной на выстраивание межкультурного диалога. В различных областях и регионах России стали появляться общественные организации, подобные Совету национальностей г. Архангельска и Архангельской области, представляющие интересы
национальных автономий и диаспор в данных областях. Тем не менее, как отмечает М.Л. Гек-чян, председатель Совета, в момент своего создания Совет национальностей города Архангельска и Архангельской области был одной из первых общественных организаций подобного рода, созданных в регионах России [10]. Кроме того, Совет стал первой и единственной организацией на Северо-Западе, возникшей естественным образом по инициативе национально-культурных автономий и диаспор. Процесс выстраивания межкультурного диалога был начат самими представителями национальных и культурных меньшинств с целью артикуляции точки зрения членов культурных сообществ не только в вопросах сохранения культурного наследия отдельно взятых национальностей, но и сохранения исторически сложившихся многонациональных традиций в регионе [10]. В то же время развитие и дальнейшая институализация диалога в публичном пространстве происходили при поддержке правительства Архангельской области. Из площадки для обсуждения вопросов национальных и этнических групп региона Совет национальностей превратился в самостоятельную организацию, деятельность которой направлена на развитие межкультурного диалога, в котором сегодня принимают участие и представители органов власти.
В качестве платформ для обсуждения вопросов межнационального взаимодействия кроме самого Совета национальностей выступают совещательно-консультативные органы, существующие при государственных организациях: например, при правительстве Архангельской области, Управлении федеральной миграционной службы Российской Федерации по Архангельской области, Архангельском областном собрании депутатов и т. д. Северный межнациональный форум, проводимый в Архангельске ежегодно с 2009 года, также можно рассматривать в качестве данного рода открытой платформы.
5О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666. URL: http://graph.document.kremlin.ru/page. aspx?1;1644521 (дата обращения: 05.01.2015).
68
ТюриковаИ.И.^ГоломидоваП.С.^Опытпостроениядиалогакулкгур^Архангельскойобласти...
Северный межнациональный форум был создан и получил институциональный статус благодаря совместным усилиям Совета национальностей и государственных органов власти Архангельской области. Форум включает в себя семинары, круглые столы и отчетные сессии национальных общественных организаций. Участниками форума становятся все, кто заинтересован в развитии межкультурного диалога в Архангельской области. В их число входят представители законодательной и исполнительной власти, политические и общественные деятели страны и области, представители национально-культурных автономий, работники образования, студенческая молодежь и др. На дискуссионных площадках форума участники имеют возможность открыто и в конструктивном ключе обсудить работу органов власти и правоохранительных структур по вопросам профилактики ксенофобии и экстремизма, а также подходы к гармонизации межнациональных отношений в современной России.
Вариантом институализации межкультурного диалога в публичной сфере можно также считать успешный опыт выпуска силами Совета национальностей газеты «Единый мир», которая «смогла стать главной информационной площадкой, освещающей жизнь национальных общин и автономий, проживающих на территории региона <...> и катализатором процессов объединения общин, проведения межнациональных праздников и др.» [12]. Газета была уникальным проектом и едва ли не первой в России, за исключением Санкт-Петербурга, посвященной вопросам культурного многообразия и межкультурного взаимодействия [13].
За последние несколько лет диалог, выстроенный между членами этнокультурных сообществ при непосредственном включении в него представителей государственных органов власти, привел к достижению конкретных результатов, которые условно можно разделить по следующим направлениям.
Во-первых, члены этнокультурных сообществ получили возможность непосредственно влиять на принятие политических решений.
Члены правления РОО «Совет национальностей» привлекаются в состав рабочих групп и экспертных советов при органах государственной власти (Архангельском областном собрании депутатов, УФМС и др.), что позволяет обеспечивать экспертное сопровождение и оказывать влияние на принимаемые в Архангельской области меры по гармонизации межэтнических взаимоотношений. В частности, при экспертной поддержке лидеров Совета национальностей и широком общественном обсуждении на расширенном заседании комиссии по гармонизации межэтнических отношений в Архангельской области 12 сентября 2013 года были рассмотрены и приняты предложения о внесении ряда мероприятий в региональный план по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, а позднее принята Региональная стратегия государственной национальной политики Архангельской области на период до 2025 года (первая на Северо-Западе России). Кроме того, при участии и экспертной поддержке лидеров Совета был принят закон Архангельской области о поддержке национально-культурных автономий.
Во-вторых, культурные группы наравне с органами власти Архангельской области участвуют в выстраивании межкультурного взаимопонимания и взаимодействия в регионе. Совет национальностей и общественные организации, входящие в его состав, зарекомендовали себя как надежные партнеры правительства Архангельской области в вопросе укрепления межнациональных связей и поддержания высокого уровня межкультурной толерантности в обществе. С 2009 года успешно реализуется акция «Большой круг», включающая в себя выступления творческих этнокультурных коллективов Совета, раскрывающие культурные особенности национальных и этнических групп. Данная акция проводится в течение года в районах Архангельской области при финансовой и информационно-организационной поддержке правительства. К другим значимым мероприятиям, проводимым совместно представителями
69
ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ
национально-культурных автономий при поддержке органов власти Архангельской области, можно отнести празднование мусульманского праздника Навруз, татарского национального праздника «Сабантуй», Дни армянской культуры (2014), Дни Польской культуры и науки, Дни еврейской культуры (2005), международный турнир по мини-футболу «Согласие» и многие другие мероприятия.
В-третьих, этнокультурные организации, входящие в состав Совета, занимаются решением социально-экономических вопросов членов культурных общин, выполняя функцию медиаторов в рамках работы по социальной и экономической адаптации мигрантов: предоставляют консультационно-правовую помощь, помогают в решении бытовых вопросов. В связи с достаточно низким уровнем внешней миграции в Архангельскую область данная функция осуществляется силами самих общин, входящих в состав Совета. Кроме того, общественная организация «Совет национальностей» оказывает меценатскую поддержку областным детским домам, школам и малообеспеченным гражданам Архангельской области.
Таким образом, опыт построения межкультурного диалога в Архангельске и Архангельской области показывает, что отдельные элементы делиберативного мультикультурализма могут быть реализованы и, более того, уже частично осуществляются в российском контексте. Доказательством тому служит деятельность РОО «Совет национальностей г. Архангельска и Архангельской области». Возникший по инициативе общественных организаций как площадка для обсуждения вопросов этнокультурных и национальных групп, проживающих на территории региона, Совет национальностей превратился в самостоятельную организацию, деятельность которой направлена на развитие межкультурного диалога, в котором сегодня принимают участие и представители органов власти.
За несколько лет работы Совет выстроил конструктивные взаимоотношения с органами власти Архангельской области, отвечающие двухуровневому пониманию политического
процесса. С одной стороны, Совет национальностей при поддержке правительства Архангельской области осуществил различные варианты институализации соответствующих процедур коммуникации и переговоров в публичной сфере гражданского общества путем создания и ежегодного проведения Северного межнациональный форума, различных культурных, спортивных мероприятий, а также выпуска газеты «Единый мир». Благодаря данным усилиям удалось обеспечить участие в процессе межкультурного диалога широкого круга общественности, создание платформы для встречи культур, понимания и взаимного уважения к культурным ценностям друг друга, а следовательно, стабильно мирной и толерантной обстановки в регионе. С другой стороны, Совет национальностей стал достаточно влиятельной неправительственной организацией, участвующей в принятии политических решений на уровне региона, выстраивании межкультурного взаимодействия и взаимопонимания между жителями области, а также содействующей органам государственной власти в решении социально-экономических проблем региона. Данное взаимодействие Совета национальностей с органами власти можно рассматривать как пример взаимоотношений между государственной властью и гражданским обществом, выстраиваемых в рамках делиберативной модели мультикультурализма, а именно отношений взаимодополнения и взаимодействия в целях удовлетворения интересов граждан.
Из рассмотренного примера Архангельской области мы можем сделать вывод о том, что осуществление делиберативной модели муль-тикультурализма возможно в российском контексте при наличии двух факторов: активной деятельности организаций гражданского общества, направленной на выстраивание межкультурного диалога, и поддержке со стороны органов государственной власти. Тем не менее мы должны признать, что в случае Архангельской области существуют направления, требующие дальнейшего развития для выстраивания дели-беративной модели мультикультурализма. На-
70
ТюриковаИ.И.^ГоломидоваП.С.^Опытпостроениядиалогакулкгур^Архангельскойобласти...
пример, требуется усиление работы по информированию населения Архангельской области о деятельности Совета национальностей, включение большего числа представителей культурных групп в процесс обсуждения, усиление
работы с молодежью (как членов культурных меньшинств, так и культурного большинства области), уделение большего внимания социально-экономическим проблемам и ряд других мер.
Список литературы
1. Политика интеграции мигрантов в России: вызовы, потенциалы, риски: рабочая тетр. (РСМД). М., 2013. 34 с.
2. Вишневский А. Новая роль миграции в демографическом развитии России. URL: http://russiancouncil.ru/ inner/?id_4=1752#top (дата обращения: 05.01.2015).
3. Зайончковская Ж. Миграция в современной России. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1714#top (дата обращения: 05.01.2015).
4. Kymlicka W. The Essentialist Critique of Multiculturalism. URL: www.raison-publique.fr/IMG/pdf/Kymlicka.Es-sentialist_critique_of_multiculturalism (дата обращения: 05.01.2015).
5. Van de Vijver F.J.R., Breugelmans S.M., Schalk-Soekar S.R.G. Multiculturalism: Construct Validity and Stability // Int. J. Intercult. Relat. 2008. Vol. 32, № 2. P. 93-104.
6. Кукатас Ч. Теоретические основы мультикультурализма. URL: http://www.inliberty.ru/library/study/327/ (дата обращения: 01.12.2014).
7. Бенхабиб С. Притязание культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. М., 2003.
8. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. СПб., 2008.
9. Habermas J. Three Normative Models of Democracy // Democratic and Constitutional Theory Today. 1994. Vol. 1, № 1. Р. 1-10.
10. ГекчянМ.Л. Вводное слово Председателя // Совет национальностей города Архангельска и Архангельской области. Юбилейный выпуск. Архангельск, 2011. С. 2-3.
11. Станулевич В.И. Искать пути нашей многонациональной страны // Совет национальностей города Архангельска и Архангельской области. Юбилейный выпуск. Архангельск, 2011. С. 16.
12. «Единый мир» собирает друзей // Единый мир. 2006. № 3. URL: www.arhpress.ru/edinmir/2006/3/14/7. shtml (дата обращения: 05.01.2015).
13. Шехонина В.А. Опыт взаимодействия органов государственной власти Архангельской области и общественных объединений // Этнокультурные технологии профилактики экстремизма и ксенофобии: материалы межрегион. семинара. Вологда, 2009. С. 87-92.
References
1. Politika integratsii migrantov v Rossii: vyzovy, potentsialy, riski: rabochaya tetrad’ (RSMD) [Integration Policy for Migrants in Russia: Challenges and Potential Risks: Workbook (RIAC)]. Moscow, 2013. 34 p.
2. Vishnevskiy A. Novaya rol ’ migratsii v demograficheskom razvitii Rossii [The New Role of Migration in Russian Demographic Development]. Available at: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1752#top (accessed 5 January 2015).
3. Zayonchkovskaya Zh.MigratsiyavsovremennoyRossii [Migration in Modern Russia]. Available at: http://russiancouncil. ru/inner/?id_4=1714#top (accessed 5 January 2015).
4. Kymlicka W. The Essentialist Critique of Multiculturalism. Available at: www.raison-publique.fr/IMG/pdf/Kymlicka. Essentialist_critique_of_multiculturalism (accessed 5 January 2015).
5. Van de Vijver F.J.R., Breugelmans S.M., Schalk-Soekar S.R.G. Multiculturalism: Construct Validity and Stability. Int. J. Intercult. Relat., 2008, vol. 32, no. 2, pp. 93-104.
6. Kukathas Ch. Teoreticheskie osnovy mul’tikul’turalizma [Theoretical Foundations of Multiculturalism]. Available at: http://www.inliberty.ru/library/study/327/ (accessed 1 December 2014).
7. Benhabib S. The Claims of Culture: Equality and Diversity in the Global Era. Princeton University Press, 2002 (Russ. ed.: Benkhabib S. Prityazanie kultury. Ravenstvo i raznoobrazie vglobal’nuyu eru. Moscow, 2003).
71
ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ
8. Habermas J. Die Einbeziehung des Anderen. Studien zur politischen Theorie. 1996 (Russ. ed.: Khabermas Yu. Vovlechenie drugogo. Ocherki politicheskoy teorii. St. Petersburg, 2008).
9. Habermas J. Three Normative Models of Democracy. Democratic and Constitutional Theory Today, 1994, vol. 1, no. 1, pp. 1-10.
10. Gekchyan M.L. Vvodnoe slovo Predsedatelya [Opening Speech of the Chairman]. Sovet natsional’nostey goroda Arkhangel ’ska i Arkhangel 'skoy oblasti. Yubileynyy vypusk [The Council of Nationalities of the City of Arkhangelsk and Arkhangelsk Region. Anniversary Edition]. Arkhangelsk, 2011, pp. 2-3.
11. Stanulevich VI. Iskat’ puti nashey mnogonatsional’noy strany [Looking for Ways in Our Multinational State]. Sovet natsional’nostey goroda Arkhangel’ska i Arkhangel’skoy oblasti. Yubileynyy vypusk [The Council of Nationalities of the City of Arkhangelsk and Arkhangelsk Region. Anniversary Edition]. Arkhangelsk, 2011, p. 16.
12. “Edinyy mir” sobiraet druzey [“Ediny mir” Brings Together Its Friends]. Edinyy mir, 2006, no. 3. Available at: www. arhpress.ru/edinmir/2006/3/14/7.shtml (accessed 5 January 2015).
13. Shekhonina VA. Opyt vzaimodeystviya organov gosudarstvennoy vlasti Arkhangel’skoy oblasti i obshchestvennykh ob”edineniy [Experience of Cooperation Between the Government of the Arkhangelsk Region and Non-Governmental Organizations]. Etnokul’turnyetekhnologiiprofilaktikiekstremizmaiksenofobii:materialymezhregion. seminara[Ethnocultural Means of Preventing Extremism and Xenophobia: Proc. Interreg. Seminar]. Vologda, 2009, pp. 87-92.
Tyurikova Irina Igorevna
Institute of Social, Humanitarian and Political Sciences, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia)
Golomidova Polina Sergeevna
Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia)
EXPERIENCE OF THE ARKHANGELSK REGION IN ESTABLISHING AN INTERCULTURAL DIALOGUE: IS DELIBERATIVE MULTICULTURALISM
POSSIBLE IN RUSSIA?
Increasing immigration is one of the demographic characteristics of modern Russia. It is accompanied by transformation of the ethnic structure of migration flows, namely by the increased migration of ethnic groups not typical of the region. These circumstances raise the question of how the relationships between the cultural majority and immigrants, as well as other cultural groups, are to be built up in order to prevent racist and xenophobic attitudes and to ensure a peaceful and tolerant environment in the Russian regions.
The article dwells on the deliberative model of multiculturalism as a policy best suited to establishing an intercultural dialogue. In the first part of the article, the advantages, key principles and mechanisms of implementation of this model are named. The main advantage of the deliberative model is providing an open dialogue in the public sphere of civil society aimed to establish mutual understanding and respect between different cultures. The key principle of this model implementation is a two-level approach to understanding the political process: it includes establishing a dialogue not only between different cultures at the level of civil society, but also between cultural groups and public authorities.
In the second part, the authors, using the example of the Arkhangelsk Region, show that some elements of deliberative multiculturalism can be introduced and, what is more, has already been partially implemented in Russia.
To prove that, the authors examine the work of the regional public organization “Council of Nationalities of the City of Arkhangelsk and Arkhangelsk Region”, which just in a few years has built up a constructive
72
ТюриковаИ.И.^ГоломидоваП.С.^Опытпостроениядиалогакулкгур^Архангельскойобласти...
relationship with the authorities of the Arkhangelsk Region, in line with the two-level approach to understanding the political process.
In the final section, the authors discuss whether the experience of the Arkhangelsk Region in establishing an intercultural dialogue corresponds to the ideas of deliberative multiculturalism and suggest further directions for the development of this model.
Keywords: migration, deliberative multiculturalism, intercultural dialogue, Council of Nationalities of the City of Arkhangelsk and Arkhangelsk Region.
Контактная информация: Тюрикова Ирина Игоревна адрес: 163002, г. Архангельск, Наб. Северной Двины, д. 17;
e-mail: i.tyurikova@narfu.ru
Голомидова Полина Сергеевна адрес: 163002, г. Архангельск, Наб. Северной Двины, д. 17;
e-mail: p.golomidova@narfu.ru
73