Опыт организации смешанной формы учебного процесса в вузе
Степура Анна Вячеславовна,
преподаватель, кафедра начертательной геометрии и графики, Московский государственный строительный университет E-mail: [email protected]
В связи с незапланированным переходом на дистанционное обучение в середине второго семестра 2020 года, из-за риска распространения новой коронавирусной инфекции, возник ряд проблем, связанных с организацией учебного процесса в электронном формате. Эти вопросы преподавателям вузов пришлось решать в срочном порядке, проявляя при этом творческий подход и высокий уровень гражданской и профессиональной ответственности. Приобретенный опыт широко анализируется и, несомненно, на его основе со временем сложатся актуальные методики преподавания с новым уровнем использования возможностей электронных образовательных ресурсов.
Автор попытался исследовать и обобщить опыт преподавания и работы в смешанном формате учебного процесса по дисциплине «Инженерная и компьютерная графика», оценить результаты обучения студентов, выявить возникшие у них трудности, раскрыть причины их и попытаться найти средства для устранения пробелов в усвоении дисциплины. Были использованы личные наблюдения в ходе занятий, анализ итогов сдачи зачетов студентами, анкетирование, опросы, переписка со студентами.
Результатами исследования стали: более четкое понимание недостатков в существующих методиках дистанционного обучения; выявление технических сложностей, мешающих учебному процессу; низкий уровень мотивации студентов при отсутствии непосредственного контакта с преподавателем; трудности контроля самостоятельности выполнения работ. Даны рекомендации по оптимизации смешанной формы учебного процесса по дисциплине «Инженерная и компьютерная графика».
Ключевые слова: дистанционное обучение, успеваемость студентов, мотивация к обучению, компьютерный практикум по инженерной графике.
о с
CJ
Весенний семестр 2020 учебного года для преподавателей и студентов высших учебных заведений оказался беспрецедентно сложным. Руководство ВУЗов и преподаватели вынуждены были в крайне сжатые сроки организовывать дистанционное образование для всех форм обучения. В условиях риска распространения новой коронавирусной инфекции приоритетными являлись мероприятия по защите жизни и здоровья студентов и преподавателей. Поэтому по Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 5 от 02.03.2020 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения коронавирусной инфекции» [1] и распоряжению мэра г. Москвы С.С. Собяни-на Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (с изменениями и дополнениями) [2] с 17 марта 2020 года очные занятия в стенах Московского государственного строительного университета были прекращены. Студенты и преподаватели перешли в режим дистанционного обучения, и учебный процесс продолжался.
Следует отметить, что с подобным вызовом за свою почти столетнюю историю Московский государственный строительный университет (ранее МИСИ - Московский инженерно-строительный институт им. В.В. Куйбышева), встретился лишь однажды: в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война. Многие студенты, аспиранты и преподаватели уходили на фронт добровольцами, в полном составе отправились на передовую преподаватели кафедры физической культуры и спорта. Несмотря на все сложности, 1 сентября 1941 года институт распахнул свои двери для студентов-первокурсников и слушателей старших курсов. В октябре 1941, когда существовал риск взятия немецко-фашистскими захватчиками города, руководство Москвы приняло решение эвакуировать институт в Новосибирск. В это непростое военное время институт продолжал работать и готовить специалистов, так необходимых для проектирования и строительства инженерных сооружений на фронте и в тылу[3].
Дистанционная форма обучения была апробирована на кафедре НГи Г мГсу и внедрена в качестве одного из современных методов обучения студентов - заочников более десяти лет назад [4]. Коллективом сотрудников были разработаны рабочие программы и материалы для осуществления дистанционного образования: презентации, методические указания и пособия, варианты заданий, рекомендации и примеры к выполнению домашних работ [5].
В сложившихся весной 2020 года условиях, кафедрой были оперативно проведены методи-
ческие семинары и заседания для обсуждения текущих вопросов организации процесса обучения. Были сформулированы основные принципы использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Предполагалась большая автономность студентов и увеличение объема их самостоятельной работы. В отличие от заочного обучения, студенты находились в постоянном контакте с ведущим преподавателем через личный кабинет, электронную почту и другие формы коммуникации. Учебные материалы, разработанные кафедрой, давали все возможности качественно выполнять задания и готовиться к сессии.
Обучение студентов осуществлялось на платформе сайта МГСУ через личные кабинеты преподавателя и студента. Студентам были выданы задания, с ними проводились консультации, осуществлялось рецензирование и прием работ, а также прием зачетов.
В данном исследовании проанализирована успеваемость студентов МГСУ групп 1 курса различных направлений подготовки в условиях смешанной формы проведения компьютерного практикума по дисциплине «Инженерная и компьютерная графика». Проведены опросы, анкетирование и анализ ответов студентов о причинах, помешавших им благополучно сдать зачет по разделу.
Контингент - 356 студентов. Результаты сессии: 29 человек не явились, т.е. не подключили личный кабинет и не выходили на связь с преподавателем, что составляет 8,2% от общего числа студентов в исследуемых группах; 34 студента не смогли успешно сдать зачет по причине несвоевременно представленных или не соответствующих требованиям работ, что составляет 9,6%. По сумме двух показателей, 63 студента (17,8% от общего числа) не смогли успешно освоить и получить зачет по разделу: «Компьютерный практикум по инженерной графике».
Таким образом, только по разделу «Компьютерный практикум», по тем или иным причинам, не смог успешно завершить весеннюю сессию каждый шестой студент. Еще больший процент задолженностей дал раздел «Инженерная графика» (до 50% состава группы). К основным причинам, отмеченным самими студентами, относятся: отсутствие непосредственного очного общения с преподавателем и его пояснений по ходу возникших проблем; технические трудности доступа к личному кабинету; недостаточная скорость интернета для отправки домашнего задания; отсутствие технической возможности установки графических программ на персональные устройства; отсутствие интернет-связи по месту проживания, проблемы со здоровьем (табл. 1).
Следует отметить, что итоговый зачет по дисциплине «Инженерная и компьютерная графика» складывается из зачетов по разделам дисциплины. Поэтому итоговые показатели по дисциплине были намного ниже.
Какие трудности возникли на этапе дистанционного обучения для преподавателя? Это, в первую
очередь, значительно возросшая нагрузка из-за недостаточно отработанных методик смешанной формы обучения для студентов-первокурсников.
Таблица 1. Результаты сдачи зачета в весеннюю сессию 2020 г. по разделу «Компьютерный практикум».
Кол-во Кол-во Не по- Не яви- Всего Всего
групп сту- лучили лись неу- успеш-
дентов зачет спешно но
в груп-
пе
12 групп, 356 34 29 63 293
чел
% обуча- 100 9.6 8.2 17.8 82.2
ющихся
Полученные результаты в расширенном виде (по группам) представлены на рис. 1 в виде рядов.
Успеваемость студентов первого
курса МГСУ по разделу: «Компьютерный практикум» по дисциплине «Инженерная и...
50 0
пзпэпяопояп
1- 1- и и и и
□ успешно сдали зачет,чел Ш не сдали зачет, чел.
□ не явились, чел
Рис. 1. Диаграмма успеваемости студентов по разделу «Компьютерный практикум» дисциплины «Инженерная и компьютерная графика»
Происходили также частые технические сбои, выражавшиеся в отсутствии доступа к личному кабинету, невозможность отправить сообщение студенту из-за перегруженности сайта [6].
Типичной проблемой дистанционного обучения являются сложности в установлении «авторства» выполненной работы. Особенно это значимо для компьютерного практикума.
Задания по разделу «Компьютерная графика» были представлены в виде 1) чертежа здания и 2) деталей (3D) с необходимыми размерами. Кроме условий, давались развернутые рекомендации по ходу работы над заданием. Приводились ссылки на методические указания для выполнения этих работ. Количество заданий было сокращено в значительной степени (на 70%), требования смягчены. Тем не менее, значительное число студентов не выполнило необходимый минимум. Типичными ошибками были:1) не соблюдение толщины видов линий и их начертания; 2) непонимание элементарных правил нанесения размеров на чертеже детали и на плане здания; 3) несоответствие размера шрифта требованиям ГОСТ к оформлению чертежа; 4) неправильное выполнение штрихов-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
ки контуров разрезов детали; 5) отсутствие или неправильное начертание осей окружностей, осей вращения, осей симметрии; 6) неправильное понимание хода сборки 3D детали; 7) ошибки в применении команды «Мультилиния» при вычерчивании контура стен здания с проемами.
При очной форме обучения студенты делают таких ошибок гораздо меньше, так как они весьма оперативно реагируют на замечания преподавателя по работам одногруппников и вносят коррективы в свои чертежи.
Большой проблемой стала низкая мотивация у студентов первого курса к обучению в дистанционном формате. Отсутствие университетской среды, общности студенческой группы, атмосферы продуктивной совместной учебной деятельности, очного контакта с преподавателем и его оперативного реагирования на вопросы студентов и возникшие у них трудности, - все это значительно снижало эффективность учебного процесса и создавало у студента иллюзию отстраненности от реальной студенческой жизни [7]. Сбои в режиме дня создавали дополнительные сложности в освоении программы.
Рекомендации: с точки зрения автора необходимо совершенствование технической базы фундаментальных кафедр МГСУ. Необходимо внедрять и активно использовать: интерактивные доски, видеокамеры, графические планшеты, проекторы, которыми многие кафедры оснащены недостаточно. Стимулировать освоение преподавателями различных форм коммуникации.
Требуется разработка специальных методик и приемов работы со студентами дистанционно как через личный кабинет, так и в режиме видеоконференций. Студенты должны иметь достаточные технические возможности для обеспечения полноценной связи с преподавателем. Особенно это относится к графическим дисциплинам. Проведение практических занятий необходимо вести в сетке расписания. Следует совершенствовать приемы контроля самостоятельности выполнения работ. Развивать формы активного участия учебных центров в повышении мотивации к обучению студентов младших курсов.
Таким образом, необходим комплексный подход к разработке методики преподавания у студентов-первокурсников очной формы обучения, учитывающий низкую мотивацию и отсутствие навыков самостоятельного изучения новых для них дисциплин.
Литература
1. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 5 от 02.03.2020 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения коронавирусной инфекции».
2. Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (с изменениями и дополнениями)
3. Московский государственный строительный университет: История и современность / [Карелин В.Я. (отв. ред.) и др.] Изд-во АСВ, - М. 2001. - 381 с
4. Опыт использования дистанционного обучения при преподавании графических дисциплин для студентов инженерных строительных и экономических специальностей. Жилкина Т.А., Ма-тусевич В.Я. Геометрия и графика. -М. 2013. Т. 1. № 3-4. С. 29-32.
5. Исследование и разработка учебно-методических материалов для дистанционных методов обучения в режиме on-line по графическим дисциплинам. Жилкина Т.А., Матусе-вич В.Я. Казанская наука. - Казань. 2014. № 6. С.175-177.
6. Как коронавирус изменил систему высшего образования: анализ перехода вузов на дистанционное обучение. Орусова О.В. Научное обозрение. Серия 1: экономика и право. Издательство «Экономическое образование» -М. 2020. № 3. С. 184-195.
7. Проблемы дистанционного образования глазами преподавателя: уроки коронавируса. Пе-трунева Р.М. Авдеюк О.А. Петрунева Ю.В. Ав-деюк Д.Н. Волгоградский государственный технический университет - Волгоград. 2020. № 2 (42). С. 65-71.
EXPERIENCE IN ORGANIZING A MIXED FORM OF EDUCATIONAL PROCESS AT A UNIVERSITY
Stepura A.V.
Moscow state University of Civil Engineering
Due to the unplanned transition to distance learning in the middle of the second semester of 2020, due to the risk of spreading a new coronavirus infection, a number of problems have arisen related to the organization of the educational process in electronic format. These issues had to be resolved urgently by University teachers, while showing a creative approach and a high level of civil and professional responsibility. The experience gained is widely analyzed and, undoubtedly, it will eventually develop relevant teaching methods with a new level of use of the possibilities of electronic educational resources.
The author tried to research and summarize the experience of teaching and working in a mixed format of the educational process in the discipline «Engineering and computer graphics», evaluate the results of students ' training, identify their difficulties, reveal their causes and try to find means to eliminate gaps in the discipline's assimilation.
We used personal observations during classes, analysis of the results of passing tests by students, questionnaires, surveys, correspondence with students.
The results of the study were: a clearer understanding of the shortcomings in the existing methods of distance learning; identification of technical difficulties that interfere with the educational process; low level of motivation of students in the absence of direct contact with the teacher; difficulties in controlling the independence of work. Recommendations are given for optimizing the mixed form of the educational process in the discipline «Engineering and computer graphics».
Keywords: distance education, student performance, motivation to study, computer workshop on engineering graphics.
References
1. Resolution of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation No. 5 of 03/02/2020 «On additional measures to re-
duce the risks of importation and spread of Coronavirus infection.»
2. Decree of the Mayor of Moscow of March 5, 2020 N12-UM «On the introduction of a high alert regime» (with amendments and additions)
3. Moscow State University of Civil Engineering: History and Modernity / [Karelin V. Ya. (editor-in-chief) and others] Publishing house ASV, - M. 2001. - 381 p.
4. Experience in using distance learning in teaching graphic disciplines for students of engineering, construction and economic specialties. Zhilkina T.A., Matusevich V. Ya. Geometry and graphics. - M. 2013. T. 1. No. 3-4. S. 29-32.
5. Research and development of teaching materials for distance learning methods on-line in graphic disciplines. Zhilkina T.A., Matusevich V. Ya. Kazan science. -Kazan. 2014. No. 6. S. 175177.
6. How the coronavirus changed the higher education system: an analysis of the transition of universities to distance learning. Orusova O.V. Scientific Review. Series 1: Economics and Law. Publishing House «Economic Education» -M. 2020. No. 3. S. 184-195.
7. Problems of distance education through the eyes of a teacher: lessons from the coronavirus. Petruneva R.M. Avd-eyuk O.A. Petruneva Yu.V. D.N. Avdeyuk Volgograd State Technical University - Volgograd. 2020. No. 2 (42). S. 65-71.