Научная статья на тему 'Опыт организации открытой образовательно-исследовательской программы по направлению «Архитектура предприятия» на базе межвузовской платформы «Game Changers»'

Опыт организации открытой образовательно-исследовательской программы по направлению «Архитектура предприятия» на базе межвузовской платформы «Game Changers» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ / МЕЖВУЗОВСКАЯ ОТКРЫТАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА / АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ENTERPRISE ARCHITECTURE / ACTIVE LEARNING / AD-HOC EDUCATION / INTERUNIVERSITY OPEN EDUCATIONAL-RESEARCH PROGRAM / EMERGING KNOWLEDGE DOMAINS / CASE-STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арзуманян Максим Юрьевич, Кудрявцев Дмитрий Вячеславович

В настоящее время все большее значение для науки и практики приобретают области знаний, которые характеризуются новизной, динамичностью, междисциплинарностью и практической направленностью. Обучение специалистов в таких областях является сложной и актуальной задачей, при этом наблюдается недостаток учебно-методических материалов, знаний и опыта у значительной части преподавателей, междисциплинарного диалога и практических примеров. В ответ на эти вызовы появляются образовательные «стартапы», действующие, зачастую, вне рамок традиционного высшего образования. В статье рассмотрен опыт организации открытой бесплатной образовательно-исследовательской программы по направлению «Архитектура предприятия» на базе межвузовской платформы «Game|Changers». Программа нацелена на реализацию методов обучения, способствующих освоению комплексных вопросов архитектуры предприятия и обретению обучающимися компетенций, необходимых для работы в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арзуманян Максим Юрьевич, Кудрявцев Дмитрий Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New dynamic interdisciplinary and practice-oriented knowledge domains are becoming more important nowadays. But developing and running educational programs in such domains is a challenging task. There is a lack of up-to-date training materials on the topic, faculty expertise in the subject area, interdisciplinary dialogue and practical examples. In response to this challenges new educational start-ups are emerging, which usually are located out beyond traditional educational environment. This article presents the case-study of initiating and organizing open free ad-hoc education and research program on Enterprise Architecture on the basis of «Game|Changers» platform. The program carries out educational methods which allow the future specialist to deal with complex Enterprise Architecture issues as well as develop relevant competences.

Текст научной работы на тему «Опыт организации открытой образовательно-исследовательской программы по направлению «Архитектура предприятия» на базе межвузовской платформы «Game Changers»»

Опыт организации открытой образовательноисследовательской программы по направлению «Архитектура предприятия» на базе межвузовской платформы «Game Changers»

Арзуманян Максим Юрьевич асс. каф. ИТЭ ФЭУ, СПбГУТ им проф. М.А. Бонч-Бруевича,

191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки 61, (812) 315-25-38 maxim.arzumanyan@gmail.com

Кудрявцев Дмитрий Вячеславович доцент, к.т.н., Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29, (812) 297-2095 ведущий консультант, Бизнес Инжиниринг Групп,

191015, Россия, Санкт-Петербург, Фуражный пер., д.3 dmitry.ku@gmail.com

Аннотация

В настоящее время все большее значение для науки и практики приобретают области знаний, которые характеризуются новизной, динамичностью, междисциплинарностью и практической направленностью. Обучение специалистов в таких областях является сложной и актуальной задачей, при этом наблюдается недостаток учебно-методических материалов, знаний и опыта у значительной части преподавателей, междисциплинарного диалога и практических примеров. В ответ на эти вызовы появляются образовательные «стартапы», действующие, зачастую, вне рамок традиционного высшего образования. В статье рассмотрен опыт организации открытой бесплатной образовательно-исследовательской программы по направлению «Архитектура предприятия» на базе межвузовской платформы «Game|Changers». Программа нацелена на реализацию методов обучения, способствующих освоению комплексных вопросов архитектуры предприятия и обретению обучающимися компетенций, необходимых для работы в этой области.

New dynamic interdisciplinary and practice-oriented knowledge domains are becoming more important nowadays. But developing and running educational programs in such domains is a challenging task. There is a lack of up-to-date training materials on the topic, faculty expertise in the subject area, interdisciplinary dialogue and practical examples. In response to this challenges new educational start-ups are emerging, which usually are located out beyond traditional educational environment. This article presents the case-study of initiating and organizing open free ad-hoc education and research program on Enterprise Architecture on the basis of «Game|Changers» platform. The program carries out educational methods which allow the future specialist to deal with complex Enterprise Architecture issues as well as develop relevant competences.

Ключевые слова

архитектура предприятия, межвузовская открытая образовательноисследовательская программа, активное обучение

enterprise architecture, active learning, ad-hoc education; interuniversity open educational-research program, emerging knowledge domains; case-study

Введение

Область управления современными организациями и информационными технологиями (ИТ), является одной из развивающихся областей, где наблюдается активное возникновение новых подходов, принципов, методов и технологий.

Такие области характеризуются сочетанием следующих свойств:

• новизна и динамичность развития - отсутствие сложившихся общепризнанных методологий и, как следствие, готового учебнометодического обеспечения, большая часть материалов по данной дисциплине - труды конференций и статьи в журналах,

• прикладной характер дисциплины - для ее освоения требуется участие в реальных проектах (как для преподавателя, так и для студентов),

• междисциплинарность - предполагает, что, с одной стороны, для преподавания требуются специалисты из разных областей, с другой стороны, обучающиеся - люди с разными исходными знаниями и опытом.

Примерами таких областей являются биоинформатика, человеко-машинное взаимодействие (usability), и др., а также, архитектура предприятия (Enterprise Architecture), о которой пойдет речь в настоящей статье.

Воспитание специалистов в этих областях - особый вызов для системы образования. В условиях нехватки экспертов и методических материалов, расхождений в научных кругах и новых, только возникающих стандартах, университетам трудно создать качественную и актуальную образовательную программу. Требуется привлечение различных заинтересованных сторон, гибкость в организации программы, проактивная роль обучающихся, интеграция теории и практики, а также практические кейсы.

Для обучения таким дисциплинам могут эффективно применяться неформальные (informal) модели обучения. В данной статье рассматривается межвузовская платформа «GameChangers» и пример её использования для организации курса по «Архитектуре предприятия».

Архитектура предприятия и проблемы её преподавания

Архитектура предприятия, АП (Enterprise architecture) - это динамично развивающееся междисциплинарное направление по проектированию, управлению и трансформации современных организаций как сложных систем (бизнес и ИТ) для обеспечения ценностей ключевых заинтересованных сторон [1,2,3]. Также в соответствие с TOGAF, АП - это фундаментальная организация предприятия и руководящие принципы его проектирования и развития [4]. Деятельность, связанная с проектированием и преобразованием АП, называется инжинирингом предприятий или бизнес - инжинирингом [5,6].

Актуальность и востребованность АП возрастает как в России, так и в мире, что подтверждается ростом количества публикаций, конференций, проектов, появлением международных стандартов и активностью ведущих мировых консалтинговых компаний (IBM Global Business Services, CapGemini, Accenture и др.). Во многих странах необходимость применения АП признана на уровне государственных директив и фиксируется на уровне стандартов: в США - FEA (с 1994 года) [7], Великобритания - MODAF [8] и др. АП также воспринимается как

единое средство выравнивания бизнеса и ИТ (alignment). Изначально зародившаяся в области информационных технологий с идей Джона Захмана [9], АП все больше становится инструментом трансформации бизнеса [10,11].

Специалисты в области АП входят в руководство крупнейших корпораций. Это одна из самых востребованных и высокооплачиваемых профессий на рынке ИТ. Несмотря на это, по опросам компании Gartner в 2013 году, АП стала профессией с самым низким уровнем подготовки специалистов [12].

В России архитектура предприятия преподается в рамках специальности «Бизнес-информатика» и «Прикладная информатика», причем для бизнес-информатики АП входит в обязательную часть подготовки. Постепенно АП начинает входить и в программы подготовки менеджеров, в том числе в программы MBA (например, Antwerp Management School, University of St.Gallen, Vlerick Business School).

Международные стандарты и методологии пытаются формализовать требования к специалистам в области АП через определение ролей. Попытка определить роли предпринимается в ряде методологий, а также некоторыми компаниями в рамках своих методик. Формализация описания ролей позволяет проводить профессиональную сертификацию (IBM, HP, Federal Enterprise Architecture Certification Institute). Как правило, выделяют следующие роли: архитектор предприятия, бизнес-архитектор, архитектор решений, архитектор систем, технологический архитектор.

Архитектор устанавливает взаимосвязь между бизнес - стратегией и ИТ -стратегией, бизнес - архитектурой и ИТ - архитектурой и документирует это посредством использования набора моделей, поддерживающих различные точки зрения. Роль архитектора часто сравнивают с архитекторами городов (city planners), задача которых видеть город в целом и предоставить такие принципы, нормы, методы и дорожные карты, за счет которых город сможет управлять своим развитием (устойчиво развиваться), соблюдая и совершенствуя качество предоставления услуг (качество жизни) своим жителям. На этой аналогии хорошо видно отличие архитектора предприятия от архитектора решения (system architect) задача которого в проектировании одного или нескольких зданий, или от архитектора систем (software architects), который ответственен за одну из городских систем, например, водоснабжение. Архитектор предприятия, как и архитектор города, координируют все активности в рамках общего плана.

АП обладает всеми свойствами, которые говорят о сложности преподавания данной дисциплины в традиционном формате.

АП - это новая дисциплина, которая динамично развивается. Хотя АП зародилась в конце 80-х годов, она существенно видоизменилась к настоящему времени. Если раньше это была всецело ИТ-дисциплина, основным объектом изучения которой была организация ИТ-инфраструктуры на предприятии, то сейчас фокус внимания сосредоточен на взаимодействии бизнеса и ИТ, на детальном анализе функционирования и устройства предприятия, а также на управлении организационным развитием.

АП носит прикладной характер. Её предметом является не столько выявление закономерностей устройства бизнеса, ИТ и их взаимодействия, сколько разработка методов, техник и инструментов для проведения организационных преобразований и внедрения ИТ в деятельность предприятий. Именно проекты в реальных компаниях (а не эксперименты) являются средством для апробации и оценки методологических разработок (action research). Существенный вклад в развитие данной дисциплины вносят консалтинговые компании и их исследовательские подразделения.

АП междисциплинарна - она интегрирует наработки из области информационных технологий, менеджмента и системной инженерии (в т.ч.

системный анализ, системный подход). Междисциплинарность, обобщенность и интеграционный характер АП повышают сложность ее освоения.

Кроме общих особенностей данной дисциплины, существуют ещё и региональные особенности в данной области, присущие России [13]:

• слабость механизмов привлечения и мотивации экспертов к преподаванию в традиционной российской системе образования;

• низкий уровень мотивации и квалификации студентов (отсутствие ориентации на стратегический результат).

В целом можно сделать вывод, что АП имеет высокий потенциал для использования альтернативных форм образования.

Новые модели обучения в динамических прикладных областях

Движимый новыми требованиями и тенденциями, рынок высшего образования меняется и перестает полностью принадлежать традиционным университетам. С каждым годом возникает все больше организаций (как коммерческих, так и некоммерческих), занимающихся вопросами обучения и образования. В качестве примера можно привести такие образовательные инициативы как Singularity (http://singularityu.org/), Hyper Island (https://www.hyperisland.com/), General assembly (https://generalassemb.ly/) и др. В Санкт-Петербурге подобной инициативой является «Game|Changers» (http ://gamechangers. ru/). Эти организации, в некоторой степени, восполняют разрыв между требованиями индустрии и возможностями (гибкостью) традиционного образования.

Становится не только больше предложений, но и «каналов», по которым можно получать образование. Последние годы наблюдается экспоненциальный рост новых инициатив и «стартапов» в области образования [14]. Авторы доклада подчеркивают, что «лучшие образовательные проекты следующего пятидесятилетия будут созданы в ближайшие годы на наших глазах».

В новых форматах, даже если речь идет об on-line обучении, существенно возрастает роль и акцент на коммуникациях, работе в командах, способности к взаимодействию и междисциплинарному знанию. Новые способы социальной организации и коммуникаций создают иные подходы к созданию и извлечению знаний, а также к творческому мышлению. Знания становятся все более относительными и все чаще создаются коллективно.

Как правило, новые модели обучения в динамических прикладных областях строятся на идеях активного обучения [15,16,17] и использовании информационных технологий [18,19]. Всё большую популярность набирает CDIO-подход («Задумай -Спроектируй - Реализуй - Управляй») [20, 21], направленный на устранения разрыва между теорией и практикой, который наблюдается в инженерном образовании во всем мире.

В области ИТ в России развиваются такие инициативы как Школа системного анализа, Computer Science Center, Школа анализа данных Yandex и др.

Следует отметить, что инициативы по созданию новых методов и форматов обучения в динамических областях развиваются также и внутри некоторых ВУЗов, например, взаимодействие IBS с МИСиС и МФТИ [22], обучение системному программированию на Матмехе СПбГУ [23,24], обучение бизнес - инжинирингу в МФТИ [25].

Кроме современных разработок и моделей обучения, отдельного внимания заслуживает советский опыт организации высшего технического образования в период его послевоенного развития, в особенности знаменитая «система Физтеха» [26,27]. Основные принципы данной системы: подготовка студентов по

специальности проводится непосредственно научными работниками базовых

институтов на новом техническом оборудовании этих учреждений; подготовка в базовых институтах предусматривает индивидуальную работу с каждым студентом; каждый студент должен участвовать в научной работе, начиная с второго-третьего курса; при окончании института студент должен владеть современными методами теоретических и экспериментальных исследований, иметь достаточные инженерные знания для решения современных технических задач.

Межвузовская образовательно-исследовательская программа «Game|Changers»

«Game|Changers» (http://gamechangers.ru/) - это межвузовская образовательноисследовательская программа по подготовке междисциплинарных специалистов по прорывным направлениям информационных технологий и формированию экспертной сети в сферах трансфера технологий, управления исследованиями, образования и предпринимательства. Программа действует с 2010 года и вовлекает в свою работу перспективных студентов и аспирантов, а также ученых и исследователей, ведущих специалистов и топ - менеджеров российских и глобальных компаний [28,29]. Изначально программа «Game|Changers» проводила обучение по одному направлению - «Введение в индустрию информационных технологий» [30]. С 2013 года в рамках данной программы стали запускаться курсы по другим направлениям, связанным с влиянием информационных технологий на различные области деятельности (Transforming Education, Data Mining и др.), и программа «Game|Changers» переросла в образовательную платформу.

Основными отличительными особенностями организации учебного процесса в программе «Game|Changers» являются:

• проактивная роль студентов;

• корректировка программы по ходу ее реализации (в том числе самими студентами);

• менторство (наставничество);

• самоорганизация;

• привлечение практикующих экспертов, обладающих различными знаниями и точками зрения, для работы со студентами;

• привлечение студентов с различным опытом, знаниями и способностями.

Каждое занятие является уникальным и воспринимается как отдельный «минипроект», для управления которым выделяются специальные роли и распределяются между студентами.

Привлечение партнеров и экспертов

Одной из важнейших задач в организации открытого курса является привлечение и вовлечение экспертов. Основным фактором являются личные связи и капитал отношений организаторов и партнеров курса.

Возможная мотивация для экспертов:

• самореализация: выступление перед «благодарной аудиторией»

слушателей;

• помощь в реализации проекта/инициативы: на этапе личных проектов эксперт может предложить свой проект и свои услуги в качестве ментора (наставника) для студентов;

• проработка вопроса/кейса/задачи: возможность решения студентами задачи эксперта в рамках обучения на курсе;

• Социальная ответственность: понимание необходимости воспитания

новых кадров в сложных областях;

• личный PR эксперта за счет все более известного бренда «Game|Changers».

Участие и вовлеченность экспертов может быть различной. В минимальном варианте - это один визит с лекцией. Также эксперты могут:

• участвовать в проектировании программы курса;

• помогать в организации курса;

• предоставлять кейсы и другие материалы для учебного процесса;

• предоставлять темы для исследований;

• предоставлять темы для проектов;

• участвовать в занятиях формата «дебаты экспертов».

Подобный опыт привлечения экспертов из индустрии к преподаванию в новых и динамичных дисциплинах рассмотрен в [31].

Покрытие издержек на организацию программы может осуществляться за

счет:

• государственной поддержки (гранты на образовательные проекты, фонды, университетские инициативы);

• поддержки компаний-партнеров с целью получения результатов работ/исследований студентов, а также кадрового потенциала для своих компаний;

• поддержки компаний индустрии ИТ за счет фондов социальной ответственности;

• личных средств инициаторов проекта.

Жизненный цикл курса можно представить последовательностью следующих этапов:

• проектирование и подготовка курса. Учет требований всех ключевых заинтересованных сторон, «правильная задумка»;

• пнонсирование и продвижение. Распространение информации;

• приемная кампания;

• проведение обучения;

• работа с проектами;

• аттестация и подведение итогов;

• работа с выпускниками.

Таблица 1. Решаемые задачи на разных этапах жизненного цикла курса

Этап жизненного цикла курса Основная задача

Проектирование и подготовка курса Учесть требования всех ключевых заинтересованных сторон (партнеры, эксперты, университеты, вендоры, волонтеры и др.), заинтересовать и вовлечь их.

Анонсирование и продвижение Распространить информацию быстро и эффективно.

Приемная кампания Отобрать подходящих кандидатов, сформировать сбалансированную команду.

Проведение обучения Управление мотивацией и вовлеченностью как со стороны студентов, так и со стороны экспертов и партнеров. Фасилитация студентов, управление ожиданиями.

Работа с проектами Четкое планирование и обозначение целей/задач проекта. Подбор менторов (наставников) и управление их ожиданиями.

Аттестация и подведение итогов Формирование четких критериев успешного завершения курса.

Работа с выпускниками Поддержание контактов, совместная работа и проекты.

Основное искусство организаторов, необходимое для успеха подобных инициатив, связано с привлечением различных заинтересованных сторон и балансом их интересов. Часто такие проекты называют «экосистемными», так как они объединяют вокруг себя и сплачивают различные группы участников, что приводит к возникновению дополнительной ценности.

Особенности организации курса «Архитектура предприятия» на базе «Оаше|СИа^ег8»

Проектирование и подготовка курса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При проектировании программы в первую очередь определялись ключевые заинтересованные стороны и их интересы (рис. 1). После этого формулировались цели, а далее - задачи и требования к программе. Требования включали в себя требования к содержанию, формату, экспертам, проектам, а также к кандидатам.

Рис. 1. Интересы заинтересованных сторон в отношении курса

Для реализации ценностей заинтересованных сторон, а также, с учетом общей практики GC, был спроектирован курс, включающий в себя:

• семинары и лекции с ведущими профессионалами в области АП;

• групповые и индивидуальные практические задания;

• работу над собственным проектом с поддержкой менторов;

• знакомство и общение с профессионалами ИТ - индустрии;

• проведение актуальных научных исследований;

• возможность стажировки и трудоустройства лучших студентов в ключевых компаниях-партнерах.

Программа курса предполагает как непосредственно получение знаний, навыков и умений в области АП, так и развитие общих компетенций (информационная грамотность, групповая работа, управление проектами), необходимых как для успешного обучения на курсе, так для профессиональной деятельности.

В результате концептуального проектирования было разработано описание курса, которое использовалось в дальнейшем для привлечения партнеров, экспертов и студентов. В описании были приведены актуальность дисциплины АП, указаны цели, задачи и предварительная программа курса.

Для курса было привлечено два ключевых партнера (Бизнес Инжиниринг Групп и Smart Architects), заинтересованных в развитии экспертизы, формировании команды, исследованиях, привлечении студентов для прохождения практической части курса, а также, продвижении АП в целом.

Партнерами курса также стали вендоры (IBM, MEGA) - производители программного обеспечения для моделирования архитектуры предприятия, предоставляющие свои решения для лабораторной части курса, а также международные сообщества и организации The Open Group и Global University Alliance, согласившиеся выступить с докладами, и университеты, предоставляющие материально-техническую базу.

Инициативу поддержали более 30 экспертов, по большей части на основе личного доверия и связей кураторов и ключевых партнеров. Соотношение экспертной группы:

• 20% иностранных и 80% российских специалистов;

• 20% разработчиков методологий в области АП;

• 75% практиков и 25% теоретиков (преподаватели и научные сотрудники). Эксперты курса являются представителями около 20 различных организаций, из которых:

• Компании, развивающие и применяющие АП в России (Бизнес Инжиниринг Групп, Smart Architects, Центр Эффективных Организаций, TechInvestLab).

• Вендоры, - производители программного обеспечения для моделирования АП (IBM, MEGA).

• Мировые сообщества, развивающие стандарты по АП (The Open Group, Leading Practice, itSMF).

• Образовательные и научные учреждения (ВШМ СПбГУ, НИУ СПбГПУ, МЭСИ, НИУ ВШЭ, НИУ ИТМО, СПбГУТ).

• Компании различных отраслей, интересующиеся применением АП.

Анонсирование программы и приемная кампания

Для анонсирования курса было создано подробное описание инициативы на английском языке на сайте <^ате|^а^еге» [32] (см. рис. 2.). Английский язык служил «фильтром» для повышения качества заявок. Сама форма также заполнялась кандидатами на английском языке (знание языка также необходимо слушателям для обучения, поскольку большая часть важных материалов по теме ещё не переведена на русский язык).

Рис. 2. Вкладки анонса с сайта: «Home», «Description», «Experts»

Анонсирование курса продолжалось около двух месяцев и осуществлялось посредством публикации кратких объявлений в социальных сетях (группы университетов и тематические группы), объявлениях в университетах, публикации в некоторых медиа-ресурсах, а также личное распространение информации (рис. 3).

Рис. 3. Анонсы курса в различных ресурсах

В результате реализации приемной кампании было получено около 70 заявок.

После получения заявок начался отбор студентов, который состоял из двух этапов:

• отбор на основе заявок (в заявках соискатели должны были ответить на ряд вопросов по тематике курса). После этого этапа осталось около 50 заявок;

• проведение интервью.

При отборе оценивалась мотивация, профессиональные знания и опыт, а также такие компетенции, как работа с информацией, аналитические способности, системное мышление, умение работать в команде и др. (рис. 4). Также при отборе студентов учитывался общий профиль команды по внедрению АП - сумма компетенций отдельных студентов должна совпадать с требованиями к команде в целом. То есть, необходимо было обеспечить сбалансированный состав участников с взаимодополняющими компетенциями (например, баланс между людьми, знающими менеджмент/экономику и информационные технологии).

Рис. 4. Компетенции для отбора студентов и формирования команды

В результате было проведено 50 собеседований и на программу было взято 20 слушателей. Из них: 10 - студенты, 10 - недавние выпускники; 10 - с ИТ образованием, 3 - с экономическим, 4 изучали как ИТ, так и экономику, 2 человека со знаниями в социологии. В основном, слушатели учатся или учились НИУ СПбГПУ (7 человек), ВШМ СПбГУ (4 человека), других факультетах СПбГУ (4 человека), НИУ ИТМО (5 человек).

Структура и содержание курса

Курс состоит из трех последовательных модулей:

1. Лекции, семинары, практические занятия (8 месяцев),

Лекции, семинары и практические занятия проходят один раз в неделю в вечернее время с участием экспертов курса;

2. Лаборатория (2 месяца),

Лаборатория подразумевает работу с ведущими мировыми и отечественными инструментами моделирования архитектурой (MEGA, IBM Rational System Architect, ARlS и Сорг-Мастер).

3. Выполнение личного проекта (4 месяца).

Личные проекты могут носить исследовательский, исследовательско -практический или практический характер. Базу для практических проектов предоставляют компании - ключевые партнеры (на основе их текущих проектов). Эксперты также предлагают свои проекты для реализации. Для каждого проекта определяется ментор (он же «заказчик»), который и принимает решение об успешности реализации проекта, что является необходимым условием окончания курса.

Роли: делегирование полномочий и ответственности

На курсе GC EA Track используются следующие роли: редактор занятия, ответственный за конспект, ответственный за тему, фотограф и видеооператор. Руководителем мини-проекта является редактор (рис. 5). Ему необходимо взять на себя все обязанности как по планированию и подготовке занятия, так и по работе после занятия (организация и сбор обратной связи, публикация всех материалов на странице занятия, контроль выполнения заданий и пр.).

* Для каждого занятия происходит ротация ролей среди студентов Рис. 5. Роли: делегирование полномочий и ответственности

Для накопления знаний и передачи опыта студентами создана отдельная страница в общем информационном пространстве, содержащая всю полезную информацию. На рис. 6 приведен фрагмент интеллект - карты «В помощь редактору», иллюстрирующий необходимые действия по подготовке занятия.

Рис. 6. Фрагмент интеллект - карты «В помощь редактору»

Особенности управления знаниями в рамках курса

С учетом того, что большая часть образовательного материала предоставляется независимыми экспертами, которые имеют уникальные ракурсы и точки зрения на дисциплину, а также систему понятий, важное место в организации курса занимает обеспечение целостности формируемых знаний студентов. Для обеспечения такой целостности используются:

1. Привязка всех занятий с экспертами к соответствующим темам программы курса (взгляд «занятие-тема/-ы») и обратный взгляд, позволяющий понять на каких занятиях была/будет рассмотрена та или иная тема («тема-занятие/-я) [33]. Для создания и представления такой привязки используется гипертекстовая вики-система (рис. 7).

2. Все основные темы курса, занятия, эксперты и студенты имеют собственные страницы с описанием в вики - системе (рис. 8, 9)

FrontPage

last edited by 3 Dmitry Kudryavtsev 2 hours, 58 minutes ago Page history

GamejChangers Enterprise Architecture

Сводная таблица курса:

Тема курса Занятие Эксперты

ТК-10 Введение 1 Знакомство 2 Введение и методы УЗ 4 Смена подходов к менеджменту 5 Современные рынки и актуальность ЕА нет Лмитрий Кудрявцев Maxim Arzumanyan Maxim Arzumanyan

ТК-10-10 Системный подход и организация, как система 3 Системный подход к управлению 6 Применение системного подхода в управлении Евгений Худобин Волкова Виолетта

ТК-20 Компоненты АП 2 Введение и методы УЗ Лмитрий Кудрявцев

4 Смена подходов к менеджменту 5 Современные рынки и актуальность ЕА Maxim Arzumanyan Maxim Arzumanyan

ТК-20-10 Бизнес-архитектура

ТК-20-10-10 Пели, стратегии, показатели 9 Создание корпоративного центра с

применением АП Константин Прокопеня

Рис. 7. Сводная таблица курса в вики - системе

VIEW EDIT

ТК-10-10 Системный подход и организация, как система

last edited by Й Maxim Arzumanyan 1 month, 2 weeks ago Page history

Занятия:

• 3 Системный подход к управлению

• 6 Применение системного подхода в управлении

Эксперты:

Эксп Худобин Евгений Эксп Волкова Виолетта

Материалы на диске:

Сопоставление определений систем и подходов к их исследованию и проектированию История развития системного анализа в нашей стране Один из первых отечественных учебников по системному анализу Применение СА в управлении высшей школой, в частности структуризация целей- функций в этой области Справочник по теории систем и системному анализу Папка 1

Классик-классик и гуру системного подхода в менеджменте - Рассел Акофф: Акофф о менеджменте (легко написано, много умных мыслей) 0 целеустремленных системах (классика, читать не просто :) Re-creating the corporation Папка 2

Системная инженерия ISO 15288 - Процессы жизненного цикла систем (последняя англоязычная версия, русский ГОСТ по англоязычной версии 2002 года, пояснения по нему) ISO 42010 про архитектуру, её описание, viewpoints, заинтересованные стороны и т.п. Обзор стандартов Папка 3

Ссылки:

Замечательные лекции Левенчука по системной инженерии Курс "Введение в системную инженерию" в МФТИ,

2013г. Описание и дополнительные ссылки на отдельные лекции: http://ailev.liveiournal.com/10688Q3.html 2012 г. Описание и ссылки на дополнительные лекции: http://ailev.liveiournal.com/980403.html. видео: http://rusnano.fizteh.ru/courses/levenchuk/

Рис. 8. Страница темы курса в вики - системе

VIEW EDIT

9 Создание корпоративного центра с применением АП

last edited by 3 Victoria Shapovalova 2 weeks ago ф Page history

Редактор занятия: Vladislava Rau

Тема курса к которой относится занятие: ТК-20-10-10 Цели, стратегии, показатели. ТК-20-10-20 Деятельность (UCLL. процессы, capabilities). ТК-20-10-30 Организационная структура. ТК-80 Кейсы и практика

Тема занятия: Создание корпоративного центра с применением архитектурного бизнес-инжиниринга

Ключевые слова: Корпоративный центр, бизнес-модель, business model canvas, карта бизнеса, BIG component framework

Дата проведения: 15.04.2014 Место проведения: ChanaeLab Эксперты: Konstantin Prokopenva

Формат занятия: лекция эксперта, практическое задание в группах Задания для подготовки: нет

Участники отсутствующие: Yuriv Belikov. Ekaterina Bogacheva. Irina Kozlova. Panchenko Yuri

Презентация эксперта

Задания после лекции: нет

Кейсы: торговый дом и птицеводство

Конспект: Елизавета Старовойтова. Виктория Шаповалова

Видео:

Фото

Результаты обратной связи

Рис. 9. Страница занятия курса в вики - системе

3. В процессе проведения занятий и при подготовке конспектов активно используются концептуальные карты, позволяющие сделать видимыми взаимосвязи между различными понятиями, разделами дисциплины и обсуждаемыми вопросами [34, 35, 36].

4. Поскольку прохождение курса предполагает большое количество самостоятельной работы студентов с информацией - для обеспечения эффективности такой работы в начале курса было проведено занятие по теме «информационная грамотность» (поиск и оценка информации, структурирование и визуализация знаний и др.) [37].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Прорабатывается идея создания тезауруса, который будет не только определять основные понятия курса/объекты АП, но и использоваться в качестве информационно-поискового языка при разметке занятий [38].

Практические кейсы и дебаты экспертов (комплексные форматы)

Ввиду наличия сложных междисциплинарных вопросов, организуется формат «дебаты экспертов», подразумевающий обсуждение применения АП для различных областей и ситуаций. Так, например, планируется провести занятие с участием эксперта по АП, финансового директора и руководителя проектов по автоматизации финансового учета (внедрению SAP FI) для обсуждения вопроса применимости АП для финансового управления. Подобные встречи запланированы еще по четырем открытым вопросам. Встречи готовятся заранее, основные задачи - соединение различных точек зрения на работу организации, поиск областей для возможного сотрудничества и обмен знаниями.

Также, ведется работа с реальными кейсами. После прохождения основных тем курса студентам была предоставлена возможность применить обретенные знания для анализа и проработки плана развития реальной компании. Представителем компании выступил директор по организационному развитию, предоставив необходимую информацию и отвечая на вопросы студентов. Для работы над кейсом студентами был организован выезд на загородную базу на выходные, работа велась в группах по 5 человек, кураторы совместно с двумя экспертами организовывали и направляли работу студентов, а также давали обратную связь по результатам. В настоящий момент идет подготовка презентаций для представителя заказчика. Задача кейса - показать применимость, и востребованность методов и технологий АП для решения реальных задач.

Обратная связь и гибкий учебный процесс

После каждого занятия студенты заполняют форму обратной связи. Список вопросов варьируется в зависимости от типа занятия (встреча с экспертом, работа в группах, семинар или др.). В случае с экспертом, его презентация оценивается на предмет новизны, актуальности, интереса к теме и пр. Организация, сбор обратной связи и агрегирование результатов входят в обязанности редактора. На рис. 10 приведен пример части визуального отчета по одному из занятий.

На основе анализа обратной связи происходит корректировка и совершенствование программы (например, инициируется дополнительное занятие по освоению одного из инструментов моделирования).

Рис. 10. Отчет по результатам обратной связи по одному из занятий

Необходимый потенциал для успешной реализации инициативы

На основе опыта реализации проекта GC EA Track, можно выделить следующие ключевые компетенции и возможности организаторов и кураторов инициативы:

• наличие практического, научного и методического опыта в предметной области;

наличие текущих научных и практических проектов;

наличие партнеров, заинтересованных в воспитании новых специалистов;

• наличие значительного капитала отношений с российскими и международными экспертами в предметной области;

• способность и готовность к выполнению значительного объема организаторской деятельности.

Предварительные результаты программы

К настоящему моменту можно отметить следующие результаты:

• С начала курса к экспертному совету присоединились более 10 экспертов, в том числе, приглашенные другими экспертами. Случается, что эксперты приходят в качестве слушателей.

• Студентами создан и поддерживается новостной сайт.

• Студентами создана и поддерживается группа LinkedIn для обсуждений и дискуссий по вопросам АП, как между собой, так и с экспертами.

• Часть студентов уже участвует в реальных проектах ключевых партнеров.

В результате агрегирования данных по обратной связи с каждого занятия было

выявлено, что 62% считают полученные знания очень важными и новыми для себя (максимальная оценка), а 38% отметили, что они многое уже знали, но было полезно вспомнить и систематизировать свои знания, 0% отметили, что знания не являлись полезными.

Заключение

Для преподавания ряда развивающихся дисциплин, характеризующихся новизной, динамичностью, междисциплинарностью и практической направленностью оправданно применять новые методы и форматы обучения. Опыт организации открытого бесплатного межвузовского курса по направлению «Архитектура предприятия» на базе «Game|Changers» демонстрирует опыт реализации возможных преимуществ для кураторов, студентов, партнеров и экспертов. Успех подобной инициативы во многом связан с привлечением различных заинтересованных сторон и балансу их интересов. Объединение различных групп участников и организация их взаимодействия зачастую приводит к возникновению дополнительной ценности. Общаясь между собой, студенты дополняют друг друга, а также, чувствуя себя соучастниками общей инициативы, корректируют и совершенствуют программу. Из сложностей следует отметить высокие трудозатраты со стороны организаторов.

Литература

1. Зиндер Е. З. Архитектура предприятия в контексте бизнес-реинжиниринга (Часть 1, Часть 2) // Intelligent Enterprise. 2008. № 4, 7.

2. Op’t Land M., Proper E., Waage M., Cloo J., Steghuis C. Enterprise architecture: Creating value by informed governance. Springer, 2009.

3. Lankhorst M. et al. Enterprise Architecture at Work. Third edition. Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2013.

4. TOGAF®, an Open Group standard. URL:

http://www.opengroup.org/subjectareas/enterprise/togaf (дата обращения: 20.06.2014).

5. Тельнов Ю. Ф. Эволюция парадигмы «Инжиниринг предприятий». Сборник трудов 16-й Российской научно-практической конференции «Инжиниринг предприятий и управление знаниями»: Моск. госуд. ун-т экономики, статистики и информатики - М., 2013.

6. Кудрявцев Д.В., Арзуманян М.Ю., Григорьев Л.Ю. Технологии бизнес-инжиниринга: учеб. пособие.- СПб., Изд-во Политехнического университета, 2014. - 427с.

7. Federal Enterprise Architecture (FEA) URL: http://www.whitehouse.gov/omb/e-gov/fea (дата обращения: 20.06.2014).

8. MOD Architecture Framework (MODAF) URL: https://www. gov.uk/mod-

architecture-framework (дата обращения: 20.06.2014).

9. Zachman J. A. A framework for information systems architecture //IBM systems journal. - 1987. - Vol. 26. - №. 3. - С. 276-292.

10. Lapalme, J., Three Schools of Thought on Enterprise Architecture, IT Professional. -vol. 14, no. 6, pp. 37-43, Nov.-Dec. 2012

11. Labusch N., Koebele F., Aier S., Winter R., The architects’ perspective on enterprise transformation: An explorative study //Practice-Driven Research on Enterprise Transformation. - Springer Berlin Heidelberg, 2013. - pp 106-124.

12. Hunting and Harvesting in a Digital World: Insights From the 2013 Gartner CIO Agenda Report. -Gartner research report, 2013.

13. Арзуманян М.Ю. Архитектура предприятия: проблемы востребованности и подготовки кадров // XI Всероссийская конференция «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации». ВГУ, Воронеж, 16-17 мая 2013. - С. 67-69

14. Конанчук Д., Волков А. Эпоха «гринфилда» в образовании: исследование, сентябрь 2013 / Центр образовательных разработок Московской школы управления СКОЛКОВО (SEDeC), 2013. — 52 с.

15. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. -М.: Высшая школа, 1991.

16. Bonwell, C.; Eison, J. Active Learning: Creating Excitement in the Classroom AEHE-ERIC Higher Education Report No. 1. Washington, D.C.: Jossey-Bass. 1991.

17. Зарукина Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.- метод. пособие / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик.: СПбГИЭУ, 2010. - 59 с.

18. Bates A. W., Poole G. Effective Teaching with Technology in Higher Education: Foundations for Success. - Jossey-Bass. 2003.

19. Манако А. Ф., Синица К. М. КТ в обучении: взгляд сквозь призму трансформаций //Международный электронный журнал" Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). - 2012. - Т. 15. - №.

3. - С. 392-413. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v15 i3/pdf/6.pdf (дата обращения: 20.06.2014).

20. Crawley, E. F., Malmqvist, J., Brodeur, D. R., Ostlund, S., & Edstrom, K. Rethinking engineering education - The CDIO approach. The 2nd edition. Springer. 2014.

21. Всемирная инициатива CDIO. Стандарты: информационно-методическое

издание. / Пер. с анг. и ред. А.И. Чучалина, Т.С. Петровской, Е.С. Кулюкиной; Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского

политехнического университета, 2011. - 17 с.

22. Нежурина М. И. Система подготовки ИТ-специалистов нового качества. Опыт сотрудничества НИТУ «МИСиС» и бизнеса// Международные стандарты, аккредитация и сертификация технического образования и инженерной профессии: Материалы международной научно-практической конференции, 1921 октября 2010 г., г. Москва, НИТУ «МИСиС».- М.: Изд. дом «МИСиС». - С. 68-72.

23. Терехов А. Н. Как готовить системных программистов / Компьютерные инструменты в образовании, № 3, 2001.

24. Терехов А. Н., Пунтиков Н. И., Андреев А. Л. Новая организационная форма подготовки ИТ-кадров // Труды X Всероссийской конференции «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации», 15-17 мая 2011, Саратов.

25. Garichev S., Kondratyev V., Kondratyev K., Lyubimtsev I., Firsov M. Active learning principle in business engineering practical and educational projects. Proceedings of the 10th International CDIO Conference, Universitat Politécnica de Catalunya, Barcelona, Spain, June 16-19, 2014.

26. Музей МФТИ. Миссия "Системы Физтеха"

http://www.webcitation.org/61APBTH3w (дата обращения: 20.06.2014).

27. Медовников Д., Сараев В. Инновационная система Физтеха // Эксперт. — 2013. № 44 (874).

28. Дмитриев С. С., Алуферов В. А., Вяххи Н. И., Чайкина Е. А. Межвузовская программа "Game|Changers"// Труды X Всероссийской конференции «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации» (16-18 мая 2012 года). — М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012.

29. Дмитривев С.С. Тьюторы и коллайдеры. Новая онтология образования // SLON.

Как придумывать будущее, 2013. URL: http://slon.ru/biz/1014641/ (дата

обращения: 20.06.2014).

30. Дмитриев С. С., Алуферов В. А., Вяххи Н. И. Межвузовский вики - курс "Введение в индустрию информационных технологий" // IX Всероссийская конференция «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации», 15 - 17 мая 2011 г., Саратов.

31. Jestrab E. M., Jahren C. T., Walters R. C. Integrating industry experts into engineering education: Case study //Journal of Professional Issues in Engineering Education and Practice. - 2009. - Vol. 135. - №. 1. - С. 4-10.

32. Курс по архитектуре предприятия на платформе «Game|Changers» (Enterprise Architecture track) URL: http://gamechangers.ru/tracks/enterprise-architecture (дата обращения: 20.06.2014).

33. Кудрявцев Д.В. Системы управления знаниями и применение онтологий: Учеб. пособие / Д.В. Кудрявцев. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. - 343 с.

34. Гаврилова Т. А., Лещева И. А., Страхович Э. В. Об использовании визуальных концептуальных моделей в преподавании //Вестник С. -Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. - 2011. - №. 4. - С. 124-150.

35. Гаврилова Т. А., Лещева И. А., Кудрявцев Д. В. Использование моделей инженерии знаний для подготовки специалистов в области информационных технологий/ Системное программирование. Том 7, вып. 1: Сб. статей / Под ред. А.Н.Терехова, Д.Ю.Булычева. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. - C. 90-105.

36. Cmap Tools. URL: http://cmap.ihmc.us/ (дата обращения: 20.06.2014).

37. Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни (русский перевод Guidelines on Information Literacy for Lifelong Learning). М.: МоО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех». -2006 .

38. Лукашевич Н. В. Тезаурусы в задачах информационного поиска //М.: Изд-во Московского университета. - 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.