In this work, a description of the process of milling with face mills with teeth of different stiffness is developed, as well as what is the effect on the cutting force of a change in the instantaneous thickness of the cut layer due to the presence of vibrations of the cutting teeth and their beating.
Key words: face milling, model, vibration displacement, vibrations, mill.
Khomenko Angelina Vladislavovna, postgraduate, s50000@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 005.6:658.5:378
ОПЫТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ НА КУРСАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
С.В. Юдин
На основе анализа кадрового обеспечения систем управлением качеством и надежностью продукции предприятий ОПК был сделан вывод о необходимости не просто повышения квалификации, но и профессиональной переподготовке персонала. Отсутствие необходимых компетенций специалистов является основной проблемой повышения качества продукции. Приведено краткое содержание программы, показана практическая ценность предложенного курса
Ключевые слова: качество, компетенции, менеджмент качества, кадровое обеспечение.
В течение 2017...2019 г.г. в Тульском филиале РЭУ им. Г.В. Плеханова выполнялась научно-исследовательская работа по договору с АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» [1]. Одной из целей НИР была оценка состояния систем менеджмента качества (СМК).
Исследование систем управления качеством и надежностью продукции (СУКНП) выявило ряд существенных недостатков, присущих многим российским предприятиям. Ряд недостатков систем управления промышленными предприятиями в России были отмечены еще в 2015 году в научном докладе РЭУ им. Г.В. Плеханова [2].
Основные проблемы СУКНП предприятий в следующем: 1) слабая заинтересованность руководства предприятий в развитии адекватной системы управления качеством; 2) нежелание (неумение) использовать статистические методы управления качеством; 3) низкая квалификация сотрудников СМК [1]; 4) неадекватная система сертификации СМК по стандартам ГОСТ Р ИСО 9001 - 2015 и ГОСТ РВ 0015-002-2012.
Первый пункт подтверждается частыми высказываниями руководства предприятий о том, что все эти методы придуманы иностранцами и для иностранцев, что хорошо для японских (немецких, .) рабочих, не годится для российских.
Второй пункт частично вытекает из первого. Помимо этого забыт старый советский опыт, как применения статистических методов, так и системы научной организации труда.
Третий пункт подтвержден исследованиями уровня подготовки в целом, владения необходимыми методами, знания современных направлений в развитии систем управления качеством и нормативных документов [3]. Как было выявлено, средняя оценка анкетируемых специалистов СМК/СУК оказалась ниже, чем «неудовлетворительно»: при идеальной оценке 100 баллов, средняя оценка - 15,2 балла. Это говорит и том, что уровень подготовки специалистов в вузах является крайне низким, необходимые компетенции не усваиваются выпускниками.
Для оценки уровня компетенции специалистов, занятых в системах управления качеством и надежностью продукции была разработана анкета. В анкете были установлены следующие группы вопросов:
- Должность: 1 - рядовой сотрудник; 2 - средний руководящий состав; 3 - руководящий состав
- Стаж по направлению «Управление качеством» - годы
- Образование: 1 - техническое; 2 - экономическое; 3 - прочее
- Группы квалификационных требований (табл. 1).
Таблица 1
Группы квалификационных требований с весами
Группа квалификационных требований Вес (1)
Знание методов теории вероятностей и математической статистики 0,2
Знание и использование базовых и современных методов в области менеджмента качества и построения результативной СМК 0,3
Знание квалиметрии и владение навыками и методами измерений, испытаний и контроля 0,2
Знание и навыки моделирования и анализа, оценки процессов и систем 0,1
Знание нормативных документов, положений, литературы в области управления качеством 0,2
Каждая группа делится по уровню знаний и умений на пять подгрупп (табл. 2).
Таблица 2
Подгруппы квалификационных требований
Подгруппы квалификационных требований Вес (щ)
Не изучал 0,033
Знакомы основные понятия 0,064
Работа по инструкции (несамостоятельная) 0,131
В работе используются знания и умения в данной области 0,262
Уровень специалиста в данной области 0,51
Рейтинг определяется по формуле:
5 ( к \
*=Е МЕ «к
1=1
V ^
(1)
У
где 1 - вес к-группы; щ - вес ]-й подгруппы в к-й группе; - номер подгруппы, указанный участником анкетирования.
Если 0 < К < 0,3 - сотрудник не соответствует занимаемой должности; если 0,3 < К < 0,7 - сотрудник частично соответствует занимаемой должности; если 0,7 < К < 1 - сотрудник полностью соответствует занимаемой должности. На рис. 1 - 7 представлены результаты анализа 132 анкет специалистов, представлявших 34 предприятия.
Рис. 1. Распределение слушателей по стажу работы (в годах) по направлению «Управление
качеством»
Техническое Экономическое Прочее
Рис. 2. Распределение слушателей по профилю основного образования: 1 - техническое образование; 2 - экономическое образование; 3 - прочее
60,0% - 1
— ■
10,0% -0.0% - 1
■ ■ _
1 2 В 4 5
Рис. 3. Владение методами теории вероятностей и математической статистики: 1 - не изучали; 2 - знают основные понятия; 3 - могут работать по инструкции; 4 - могут самостоятельно проводить расчеты; 5 - владеют на уровне специалиста
Рис. 4. Владение навыками контроля качества: 1 - не изучали; 2 - знают основные понятия; 3 - применяют методы СПК; 4 - владеют методиками расчета планов СПК; 5 - владеют методами анализа точности и стабильности процесса
Рис. 5. Навыки моделирования процессов: 1 - не изучали; 2 - знают основные понятия; 3 - могут работать по инструкции; 4 - могут самостоятельно проводить расчеты
ll.llll
12 3
5 6 7
Рис. 6. Система менеджмента качества: 1 - не изучали; 2 - знают основные понятия; 3 - знакомы с основные стандартами серии ISO 9000; 4 - используют методы TQM; 5 - используют методы «бережливого производства»; 6 - используют стандарты предприятия по менеджменту качества; 7 - стандарты предприятия по СМК полностью соответствуют необходимым требованиям; 8 - стандарты предприятия по СМК полностью
соблюдаются
Сумма значений, приведенных на рис. 6 превышает 100%, поскольку можно было указать несколько позиций
Рис. 7. Персоналии (количество ученых, специалистов в области менеджмента качества,
известных слушателю, из 12)
На рис. 8 представлены итоговые средние оценки анкетируемых.
0,45
ТВиМС Ккач Модел СМК Персоналии
Рис. 8. Средние оценки по разделам анкеты
На основании анализа полученных данных можно сделать следующие выводы.
- Большое количество слушателей (32,6%) не имеют опыта работы по управлению качеством.
- 26,5% специалистов имеют непрофильное образование
- 13,6% специалистов не имеют знаний по теории вероятностей и математической статистике; 53,8% знают лишь основные понятия.
- 8,3% анкетируемых не изучали методы контроля качества, а 69,7% имеют лишь общее представление о них.
- 43,9% специалистов методы моделирования процессов не изучали, а еще 44,7% имеют лишь основные понятия, т.е. 88,6% из них не владеют соответствующими методами расчета.
- 37,9% анкетируемых знакомы лишь с основными понятиями СМК, они не знают даже основных стандартов.
- Специалисты практически не знают основоположников статистических методов контроля и управления процессами. Из 12 персон в среднем знают по 2,6.
Оценки квалификации специалистов СМК/СУК, приведенные на рис. 8 дают основание утверждать о крайне низком уровне владения необходимыми материалами и методами.
В этой связи руководством Концерна при активном участии помощника генерального директора по качеству, представителя руководства по СМК, д.т.н., профессора С.Н. Остапенко было принято решение о повышении квалификации специалистов, чьи должностные обязанности подразумевают участие в управлении качеством и надежностью продукции ВВТ. С этой целью была разработана программа профессиональной переподготовки (ППП) «Специалист по управлению качеством» общим объемом 360 уч. часов.
Программа разработана на основании профессиональных стандартов «Специалист по качеству продукции» и «Специалист по техническому контролю качества продукции», утвержденных приказами Минтруда России от 31 октября 2014 г. № 856н и от 04 марта 2014 г. № 123н и ФГОС ВО по направлению подготовки 27.03.02 «Управление качеством» (уровень бакалавриата).
Слушатели, успешно усвоившие Программу, имеют право на ведение вида профессиональной деятельности в области управления качеством и технического контроля качества (код 40.062, код 40.010) на должностях, указанных в профессиональном стандарте.
Программа и методические материалы, такие как конспекты лекций, методические указания по выполнению заданий, программы проведения расчетов, презентации, контрольные задания и методические указания по их выполнению, а также работе над ВКР, были разработаны творческим коллективом в составе д.т.н., профессора, действительного члена Академии проблем качества Юдина С.В., д.т.н., профессора, члена-корреспондента Академии проблем качества Протасьева В.Б., к.т.н., Юдина А.С. при активном участии помощника генерального директора Концерна по качеству, представителя руководства по СМК, д.т.н., профессора С.Н. Остапенко и начальника отдела реализации образовательных программ научно-образовательного центра воздушно-космической обороны "Алмаз-Антей" Ю.А. Злобина.
Основные разделы программы:
- Основные положения управления качеством продукции;
- Система управления качеством в интегрированной структуре;
- Статистические методы в управлении качеством;
- Математическое моделирование технологических процессов;
- Методы и средства измерений, испытаний и контроля;
- Квалиметрия и управление качеством;
- Всеобщее управление качеством (TQM);
- Сертификация систем качества;
- Концепция «6 сигм».
Чтение лекций осуществлялось силами указанного выше творческого коллектива.
За период с 2017 по 2019 г.г. курсы ППП закончили 209 специалистов Концерна и его дочерних обществ. Все они выполнили и защитили ВКР по тематикам, имеющим практическую значимость на предприятиях, на которых работали слушатели.
На ряде предприятий при активном участии выпускников курсов на новом уровне начали использовать новые методы управления качеством, произошла активация старых и забытых разработок по статистическим методам контроля и управления качеством.
Опыт преподавания на указанных курсах показал, что их одинаково успешно осваивают специалисты, имеющие как техническое, так и экономическое образование, работающие на предприятиях самой разной специализации.
Восемь человек из числа слушателей ППП настолько заинтересовались вопросами, изученных на курсах, что приняли решение о дальнейшем повышении квалификации и поступили в заочную аспирантуру при АНО ДПО «НОЦ ВКО «Алмаз-Антей» по специальности 05.02.23 «Стандартизация и управление качеством продукции».
Таким образом, можно сделать вывод о целесообразности профессиональной переподготовки специалистов СМК/СУК по представленной выше программе профессиональной переподготовке.
Список литературы
1. Юдин С.В. Разработка механизма и методологии инспекционного контроля деятельности ДО Концерна в области обеспечения качества и надежности продукции и эффективности системы управления качеством Концерна. Отчет о НИР. - № ГР АААА-А17-117110970026-5 - ТФ РЭУ им. Г.В. Плеханова; рук. С.В. Юдин; ответств. исполн. А.С. Юдин; исполн. М.В. Волков, А.С. Кривов, Р.Ю. Подкопаев, В.Б. Протасьев, В.Г. Степанов. 2017-2019.
2. Реиндустриализация экономики России в условиях новых угроз / под ред. С. Д. Валентея. -Вып. 2 . - Москва: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2015. - 72 с. - (Научные доклады РЭУ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.rea.ru/ru/documents/doc/nauchnyi doklad reindustrializaciya ekonomiki rossii v usloviyax novyx ugroz.pdf (дата обращения: 10.06.2019).
3. Остапенко С.Н., Палихов, Г.В., Юдин С.В., Юдин А.С. Некоторые проблемы СМК и возможные пути их решения // Вестник воздушно-космической обороны. 2018. № 4 (20). С. 68-73.
Юдин Сергей Владимирович, д-р техн. наук, профессор, svjudin@rambler. ru, Россия, Тула, Тульский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова
EXPERIENCE OF TRAINING SPECIALISTS ON «SPECIALIST FOR QUALITY MANAGEMENT» COURSES
OF PROFESSIONAL RETRAINING
S. V. Iudin
Based on the analysis of personnel management systems quality and reliability of the products of the defense industry, it was concluded that it is necessary not only to improve skills, but also professional retraining of personnel. The lack of necessary competencies of specialists is the main problem of improving the quality of products.
The short content of the program is given, the practical value of the offered course is shown
Key words: quality, competence, quality management, staffing
Iudin Sergey Vladimirovich, doctor of engineering sciences, professor, svjudin@,rambler. ru, Russia, Tula, Plekhanov Russian University of Economics, Tula branch