Научная статья на тему 'Опыт организации системы управления персоналом'

Опыт организации системы управления персоналом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
604
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ / КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / СONTROL SYSTEM OF THE PERSONNEL / КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННЫЕ TECHNOLOGIES / A PENSION FUND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минуллина Н. В.

Приведены результаты исследований процесса организации системы управления персоналом в государственном учреждении Отделении Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Татарстан. Установлено, что вопросы управления персоналом являются одной из главных задач управления организацией, реализация которой способствует эффективному развитию организации и формированию положительного имиджа сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of researches of process of the organization of a control system by the personnel in official body Branch of the Pension fund of the Russian Federation on Republic Tatarstan are resulted. It is established that human resource management questions is one of the main tasks of management of the organization which realization promotes effective development of the organization and formation of positive image of employees

Текст научной работы на тему «Опыт организации системы управления персоналом»

УДК 368914

Н. В. Минуллина

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Ключевые слова: система управления персоналом, клиентоориентированные технологии, пенсионный фонд.

Приведены результаты исследований процесса организации системы управления персоналом в государственном учреждении - Отделении Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Татарстан. Установлено, что вопросы управления персоналом являются одной из главных задач управления организацией, реализация которой способствует эффективному развитию организации и формированию положительного имиджа сотрудников.

Keywords: rnntrol system of the personnel, клиентоориентированные technologies, a pension fund.

Results of researches ofprocess of the organization of a control system by the personnel in official body - Branch of the Pension fund of the Russian Federation on Republic Tatarstan are resulted. It is established that human resource management questions is one of the main tasks of management of the organization which realization promotes effective development of the organization and formation of

positive image of employees.

Пенсионный фонд России является клиенториентированной организацией. Ежегодно в территориальные управления обращается более 1 миллиона человек для решения вопросов пенсионного обеспечения, установления

федеральных льгот, получения материнского капитала.

Приоритетной задачей является улучшение качества работы с населением. Для этого в управлениях созданы все условия - это и соответствующая современная материальнотехническая база, индивидуальные кабинки для приема посетителей в ряде УПФР установлены терминалы электронной очереди, во всех управлениях организованы службы по предварительной записи клиентов, горячие телефонные линии, в сельских районах и городах работают передвижные клиентские службы для работы с клиентами в отдаленных районах республики. Статистика показывает, что ежегодно сокращается поток обоснованных обращений граждан.

Пенсионная система неотрывна от экономики в целом. И те процессы, которые происходят в экономике, например кризисы или напротив рост отраслей экономики, также влияют на уровень пенсий и в целом на уровень благосостояния наших граждан. Именно поэтому возрастает степень общественного резонанса по своевременной и полноценной уплате взносов на пенсионное страхование, которая сегодня определяется не только как финансовая, но и социальная ответственность работодателей.

В декабре 2010 года Пенсионный фонд России отметил 20-летие со дня образования.

Сегодня ПФР - один из важнейших и надежнейших социальных институтов нашего государства.

Отделение ПФР по Республике

Татарстан, оказывает государственные услуги в области обязательного пенсионного страхования многомиллионному населению республики.

ОПФР по Республике Татарстан выплачивает пенсии более одному миллиону граждан, социальные выплаты - четыремстам (400) тысячам. Объем выплаченных за 2010году в республике средств Пенсионного фонда составил 102 миллиарда рублей.

Коллективом Отделения в полном

объеме и в срок реализуется весь комплекс мер, направленных на повышение уровня пенсионного обеспечения граждан.

В целях улучшения демографической ситуации в России на Пенсионный фонд возложены полномочия по государственной поддержке семей, имеющих детей, за счет средств материнского (семейного) капитала. С начала реализации этого закона в республике Татарстан выдано уже почти около 100 тысяч сертификатов.

За 20 лет со Дня образования Пенсионного фонда и его территориальных органов работа по управлению персоналом осуществлялась в процессе решения задач на каждом этапе развития. Сегодня главной целью управления персоналом - является наиболее эффективное использование человеческих ресурсов, повышение конкурентоспособности организации в условиях постоянных изменений внешней и внутренней среды, повышения

эффективности деятельности и достижения необходимого результата - обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива. Наряду с традиционными методами управления персоналом, применяемыми в региональных отделениях, мы активно внедряем новые, на наш взгляд эффективные методы управления, кадровые технологии,

обеспечивающие достижение коллективом поставленных целей.

В основе существующей системы управления персоналом Отделения ПФР по Республике Татарстан лежит миссия: «Мы

открыты для всех поколений, заботимся о настоящем и будущем каждого». Здесь заключены ключевые компетенции сотрудников ПФР - это клиентоориентированность, профессионализм, высокий уровень

обслуживания клиентов, командный дух, оперативность. Отделение ПФР по Республике Татарстан стремимся к тому, чтобы сотрудники строили свою работу так, чтобы она содействовала достижению цели миссии.

На основании утвержденной миссии мы определили стратегические цели и задачи нашей организации.

В настоящее время коллективом ОПФР по РТ реализуется ряд перспективных проектов, направленных на реализацию стратегических целей и задач Отделения по обеспечению высокого качества и обслуживания населения, обеспечение шаговой доступности и удобства граждан при обращении в органы ПФР, совершенствование и развитие человеческого ресурса.

При правильном управлении

человеческие ресурсы можно преобразовать в человеческие активы, повышающие

эффективность работы пенсионного фонда в целом. Отделением применяются известные формы и методы управления персоналом.

Осуществление кадровой политики Отделения ПФР по Республике Татарстан на протяжении ряда лет обеспечивается путем внедрения системы управления персоналом:

В современных условиях изменился подход к реализации кадровой политики, осуществляемый в условиях возникновения негосударственных пенсионных фондов, и высокой конкуренции за подготовленные кадры. При этом высокий уровень требований к специалисту и достаточно долгий срок его профессиональной подготовки делает высоко затратным процесс утечки кадров. Поэтому упор сделан на сохранение имеющихся кадров и адаптации их новым задачам, создание

эффективной команды и постоянно действующей системы обучения и развития кадров.

Отделением ПФР по Республике Татарстан ведется постоянная работа в направлении создания системы

внутрифирменного обучения и базовой

подготовки специалистов по пенсионному обеспечению.

Сотрудники Отделения ПФР по РТ в течение ряда лет ведут специальный курс «Организация пенсионного обеспечения в Российской Федерации» для студентов дневного и заочного отделений факультета «Социальная работа» Казанского государственного медицинского университета и на факультете «Социальных и гуманитарных технологий»

Казанского национального исследовательского технологического университета на кафедре

социальной работы, педагогики и психологии. При этом в Отделении ведется база данных выпускников с перспективой приема на работу в районные и городские управления ПФР республики.

Организована целевая контрактная подготовка собственных кадров для сельских районов Республики Татарстан с условием последующего трудоустройства в систему Пенсионного фонда с обязательной отработкой не менее 3 лет. В настоящее время 15 детей сотрудников из управлений ПФР обучаются в ведущих ВУЗах РТ на бюджетной основе по профильным для системы ПФР специальностям. Думаем, что эта форма работы позволяет прогнозировать набор персонала и впоследствии адаптировать будущих специалистов в кратчайшие сроки к условиям системы ПФР, приобретая в их лице наиболее лояльных сотрудников.

Решение всех задач возможно лишь благодаря слаженной работе всей команды. Качественный состав отделения имеет тенденцию к росту численности работников с высшим образованием имеют 75,8%, 7

сотрудников имеют ученую степень. И снижению текучести с 9% в 2007году, до 6,7% в 2009 году. Кадровый потенциал Отделения Пенсионного фонда по Республике Татарстан характеризует устойчивое развитие и профессионализм.

Еще одна важная характеристика персонала - опыт работы - 67,6%, из них работает в системе свыше 10 лет.

Одним из действенных элементов управления руководством Отделения определена система показателей оценки эффективности

деятельности территориальных управлений ПФР. Она включает 36 показателей по основным направлениям деятельности и их планируемые значения, которые необходимо достичь в конкретном году.

Созданная в Отделении психологическая служба позволяет оперативно и правильно использовать современные методы, для сопровождения работников, начиная с момента их поступления на работу, вхождение в должность, адаптации к профессии и т.д.

Мотивирование - как действенный инструмент управления персоналом успешно используется руководством Отделения. Внедрена внутрикорпоративная система стимулирования труда сотрудников, где основным фактором мотивации, является качественное выполнение возложенных на сотрудников функций, усиление персональной материальной заинтересованности в результатах своего труда и инициативность работника при выполнении задания.

В Отделении учреждена электронная Доска почета, для представления лучших работников, в их числе лучшие руководители-начальники УПФР - победители ежегодного конкурса на звание лучшего территориального органа ПФР в Республике Татарстан. Также для оценки эффективности деятельности Управлений ПФР используется система дополнительного премирования по результатам рейтинга управлений. Лучшие сотрудники отделения периодически представляются к поощрению ведомственными наградами ПФР и государственными наградами Республики Татарстан, Российской Федерации.

Наряду с традиционными формами работы Отделением успешно внедряется кадровый аудит как современная форма оценки профессиональных умений и навыков руководителей и специалистов.

На первом этапе реализации этой программы был проведен кадровый аудит 200 руководящих работников ОПФР РТ, в рамках которого была проведена оценка управленческих умений начальников УПФР, их заместителей, начальников отделов и их заместителей ОПФ РТ, руководящего звена ОПФ РТ. Сделаны выводы о готовности управленческого состава эффективно работать в зоне освоенного опыта;

На втором этапе была разработана комплексная программа по повышению уровня управленческих умений начальников УПФР, их заместителей, начальников отделов ОПФ и их заместителей. В программу входило:

• обучающие семинары-практикумы

направленные на создание необходимых

образцов практического опыта по следующей тематике:

• «Развитие организационных умений руководителя»;

• «Эффективное ведение переговоров»;

• «Эффективные решения в проблемных ситуациях»;

• «Управление конфликтами»;

• «Эффективное консультирование».

На третьем этапе проводилось

индивидуальное консультирование по стратегиям наработки управленческих умений и навыков руководителя. В результате по

указанной выше тематике были проведены семинары для различных категорий руководителей.

На четвертом этапе проводилась

повторная оценка и навыков управленческих умений начальников УПФР, их заместителей.

Результаты показали существенные изменения в уровне их подготовки: 16,5 % руководителей показали умение творчески перерабатывать свой опыт, выявлять в нем наиболее эффективные способы решения задач и на их основе разрабатывать новые способы решения вновь появившихся задач.

62,5 % руководителей показали умение переносить образцы освоенного опыта в новую ситуацию и адаптировать их к новым условиям, либо подбирать подходящий образец опыта к условиям новой задачи.

И только 21% руководителей при изменении ситуации, появлении новой задачи продолжали действовать привычными способами, без их адаптации.

В результате систематического обучения начальников УПФР и их заместителей, удалось потенциально обучаемых работников перевести в категорию «Успешные руководители». Также удалось существенно уменьшить долю «Узких практиков» за счет того, что обучение проводилось в активной форме на образцах практического опыта, и поэтому руководители, способные обучаться за счет образцов опыта материал усвоили. Таким образом, системный подход к подготовке управленческого состава, основанный на планомерных, регулярных обучающих воздействиях по созданию эффективных образцов практического опыта себя оправдал

За время, прошедшее с предыдущей оценки 79% руководителей существенно повысили свой уровень. Результаты кадрового аудита успешно используются руководством

Отделения при определении резерва кадров и назначения руководителей. Так в 2007-2011 годах 96% руководителей структурных подразделений Отделения ПФР по РТ назначено из резерва кадров, 12 начальников управлений и сотрудников Отделения ПФР по РТ были выдвинуты на руководящие должности в органы государственной власти Республики Татарстан, 25 руководителей были отмечены государственными наградами Республики Татарстан и Российской Федерации.

Введение новой формы работы индивидуального воздействия в стиле коучинга. с руководителями районных управлений используется как новый вид консультирования с привлечением независимого консультанта.

Посредством глубокого изучения, а также посредством наблюдения за работой непосредственно на месте изучаются причины неэффективности работы управления, оценивается эмоционально-психологический климат в коллективе. Руководству

представляются предложения по эффективному преодолению указанных проблем. Руководство Отделения стремиться к совершенствованию положительного имиджа каждого сотрудника, развивая в них чувство ответственности и понимая, что каждый из них вносит вклад в

© Н. В. Минуллина - канд. экон. наук, kaspp@mail.ru.

работу команды и несет ответственность за ее

результат.

Отделение ПФР по Республике Татарстан

на протяжении ряда лет носит звание «Лидер

Пенсионного фонда Российской Федерации».

Литература

1. Анненков, В.И. Государственная служба: основы управления персоналом: учебное пособие для вузов / В.И. Анненков. 2006. - 410 с.

2. Дятлов, В.А. Управление персоналом: учебник для вузов / В.А. Дятлов и др. - М. 2010. - 735 с.

3. Беляцкий, Н.П. Управление персоналом: учеб. пособ. для вузов / Н.П. Беляцкий. - Минск: 2009. -349 с.

4. Егоршин, А.П. Мотивация трудовой деятельности:

учеб. пособие для вузов /

А.П. Егоршин. - Нижний Новгород: НИМБ. 2008. -317 с.

5. Кабаченко, Т. С. Психология в управлении человеческими ресурсами: учеб. пособие для вузов / Т.С. Кабаченко. - СПб: Питер, 2008. - 399 с.

6. Крымов, А.А. Вы - управляющий персоналом: профессия? Ремесло? Судьба? / А. А. Крымов. - М.: Бератор-Пресс, 2008. - 379 с.

7. Тренев, Н.И. Управление конфликтами: учебнопрактическое пособие /

Н.И. Тренев. - М. 2010. - 93 с.

доц. каф. социальной работы, педагогики и психологии КНИТУ,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.