Научная статья на тему 'Опыт организации волонтерского движения в общеобразовательном учреждении'

Опыт организации волонтерского движения в общеобразовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6848
840
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОЛОНТЕРЫ / ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / SOCIALIZATION / VOLUNTEERS / VOLUNTEERS MOVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Наталья Валерьевна, Прошина Идея Ивановна

Статья посвящена вопросам организации волонтерского движения в современном образовательном учреждении. Представлен опыт работы заместителя директора по воспитательной работе в МАОУ «СОШ № 1» по развитию самостоятельной инициативной общественной деятельности подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина Наталья Валерьевна, Прошина Идея Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Volunteers Movement Organization in Secondary School1school № 1, Petropavlovsk-Kamchatskiy

The article is devoted to the organization of volunteers movement in modern educational establishment. It summarizes the work experience of Deputy Director for pupils’ upbringing of secondary school № 1 on the development of self-contained initiative social activities of teenagers.

Текст научной работы на тему «Опыт организации волонтерского движения в общеобразовательном учреждении»

УДК 37.068

Н.В. Ильина, И. И. Прошина

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Статья посвящена вопросам организации волонтерского движения в современном образовательном учреждении. Представлен опыт работы заместителя директора по воспитательной работе в МАОУ «СОШ № 1» по развитию самостоятельной инициативной общественной деятельности подростков.

Ключевые слова: социализация, волонтеры, волонтерское движение

N. V. Ilyina, I.I. Proshina

VOLUNTEERS MOVEMENT ORGANIZATION IN SECONDARY SCHOOL

The article is devoted to the organization of volunteers movement in modern educational establishment. It summarizes the work experience of Deputy Director for pupils’ upbringing of secondary school № 1 on the development of self-contained initiative social activities of teenagers.

Key words: socialization, volunteers, volunteers movement

Самостоятельная инициативная общественная деятельность подростков и молодых людей может способствовать благополучному жизнеобеспечению и высокому уровню самостоятельности, стать способом самоопределения, утверждения себя как личности, возможностью проверки и развития способностей и деловых качеств, явиться процессом накопления жизненного и делового опыта.

В основе волонтерского движения лежит принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому.

В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 1980-х гг., однако, в историческом аспекте следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы.

В Российской Федерации волонтеры (в отличие от существовавших когда-то пионерской и комсомольской организаций) не имеют единой государственной или негосударственной поддержки. Говорить о волонтерском движении как о явлении можно только с учетом того, что все волонтеры руководствуются

в своей деятельности одним общим принципом — помогать людям.

Волонтерская деятельность, как никакая другая, позволяет формировать устойчивые социальные установки как у самих волонтеров, так и у подростков, вовлекаемых в массовые мероприятия социальной направленности (пропаганда здорового образа жизни, экология родного края и т. д.).

Особенностями волонтерского движения, реализуемого в нашей школе, являются следующие:

- команда формируется внутри образовательного учреждения;

- волонтеры работают не только со сверстниками, но и с младшими школьниками, а также с родителями и различными специалистами.

Были определены основные направления работы волонтерского движения в школе:

- «Экология и мы»;

- «Здоровым быть здорово»;

- «Патриот — это звучит гордо!».

Для того чтобы осуществлять системную деятельность волонтеров по данным направлениям и вовлечь в нее как можно больше участников из числа учащихся нашей школы, необходимо было провести определенную работу по пропаганде волонтерского движения среди школьников и педагогов.

С 2008 / 09 учеб. г. в школе начинает действовать школьное отделение Международной детской организации «Добрые дети мира». Данное объединение является добровольной детской организацией, объединяющей учащихся образовательных учреждений, разделяющих идеи гуманизма и общечеловеческой морали. Проведенная в этом направлении в течение учебного года работа дала возможность понять, что на базе данной школьной организации можно создать отряд волонтеров из числа старших школьников. Прежде всего, было разработано «Положение о волонтерском движении в школе».

Естественно, что работа волонтеров-акти-вистов не может проходить без определенной подготовки самих учащихся, в связи с этим был разработан проект программы «Школа волонтеров», пройдя которую учащиеся, занимающиеся волонтерской деятельностью, могут самостоятельно проводить или организовывать с другими участниками воспитательного процесса различного рода мероприятия, акции, тренинги и т. д.

Следующим шагом в работе по социализации личности подростка было создание весной 2010 г. на основе деятельности школьной организации «Добрые Дети Мира» волонтерской группы учащихся из пяти человек, которые самостоятельно готовили и проводили массовые мероприятия среди младших школьников по пропаганде здорового образа жизни. Именно тогда об этой группе было заявлено в краевую волонтерскую организацию (выступление волонтерской группы «Добрые Дети Мира» на краевом слете волонтеров).

Волонтерство может осуществляться с различной степенью участия — от полного вовлечения до эпизодического участия, поэтому эти пять человек и стали основой школьного волонтерского движения. На первом заседании школьных волонтеров, где был определен план деятельности группы, были разработаны «Кодекс волонтера», «Концепция волонтера», ставшие основными документами, регламентирующими деятельность добровольного объединения волонтеров нашей школы. Учащимися самими были разработаны «Заповеди волонтера», которые стали для них руководством к действию.

Безусловно, в любой работе следует определить цель, которая помогла бы достичь каких-либо значительных результатов. Наша цель сформулирована следующим образом: инициирование и развитие подросткового добровольного движения по первичной профилактике употребления психоактивных веществ в подростковой среде.

Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:

- формирование у подростков устойчивого интереса к добровольной деятельности (волонтерство);

- пропаганда здорового образа жизни;

- профилактика употребления психоактивных веществ среди учащихся образовательного учреждения;

- обучение навыкам работы со сверстниками, совершенствование организаторских способностей, получение опыта организации и проведения различных мероприятий.

Для реализации данной цели и задач были проведены различные мероприятия, которые условно делились на внутришкольные и внешкольные. К внутришкольным мероприятиям можно отнести тренинги со сверстниками на темы «Умей сказать „НЕТ—», проведение общешкольного социологического исследования, направленного на выявление отношения учащихся к употреблению ПАФ, курению, алкоголю и др. Помимо этого, в конце 2010 г. волонтеры активно помогали в организации сбора подарков для детей и подростков, находящихся в благотворительном центре «Оди-гитрия». Помимо сбора канцелярских товаров, игрушек, учащиеся школы придумали интересную творческую программу для поздравления детей с наступающим Новым годом.

К внешкольным мероприятиям можно отнести участие группы волонтеров в слете-конкурсе волонтерских команд «Наш выбор — здоровое будущее!», который проходил на базе нового здания камчатской наркополиции. В данном слете приняли участие 10 учащихся, подготовивших агитационный материал на тему здорового образа жизни. Помимо этого, нельзя не отметить участие волонтеров в краевом конкурсе листовок антинаркотического содержания «Мы за здоровый образ жизни». Группа волонтеров нашей школы была приг-

лашена в качестве самостоятельных организаторов мероприятия в КГОУ «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции», после чего куратор и волонтеры получили отличную оценку подготовки мероприятия от руководства Центра. Отдельно стоит упомянуть об участии волонтеров в проходившей одновременно в нескольких населенных пунктах Камчатского края акции «За здоровый образ жизни», для участия в которой волонтерами школы были разработаны несколько видов буклетов, розданных на отведенном для акции месте.

Кроме практической деятельности, в работе волонтерской команды можно выделить большой блок теоретической подготовки самих волонтеров. Реализации данного блока заключалась в организации обучающей программы в стенах школы, включающей в себя базовые знания о том, кто такие волонтеры, об основных направлениях работы волонтерских групп, а также об эффективных методах и способах деятельности современных объединений волонтеров. Одновременно с этим, группа волонтеров в количестве 7 человек прошла обучение в КГОУ «Камчатский центр психологопедагогической реабилитации и коррекции» по программе «Мы волонтеры», которая включала в себя не только теоретическую информацию, но и целый блок психологической работы с волонтерами. В целях развития дружеских связей между волонтерскими группами в Камчатском крае была проведена совместная обучающая программа. Завершающим этапом учебного года стало оформление каждому волонтеру «Личной книжки волонтера», которая дает возможность вести учет всем мероприятиям, в которых принимал участие волонтер. Таким образом, каждый волонтер сможет создавать себе «трудовой стаж волонтера».

На сегодняшний день школа имеет не только специалистов, способных работать в рамках эксперимента, но и инициативную группу старшеклассников, уже имеющих опыт ведения волонтерской деятельности. Данная группа волонтеров, уже прошедших обучение на базе КГОУ «Камчатский центр психологопедагогической реабилитации и коррекции», а также получивших опыт участия в различ-

ных проектах и акциях, самостоятельного проведения мероприятий, способна при помощи координаторов стать лидерами школьного движения волонтеров. Перечисленное подтверждает, что для воспитания граждан с активной жизненной позицией, способных вести самостоятельную работу в области волонтерства, целесообразно предложить более опытным ребятам стать кураторами школьных отрядов волонтеров, организованных из учащихся среднего звена школы. Таким образом, мы не только сможем привлечь к работе наиболее активных и компетентных учащихся, но и будем способствовать их личностному развитию. Старшеклассники, имеющие опыт работы и теоретические знания, смогут применить свой потенциал в принципиально иной для них сфере деятельности, стать организаторами. Учащиеся среднего звена, в свою очередь, будут видеть перед собой пример активной, творческой деятельности, которая будет направлена не на удовлетворение собственных амбиций, а обращена другим людям, нуждающимся в заботе и поддержке.

Работа волонтеров нашей школы строится по принципу распространения идеи, привлечения и умения заинтересовать других.

Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию — это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Благодаря уже проведенной в школе работе, у нас есть те учащиеся, которые смогут теперь сами учить других, а это очень важно, так как дети и подростки гораздо лучше воспринимают таких же, как они, чем взрослых.

По принципу «равный — равному» волонтеры передают сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, обучаются сами. Подросток обретает самоуважение, становится уверенным и привлекательным для окружающих.

В процессе своей деятельности волонтеры всегда взаимодействуют с внешним миром через получение информации, дополнительных знаний, обучаясь и развивая свои личностные качества (подготовка волонтеров, психо-

логическое сопровождение и т. д.). Взаимодействуя друг с другом, волонтеры приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, нести ответственность за свои поступки (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение социальных опросов, анкетирования и др.). Передавая информацию вовне, т. е. своим сверстникам (дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, профилактические сказки для младших, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции и др., а так же оформляя информационные листовки, статьи в школьную газету «Новости из Первой», буклеты на различную тематику, волонтеры вырабатывают необходимые практические навыки общения с другими. Все эти приобретенные навыки способствуют формированию социальной компетентности самого волонтера.

Наша школа решает проблему осуществления волонтерской деятельности через различные модули:

• Информационный модуль:

- беседы со специалистами;

- групповые занятия волонтеров для учащихся;

- изготовление плакатов, видео, буклетов, фотоотчетов;

- выпуск статей в школьную газету, предоставление информации о своей деятельности в другие СМИ;

- акции волонтеров;

- листовки.

• Тренинговый модуль:

- обучающие занятия с волонтерам;

- мини-тренинги для учащихся;

- интерактивные игры;

- психологическое сопровождение волонтеров.

• Альтернативный модуль:

- КВНы;

- игры, конкурсы;

- встречи с различными людьми;

- проведение мероприятий, месячников, недель различной тематики;

- спортивные мероприятия;

- фотоконкурсы, фотовыставки, выставки плакатов и рисунков;

- конкурсы презентаций и видеороликов;

- выступление агитбригад.

По законодательству волонтером может стать любой человек, достигший 14-летнего возраста. Но в нашей школе мы стараемся строить работу таким образом, чтобы в данную деятельность добровольно вовлекались учащиеся среднего и даже младшего звена, так как считаем, что процесс социализации личности должен начинаться как можно раньше, и тогда к 14-ти годам подросток будет осознанно и самостоятельно делать правильный выбор. Для него помощь другому или здоровый образ жизни будут так же естественны, как одеться или умыться. На сегодняшнем этапе деятельности учащиеся среднего и младшего звена являются только эпизодическими участниками отдельных акций и мероприятия, которые проводят старшие волонтеры. Но, на наш взгляд, и ребята в возрасте от 10 до 14 лет могут систематически заниматься волонтерской деятельностью и внести свой посильный вклад.

Ученик, который приходит в волонтерскую организацию и проявляет желание заниматься добровольческой деятельностью, должен заполнить специальную анкету и пройти определенную программу под названием «Этапы становление волонтера»; это программа самосовершенствования, личностного роста, с освоением эффективных методов общения. Данная программа состоит она из 3-х уровней, и на каждом уровне составлена так, чтобы каждый мог овладеть и достоверной информацией по тому направлению волонтерской деятельности, с которым он хотел бы работать, овладеть методами ведения работы, а также личностно развиваться. Претенденту на звание «волонтер» необходимо научиться отстаивать свое мнение, убеждать, «заражать» своими ценностями, овладеть определенными знаниями, которые он мог бы донести до младших школьников и до любого человека. Для этих целей и необходима такая предварительная подготовка. Благодаря такой подготовке к 14-ти годам наши ученики, являющиеся членами школьной волонтерской груп-

пы, уже сами самостоятельно смогут осуществлять практическую деятельность. В этой программе мы, прежде всего, учитываем личностное развитие каждого участника волонтерского движения, развитие социальных навыков и умений и формируем умение передавать приобретенный опыт другим.

Волонтерская команда — это добровольное объединение. Дети включаются в работу, следуя своему желанию, у них есть право выйти из команды, если деятельность их не устраивает. При формировании команды в группу может включиться любой. Школьники-волонтеры должны четко представлять

Библиографич

1. Вильнис Э. Добровольчество — основа

эффективной деятельности НКО // Обществ. инициативы. 2000. № 1. С. 12-15.

2. Волонтер и общество, волонтер и власть:

науч.-практ.й сб. / сост. С. В. Тетерский; под ред. Л. Е. Никитиной. М.: Акад., 2000.

границы своей компетенции. Если же проблема выходит за эти рамки, то, конечно же, необходима помощь специалиста.

Таким образом, опираясь на собственные традиции и используя инновационные подходы, мы стараемся организовать работу по социализации школьника через осуществление волонтерского движения в нашем общеобразовательном учреждении, так как считаем, что волонтерство — это особый взгляд на жизнь, целое мировоззрение, впитавшее в себя все самое достойное из созданного в мировом педагогическом пространстве за много столетий.

еский список

3. Добровольчество в России и мире в кон-

тексте социального партнерства: сб. ст. / гл. ред. И. Н. Гаврилова. М.: Ин-т сравн. политологии РАН, 2001.

4. Зинченко В. П., Моргунов Е. П. Человек раз-

вивающийся: очерки рос. психологии. М.: Триволта, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.