Научная статья на тему 'Опыт организационно-методического сопровождения школьных театров в Калининградской области'

Опыт организационно-методического сопровождения школьных театров в Калининградской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школьный театр / театральная педагогика / воспитание / school theatre / theatre pedagogy / nurturing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Снопок Мария Сергеевна, Афанасьева Светлана Юрьевна, Жариков Денис Сергеевич

В связи с тем, что с 1 января 2024 года в каждой общеобразовательной организации Российской Федерации должны быть созданы детские театральные объединения, вопросы организационно-методического сопровождения школьных театров приобретают особую актуальность. В первую очередь это связано с переосмыслением понятия театральной деятельности в применении к школьному театру и выходу воспитательной составляющей на ведущую роль. При этом необходимо отметить, что в особом сопровождении нуждаются театральные коллективы, созданные недавно. Таким коллективам требуется поддержка в решении вопросов кадрового обеспечения и содержательного наполнения театральной деятельности. В настоящей статье предпринята попытка описать опыт организационно-методического сопровождения школьных театров в Калининградской области. Представлен ряд мероприятий, направленных как на повышение профессиональных компетенций школьных театральных педагогов, так и на создание условий для творческого развития и самореализации учащихся. Такой подход зарекомендовал себя как достаточно эффективный и доступный для воспроизведения в быстро изменяющихся условиях. Материалы, представленные в статье, могут быть интересны представителям органов исполнительной власти в сфере образования и региональных методических служб, а также руководителям школьных театральных студий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Снопок Мария Сергеевна, Афанасьева Светлана Юрьевна, Жариков Денис Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and methodological support of school theatres in the Kaliningrad region

In connection with the requirement for the establishment of children’s theatrical communities in each general education institution of the Russian Federation from January 1, 2024, issues concerning the organizational and methodological support of school theaters have become particularly relevant. Primarily, it is associated with rethinking of the concept of theatrical activity applying it to school theatre, with an emphasis on the nurturing component as a leading role. It is essential to note that recently established theatre groups require special support. They need assistance with staffing and the substantive content of theatrical activities. This article attempts to describe an experience of organizational and methodological support for school theatres in the Kaliningrad region. It includes a range of activities aimed at enhancing professional competencies of school theatrical educators and creating conditions for the creative development and self-realization of students. The approach has proved its effectiveness and availability for reproduction in rapidly changing conditions. The materials presented in the article will be of interest to representatives of the executive authorities in the field of education, regional methodological authorities, and principals of school theatre studios.

Текст научной работы на тему «Опыт организационно-методического сопровождения школьных театров в Калининградской области»

УДК 37.036+ 37.017.92

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Снопок М. С., Афанасьева С. Ю., Жариков Д. С. Опыт организационно-методического сопровождения школьных театров в Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 2 (22) / июль. — С. 35-44. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2024/09jul2024/kvo204/

Снопок Мария Сергеевна | mariasnopok@yandex.ru

Методист учебно-методического центра духовно-нравственного образования и воспитания Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия

Афанасьева Светлана Юрьевна | slovosveta@list.ru

Специалист по учебно-методической работе учебно-методического центра духовно-нравственного образования и воспитания Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия

Жариков Денис Сергеевич | denzis01@yandex.ru

Руководитель учебно-методического центра духовно-нравственного образования и воспитания Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия

Опыт организационно-методического сопровождения школьных театров в Калининградской области

Аннотация. В связи с тем, что с 1 января 2024 года в каждой общеобразовательной организации Российской Федерации должны быть созданы детские театральные объединения, вопросы организационно-методического сопровождения школьных театров приобретают особую актуальность. В первую очередь это связано с переосмыслением понятия театральной деятельности в применении к школьному театру и выходу воспитательной составляющей на ведущую роль. При этом необходимо отметить, что в особом сопровождении нуждаются театральные коллективы, созданные недавно. Таким

коллективам требуется поддержка в решении вопросов кадрового обеспечения и содержательного наполнения театральной деятельности.

В настоящей статье предпринята попытка описать опыт организационно-методического сопровождения школьных театров в Калининградской области. Представлен ряд мероприятий, направленных как на повышение профессиональных компетенций школьных театральных педагогов, так и на создание условий для творческого развития и самореализации учащихся. Такой подход зарекомендовал

УДК 37.036+ 37.017.92

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Снопок М. С., Афанасьева С. Ю., Жариков Д. С. Опыт организационно-методического сопровождения школьных театров в Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 2 (22) / июль. — С. 35-44. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2024/09jul2024/kvo204/

себя как достаточно эффективный и доступный для воспроизведения в быстро изменяющихся условиях. Материалы, представленные в статье, могут быть интересны представителям органов исполнительной власти в сфере образования и региональных методических служб, а также руководителям школьных театральных студий.

Ключевые слова: школьный театр, театральная педагогика, воспитание.

В последние несколько лет вопросам воспитания в школе уделяется особое внимание. На законодательном уровне конкретизировалось понятие «воспитание» [8], утверждены традиционные духовно-нравственные ценности российского общества, которые лежат в основе воспитательного процесса [7]. Сверх того, создано Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи «Движение первых», а также общественное объединение советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Проводится большое количество конкурсов, олимпиад и фестивалей, способствующих укоренению подрастающего поколения в традиционных ценностях. При этом следует отметить, что процесс воспитания не происходит и не может происходить в рамках отдельных мероприятий — воспитывающее воздействие на ребенка оказывает множество факторов, включая информационное поле и среду, в которой он растет, его окружение. Поэтому особую важность сегодня приобретает создание

в рамках образовательной организации открытых пространств воспитания.

Пространство воспитания — категория, которая появилась в педагогике в ответ на изменение системы ценностей и целей образования [5]. Сейчас эта категория находится в стадии формирования; наряду с ней употребляется такой термин, как «воспитывающая среда», достаточно близкий по смыслу пространству воспитания.

Отметим, что С. Т. Шацкий в своих работах утверждает, что среда воспринимается не только как объективный фактор становления личности, но и как объект педагогического воздействия, в результате чего она становится средством воспитания [9]. При этом другие исследователи (например, Л. И. Новикова [2, с. 60-61]) говорят о том, что сама по себе среда — данность и не всегда обладает воспитывающим влиянием, а педа-гогизация среды происходит в процессе целе- и ценностно-ориентированной встречи педагога и ребенка, их со-бытия в данной среде.

В данной статье мы будем придерживаться определения, которое приводится в словаре-справочнике по теории воспитательных систем П. В. Степанова, где под воспитательным пространством подразумевается особая педагогическая среда, образующаяся вокруг педагогического со-бытия детей и взрослых, присутствие в которой способствует личностному развитию ребенка. При этом необходимо помнить, что воспитательное

УДК 37.036+ 37.017.92

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Снопок М. С., Афанасьева С. Ю., Жариков Д. С. Опыт организационно-методического сопровождения школьных театров в Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 2 (22) / июль. — С. 35-44. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2024/09jul2024/kvo204/

пространство не может быть совокупностью функционирования различных образовательных, культурных и других учреждений [1].

Отличным примером воспитательного пространства в образовательной организации может стать школьный театр. За счет ценностного содержания, которым наполняется спектакль, формируется особая ценностно-смысловая среда как для детей-актеров, непосредственно задействованных в подготовке спектакля, так и для детей-зрителей, которыми всегда является большая часть учащихся. Погружение в такую среду безусловно оказывает на ребят определенное воспитывающее воздействие. Кроме того, школьный театр позволяет достаточно легко погрузить в эту среду и педагогических работников, и родителей обучающихся. Таким образом, школьный театр как форма внеурочной деятельности школьников не только обладает значительным воспитательным потенциалом, но и может стать вспомогательным инструментом для формирования единого воспитательного пространства «семья — школа».

Представляется, что именно этим фактом обусловлено принятое в декабре 2021 года на расширенном совещании Правительства Российской Федерации решение создать к 1 января 2024 года в каждой школе Российской Федерации детское театральное объединение [4]. В 2023 году Министр просвещения Российской Федерации С. С. Кравцов в рамках панельной дискуссии «Театр как вид

искусства и его возможности в воспитании», состоявшейся в Образовательном Фонде «Талант и успех» (образовательный центр «Сириус»), отметил: «Школьные театры — уникальный ресурс. Они помогают молодым людям самореализовываться, пробовать себя в роли актеров, режиссеров, изучать литературные произведения уже не просто в классе на уроке, а погружаясь в содержание во время его постановки на сцене» [Цит. по: 6]. Именно такое понимание школьного театра (как уникального ресурса, расширяющего и углубляющего возможности школы для воспитания, самоопределения и самореализации обучающихся) делает решение о создании школьных театров своевременным, оправданным и целесообразным.

На основе федерального плана по развитию школьных театров [3] Министерством образования Калининградской области была разработана «дорожная карта» по созданию и развитию школьных театров на 2021-2024 годы. Данный документ стал отправной точкой по развитию проекта «Школьный театр» в Калининградской области. Вопросы реализации и координации данной деятельности были возложены на учебно-методический центр духовно-нравственного образования и воспитания Калининградского областного института развития образования (далее — Центр).

Цель реализации «дорожной карты» заключалась в том, чтобы к 2024 году на базе каждой общеобразовательной организации Калининградской области

№ 2 (22) / 2024 КАЛИНИНГРАДСКИЙ

июль ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический

УДК электронный журнал

37.036+

37.017.92

функционировало детское театральное объединение, зарегистрированное во Всероссийском перечне (реестре) школьных театров. Одной из ключевых задач значилось создание условий для формирования пространства воспитания посредством организации школьной театральной деятельности не только на уровне каждой отдельной школы, но и на уровне региона в целом. Настоящая статья является попыткой представить промежуточные итоги реализации данной задачи.

Прежде чем приступить к выполнению задачи, был проведен предварительный мониторинг состояния школьной театральной деятельности в регионе (далее — Мониторинг). Выяснилось, что по состоянию на апрель 2022 года в Калининградской области около 30 % школ имели школьное театральное объединение в той или иной форме (при этом в МАОУ лицей № 49 действовала предпро-фессиональная программа для учащихся 10-11 классов); еще около 10 % школ проводили театральную деятельность на достаточно высоком уровне, учащиеся принимали участие в региональных и всероссийских театральных фестивалях, конкурсах, постановки были востребованы в школьных сообществах. В остальных общеобразовательных организациях театральная деятельность возникала и развивалась стихийно, в основном на уровне отдельных классов или при подготовке общешкольных праздников.

По итогам Мониторинга в качестве основной проблемы, затрудняющей

Снопок М. С., Афанасьева С. Ю., Жариков Д. С. Опыт организационно-методического сопровождения школьных театров в Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 2 (22) / июль. — С. 35-44. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2024/09jul2024/kvo204/

создание и развитие школьных театров, была обозначена нехватка квалифицированных кадров. Эта проблема становилась острее из-за отсутствия в Калининградской области своей театральной школы. Также педагоги отмечали, что создание даже одной театральной постановки требует много сил и ресурсов, тратить которые ради одного показа для родителей и учащихся школы нецелесообразно, а организация выезда за пределы региона, в силу геополитического положения Калининградской области, для многих ребят и поныне остается затруднительной. Таким образом, становилась очевидной необходимость создания площадки, на которой школьники могли бы показать свои спектакли, обменяться опытом и завязать дружеские связи.

Итак, Центром был выработан подход к организационно-методическому сопровождению школьной театральной деятельности, направленный на устранение вышеописанных дефицитов и включающий в себя четыре направления:

- проведение курсов повышения квалификации;

- межкурсовое сопровождение театральных педагогов;

- создание неформального регионального сообщества театральных педагогов;

- организацию и проведение ключевого регионального театрального события.

Рассмотрим каждое из представленных направлений более подробно.

УДК 37.036+ 37.017.92

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Снопок М. С., Афанасьева С. Ю., Жариков Д. С. Опыт организационно-методического сопровождения школьных театров в Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 2 (22) / июль. — С. 35-44. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2024/09jul2024/kvo204/

Проведение курсов повышения квалификации

Прежде чем обратиться к дополнительному профессиональному образованию театральных педагогов, необходимо отметить, что в течение 2022 года в общеобразовательных организациях Калининградской области проходила большая работа, направленная на создание школьных театров. К апрелю 2023 года детские театральные объединения были созданы уже в 119 общеобразовательных организациях Калининградской области (около 67 % от общего количества школ региона).

Руководителями вновь созданных школьных театров чаще всего становились учителя русского языка и литературы, учителя начальных классов, а также педагоги, реализующие обучение по предметам эстетического цикла. Больше всего новоиспеченных театральных педагогов волновали следующие вопросы:

- «С чего начать?»;

- «Как создать спектакль, если нет оборудованного помещения?»;

- «Можно ли делать спектакль без костюмов?»;

- «Чем спектакль отличается от театрализации?»;

- «Как привлечь школьников в театр?».

Таким образом, стало очевидным, что системе образования Калининградской области необходима дополнительная профессиональная программа повышения квалификации, рассчитанная в первую очередь на начинающих театральных педагогов. При этом данная программа должна отвечать задаче по созданию в регионе педагогичного и воспитывающего детского театра.

С этой целью сотрудниками Центра была разработана и апробирована дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Воспитание школьников через театральную деятельность» в объеме 46 академических часов (далее — Программа)1. В Программе большое внимание уделялось основам театральной педагогики, возрастным особенностям юных актеров; большой практический блок отводился изучению основ актерского и режиссерского мастерства, а также современным формам театрального творчества, которые можно реализовать в условиях ограниченных ресурсов (вербатим, сторителлинг и др.). Программа успешно прошла общественно-профессиональную экспертизу, получила высокую оценку и была включена в Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ2.

1 Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Воспитание школьников через театральную деятельность» доступна по ссылке: https://koiro.edu.ru/ portfolю-itelrl/vospitanie-shkolnikov-cherez-teatralnuyu-deyatelnost .

2 Ссылка на дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Воспитание школьников через театральную деятельность» в Федеральном реестре дополнительных профессиональных программ: https://dppo.apkpro.ru/bank/detail/1274 .

УДК 37.036+ 37.017.92

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Снопок М. С., Афанасьева С. Ю., Жариков Д. С. Опыт организационно-методического сопровождения школьных театров в Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 2 (22) / июль. — С. 35-44. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2024/09jul2024/kvo204/

Важно отметить, что для реализации Программы привлекались высококвалифицированные специалисты, в том числе профессиональные актеры, режиссеры, опытные театральные педагоги. Программа реализовывалась в сотрудничестве с Калининградским областным драматическим театром и Российским государственным институтом сценических искусств.

В 2023 году повышение квалификации по Программе прошли 50 педагогов. Отзывы слушателей позволяют судить о том, что обучение соответствовало ожиданиям педагогов и отвечало на их основные профессиональные запросы. В 2024 году обучение по Программе прошли еще 40 педагогов. До конца срока действия программы (декабрь 2025 года) планируется обучить всех художественных руководителей школьных театров Калининградской области, что позволит решить вопрос недостатка квалифицированных педагогических кадров.

Межкурсовое сопровождение театральных педагогов

Несмотря на высокую востребованность обучения по Программе, она не может удовлетворить образовательные потребности опытных руководителей школьных театров, которые даже при отсутствии профильного образования в течение многих лет на практике осваивали и оттачивали мастерство театрального педагога. В этой связи в 2023 году на базе Центра был организован цикл педагогических лабораторий «Театр в каждой школе». В качестве ведущих таких лабораторий

привлекались высококвалифицированные специалисты, в том числе из других регионов Российской Федерации. Всего было организовано восемь лабораторий. Педагоги стали участниками практических тренингов по следующим направлениям театральной деятельности:

- «Выбор произведения для театральной постановки»;

- «Сторителлинг»;

- «Речевой тренинг»;

- «Практика постановочного процесса в начальной и основной школе»;

- «Документальный театр».

Участниками цикла педагогических лабораторий явились 170 работников системы образования. Данная форма деятельности позволила отточить мастерство не только начинающим театральным педагогам, но и опытным, а взаимодействие участников лабораторий стало отправной точкой для формирования неформального сообщества театральных педагогов Калининградской области.

Создание неформального регионального сообщества театральных педагогов

Еще одним важным аспектом организационно-методической поддержки театральных педагогов является их информационное сопровождение. Легкий доступ к информации о региональных и всероссийских театральных событиях позволяет педагогам чувствовать себя максимально включенными в общую повестку. Однако зачастую информационное сопровождение сводится к формальной публикации новостей. Поэтому одной из важнейших задач Центр определил для себя

УДК 37.036+ 37.017.92

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Снопок М. С., Афанасьева С. Ю., Жариков Д. С. Опыт организационно-методического сопровождения школьных театров в Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 2 (22) / июль. — С. 35-44. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2024/09jul2024/kvo204/

создание площадки для неформального, но при этом полезного и информативного общения театральных педагогов. Для ее решения на информационно-коммуникационной платформе «Сферум» была создана закрытая группа «Театральные педагоги Калининградской области». Первыми участниками сообщества стали учителя, активно посещающие цикл педагогических лабораторий «Театр в каждой школе». В настоящий момент в группе состоит 169 театральных педагогов, и ее состав периодически обновляется.

Участники сообщества могут не только первыми получать информацию обо всех актуальных событиях в области театральной педагогики, но и задавать интересующие их вопросы, приглашать друг друга на спектакли, обмениваться опытом. Очевидно, что подобное общение в информационном пространстве не может возникнуть само по себе, поэтому коммуникация в группе сопровождается специалистами Центра.

Также была создана и успешно функционирует группа в социальной сети «ВКон-такте», именуемая «Содружество школьных театров Калининградской области» (включает порядка 150 участников на момент написания настоящей статьи). Данная группа является открытой, к ней могут присоединиться все желающие, в том числе учащиеся и их родители, что позволяет создать общее информационное поле и приблизить к решению задачи по формированию регионального пространства воспитания на основе школьных театров.

Такой подход к информационному сопровождению позволяет обеспечить не только высокий уровень вовлеченности всех участников образовательных отношений в региональные театральные события, но и повысить уровень сплоченности педагогического сообщества.

Организация и проведение ключевого регионального театрального события

Реализация вышеобозначенных направлений организационно-методического сопровождения театральных педагогов в Калининградской области в первую очередь направлена на повышение профессиональных компетенций руководителей школьных театров. Однако театр не может существовать без зрителя, а юные актеры не могут расти и развивать свой творческий потенциал без возможности увидеть театральные постановки других детских коллективов. Поэтому самым важным элементом, вокруг которого выстраивается вся система организационно-методического сопровождения, является областной фестиваль детского театрального творчества им. Ф. М. Достоевского (далее — Фестиваль). Впервые Фестиваль был организован Министерством образования Калининградской области совместно с Калининградской митрополией Русской Православной Церкви и Министерством по Культуре и туризму Калининградской области в 2022 году.

Фестиваль обладает рядом особенностей, которые позволяют максимально раскрыть воспитательный потенциал школьной театральной деятельности.

УДК 37.036+ 37.017.92

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Снопок М. С., Афанасьева С. Ю., Жариков Д. С. Опыт организационно-методического сопровождения школьных театров в Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 2 (22) / июль. — С. 35-44. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2024/09jul2024/kvo204/

В первую очередь нужно отметить, что при постановке фестивального спектакля педагог совместно с ребятами должен выбрать одну предложенную цитату из произведений Ф. М. Достоевского. При этом сам спектакль можно ставить по любому произведению, в том числе авторскому; главное, чтобы он ярко отражал традиционные ценности российского общества, заключенные в цитатах писателя. Во-вторых, Фестиваль не является конкурсным мероприятием. Все отобранные членами жюри спектакли получают равное звание лауреатов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отдельно следует отметить организацию фестивальных показов. Важнейшей их частью является обсуждение каждого спектакля юными актерами с членами жюри и зрительным залом. Школьники раскрывают свое понимание образов героев, мотивы их поступков, причины и следствия тех или иных событий в спектакле. Нередко во время обсуждения учащиеся хотят рассказать о том, как они пришли в театр, почему остались в нем и как проходит их театральная жизнь. В таких рассказах очень ярко видна творческая детско-взрослая общность, которая сформировалась в театральном коллективе. Кроме того, каждый руководитель театрального коллектива, подавшего заявку на участие в Фестивале, получает развернутую обратную связь, в которой члены жюри прописывают как достоинства спектакля, так и его слабые стороны с возможными вариантами совершенствования постановки.

Таким образом, театральный Фестиваль не только создает условия для

творческого взаимодействия, обмена опытом и дружеского общения театральных педагогов и учащихся, но и позволяет театральным коллективам улучшать качество спектаклей, а театральным педагогам — повышать уровень своего профессионального мастерства.

Фестиваль проводится ежегодно. За два года на его площадках было показано 59 детских театральных постановок. Постоянными партнерами Фестиваля стали Калининградский областной драматический театр и Калининградский областной театр кукол.

Можно с уверенностью сказать, что модель организационно-методического сопровождения школьных театров в Калининградской области соответствует основному критерию системности, ведь ее элементы взаимодополняют и усиливают друг друга, работая на достижение общей цели.

Первые результаты этой работы можно отметить уже сейчас. Так, по состоянию на 1 января 2024 года школьные театры созданы в 100 % общеобразовательных организаций Калининградской области, а театральной деятельностью охвачено более 5 000 детей, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, а также дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, развивается профессиональное сообщество театральных педагогов, около 5 % школ реализуют дополнительные общеразвивающие программы в области театрального искусства с привлечением

УДК 37.036+ 37.017.92

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Снопок М. С., Афанасьева С. Ю., Жариков Д. С. Опыт организационно-методического сопровождения школьных театров в Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 2 (22) / июль. — С. 35-44. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2024/09jul2024/kvo204/

социальных партнеров, в том числе учреждений культуры и организаций дополнительного образования.

В заключение подчеркнем, что если в искусстве театра целью является создание художественного образа, то у школьной театральной педагогики существенно иная миссия. Она состоит в конструировании ребенком образа мира, изучении его и освоении. Создать мир и подарить его сначала детям, а потом и зрителям, — это то, ради чего существует школьный театр.

Список литературы

1. Воспитательное пространство [Электронный ресурс] // Словарь-справочник по теории воспитательных; сост. П. В. Степанов. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — URL: https:// ped[ib.ru/Books/1/0258/1_0258-25. shtml (дата обращения: 10.04.2024).

2. Новикова, Л. И. Школа и среда / Л. И. Новикова. — М.: Знание, 1985. — 79 с.

3. План работы («дорожная карта») по созданию и развитию школьных театров в субъектах Российской Федерации на 2021-2024 годы [Электронный ресурс] // Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий. — URL: https://vcht.center/wp-content/ uploads/2022/02/Prilozhenie-1.pdf (дата обращения: 10.04.2024).

4. Протокол расширенного совещания Министерства просвещения Российской Федерации от 27.12.2021 года № СК-31/06пр «О создании и

развитии школьных театров в субъектах Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий. — URL: https:// vcht.center/wp-content/uploads/ Protokol-rasshirennoqo-soveshhaniya-po-sozdaniyu-i-razvitiyu-shkolnyh-teatrov-v-subektah-RF-ot-27.12.2021. pdf (дата обращения: 10.04.2024).

5. Пугачева, Н. Б. Воспитательное пространство как категория педагогики [Электронный ресурс] / Н. Б. Пугачева, К. Г. Яковлев, И. Е. Абизов // Вестник Чувашского университета. — 2007. — № 3. — URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/vospitatelnoe-prostranstvo-kak-kateqoriya-pedaqoqiki (дата обращения: 10.04.2024).

6. Сергей Кравцов: «Появление театров в школах — это инициатива самих ребят» [Электронный ресурс] // Министерство просвещения Российской Федерации. — URL: https://edu. qov.ru/press/6736/serqey-kravcov-poyavlenie-teatrov-v-shkolah-eto-iniciativa-samih-rebyat/ (дата обращения: 10.04.2024).

7. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс] // Официальное опубликование правовых актов. — URL: http://publication.pravo.qov.ru/ Document/View/0001202211090019 (дата обращения: 10.04.2024).

УДК 37.036+ 37.017.92

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Снопок М. С., Афанасьева С. Ю., Жариков Д. С. Опыт организационно-методического сопровождения школьных театров в Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 2 (22) / июль. — С. 35-44. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2024/09jul2024/kvo204/

8. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.04.2024).

9. Шацкий, С. Т. Педагогические сочинения: В 4 т. / С. Т. Шацкий; под ред. И. А. Каирова. — М.: Просвещение, 1964. — Т. 2. — 475 с.

Maria S. Snopok

Kaliningrad Regional Institute of Education Development Kaliningrad, Russia

Svetlana Y. Afanasieva

Kaliningrad Regional Institute of Education Development Kaliningrad, Russia

Denis S. Zharikov

Kaliningrad Regional Institute of Education Development Kaliningrad, Russia

Organizational and methodological support of school theatres in the Kaliningrad region

Abstract. In connection with the requirement for the establishment of children's theatrical communities in each general education institution of the Russian Federation from January 1, 2024, issues concerning the organizational and methodological support of school theaters have become particularly relevant. Primarily, it is associated with rethinking of the concept of theatrical activity applying it to school theatre, with an emphasis on the nurturing component as a leading role. It is essential to note that recently established theatre groups require special support. They need assistance with staffing and the substantive content of theatrical activities. This article attempts to describe an experience of organizational and methodological support for school theatres in the Kaliningrad region. It includes a range of activities aimed at enhancing professional competencies of school theatrical educators and creating conditions for the creative development and self-realization of students. The approach has proved its effectiveness and availability for reproduction in rapidly changing conditions. The materials presented in the article will be of interest to representatives of the executive authorities in the field of education, regional methodological authorities, and principals of school theatre studios.

Keywords: school theatre, theatre pedagogy, nurturing.

Статья поступила в редакцию 12.04.2024; одобрена после рецензирования 27.05.2024; принята к публикации 05.07.2024.

The article was submitted 12.04.2024; approved after reviewing 27.05.2024; accepted for publication 05.07.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.