Научная статья на тему 'Опыт педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности школьников'

Опыт педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1341
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПЛАН ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ / НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА / ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ / EDUCATIONAL AND RESEARCH WORKS / SUBJECT OF RESEARCH / RESEARCH METHODS / PLAN OF RESEARCH WORK / SCIENTIFIC PROBLEM / OBJECT OF RESEARCH / RESEARCH SUBJECT / RESEARCH OBJECTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хохлов Анатолий Александрович

В статье автор описывает опыт педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности школьниками. Показаны основные этапы работы, критерии выбора темы исследования, раскрыты особенности выбора и формирования целей и задач учебно-исследовательской работы. Описаны правила работы с литературой, составления библиографических списков и картотек. Представлены примеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хохлов Анатолий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of pedagogical maintenance of educational and research activity of school students

The author describes experience of pedagogical maintenance of educational and research activity by school students in the article. The main stages of work, criteria of a choice of a subject of research are shown, features of a choice and formation of the purposes and problems of educational and research work are opened. The work rules with literature, drawing up bibliographies and card files are described. Examples are presented.

Текст научной работы на тему «Опыт педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности школьников»

став федераций и комиссий, где в подавляющем большинстве представлена интеллектуальная элита страны. Об этой особенности туризма говорилось более 100 лет назад в отчете Российского горного общества за 1904-1906 годы: «Туристское путешествие в горах ... дает такое нравственное удовольствие, какого не может дать ни один вид спорта и какое человек получает лишь при исследованиях в области высоких наук».

Здесь же в туристских клубах группируются спортивные натуры, не желающие проводить всю сознательную жизнь в залах и на стадионах под неусыпным оком тренера, безжалостно отсеивающего «неперспективных». «Стадион» туристов - вся страна, весь земной шар, и где он, тот тренер, которому платят за их спортивные результаты? В клубе туристов дела и маршруты найдутся для всех и по силам и по интересам. Можно быть спортсменом мирового уровня, сочетая достижения в спорте с успехами в науке и на производстве, а можно всю жизнь ходить в несложные походы, что называется «в свое удовольствие». А еще туризм практически не знает ограничений по возрасту, тут можно встретить действующих спортсменов от 7 до 80 лет!

Вот поэтому самодеятельный туризм не только отдых, не только спорт, не только познание себя и окружающего мира. Туризм - это образ жизни. Во всяком случае для тех, кто выбрал самодеятельный, а тем более спортивный туризм, - это именно так.

УДК 371.388.6:303.823

А. А. Хохлов

ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ШКОЛЬНИКОВ

В статье автор описывает опыт педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности школьниками. Показаны основные этапы работы, критерии выбора темы исследования, раскрыты особенности выбора и формирования целей и задач учебно-исследовательской работы. Описаны правила работы с литературой, составления библиографических списков и картотек. Представлены примеры.

The author describes experience of pedagogical maintenance of educational and research activity by school students in the article. The main stages of work, criteria of a choice of a subject of research are shown, features of a choice and formation of the purposes and problems of educational and research work are opened. The work rules with literature, drawing up bibliographies and card files are described. Examples are presented.

Ключевые слова: учебно-исследовательская работа, тема исследования, методы исследования, план исследовательской работы, научная проблема, объект исследования, предмет исследования, цель исследования.

Keywords: educational and research works, research subject, research methods, plan of research work, scientific problem, object of research, subject of research, research objective.

Учебно-исследовательская работа учащегося является одной из важнейших форм учебного процесса и направлена преимущественно на подготовку к практической деятельности школьника.

Исследовательская работа учащихся обеспечивает решение следующих образовательных задач:

а) закрепить, углубить, расширить теоретические и практические знания по школьному курсу;

б) овладеть навыками самостоятельной работы со специальной литературой и другими источниками информации;

в) выработать умение формулировать суждения и выводы, логически последовательно и доказательно их излагать;

г) выработать умение в подготовке публичных выступлений на различного рода конференциях.

Для того, чтобы учебно-исследовательская работа достигла данных целей, необходимо, прежде всего, правильно определить тему исследования и её название.

Тема - ракурс, в котором рассматривается проблема. Поэтому выбор темы исследовательской работы является ответственным и порою весьма трудным этапом для начинающего исследователя. Неудачно выбранная тема может повлечь за собой ненужные проблемы.

Среди юных исследователей можно условно выделить два типа людей. Первый тип - практики, для которых научная работа является лишь средством решения практических задач по направлению своего интереса и позволяет им глубже узнать какую-то узловую проблему своей будущей деятельности. Второй тип - теорети-

ки, для которых данное исследование - это лишь этап длительного творческого пути, на котором их ждут победы, позволяющие лучше подготовиться к экзаменам и поступить в высшее учебное заведение. Для них выбор темы исследования должен стать стратегическим выбором направления научных поисков на многие годы. Поэтому, выбирая тему исследования, ученик должен задуматься над тем, к какой группе следует себя отнести. От этого будут зависеть требования, которые школьник должен предъявить к своей работе: будет ли это узкоспециальная тема с большим выходом в практику или чисто научная, но очень перспективная и плодотворная теоретически.

Чтобы облегчить процесс выбора темы, попытаемся выделить основные критерии:

• тема не должна вызывать очень больших сложностей у её автора;

• можно выбрать такую тему, по которой уже имеются определённые наработки;

• наличие у самого исследователя определённого опыта работы именно в этой области познаний и способностей;

• тема должна представлять интерес для учащегося не только на данный момент, но и вписываться в его общую перспективу профессионального развития, т. е. иметь непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности, соответствовать способностям и знаниям исследователя;

• выбор темы должен быть обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога одновременно;

• предпочтительно брать тему сравнительно узкого плана, которую предстоит разработать глубоко и всесторонне;

• нельзя брать слишком масштабные или сложные темы - они могут оказаться непосильными для их раскрытия в рамках исследования;

• нельзя брать тему, уже изученную другими исследователями и по своей сути являющуюся неизвестной лишь для некоторых начинающих исследователей:

• тема учебно-исследовательской работы должна быть очень конкретной, сосредоточенной на особенностях какого-либо процесса или явления, их влиянии одного на другое, сравнении и т. п.;

• тема должна быть актуальной и соответствовать требованиям науки и практики. Искусственные, оторванные от жизни темы

учебно-исследовательских работ не оправдывают себя с точки зрения фундаментальной и прикладной науки и могут вызвать лишь ироническое отношение к ним со стороны учителей, ученых - членов жюри;

• обязательно учитывать возможности материальной базы, специальной техники и наличие методики исследования, то есть тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях;

• соответствующая проблема должна быть уже частично освещена в научных работах, краеведческой и специальной литературе;

• необходимо избегать тем с неоднозначными проблемами, которые имеют своих сторонников и противников. Неизвестно, кем может оказаться оппонент, как и некоторые члены жюри, вполне возможно - противником;

• не стоит выбирать тему, проблемы которой активно обсуждаются в прессе и требуют незамедлительного решения.

После выбора темы начинается следующий этап работы: выбранную тему нужно проанализировать и зафиксировать в чётких формулировках.

При формулировании темы исследования необходимо знать некоторые требования:

• название исследовательской работы является точной формулировкой темы;

• тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, но не слишком коротко, а используемые при её формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны;

• формулировка темы должна отражать сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т. е. процесс развития научного познания;

• не рекомендуется для наименования темы брать какие-либо поэтические строки или слова пословиц и поговорок. Если вы всё же выбрали для названия своего исследования именно такие слова, то в этом случае в скобках обычно добавляют небольшой подзаголовок (обычно до пяти слов), раскрывающий суть исследования. Как изучать литературу и составить библиографический список

После предварительного выбора темы нужно провести библиографический поиск, чтобы получить точное представление о том, что было сделано в науке по изучаемому вопросу. Работа по выявлению библиографических источников, их изучение и состав-

ление предварительного библиографического списка является вторым этапом в исследовательской работе.

Работу с источниками нужно проводить в следующем порядке:

- предварительный выбор по каталогам, реферативным обзорам, тематическим спискам литературы, сборникам материалов различных научных конференций;

- поиск самих источников в соответствии со сформированным списком по сборникам научных трудов, периодическим изданиям (журналы и газеты);

- анализ первоисточников, их отбор, ксерокопирование, конспектирование;

- составление окончательного библиографического списка.

Поиск необходимо начинать с просмотра тематических каталогов областной, городских, районных библиотек. Наиболее распространены библиографические издания, которые содержат упорядоченную совокупность библиографических описаний, извещающих специалистов об изданной литературе. Если вы живете в сельской местности или районном центре, процесс сбора первичной информации может усложниться. В таком случае попытайтесь с помощью Интернета привлечь каталог областной научной библиотеки.

Различные высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, а также архивы и музеи периодически выпускают информационные издания библиографического, реферативного или обзорного характера. Архивы и музеи издают путеводители, кратко знакомящие с содержимым их фондов и экспозиций. Все эти источники могут помочь в подробном изучении темы.

В Кировской области значительная часть районных библиотек по примеру краеведческого отдела научной библиотеки им. А. И. Герцена составляет библиографические списки публикаций о районе по областной и районной периодической печати и даже выпускает специальные краеведческие библиографические издания - указатели. Они обычно содержат упорядоченные библиографические записи; в них указывается, что издано по тому или иному вопросу истории, культуры, здравоохранения, образования, экономики, природы района.

Если таких краеведческих справочников нет, то необходимо проводить просмотр журналов и газет. Начинать просмотр журналов лучше всего с последнего номера за каждый календарный год.

Как правило, в последнем номере публикуется содержание опубликованных статей за весь предшествующий год. Некоторые газеты также публикуют подобные списки статей.

Реферативные издания содержат также рефераты, где в сжатом виде отображены основные моменты оригинала публикации.

Следует выявлять как научную общую литературу, так и различные энциклопедические словари, справочники по направлению исследовательской работы. Нельзя забывать о существовании методической литературы, которая поможет грамотно проводить эксперименты, опыты, составить опросный лист и т. д. При работе с природоведческим материалом большую помощь в написании исследовательской работы могут оказать различного рода определители.

Имея на руках предварительный список литературы, можно начинать изучение и отбор источников. Начинать изучение первоисточников надо с общих работ, постепенно продвигаясь к материалам, непосредственно касающимся тематики исследования. Помимо фундаментальных работ следует уделить внимание научным статьям, публикуемым в периодических изданиях и размещённым в сети Интернет, делая при этом поправку на то, что они, как правило, более актуальны, но и более подвержены искажениям. При этом важно изучить издания последних лет, так как зачастую именно в них отражаются существующие противоречия. Прорабатывая источники, следует особое внимание уделить степени изученности выбранной темы исследования, а полученная и накопленная из литературы информация поможет вам при постановке проблемы.

В ходе изучения литературных источников необходимо делать выписки, ксерокопии. Не забывайте при этом подписывать, откуда были сделаны выписки и ксерокопии, иначе впоследствии будет неизвестно, кому принадлежит текст.

Отбор источников при написании исследования заключается в оценке соответствия их содержания целям исследования. Часто объем литературы по теме может быть такой, что для его полного прочтения необходимы годы, поэтому следует сосредоточиться на главном.

Несколько подробнее остановимся на использовании Интернета. Именно он предоставляет широкие возможности для получения различной информации. Главное - научиться её быстро находить. Так, практически все уважающие себя музеи, библиотеки, ар-

хивы, НИИ, университеты страны, в том числе и Кировской области, имеют свои сайты. Благодаря сайту Википедия, например, можно получить краткую справку по самому широкому кругу вопросов. Поскольку поисковые системы выдают все найденные в интернет-пространстве соответствия набранному пользователем тексту, необходимо задавать возможно большее число вариантов набора. Например, при поиске биографии И. С. Конева в поисковых системах необходимо проверить следующие сочетания: «И. С. Конев», «Конев И. С.», «Иван Степанович Конев», «Маршал Конев» и т. д. Чем больше вариантов будет рассмотрено, тем выше вероятность нахождения важной для исследователя информации.

Следует, однако, заметить, что работа с собранным материалом может быть неэффективной и трудной, если этот материал не систематизировать. Способы систематизации могут быть разные. Например, можно систематизировать материал, разложив его по стопкам (папкам, скоросшивателям, ящикам стола) в соответствии с подпунктами плана. При таком подходе в каждый конкретный день работы над исследовательской работой вы будете работать не со всем материалом, а, например, с 1/10 его частью, что очень удобно. Наиболее важные моменты в собранном материале вместо утомительного конспектирования можно выделить маркером, разноцветными ручками, закладками, сделать пометки на полях, записав лишь краткие памятки в рабочем блокноте.

Работая над чужими текстами, нельзя заимствовать напрямую чужой материал. Следует обдумывать уже имеющуюся научную информацию, вырабатывать собственные идеи, подходы и концепции, фиксировать собственные мысли. Переписывание чужого текста массивами или без ссылок на первоисточник превращает работу в плагиат.

При работе с первоисточниками важно знать, что нужно выписывать. Составление подробных конспектов просмотренных работ потребует слишком много времени и сил, порою затраченных нерационально. Поэтому более рационально составлять информационные карточки. В подобную карточку следует заносить систематизированную информацию, которая облегчит поиск нужных материалов в будущем. Грамотно составленная картотека даже при беглом обзоре заголовков позволяет охватить проблему в целом.

Структура карточки может выглядеть так:

Из истории заповедного дела в Вятской губернии - Кировской области

Глава Развитие сети особо охраняемых природных территорий в период становления советской власти (1918-1941 годы)

Подглава (параграф) Появление первых заповедников

Пункт Рыбьи заповедники

Полное название работы с выходными данными О ловле рыбы в пределах Вятской губернии: постановление Вят. губисполкома от 30 марта 1923 г. // Вят. правда. - 1923. - № 102. - С. 2

Содержание выписки 9 марта 1923 г. Вятский губисполком своим Постановлением утвердил Положение «О ловле рыбы в пределах Вятской губернии», где рекомендовалось создание рыбьих заповедников в уездах

При анализе материала картотеки можно выяснить, что намеченная для исследования проблема уже изучена, описана и широко применяется на практике. Таким образом, основательное изучение литературы позволит избежать напрасной работы над уже разрешённой проблемой.

Картотека может также указать на то, что хотя исследуемая тема уже широко рассмотрена во многих трудах, но целый ряд вопросов (проблем) затронут лишь мимоходом, поверхностно, детально не изучен.

Библиографический список является обязательным элементом исследовательской работы. Именно на библиографический список делаются все сноски по тексту исследования. Он содержит библиографические описания использованных источников и помещается после заключения. Библиографическое описание документов, отобранных для включения в библиографический список литературы, следует выполнять в соответствии с требованиями ГОСТа 7.1:2006. «Библиографическая запись. Библиографическое описание: Общие требования и правила составления». В исследовательской работе обычно применяется алфавитный список. То есть список, расположенный в строгом алфавитном порядке авторов и заглавий публикаций (если фамилия автора не указана, либо авторов четыре и более). При этом работы одного автора располагают по алфавиту названий работ, работы авторов-однофамильцев - по алфавиту инициалов.

Составление библиографического списка начинается одновременно с изучением литературы и заканчивается фактически с чистовым написанием исследовательской работы. Библиографический список составляется по единым правилам.

1. Объектами составления библиографического описания являются все виды опубликованных и неопубликованных документов на любых носителях.

2. Описание книги производится по титульному листу. Недостающие сведения заимствуют из иных мест книги: обложки, оборота титульного листа, предисловия, оглавления, выпускных данных и др., а также из источников вне документа.

3. Язык библиографического описания, как правило, соответствует языку выходных сведений документа. Предпочтение отдают выходным сведениям на официальном языке страны. Если выходные сведения в документе на всех языках неполные, то выбирают язык, на котором даны наиболее полные сведения.

4. При составлении библиографического описания соблюдают нормы современной орфографии.

5. В библиографическом списке используется сквозная нумерация всех источников.

6. Включаются все материалы, на которые имеются ссылки в тексте.

7. Если цитируется несколько работ одного автора, их располагают по алфавиту заглавий.

8. Библиографическое описание содержит сведения о документе, приведенные по определенным правилам и предназначенные для идентификации и общей характеристики документа.

9. При составлении библиографического описания в целях обеспечения его компактности можно применять сокращение слов и словосочетаний, пропуск части элемента, объединение различных записей в одну библиографическую запись и другие приемы сокращения. Правила сокращения слов и словосочетаний приведены в ГОСТе. Сокращение слова или словосочетания не допускается, если при расшифровке сокращения возможно различное понимание текста библиографического описания. Не допускается сокращать любые заглавия в любой области.

10. В библиографическом списке необходимо соблюдать следующее расположения материалов:

- Конституции СССР, РСФСР, РФ.

- Законы России до 1917 г., Законы СССР, Законы РСФСР, Федеральные законы РФ, региональные законы.

- Указы и распоряжения Президента РФ.

- Акты правительств страны: России до 1917 г., СССР, РСФСР, РФ (декреты, постановления, решения, распоряжения, положения, правила).

- Нормативные акты субъектов РФ (постановления, решения, распоряжения, положения, правила).

- Акты министерств и ведомств (решения, распоряжения, положения, правила).

- Решения органов местного самоуправления (решения, распоряжения, положения, правила).

- Нормативные акты зарубежных государств.

- Научная литература в алфавите авторов и заглавий документов.

- Архивные документы, фондовые музейные коллекции.

Примеры библиографических описаний:

Законодательные акты:

Законы:

Устав лесной Российской империи // Свод законов Российской империи. - Т. 8. - СПб., 1842.

Об охране природы в РСФСР: закон РСФСР // Правда. - 1960. - 28 окт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Об особо охраняемых природных территорий Кировской области: закон Киров. обл. // Вестник Кировской областной Думы и администрации области. - Киров, 1996. - Вып. 5. - С. 3-37.

Декреты, постановления и решения:

О лесах: декрет ВЦИК от 27 мая 1918 г. // Об охране окружающей среды: сб. док. партии и правительства: 1917-1981 гг. - М., 1981. - С. ...

Об утверждении Положения о порядке охраны и использования объектов природного и культурного наследия на территории Кировской области: решение малого совета Киров. обл. Совета нар. депутатов // Вестник Кировского областного Совета народных депутатов. - Киров, 1992. - № 12. -С. 25-36.

О порядке признания водных объектов памятниками природы: постановление Совета Министров РСФСР от 12 сентября 1974 г. № 129 // Собрание Постановлений правительства РСФСР 3 23.- С. 429-430.

О ловле рыбы в пределах Вятской губернии: постановление Вят. гу-бисполкома от 30 марта 1922 г. // Вят. правда. - 1922. - № 102.

Стандарт, СанПиН, СНиН:

ГОСТ Р 517721-2001. Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования. -Введ. 2002-01-01. - М.: Изд-во стандартов, 2001. - 27 с.

СНиП 2.06.15-85. Инженерная защита территории от затопления и подтопления.

Научная и методическая литература:

Один автор:

Мусихин, В. Е. Вятская деревня: История и современность: учебно-методическое пособие для учителей и студентов [Текст] / В. Е. Мусихин. - Киров, 1995. - 86 с.

Соловьев, А. Н. Сокровища вятской природы [Текст] / А. Н. Соловьев. - Киров, 1986.

Хохлов, А. А. Изучение материальных памятников истории и культуры Кировской области: учебно-методическое пособие для учителей и студентов. [Текст] / А. А. Хохлов. - Киров, 1997. - 60 с.

Два автора:

Беляев, И. В. Вятский водопровод [Текст] / И. В. Беляев, В. В. Жуй-ков. - Киров, 2000.

Валеев, Н. М. Краеведы Елабуги [Текст] / Н. М. Валеев, И. В. Корнилова. - Елабуга, 2007.

Три автора:

Алалыкина, Н. М. Фенология и региональный экологический мониторинг [Текст] / Н. М. Алалыкина, Т. Я. Алалыкина, Л. В. Кондакова. - Сыктывкар, 2004.

Бушмелев, Г. А. География Кировской области [Текст] / Г. А. Бушме-лев, В. И. Колчанов, Д. Д. Лавров. - Киров, 1972.

С редактором:

Животный мир Кировской области Т. 5. [Текст] / под ред. Н. М. Ала-лыкиной. - Киров, 2001.

История города Кирова [Текст] / ред. А. В. Эммаусский, Е. И. Кирю-хина. - Киров, 1974.

История и культура Вятского края [Текст] / под ред. И. Ю. Трушко-вой. - Киров, 2005.

С составителем:

Вятка и вятчане: энциклопедия для подростков [Текст] / сост. Л. В. Шевченко, Г. И. Емельянова, А. Ю. Бушмелева, И. А. Бердникова. - Киров, 2006.

Этнография. Фольклор [Текст] // Энциклопедия Земли Вятской. Т. 8. / сост. В. А. Поздеев. - Киров, 1998.

Экскурсии по памятникам природы г. Кирова и области [Текст]. Ч. 2 / сост. И. М. Зарубина. - Киров, 2007.

Статьи из газет:

Тинский, А. Г. Дом, в котором будем жить [Текст] / А. Г. Тинский // Комс. Племя. - Киров, 1980. - 2 сент. - С. 1-2.

Хохлов, А. А. О возрождении часовни [Текст] / А. А. Хохлов // Киров. правда. - Киров, 1990. - 23 сент. - С. 4.

Статья из журнала:

Аварийный запас природы на «племя» [Текст] // Очень кстати. - Киров, 2003. - № 2. - С. 10-14.

Хохлов, А. А. Вятская академия наук [Текст] / А. А. Хохлов // Панорама. - Киров, 1991. - № 10. - С. 27-28.

Статья из сборника научных трудов:

Бузмакова, Н. Ю. История географических названий на территории Афанасьевского района [Текст] / Н. Ю. Бузмакова // Музей на рубеже веков: история, состояние, перспективы: материалы междунар. науч. конф. - Киров, 2006. - С. 189-191.

Вахитов, З. К. Лесопродуктивные меры повышения продуктивности лесов области [Текст] / З. К. Вахитов // Проблемы изучения, использования и охраны природы Кировской области: материалы первых естественно-научных краеведческих чтений памяти А. Д. Фокина. - Киров, 1992. -С. 71-72.

Ворончихин, Л. И. Улучшение породного состава лесов Кировской области [Текст] / Л. И. Ворончихин // Региональные и муниципальные проблемы природопользования: материалы 5-й науч.-практ. конф. - Кирово-Чепецк, 1998. - С. 48-49.

Электронные ресурсы:

Жаравин, В. С., Чудиновских, Е. Н. Политические лидеры Вятского края. Век XX [Электронный ресурс]: справ. / В. С. Жаравин, Е. Н. Чудиновских; - Киров, ГАСПИКО, 2006, - 1 CD-ROM.

Хохлов, А. А. Впервые в нашем городе (памятники науки и техники. [Электронный ресурс] / А. А. Хохлов. - Киров: Изд-во «Киров - детям», 2009. - 1 CD-ROM.

Архивные документы, фондовые музейные коллекции:

Государственный архив Кировской области (ГАКО). Ф. 575. Оп. 1. Д. 170.

ГАКО. Ф. 575. Оп. 1. Д. 170. Л. 8

ГАКО. Ф. р-3173. Оп. 1. Д. 218.

Государственный архив социально-политической истории Кировской области (ГАСПИКО) Ф. 6464. Оп. 1. Д. 1. Л. 1, 2.

ГАСПИКО. Ф. 6467. Оп. 1. Д. 1. Л. 30.

Фонды Кировского областного краеведческого музея (КОКМ) основной фонд (ОФ) КОКМ 17651

КОКМ ОФ КОКМ 28743

КОКМ научно-вспомогательный фонд (Н / В) 8795

КОКМ Н / В 914.

Как составить план (структуру) исследовательской работы

Составление плана учебно-исследовательской работы является третьим этапом исследования. Этот этап может начинаться параллельно с изучением литературы и продолжаться почти до окончания написания исследования. Его иногда называют программой исследования.

Только тщательное планирование будущих изысканий убережёт исследователя от увлечения незначительными подробностями,

которые отвлекут внимание от решения главной проблемы. Удачный план является залогом будущего успеха.

Если идеи будущей работы окончательно ещё не сформировались, то можно составить предварительный рабочий план, перечислив вопросы, которые следует раскрыть в рамках работы. Выявление новых источников материала может привести к появлению новых аспектов изучения объекта и решения учебно-исследовательской задачи, а это может повлечь изменение плана. За весь период работы над исследованием учеником может быть составлено несколько планов исследовательской работы. Часто последний, итоговый план может значительно отличаться от плана рабочего, предварительного. И это не случайно. Первоначальный замысел автора может быть расширен новыми пунктами плана или, наоборот, сужен в зависимости от количества собранного материала. Разрабатывать план ученику обычно помогает педагог-руководитель.

Не стоит увлекаться созданием «плана ради плана» или «потому, что так требуют», чрезмерная бюрократизация не влияет на плодотворность деятельности и не гарантирует высокого качества исследования. Не надо стремиться и к тому, чтобы учесть в плане все нюансы - это приведет к увеличению объема плана.

Несмотря на то, что каких-то жёстких требований к структуре плана исследовательской работы нет, нужно руководствоваться здравым смыслом. Любая исследовательская работа должна иметь введение, главную (основную) часть и заключение, библиографический список и приложения. Основная часть разбивается на главы, которых может быть от 1 до 3. Они посвящены раскрытию содержания учебно-исследовательской работы.

План может быть простым или сложным. Простой план содержит перечень основных вопросов. В сложном плане каждая глава разбивается на параграфы, а параграфы могут содержать отдельные пункты. Иногда составляют комбинированный план, где одни главы разбиваются на параграфы, а другие оставляют без дополнительной рубрикации. Понятно, что главная часть не может состоять из одного параграфа и всего одного пункта.

При составлении плана следует стремиться, чтобы: а) его параграфы и пункты соответствовали выбранной теме и не выходили за её пределы; б) главы, параграфы, пункты располагались в логической последовательности; в) в план обязательно были включены

вопросы, отражающие основные аспекты исследования; г) выбранная тема была исследована всесторонне.

В плане следует избегать слишком общих фраз в названиях рубрик. Названия глав, параграфов и пунктов не должны полностью совпадать с названием самой исследовательской работы. Если исследовательская работа называется «Школа в годы Великой Отечественной войны», то название главы может быть «Деятельность школы в годы Великой Отечественной войны». Неправильно называть пункты плана одним словом, так же как и не рекомендуются слишком длинные названия, занимающие более трёх строчек на странице.

Как написать введение в исследовательскую работу

Введение - ответственная часть учебно-исследовательской работы учащегося. Подготовка введения требует особой тщательности потому, что в нем в концентрированной форме представлены основные идеи любого исследования. Весь ход исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

1. Обоснование выбора темы исследования с указанием ее актуальности и определением проблемы.

2. Описание степени изученности темы по литературным источникам (обзор литературы).

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Постановка цели и конкретных задач исследования.

5. Выбор методов (методики) проведения исследования.

6. Можно указать гипотезу, новизну исследования, значимость полученных результатов.

Тема исследования, как правило, обязательно выбирается с учетом её актуальности, то есть с учетом степени важности в данный момент. Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса познания. Актуальность тесно связана с её злободневностью. Кроме этого актуальность исследования содержит положения и доводы, свидетельствующие в пользу значимости выполненной работы.

При определении актуальности обычно указывается, из каких соображений приступают к исследованию данной темы, чем обусловлена необходимость исследования - развитием науки, общественными потребностями, или она представляет собой обобщение опыта и т. д.

Актуальность находится в самой тесной связи с решаемой в учебно-исследовательской работе проблемой, от которой и надле-

жит отталкиваться. Исследователь должен убедительно показать, что до проведения исследования в данной отрасли познания существовал пробел, который надо было обязательно устранить. Она может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т. п.

Освещение актуальности, как и формулировка темы, не должно быть многословным. Здесь желательно кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым и что мешало ее раскрытию раньше, в предыдущих исследованиях.

При оценке актуальности выбранной темы следует знать, что актуальность применительно к исследовательским работам школьников заключается в убеждении в том, что ранее подобных работ не выполнялось.

Необходимо обратить внимание на типичную ошибку: в исследовательских работах учащихся часто обосновывается актуальность направления исследования как целой области, а не конкретно выбранной учеником темы.

Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования. Правильная постановка и ясная формулировка проблемы в исследовании очень важны. Она определяет стратегию исследования, направление поиска.

Проблема - объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Проблема в науке - противоречивость, требующая своего разрешения. Противоречивость чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений, т.е. когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты. Иными словами, проблема -это риторический вопрос, который исследователь задает природе, обществу, но отвечать на него должен он сам.

Когда и почему возникает проблема? Она всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы. Её появление связано с тем, что существующее научное знание уже не позволяет решать новые задачи, познавать новые явления, объяснять ранее неизвестные факты или выявлять несовершенство прежних способов объяснения, признанных фактов и эмпирических закономерностей.

Принято считать, что сформулировать научную проблему -значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования. Чётко и однозначно определить научную проблему и, таким образом, сформулировать её сущность будет нетрудно, если исследователю удастся показать, где пролегла грань между знанием и незнанием с точки зрения предмета исследования.

Проблема исследования и его тема не одно и то же. Проблема как бы задает ракурс рассмотрения темы; она является основной, стержневой для всей работы. Поставленная проблема должна быть отражена в формулировке цели исследования.

Для выяснения состояния разработки темы составляется краткий обзор литературы, из которого можно сделать вывод, что данная тема еще не раскрыта (раскрыта лишь частично или не в том аспекте), несмотря на её актуальность, и поэтому требует дальнейшей разработки. Если такой вывод не вытекает логически из обзора, то юному исследователю нет смысла разрабатывать выбранную тему.

Краткий обзор литературы по теме демонстрирует основательное ознакомление юного исследователя со специальной и краеведческой литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать достигнутое ранее другими исследователями, определять главное в современном состоянии изучения темы. Материалы такого обзора необходимо систематизировать в определенной логической связи и последовательности.

Достаточно часто бывает, что юный исследователь, не найдя в доступной ему литературе нужных сведений, безосновательно берется утверждать, что именно ему принадлежит первое слово в описании исследуемого явления, тем не менее со временем это легко опровергается. Ясно, что такие ответственные заявления можно делать только после тщательного и всестороннего изучения литературных источников.

После того, как было доказано, что данная тема исследования, несмотря на её актуальность, слабо изучена, логично перейти к определению объекта и предмета исследования.

Объект - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и выбранное для изучения. Объект исследования представляет область научных изысканий, в пределах которой выявлена

и существует исследуемая проблема. Иными словами, это то, что юный исследователь намерен изучать.

Объектом может быть как отдельное предприятие, организация или их структурные подразделения, так и процесс или явление, которое порождается системой закономерностей, связей, отношений, видов деятельности, в рамках которой зарождается проблема исследования. Например, система ценообразования в экономике, развитие донорского движения в регионе, лечение определенных видов заболеваний в медицине, развитие сети особо охраняемых природных территорий или конкретный природный охраняемый объект - в природопользовании, и т. д. Объект исследования является своеобразным носителем проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность.

С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования.

Предмет исследования - это указание на особую проблему, которую он собирается поставить и решить. Он более узок и конкретен. Это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы. Благодаря его формулированию в исследовании из общей системы, представляющей объект исследования, выделяется часть системы или процесс, протекающий в системе, являющийся непосредственным предметом исследования.

Границы между объектной областью, объектом, предметом условны, подвижны. То, что в одном случае является объектом исследования, в другом - может стать объектной областью; то, что было в данном случае объектом, в ином случае предстает в качестве предмета исследования.

Для конкретизации объекта и предмета исследования желательно, а иногда и необходимо, оговорить пространственные (географические) и временные (хронологические) границы.

К примеру, при наименовании темы «Из истории школы в годы Великой Отечественной войны» объектом исследования будет школа, а предметом исследования могут быть организация процесса обучения, деятельность комсомольской, пионерской организаций, внеклассная деятельность учеников и т. д. А если тема иссле-

дования называется «Из истории пионерской организации школы», то объектом исследования будет именно пионерская организация, а предметом исследования - деятельность пионерской организации школы (желательно указать в какой период). В исследовательской работе на тему «Школьные годы в жизни академика Александра Николаевича Бакулева» объектом исследования будет сам А. Н. Бакулев, а предметом исследования - ученическая деятельность будущего академика.

В теме «История развития спортивного ориентирования в городе Слободском» объект изучения - спортивное ориентирование как вид спорта, предмет исследования - процесс развития вида спорта.

От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования.

Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Цель исследования определяет тактику действий юного исследователя, то есть последовательность конкретных шагов (исследовательских задач), посредством которых проблема может быть решена.

В качестве цели не следует указывать «сделать то, то». Правильно будет использовать глаголы: раскрыть, определить, установить, показать, выявить, изучить, уточнить, разработать, обосновать, обобщить и др. К примеру, «выявить закономерности процесса...», «обобщить собранный материал», «установить время возникновения.» и т. д.

Целью исследования может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, при написании исследовательской работы на тему «Ло-патинское озеро - памятник природы Оричевского района» цель исследования можно сформулировать так: «Выявить и обобщить весь библиографический материал о памятнике природы регионального значения»; может быть и такая формулировка: «Составить комплексное описание памятника природы» или ещё более конкретная цель: «Составить батиметрическую карту озера».

Далее формулируются задачи исследования, которые будут решаться соответственно определенной цели. Задачи исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответст-

вии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Обычно они даются в форме перечисления: «изучить...», «описать...», «раскрыть...», «выявить...», «определить...», «исследовать...», «выяснить...», «проанализировать...», «ознакомиться в ходе...» и т. д.

Так, при написании исследования на тему «История Вятки голосом частушки», могут быть поставлены следующие задачи: 1) Выявить по периодической печати, выходящей в Вятской губернии - Кировской области, и архивным материалам фольклорные материалы. 2) В ходе фольклорной экспедиции записать у старожилов деревень района частушки, связанные с историей вятской земли.

Для темы исследования «Зимняя орнитофауна г. Яранска» возможно поставить следующие задачи: 1) По специальной и краеведческой литературе выявить возможный видовой состав птиц, обитающих в зимнее время в районе и городе. 2) Во время экскурсий провести наблюдения за видовым разнообразием и численностью птиц, обитающих в городской черте. 3) Проанализировать результаты орнитологических наблюдений, сравнив их с литературными данными.

Часто школьники среди поставленных задач ставят и такой пункт «сделать выводы.». Этого делать нельзя. Выводы по исследованию - обязательная составляющая любой исследовательской работы и не входят в число задач исследования.

Методы исследования также являются элементом введения к любой исследовательской работе. Поэтому необходимо чётко указать только те методы, которые непосредственно были использованы при написании исследовательской работы. Метод научного исследования - система умственных и (или) практических операций (процедур), которые нацелены на решение определенных познавательных задач с учетом определенной познавательной цели. Чаще всего используются следующие методы.

• Анализ - метод исследования, предполагающий такую мыслительную операцию, при которой исследуемый процесс или явление разделяются на составляющие для их специального и углубленного самостоятельного изучения.

• Беседа - метод исследования, предполагающий личный контакт с отвечающим.

• Классификация - теоретический метод изучения изучаемых объектов, фактов, основанный на упорядочивании явлений по отношению друг к другу.

• Моделирование - метод исследования, предполагающий построение модели.

• Наблюдение - наиболее информативный метод исследования, позволяющий увидеть со стороны изучаемые процессы и явления, доступные для восприятия.

• Обобщение - одна из важных мыслительных операций, в результате которой выделяются и фиксируются относительно устойчивые свойства объектов и их отношений.

• Обследование - это изучение исследуемого объекта с той или иной мерой глубины и детализации, что определяется целями и задачами исследования.

• Синтез - мыслительная операция, в ходе которой из выявленных элементов и фактов восстанавливается целостная картина.

• Социологический - опрос части населения по специальному перечню вопросов.

• Сравнение - метод исследования, предполагающий сопоставление объектов с целью выявления их сходства и отличий, общего и особенного.

• Статистический - метод исследования, предполагающий обработку значительного количества цифрового материала.

• Эксперимент - общий эмпирический метод исследования, в основе которого строгий контроль за изучаемыми объектами в управляемых условиях.

Для комментариев окно обратной связи:

Обратная связь

Имя отправителя:

E-mail отправителя:

Тема письма:

Текст сообщения:

Код безопасности:

Ни одна серьёзная исследовательская работа не может быть подготовлена без научного предвидения, которое помогает предусмотреть и свести к минимуму возможные ошибки и неудачи. Конкретной формой научного предвидения является гипотеза. Гипотеза - форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Она носит вероятностный, а не достоверный характер. В исследовательской работе могут быть несколько гипотез одновременно.

Обычно выделяют следующие типы гипотез.

Сравнительные:

- ... и ... имеют сходство по следующим признакам: ...

- и ... отличаются по признакам: ...

Аналитические:

- имеет следующую структуру: ...

- Наиболее важными показателями (характеристиками, формами, следствиями, причинами, аспектами, ценностями и т. д.) ... являются.........

- ... устроено так ...

Дедуктивные:

- Система ценностей героя данного произведения искусства позволяет предположить, что он близко знаком с философией ....

- Характерной особенностью поведения подростка начала XXI века является ....

- Наблюдаемый феномен ... является частным случаем ....

- ... не является ....

- Специфика проявления ... в ... заключается в ....

- ... представляет собой частный случай ....

Классификационные:

- Изучаемые явления имеют следующую типологию: ....

- Ряд исследуемых фактов (феноменов) укладывается в следующую схему (родо-видовую классификацию): ....

- Основанием для классификации данных явлений служит ....

Задачи связи и отношения:

- ... связано (связан, связаны, связана) с ....

- Влияние ... на ... опосредованно ... (происходит через ...).

- ... влияет на ... таким образом: ... (вариант: ... зависит от ...).

- Некоторые ... имеют (не имеют) отношение к ....

Причинно-следственные (как частный случай предыдущего):

- Если применить ... и ..., то получим ....

- ... поведение ... является следствием влияния ....

- Замена ... на ... приведет к ....

- ... влияет на ....

- ... обусловлено действием ....

-......и ... детерминирует ....

- Влияние ... на ... происходит опосредованно, через фактор ....

Оценочные:

- Использование формулы ... вместо формулы ... в решении задачи ... позволит повысить эффективность (точность) решения.

- Использование прибора ... вместо прибора ... для измерения ... в условиях ... позволит точнее предсказывать ....

- Данное описание более полное (интересное, эмоциональное, глубокое, актуальное, надежное, научное и т. д.), чем ...

- ... должно (не должно) быть ... (или не ...).

- ... эффективно для ... в условиях ....

- Преимущество ... перед ... состоит в том, что ....

Алгоритмические:

- Последовательность операций должна строиться так: ....

- Программа обработки данных ... должна включать в себя ....

- Есть необходимость изменить алгоритм так: ....

- Введение в технологию (алгоритм) предлагаемой операции (действия, средства) ... позволит изменить результат в требуемую сторону.

Системные:

- Структурными единицами (составными частями) ... являются ....

- ... будет развиваться (двигаться, строиться) в направлении ....

- Иерархия элементов (связей) системы будет следующей ....

- Системообразующим элементом в изучаемом явлении будет

Индуктивные (обобщения):

- Механизм (принцип действия) ... устроен так: ....

- Выявленные признаки (факторы, элементы, аспекты и т. д.) укладываются в следующую закономерность ....

- На основании полученных данных (на основании анализа проблемы) можно утверждать, что ... (это может быть формула, правило, закон, определение).

- Все ... являются ....

Технологические:

- Для получения требуемого результата ... использовать лучше, чем ....

- Технология ... может строиться так: ....

- Технология ... должна включать в себя ... (это может быть инструмент или средство, этап, действие, операция и т. д.).

- Технология ... не соответствует условиям (требованиям, представлениям и т. д.).

К гипотезе предъявляются следующие основные требования:

а) гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;

б) должна быть проверяема при помощи имеющихся методик:

в) она должна быть сформулирована на чётком грамотном языке;

г) соответствовать предмету исследования так, чтобы истинность выдвинутого в ней предположения не была очевидна; д) обоснована предшествующими знаниями, вытекать из них.

Так, в исследовательской работе на тему «Донорство: история и современность» можно дать такую формулировку гипотезы: «Дальнейшее развитие донорства в современных условиях на территории Кировской области возможно только в том случае, если законодательство закрепит более широкие конкретные социальные льготы донорам».

Обычно в ходе исследования гипотезы должны проверяться. Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия, которые логически из неё вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают. Проверка выдвинутой гипотезы может проходить разными путями. Так, для проверки гипотезы о развитии донорства необходимо проведение социологического опроса, в ходе которого большинство опрашиваемых высказались бы за расширение социальных льгот.

В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, третьи отбрасываются, превращаются в заблуждения, если проверка дает отрицательный результат. Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой, даже в том случае, если эти результаты были отрицательными.

Вопрос новизны является одним из наиболее сложных моментов исследовательской работы. Исследователь должен уметь определить новизну результата своей работы.

Для работ школьников новизна темы может достигаться следующими способами:

1) введением в научный оборот новых, не использованных ранее источников с их последующим анализом;

2) новой трактовкой известных источников с коррекцией старого научного знания;

3) изучением на основе известных источников малоизученных аспектов старого знания;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) уточнением, конкретизацией известных данных, распространением известных результатов на новый класс объектов, систем;

5) практическим применением (какими органами и организациями, в какой форме используются и могут быть использованы результаты выполненного исследования и рекомендации, высказанные в работе).

При этом надо очень осторожно относиться к тому, что автор, как ему кажется, сделал впервые. Понятие «впервые» означает в науке факт отсутствия подобных результатов до их публикации. Впервые может проводиться исследование на оригинальные темы, которые ранее не исследовались в той или иной отрасли научного знания. На практике часто бывает так, что юный исследователь просто не сумел выявить по литературе уже ранее описанные факты и явления.

Значимость полученных результатов чаще всего заключается в возможностях практического применения результатов исследования.

Требования к заключительной части исследования

Заключение - завершающий раздел текста исследовательской работы, содержащий краткое изложение основных итогов и выводов работы. По тому, как написана заключительная часть, судят об умении обобщать, выделять то существенное, что достигнуто в результате проведенного исследования.

Содержание данного раздела должно вытекать из теоретического анализа литературы, данных эмпирического исследования. В заключении не нужно писать об актуальности изучаемой проблемы, об этом речь уже шла в разделе «Введение», не нужно рассказывать о том, что вы собирались сделать и что предполагали, когда начинали исследование, не надо вновь пересказывать содержание работы и то, что вы в ней хотели достигнуть. Важнее написать, что вы сделали.

Заключение обычно содержит следующее:

1. Данные о выполнении поставленных задач.

2. Выводы по исследованию.

3. Данные о подтверждении гипотезы (при ее наличии).

4. Рекомендации.

5. Данные о выполнении поставленной цели.

В начале заключительной части исследования говорится о выполнении задач исследования. Обычно это пишется так: «При проведении данного исследования нами были.» - и далее перечисляются те задачи, которые были выполнены по ходу написания текста.

Формально любая исследовательская работа требует выводов. Выводы - корректно сформулированные положения, следующие из результатов проделанной работы. По сути, выводы нужны для того, чтобы кратко охарактеризовать основные результаты, к которым пришел автор в процессе работы.

Выводы «вытекают» из содержания основной части исследовательской работы. Не следует помещать в раздел «Выводы» результаты, полученные другими авторами, призывы и лозунги или повторять отдельные положения текста исследования. В заключительной части не должно быть выводов, которые не подтверждаются текстовым материалом. Не следует искажать собственные результаты, для того чтобы придать работе значимость или практический выход.

На формулировки выводов надо обращать самое серьезное внимание, уделяя им максимум умственных усилий. Сами выводы (резюме) должны быть написаны четким, лаконичным, ясным стилем и должны располагаться по порядку номеров. Выводы отвечают на вопрос, поставленный в цели работы. Они должны соответствовать задачам исследования. Каждый вывод в учебно-исследовательской работе должен быть обоснован определенным методом, например: логическим, статистическим или математическим.

Обычно выводы начинаются такими фразами, как: итак., таким образом., в заключение отметим, что., все сказанное позволяет сделать следующие выводы, подведя итог, следует сказать, что.

Выводы, характеризующие новое научное знание, могут начинаться словами: Расчет показал, что . при условиях . возника-

ет ... явление, которое объясняется..., или Экспериментально установлено, что ... влияние., ослабевающее при., или Выявлен факт., говорящий в том, что. Обычно в работе делается 3-4 вывода.

В выводах отдельным пунктом обязательно должны быть данные о подтверждении или не подтверждении гипотезы исследовании. Обычно это пишется так: «Мы предположили, что. В ходе проведенного исследования выяснилось, что. Таким образом, проведенное нами исследование подтвердило нашу гипотезу, что, действительно .»

Исследователи могут в конце каждой главы и даже параграфа основной части работы приводить промежуточные выводы, отражающие в концентрированной форме содержание главы (параграфа). Они должны быть конкретными, раскрывать сущность нового научного знания с указанием деталей, особенностей и новизны конкретных результатов исследования. Наличие таких выводов позволяет упростить составление заключения по работе. При наличии промежуточных выводов по главам выводы заключительной части должны быть более общими.

В заключительной части работы следует показать, в чем состоит новизна содержания работы, иными словами, то новое и существенное, что составляет научную и практическую ценность данной работы.

Рекомендации, которые даются в исследовательской работе, надо формулировать предметно, то есть указать, что и кому (конкретное лицо или организация) надо делать. Эти рекомендации должны опираться на конкретные должностные обязанности физического или юридического лица.

В заключительной части исследования можно предложить перспективы для дальнейших поисков по представленной теме. Обычно это дается такими словами: Данное исследование можно продолжить в направлении.

По теме статьи рекомендуется следующая литература

Аристер, Н. И. Процедура подготовки и защиты диссертаций [Текст] / Н. И. Аристер, Н. И. Загузов. - М.: АОЗТ «ИКАР», 1995.

Волков, Ю. Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформление [Текст] / Ю. Г. Волков. - М.: Гардарика, 2002. - 160 с.

Диссертация [Электронный ресурс]. - Свободная энциклопедия «Ви-кипедия» ЬИр://га.,шк1реё1а.о^/,шк1/Диссертация.

Исаева, О. В. Некоторые вопросы организации научно-исследовательской деятельности учащихся [Текст] / О. В. Исаева, Т. Б. Пятибратова // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 2. - С. 167-169.

Крылова, Н. Б. Проектная деятельность школьников и новые задачи педагогов [Текст] / Н. Б. Крылова // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - № 3. - С. 109-115.

Магазов, О. А. Правила оформления результатов исследовательской работы по экологии [Текст]: методическое пособие. / О. А. Магазов, Л. Н. Магазова. - М.: Экосистема, 1996. - 17 с.

Мац, Л. В. Рекомендации по оформлению диссертации [Текст]: практическое руководство для аспирантов и соискателей учёных степеней / Л. В. Мац, О. А. Маслякова. - СПб., 2005, - 28 с.

Нинбург, Е. А. Технология научного исследования [Текст] : (методические рекомендации) / Е. А. Нинбург // Исследовательская работа школьников. - 2007. - № 1. - С. 55-65; 2007. - № 2. - С. 36-47.

Основы ученического исследования [Текст]: методические рекомендации для предпрофильной и профильной подготовки школьников, ориентированных на ученическую исследовательскую работу) / сост. С. И. Пятибратова. - СПб., 2005.

Правила описания источников и составления библиографических списков. - URL: library.mephi.ru > icb2/glav3.html.

Правила составления библиографического списка. - URL: library. mephi.ru > icb2/glav3.html.

Самохина, Ю. С. Вопросы краеведения. Сетевой альманах [Электронный ресурс] Ю. С. Самохина. - URL: http://kraevedenie.chat.ru/articls_sam/ help_tsh.htm

Состояние и перспективы развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 2. -С. 65-72.

Счастная, Т. Н. К вопросу о методологии научного творчества [Текст] / Т. Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. - 2003. - № 1. -С. 52-63.

Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований [Текст]: учебное пособие / М. Ф. Шкляр. - М., 2008. - 244 с.

6. http://www.researcher.ru/practice/practice_org/practice_all/a_gb6ko.html

7. http://sokolovskaya.86mmc-megionsch2.edusite.ru/p4aa1.html

8. http://tana.ucoz.ru/load/427-1-0-971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.