Научная статья на тему 'Опыт организации отделения медико-социальной помощи в детской поликлинике'

Опыт организации отделения медико-социальной помощи в детской поликлинике Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
831
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОТДЕЛЕНИЕ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ / ДЕТИ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / DEPARTMENT OF MEDICO-SOCIAL HEALTH CARE / CHILDREN AT DIFFICULT LIVING CONDITIONS / INTERDEPARTMENTAL INTERACTION / PROPHYLAXIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рослова З. А., Манькова Т. Ю., Ким Андрей Вячеславович, Устинова Н. В.

Представлен анализ опыта работы отделения медико-социальной помощи детской поликлиники г. Санкт-Петербурга. Приведены данные об эффективности работы отделения, доказана необходимость его выделения в отдельное подразделение службы, обеспечивающей формирование практического взаимодействия со всеми заинтересованными структурами и организациями по социальной защите детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рослова З. А., Манькова Т. Ю., Ким Андрей Вячеславович, Устинова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of the organization of the medico-social health care department at a pediatric polyclinic

The analysis of functioning of a medico-social health care department at a pediatric polyclinic of St. Petersburg is shown in this article. The data on efficacy of this department are represented. The necessity of its allocation as a separate unit, providing the organization of practical interaction between all of the concerned structures and institutions of social protection of children at difficult living conditions, is proved.

Текст научной работы на тему «Опыт организации отделения медико-социальной помощи в детской поликлинике»

Социальная педиатрия и организация здравоохранения

З.А. Рослова1, Т.Ю. Манькова1, А.В. Ким1, Н.В. Устинова2

1 Городская поликлиника № 37, Санкт-Петербург, Российская Федерация

2 Научный центр здоровья детей РАМН, Москва, Российская Федерация

Опыт организации отделения медико-социальной помощи в детской поликлинике

6

Контактная информация:

Ким Андрей Вячеславович, главный врач Санкт-Петербургского государственного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 37» (Детское поликлиническое отделение № 12)

Адрес: 191186, Санкт-Петербург, ул. Гороховая, д. 6, литер А, тел.: (812) 713-56-69, e-mail: poliklinica37@mail.ru; ustinova@nczd.ru Статья поступила: 06.11.2012 г., принята к печати: 01.02.2013 г.

Представлен анализ опыта работы отделения медико-социальной помощи детской поликлиники г. Санкт-Петербурга. Приведены данные об эффективности работы отделения, доказана необходимость его выделения в отдельное подразделение службы, обеспечивающей формирование практического взаимодействия со всеми заинтересованными структурами и организациями по социальной защите детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Ключевые слова: отделение медико-социальной помощи, дети в трудной жизненной ситуации, межведомственное взаимодействие, профилактика.

(Вопросы современной педиатрии. 2013; 12 (1): 6-7)

Акцентируя внимание на приоритете профилактики в деятельности детской поликлиники, в современных условиях представляется достаточно актуальным поиск ее новых форм работы, прежде всего имеющих медико-социальную направленность [1-3]. Такая значимость обусловлена не только концепциями Министерства здравоохранения Российской Федерации, но и продиктована необходимостью формирования и поддержания здоровья каждого конкретного ребенка с учетом его среды обитания, оптимальной социализации в этой среде. К сожалению, в повседневной практике непосредственное участие педиатрической службы в решении социальных вопросов происходит чаще всего лишь в случаях явной угрозы жизни и здоровью ребенка. Раннюю диагностику неблагоприятного социума, медицинское сопровождение социальной адаптации ребенка проводят в крайне ограниченном объеме. Как следствие, результативность медицинского вмешательства остается ограниченной, а нередко и малоэффективной.

В связи с этим, основываясь на теоретических и организационно-методических принципах социальной

педиатрии, заложенных профессором Н. Г. Веселовым в 80-х гг. XX в. [4], в одной из детских поликлиник Санкт-Петербурга, имеющей традиционную направленность и обсуживающей по территориальному принципу около 15 тыс. детского населения, в 2008 г. было открыто отделение медико-социальной помощи.

Среди основных задач данного отделения — организация межведомственного взаимодействия поликлиники и координация деятельности внутриполиклинических структур по медико-социальным вопросам охраны здоровья детей, сохранение репродуктивного и социального здоровья детей и подростков, предупреждение медико-социальной дезадаптации и др. Приоритетными направлениями деятельности данной службы в условиях детской поликлиники являются следующие.

• Медицинская реабилитация детей и подростков, склонных к правонарушениям, несовершеннолетних, подвергшихся различным формам насилия, а также оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

• Оказание медико-психологической помощи детям и их семьям на основе индивидуального подхода и с учетом особенностей личности.

Z.A. Roslova1, T.Yu. Man'kova1, A.V. Kim1, N.V. Ustinova2

1 Municipal Polyclinic № 37, St. Petersburg, Russian Federation

2 Scientific Centre of Children Health, RAMS, Moscow, Russian Federation

Experience of the organization of the medico-social health care department at a pediatric polyclinic

The analysis of functioning of a medico-social health care department at a pediatric polyclinic of St. Petersburg is shown in this article. The data on efficacy of this department are represented. The necessity of its allocation as a separate unit, providing the organization of practical interaction between all of the concerned structures and institutions of social protection of children at difficult living conditions, is proved.

Key words: department of medico-social health care, children at difficult living conditions, interdepartmental interaction, prophylaxis. (Voprosy sovremennoipediatrii — Current Pediatrics. 2013; 12 (1): 6-7)

• Медико-психологическая поддержка детей-инвалидов и их семей, медицинская реабилитация детей-инвалидов.

• Медико-социальный патронаж семей из групп социального риска.

• Индивидуальная, групповая, коллективная санитарнопросветительная работа, направленная на формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание вреда «рисковых», т. н. саморазрушающих форм поведения (курение, злоупотребление алкоголем, наркомания, токсикомания, ранняя сексуальная активность, правонарушение несовершеннолетних, бродяжничество и т. п.).

В составе отделения работают педиатр, подростковый терапевт, психолог, социальный работник, гинеколог, уролог-андролог. Отделение возглавляет заведующий.

В сферу деятельности и наблюдения службы входят дети из многодетных семей и сами семьи, дети из неблагополучных семей (семьи, имеющие плохие бытовые условие, наркомания и/или алкоголизм родителей, малоимущие), дети-инвалиды, дети, находящиеся под опекой, юные матери в возрасте до 18 лет, а также дети и подростки, склонные к различным правонарушениям, бродяжничеству. Актуальность и необходимость формирования данной службы подтверждается тем, что удельный вес детей, отнесенных к таким категориям, превышает 16% всей численности детского населения, обслуживаемого поликлиникой. Все эти дети и подростки находятся под диспансерным наблюдением.

Не менее важна, на наш взгляд, работа отделения по предупреждению совершения в отношении несовершеннолетних противоправных действий насильственного характера, а также при регистрации случаев жестокого обращения с несовершеннолетними. При обращении за медицинской помощью детей и подростков с повреждениями насильственного характера действия медицинского персонала осуществляются в соответствии с разработанными для различных должностных лиц поликлиники конкретизированными пошаговыми алгоритмами. Такие алгоритмы созданы для врача дошкольно-школьного отделения, врача-педиатра участкового, заведующих различными отделениями.

Межведомственная деятельность является одним из значимых направлений работы отделения, которое обеспечивает формирование практического взаимодействия с органами опеки и попечительства, службами социальной защиты населения, органами внутренних дел, специализированными диспансерами и иными учреждениями.

Ключевой формой работы специалистов отделения является комплексный медико-психологический индивидуальный подход к каждому конкретному ребенку, который включает оценку состояния его здоровья, окружения, среды обитания, определение факторов, негативно влияющих на его соматический и психоэмоциональный статус. Информация о наличии ребенка с определенными медико-социальными проблемами, как правило, поступает в отделение от участковой службы или органов опеки и попечительства. После проведения анкетирования по специально разработанной методике, оценки условий проживания и окружения ребенка проводится

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранов А. А., Намазова-Баранова Л. С., Альбицкий В. Ю. Профилактическая педиатрия — новые вызовы. Вопр. совр. педиатрии. 2012; 11 (2): 7-10.

2. Альбицкий В. Ю. Социальная педиатрия как область научного знания, сфера практического действия и предмет преподавания. М.: Союз педиатров России. 2011. 24 с. (Социальная педиатрия, вып. 13).

его комплексное медицинское обследование в условиях максимального сопровождения и доступности получения медицинских услуг. По результатам данных мероприятий формируется индивидуальная программа медикосоциальной реабилитации, включающая в себя медицинский, психологический и социальный раздел.

Медицинский аспект подразумевает организацию и проведение амбулаторного или стационарного лечения с последующим обязательным динамическим диспансерным наблюдением, осуществление мероприятий реабилитационного восстановительного характера, проведение плановых профилактических прививок и т. д. Психологическая составляющая основывается на психолого-педагогической диагностике уровня развития ребенка, выявлении и последующей коррекции возможных адаптивных нарушений, осуществлении психологической помощи и поддержке при различных негативных ситуациях. Социальный блок включает в себя мероприятия по социальной адаптации ребенка. Именно в этом разделе проводится работа с семьей по устранению негативного влияния окружения, вредных привычек; осуществляется поиск способов для формирования досуга ребенка в различных социально-культурных или спортивных подразделениях, трудоустройства, в некоторых случаях обеспечивается правовая защита.

Дети, находящиеся на учете в отделении, занесены в специальную картотеку, что позволяет в оперативном режиме отслеживать ход и эффективность проводимых мероприятий. Так, в течение календарного года в отделении наблюдалось более 1600 детей. В структуре наблюдаемых по социальному признаку 46% составляли дети из многодетных семей, 17% — дети-инвалиды, 13% — дети и подростки, склонные к правонарушениям, 12% — дети из неблагополучных семей, 11% — дети, оставшиеся без попечения родителей. При оценке состояния здоровья было отмечено следующее распределение по группам здоровья: I группа — 7,8%, II группа — 40,5%, III группа — 34,2%, IV группа — 13,1%, V группа — 4,4%.

Все наблюдаемые получают необходимый комплекс лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий. Более 100 детей были направлены в санатории, спортивные и иные секции и т. д. Эффективность функционирования данного подразделения подтверждается как в медицинском, так и социальном аспекте. Так, при оценке динамического диспансерного наблюдения по общепринятым методикам эффективность такого наблюдения составила 6,8%, рецидивы асоциальных форм поведения у наблюдаемых сократились на 9,4%.

Таким образом, выделение в самостоятельное подразделение службы, обеспечивающей формирование практического взаимодействия со всеми заинтересованными структурами и организациями по социальной защите детей, позволяет не только оптимизировать объемы медико-профилактического наблюдения за детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, но и повысить качество такого наблюдения, систематизировать силы и средства детской поликлиники для более оперативного и эффективного решения задач, стоящих перед ней на современном этапе.

3. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии. 2-е изд., испр. и доп. Под ред. А. А. Баранова. М.: ГЭОТАР-Медиа. 2012. 592 с.

4. Веселов Н. Г. Социальная педиатрия (курс лекций). С.-Пб.: РИВЬЕРА. 1996. 395 с.

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ /2013/ ТОМ 12/ № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.