Научная статья на тему 'ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ'

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДИКА / ПРОГРАММА / ПЕДАГОГИ / ИНСТРУКТОРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьяков А.А., Николаева Е.С., Чеботарский А.Г., Голубь А.Ю.

Цель исследования - выявить организационные аспекты, связанные с подготовкой педагогов к обучению детей плаванию в условиях региона. Методика и организация исследования. В рамках достижения поставленной цели проанализирована литература и нормативно-правовые документы, касающиеся организации работы в общеобразовательных организациях Белгородской области по обучению детей плаванию. Результаты исследования и выводы. Полученные результаты свидетельствуют о формировании необходимых компетенций у педагогов. За время обучения по разработанной программе повышения квалификации в общей сложности сформировали компетенции по обучению детей плаванию более 250 человек. В свою очередь сформированные компетенции успешно применяются в образовательном процессе учебных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Третьяков А.А., Николаева Е.С., Чеботарский А.Г., Голубь А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ»

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ

УДК/UDC 796.011.1

Поступила в редакцию 31.03.2023 г.

Информация для связи с автором: delphin87@inbox.ru

Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Третьяков1- 2 Кандидат педагогических наук, доцент Е.С. Николаева1 А.Г. Чеботарский1 А.Ю. Голубь1

1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

2Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Белгород

EXPERIENCE OF PREPARING TEACHERS FOR TEACHING CHILDREN TO SWIMMING

PhD, Associate Professor A.A. Tretyakov1- 2 PhD, Associate Professor E.S. Nikolaeva1 A.G. Chebotarsky1 A.Y. Golub1

1Belgorod State National Research University, Belgorod

2Belgorod Law Institute of Ministry of the Internal of the Russian Federation named after I.D. Putilin, Belgorod

Аннотация

Цель исследования - выявить организационные аспекты, связанные с подготовкой педагогов к обучению детей плаванию в условиях региона. Методика и организация исследования. В рамках достижения поставленной цели проанализирована литература и нормативно-правовые документы, касающиеся организации работы в общеобразовательных организациях Белгородской области по обучению детей плаванию. Результаты исследования и выводы. Полученные результаты свидетельствуют о формировании необходимых компетенций у педагогов. За время обучения по разработанной программе повышения квалификации в общей сложности сформировали компетенции по обучению детей плаванию более 250 человек. В свою очередь сформированные компетенции успешно применяются в образовательном процессе учебных организаций.

Ключевые слова: плавание, обучение, методика, программа, педагоги, инструктора.

Abstract

Objective of the study was to identify organizational aspects related to the training of teachers to teach children to swim in the region. Methods and structure of the study. As part of achieving this goal, the literature and regulatory documents related to the organization of work in educational institutions of the Belgorod region for teaching children to swim have been analyzed. Results and conclusions. The results obtained indicate the formation of the necessary competencies among teachers. During the training under the developed advanced training program, in total, more than 250 people formed competencies in teaching children to swim. In turn, the formed competencies are successfully applied in the educational process of educational organizations.

Keywords: swimming, training, methodology, program, teachers, instructors.

Введение. Умение плавать представляет собой жизненно важный навык, необходимый как для отдыха, так и в ряде профессий [2, 3]. Необходимость формирования навыка держаться в водной среде и передвигаться в нужном направлении у детей обусловлена большим числом несчастных случаев. Решение данной проблемы должно начинаться с подготовки компетентных специалистов. И большое значение для этого отводится программам повышения квалификации. Анализ включения такой программы в систему подготовки кадров в Белгородской области отражен в данной статье.

Цель исследования - выявить организационные аспекты, связанные с подготовкой педагогов к обучению детей плаванию в условиях региона.

Методика и организация исследования. В рамках достижения поставленной цели проанализирована литература и нормативно-правовые документы, касающиеся организации работы в общеобразовательных организациях Белгородской области по обучению детей плаванию.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ нормативно-правовых документов позволил выявить, что вопрос по борьбе с происшествиями на воде в Белгородской области поднимается ежегодно. В 2021 году 6 февраля было издано поручение в региональном правительстве о проработке направлений по организации обучения плаванию детей, проведении разъяснительных работ, включении блока по вопросам личной безопасности в программы внеурочной деятельности школьников, проработке вопроса по обеспечению кадрами общеобразовательных организаций.

Подразделения, которые занимались выполнением поручений регионального правительства, столкнулись с рядом давно формирующихся проблем: отсутствие материально-технической базы и педагогических кадров, обладающих компетенциями обучения детей плаванию; недостаточное количество доступной учебно-методической литературы для подготовки инструкторов и педагогов, и другие.

№6 • 2023 Июнь | June

http://www.teoriya.ru

Число инструкторов, прошедших курсы повышения квалификации

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

Организация Всего педагогов Прошли обучение Процентное соотношение

ДОО 351 38 10,8%

ОО 955 218 23,3%

В процессе проведенного анализа были выявлены определенные трудности в вопросе организации обучения плаванию детей, в частности: неумение планировать учебные занятия, предполагающие достижения предметных результатов при групповом обучении; отсутствие умений обучать детей с разным уровнем плавательной подготовленности; недостаточный уровень умений организации перехода теоретических знаний в практические умения обучающихся дошкольных и общеобразовательных организаций; затруднения в выборе средств, методов и подходов к обучению плаванию, соответствующих современным требованиям.

В ближайшее время было предложено разработать методические рекомендации для педагогических работников по обучению детей плаванию «Обучение плаванию в детском саду и начальной школе» и дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Организация работы педагога по обучению плаванию детей дошкольного и школьного возраста» (очная форма обучения).

Содержание методических рекомендаций требовало включение необходимых для организации обучения детей плаванию навыков, синтезированных из научно-методических разработок ученых и специалистов [4-6]. В конечном итоге рекомендации включили в себя разделы, которые дают возможность учесть основные стороны организации обучения плаванию детей.

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации предполагала очную форму обучения и была направлена на формирование компетенций обучения детей плаванию у педагогов. Программа включила в себя два модуля: теоретический и практический. Теоретический модуль (4 часа) включал в себя оценку уровня сформированности профессиональных компетенций у педагогов с помощью тестирования в начале обучения и в конце. Практический модуль (20 часов) содержал практические занятия в бассейне. Для реализации программы повышения квалификации управлением образования Белгородской области было дано задание провести обучение 50 человек в 2021 году, в 2022 году число желающих было более 300 (см. таблицу).

Важно также отметить, что реализация компетенций педагогов по обучению плаванию детей в общеобразовательных организациях (ОО) проводилась в рамках раздела «Плавание» в составе учебного предмета «Физическая культура» для 1-4-х классов ФГОС НОО от 31.05.2021 года № 286 (43.9, п. 4 «Овладение жизненно важными навыками плавания (при наличии в организации материально-технической базы - бассейна)»). В дошкольных организациях образования (ДОО) имелся приоритет выбора программы обучения, это отражено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3. В основном использовались три программы: парциальная программа обучения детей плаванию в детском саду (Е. К. Воронова, 2017); парциальная программа для дошкольных образовательных организаций «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста» (А. А. Чеменева, Т. В. Столмакова, 2011); парциальная программа для дошкольных образовательных организаций «Морская звезда» (М. В. Рыбак, 2012).

Количество прошедших обучение педагогов учреждений дошкольного и общего образования представлено по районам области представлено на рис. 1, 2.

I прошли обучение

■ всего инструкторов

I заявки на 2023 г.

2

40

32 19 19

9 ■44 0Ъ 1 I1! ¡0 8 9 7 3 0|2 I2 02.1001 140 1 02 140 020 033 0 0 04| 33| 010 0 2012 И I

Рис. 1. Число инструкторов, прошедших обучение из ДОО

■ прошли обучение ■ всего учителей ФК 180

127

74 45 | 1 60 52

и.1.лЬ ■ 2 28 24 ,„ ,„ 1 27 1 30 26 ■ сШ^ШШ

ГЖ/Уа

Рис. 2. Число инструкторов, прошедших обучение из ОО

Дополнительно для решения поручений правительства области было предложено в купальный сезон на городских пляжах проводить бесплатные занятия по обучению детей плаванию. Данные занятия проводились инструкторами, тренерами и педагогами, прошедшими обучение.

Выводы. Полученные результаты свидетельствуют о формировании необходимых навыков у педагогов. За время обучения по разработанной программе повышения квалификации в общей сложности сформировали компетенции по обучению детей плаванию более 250 человек. В свою очередь сформированные компетенции успешно применяются в образовательном процессе учебных организаций.

Таким образом, система дополнительного образования, направленная на подготовку педагогов в области обучения детей плаванию, вносит ощутимый вклад в реализацию мероприятий по предупреждению несчастных случаев на воде.

Литература

Главное управление МЧС России по Белгородской области / Электронный ресурс // Режим доступа: 31.mchs.gov.ru (дата обращения 7 сентября 2023 года).

Исаева Л.Н. Обучение плаванию в глубоком бассейне детей младшего школьного возраста (1-3-й классы) / Л.Н. Исаева, Е.Е. Шаки-на // Молодой ученый. - 2022. - № 11 (406). - С. 218-221. Кених В.В. Обучение плаванию детей дошкольного возраста /

B.В. Кених // Современные проблемы социально-гуманитарных и юридических наук: теория, методология, практика: материалы V международной научно-практической конференции, 2019. - С. 116-119.

Котляров А.Д. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста / А.Д. Котляров // Человек. Спорт. Медицина. - 2020. -Т. 20. - № S2. С. 55-59.

Лукьянцева Т.Н. Обучение плаванию как средство физического развития детей раннего школьного возраста / Т.Н. Лукьянцева,

C.И. Съедин, Л.В. Стребкова // Приоритетные направления развития науки и образования: сборник статей II Международной научно-практической конференции, 2018. - С. 287-289. Терещенко О.М. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста - эффективное средство закаливания и укрепления организма / О.М. Терещенко // Физическая культура в школе. -2014. - № 6. - С. 44-46.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

46

http://www.teoriya.ru

№6 • 2023 Июнь | Juпe

100

80

60

40

20

0

200

150

100

50

0

References

Glavnoye upravleniye MCHS Rossii po Belgorodskoy oblasti [Main Directorate of the Ministry of Emergency Situations of Russia for the Belgorod Region] [Electronic resource]. Available at: 31.mchs.gov.ru (date of access: September 7, 2023).

Isaeva L.N., Shakina E.E. Obucheniye plavaniyu v glubokom basseyne detey mladshego shkolnogo vozrasta (1-3-y klassy) [Teaching swimming in a deep pool for children of primary school age (grades 1-3)]. Molodoy uchenyy. 2022. No. 11 (406). pp. 218-221. Kenikh V.V. Obucheniye plavaniyu detey doshkolnogo vozrasta [Teaching swimming to preschool children]. Sovremennyye problemy sotsialno-gumanitarnykh i yuridicheskikh nauk: teoriya, metodologiya, praktika [Modern problems of social, humanitarian and legal sciences: theory, methodology, practice]. Proceedings International scientific-practical conference, 2019. pp. 116-119.

Kotlyarov A.D. Obucheniye plavaniyu detey mladshego shkolnogo vozrasta [Teaching swimming to children of primary school age]. Chelovek. Sport. Meditsina. 2020. Vol. 20. No. S2. pp. 55-59. Lukyantseva T.N., Sedin S.I., Strebkova L.V. Obucheniye plavaniyu kak sredstvo fizicheskogo razvitiya detey rannego shkolnogo vozrasta [Swimming training as a means of physical development of children of early school age]. Prioritetnyye napravleniya razvitiya nauki i obra-zovaniya [Priority directions for the development of science and education]. Proceedings International scientific-practical conference, 2018. pp. 287-289.

Tereshchenko O.M. Obucheniye plavaniyu detey mladshego shkolnogo vozrasta - effektivnoye sredstvo zakalivaniya i ukrepleniya orga-nizma [Teaching swimming to children of primary school age is an effective means of hardening and strengthening the body]. Fizicheskaya kultura v shkole. 2014. No. 6. pp. 44-46.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

физиологическая реакция сердечно-сосудистои системы на вестибулярную активацию у представителей игровых видов спорта

А.С. Болдин1 И.И. Файзуллина2 И.В. Николаев3

'Московский государственный технический университет

гражданской авиации, Москва 2Российский биотехнологический университет, Москва

3Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

УДК/UDC 796.01: 612

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: волейбол, футбол, баскетбол, вестибулярный анализатор, вестибулярная активация, сердечно-сосудистая система.

Введение. Рациональные, адекватные состоянию человека, физические нагрузки способны укрепить внутренние органы [2]. В условиях физических нагрузок всегда участвует вестибулярный аппарат, который своей работой в значительной мере обеспечивает оптимум движений, сохраняет физиологическое расположение тела и его частей в пространстве [1].

Цель исследования - выяснить влияние активации вестибулярной системы на сердце и сосуды у представителей игровых видов спорта.

Методика и организация исследования. Наблюдались 52 клинически здоровых мужчины (24,6±1,2 года), непрерывно тренирующихся в своем виде спорта не менее двух лет: в футболе (17 человек), волейболе (16 человек), баскетболе (19 человек). Контрольная группа была набрана из 16 клинически здоровых мужчин (21,6±1,5 года), которые испытывали физические нагрузки не выше бытовых. Отслеживали степень реакции сердечно-сосудистой системы на активацию вестибулярной системы в условиях стандартной вращательной пробы В.И. Воячека путем оценки чистоты сердечных сокращений и величины артериального давления исходно и после вестибулярной активации в условиях наклона головы в разные стороны (пять вращений на протяжении 10 с и 10 вращений на протяжении 20 с). Проводился расчет значения t-критерия Стьюдента.

Результаты исследования. У волейболистов в ходе прове-денияпробы спятьюоборотами пульсменялсяв среднем5,1±0,25 уд/мин, в условиях 10 оборотов пульс у них возрос в среднем на 1,6 уд/мин с достижением уровня динамики 6,7±0,31 уд/мин. У баскетболистов эти показатели достигли 4,5±0,28 уд/мин, 1,9 уд/мин, 6,4±0,37 уд/мин, соответственно. У футболистов они оказались 3,0±0,32 уд/мин, 1,6 уд/мин, 4,8±0,34 уд/ мин, соответственно. Значения уровней систолического артериального давления у футболистов, волейболистов и баскетболистов были сходны - 114,5±0,53 мм рт. ст., 115,6±0,37 мм рт. ст.

physiological response of the cardiovascular system to vestibular activation in representatives of game sports

A.S. Boldin1 I.I. Fayzullina2 I.V. Nikolaev3

1Moscow State Technical University of Civil Aviation, Moscow 2Russian Biotechnological University, Moscow 3Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

Поступила в редакцию 12.05.2023 г.

и 115,0±0,44 мм рт. ст., соответственно. В группе контроля этот параметр был больше 12б,б±1,17 мм рт. ст. (р<0,05).

В ходе выполнения вращательной нагрузки величина систолического артериального давления в случае любого расположения головы относительно тела возрастала не вы-раженно. Степень повышения систолического давления во всех группах спортсменов и у представителей группы контроля оказалась сравнима - 4,1±0,49 мм рт. ст.; 4,2±0,3б мм рт. ст.; 4,1±0,42 мм рт. ст. и 3,8±0,91 мм рт. ст., соответственно. В условиях удвоения времени выполнения вращательного воздействия рост систолического давления у спортсменов был в среднем на 1,7±0,32 мм рт. ст. выше, чем при нагрузке на протяжении десяти секунд. Рост систолического давления при удвоении времени вращательного воздействия в группе контроля был еще выше - 4,б±0,72 мм рт. ст. (р<0,01), чем у всех прочих наблюдаемых в этом исследовании. Значение диастолическо-го давления у всех спортсменов без вестибулярной нагрузки не различалось, в среднем составляя б8,5±0,8б мм рт. ст. (в контроле 81,41±0,б2 мм рт. ст.). Его среднее значение в ходе вращательного воздействия у всех спортсменов сравнимо слабо возрастало (в среднем на 1,4±0,41 мм рт. ст.), при этом существенно проигрывая перед контролем.

Вывод. Занятия игровыми видами спорта способствуют адаптации к эпизодам активации вестибулярной системы и стабилизации к ним реакции сердца. Регулярные спортивные движения, связанные с поворотами головы, увеличивают функциональные возможности, обеспечивая оптимизацию чистоты сердечных сокращений, что чуть более выражено у футболистов, чем у волейболистов и баскетболистов.

Литература

1. Каченкова Е.С. Функциональные возможности дыхательной системы юных легкоатлетов / Е.С. Каченкова, М.А. Гришан, С.Ю. За-валишина, Ю.В. Збруева // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 12. - С. 39-41.

2. KarpovV. Yu., Medvedev I.N., Kazakov D.A., Sibgatulina F.R., Shulgin A.M., Krasnov R.B. Physiological Basis of Rehabilitation for Ulnar Neuritis. Biomedical & Pharmacology Journal. 2020. Vol. 13 (2). p. 585-590.

Информация для связи с автором: aleksandr.doroncev@rambler.ru

№Б • 2023 Июнь | June

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.