Е. В. Бус
Новоуренгойский техникум газовой промышленности ОАО «Газпром»,
г. Новый Уренгой
Опыт освоения информационных технологий
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ
НОУ СПО «Новоуренгойского техникума газовой промышленности»
ОАО «Газпром»
Авторский коллектив представляет учебно-методическое обеспечение целевого курса, предназначенного для преподавателей НОУ СПО «Новоуренгойский техникум газовой промышленности»
ОАО «Газпром», ведущим практическую педагогическую деятельность с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Материал структурирован по модульному принципу, то есть каждый раздел включает:
• учебно-тематический план;
• учебное пособие;
• практические задания по темам учебного модуля (практикум на электронном носителе);
• контрольно-измерительные материалы.
Слушателям целевого курса — преподавателям техникума, предлагается выполнить интегрированную зачетную работу — составить презентацию портфолио преподавателя.
Учебный модуль представляет собой целостный, логически законченный тематический блок, предусматривающий возможность контроля за его освоением. Тематическое содержание модулей позволяет использовать их не только в рамках данного целевого курса, но и включать в содержание различных интегрированных учебных курсов повышения квалификации. Допускается замена учебных модулей учебно-тематического плана (УТП) с сохранением ориентации на приведенный ниже перечень компетенций педагога в сфере ИКТ.
При разработке модулей были учтены положения Закона РФ «Об образовании», требования квалификационных характеристик преподавателей, Государственных образовательных стандартов, ведомственных нормативов, регламентирующих систему непрерывного фирменного профессионального образования ОАО «Газпром».
Обучение по данному целевому курсу направлено на формирование базовой ИКТ-компетентности преподавателей техникума и осуществляется в процессе моделирования методических материалов и проектирования функционально ориентированных компонентов образовательной деятельности. Базовые знания, умения и навыки использования средств ИКТ в профессиональной деятельности слушатели приобретают на примере использования продуктов компании Microsoft.
Реализация целевого курса предусматривает проведение лекций, практических занятий и работу в малых группах. На занятиях создаются условия для обсуждения и анализа практических ситуаций, обмен опытом работы с коллегами.
Особое место при реализации целевого курса отведено практической деятельности для выполнения проектного задания, направленного на формирование педагогом своих учебно-методических материалов на основе приобретаемого в ходе обучения знаний методики проектирования учебного занятия и использования ИКТ.
Программа целевого курса является вариативной. В зависимости от уровня первоначальной подготовки слуша -телей, преподаваемой ими учебной дисциплины, особенностей организации процесса повышения квалификации предусматривается различный темп освоения дидактических единиц модулей.
Срок обучения составляет 72 часа.
Курс был апробирован в течение 2009-2010, 2010-2011 учебных годов. Обучение прошли 30 педагогических работников техникума. Анализ анкетирования слушателей на начальном и завершающем этапах обучения свидетельствует:
• о высокой практической направленности содержания учебного материала;
• актуальности зачетных заданий: презентация портфолио преподавателя (одна из форм аттестации преподавателей) либо презентация рабочей программы учебной дисциплины (в соответствии с требованиями ФГОС);
• существенном приросте практических навыков использования средств ИКТ в профессиональной деятельности на примере использования продуктов компании Microsoft.
Учебно-методическое обеспечение целевого курса может быть использовано для преподавателей учебных заведений НПО и СПО, а также преподавателей учебных подразделений отрасли.
Список использованных источников
1. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. — 314 с.
2. МихееваЕ. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие. — М.: Проспект, 2010. — 448 с.
3. Воронкова О. Б. Информатика. Методическая копилка преподавателя. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
4. Колосков П. В. и др. Весь Office 2007 (полное руководство). — СПб.: Наука и техника, 2009. — 608 с.
5. Бухарова Г. Д., Старикова Л. Д. Общая и профессиональная педагогика. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 336 с.
6. Колесникова И. А. Коммуникативная деятельность педагога. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 336 с.
Г. М. Гафурова
Арский агропромышленный профессиональный колледж, Республика Татарстан Применение метода проектов в преподавании информатики
В последнее время все больше внимания уделяется применению метода проектов в процессе преподавания различных предметов. В процессе преподавания предмета «Информатика» проектный метод помогает реализовать проблемное обучение как активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, дает возможность обучать групповому взаимодействию. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Проект разрабатывается в течение нескольких занятий и предполагает выполнение самостоятельной творческой работы, в ходе которой закрепляются знания, отрабатываются и демонстрируются практические навыки. От обучающихся требуется:
• Знание и владение основными исследовательскими методами (поиск информации, анализ литературы, обработка данных).
• Владение компьютерной грамотностью: умение вводить и редактировать информацию, умение работать на разных программах, распечатывать информацию на принтере.
• Умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам.
Работа над любым проектом включает определенные этапы:
1 этап: организационный. Включает в себя представление темы и создание группы обучающихся для работы над проектом.
2 этап: выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта. Он включает определение целей и задач.
3 этап: структурирование проекта с выделением подзадач. На этом этапе план становится более развернутым, выделяются этапы, определяются задачи каждого обучающегося.
4 этап: работа над проектом.
5 этап: подведение итогов.
Проектную деятельность обучающихся автор использует на разных блоках предмета информатики. При изучении текстового редактора Word мы с учащимися создаем книги по разным темам. Книги оформляются с иллюстрациями, которые раскрывают тему.
При изучении языка программирования QBasic обучающиеся создают алгоритмы, программы для решения конкретной задачи, проводят отладку программы и распечатывают текст программы на принтере.
При изучении программы Excel обучающиеся бухгалтерских специальностей создают свою фирму, рассчитывают заработную плату работникам, проводят экономические расчеты.
При изучении программы PowerPoint обучающиеся создают презентации по специальным предметам связанные с выбранной профессией. При этом стандартные шрифты, анимация и звуковые эффекты используются в пределах разумного. Количество слайдов определяется преподавателем.
Важным звеном является завершающий этап — защита проекта. Обучающиеся с интересом смотрят работы других и учатся их оценивать. Этот этап можно провести в форме фестиваля творческих презентаций или научнопрактической конференции.
Каких результатов добиваются учащиеся в ходе выполнения проектов?
1. Формируются и отрабатываются:
• Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации.
• Навыки публичного выступления (ораторское искусство).
• Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде.
• Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи.
• Умение работать в группе, в команде.
• Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение.
2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т. д.).