Опрос жителей проведенный по специальной анкете в летний период, показал, что 90,1% опрошенных жителей саманных домов чувствует себя хорошо при температуре воздуха в 23—26°. Только 9,9% жителей при температуре воздуха в жилище 25—26° обозначали свое состояние словом «жарко».
На основании проведенной работы можно сказать, что темпера-турно-влажностный режим саманных зданий нерезко отличается от тем-пературно-влажностного режима деревянных домов в зимний период, а в летний — эти дома менее подвержены перегреву, чем деревянные.
Следует указать, что в связи с повышенными температурными перепадами по вертикали нельзя строить саманные дома без фундамента и лучше всего строить их с бутовым фундаментом и цоколем. Необходимо также требовать выполнения при строительстве предусмотренных нормами высот помещений, не допуская их снижения, как это наблюдается на практике. Необходимо пересмотреть и конструкцию полов, оказывающих влияние на повышение температурных перепадов в помещении по вертикали.
Наши опыты на колхозных полях установили, что полная минерализация нечистот при нагрузках от 50 до 200 т на 1 га наступает в течение ^ 1—-3 месяцев. При этом наблюдалось повышение урожайности сельско-С^ хозяйственных культур. Применение низких норм нагрузки нечистот на полях ассенизации требует больших земельных площадей, которые в условиях города не могут быть обеспечены. Большие нагрузки нечистот в 2 ООО и 3 ООО т на 1 га оказались избыточными, обезвреживание их происходило замедленно и полной минерализации в конце года мы не наблюдали; высаживаемые на полях растения вследствие избытка органических веществ погибали. Поэтому опытные участки не дали полных урожаев.
Дальнейшие наблюдения проводились на специальном опытном участке. Испытывались нагрузки в 500 и 1 000 т на 1 га при внесении их ежегодно и через год и 1 500 т на 1 га — через один год, т. е. расчетная годовая норма составляла 250, 500, 750 и 1 000 т/га. Залив опытных полей нечистотами производили в осенне-зимний и весенний периоды после съема культур с последующей запашкой после подсыхания. На протяжении всего опыта в вегетационный сезон поля непрерывно были заняты ■сельскохозяйственными культурами, за исключением коротких сроков в весенний залив.
Почва опытных полей перед заливом, судя по содержанию азота, аммиака, нитритов и хлоридов, была чистая. После внесения нечистот состав почвы резко изменялся, особенно на глубине 25 см. В это время отмечалось наибольшее увеличение азота аммиака и хлоридов, особенно азота нитритов, который в чистой почве обнаруживается в минимальных количествах или отсутствует.
Процесс аммонификации органических веществ нечистот проходит очень быстро в течение 1—2 месяцев, одновременно начинается нитрифи-
-¿а
М. Б. Селитренникова и Е. А. Шахурина
Опыт организации полей ассенизации в условиях жаркого климата Узбекистана
Из Узбекского научно-исследовательского санитарного института
72—1 имена и мнитявия. №17
Р»суд Центр Чедицтскы
БИБ ИО^КА Мннстерс7 а Злрадосхраь
СССР
кация, продукты которой обнаруживаются даже в первые дни после загрузки.
Осенью, после съема урожая, в почве все показатели загрязнения снижаются, но первоначального уровня не достигают. В дальнейшем состояние почвы полей зависело от сроков внесения нечистот и нагрузок; если поля загружали нечистотами, то показатели загрязнения возрастали.
При нагрузке в 500 т/га нечистот через год отмечалось полное обезвреживание нечистот и самоочищение почвы. При ежегодном заливе полей, даже при активной минерализации, почва через три года не возвращается в первоначальное состояние, в верхнем горизонте отмечается повышение хлоридов, а в нижнем — азота аммиака.
При внесении 1 ООО т/га нечистот одно поле в течение 4 лет загружали 2 раза нечистотами с годовыми перерывами, второе поле заливали 3 года подряд. При этой норме нечистот процессы минерализации проходили активно. Через 4 года почва на поле, на которое периодически заливали нечистоты, не отличалась от первоначального состояния; оказалось, что расчетная годовая норма в 500 т/га обеспечивает самоочищение почвы. При ежегодной же нагрузке 1 ООО т/га нечистот процессы самоочищения в почве замедляются и через 3 года отмечается увеличение азота аммиака и хлоридов на глубине 1 м. При нагрузке 1 500 т/га через 3 года эксплуатации полного самоочищения почвы не наступило, отмечалось повышение отдельных показателей загрязнения на глубине одного метра.
Дегельминтизация нечистот на полях ассенизации изучалась при трех сроках залива: зимне-весеннем (февраль—май); весенне-летнем (май—июль) и летне-осеннем (август—октябрь).
При зимнем заливе (январь—февраль) на 38-й день все обнаруженные в почве яйца гельминтов находились на стадии подвижной личинки; на 86-й день они имели нарушенную структуру и на 96-й день яйца не были обнаружены во всех пробах почвы. Полная дегельминтизация при этом сроке залива заканчивалась через 3 месяца.
Для выявления сроков дегельминтизации нечистот при весенне-летнем и летне-осеннем заливах мы закладывали тесты на поверхности почвы и на глубине 2,5 и 5 см. Эти горизонты взяты из тех соображений, что овощи, потребляемые в сыром виде, находятся или на поверхности почвы, или в верхних горизонтах. При обоих сроках залива деформация яиц гельминтов наиболее интенсивно протекала на поверхности почвы и полностью заканчивалась через 2 недели.
На глубинах 2,5 и 5 см деформация яиц гельминтов протекала медленнее, и часть их достигала стадии подвижной личинки. При весенне-летнем заливе 100% гибель яиц гельминтов отмечалась на глубине 2,5 см через 24г месяца, на глубине 5 см — через 3 месяца. При летне-осеннем заливе на глубине 2,5 см полная гибель яиц гельминтов констатировалась на солнечной площадке через один месяц, а на теневой — через 3 месяца, 5,7% яиц гельминтов находились на стадии подвижной личинки. На глубине 5 см при этом же сроке залива через 3 месяца на солнечной площадке 4,6% яиц гельминтов оставались на стадии подвижных личинок, а на теневой количество их достигало 13,3%.
Эти личинки имели возможность перезимовать в почве и развиться весной следующего года. Однако можно считать, что на полях ассенизации этот факт не имеет существенного значения, так как при соответствующем подборе возделываемых культур яйца погибнут раньше, чем будет происходить сбор овощей.
Основными факторами, влияющими на дегельминтизацию, являются: 1) падение влажности в межполивной период, которая к началу полива снижалась на поверхности до 3,2% в мае и до 1,5% в июне. В июле же на глубине 5 см она равнялась 7,1%. Между тем влажность, необходимая для развития яйца гельминтов, по данным Н. П. Шихобаловой
(1945), в Узбекистане должна быть не ниже 8%; 2) прогревание почвы и резкое колебание температуры почвы в течение суток, особенно в летнее время (разницы между температурой в 7 и 13 часов составляла максимум 30° и минимум 15°). При низкой влажности отмечалась более интенсивная дегельминтизация нечистот.
Из овощей, выращиваемых на полях ассенизации, нами были обследованы на яйца гельминтов 20 кочанов капусты, 200 помидоров (культивировались без подвески к кольям, плоды лежали на земле), 100 огурцов, 20 пучков редиса. Исследованные овощи яиц гельминтов не содержали.
Земельные участки на всем протяжении опыта использовались для сельскохозяйственных целей; в зависимости от сроков залива удавалось выращивать по две культуры. Урожаи капусты, баклажан, помидоров, редьки, свеклы, лука в IV2—2 раза превышали урожаи на контрольных участках и средние по области. Растения на всех полях развивались хорошо, кроме поля с нормой 1 500 т/га, где они в первый период после высадки были угнетены.
Выводы
1. Обезвреживание нечистот на полях ассенизации в условиях жаркого климата и поливного земледелия проходит активно, самоочищение почвы заканчивается в 1—2 года.
2. Наиболее целесообразной нормой нагрузки нечистот, обеспечивающей полное самоочищение почвы, является 1 000 т/га с внесением нечистот через год, т. е. расчетная годовая норма 500 т/га.
3. Эксплуатацию полей ассенизации в условиях поливного земледелия следует проводить по двухпольной схеме с загрузкой полей через один год и посадкой соответствующих культур.
4. Самоочищение почвы по гельминтологическим показателям в летний период заканчивается в 3 месяца, в осенне-зимний — в 8 месяцев, т. е. на 3—4 месяца раньше, чем в условиях средней полосы.
•к -к Ъ
Н. Ю. Тарасенко, М. С. Розанов
Вопросы гигиены труда при работе с радиоактивными светящимися красками
Из Института гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР
С развитием приборостроения значительно расширяются работы по применению радиоактивных светящихся красок.
По данным иностранных авторов, работа с радиоактивными светящимися красками в ряде капиталистических стран проводится в антисанитарных условиях, без вентиляции, при неправильных приемах окраски, что ведет к тяжелым профессиональным заболеваниям.
Учитывая возможность кумуляции радиоактивных веществ при попадании их в организм и последующих тяжелых поражений, проведение профилактических мероприятий при работах с активной светомассой приобретает исключительно большое значение.
Радиоактивные светящиеся краски представляют собой смесь радиоактивного элемента с люминесцирующим веществом, в котором под действием альфа-излучения возбуждается свечение. По литературным данным известно, что для радиоактивных красок могут быть использованы